Экономический рост зависит от ряда факторов. Факторы экономического роста – это те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста.

По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямые факторы непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту, косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность.

Пять основных факторов, относящихся непосредственно к прямым факторам и определяющих динамику совокупного производства и предложения:

1) увеличение численности трудовых ресурсов и повышение их качества;

2) увеличение объема и улучшение качественного состава основного капитала;

3) усовершенствование организации и технологии производства;

4) увеличение количества и повышение качества вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов;

5) рост предпринимательской активности и предпринимательских способностей в обществе.

К косвенным относятся факторы предложения, спроса и распределения. Косвенные факторы предложения:

1) снижение степени монополизации рынков;

2) уменьшение цен на производственные ресурсы;

3) снижение налогов;

4) расширение возможностей для получения кредитов.

Экономический рост любой страны определяется:

1) наличием природных ресурсов в количественном и качественном аспектах;

2) количеством трудовых ресурсов и их качественным состоянием (образовательный и квалификационный аспекты);

3) объемом основных производственных фондов (капитала) и их техническим состоянием (изношенностью, производительностью, надежностью);

4) технологей (ее новизной, внедряемостью, результативностью, окупаемостью). Указанные факторы называются факторами предложения, так как именно их предложение делает экономический рост физически возможным;

5) степенью полноты и эффективности использования природных, производственных и трудовых ресурсов;

6) эффективным и справедливым распределением растущих объема ресурсов и объема реальной продукции.

Если применение косвенных факторов происходит в обратном порядке (увеличивается монополизация, растут налоги и т. п.), то экономический рост будет сдерживаться.

Факторы спроса делают возможным реализацию растущего объема производства, в числе которых можно выделить такие, как рост потребительских, инвестиционных и государственных расходов, расширение экспорта вследствие освоения новых рынков сбыта или повышения конкурентоспособности продукции страны на мировом рынке.

К факторам распределения относятся: фактически сложившаяся структура распределения производственных ресурсов по отраслям, предприятиям и регионам страны, а также действующий в обществе порядок распределения доходов между субъектами хозяйственной деятельности.

Эти факторы влияют и на способность экономической системы к росту, и на ее эффективность.

Экономический рост выступает всегда как результат действия экономических и неэкономических факторов. К последним относятся военно-политические, географические, климатические, национальные, демографические, культурные и т. д. Темп роста национальной экономики в целом – это средневзвешенная величина региональных темпов, которые могут существенно различаться. Пространственный подход к национальной экономике требует совместного анализа общенационального темпа роста и распределения региональных темпов. Влияние тех или иных факторов на экономический рост может быть более или менее заметным, но особенно эффективно они влияют во взаимодействии.

Чтобы представить общее действие факторов экономического роста, можно использовать кривую производственных возможностей (рис. 13.1).

Рис. 13.1. Экономический рост и кривая производственных возможностей.


Эта кривая показывает максимальный объем производства двух и более продуктов. Общество определяет предпочитаемую комбинацию продуктов. Ограниченность природных и трудовых ресурсов делает невозможной любую комбинацию в точке, находящейся вне кривой. Точки наиболее оптимального сочетания производства находятся на самой кривой. Любая точка внутри кривой свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов. Эта кривая достаточно наглядно показывает наибольшее число вариантов производимой продукции, которая может быть выпущена при данном качестве и количестве природных и трудовых ресурсов, состоянии основного капитала и при данном уровне развития технологии. Как видно на рисунке, усиление положительного влияния любого из факторов роста смещает кривую производственных возможностей вправо. Общество никогда не использует на все 100 % свои возможности, так как всегда приходится решать не только вопрос максимального использования факторов роста, но и порождаемые ими социальные и экономические противоречия.

Чтобы представить в целом влияние факторов экономического роста на его динамику, используем понятие производственной функции. Речь идет о макроэкономической функции, представляющей собой функцию равновесного состояния выпуска продукции и определяющих его факторов производства (капитала, земли, труда, технического прогресса).

Математическое изображение производственной макроэкономической функции достаточно просто:

и где Х и Y – объемы продукции; F, f – характер функции; a1, a2 ...., ап – факторы производства и роста; L – труд; N – земля; К – капитал.

Главным показателем экономической динамики на национальном уровне служит темп роста ВВП, а на региональном – темп роста валового регионального продукта (ВРП). Это вытекает из общепризнанной методологии макроэкономических измерений – системы национальных счетов (СНС) и системы региональных счетов (СРС). Для России характерно такое понятие, как диффузия экономического роста.

