«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Доктор психологических наук
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
font-family:Cambria">интеллектуальную готовность;
font-family:Cambria">мотивационную готовность;
font-family:Cambria">волевую готовность;
font-family:Cambria">коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
свой адрес и название города, в котором он живет;
название страны и ее столицы;
имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
времена года, их последовательность и основные признаки;
названия месяцев, дней недели;
основные виды деревьев и цветов.
ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка - это мама отца или матери.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба - это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
способностей ставить перед собой цель,
принять решение о начале деятельности,
наметить план действий,
выполнить его, проявив определенные усилия,
оценить результат своей деятельности,
а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе .
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ «КАК ПОДГОТОВИТЬ МАЛЫША К ШКОЛЕ»
Научите чадо различать право-лево.
Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки.
Соберите пенал. В нем должны лежать две простые шариковые синие ручки, одна красная, одна зеленая, два заточенных карандаша, набор из пяти цветных карандашей, линейка и ластик.
Выучите с малышом ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, как звонить, если он потеряется.
Научите будущего первоклассника писать мелом (можно даже купить маленькую доску и устроить тренировочный урок).
Дети часто боятся или стесняются просить у строгого учителя разрешения выйти во время урока, так что проговорите с чадом этот момент.
Если у вашего ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь решить их до начала учебы.
Составьте расписание и попробуйте прорепетировать школьный день -минут за чтением и азбукой, потом перемена 10 минут и следующий урок. Проследите, чтобы ребенок научился выдерживать утомительное сидение за столом.
КАК ПОМОЧЬ ДОШКОЛЬНИКУ?
1 . Выбор школы.
Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом. Возможно, ему было полезно бы полезно ещё один год посидеть дома или походить на подготовительные занятия. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору школы: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.
2. Самостоятельность.
Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.
3. Коллектив.
Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам и к большому коллективу ему будет очень тяжело.
Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.). Это придаст ему уверенности в себе.
Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу. Если мама и папа зарабатывают деньги на работе, то его работа - ходить в школу и "зарабатывать" хорошие отметки.
Проверьте, умеет ли ваше чадо самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.
Название:
Карта готовности ребенка к школьному обучению
Год:
2011
Издательство:
Департамент образования города Москвы
Страниц:
23
Формат:
doc. (rar архив)
Размер:
3,33 Мб
Качество:
нормальное
В карте готовности ребенка к школьному обучению
отражены основные линии развития ребёнка, значимые с точки зрения готовности к школьному обучению.
Прилагаются методические рекомендации по заполнению карты психолого-педагогического обследования ребенка подготовительной к школе группы.
Предложенный материал является обязательным для работы сотрудников дошкольных образовательных учреждений: педагогов-психологов, воспитателей подготовительных к школе групп, старших воспитателей.
Карта готовности ребенка к школьному обучению является ключевым моментом по осуществлению преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. Карта готовности ребенка к школьному обучению разработана коллективом педагогов- психологов, методистов ОМЦ СЗОУО по дошкольному и начальному школьному образованию, специалистов управления образования, завучей по начальной школе.
Карта прошла апробацию в 10 дошкольных образовательных учреждениях Северо-Западного окружного управления образования.
Методические рекомендации по заполнению карты психолого-педагогического обследования
Основной целью составления карты готовности ребёнка к школьному обучению является развитие преемственности в работе педагогов государственных образовательных учреждений: детского сада и школы.
В настоящее время очень остро встала задача психолого-педагогической подготовки ребёнка к школе. Большое количество детей посещают курсы по подготовке к школе. Но кто может дать полную картину развития ребёнка, как ни педагог, ведущий ребёнка с младшего возраста. Очень важным является дальнейшая совместная работа по развитию ребёнка в школе. Карта даёт первичные знания о ребёнке специалистам школы: завучам, учителям, логопедам, психологам.
Новая карта представляет собой модифицированный вариант карты развития ребёнка дошкольного возраста, разработанная Центром «Детство» в 2000 г. и Картой развития Учебно-методического кабинета Северо-Западного Учебного округа от 1995 г. Над составлением Карты работали педагоги-психологи детских дошкольных учреждений, образовательных учреждений, завучи, методисты СЗОУ. Главным в составлении Карты является её информированность о ребёнке и полезность в работе специалистов школы.
