12 февраля 1908 года в Нью-Йорке стартовал первый в мире кругосветный автопробег – весьма смелое и рисковое мероприятие в духе той эпохи великих технических открытий и достижений. Но авантюристы существовали всегда – они жили до 1908 года, они были после него, они прекрасно себя чувствуют и в наше время. И сегодня мы расскажем про историю кругосветных путешествий , начиная от Магеллана и заканчивая современными отважными рыцарями компаса и карты.

Кругосветное плавание Магеллана (1519-1522)

Уже в самом начале шестнадцатого века стало понятно, что открытые Христофором Колумбом земли не являются ни Индией, ни Китаем. Но предполагалось, что Азия со всеми ее многочисленными богатствами находится не так уж и далеко от Америки. Дело за малым – найти пролив, переплыть через «Южное море» (так называли в те времена водоем, ставший известным как Тихий океан) и добраться до искомых земель, полных пряностей и шелков. Взялся за это дело португальский и испанский мореплаватель Фернан Магеллан.



20 октября 1519 года пять кораблей под его командованием вышли из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда. На борту суден насчитывалась команда из более чем двухсот человек. Экспедиции во главе с Магелланом, действительно, удалось обогнуть Американский континент с юга, преодолеть Тихий океан, добраться до Молуккских островов (Острова Пряностей) и вернуться 6 сентября 1522 года в Севилью.



Но во время кругосветного плавания экспедиция потеряла четыре корабля, а из 235 человек личного состава в Испанию вернулось всего тридцать шесть (18 на последнем оставшемся судне и еще столько же разными путями в течение последующих месяцев и даже лет). Погиб в стычках с туземцами сам Магеллан и большинство командиров. А завершил экспедицию капитан Хуан Себастьян Элькано – единственный выживший офицер.

Кругосветное путешествие на велосипеде (1884-1886)

Томас Стивенс стал первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на велосипеде. И стоит понимать, что это был не байк в современном представлении – легкий, спортивный, эргономичный, а стандартный для тех времен «пенни и фартинг» (когда переднее колесо в восемь раз больше заднего). Да и с дорогами ситуация была куда более сложной.



Начав свое путешествие в Сан-Франциско, Стивенс пересек всю Америку с запада на восток до Нью-Йорка. Затем он изрядно поездил по своей родной Англии, проехал через Европу, Османскую Империю, перезимовал в Тегеране как личный гость шаха, побывал в Афганистане, вернулся в Стамбул, приплыл по морю в Индию, отметился в Китае и Японии, а затем вернулся в исходную точку путешествия, потратив на поездку более двух с половиной лет.


Кругосветное путешествие на яхте (1895-1898)

Ставшее легендарным кругосветное путешествие Джошуа Слокама стартовало 25 апреля 1895 года в городе Бостон. 10-метровая яхта Sprey, на которой в одиночку плыл канадско-американский путешественник и авантюрист, сначала пересекла Атлантический океан, приблизившись к Пиренейскому полуострову, затем прошла вдоль западного побережья Африки, снова преодолела Атлантику, прошла через Магелланов пролив, достигла Австралии, побывала в Новой Гвинее, обогнула мыс Доброй Надежды, а 27 июня 1898 года финишировала в городе Ньюпорт в штате Род-Айленд.



Но пышных почестей путешественник по возвращению в США не дождался. Бушевавшая в то время Американо-испанская война оттянула на себя все внимание прессы и общественности. Так что о достижении Слокама заговорили лишь после заключения мира. А в 1900 он выпустил книгу «Один под парусами вокруг света», ставшую всемирным бестселлером и переиздающуюся до сих пор.



Джошуа Слокам пропал без вести во время плавания на яхте в 1909 году в районе Бермудских островов, что стало одной из причин появления легенды о Бермудском треугольнике.

Первый кругосветный автопробег (1908)

12 февраля 1908 года стартовал первый кругосветный автопробег, организованный американской газетой New York Times и французской Matin. Это событие было приурочено к 99-летию со дня рождения Авраама Линкольна. Планировалось, что в нем примут участие 13 экипажей, но семь из них снялись в самый последний момент, до начала поездки.



Главной проблемой первых недель пробега стал холод. Автомобили тех времен не были оснащены обогревателями, а некоторые вообще были без крыши. При этом изначально планировалось, что экипажи переедут из США в Россию через замерзший Берингов пролив. Но жуткие погодные условия на Севере заставили сменить маршрут – машины были погружены на корабль в Сиэтле и транспортированы во Владивосток.



Участники автопробега пересекли всю Евразию. Первым достиг финиша в Париже немецкий экипаж на автомобиле Protos. Случилось это 11 июля, через 169 дней после начала. Но оказалось, что немцы нарушили условие соревнований, за что получили штраф в 15 дней. Так что победителями стали американцы на машине Thomas Flyer, приехавшие к последней точке аккурат 26 июля. Вот для американских участников заезд и стал кругосветным - после триумфа в Париже они вернулись в Нью-Йорк, замкнув, тем самым, круг.