В неоднородном экономическом пространстве, каким является территория Российской Федерации, переход от одной стадии экономической динамики к другой одновременно и повсеместно – довольно сложный процесс.


| |

Мозговая атака

Метод мозговых атак (мозговой штурм) - это групповое решение творческой проблемы, обеспечиваемое и облегчаемое рядом особых приемов. Мозговая атака была предложена в конце 30-х годов как метод, направленный на активизацию творческой мысли, для этого применяются средства, снижающие критичность и самокритичность человека, тем самым повышающие его уверенность в себе и проявляющие механизмы творческого акта. Как известно, творческая эффективность большинства людей определяется не только их талантом, но и возможностью максимальной реализации своих творческих потенций, поэтому в основе метода мозговой атаки лежит предположение, что снижение критичности человека к своим возможностям оптимизирует условия для творчества. В начальный период творчества многие изобретатели и ученые затрачивают значительные усилия на то, чтобы заглушить в себе голос внутреннего критика (пока произведение творческой мысли еще находится «в эмбриональном» состоянии, оно может выглядеть непривлекательно даже в глазах своего творца).

Снижение критичности в процессе мозгового штурма достигается двумя путями. Первый - прямая инструкция: быть свободным, творческим, оригинальным, подавить критичность к себе и своим идеям, не бояться оценки окружающих. Цель инструкции - изменение внутренней позиции, установки личности по отношению к своим способностям. Второй путь - создание благоприятных внешних условий: сочувствие, поддержка и одобрение партнеров. Ведущий прилагает специальные усилия для создания особой располагающей атмосферы. В такой обстановке ослабевает внутренний контроль и облегчается включение в творческий процесс. Ведь иногда одной критической реплики достаточно, чтобы интересное, но рискованное предложение на ходу было заменено другим - проверенным, но неинтересным. В мозговой атаке не только облегчается преодоление внутренних барьеров у отдельных членов группы, ее достоинство состоит в том, что она открывает возможность перехода на чужую логику - логику соседа, таким образом, творческие потенциалы всех участников атаки как бы суммируются.

В ходе тренировки участники приобретают умение доброжелательно спорить, слушать, задавать вопросы, поощрять, критиковать. Очень часто люди не могут отделить то, что они действительно видят, от того, что они настроены увидеть под давлением своего предубеждения, поэтому надо научить человека наблюдать непредвзято и по возможности объективно. Вместе с развитием наблюдательности совершенствуется и способность к самонаблюдению и одновременно становится более объективным отношение к себе.

В сеансе мозговой атаки каждый участник свободно выдвигает свои предложения по решению рассматриваемой задачи, при этом критика запрещена полностью.

Метод способствует не только преодолению мыслительных стереотипов, но и снимает социальные и субординационные запреты, налагаемые каждым человеком на свои высказывания при обычном разговоре! Работая в группе, легче видеть недостатки в идеях партнеров по атаке, чем в своих собственных. Тот член группы, который формулирует текущее предложение, внимание которого полностью занято, может не заметить и не оценить намека на решение, содержавшегося в качестве второстепенной детали в его предложении. Другой, наблюдая со стороны, оказывается в более благоприятных условиях. Для него эти второстепенные детали выступают как намек на нужное решение, и он может его использовать при анализе качества предложения и его совершенствовании.

Поскольку основные правила проведения мозгового штурма исключают всякую критику, каждый участник убежден, что можно высказать любую мысль без боязни, что ее признают смешной или несостоятельной. В процессе работы ведущий задает вопросы и всячески поощряет необузданное ассоциирование участников группы. Вопросы ведущего должны быть сформулированы так, чтобы сломать лед и побудить участников начать говорить, например: «Полностью ли Вы разделяете эту идею?» Ведущий просит участников переформулировать свои высказывания таким образом, чтобы превратить их из оценочных в содержательные: «Это не просто хорошо, а хорошо потому что…» Чем более дикая (маловероятная) идея предлагается, тем большее поощрение она встречает со стороны ведущего. Количество идей должно быть как можно большим, в процессе атаки каждому разрешается как угодно комбинировать, видоизменять и улучшать идеи, высказанные другими участниками. Обычно прежде чем участник начнет излагать поправку, дополнение или развитие идеи предыдущего товарища, ведущий рекомендует в двух словах повторить его идею и спросить, правильно ли его поняли. Взаимное поощрение способствует рождению множества предложений, их взаимодействие нередко порождает новые идеи, до которых ни один из участников не додумался бы самостоятельно.

На эффективность коллективной работы группы влияет не только ее количественный состав, но и опыт, стиль работы и профессия каждого ее члена. Психологический барьер отдельного человека преодолевается легче, если группа более разнородна по составу. Групповая форма работы делает внутренние барьеры отдельных членов группы более уязвимыми и менее стойкими. Имея разный жизненный и профессиональный опыт, разные установки и личностные табу, они задают друг другу такие вопросы, какие не могли бы задать самим себе, будучи ограниченными собственными внутренними барьерами и установками. Так в условиях групповой атаки быстрее обнаруживаются и преодолеваются противоречия в рассуждениях и логические ошибки отдельных ее участников.

