Паспорт проекта Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с элементами творчества для детей 4-5 лет. Продолжительность проекта: 2 недели Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители. Ожидаемые результаты: использование полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях; самостоятельное наблюдение за насекомыми, бережное отношения к насекомыми на участке, сформированность положительного отношения к природе.


Актуальность Летом, на участке детского сада дети увидели муравьев. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить их. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о муравьях очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят? » Участие детей в проекте позволит сформировать представления о муравьях, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.


Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Не обижайте муравья». Задачи проекта: - формировать у детей элементарные представления о муравьях, их строении, образе жизни. -развивать наблюдательность, речь, мелкую моторику во время ИЗО деятельности и работы с природными материалами. -воспитывать бережное отношение к насекомым. - формировать навыки исследовательской деятельности.












Пословицы Разоряя муравейник, ты разоряешь дом друзей. Мал муравей телом, да велик делом. Муравью роса - ливень. Муравей не по себе ношу тащит, да никто спасибо не скажет. А пчела по искорке носит, да людям угождает. Ступай к муравью, ленивый, поучись у него благоразумию. Муравьи сообща и льва одолевают.


Физминутки Муравей нашел былинку. Много было с ней хлопот. Как бревно взвалил на спинку. Он домой ее несет. Он сгибается под ношей. Он ползет уже с трудом, Но зато какой хороший муравей возводит дом Муравей не отдыхает. За день много успевает: Наклониться, подтянуться, Перепрыгнуть, изогнуться, Пробежать и повернуться, Перелезть и развернуться, Проползти и увернуться, Чтоб на месте не споткнуться. Так весь день. Назад - вперёд И совсем не устаёт.


Стихотворения Вот домик муравья. К нему подсела я. Смотрю, а муравьишка Листок несет в домишко. И кажется, что он Шагает под зонтом. По травинкам, по листочкам, По канавкам и по кочкам Рыжий муравей бежит, По делам своим спешит. Он как солнышка кусочек, Тоже золотистый очень. Не смотри, что кроха он, Он могучий словно слон. Не боится он труда, Не ленится никогда. (О. Аленкина) Под пенёчком домик чей? Он без окон, без дверей! Горка-башня из земли, Ах, живут здесь муравьи! Что-то в домик свой заносят, А из домика выносят Мелкие песчинки, Разные крупинки. Работяги-муравьи Целый день снуют От восхода до зари, И не устают! (Л.Алейникова)

Слайд 1

Удивительные факты о муравьях

Слайд 2

Муравьи оказывают огромное влияние на окружающий мир, в этом они уступают только нам, людям. Одной из причин активного воздействия муравьёв на биоценоз является их многочисленность. Муравьи уникальны своим образом жизни, типом питания, сложными связями с позвоночными и беспозвоночными животными, растениями и почвой.

Слайд 3

Эти маленькие неприметные насекомые, способны к высокой самоорганизации. Муравьи проявляют чудесную приспособляемость, жертвенность ради общего блага, способны выполнять согласованные действия, для выполнения общей задачи. Современной науке, известны многие интересные факты о муравьях. 1. Муравьи листорезы, обладают настолько прочным хитиновым покровом, что могут без труда выдержать на себе килограммовую гирю. Проводили эксперимент, зажав насекомое между двумя стеклами и придавив сверху гирей в один килограмм. После освобождения муравей продолжал свои дела, не выказывая ни единого признака повреждения.

Слайд 4

2. Взрослая матка муравья Экофилла, способна откладывать до десяти тысяч яиц в сутки. Хотя на первых неделях жизни, количество отложенных ею яиц не превышает четырех

Слайд 5

В исследовании 2006-го года, ученные обнаружили, что мелкие муравьи ведут других муравьев своего вида к еде, тем самым показывая им путь, чтобы те запомнили. По словам ученых, это первый случай, когда одно нечеловекообразнее животное обучает другого.
Муравьи - единственные нечеловекообразные животные, способные учить.

Слайд 6

Мозг муравья состоит из 250 тысяч клеток. А коллективный мозг одной колонии, из 40 тысяч муравьев, по размеру соответствует мозгу человека.

Слайд 7

В 2014-м году группа муравьев прибыла на Международную космическую станцию для исследования того, как насекомые ведут себя в условиях микрогравитации. Несмотря на непривычную окружающую обстановку, муравьи продолжали работать вместе, исследуя свою территорию.
Муравьи побывали в космосе.

Слайд 8

2. Гнездо рыжих лесных муравьев среднего размера, очищает лес, за один день от 20 тысяч насекомых, за теплый период года, а это примерно 5 - 6 месяцев, утилизирует не менее 2 миллионов вредителей.

