Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

«Развитие промышленности, финансов и государства при Петре I »

Введение

Эпоха Петра I является кульминацией процесс разложения феодализма и генезиса капиталистических отношений, начавшийся еще в XVII в. Петр I правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и приступил целенаправленно к их осуществлению.

При Петре 1 в России окончательно утвердился абсолютизм, Петр был провозглашен императором, что означало усиление власти самого царя, он стал монархом самодержавным и неограниченным. преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I. Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696-1715 годы и 1715-1725. Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

Р азвитие промышленности

В наследие Петру Великому от Московского государства достались слабо развитые зачатки промышленности, насаждаемые и поддерживаемые правительством, плохо развитая торговля, связанная с плохим устройством государственного хозяйства. Были унаследованы от Московского государства и его задачи - завоевать выход к морю и вернуть государство в его естественные границы. Пётр быстро приступил к решению этих задач, начав войну со Швецией и решив вести её по-новому и новыми средствами. Возникает новая регулярная армия, строится флот. Всё это, конечно, требовало огромных финансовых затрат. Московское государство при возрастании государственных нужд покрывало их новыми налогами. Пётр тоже не чуждался этого старого приёма, но рядом с этим поставил и одно новшество, которого не знала Московская Русь: Пётр заботился не только о том, чтобы брать с народа всё, что можно взять, но подумал и о самом плательщике - народе, о том, где ему взять средства на уплату тяжёлых податей.

Путь к поднятию народного благосостояния Пётр увидел в развитии торговли и промышленности. В то же время желание удешевить содержание войска и флота естественно наводило на мысль, что было бы дешевле производить всё то, что нужно для экипировки и вооружения армии и флота. А так как фабрик и заводов, которые могли бы выполнить эту задачу, не было, то возникала мысль, что их надо построить. Эти мысли были не новыми и известны ещё со времён царя Михаила, но осуществить её мог только человек с железной волей и несокрушимой энергией, каким был царь Пётр.

Во время Великого посольства царь изучил все стороны европейской жизни, в том числе, и техническую. За границей Пётр усвоил основы экономической мысли того времени - меркантилизма. Своё экономическое учение меркантилизм основывал на двух положениях: первое - каждый народ, чтобы не обеднеть, должен сам производить всё, что ему нужно, не обращаясь к помощи чужого труда, труда других народов; второе - каждый народ, чтобы богатеть, должен как можно больше вывозить из своей страны произведённую продукцию и как можно меньше импортировать иностранную продукцию.

Сознавая, что Россия не только не уступает, но и превосходит другие страны обилием природных богатств, Пётр решил, что государство должно взять на себя развитие промышленности и торговли страны. «Наше русское государство, - говорил Пётр, - передъ иными землями преизобилуетъ и потребными металлами и минералами преблагословенно есть, которые до настоящаго времени безъ всякаго прилежанія исканы» .

Таким образом, осознав значение торговли и промышленности и усвоив на Западе идеи меркантилизма, Пётр приступил к реформированию этих сфер, принуждая к этому подданных, хотя бы и насильственным методом.

Во время правления Петра I в промышленной политике России прослеживаются два этапа:

· 1700-1717 гг. - главный основатель мануфактур - казна;

· с 1717 г. мануфактуры стали основывать частные лица. При этом владельцы мануфактур освобождались от государевой службы.

На первом этапе приоритет отдавался выпуску продукции для военных нужд. На втором этапе промышленность стала выпускать продукцию и для населения.

Указом 1722 г. городские ремесленники были объединены в цеха, но в отличие от Западной Европы их организовывало государство, а не сами ремесленники, для изготовления изделий, необходимых армии и флоту. "

Более высокой формой промышленного производства была мануфактура. В результате преобразований Петра I в первой четверти XVIII в. в развитии мануфактурной промышленности произошел резкий скачок. По сравнению с концом XVII в. число мануфактур увеличилось примерно в пять раз и в 1725 г. составило 205 предприятий.

Особенно большие успехи были достигнуты в металлургической промышленности, что вызывалось необходимостью вооружения армии и строительства флота. Наряду с заводами в старых районах (Тула, Кашира, Калуга) возникли заводы в Карелии, а затем на Урале. Именно в этот период началось широкое освоение железных и медных руд Урала, который вскоре стал основной металлургической базой страны. Выплавка чугуна достигла 815 тыс. пудов в год, по этому показателю Рорсия вышла на третье место в мире, уступая только Англии и Швеции. Было организовано крупное производство меди. На втором месте шли текстильные мануфактуры, получившие развитие в центре страны. Здесь работали также кожевенные предприятия, обеспечивавшие изделиями прежде всего армию.

При Петре 1 в России возникли новые отрасли: судостроение, шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги.

В развитии крупной промышленности большую роль играло государство. Оно строило заводы, помогало частным предпринимателям, обеспечивало мануфактуры рабочей силой.

На мануфактурах использовался как вольнонаемный, так и принудительный труд крестьян, работавших на вотчинных предприятиях своих помещиков, а также приписных крестьян из государственной и дворцовой деревни. Указом 1721 г. купцам была разрешена покупка для своих заводов крепостных крестьян, которые стали называться впоследствии посессионными. Таким образом, в первой четверти XVIII в. произошел скачок в развитии крупного производства и в использовании вольнонаемного труда. Это можно считать вторым этапом в начальном периоде генезиса капиталистических отношений в промышленности России (первый этап - XVII в.).

Таким образом, при Петре было положено основание русской промышленности. В оборот народного труда поступило множество новых производств, то есть количественно увеличивались и качественно улучшались источники народного благосостояния. Это улучшение достигалось путём страшного напряжения народных сил, но только благодаря этому напряжению страна оказалась в состоянии вынести тяготу беспрерывно двадцать лет длившейся войны. В будущем, начавшаяся при Петре усиленная разработка национальных богатств вела к обогащению и экономическому развитию России.

Внутренняя торговля при Петре тоже значительно оживилась, но, в общем, продолжала иметь всё тот же караванно-ярмарочный характер. Но и эта сторона хозяйственной жизни России была всколыхнута Петром и выведена из того покоя косности и непредприимчивости, какой отличалась в XVII веке и ранее. Распространение коммерческих знаний, появление фабрик и заводов, общение с иноземцами, - всё это давало новый смысл и направление русской торговле, заставляя её оживляться внутри и, тем самым, становится всё более и более деятельной участницей мировой торговли, усваивать её принципы и правила.

Развитие государства при Петре I

У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

Реформа государственного управления

(1699-1721 гг.)

Усиление абсолютистской монархии потребовало перестройки и предельной централизации всей системы государственного управления, его высших, центральных и местных органов.

На смену Боярской думе пришел Правительствующий Сенат - высшая правительствующее учреждение с судебными, административными, а иногда и законодательными функциями. Он был создан в 1711 г. в составе 9 сенаторов, назначенных лично Петром из представителей знати, бывших членов Боярской думы и дворян.

Функции Сената в первые годы его существования были широки и разнообразны. В частности, он заботился о государственных доходах и расходах, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом.

В 1922 г. было издано новое положение о Сенате. Этим положением Сенат объявлялся высшим государственным учреждением империи. В руках Петра Сенат стал послушным орудием монарха по управлению страной.

Взамен сложного и неповоротливого аппарата Приказов (более 50) и канцелярий с их нечеткими функциями и параллелизмом в работе был разработан проект создания новых центральных ведомств. Реформа 1717-1720 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела коллегии , созданные на основе изучения иностранного опыта. Всего было создано 11 коллегий со строгим распределением функций. Коллегия чужестранных (иностранных) дел - заменила Посольский приказ, то есть ведала внешней политикой.

· Военная коллегия (Воинская) - комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.

· Адмиралтейств-коллегия - военно-морские дела, флот.

· Вотчинная коллегия - заменила Поместный приказ, то есть ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). Основана в 1721 году.

· Камер-коллегия - сбор доходов государства.

· Штатс-контор-коллегия - ведала расходами государства,

· Ревизион-коллегия - контроль сбора и расходования казённых средств.

· Коммерц-коллегия - вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.

· Берг-коллегия - горно-металлургическое дело (горно-заводская промышленность).

· Мануфактур-коллегия - лёгкая промышленность (мануфактуры, то есть предприятия, основанные на разделении ручного труда).

· Юстиц-коллегия - ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты - купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства). Занималась гражданским и уголовным судом.

· Духовная коллегия или Святейший Правительствующий синод - управлял(а) церковными делами, заменил(а) патриарха. Основан(а) в 1721 году. В состав этой коллегии / Синода вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царём, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви. Действия Синода от имени высшей светской власти контролировал обер-прокурор - гражданский чиновник, назначаемый царём. Особым указом Пётр I (Петр I) приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.