Занятие проводится следующим образом. Производится обдуманное размещение участников мозговой атаки, так как оно оказывает существенное влияние на их активность, на единство и целостность в работе группы. Для тех, кто сидит сзади или с края, включиться в общий разговор труднее, поэтому желательно расположить участников лицом друг к другу. Затем ведущий ставит перед группой проблему и просит членов группы предложить как можно больше вариантов решения без предварительного обдумывания за небольшой промежуток времени. Время атаки колеблется от нескольких минут до часа. Ни один из предложенных вариантов не только не подвергается критике, но, наоборот, всячески поощряется, стимулируется выдвижение необычных и даже совсем нереальных идей. Время выступления каждого участника, как правило, не более 1–2 минут, выступать можно много раз, но желательно не подряд. Все выступления как можно точнее записываются, все предложения, включая самые ценные идеи, являются плодами коллективного труда и не персонифицируются. Мозговой штурм обычно заканчивается, когда поток предложений иссякает.

На занятиях используют и специальные приемы активизации мышления: списки контрольных вопросов, расчленение, изложение задачи неспециалисту. С помощью списка поиск направляется наводящими вопросами. Для каждой специальной области составляют перечень разнообразных вопросов, каждый участник атаки задает их себе последовательно в процессе решения задачи, что активизирует его мысль, позволяя поворачивать и рассматривать вопрос с разных сторон. Ответы на вопросы из списка иногда позволяют найти выход из тупика. Вот типичные вопросы: «А если сделать наоборот? А если заменить эту задачу другой? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал?

Еще для чего это изделие (узел, материал) может быть использовано точно в таком виде, в каком оно находится сейчас? А с изменениями (если сделать его больше, меньше, сильнее, слабее, тяжелее, легче и т. д.)? В сочетании с чем-нибудь другим? Нельзя ли перекомпоновать, объединить, заменить?».

Расчленение включает четыре последовательных шага. Вначале все составные части конструкции, подлежащей совершенствованию, записывают на отдельные карточки. Затем на каждой последовательно перечисляют максимальное количество характерных признаков соответствующей части. После этого необходимо оценить значение и роль каждого признака для функций данной части (должны ли они оставаться неизменными с точки зрения реализации своих функций) и подчеркнуть разным цветом те признаки, которые совсем нельзя менять, те, которые можно менять в заданных пределах, и те, которые можно менять в любых пределах. В заключение все карточки выкладываются на стол одновременно и анализируются как общее поле приложения усилий. Существо техники расчленения заключается, с нашей точки зрения, в одновременной обозримости всего множества элементов, подлежащих преобразованию, т. е. в активизации не только аналитических возможностей левого полушария головного мозга, но и синтетических - правого.

При решении новой задачи может оказаться полезным выяснение мнения других. Само изложение кому-нибудь трудной проблемы часто помогает кристаллизации мыслей и приближает решение. Однако если задача обсуждается со специалистами, то многие детали опускаются как понятные сами по себе, поэтому полезно излагать задачу неспециалисту в данной области, что заставляет ее упрощать. Простое изложение задачи проясняет проблему и для автора и тем самым приближает решение, которое вначале затуманивается техническими подробностями.

В процессе атаки поощряется порождение неожиданных ассоциаций. Для этого предлагают напрячь память и представить возможные связи между деталями данной задачи и другими задачами того же плана, затем расслабиться и увязать решаемую задачу с тем, что первым придет на ум. Иногда кажется, что возникшая мысль не имеет абсолютно никакого отношения к решению данной задачи, и лишь позднее выясняется, что именно в этой мысли заложен нужный ответ.

Условия решаемой задачи обязательно должны быть освобождены от специальной терминологии и представлены в возможно обобщенной форме, поскольку термины навязывают старые и неизменные представления об объекте (мы уже указывали на пользу переформулирования задачи в разделе о мышлении). Если в условиях задачи речь идет, например, о повышении скорости ледокола, то термин «ледокол» сразу ограничивает рассматриваемый круг идей: надо колоть, ломать, разрушать лед. Простая мысль о том, что дело вовсе не в разрушении льда и что главное - продвигаться сквозь лед, а не колоть его, в этом случае оказывается за психологическим барьером .

Во время занятия руководитель излагает проблему и просит каждого члена группы высказать свои соображения по поводу ее решения, не смущаясь при этом выдвижением самых невероятных предположений. Руководитель не допускает никакого обсуждения достоинств и недостатков высказанных соображений до тех пор, пока не прекратится поступление новых идей. Группа уверена, что любая высказанная мысль, какой бы далекой от решения и глупой она ни оказалась, может внести определенный вклад в уточнение задачи, что, в свою очередь, приблизит решение проблемы. Руководящему мозговой атакой полезно иметь наготове несколько подходящих реплик для управления работой группы, например: «Пожалуйста, теперь попробуйте вы. Кто еще хотел бы что-нибудь добавить и дополнить, доопределить?» Он должен демонстрировать уверенность в успехе, заражать участников оптимизмом и поддерживать непринужденную обстановку. Когда группа истощит запас своих идей, открывается дискуссия для объединения и развития предложенных соображений в единое целое - практическое решение рассматриваемой проблемы.