Слайд 9

Обоняние Собака различает до двух миллионов запахов. Муравьям, конечно, до таких показателей далеко, однако, их обонятельная система способна выявить до 400 различных ароматов – и это намного больше, чем у других насекомых. Так, шелковые мотыльки улавливают до 52 всевозможных запахов, плодовые мухи – 61, комары – от 74 до 158, и даже пчелы имеют возможность распознать только 174 аромата. Удивительные возможности муравьев были обнаружены в ходе исследований под руководством профессора биологических наук Лоуренса Солсбери из Нью-Йоркского университета. Исследователи предполагают, что именно эти возможности трудолюбивых насекомых позволили им создать столь высокий уровень социальной организации.

Презентация «Удивительный мир муравьев»       Презентацию подготовила: педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Гатчинский Дом детского творчества» Букаркина Ольга Викторовна Под теплым весенним солнцем просыпается муравейник. Маленькие работяги принимаются за починку своего гнезда-домика. Бегают туда-сюда, тащат хвоинки, веточки и прочий строительный материал. Все гусеницы для муравьев – добыча,  а голубянка…Они выделяют лакомую для муравьев жидкость. За это муравьи оберегают гусениц голубянок, нередко даже приводят или приносят их в свои гнезда. Гости эти в муравьиных галереях неприкосновенны. Когда такая гусеница окуклиться, муравьи оберегают куколку, а затем помогают ей выбраться из муравейника.  Вот что пишет о муравьях исследователь А.А.Захаров: «…одни из них смелы и агрессивны, другие отличаются робостью. Один муравей находчив, но нетерпелив, другой- может, как автомат, многократно повторять однообразные действия». Соответственно распределяются и профессии среди муравьев. Одни муравьи ухаживают за потомством – это няньки.  Одни муравьи ухаживают за потомством – это няньки. Другие чистят муравейники – это уборщики.  Другие чистят муравейники – это уборщики.  Третьи возводят стену и крышу – это строители. А муравьев, которые добывают строительные материалы, называют фуражирами. Но и фуражиры бывают разные: разведчики, охотники, носильщики и другие.  Животное с самым большим мозгом по отношению к телу – муравьи.  Муравьи движутся по строго определенным, постоянным дорогам. Каждый муравейохотник добирается по такой дороге до своего собственного охотничьего участка и только там ищет добычу. Дороги из года в год неизменны.  У муравьев хорошая память.  Очень ответственная работа у наблюдателей. Это самые старые, про -жившие несколько лет фуражиры. Они не бегают на охоту, не носят хвоинок и веточек. Находясь на куче муравейника, они оттуда внимательно следят за тем, что происходит вокруг. Часто летом муравьи лакомились сладкими выделениями тлей. Поэтому на зиму муравьи переносят своих неповоротливых «коровушек» в подземные помещения муравейника. Весной муравьи отправляют квартиранток обратно – на свежую зелень, чтобы потом все лето получать сладкое тлиное «молоко».  Поздней осенью бурная жизнь муравейника замирает. Муравьи забираются в глубокие подземные камеры и там, сбившись в большой ком, впадают в оцепенение до весны.  Часто бывает, что люди разоряют муравейники: разворачивают палкой муравьиный дом и наблюдают с любопытством за муравьиным несчастьем.  Или добывают больших куколок («муравьиные яйца»), на которые потом ловят рыбу. Случается, даже поджигают муравейники. ВСЕ ЭТО НЕПРОСТИТЕЛЬНО! И не только потому, что муравьи – защитники леса. Удивительное поведение этих насекомых требует от нас особого уважения к ним.. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МУРАВЕЙНИКУ – одно из первых правил общения с лесом.

Муравьи Астрасов Александр 2 А класс МОУ «КСОШ №8» Муравьи -удивительные существа!