Кругосветное путешествие на самолете (1924, 1957)

Это сейчас можно облететь вокруг Земного шара на авиалайнере чуть более чем за сутки. А в 1924 году четырем самолетам Douglas World Cruiser понадобилось почти полгода. Вернее, это вылетели из Сиэтла 6 апреля четыре летательных аппарата, а вернулись обратно 28 сентября всего два – остальные разбились по дороге.



А первый беспосадочный кругосветный перелет совершили в январе 1957 года , потратив на это 45 часов и 19 минут. По пути они трижды пополняли запасы топлива от самолета-дозаправщика.


Кругосветное путешествие пешком (1970-1974)

20 июня 1970 года братья Дэвид и Джон Кунсты вышли из собственного дома в городе Уосека в Миннесоте и отправились в пешее путешествие вокруг света. Они дошли до Нью-Йорка, где сели на корабль до Лиссабона. Затем они пересекли на своих двоих всю Европу и дошли до Афганистана. Но там на них напали бандиты, Джон был убит, а Дэвид попал на четыре месяца в больницу.



Оправившись, Кунст продолжил свой поход ровно с того места, где погиб его родственник. Но сейчас к нему присоединился третий их брат – Питер. Впрочем, он пропутешествовал «всего» год – нужно было возвращаться домой на работу.



Дэвид Кунст вернулся в родную Миннесоту 5 октября 1974 года, преодолев на пути около 25 тысяч километров, став Послом Доброй воли ЮНИСЕФ, стоптав 21 пару обуви и познакомившись с австралийской учительницей Дженни Сэмюэл, которая сначала стала его спутницей в путешествии, а потом и в жизни.


Беспосадочный кругосветный перелет на воздушном шаре (1999)

В конце двадцатого века воздушные шары практически перестали существовать. Остались лишь те, что использовались в рекламных, туристических, спортивных и научных (стратостаты) целях. Но появлялись также аэростаты, созданные специально для установления рекордов. К примеру, Breitling Orbiter 3, на котором в марте 1999 года Бертран Пикар и Брайан Джонс совершили беспосадочный кругосветный перелет длиной 45755 километров и длительностью 19 дней 21 час и 47 минут.



Но этого рекорда Пикару мало! Достойный своего деда, отца и дяди авантюрист собирается в 2015 году совершить первый в истории кругосветный перелет на самолете, получающем энергию исключительно из установленных на нем солнечных панелей.


Первое кругосветное плавание под руководством Фернана Магеллана началась 20 сентября 1519 года и завершилась 6 сентября 1522 года. Идея экспедиции во многом являлась повторением идеи Колумба: достичь Азии, следуя на запад. Колонизация Америки еще не успела принести существенных прибылей в отличие от колоний португальцев в Индии, и испанцам хотелось самим плавать к Островам Пряностей и получать выгоду. К тому времени стало ясно, что Америка — это не Азия, но предполагалось, что Азия лежит сравнительно недалеко от Нового Света.

В марте 1518 года в Севилью в Совет Индии явились Фернан Магеллан и Руй Фалейру, португальский астроном, и заявили, что Молукки — важнейший источник португальского богатства — должны принадлежать Испании, так как находятся в западном, испанском полушарии (по договору 1494 г.), но проникнуть к этим «Островам пряностей» нужно западным путем, чтобы не возбудить подозрений португальцев, через Южное море, открытое и присоединенное Бальбоа к испанским владениям. И Магеллан убедительно доказывал, что между Атлантическим океаном и Южным морем должен быть пролив к югу от Бразилии.

После долгого торга с королевскими советниками, выговорившими себе солидную долю ожидаемых доходов и уступок со стороны португальцев, был заключен договор: Карл 1 обязался снарядить пять кораблей и снабдить экспедицию припасами на два года. Перед отплытием Фалейру отказался от предприятия, и Магеллан стал единоличным начальником экспедиции.

Магеллан сам лично следил за погрузкой и упаковкой продуктов, товаров и снаряжения. В качестве провизии были взяты на борт сухари, вино, оливковое масло, уксус, солёная рыба, вяленая свинина, фасоль и бобы, мука, сыр, мед, миндаль, анчоусы, изюм, чернослив, сахар, айвовое варенье, каперсы, горчица, говядина и рис. На случай столкновений имелось около 70 пушек, 50 аркебуз, 60 арбалетов, 100 комплектов лат и другое вооружение. Для торговли взяли материю, металлические изделия, женские украшения, зеркала, колокольчики и ртуть (ее использовали в качестве лекарства).