Метод мозгового штурма используется не только для обучения, но и как практический прием решения сложных и творческих задач. Для этого его иногда модифицируют. Одна из модификаций - челночный метод. Как известно, одни люди больше склонны к генерированию идей, другие - к их критическому анализу. Например, известный физик П. Эренфест постоянно страдал от того, что его критические способности опережали конструктивные. Такая повышенная критичность не позволяла созревать и укрепиться даже его собственным идеям. При обычных обсуждениях проблем творцы и критики, оказываясь вместе, мешают друг другу. В условиях челночной мозговой атаки эта несовместимость устраняется тем, что подбираются две группы участников с учетом способностей каждого - для генерации идей и для критики. Эти группы работают в разных помещениях. Мозговая атака начинается в группе генерации идей, руководитель излагает проблему, просит каждого внести свои предложения, записывает все полученные предложения, объявляет в этой группе перерыв и передает их в группу критики. Критики отбирают самые интересные и перспективные предложения и на их основе доопределяют задачу, которая после перерыва вновь предлагается группе генерации идей. Работа повторяется циклически до получения приемлемого результата. Группа всего из шести человек может выдвинуть в процессе атаки за 30 минут до 150 идей. Группа, работающая обычными методами, никогда не пришла бы к мысли, что рассматриваемая ею проблема имеет такое разнообразие аспектов.

Близкая к мозговой атаке методика «синектика» - способ стимуляции воображения. Буквально, синектика - это соединение вместе разнородных элементов. Группа синектики обычно состоит из специалистов разных областей. Столкновение самых неожиданных мнений, невероятных аналогий приводит к расширению поля идей, рождению новых подходов к решению проблемы и позволяет выйти за рамки узкопрофессиональных возможностей, чаще используются аналогии из других областей знаний или фантастические аналогии, при которых проблема решается мысленно, как в волшебной сказке.

Группа, работающая по методике «синектика», использует различные аналогии, способствующие спонтанному мышлению: прямые, субъективные, символические и фантастические. Прямые аналогии часто находят в биологических системах, решающих сходные задачи. Например, наблюдение за червем-древоточцем, пробуравливающем в древесине трубчатый канал, навело Брюнеля на мысль о кессонном методе строительства подводных сооружений.

Субъективные аналогии заставляют представить, как можно использовать свое тело для достижения искомого результата или что человек почувствует, если вообразит себя данной деталью. При символических аналогиях характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, а фантастические требуют представить себе вещи такими, какими мы хотели бы их видеть. Допускается игнорирование физических законов, например использование антигравитации. Синектика возбуждает и использует аналогии как средство смещения процесса с уровня осознанного мышления на уровень подсознательной активности.

Метод мозгового штурма широко используется в СССР. Накоплен значительный опыт применения его в вузах, промышленности и научно-исследовательских организациях. Мозговая атака используется и как способ решения проблем, и как метод усвоения знаний, поскольку знания и опыт всех участников дискуссии становятся доступными для каждого и могут быть эффективно усвоены в ходе обсуждения. По мере накопления опыта группового обсуждения проблем участники приобретают такие полезные навыки, как умение кратко и точно излагать свою позицию, правильно воспринимать чужую и способность подчиняться заданным правилам дискуссии .

Из книги Супермышление автора Бьюзен Тони

Глава 6 «МОЗГОВАЯ АТАКА» КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА В данной главе читатель знакомится с системой обработки информации, лежащей в основе радиантного мышления. Посредством практических упражнений вы получите представление об огромном потенциале, которым обладает ваш мозг в части

Из книги Самоисследование - ключ к высшему Я. Понимание себя. автора Пинт Александр Александрович

Глава 7 «МОЗГОВАЯ АТАКА» КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗЫ В настоящей главе обсуждаются результаты исследований, которые взбудоражили научный мир. Наряду с практическими упражнениями, предлагаемыми ниже, полученные вами знания позволят вам получить доступ к огромному потенциалу

Из книги Мозг и душа [Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир] автора Фрит Крис

Мозговая клетка Земли - Нет. Я бы так не сказал. Давайте попробуем посмотреть на это с точки зрения целостности. Что такое целостность? Возьмем наиболее близкую нам целостность - наше тело. Тело представляет собой целостность. Оно состоит из множества клеток. Эти клетки

Из книги Жесткие переговоры: победить нельзя проиграть автора Козлов Владимир

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Этап 3. Атака В процессе расслабленного разговора с собеседником, в режиме «кстати, вспомнил, что хотел задать вопрос…» задается дополнительный вопрос – детализация по информации предыдущего этапа беседы. Вопрос должен быть привязан к максимально конкретной детали,

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Лекция VII. Внутренняя речь и ее мозговая организация Мы проследили первые этапы формирования регулирующей функции слова, в результате которого у ребенка постепенно возникает способность подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. Мы видели, что на этих этапах