· Малороссийская коллегия - осуществляла контроль за действия гетмана, которому принадлежала власть на Украине, ибо там был особый режим местного управления. После смерти в 1722 году гетмана И.И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом. Коллегия возглавлялась царским офицером.

Поначалу каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но в 1720 г. был издан обширный (из 56 глав) «Генеральный регламент», определивший их единообразное организационное устройство и порядок деятельности. Последующее развитие принципа чиновной выслуги нашло отражение в Петровской «Табеле о рангах» 1722 г. Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов или рангов чиновников. Всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином.

Новая система придельной бюрократизации государства качественно изменила служилые сословия, включив в состав дворянства выходцев из других социальных групп. Все они получили земли и крестьян. В Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение, то есть становились крепостными.

В результате проведения реформы система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.

Областная (губернская) реформа

(1708-1715 гг. и 1719-1720 гг.)

Реформа проводилась в 2 этапа. На первом в 1708-1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы - доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719-1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. Губернаторы были лишены административной власти в их ведении остались только военные и судебные дела.

В результате данной реформы произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.

Судебная реформа

(1697 г., 1719 г., 1722 г.)

Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

При Петре радикальным изменениям подверглась судебная система. Функции верховного суда получили Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: провинциях - гофгерихты или надворные апелляционные суды в крупных городах, и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал так называемый единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Однако в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой.

Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности «выбивания» показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.

Военные реформы

Введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью «Табели о рангах» воинских званий, единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений. Введение армейской дисциплины и воинских уставов.

Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте - эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, - была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I. Однако боеспособность этой армии была низкой. Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700-1721 годов. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия. В 1716 году был издан Воинский Устав, строго определявший службу, права и обязанности военных. - В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей; 787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Церковная реформа

(1700-1701 г.; 1721 г.)

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества. В 1701 г. было реформировано управление церковно-монастырскими землями. Петр 1 восстановил Монастырский приказ, контролировавший церковные доходы и суд над монастырскими крестьянами. В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1, которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора. Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.

Развитие финансов

Существенное оздоровление финансов являлось конечной целью реформаторской деятельности Петра I. Его финансовая политика характеризовалась небывалым до его правления налоговым гнетом. Рост государственного бюджета достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Изыскивались все новые, дополнительные источники налогов: банная, рыбная, медовая, конская и другие подати вплоть до налога на бороды (царь требовал брить бороды, а кто не выполнял этого требования, обязан был платить налог) и на дубовые гробы, продажа которых объявлялась государственной монополией, так же как питейное и табачное. Всего косвенных сборов насчитывалось до 40 видов.

Финансовая реформа

Поиски новых источников доходов привели к коренной реформе всей налоговой системы - введению подушной денежной подати. С конца 1718 по 1724 г. в России была проведена перепись населения и учтено 5,4 млн. душ мужского пола, облагаемых единой податью: с помещичьих крестьян - 74 коп. в год, с государственных крестьян - 1 руб. 14 коп., с ремесленников и купцов - 1 руб. 20 коп.

К концу Петровского правления (1725 г.) государственные доходы по сравнению с 1701 г. выросли почти в 4 раза и составляли 8,5 млн. руб. из которых более половины (4,6 млн. руб.) приходилось на подушную подать. Подушная подать была гораздо тяжелее прежних подворных и поземельных податей и давала правительству гораздо большую, сравнительно со сборами 17 века сумму денег.

Громадные дефициты первых лет 18 века уменьшились к концу царствования Петра, хотя и на склоне своих лет он все еще не переставал нуждаться в деньгах на содержание армии и флота, на потребности народного хозяйства.

Денежная реформа Петра I

Состояние денежного обращения в конце XVII века характеризовалось глубоким кризисом. Обращавшаяся серебряная копейка в результате неуклонного понижения весовой нормы (с 0,63 г. до 0,39 г.) превратилась в крохотную монету размером с арбузное семечко и не способна была обслуживать всероссийский рынок. В обращении отсутствовали монеты, необходимые для обслуживания мелкой торговли. Серебряная копейка не могла выполнять эту роль, так как ее номинал был еще велик. Чеканка мелких фракций при ручном методе была невыгодна для казны, принося ей убытки.

Таким образом, к концу XVII века назрела необходимость в осуществлении коренных изменений в денежном обращении путем проведения денежной реформы, ибо от этого зависело дальнейшее развитие российской экономики и успех ряда преобразований в других областях жизни общества.

Замысел состоял во введении в обращение крупной серебряной монеты, замене мелких серебряных денег на медные монеты; практически требовалось решить те же задачи, которые ставил Алексей Михайлович, отец Петра I, в 1654 г. Однако, как свидетельствует история, его тогда постигла неудача, приведшая к сильным народным волнениям. Петр I, учитывая неудавшиеся попытки правительства Алексея Михайловича, поступил тактически по-другому, о чем свидетельствует начальный этап реформы.

Начало следующего этапа реформы (1704-1711 гг.) ознаменовалось тем, что в 1704 г. в обращение сразу выпущены два номинала: медная копейка и рубль, которым отводилась роль основных денежных единиц в новой денежной системе. В основу денежной системы был положен десятичный принцип соотношения номиналов: 1 рубль приравнивался к 100 копейкам. Параллельный выпуск одинаково датированных серебряных и медных денег приучал население к равноценности обеих монет, что способствовало укреплению доверия к медной монете 26 .

Сущность следующего этапа (1711-1717 гг.) состояла в отказе от чеканки мелких серебряных денег талерной пробы и понижении ее до 70-й, то есть в уменьшении содержания в них чистого серебра и, следовательно, их реальной ценности.

Период с 1718 г. по 1724 г. можно определить как завершающий этап реформы. На этом этапе полностью прекращается чеканка серебряных проволочных копеечек, что характеризует завершение функционирования старой русской денежной системы. Одновременно был прекращен выпуск и медных копеек, в целях маскировки «низвержения» серебряной копейки и предотвращения волнений в народе. Лишь в 1724 г. чеканка медной копейки была возобновлена.

Сведя воедино все новшества, привнесенные Петром I в денежную систему России, получим довольно внушительный перечень:

· Во-первых, в обращении появилась крупная серебряная монета - рубль, способная эффективно обслуживать промышленность и торговлю, в том числе и внешнюю. На ее долю приходилось 88,5% от общей суммы чеканки. Среднегодовой выпуск серебряной монеты с 1698 г. по 1724 г. составил 1,1 млн. рублей.

· Во-вторых, в качестве мелкой, разменной монеты вместо прекратившей свое существование серебряной монеты стала использоваться медная монета. В результате осуществленных мероприятий доля медной монеты в общей сумме чеканки составила 9,2%. Медные деньги обслуживали в основном небольшие по сумме сделки, ими преимущественно пользовалось население.

· В третьих, в обращение была внедрена золотая монета, которая перестала использоваться в наградных целях в связи с налаживанием выпуска специальных наградных медалей. Золотая монета призвана была обслуживать внешнеторговый оборот. На ее долю приходилось 2,3% от общей суммы чеканки.

· В четвертых, денежная система, введенная Петром I, принципиально отличалась своим десятичным строем и до конца 18 века оставалась единственной десятичной системой в мире.

· В-пятых, в ходе реформы впервые была установлена государством и закреплена законом проба серебряных и золотых монет.

· В-шестых, была усовершенствована техника чеканки монет. Вместо ручной чеканки монетные дворы стали использовать «молотовые снаряды», а затем винтовые прессы. Благодаря машинной чеканке российские монеты приобрели круглую форму и стандартный устойчивый вес. И, наконец, начиная с 1696 г. впервые вводится датировка российских монет. С 1696 г. по 1700 г. на монетах указывался год от сотворения мира, а затем в связи с изменением год от рождества Христова.летоисчисления с 1700 года.

Ф ормирование государственного бюджета

Основную статью доходов государственного бюджетасоставляли прямые налоги с населения - до 55,5% в 1724 году. Кроме этого, как и в XVII веке, большую роль играли косвенные налоги и система откупов на продажу монопольных товаров, а также откупы на строительство мельниц, мостов и т.д. Получили распространение различные натуральные повинности,такие как рекрутская, постойная (квартирная) и подводная, в соответствии с которыми крестьяне должны были обеспечивать войсковые части, вставшие на постой, продовольствием и фуражным зерном. Государственные крестьяне также были обязаны выполнять разного рода работы в пользу государства: перевозить почту и выделять подводы для извоза, принимать участие в строительстве каналов, гаваней, дорог.