Магеллан поднял адмиральский флаг на «Тринидаде». Капитанами остальных судов были назначены испанцы: Хуан Картахена — «Сан-Антонио»; Гаспар Кесада — «Консепсьон»; Луис Мендоса — «Виктория» и Хуан Серрано — «Сантьяго». Штатный состав этой флотилии исчислялся в 293 человека, на борту находились еще 26 внештатных членов экипажа, среди них молодой итальянец Антонио Пигафетга, историк экспедиции. В первое кругосветное плавание отправился интернациональный коллектив: кроме португальцев и испанцев в его состав вошли представители более 10 национальностей из разных стран Западной Европы.

20 сентября 1519 года флотилия во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда (устье реки Гвадалквивир).

В 1519 году в августе месяце из севильской гавани было отправлено пять кораблей в первую кругосветную экспедицию. Снарядил и одобрил ее в путь Карл I — испанский король. Путешествие было очень нелегким, путь лежал через Америку на юго-запад, экспедиция держала направление на Молуккские острова. В случае удачного путешествия, Испания могла получить права на новые открытые земли.

Флотилия очень долго двигалась вдоль южноамериканского континента, она пыталась найти выход в «Южное море» . В южной оконечности материка, они обнаружили глубокую бухту. Было принято решения плыть дальше, берега выглядели совсем пустынными, но неожиданно в темноте засветились несколько огней костров. По этой причине Магеллан дал название этой стране — «Огненная земля» и став ее первооткрывателем.

Пройдя по Магеллановому проливу (пролив между Огненной Землей и Патагонией), корабли вышли в Тихий океан.

Магелланов пролив

Мореплаватели в течение 3 месяцев не видели земли, запасы питьевой воды и провианта закончились. На палубе начался цинга и голод. Моряки, чтобы хоть как-то утолить голод, приходилось жевать бычью кожу и есть корабельных крыс. Всего экипаж понес потери в 21 человека, которые умерли от истощения. Через множество неудач, путешественники смогли добраться до Филиппинских островов и запаслись водой и продовольствием. Магеллану не очень повезло, и он ввязался с междоусобные распри местных властителей. В бою с туземцами он был убит 27 апреля 1521 года.

Спустя три года из плавания смог вернуться только один корабль — «Виктория». Под командой Х. С. Элькано, он и члены экипажа завершили плавание в 1522 году. На родине они были встречены с триумфом и почестями, они были героями, которые были участниками первого в мире кругосветного плавания.

Путь плавания Магеллана

Кто совершил первое кругосветное путешествие и какое значение плавания Магеллана?

Этим героем оказался португальский мореплаватель Фернан Магеллан.

1) Он смог доказать своим плаванием шарообразность Земли.

2) Экспедиция Магеллана дала всему миру некоторые представления об относительных размерах моря и суши на земном шаре.

3) Магеллан доказал, что между Азией и Америкой простирается величайший океан. Собственно это он назвал его Тихий. Он выбрал такое название, потому что за все 4 месяца плавания он не встретил ни одной бури.

4) Он доказал, что на планете есть только один единый Мировой океан.

Человеком, под руководством которого состоялось первое кругосветное путешествие, стал Фернан Магеллан . Ещё с самого начала, когда перед отплытием часть командного состава (в первую очередь матросы) отказалась служить португальцу, стало очевидно, что это кругосветное плавание окажется необычайно трудным.

Начало кругосветного путешествия. Путь Магеллана

10 августа 1519 года 5 кораблей покинули порт в Севильи и отправились в плавание, цели которого опирались лишь на интуицию Магеллана. В те времена никто не верил что Земля круглая, и естественно, это вызывало сильную обеспокоенность матросов, ведь отходя от порта всё дальше и дальше, у них крепчал страх не возвратится домой никогда.

В состав экспедиции были включены корабли: «Тринидад» (под командованием Магеллана – начальника экспедиции), «Санто-Антонио», «Консепсион», «Сант-Яго» и каракка Виктория (в последствии одно из двух судов, вернувшихся обратно).

Самое интересное для Вас!

Первая стычка интересов произошла недалеко от Канарских островов, когда Магеллан без предупреждения и согласования с другими капитанами, немного поменял курс. Хуан де Картахена (капитан «Санто-Антонио») жестко раскритиковал Магеллана, а после отказа Фернана лечь на прежний курс, стал подговаривать офицеров и матросов. Узнав об этом, начальник экспедиции вызвал бунтовщика к себе, и при других офицерах приказал заковать его в кандалы и бросить в трюм.

Одним из пассажиров первого кругосветного путешествия был Антонио Пифагетта — человек который описывал все приключения у себя в дневнике. Именно благодаря ему нам и известны столь точные факты экспедиции. Надо отметить, что бунты всегда являли собою сильную опасность, так, парусник Баунти стал знаменитым благодаря мятежу против своего капитана Уильяма Блая .