  • Муравьи -удивительные существа!
  • Люди про них говорят:
  • "Мал муравей телом, да велик делом,
Каким же делом он велик? Муравьи разносят семена лесных растений, перемешивают, рыхлят и удобряют почву.
  • Каким же делом он велик? Муравьи разносят семена лесных растений, перемешивают, рыхлят и удобряют почву.
Муравьи освобождают лес от гусениц,поедающих листья деревьев.За день обитатели муравейника уничтожают до двадцати тысяч гусениц.
  • Муравьи освобождают лес от гусениц,поедающих листья деревьев.За день обитатели муравейника уничтожают до двадцати тысяч гусениц.
Как и у остальных насекомых у муравьев шесть ног, по три сустава на каждой. Их ноги отличаются большой силой, так как предназначены для быстрого перемещения тяжестей и работы. Если бы муравей был размером с человека, то перемещался бы со скоростью скаковой лошади. Муравьи способны поднимать вес в двадцать раз превышающий их собственный.
  • Как и у остальных насекомых у муравьев шесть ног, по три сустава на каждой. Их ноги отличаются большой силой, так как предназначены для быстрого перемещения тяжестей и работы. Если бы муравей был размером с человека, то перемещался бы со скоростью скаковой лошади. Муравьи способны поднимать вес в двадцать раз превышающий их собственный.
Муравьи почти всеядны и нападают на любую добычу, с которой могут совладать, не брезгуют они и мертвыми насекомыми.
  • Муравьи почти всеядны и нападают на любую добычу, с которой могут совладать, не брезгуют они и мертвыми насекомыми.
Муравейник только с виду кажется кучей веточек и хвоинок, но внутри находится целый «муравьиный город».
  • Муравейник только с виду кажется кучей веточек и хвоинок, но внутри находится целый «муравьиный город».
  • Купол гнезда состоит из хвои веточек – у него защитная функция, он защищает от дождя, ветра, снега.
Внутри подземная галерея ведёт к камерам, которые соединены между собой. А зимуют муравьи в подземной части. Устройство «общественной жизни» муравейника еще сложнее, чем устройство жизни улья. Муравьи во многом напоминают людей.
  • Внутри подземная галерея ведёт к камерам, которые соединены между собой. А зимуют муравьи в подземной части. Устройство «общественной жизни» муравейника еще сложнее, чем устройство жизни улья. Муравьи во многом напоминают людей.
Большую часть населения муравейника составляют рабочие, которые и выполняют всю работу по благоустройству колонии, добыче пищи и воспитанию нового поколения. Центром колонии является королева-матка (обычно она одна), главная задача которой заключается в откладывании яиц для пополнения населения муравейника.
  • Большую часть населения муравейника составляют рабочие, которые и выполняют всю работу по благоустройству колонии, добыче пищи и воспитанию нового поколения. Центром колонии является королева-матка (обычно она одна), главная задача которой заключается в откладывании яиц для пополнения населения муравейника.
Муравьи - активные хищники, но вместе с тем они держат и «домашний скот». В его роли выступает тля, причем поедают муравьи не только ее саму, но и ее выделения. Это не является формой паразитизма, поскольку без муравьиной заботы тля погибает гораздо раньше от других хищников. Муравьи пасут тлей на близ растущих растениях, оберегают их. И по первому требованию тля выделяет им излишки нектара. Чтобы «выдоить» тлю, муравей щекочет усиками ее брюшко.
  • Муравьи - активные хищники, но вместе с тем они держат и «домашний скот». В его роли выступает тля, причем поедают муравьи не только ее саму, но и ее выделения. Это не является формой паразитизма, поскольку без муравьиной заботы тля погибает гораздо раньше от других хищников. Муравьи пасут тлей на близ растущих растениях, оберегают их. И по первому требованию тля выделяет им излишки нектара. Чтобы «выдоить» тлю, муравей щекочет усиками ее брюшко.
В муравейнике действует своя система наказаний. К примеру, если здоровый муравей - фуражёр (занимающийся поиском пищи) несколько раз подряд возвращается в муравейник ни с чем, его «казнят» - убивают и самого пускают на фураж. Любопытно, что совершенно по-другому поступают муравьи с теми, кто потерял трудоспособность в результате увечья. Их кормят до тех пор, пока те в состоянии просить еду, то есть постукивать усиками по определенным участкам головы здорового муравья.
  • В муравейнике действует своя система наказаний. К примеру, если здоровый муравей - фуражёр (занимающийся поиском пищи) несколько раз подряд возвращается в муравейник ни с чем, его «казнят» - убивают и самого пускают на фураж. Любопытно, что совершенно по-другому поступают муравьи с теми, кто потерял трудоспособность в результате увечья. Их кормят до тех пор, пока те в состоянии просить еду, то есть постукивать усиками по определенным участкам головы здорового муравья.
В мире на каждого человека приходится один миллион муравьев.
  • В мире на каждого человека приходится один миллион муравьев.

Мультимедийная презентация для автоматизации звука [л] в словах


Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры.
Описание работы: Мультимедийная презентация разработана для индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющие нарушение звукопроизношения. Данный материал будет полезен учителям-логопедам и родителям в работе с детьми для автоматизации звука [л] в словах с открытым, закрытым слогом и стечением согласных.

Цель: автоматизация звука [л] в словах.
Задачи:
Упражнять в правильном произнесении звука [л] в словах.
Упражнять в образовании форм именительного и родительного падежа множественного числа существительных.
Упражнять в правильном образовании форм родительного падежа имен существительных.
Упражнять в согласовании существительных с числительными, притяжательными местоимениями.
Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Развивать логическое мышление, внимание.
Воспитывать усидчивость, желание заниматься, формировать самоконтроль за своей речью.