Основное содержание Карты готовности ребёнка к школьному обучению.
В Карте отражены наиболее значимые линии развития ребёнка, значимые с точки зрения готовности ребёнка к школьному обучению.
Мотивационная готовность
является первичным показателем готовности ребёнка к обучению в школе и свидетельствует о желании учиться.
фон
развития ребёнка также является значимым показателем в развитии ребёнка.
Положительный эмоциональный фон свидетельствует о благополучном усвоении знаний и комфорта в обучении.
Социальное развитие
показывает возможности ребёнка в общении. Социально развитый ребёнок чувствует своё место в обществе других людей, управляет своим поведением и способами общения.
Показатели развития речи и речевого общения
характеризуют способность ребёнка использовать язык для взаимодействия с окружающими. Показатели дают первичные знания о развитии речи ребёнка.
Познавательное развитие ребёнка
информирует о сформированности его знаний об окружающем, о способности работать по правилам, в едином темпе с другими, о сформированности математических знаний, об уровне сформированности произвольности, умении обобщать и классифицировать.
Важными показателями готовности ребёнка к школьному обучению является определение уровня сформированности моторных навыков
.
Вазомоторная активность
показывает соотнесение зрительного восприятия и двигательного навыка, пространственной координации.
Работа с Картой готовности ребёнка к школьному обучению.
Ответственным за оформление карты является старший воспитатель. Педагог-психолог контролирует работу педагогов по карте и проводит обследование ребёнка по определению мотивационной готовности, эмоциональному развитию, мелкой моторики, вазомоторной активности, обобщению; графический диктант. Учитель –логопед проводит обследование по речевому развитию(если нет логопеда -педагог-психолог, старший воспитатель). Социальное развитие- социальный педагог(если нет — педагог-психолог, ст.воспитатель). Обследование ребёнка по познавательному развитию проводит воспитатель, старший воспитатель.
Первое обследование детей проводится в октябре и по его результатам составляется программа коррекционной работы с ребёнком. На ПМПК приходят с отчётом психологи(старший воспитатель) и приносят рабочие материалы ребёнка: «дорожка», «срисовывание фигур», «графический диктант», таблицу с оценками по всем заданиям, средний балл по саду и количество детей по уровням.
Материалы должны быть подписаны и проставлена оценка (балл).
Обведите номер позиции, соответствующей уровню готовности ребенка
I. Психологическая и социальная готовность к школе
А) Желание учиться в школе
1. Ребенок желает учиться
2. Особого желания учиться не имеет
3. Учиться не хочет
Б) Учебная мотивация
1. Понимает важность и необходимость обучения, собственная цель обучения приобретает самостоятельную привлекательность
2. Собственная цель обучения не осознается, привлекает только внешняя сторона обучения
3. Цель обучения не осознается, ничего привлекательного в школе ребенок не видит
В) Умение общаться и адекватно вести себя и реагировать на ситуацию
1. Ребенок легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, действует в соответствии
2. Контакт и общение затруднены, реакция на ситуацию не всегда правильная
3. Трудно вступает в контакт, имеет осложнения в общении, в понимании ситуации
Г) Организованность поведения
1. Поведение организовано
2. Недостаточно организованое
3. Поведение неорганизованное
II. Развитие школьно-значимых психофизических функций
А) Фонематический слух:
1. Нарушений в фонематическом (звуковом) строении речи нет, речь правильная, четкая
2. В произношении звуков есть отдельные недостатки (требуется помощь логопеда)
3. Преобладают звуковые нарушения (занятия логопеда обязательны)
Б) Мелкая моторика рук
1. Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом и ножницами
2. Рука развита недостаточно, есть напряжение во время работы с карандашом и ножницами
3. Рука развита плохо
В) Пространственная ориентация, координация движений
1. Ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, подвижный, движения скоординированы
2. Есть отдельные признаки недоразвитости ориентации в пространстве и координации движений
3. Ориентация в пространстве и координация движений плохо развиты, ребенок малоподвижный, неуклюжий
III. Развитие познавательной деятельности
Интеллектуальная готовность - это овладение простейшими формами мышления (понятиями, суждениями) умственными операциями (анализом, синтезом, сравнением); она обеспечивается развитием любознательности, инициативы, самостоятельности; формированием умений и навыков учебной деятельности (планировать работу, работать в определенном темпе)
А) Уровень осведомленности
1. Представление ребенка о мире достаточно развито и конкретное. Ребенок может рассказать о своей стране, городе, времени года, о растениях, о животных.