Однако Блаем судьба распорядилась иначе, он ещё успел стать героем на службе Горацио Нельсона. Кругосветное плавание Магеллана было примерно на 200 лет раньше, чем год рождения адмирала Нельсона .

Тяготы кругосветного плавания для моряков и офицеров

Тем временем некоторые офицеры и матросы начали выражать открытое недовольство плаванием, они созвали бунт с требованием вернутся назад в Испанию. Фернан Магеллан был настроен решительно и пресек восстание силовым путём. Капитан «Виктории» (один из зачинщиков) был убит. Увидев решительность Магеллана никто больше не перечил ему, однако в следующую ночь 2 корабля самовольно попытались уплыть домой. План провалился и оба капитана, попав на палубу «Тринидада», были отданы под суд и расстреляны.

Перестояв зиму, корабли двинулись обратно в путь по тому же курсу, кругосветное путешествие продолжилось – Магеллан был уверен, что пролив в Южной Америке существует. И он не ошибся. 21 октября эскадра достигла мыса (сейчас он называется Мыс Кабо-Вирхенес), который оказался проливом. По проливу флот шел 22 дня. Этого времени хватило, что бы скрыться из виду и уйти обратно в Испанию капитану корабля «Санто-Антонио». Выйдя из пролива, парусники впервые попали в Тихий океан. Кстати, название океана и придумано Магелланом, так как за 4 месяца тяжелого перехода по нему, суда ни разу не попали в шторм. Однако, на самом деле океан не такой уж и тихий, Джеймс Кук , не раз побывавший в этих водах спустя 250 лет, был от него не в восторге.

Вышев из пролива, эскадра первооткрывателей двинулась в неизвестность, где кругосветное путешествие растянулось на 4 месяца беспрерывных скитаний по океану, при этом не повстречав ни единого клочка суши (не считая 2-х островов, которые оказались пустынны). 4 месяца — весьма хороший показатель для тех времен, но самый быстрых клипер Фермопилы мог пройти это расстояние меньше чем за месяц, Катти Сарк , кстати, тоже. В начале марта 1521 года, на горизонте первопроходцы завидели обитаемые острова, которые Магелланом впоследствии были названы Ландронес и Воровскими.

Кругосветное плавание: половина пути пройдена

Итак, впервые в истории, матросы пересекли Тихий океан и оказались на обитаемых островах. В этом плане, кругосветное путешествие начало приносить свои плоды. Там были пополнены не только запасы пресной воды, но и запасы продовольствия, на которое моряки обменяли у туземцев всякие мелочи. Но поведение жителей племени заставило быстро покинуть эти острова. Через 7 дней плавания, Магеллан нашел новые острова, которые сегодня известны нам как Филиппинские.

На Архипелаге Сан-Ласаро (так сначала назывались Филиппинские острова) путешественники встретили туземцев, с которыми начали налаживать торговые отношения. Магеллан сдружился с раджей племени настолько хорошо, что решил помочь этому новому вассалу Испании в решении одной проблемы. Как объяснил раджа, на соседних островах другой раджа племени отказался платить дань и тот не знает что делать.

Фернандо Магеллан приказал готовится к боевым действиям на соседнем клочке земли. Именно этот бой и станет для начальника экспедиции последним, кругосветное путешествие закончится без него… На острове Мактан (остров противника) он построил своих солдат в 2 колонны и начал обстреливать туземцев. Однако у него ничего не выходило: пули пробивали лишь щиты туземцев и иногда затрагивали конечности. Видя эту ситуацию, местное население начало защищаться ещё бодрее и стало метать в капитана копья.

Тогда Магеллан приказал сжечь их дома, дабы надавить на страх, но этот манёвр лишь сильнее разозлил туземцев и те плотнее взялись за свою цель. Около часа всеми силами испанцы отбивались от копьев, пока сильнейший натиск на капитана не принёс свои плоды: увидев положение Магеллана туземцы набросились на него и мгновенно закидали камнями и копьями. До последнего вздоха он следил за своими людьми и ждал покуда все они покинут остров на шлюпках. Португальца убили 27 апреля 1521 года, когда ему был 41 год, Магеллан своим кругосветным путешествием доказал великую гипотезу и изменил этим мир.

Получить тело испанцам не удалось. Кроме этого, на острове дружелюбного раджы матросов тоже ждал сюрприз. Один из туземцев соврал своему хозяину и донёс о готовящейся атаке на остров. Раджа вызвал офицеров с корабля к себе домой и там жестоко расправился с 26 членами экипажа. Узнав о побоище, исполняющий обязанности капитана кораблей приказал подойти ближе к селению и расстрелять его пушками.