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Мозговая организация регулирующей функции речи Каковы те мозговые механизмы, которые обеспечивают регулирующую роль сначала внешней, а затем внутренней речи? Каковы мозговые механизмы, лежащие в основе сознательного волевого акта человека?Вряд ли психология

Из книги Основы личной безопасности автора Самойлов Дмитрий

Лекция XV. Мозговая организация речевой деятельности. Патология речевого высказывания Выше мы подробно осветили основные вопросы психологии речевой деятельности.Мы остановились на структуре слова и фразы, на происхождении этих основных составных единиц языка, на

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Мозговая организация мотивационной основы и программирования речевого высказывания Выше уже говорилось о том, что речевое высказывание начинается с наличия известного мотива - передать что-либо другому, попросить о чем-либо или уяснить какую-либо мысль. Если этот

Из книги автора

Мозговая организация синтагматического строения высказывания Известно, что наличие мотива высказывания, потребности что-то сообщить, потребовать что-то или уяснить какое-либо содержание требуют создания определенной схемы, обеспечивающей речевую формулировку этого

Из книги автора

Мозговая организация парадигматического строения речевых процессов До сих пор речь шла о тех нарушениях речевой деятельности, которые возникают при поражении отдельных этапов перехода от мысли к развернутому высказыванию. Описанные нарушения речевого высказывания

Атака Большинство современных единоборств и систем самообороны сосредоточиваются именно на противодействии самой атаке, упуская три предшествующих ей этапа, на которых само нападение можно было предотвратить. Недостатки такого подхода очевидны.1. Самозащита на этом

Из книги автора

Атака на гиппокамп Глюкокортикоиды (разновидность стероидного гормона), которые выделяет организм во время эмоциональных всплесков и в условиях хронического стресса, разрушают нейроны гиппокампа. Когда Джесси испытывает стресс, ее тянет к чему-то родному и знакомому. У

Стимулировать группу лиц к быстрому генерированию большого количества идей.

Мозговая атака (иногда применяется определение «Мозговой штурм «) — метод, позволяющий группе людей генерировать большое количество идей за малый промежуток времени. Метод работает на том основании, что обычно наше творческое мышление сильно ограничено нашей собственной критичностью в отношении новых идей. И есть специальные приёмы, которые позволяют снизить уровень критичности в отношении генерируемых идей, а точнее отодвинуть период критической оценки во времени.

План действий

1. Отобрать группу лиц для генерации идей.

2. Ввести правило, запрещающее критиковать любую идею, какой-бы «дикой» она ни казалась, и довести до сознания участников, что приветствуются любые идеи, что необходимо получить много идей и что участники должны попытаться комбинировать или усовершенствовать идеи, предложенные другими.

3. Зафиксировать выдвинутые идеи и дать им затем оценку.

Замечания (описание)

Указанная методика представляет собой один из вариантов «мозговой атаки» (или «мозгового штурма») в чистом виде, описанной Осборном в его книге, посвященной этому вопросу. Правила ее проведения предложенные Осборном, сохранены, а рекомендации относительно количества участников и других подробностей оставлены без внимания, чтобы не терять время (быстрота - важнейший фактор мозговой атаки) на подбор «идеальной» группы лиц, создание психологической атмосферы и т.д. Предоставление добавочного времени для записи идей позволяет избежать риска задержек или неудач в тех случаях, когда члены группы еще не доверяют друг другу настолько, чтобы высказываться откровенно. К тому же запись идей на карточках значительно сокращает время, необходимое для классификации результатов.

Утверждают, что мозговая атака повышает как качество, так и количество идей. Тэйлор, Берри и Блок провели тщательно контролируемый эксперимент, который заставляет усомниться в качестве идей. Осборн же утверждает, что вероятность натолкнуться на хорошую идею среди большой их выборки увеличивается, но в то же время предполагает, что время, затраченное на получение определенной идеи, не оказывает влияния на ее качество. Наиболее разумный подход к мозговой атаке состоит в том, чтобы рассматривать ее как чрезвычайно быстрый способ генерирования необходимого разнообразия идей, которое может послужить основой для серьезного поиска решения. Непосредственно ценным выходом мозговой атаки являются не сами идеи, а категории, на которые они разбиваются в процессе классификации (метод »). Выявление практически осуществимых идей из большого случайного множества возможно лишь после того, как проектная ситуация будет достаточно подробно исследована.

Как применять технику креативности

Методом мозговой атаки можно рассматривать любую проблему, если она достаточно просто и ясно сформулирована. Этот метод можно использовать на любой стадии проектирования, как в начале, когда проблема еще окончательно не определена, так и позднее, когда уже выделены сложные подпроблемы. Его можно также использовать для генерирования информации, а не идей, т.е. для выяснения источников информации или формулирования вопросов анкеты. Из общей схемы, изображенной в табл. 6.1, видно, что метод мозговой атаки используется чаще любого другого метода.