Особую роль в пополнении доходов казны играли манипуляции с мелкими медными монетами. Так, например, рыночная цена одного пуда меди равнялась 7 руб., но из этой массы в начале XVIII века чеканилось медных денег на 12 руб., а к 1718 году - на 40 руб. Громадная разница между рыночной ценой меди и номиналом медной монеты приводила к их бесконечным нелегальным подделкам - «воровским деньгам», росту цен и обесценению денег, обнищанию населения.
Основную статью бюджета составляли военные расходы. О размерах военных расходов можно судить по такому факту: в самом начале XVIII века, когда в Европе образовалась антишведская коалиция в составе России, Польши, Дании и ряда германских княжеств, Петр I обязался выплачивать 150 тыс. руб. в качестве ежегодной субсидии польскому королю Августу II только за то, чтобы тот продолжал поддерживать союз и участвовал в военных действиях против Швеции.Так, например, военные походы Петра I поглощали примерно 80-85% всех доходов России, а в 1705 году они обошлись в 96%. В период петровских реформ систематически возрастали расходы на государственный аппарат, на строительство Санкт-Петербурга и дворцов вокруг него, на различные торжественные мероприятия по случаю военных побед - «викторий», пышные празднества и пр. Постоянно растущий бюджетный дефицит в XVIII веке стал все чаще покрываться за счет инфляции, а также государственных займов, особенно после кончины Петра I.

Заключение

реформа петр бюджет государственный

Конец XVII - первая четверть XVIII в. - переломный период в истории России, ознаменованный разительными сдвигами в экономике, государственном строительстве и культуре. Приход к власти Петра I в конце XVII в. оказал решающее влияние на судьбу Российского государства, которое продолжало существовать и предпринимать какие-либо действия в области внешней политики скорее по инерции или же в результате давления со стороны других европейских держав, чем в целях защиты своих интересов и проведения собственной внешнеполитической линии.

Благодаря целому ряду блестящих побед вследствие преобразований, проведенных Петром I в русской армии, а также искусной дипломатии, авторитет России на международной арене возрастает. Утверждение России на берегах Балтийского моря создало благоприятные предпосылки для развития постоянных экономических, культурных и политических связей с ведущими странами Западной Европы, что привело к существенным сдвигам в социально-экономическом развитии России. Фактически Россия вошла в число ведущих европейских держав своего времени.

Петр I являлся великим реформатором своего времени. Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом было создано государство со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

Список литературы

1. История России http://rhistory.ucoz.ru/publ/reformy_petra_1_tablica/15-1-0-145

2. Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0% E5% F4% EE % F0% EC % FB_%CF % E5% F2% F0% E0_I

3. Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие / Под ред. Про М.Н. Чепурина. - 11- е изд. М.:ЗАО Юстицинформ, 2004

4. Семенкова Т.Г. Денежная реформа 1535-1538 гг. - итог развития экономики русского государства в первой трети ХVI века // Денежные реформы в России: История и современность. Сборник статей. М.: Древлехранилище, 2004

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Форма государственного единства. Направления и этапы реформирования судебных органов. Отношения церкви и государства. Особенности правовой системы Российской империи при Петре и ее отраслей: гражданского, семейного, процессуального и уголовного права.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2013

    Общая характеристика периода смутного времени и его роль в истории России. Особенности государственного управления в этот период. Исследование политики семьи Романовых. Выявление эффективности государственного и регионального управления в XVII веке.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2013

    Идея Петра как реформатора России. Смысл социальной политики. Изменение теоретических основ власти и образа монарха. Создание флота, преобразования в сфере промышленности и торговли. Реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев.

    реферат , добавлен 10.10.2014

    Начало послевоенного восстановления и развития промышленности, транспорта и других отраслей. Развитие социальной политики СССР. Трансформация системы государственного управления. Внедрение реформ и экономических методов управления. Реформа 1965 года.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Анализ личности и реформ Петра Великого. Рассмотрение причин создания новых общеобразовательных и технических школ. Особенности экономической политики Петра I, меры развития русской промышленности: законодательная пропаганда, вывоз иностранных мастеров.

    реферат , добавлен 06.12.2012

    Анализ системы государственного управления до реформ Петра I. Изменения в административно-территориальном устройстве страны, проведенные им в первой четверти XVIII в. Создание судебной ветви власти в России. Смерть императора и ее значение для народа.

    реферат , добавлен 05.01.2014

    Оценка исторической роли и значения II съезда Советов рабочих и крестьянских депутатов в становлении советского государства. Принципы создания и особенности государственного строя Советской России, процесс и этапы становления органов судебной власти.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2014

    Реформы государственного устройства Петра I, основные этапы их проведения и историческая значимость. Социальные предпосылки абсолютизма в России. Уставы, регламенты, указы одинаковой юридической силы как форма реформаторской деятельности Петра Великого.

    реферат , добавлен 16.01.2013

    Перерастание сословно-представительной монархии в абсолютную в России. Основные характеристики абсолютной монархии. Функции сената, коллегии и их деятельность. Причины усиления органов и средств государственного контроля в период правления Петра I.

    реферат , добавлен 26.12.2010

    Основные задачи восстановления народного хозяйства в послевоенный период. Основные направления государственного регулирования и содержание перестройки в промышленности. Основные направления социальной политики советского государства в послевоенный период.

Реформы в области торговли и предпринимательства — комплекс мер, проводимых Петром I для увеличения налоговых поступлений от коммерческой деятельности и развития отечественного производства.

Побывав в Европе по время Великого посольства , Пётр I проникся идеями меркантилизма и протекционизма, согласно которым торговля должна всецело поддерживать развитие внутреннего производства, а на экспорт из государство должны идти преимущественного готовые товары (а не нефть и газ, как в современной России).

Кратко о сути и содержании реформ в области торговли и предпринимательства

  • Введение монополий на торговлю товарами массового потребления
  • Разделение купечества на гильдии
  • Разрешение крестьянам заниматься торговлей в городе при уплате дополнительных налогов
  • Указ о единонаследии дворян
  • Таможенный тариф 1724 года
  • Перенос торговых путей из Архангельска в Петербург
  • Организация компанейский предприятий
  • Строительство каналов

Монополии

Острая нужда в деньгах заставила Петра I использовать внутреннюю торговлю в качестве важнейшего источника государственных доходов. Торговля облагалась разными налогами, что не могло не сдерживать ее оборота. Продажа части товаров на внутреннем рынке была объявлена государственной монополией. К ним относились соль, табак и другие товары, торговля которыми нередко отдавалась на откуп отдельным купцам, монастырям или производилась непосредственно казенными учреждениями.

Изменение положения купечества

Стремление к регламентации общественной жизни, в том числе экономической, нашло отражение в царском Указе от 16 января 1721 г., определявшем правовое положение купечества. В соответствии с ним все городское население , за исключением иностранцев, дворян, духовенства и «подлых людей» (чернорабочих, поденщиков и пр.) разделялось на две гильдии.

К первой были отнесены банкиры, знатные купцы, городские доктора, шкиперы купеческих кораблей „ золотых и серебряных дел мастера, живописцы.

Во вторую гильдию вошли все торговцы мелочными товарами и харчевыми припасами, а также ремесленники.

В третий разряд , который не назывался гильдией, были включены чернорабочие и лица наемного труда.

Этот указ устранял монополию купечества на ведение торговли, которой оно пользовалось со времен Соборного Уложения 1649 г. Торговлей теперь разрешалось заниматься лицам «всякого звания», за исключением военных, а ранее изданный указ о единонаследии (1714 г.) прямо рекомендовал младшим сыновьям дворянских фамилий заниматься торговой деятельностью.

Указ о единонаследии

Изданный в 1714 году указ о единонаследии, по мнению Пётра I должен был не только предотвратить дробление наследуемых земель, но и направить не имеющих наследства детей дворян на службу государству, в том числе — в предпринимательство.

Однако подавляющее большинство дворян-предпринимателей составляли ближайшие соратники Петра I. В 1714 г. А.Д. Меншиков соорудил на реке Клязьме парусную фабрику, другие сподвижники Петра I (Апраксин, Толстой, Шафиров) учредили в 1717 г. шелковую компанию. Она получила субсидии от государства на общую сумму более 45 тыс. руб., право беспошлинной продажи своих изделий в течение 50 лет, свободу от податей и постоя и ряд других привилегий. Многие подобные компании, нередко созданные из желания угодить царю, но не имевшие необходимых капиталов и опыта, в скором времени оказались на грани разорения. То же произошло и с шелковой компанией: в 1720 г., т.е. уже через три года после создания, она была продана купцам.