У детей с общим недоразвитием речи нарушается формирование всех компонентов речевой системы. На индивидуальных занятиях учителю-логопеду большое внимание необходимо уделять обогащению и активизации словаря, формированию грамматического строя, развитию навыков словоизменения и словообразования. В лексическо-грамматические упражнения вводятся слова с автоматизируемым звуком. На протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием игровых заданий и упражнений.
Презентация для автоматизации звука [л] в словах содержит анимации, триггеры. На каждом слайде в правом верхнем углу есть управляющая кнопка: документ, в котором дается задание. Щелкая мышкой по тексту с заданием, он исчезает.

Автоматизация звука [л] в словах с закрытым слогом (слайды 2-6).

Слайд 2. «Назови картинки»

зал, бокал, пенал, вокзал, пол, гол, кол, стол.


Слайд 3. «Назови картинки»
- Павел просит назвать предметы.
Ребенок щелкает мышкой по слайду и называет картинки: дул, стул, мел, факел, котел, осел, козел.


Слайд 4. «Что увидел Павел?»
На слайде установлены триггеры на картинках: полка, булка, ёлка, молния, бутылка, фиалка.
- Павел загадывает загадки:
Деревянная, длинная… (полка),
стеклянная, зеленая… (бутылка),
сладкая, мягкая… (булка),
зеленая, колючая… (елка),
душистая, ароматная… (фиалка)
- Назови предметы, которые увидел Павел.
Ребенок щелкает мышкой по картинке и называет: полку, булку, ёлку, молнию, бутылку, фиалку.


Слайд 5. Игра «Четвертый лишний»
На слайде установлены триггеры на картинках: стол, полка, стул, вилка.
(Вилка).


Слайд 6. Игра «Четвертый лишний»
На слайде установлены триггеры на картинках: волк, дятел, щегол, сокол.
- Найди лишний предмет и щелкни мышкой по картинке. (Волк).


Автоматизация звука [л] в словах с открытым слогом (слайды 7-12).

Слайд 7. Игра «Один и много»
На слайде картинки: лама, лапа, лампа, лодка, лупа, рядом с которыми изображения облаков.
- Лада называет один предмет, а ты – много таких же предметов.
Ребенок щелкает мышкой по облаку и называет картинки по образцу:
лама – ламы – много лам
лапа - лапы - много лап
лампа – лампы – много ламп
лодка – лодки – много лодок
лупа – лупы – много луп


Слайд 8. Игра «Назови ласково»
На слайде установлены триггеры на картинках: лавка, лодка, ладонь, кулак, голубь.
- Аллу ласково называют Аллочка. Назови предметы ласково.
Ребенок щелкает мышкой по картинкам, которые уменьшаются в размере и называет:
лавка – лавочка
лодка – лодочка
ладонь – ладошка
кулак – кулачок
голубь - голубок


Слайд 9. «В зоопарке»
На слайде установлены триггеры на картинках: лама, лошадь, лось, осел, козел, голубь, сокол.
- Мила пришла в зоопарк фотографировать животных. Назови животных и птиц, которых увидела Мила. (Мила увидела ламу, лошадь, лося, осла, козла, голубя, сокола).


Слайд 10. Игра «Чего не стало?»
На слайде установлены триггеры на картинках: пила, скала, палатка, салат, булавка, халат.
- Щелкни мышкой по картинке и назови, чего не стало?
(Не стало пилы, скалы, палатки, салата, булавки, халата).


Слайд 11. «Посчитай акул»
На слайде изображение океана.
- Щелкни мышкой по слайду и считай: одна акула, две акулы, три акулы, четыре акулы, пять акул.


Слайд 12. Игра «Четвертый лишний»
На слайде установлены триггеры на картинках: лошадка, кукла, лампа, лопатка.
- Найди лишний предмет и щелкни мышкой по картинке. (Лампа).


Автоматизация звука [л] в словах со стечением согласных (слайды 13-15).

Слайд 13. «Мой, моя, моё, мои»
На слайде установлены триггеры на картинках: глобус, кукла, платье, яблоки, клубок, клубника, флажок.
- Алла называет свои предметы. Щелкни мышкой по картинке и назови по образцу: мой глобус (моя кукла, мое платье, мои яблоки, мой клубок, моя клубника, мой флажок).


Слайд 14. «Собери яблоки»
На слайде установлены триггеры на яблоках.
- Посчитай сколько яблок у Аллы. Щелкни мышкой по яблоку и считай:
одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.


Слайд 15. Игра «Четвертый лишний»
На слайде установлены триггеры на картинках: блузка, плащ, платок, платье.
- Найди лишний предмет и щелкни мышкой по картинке. (Платок).


Надеюсь, что материал пригодится в работе педагогов.

Презентация на тему: Автоматизации звука [л] в словах