Как научиться

Люди, никогда ранее не принимавшие участия в мозговой атаке, могут удачно выступить при первой же попытке и хуже при дальнейших подходах к той же проблеме. Мозговая атака требует от каждого ее участника солидного опыта в рассматриваемой области и умения использовать его в нужный момент.

Стоимость и время

Шесть человек могут за полчаса выдвинуть 150 идей. Бригада проектировщиков, работающая обычными методами, никогда не пришла бы к мысли о том, что рассматриваемая ею проблема имеет такое разнообразие аспектов.

Пример использования

В результате подобного совещания строителей и архитекторов, посещавших курсы повышения квалификации, были получены идеи по совершенствованию строительного башенного крана. Присутствующих разделили на четыре группы и дали им 10 мин на то, чтобы они записали свои идеи самостоятельно на карточках, а затем зачитали их вслух. Каждый по очереди зачитывал одну из своих идей, а остальные слушали и записывали на карточках возникшие под влиянием услышанного мысли.

Типичные результаты мозговой атаки

Ниже приводятся некоторые идеи, выбранные наугад из 184 карточек, заполненных в ходе такой мозговой атаки:

1. Почему необходимо усовершенствование?

2. Использовать вертолет.

3. Мобильное подъемное устройство для обслуживания нескольких строительных площадок.

4. Более широкое поле деятельности без отказов оборудования.

5. Сдвоить кран и отказаться от реверсирования.

6. Многоскоростной кран.

7. Увеличить скорость подъема груза.

8. Лучше обучать крановщиков, так как на строительной площадке все зависит от их мастерства.

9. Управление по радио людьми, отправляющими и принимающими груз.

10. Снизить цену вдвое.

Классификация результатов

Техника мозговой атаки представляет собой отбор группы квалифицированных экспертов, которые делятся на две подгруппы. Первая генерирует идеи, а вторая их анализирует. Идея, получившая большое количество голосов, считается правильной.

Концепция мозговой атаки

Мозговую атаку изобрел Алекс Осборн. Он полагал, что люди бояться высказывать неординарные решение из-за возможной последующей критики. Именно поэтому на мозговых штурмах запрещено критиковать новые. Такие тренинги проводятся с целью коллективного поиска новых решений. За 20-40 минут группа успевает получить большое количество новых идей и предложений. Участники должны генерировать идеи в благожелательной и дружелюбной атмосфере. Только таким путем можно получить действительно качественный результат. Ведущий имеет гибкий план управления и следит за процессом. Также он стимулирует возникновение повышенного эмоционального уровня участников. В процессе создания идей, группа должна фиксировать заметки, чтобы на анализе фантастических идей создать реальные технические предложения.

Концепция мозговой атаки

Одна идея имеет тенденцию строить или генерировать другие. Простота использования. Определяет список идей за короткий период. времени. Сбор большого объема идей, связанных с любыми усилиями по изменению предпринимательства. Содействовать творчеству, когда команда проекта может быть увязена или непривычна к новым способам ведения бизнеса.

  • Демократическое участие поощряется.
  • Члены группы могут связывать идеи.
  • Быстрая и даже активирующая деятельность.
  • Невысокая оценка содержания и идей.
  • Стимулирующие идеи.
  • Нет механизмов для сближения идей.
  • Ограничения в способности напрямую использовать опыт отдельных участников.
  • Введение слишком большого количества хаоса, если не управляться твердо.
  • Стимулируйте мышление, чтобы максимизировать участие и вклад без оценки.
Перед началом сеанса подтвердите с участниками следующее.

Виды мозговой атаки

1. Прямая мозговая атака . Перед творческой группой могут ставиться разные задачи, но в результате участники должны получить решение или установить причины, которые мешают его осуществлению. Задача мозгового штурма представляет собой краткое изложение. Это может быть какая-либо проблемная ситуация. Оптимальное число участников должно составлять 5-12 человек. Предложенные идеи обсуждаются, после чего принимается решение.

Цели области фокуса правила работы. . Часто бывает полезно иметь одного или нескольких писцов, документирующих вклады, чтобы позволить модератору сеанса или фасилитатору сосредоточиться на управлении сеансом. Лучше всего использовать белую доску или флип-чарт, чтобы каждый мог отслеживать идеи.

«Круглый стиль» часто бывает полезен, если участники кажутся непокорными или не решаются начать работу. Держите атмосферу расслабленной и неформальной, чтобы поощрять участие. Советы по возобновлению процесса мышления включают. Как другие компании решают эту проблему? . Используйте технику, чтобы сосредоточить проектную команду на разработке новых подходов или новой философии бизнеса. Признать, что при использовании мозгового штурма для этой подзадачи есть последствия для рассмотрения.

2. Обратная мозговая атака . Этот вид атаки отличается тем, что новые идеи не предлагаются. Обсуждаются и критикуются только уже имеющиеся, т.е. группа пытается устранить наличие дефектов в существующих идеях . В процессе дискуссии участники должны ответить на вопросы:

  • что необходимо улучшить;
  • какие имеются недостатки;
  • что получится в результате;
  • на что необходимо обратить внимание.