Протекционистский таможенный тариф 1724 года

Протекционистский таможенный тариф 1724 года, устанавливал размеры пошлин в прямой зависимости от способности отечественных купцов удовлетворять потребности внутреннего рынка в этих товарах и колебался от 10 до 75%. С товаров, вывозимых из страны, в большинстве случаев взималась низкая (до 3%) пошлина, а если русские купцы вывозили товары на собственных судах, пошлина снижалась втрое.

Взамен русского сырья, Европа могла бы снабжать нас продуктами своей обрабатывающей промышленности. Но, покровительствуя своим фабрикам и заводам, Пётр почти запретительными пошлинами сильно сократил ввоз в Россию заграничных фабрикатов, допуская только такие, которые совсем не производились в России, или только такие, которые нужны были русским фабрикам и заводам (это была политика протекционизма)

Перенос торговых путей

Своё главное детище, Санкт-Петербург, Пётр I желал видеть не только столицей, но и центром торговли.

Правительственные меры в этом направлении начались с 1712 года, но протесты иноземных купцов, жаловавшиеся на неудобство житья в новом городе, как Петербург, немалая опасность плавания в военное время по Балтийскому морю, дороговизна самого пути, по-тому что датчане брали пошлину за проход судов, - всё это заставило Петра повременить с крутым переводом торговли с Европой из Архангельска в Петербург: но уже в 1718 году он издал указ, позволяющий в Архангельске только торговлю пенькой, всю же хлебную торговлю предписывалось двинуть на Петербург. Благодаря этим и другим мерам такого же характера, Петербург становился значительным местом отпускной и привозной торговли.

Компании

В Голландии Пётр хорошо познакомился с компаниями тех времён и живо устроил все выгоды такого устройства промышленности и торговли.

В указе 1724 года Пётр предписывает образец, какому должны следовать в своём устройстве компании, повелевая «учинить опредѣленныя доли пайщиковъ съ примѣру остъ-индской компаніи» . По примеру западноевропейских правительств, Пётр предлагает привлекать к участию в компанейских предприятиях людей состоятельных, «капитальных», невзирая на их происхождение и положение. Предоставляя денежные ссуды для развития частных компаний, государство становилось в положение банкира и пользовалось право строгом следить за деятельностью предприятий. Ни одно переустройство, даже самое мелочное, в хозяйстве компании не могло быть сделано без соответствующего «доношения» в Мануфактур- и Берг-коллегию. От фабрикантов требовалось ежегодно доставлять в Мануфактур-коллегию образцы своих изделий. Правительство устанавливало вид, форму, цены на те товары, которые поставлялись в казну, и запрещало продавать их в розницу. Неудачливых фабрикантов правительство даже просто «отрешало» от фабрик.

Торговые компании не прививались и стали появляться в России не ранее половины XVIII века, да и то под условием больших привилегий и покровительства со стороны казны. Русские купцы предпочитали торговать самолично или через посредство приказчиков в одиночку, не вступая в компании с другими.

Каналы Петра I

Пётр прекрасно понимал, что при отсутствии хороших сухопут­ных дорог необходимо развивать судоходные артерии. Он издаёт указ о постройке Ладожского обводного канала. Он гово­рил:

«Видим, как Невой ходят к нам суда из Европы; а когда кончим вот этот канал, увидим, как нашей Волгой придут торговать в Пе­тербург и азиаты».

При Петре I был построен Вышневолоцкий канал, что очень по­могло развитию как внутренней, так и внешней торговли страны.
Со сведущим крестьянином Сердюковым Пётр I исходил глухие места Новгородского и Тверского края, обследовал реки и озера и приступил к устройству Вышневолоцкой судоходной системы.
Пётр задумал соединить Волгу с Невой, прорыть водораздел между ре­кой Вытегрой и Ковжей, впадающей в Белоозеро. Только в XIX в. там была устроена Мариинская система. Было задумано соединить Белое море с Балтийским и Волгу с Доном (эти каналы появились соответственно толь­ко в 30-50-е гг. XX в.). Ладожский обводной канал начал строиться при Пе­тре I в 1719 г., а закончен был уже после его смерти, в 1731 г. Этот канал дей­ствует до сих пор.

Итоги и результаты

  • Главной целью, которую преследовало государство по отношению к торгово-промышленным слоям российского общества, было увеличение государственных доходов за счет деятельности купечества. И эта цель в основном была достигнута.
  • Петр I сумел добиться превышения вывоза отечественных товаров (экспорта) над ввозом иностранных (импортом), что способствовало укреплению экономики государства. В 1726 г. объем российского экспорта составил 4,3 млн. руб., а импорта – 2,1 млн.
  • Внутренняя торговля при Петре оживилась, но, в общем, продолжала иметь всё тот же караванно-ярмарочный характер.

Промышленные реформы — комплекс законов и преобразований в сфере промышленности, произведенные Петром I Великим с целью развитя мануфактурного производства.

Чтобы наполнить казну, государство объявляло производство и продажу того или иного товара монополией государства. Во внешней политике осуществлялось покровительство отечественной промышленности — поощрение экспорта и ограничение импорта, так как по качеству отечественные товары не выдерживали конкуренции.

Реформы в сфере промышленности

Суть и содержание промышленной реформы Петра I

Причины и цели:

  • Отсталость экономики Русского царства была вызвана серьезным отставанием в развитии промышленности
  • Модернизация вооружения армии, и обеспечиение строительства современно оснащённого военного флота было невозможно без соответствующего производства внутри страны
  • Для организации и развития промышленности требовались новые административные институты

Пётр I лично убедился в технологическом и кадровом отставании российской промышленности перед европейскими странами. Первым его шагом на пути развития промышленного производства было привлечение иностранных инженеров. В 1698 году, когда во время его возвращения из Великого посольства, вместе с царем прибыли тысячи различных мастеров. В 1702 году Петр I издал указ, приглашавший на службу в Россию иностранных специалистов, а русским послам пребывавшим в европейских странах было велено нанимать лучших из возможных конструкторов.

Восприняв западные промышленные традиции и экономические принципы, царь сосредоточился на двух основных пунктах

Меркантилизм

Активное вмешательство государства в экономическую жизнь с целью накопления капитала внутри страны для повышения ее благосостояния, а также обеспечение максимума производимых для внутренних нужд товаров с сокращением продаваемых другим странам первичных ресурсов.

Протекционизм

Поддержка национальной экономики, осуществляемая, главным образом, с помощью торгово-политических барьеров — введение запретительных (чрезмерно высоких) пошлин на конкурирующие товары, монополизация государством добычи или производства.

Царю необходимо было решить следующие задачи:

  • Ликвидировать недостаток инженеров и квалифицированных мастеров,
  • Организовать поиск, добычу и переработку первичных руд, а также производство конечной продукции,
  • Обеспечить фабрики и заводы рабочей силой
  • Защитить зарождающееся отечественное производство от конкуренции с высокотехнологичными иностранными товарами

Еще до первой поездки за границу Петр велел разведать всякие руды на Урале. Вернувшись с нанятыми горными инженерами и мастерами, он, ободренный благоприятными поисками и опытами, показавшими, что железная руда давала чистого доброго железа почти половину своего веса, построил в 1699 г. на реке Невье, в Верхотурском уезде, железные заводы, на которые казна истратила 1541 рублей, да на наем рабочих собрано было с крестьян 10 347 рублей.

Приглашенные иностранные специалисты не только организовывали производство и проектировали заводы, но и брали учеников среди людей, отобранных из всех свободных сословий, а также крепостных, получивших отпускные документы у помещиков. Добровольцев для обучения не хватало (труд на заводах и фабриках был слишком тяжел), поэтому с 1720-х годов стали обучать и беглых крестьян, но только не солдат. Кроме того, сам Петр I указами производил наборы учеников, а также отправлял дворянских детей заграницу для обучения.

Приписные крестьяне

В 1703 царь подписал указ о приписных крестьянах — новых тип крепостных вместо выплаты подушной подати обязывался работать на заводах и фабриках. Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без конкретных временных рамок, то есть навечно. Формально эти крестьяне оставались собственностью государства, но на практике владельцы фабрик использовали и наказывали их как своих крепостных. На эксплуатации приписных крестьян была основана экономика горной и металлургической промышленности, в частности, Алтайского горного округа. Тяжёлое положение вызывало побеги, волнения и восстания приписных крестьян

Субсидии государства

Получила широкое распространения практика строительства производственных мощностей за казённый счет с последующей передачей их в частные руки. При этом царь и определённые им люди следили за развитием предприятий, и в случае неудовлетворительных результатов провинившийся фабрикант мог быть лишён имущества, сослан на каторгу или даже казнён.

В промышленной политике прослеживаются два этапа:

  • 1700-1717 гг. – главный основатель мануфактур – казна;
  • с 1717 г. мануфактуры стали основывать частные лица.