2. Представление ограничено непосредственным окружением
3. Знания даже о непосредственном окружении ограничены, бессистемные
Б) Развитие речи
1. Речь выразительная, грамматически правильная
2. Ребенок имеет осложнения в подборе слов, в передаче собственных мыслей, речь недостаточно выразительная
3. Ответы односложные, в речи много ошибок, предложения не заканчиваются, слова из ребенка надо «вытаскивать»
В) Познавательная активность и самостоятельность
1. Ребенок активный, задачи выполняет с интересом, не нуждается в дополнительных внешних стимулах
2. Ребенок недостаточно активный и самостоятельный, круг интересов узкий, требует дополнительных стимулов
3. Во время выполнения заданий необходима постоянная дополнительная стимуляция, интереса к окружающему миру не проявляет, уровень активности и самостоятельности низкий
Г) сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, видение закономерностей и т.д.)
1. Ребенок может определить содержание (даже глубинное), анализирует, обобщает, видит и осознает при сравнении предметов и явлений различия, устанавливает закономерные связи
2. Задачи, требующие определенных умений, выполняет после стимулирования взрослого
3. При выполнении задач ребенок нуждается в учебном пособии и подсказках, воспринимает тяжело, самостоятельного переноса усвоенных средств деятельности на выполнение подобных задач нет
Д) Контроль деятельности
1, Умеет сопоставить результаты деятельности с определенной целью
2. Самостоятельно ребенок не может увидеть соответствие результата и цели
3. Результаты деятельности совсем не соответствуют поставленной цели, но ребенок этого не видит
Е) Темп деятельности
1. Соответствует требованиям возрастной группы: укладывается в определенное время
2. Ниже среднего показателя для определенной группы
3. Гораздо ниже определенного лимита. Выполняется меньше трети объема
1. Психологическая и социальная готовность к школе (соответствующий уровень обводится кружком)
A. Желание учиться в школе
1. Ребенок хочет идти в школу.
2. Особого желания идти в школу пока нет.
3. Идти в школу не хочет. Б. Учебная мотивация
1. Осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность.
2. Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности и т. д.).
3. Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит.
B. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию
1 . Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.
■2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны.
3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.
Г. Организованность поведения
1. Поведение организованное.
2. Поведение недостаточно организованное.
3. Поведение неорганизованное.
Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности к школе
Выше среднего, средний: Ниже среднего:
Низкий:
2. Развитие школьно-значимых психофизиологических
Функций
А. Фонематический слух, артикуляционный аппарат
1. Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопро-изношении нет, речь правильна, отчетлива.
2. В фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопедом).
3. Ребенок косноязычен (необходимо наблюдение логопеда).
Б. Мелкие мышцы руки
1. Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами.
2. Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением.
3. Рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.
В- Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость
1. Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок.
2. Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок.
3. Ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.
Г. Координация в системе глаз - рука
1 . Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски).
2. Графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносится в тетрадь с незначительными искажениями.
3. При переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускаются грубые искажения.
Д. Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров)
1. Соответствует средним показателям возрастной группы.
Общая средняя оценка уровня развития школьно-значимых психофизиологических функций
Выше среднего, средний: большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем.
Ниже среднего: большинство показателей готовности оценивается 2-м уровнем.
Низкий: большинство показателей готовности оценивается 3-м уровнем.
3. Развитие познавательной деятельности
A. Кругозор
1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года.
2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.
3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
Б. Развитие речи
2. Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна.
3. Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласование, порядок слов, не закончены предложения).
B. Развитие познавательной активности, самостоятельности
1 . Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.
2. Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.
3. Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.
Г. Сформированное™ интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей)
1. Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.
2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняются со стимулирующей помощью взрослого.
3. Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.
4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.
Д. Произвольность деятельности
1. Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.
2. Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке.
3. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.
Е. Контроль деятельности
1. Результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью.
2. Результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие.
3. Результаты усилий совсем не соответствуют поставленной цели, ребенок не видит этого несоответствия.
Ж. Темп деятельности
1. Соответствует средним показателям возрастной группы.
2. Ниже средних показателей возрастной группы.
3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.