3. Двойная мозговая атака . Сначала проводится прямая атака. Затем делается перерыв. Он может составлять несколько часов или дней. После этого прямая мозговая атака повторяется для принятия окончательного решения. В группе присутствуют 20-60 человек. Они заранее получают пригласительные билеты. Сессия проходит не менее 5-6 часов . Задачи обсуждаются в непринужденной обстановке.

Мозговой штурм - это большая или небольшая группа, которая побуждает учащихся сосредоточиться на теме и способствовать свободному потоку идей. Учитель может начать сеанс «мозгового штурма», поставив вопрос или проблему или введя тему. Взносы принимаются без критики или суждения и обычно суммируются на доске учителем или писцом, когда идеи вызываются.

  • Затем студенты выражают возможные ответы, соответствующие слова и идеи.
  • Эти идеи затем рассматриваются, как правило, в формате открытого класса.
Выражая идеи и слушая то, что говорят другие, студенты корректируют свои предыдущие знания или понимание, приспосабливают новую информацию и повышают уровень осведомленности.

4. Метод конференции идей . Готовится специальное совещание, участники которого приглашаются на два-три дня. Они проводят мозговой штурм с перерывами и быстро решают поставленную задачу. Данный метод часто проводится в какой-либо стране с целью сбора остальных участников с других стран.

5. Метод индивидуального мозгового штурма . Участник может поочередно играть роль генератора идей и критика. В остальных видах мозговой атаки участники делятся на две группы. Самые лучшие результаты получаются при чередовании различных методов штурма.

Общие проблемы с использованием мозгового штурма

6. Метод теневой атаки . Участники процесса записывают свои идеи на бумаге. Затем они подвергаются критике и оценке. Многие считают данный подход не слишком эффективным, поскольку групповое обсуждение стимулирует выработку новых идей. Но также бытует мнение, что именно в письме человек может грамотно, четко и кратко изложить все свои мысли. При этом экономится время, а количество идей возрастает.

Эффективный мозговой штурм: как мне его достичь?

А сколькостоит написать твою работу?

Теперь вы знаете, как проводить. Если вы слышите об этом впервые, у вас может возникнуть вопрос: «Кто и когда использовал мозговую атаку?». Так, этим приемом пользовались известные предприниматели, руководители и изобретатели, например, Стив Джобс, Джин Рон, Роберт Керн и многие другие.

«Мозговая атака » (брейнсторминг) - процедура группового креативного мышления, точнее - это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени. Считается за норму, если в течение 1,5 часов (два академических часа) группа продуцирует до сотни идей. Руководителем креативной группы на фирме часто бывает один из менеджеров.

Это можно сделать быстро, показывая руки, чтобы оценивать идеи. Поиск любых ответов, которые повторяются или аналогичные группировки схожих концепций вместе, устраняя ответы, которые определенно не подходят. Для учителя важно. Используйте эту процедуру для планирования занятий в классе, таких как исследовательский проект, поездка на место, концерт или вечеринка. Группы и отдельные лица могут использовать мозговой штурм, чтобы генерировать идеи для написания проектов или заданий. Используйте мозговые слова и предложения для изучения жаргона, основанного на дисциплине. Классифицируйте мозговые слова, идеи и предложения. . Популярный миф заключается в том, что смысл Мозговой штурма каким-то образом связан с созданием бури идей в мозге.

Известно немало разновидностей схем мозговой атаки. Здесь мы с учетом особенностей поведения наших руководителей производством предлагаем схему, рекомендуемую «справочником» для британских менеджеров. Данная схема включает ряд фаз:

1. Подготовка . Выбор проблемы и проработка ее индивидуально.
Например:
а) проблема - «как преуспеть на современном рынке?»;
б) проработка проблемы с помопцью предложенных в предыдущем разделе вопросов;
в) выбор главного пути решения выдвинутой проблемы;
г) тестирование всех появляющихся в поле сознания путей.
Такая подготовительная работа дает возможность менеджеру оценить суть проблемы и сделать вывод о главных направлениях групповой работы.

Ранние участники назвали наши «сеансы мозговой штурма» нашими усилиями, и это довольно точно, потому что в этом случае «мозговой штурм» означает использовать мозг, чтобы штурмовать творческую проблему и делать это в режиме коммандос, причем каждый штурмовик атакует одну и ту же цель.

Следуя определению Осборна, рассматривайте проблему как крепость, которую мы пытаемся штурмовать с группой головного мозга. Классический мозговой штурм - это групповой метод создания новых идей. Группа принимает конкретную проблему и создает как можно больше идей за ограниченное время.