В Олонецком краю на берегу Онежского озера в 1703 г. построен был чугунолитейный и железоделательный завод, ставший основанием г. Петрозаводска. Вслед за тем возникло несколько железных и медных заводов, казенных и частных, в Повенце и других местах края. Особенно широко развернулось горное дело в нынешней Пермской губернии; в этом отношении Урал можно назвать открытием Петра.

Понимая необходимость как можно быстрее организовать поступления в армию нового снаряжения и вооружения, Петр I давал фабрикантам различные привилегии — их семьи освобождались от государственной службы, были подсудны только суду Мануфактур-коллегии, не платили личных податей, были освобождены от обязанности размещать на постой войска и получали право привозить из-за границы любые товары нужные для производства.

Берг-привилегия

Указом от 1712 г. Петр I основал оружейное производство в г. Туле. Но в следующие несколько лет стала очевидной нехватка первичных продуктов обработки металла в которых остро нуждалась промышленность. Поэтому изданная в 1719 году «Берг-привилегия» давала любому свободному человеку право искать, добывать и обрабатывать металлы и минералы, с обязательной выплатой «горной подати» в 10% стоимости добычи и 32-х долей владельцу земли, на которой производилась добыча и обработка ресурсов.

Введение категории посессионных крестьян

В 1721 году Петр I разрешил фабрикантам, жаловавшимся на массовые побеги крестьян с фабрик и нехватку рабочих рук, выкупать целые деревни для обслуживания заводов, при условии, что впоследствии эти крестьяне могут быть проданы только вместе с производством. Таким образом была сформирована еще одна категория крестьян — посессионные . Эта бесплатная рабочая сила была, фактически, живым инвентарём той мануфактуры, к которой была приписана.

Крепостные работники фабрик получали вместо оплаты только пропитание и одежду. Свободным людям платили деньги, на казённых фабриках обыкновенно помесячно, а на частных сдельно.

До 1724 года Пётр I проводил политику протекционизма по отношению к промышленности, запрещая или ограничивая ввоз иностранных товаров, аналоги которых начинали производить в Российской империи. Даже внутри страны вводились монополии на производство и продажу определенных продуктов, с целью ускорить развитие какой-то одной недавно открывшейся фабрики.

К концу правления Петра I выплавка чугуна достигла 7 миллионов пудов, меди — 200 тысяч пудов. Были начаты разработки серебра и золота.

Новые административные органы для развития промышленности

Учрежденные Петром I среди прочих коллегий Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии и Главный магистрат были институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия.

  • Берг-коллегия — развитие горнодобывающей промышленности
  • Мануфактур-коллегия — развитие текстильной, деревообрабатывающей и прочих видно легкой промышленности
  • Коммерц-коллегия — отвечала за организацию торговых отношений
  • Главный магистрат — совмещал в себе функции промышленной и торговой администрации на уровне города

Указом 1722 г. городские ремесленники были объединены в цеха, но в отличие от Западной Европы их организовывало государство, а не сами ремесленники. Каждый цех возглавлял утвержденный магистратом мастер, который оценивал выпускаемую ремесленниками продукцию и мог уничтожить товар, если тот был недостаточно качественным. Также было запрещено продавать товар не имеющий личного клейма конкретного ремесленника.

Качество продукции

Однако, за исключением продукции предназначавшейся для оснащения армии и флота (за плохое качество которой поставивший её фабрикант лишался производства, и мог быть сослан на каторгу или казнен), большая часть производимых в стране товаров были плохого качества и существенно уступали иностранным аналогам.

Итоги и результаты реформ в области промышленности

Возможно, промышленная реформа Петра I не создала качественно превосходящих западные аналоги производств, но абсолютно точно заложила основу для последующего развития страны и позволила обеспечить войска современным вооружением.

Петр оставил после себя 233 фабрики и завода по самым разнообразным отраслям промышленности. Больше всего заботили его производства, связанные со снабжением армии, полотняное, парусинное, суконное: в 1712 г. он поставил главной задачей легкой промышленности обеспечить потребность армии, чтобы «не покупать мундиру заморского», но до конца его жизни это осуществить не успели. Также в России возникли новые отрасли: судостроение, шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги.

А. Особенности экономического развития России при Петре I. Мануфактурное производство

1. За годы правления Петра I в российской экономике произошли огромные изменения. Можно назвать несколько причин этого:

> Северная война потребовала для армии большого количества вооружения, боеприпасов, обмундирования, а для флота -- леса, парусов, канатов, поэтому строились оружейные, полотняные, суконные, канатные мануфактуры, крупные верфи;

> лишившись поставок лучшего в мире шведского железа, Россия стала ускоренными темпами строить металлургические, доменные, медеплавильные заводы;

> для борьбы с иностранным торговым капиталом необходимо было поощрять экспорт, ограничивать импорт, ввести высокие таможенные тарифы, оказывать государственное покровительство русской промышленности, русскому купечеству (протекционизм);

> и наконец, российское дворянство было заинтересовано в том, чтобы занять в стране не только политическое, но и экономическое господствующее положение.

2. В развитии промышленности при Петре I произошел настоящий скачок:

> к 1725 г. в России было 220 мануфактур (в 1690 г. -- 21 мануфактура), т. е. за 30 лет промышленность страны выросла в 11 (!) раз;

> выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, что позволило начать экспорт железа за границу;

> главным центром металлургии стал Урал, где казна основала 11 заводов. Здесь же развернулись добыча и обработка меди;

> в Туле был построен крупный оружейный завод;

> в Петербурге на Адмиралтейской верфи, где работали 10 тысяч человек, за 20 лет было построено 50 крупных и 200 мелких кораблей. Кроме того, строительство кораблей велось на верфях Воронежа, Архангельска, Карелии;

> центром текстильной промышленности стала Москва. Возник огромный Хамовный двор, где ткали парусное полотно. Крупная парусно-полотняная мануфактура на Яузе давала до 250 аршин полотна в год. Отличался размером производства и Московский суконный двор, выпускавший 90 тыс. аршин сукна в год. Были построены также канатные, портупейная, кожевенная, шляпная, чулочная, сахарная мануфактуры. Постепенно Москва утрачивает значение единственного центра легкой промышленности. Крупные мануфактуры стали появляться на Украине, в Казани, Калуге и других регионах;

> в Казани производилась кожа, ставшая экспортным товаром.

4. Петр I создал мощную промышленность, которая полностью обеспечивала военные нужды. Но мануфактуры с использованием принудительного труда были малопроизводительны и резко отличались по производительности труда не только от заводов Запада, но и от российских предприятий, использовавших труд свободных наемных рабочих.

В. Социальная политика и ее последствия. Итоги экономических преобразований

1. В 1721 г. в России было 336 городов, в которых проживало 170 тысяч жителей (из 15 млн. населения страны). В 1720 г. был учрежден Главный магистрат, сословный орган городского управления. Регламент Главного магистрата разделил всех жителей города на «регулярных» (имущих) и «нерегулярных» (неимущих) граждан. «Регулярные», в свою очередь, делились на две гильдии.

2. В первую гильдию горожан входили: знатные купцы, промышленники, банкиры, врачи, аптекари, живописцы, а также часть ремесленников -- иконники, золотых и серебряных дел мастера. Вторую гильдию составляли все другие ремесленники, средние и бедные торговцы. В особую гильдию входили купцы -- владельцы мануфактур и купцы, торговавшие с зарубежными странами; их освобождали от службы, пошлин, военных постоев.

3. В городах росло число работных людей на мануфактурах. Их называли «подлые наемные люди», «нерегулярные граждане», они не имели права участвовать в городском самоуправлении.

4. В начале XVIII в. в России было 15 тысяч дворян и 3 тысячи боярских семей, их стали называть на польский манер -- шляхтой. Они владели землей и имели 360 тысяч крестьянских дворов. Высшее дворянство (князья, графы, бояре -- 500 фамилий) имело по 100 дворов, средние дворяне -- от 50 до 100, мелкие -- от 10 до 40 дворов. При Петре меняется состав дворянства: царь давал дворянское звание за заслуги и крестьянам, и посадским людям, и другим простым людям («подлого сословия»). В указе 1714 г. о единонаследии вотчины бояр и поместья дворян были окончательно уравнены. Все землевладельцы России рассматривались как дворяне-помещики и имели право передавать свои поместья по наследству одному из членов рода (чтобы не дробить их). Часть дворян, лишенных земли, стала служить государству за жалованье и становилась чиновниками. В 1722 г. была введена «Табель о рангах», которая определяла порядок прохождения военной и гражданской службы по 14 классам-рангам. 1-й ранг был са-мым высоким, а 14-й -- самым низким. Этот документ положил в основу государственной службы принцип личной выслуги и открывал путь наверх людям незнатным, но способным и предприимчивым. Все чины первых восьми рангов давали права потомственного дворянства.

5. Ведение Северной войны требовало огромных расходов. Они покрывались за счет многочисленных налогов: прямых (общественных и чрезвычайных) и косвенных -- на рыбную ловлю, постоялые дворы, бани, бороды и т. д. Но денег не хватало. Тогда было решено изменить податную систему.

Начиная с 1678 г. единицей податного обложения являлся двор. Нередко помещики, чтобы облегчить бремя податей, при проведении переписи объединяли в один двор родственников, соседей, а иногда и чужих друг другу людей. Поэтому было решено сделать единицей обложения не двор, а мужскую душу, независимо от возраста и трудоспособности. В 1718г. началась всеобщая перепись населения, которая продолжалась несколько лет, так как помещики не торопились подавать сведения и утаивали численность крестьян. Была проведена ревизия результатов первой переписи, и с этого времени все последующие переписи населения получили название ревизий. Все лица, внесенные в списки (позднее их назовут «ревизские сказки»), должны были платить подушную подать: помещичьи крестьяне-- 74 копейки, а посадское население -- 1 рубль 14 копеек в год.

6. Кроме податей, налогов, барщины и оброка, крестьяне, как и простой посадский люд, выполняли также и государственные повинности: перевозили фураж, продовольствие, оружие, лес, строили дороги, содержали на постое воинские части.

7. Податная реформа закрепостила категории населения, которые все еще считались свободными (гулящих людей) или имели возможность стать свободными после смерти господина (холопов). Теперь они были уравнены с крепостными крестьянами. Важным следствием реформы было образование разряда государственных крестьян, в который были объединены однодворцы южных уездов, черносошные крестьяне Севера, пашенные люди Сибири, нерусские народности Поволжья (чуваши, мордва, черемисы и др.). Если раньше они платили только налог в пользу государства, то теперь сверх подушной подати обязаны были платить государству 40 копеек оброка, т. е. наравне с помещичьими и монастырскими крестьянами нести феодальную повинность.

8. Таким образом, при Петре I Россия достигла значительного экономического роста. Начинают развиваться крупные мануфактуры, заводы, выросла внешняя и внутренняя торговля. В результате за весьма короткий срок была создана промышленность, способная обеспечить все важнейшие военные и государственные нужды страны, ее независимость от иностранного экспорта.

Экономические преобразования, осуществленные Петром Великим, проводились не по заранее разработанному плану. Они диктовались потребностями обеспечения армии в ходе Северной войны. Армия и флот требовали большого количества железа, леса, парусов, канатов, обуви, сукна и т.д. С началом Северной войны Россия лишилась поставок шведского железа. Государство вынуждено было спешно развивать отрасли промышленности, работавшие на военные нужды. Главным металлургическим районом страны стал Урал, оттеснивший на второй план старые Олонецкий и Тульско-Каширский районы. В 1698 г. на Урале был построен Невьянский металлургический завод. В 1702-1707 г. были основаны еще 11 заводов. Это позволило удовлетворить потребность страны в металле. Уральское железо на долгое время оказалось лучшим в мире.

В конце Северной войны Петр приступил к поощрению частного предпринимательства. В 1719 г. была объявлена Берг-привилегия, согласно которой все российские подданные получили право на разработку недр и строительство заводов. В частные руки стали широко передаваться заводы, принадлежавшие ранее казне. Как правило, новыми владельцами становились купеческие компании, которым предоставлялись ссуды и налоговые льготы. Цели производства оставались при этом те же: в первую очередь предприятия должны были выполнять казенный заказ. Нарушение этого условия каралось конфискацией завода, даже если он был основан на собственные средства владельца.

Работа на казенный заказ была привлекательна для предпринимателей, так как обеспечивала гарантированный сбыт продукции. Но это же обстоятельство, снижая конкуренцию, позволяло не заботиться о техническом и организационном совершенствовании производства. Предоставление льгот купеческим компаниям также означало подавление конкурентов.

Таким образом, российская мануфактура петровской эпохи, будучи буржуазным явлением по характеру организации производства (разделение труда, частичная работа на рынок) по способу эксплуатации рабочей силы оставалась феодальной.

Внешняя торговля развивалась в соответствии с теорией меркантилизма. Согласно ей основу государственного богатства составляет накопление денег в казне. Следовательно, экспорт должен был превышать импорт. Основным средством для обеспечения этого становился протекционизм, т.е. высокие таможенные пошлины на импорт производимых в стране товаров и поощрительные низкие пошлины на экспорт. В этом отношении политика Петра I продолжала и развивала российские традиции XVII в. Таможенный тариф 1724 г. имел еще более ярко выраженный протекционистский характер, нежели Новоторговый устав 1667 г.: пошлины на некоторые виды железных изделий достигли 75% их стоимости. Уже в 1726 г. российский экспорт вдовое превысил импорт. Главным торговым портом стал Петербург, оборот которого превысил оборот Архангельска в 12 раз. Российский экспорт составляли в основном продукты сельского и лесного хозяйства: лен, пенька, лес, кожа. К ним добавились железо и полотно. Импортировались сукна, шелка, краски, вина, сахар, предметы роскоши.

Если в Европе буржуазия боролась против сословных барьеров, то в России - за их укрепление. Все это при традиционной слабости институтов самоуправления в русском городе привело к тому, что русская буржуазия так и не стала самостоятельной политической силой, носителем идеи представительного правления.

Таким образом, петровские реформы способствовали значительному ускорению экономического развития страны. Но одновременно они усилили крепостнические порядки и тем самым заложили условия для последующего отставания от развитых стран Запада.


В начале XVIII в. в России происходят преобразования Петра I, которые оказали серьезное воздействие на развитие отечественного предпринимательства. Это касается в первую очередь сферы промышленного производства. В допетровскую эпоху еще не в полной мере сложились условия для инвестиций капитала в промышленность. Преобразования Петра I резко стимулировали этот процесс. В первой четверти XVIII в. было создано около 200 (а по некоторым подсчетам – и до 400) крупных предприятий. Они производили железо, вооружение, военное снаряжение, на верфях строились корабли. Все это использовалось для оснащения армии, которая вела более, чем двадцатилетнюю войну со Швецией. Десятки предприятий возникли и в сфере легкой промышленности. Они были ориентированы на удовлетворение потребностей верхов общества, воспринимавшего быт, производили зеркала, ленты, чулки, шляпы, шпалеры, курительные трубки, сахар и т.п. Промышленное строительство в эпоху Петра I в полной мере соответствовало целям и потребностям его реформ, и решающая роль в активизации крупного предпринимательства в сфере промышленности принадлежала государству.

Что же было сделано? Многие заводы из казны передавались частным лицам. Получившие их, привлекая свои капиталы и предпринимательские таланты, должны были расширить производство и расплатиться с казной продукцией. Промышленникам предоставлялись беспроцентные ссуды. Правда не стоит преувеличивать их значение. Всего при Петре I было выдано около 100 тыс. рублей. Столько стоила в то время одна крупная фабрика. Так как львиная доля продукции поступила в казну, особенно в тяжелой промышленности – тем самым государство обеспечивало этим предприятиям надежный сбыт. Владельцы заводов, их дети, мастера освобождались от податей, служб, внутренних пошлин. С конца 1710-х годов правительство принимает серьезные меры для защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции, проводится все более жестокая протекционистская политика. На ввоз из-за рубежа товаров, аналогичных тем, что производились на российских мануфактурах, вводились высокие заградительные пошлины.

Так, первый в истории России таможенный тариф 1724 г. устанавливал пошлины в 75% на импорт железа, игл, парусины, скатертей, салфеток, некоторых видов тканей. В России не хватало знаний и технологий – правительство Петра I не жалело средств и льгот для привлечения иностранных специалистов на отечественные заводы и мануфактуры. Как и прежде, оставалась проблема обеспечения предприятий рабочей силой. Петр I не возражал против применения наемного труда, даже призывал к этому. Но крепостной гнет в его царствование нисколько не ослаб, а, напротив, усилился. В этих условиях при поддержке правительства расширяется использование на предприятиях подневольного труда: привлекаются приписные крестьяне, каторжные, солдаты и матросы. В 1721 г. предприниматели получают право покупать к своим заводам крепостных крестьян, так появляется еще одна категория подневольных работных людей, прикрепленных к предприятиям. Заводчики получают право не возвращать оказавшихся у них беглых крестьян.

Оказав мощную поддержку предпринимателям в организации крупного производства, правительство Петра I в известной мере ограничивало их свободу. Были созданы Берг- и Мануфактур-Коллегии, наблюдавшие за работой промышленных предприятий. Регламентировалось качество продукции, образцы которой предоставлялись для контроля в коллегию. Специальными указами предписывалась определенная технология, например, юфть следовало выделывать с ворванным салом, а не с дегтем, полотна следовало изготавливать определенной ширины. Часто регламентировалась номенклатура выпускаемой продукции, объем ее поставок в казну. Промышленники были обязаны представлять в Мануфактур-Коллегию подробные отчеты. В случае невыполнения этих предписаний они могли подвергнуться штрафу. Если в коллегиях приходили к выводу, что предприятие «ведется непорядочно» оно могло быть отобрано в казну, передано другому лицу.

Иногда говорят, что при Петре I для крупной промышленности создавались «оранжерейные условия», она формировалась и насаждалась искусственно. При всей односторонности этой точки зрения она имеет свои резоны. Достаточно обратиться к истории деятельности семейства Демидовых, одной из самых знаменитых предпринимательских фамилий эпохи Петра I, всего XVIII века.

Они начинали практически «с нуля». Основоположник династии тульский оружейник Никита Демидов покорил Петра своим мастерством, организаторской хваткой. В 1702 г. он получил из казны Невьянский железоделательный завод на Урале, а затем и другие предприятия. К ним были приписаны десятки сел и волостей, чтобы обеспечить их рабочей силой. В дальнейшем при непосредственной поддержке государства Н. Демидов и его старший сын Акинфий многократно приумножили свое достояние. Так, получив Верхотурские заводы, которые давали всего 20 тыс. пудов железа в год, Демидовы стали производить на них по 400 тыс. пудов. Это достигалось за счет привлечения все новой и новой рабочей силы – приписных крестьян, беглых, каторжных. Их труд стоил Демидовым крайне дешево: «пеший» работник из приписных получал 5 коп. в день, с лошадью – 10 коп. Эта плата не увеличивалась в течение многих лет, хотя жизнь дорожала. Любые протесты жестоко подавлялись. На Демидовских заводах существовали собственные тюрьмы, где в колодках содержались провинившиеся работные люди, зачастую вместе с женами и детьми. Это позволяло Демидовым ставить железо в казну дешевле других предпринимателей и получать при этом огромные прибыли. В 1715 г. они преподнесли Петру I по случаю рождения царевича Петра 100 тыс. руб. младенцу «на зубок». (Это стоимость целой фабрики).

Акинфий Демидов из всех потомков основателя династии отличался наибольшими масштабами деятельности, наибольшей энергией. Он не ограничивается производством железа, начинает разработку медной руды у горы Магнитной, добывает гранит, порфир, яшму. Его доходы достигают 200 тыс. руб. в год. Сфера предпринимательских интересов А. Демидова выходит далеко за пределы Урала. В конце 1720-х годов начинается разработка руд цветных металлов за Иртышом в районе озера Колывань (так называемый Рудный Алтай, ныне большей частью в составе Казахстана). Здесь на основанном А. Демидовым Змеиногорском руднике было обнаружено серебро. Хотя добыча денежного металла запрещалась частным лицам, Демидов этим занимался и даже переделывал серебро в монету. Предание гласит, что это нелегальное производство размещалось в подвале башни на старейшем демидовском заводе в Невьянске. Когда власти прослышали об этом и выслали следственную комиссию, Демидов, узнав о выезде чиновников, приказал немедленно открыть шлюзы заводского пруда и затопить подвалы башни. Так ему удалось скрыть следы своего преступного промысла, уничтожив и само производство и занятых на нем работников. Как бы то ни было, только в 1747 г. серебряные рудники были взяты в казну.

В то время на Урале находилось немало всякого начальства, надзиравшего за горно-металлургической промышленностью. Демидовы не имели тех привилегий, как когда-то Строгановы, и подлежали этому контролю, как и прочие заводчики. Однако Акинфий Демидов стремился к возможно более полной независимости, умел уходить от надзора правительственных чиновников: одним он открыто не подчинялся, других подкупал, третьих силой удерживал в своих владениях. Нередко он запрещал окрестным крестьянам предоставлять чиновникам подводы и лошадей, лишний раз напоминая, кто тут хозяин.

Потомки Акинфия занимались заводами с меньшим рвением. Многие из них, как потомственные дворяне, вливаются в аристократическую среду. Никита Акинфиевич больше жил в столицах, прославился как жестокий крепостник. Прокофий Акинфиевич занимался благотворительностью и покровительствовал наукам – дал более 1 млн. руб. на воспитательный дом и основал коммерческое училище в Петербурге. Павел Григорьевич, внук Акинфия, блестяще образованный человек, в начале XIX в. основал юридический лицей в Ярославле, известный как Демидовский. Лишь Николай Никитич активно занимался горным делом и удвоил отцовское достояние.

Возвращаясь к эпохе Петра I, следует подчеркнуть, что карьера Демидовых – наиболее яркое и характерное воплощение проводимой тогда экономической политики, направленной на создание крупного производства при мощной поддержке государства с широким использованием принудительного труда. Это позволило Демидовым сосредоточиться на развитии столь капиталоемкого производства, как горное дело и металлургия. Они гораздо в меньшей степени, чем предприниматели предыдущей эпохи, занимались деятельностью в других сферах экономики, не накопили крупных капиталов к началу своей карьеры в сфере промышленности. Но расширяя свои заводы, Демидовы и им подобные все в большей степени опирались на свои собственные предпринимательские способности, собственные капиталы и возможности, умело используя экономические и социальные реалии той поры, действовали жестко, не останавливаясь перед насилием, произволом и самоуправством, что вообще характерно для российской действительности того времени.

Так что не следует абсолютизировать версию об «оранжерейных условиях» для крупной промышленности, искусственном ее насаждении при Петре I. Тем более, что уже в допетровскую эпоху существовал известный опыт промышленного строительства, были накоплены крупные капиталы, которые теперь при поддержке правительства, начинают активно инвестироваться в производство. Наиболее характерно это для легкой промышленности. Так, в 1698 г. группа крупных купцов во главе с В. Щеголиным вложила значительные собственные средства в создание Большого суконного двора в Москве. Крупный предприниматель И. Микляев «с товарищи» основал суконную мануфактуру в Казани. Как видим, многие предприниматели создают при этом своего рода компании, объединяются для вложения капиталов в промышленность, используя традиции старинного складничества. Ярославский купец М. Затрапезнов выступает организатором полотняной, писчебумажной мануфактур. Крупное предприятие по производству полотна, парусины создает в Калужском уезде местный купец А. Гончаров, прапрадед жены А. С. Пушкина. Все эти лица и компании, вложившие крупные средства в промышленность, тем не менее продолжали и весьма обширные торговые операции.

Положение предпринимателей, действовавших в сфере торговли, при Петре I было весьма непростым. Для них делалось немало: строились дороги, каналы, порты, несколько расширилось самоуправление купечества в городах. В Петербурге сразу по основании города в 1703 г. учреждается биржа, как место регулярных собраний купечества для заключения торговых сделок, информации о ценах и товарах. Первоначально она действует «под кровом небесным» на Троицкой площади, но вскоре для нее отводятся специальные помещения при гостином дворе, который сначала находился там же на Петербургской стороне, а к началу 1720-х годов перенесен на Васильевский остров.

Вместе с тем резко возрос налоговый гнет со стороны государства, участились банкротства, разорения купцов. Многие крупные купцы по государеву указу, часто против их воли переселялись из Москвы, Архангельска в Петербург, что было связано с немалыми для них издержками. С целью увеличения доходов казны расширяются ее монополии. Только из казны продавались за границу икра, рыбий клей, поташ, смольчуг, смола, ревень. Некоторые монополии предоставлялись знатным лицам, привилегированным купцам, как правило, из иностранцев. Например, право на скупку продуктов морских промыслов на Севере и продажу за границу было предоставлено компании во главе с А. Меншиковым и П. Шафировым. Иностранные купцы И. Любс, Х. Брант завладели правом на скупку и экспорт щетины. Русские купцы в массе своей были лишены возможности вести торговлю этими ценными товарами с иностранными коммерсантами. Только в конце 1710-х годов большинство монополий были отменены.

В годы правления Петра I существенно расширяются торговые контакты со странами Западной Европы. Иностранцы, как и прежде, доминируют в европейской торговле России, опираясь на мощь своих капиталов, передовые формы организации дела и коммерческого судоходства, обширные связи на мировом рынке. В 1721 г. по указу Петра I был запрещен подвоз товаров к Архангельску с внутреннего рынка страны (за исключением бассейна Северной Двины), чтобы форсировать развитие торговли Петербурга, который с 1720-х гг. стал ведущим внешнеторговым портом России и основным центром деятельности западноевропейских купцов. Русские купцы доставляют им сюда со всей страны пеньку, лен, юфть, сало и т.д. При этом иноземцы широко используют кредит, ссужая русских поставщиков деньгами на закупку экспортных товаров на внутреннем рынке. В эти операции вовлекаются многие мелкие и средние торговцы разных регионов страны, которые оказываются в известной зависимости от своих иностранных кредитов. В самой России и в петровскую эпоху отсутствовали учреждения коммерческого кредита как государственные, так и частные. Процент по ссудам в сделках между купцами был по-прежнему высок. Правда, не без влияния иностранных коммерсантов активизируется обращение векселей и подобных им суррогатов, например, так называемых «советных писем» русских купцов своим кредиторам, где обозначены сумма долга и срок уплаты. Но какие-либо законодательные акты, регламентирующие обращение векселей, все еще отсутствуют.

Основные тенденции в развитии российского предпринимательства, сложившиеся при Петре I, характерны и для нескольких последующих десятилетий. Растет число крупных предприятий, вместе с тем расширяется применение подневольного труда. В 1736 г. все находившиеся на заводах работные люди были объявлены «вечноотданными», т.е. прикрепленными к предприятию со всеми своими потомками. На этом настояли все ведущие заводовладельцы и мануфактуристы. Подневольный труд казался им выгоднее, так как был дешевле. Незаинтересованность такого работника в результатах труда компенсировалась внеэкономическим принуждением. Условия работы на тогдашних предприятиях, особенно на уральских заводах, были тяжелейшими, многим представлялись хуже каторжных. С помощью палки и кнута нельзя было добиться высокой эффективности и качества труда. Но для многих тогдашних промышленников это не имело решающего значения. Продукция большей частью имела гарантированный сбыт в казне (где, правда, существовали определенные требования к качеству). На внутреннем рынке изделия отечественных мануфактур защищались от конкуренции более качественных иностранных товаров высоким протекционистским таможенным барьером.

Во второй трети XVIII в. вновь большого распространения достигают казенные монополии, подряды и откупа. Наряду с некоторыми привилегированными купцами в них активно участвуют представители аристократии, особенно фавориты царствующих особ и их приближенные. При Анне Иоанновне многие заводы и промыслы арендовал А. Шемберг, приятель фаворита императрицы Э. Бирона. После падения Бирона на Шемберге остался казенный долг в 300 тыс. рублей. Один из приближенных императрицы Елизаветы Петровны граф П. Шувалов получил монополию на эксплуатацию поморских промыслов. Ему же всего за 40 тыс. руб. были проданы Гороблагодатские заводы на Урале, которые реально оценивались в 182 тыс. рублей. Шувалов фактически заплатил только 6 тыс. рублей.

В эти годы постоянно усиливается влияние дворянства. Монархи и правительства, сменяющие друг друга в результате частых дворцовых переворотов, предоставляют дворянам все новые льготы и права. Расширяется дворянское предпринимательство. Используя труд крепостных крестьян, дворяне устраивают у себя в имениях небольшие предприятия – мельницы, сукновальни, различные мастерские. По мере развития внутреннего рынка в него вовлекаются многие крестьяне. Помещики не препятствовали этому, так как значительная часть прибыли торговых крестьян в виде оброка доставалась их владельцам.

Происходит дальнейшее развитие и углубление внутреннего товарооборота на всех уровнях. Несмотря на усиливающуюся конкуренцию неторговых сословий, прежде всего со стороны наиболее удачливых и предприимчивых крестьян, крупное купечество доминирует на внутреннем рынке. В его интересах в 1753 г. правительство Елизаветы Петровны отменяет внутренние таможенные пошлины. Определенные сдвиги наконец-то происходят и в сфере коммерческого кредита. В 1729 г., еще в правление Петра Вексельный устав, которым официально вводилось вексельное обращение, законодательно подтверждалось его основные принципы (простота в оформлении, скорая и безусловная процедура взыскания долга). Предусматривались и такие операции, как передача векселя кому-либо с соответствующей надписью на нем (индоссамент), перевод с помощью векселя уплаты с одного лица на другое. Правда, русские купцы и после издания устава крайне редко пользовались переводными векселями (траттами).

В первой половине XVIII в. те или иные суммы выдавались в кредит некоторыми государственными учреждениями (Берг- и Мануфактур-Коллегии, Главный комиссариат, даже Главный почтамт). Но их получали, как правило, промышленники знати. Лишь в 1754 г. правительство создает специальное кредитное учреждение для купечества «Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции», стремысь ослабить зависимость русских торговцев от ростовщиков и иностранных кредиторов. Его уставной капитал составил 500 тыс. рублей. Ссуды давались из 6% годовых на срок не более 6 месяцев под залог товаров. Услугами банка могли пользоваться только купцы, торгующие в Петербурге. Банк не вел учетных (дисконтных) операций, т.е. не выдавал кредит под векселя. Как видим, вексельное обращение существовало вне данного банка, в то время как развитый коммерческий кредит предполагает дисконтные операции, в результате чего банки играют ключевую роль в обороте векселей, других ценных бумаг. Ссуды из банка, созданного в 1754 г., быстро разобрали, возвращали их плохо, средств из казны поступало мало. Нередко по распоряжению правительства банк выдавал ссуды кому-либо из знатных лиц. Вообще правительство гораздо больше внимания уделяло кредитованию дворянства путем выдачи ссуд под залог имений. С этой целью в том же 1754 г. был создан Дворянский банк с уставным капиталом в 750 тыс. рублей. Позднее он был преобразован в Государственный заемный банк и действовал на протяжении многих десятилетий, перекачивая средства из казны на поддержку дворянства. Ссуды, полученные помещиками обычно использовались на непроизводительное потребление, а заложенные имения перезакладывались. Кредит для купцов был по-прежнему дорог, тем более в 1770 г. Купеческий банк прекратил свое существование. Купцы давали кредит друг другу, обращались к ростовщикам. Процент по этим ссудам достигал иногда 1% в неделю, т.е. 52% в год. Правительство в 1754 г. издало указ, не допускавший взимание более 6% в год. Но очевидно, что изданным указом нельзя было эффективно противодействовать произволу ростовщиков. Меры по содействию созданию частных учреждений дешевого коммерческого кредита не предпринимались вовсе.

К середине XVIII в. обозначилось несколько групп предпринимателей, интересы которых не совпадали. Во-первых, это крупные купцы-заводовладельцы, тесно связанные с казной, обладатели казенных откупов и подрядов. Они были заинтересованы в сохранении и расширении принудительного труда, жестоком протекционизме, препятствующем ввозу иностранных товаров. Они добивались права владения крепостными наравне с дворянами, т.е. возможности свободно покупать и продавать их, иметь деревни, усадьбы, земли. Против этого категорически возражали дворяне, которые считали право «душевладения» своей исключительной привилегией. Дворяне-предприниматели также понимали, что использование дарового крепостного труда дает им бесспорное преимущество по сравнению со всеми другими предпринимательскими группами. Купечество так и не добилось права владения «душами», если не считать тех, кто еще по указам Петра I и Анны Иоанновны был прикреплен к заводам. Но отдельные представители достигли этого другим путем – получив дворянство для себя и своих потомков. Процесс «нобилитации» крупных купцов- предпринимателей крайне характерен для XVIII века. Дворянство получили Гончаровы, Евреиновы, Исаевы, многие другие. Бароны Строгановы удостаиваются графского титула. Этого не удалось достичь Демидовым, получившим потомственное дворянство еще при Петре I. Однако в XIX в. один из представителей их рода получил звонкий иностранный титул «князя Сан-Донато».

Против монополий, откупов, привилегий узкой группы дельцов, имевших связи при дворе выступали представители более широких слоев купечества, чьим основным полем деятельности была внутренняя и внешняя торговля. Они же ощущали растущую конкуренцию со стороны торговых крестьян. Поэтому они требовали либо запретить, либо предельно ограничить крестьянское предпринимательство, оставить торговый промысел исключительной привилегией купеческого сословия. Купцы в большинстве своем выступали и против протекционизма, так как были заинтересованы в поступлении на русский рынок качественных импортных товаров, торговля которыми приносила им значительный доход. Дворяне, особенно те, кто не имел промышленных заведений, также выступали против протекционизма, так как он способствовал дороговизне иностранных товаров, основными потребителями которых они были. Но дворяне, как и торговые крестьяне, естественно, выступали против попыток купечества сделать торговлю своей сословной привилегией. Таким образом, в устремлениях разных групп предпринимательства причудливо сочетались интересы более свободного развития торговли промышленности (протест против монополий, чрезмерного протекционизма и т.п.) и узко сословные притязания.