2. Формирование креативной группы . Наибольший успех мозговой атаки будет обеспечен при соблюдении следующих условий: группа должна состоять примерно из десяти человек;
социальный статус участников должен быть примерно равным;
в группе должно быть всего лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображению участников.
Лица, обладающие специальными знаниями, слишком искусные в том или ином деле, нежелательны. Их стремление осмысливать высказываемые идеи в соответствии с имеющимся опытом может сковывать воображение;
обсуждение проблемы должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке.

Почему и когда используется мозговой штурм?

Мы можем использовать мозговой штурм для решения всех проблем. Важно иметь конкретную проблему и может быть поставлена ​​в вопрос. Поездка на место или посещение места возникновения проблемы может помочь членам группы увидеть и понять характер проблемы. Каждому предлагается использовать идеи других членов группы, чтобы придумать еще одну идею. Все идеи записываются записью в месте, где все члены группы могут видеть идеи. Самый простой способ записать идеи в виде списка на флип-чарте или на доске. Мы не замечаем идеи слово в слово, но стараемся использовать ключевые слова или короткие фразы.

Четыре основных правила

Сочетание других идей и принятие идей другого человека - шаг вперед или использование их для еще одной идеи - это хорошо.
  • Нам нужна смешанная группа мужчин и женщин, экспертов и неспециалистов.
  • У всех могут быть идеи, которые могут помочь решить проблему.
  • Лидер, который обеспечивает соблюдение нескольких основных правил.
  • Проблема с лидером или другим членом.
  • Группа встречается в полукруге и начинает штурмовать проблему.
  • Мы хотим как можно больше идей.
  • Ни одному члену группы, включая лидера, не разрешается критиковать любую идею.
  • Во время мозгового штурма не допускается критика.
  • Количество важно.
  • Чем больше идей, тем лучше.
  • Дикость - это хорошо.
Сеанс мозгового штурма длится от 30 минут до 1 часа.

Участники должны быть в состоянии «релаксации». Кресла должны быть расположены по кругу. Стол не обязателен. Необходимо иметь две-три классных доски;
руководитель должен председательствовать. Ему следует воздерживаться от давления на участников;
в группе назначаются секретари-наблюдатели, которые фиксируют высказывания и поведение ораторов.

После собрания список идей копируется и распространяется среди всех членов группы. Хороший способ скопировать доску или флип-чарт - сделать снимок с помощью цифровой камеры или смартфона. Идеи можно оценить на втором совещании. Вот простой способ оценить идеи.

Виды мозговой атаки

Вы можете поместить все точки в одну идею, или по 5 различным идеям , или по любой другой комбинации. Если у вас нет точек, вы также можете использовать красный маркер для рисования точки. Для получения дополнительной информации о том, как оценить идеи вашей группы, отметьте сообщение «.».

3. Процедура мозговой атаки . Здесь выделяются три этапа:
- Вступление. Длится до 15 минут. Ведущий говорит о сущности метода, разъясняет правила действий участников. Объявляет проблему, например: «Как преуспеть на современном рынке?
Проблемы записываются на доске. Beдущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок, которые также записываются на доске.
- Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. Для этого привлекаются назначенные секретари или ассистенты. Как только происходит задержка с выдвижением новых идей, ведущий просит участников поразмыслить над проблемой, посмотреть на доску. После паузы обычно начинается новая вспышка идей. Если таковой не наступает, ведущий выдаст бланки с вопросами, ответы на которые порождают такую вспышку.

Другой способ записи идей во время встречи мог быть в виде карты разума

На доске На компьютере, где карта разума проецируется на экран, видимый всем членам группы. Можно использовать различные цвета. . Карты разума устраивают идеи в виде круга. Идеи - это ветви, которые излучают из центра, который содержит проблему или вызов. Идеи, которые являются ассоциациями других идей, могут быть суб-ветвями, которые происходят из основных ветвей.

Недостатком сопоставления разума является то, что на нашей доске нам может не хватать места. Отображение разума на компьютере может решить эту проблему и облегчить последующую перегруппировку идей. Каждый раз, когда звонил телефон, или вы хотели позвонить, вам нужно было пойти в коридор и забрать телефон. Зимой в коридоре было холодно, и там сидела только твердая деревянная скамья.

4. Заключение . Здесь могут иметь место два варианта:
- «Классический» вариант. Ведущий благодарит участников за проделанную работу и сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения применения на практике. Если у участников мозговой атаки возникнут новые идеи, то они могут передать их в письменном виде руководителю дискуссии. Как видно, это не лучшая процедура завершения «мозговой атаки». В связи с этим практикуются и другие варианты заключительной части занятий.
- Облегченный вариант. Оценка идей осуществляется самими участниками брейнсторминга. Здесь используются различные приемы:
1. Участники дискуссии разрабатывают критерии оценки идей. Эти критерии выписываются на доске, располагаясь по степени важности.
2. Выдвинутые идеи группируются по соответствующим основаниям, которые определяются содержанием идей.
3. Определяется наиболее перспективная группа идей. Каждая идея в этой группе оценивается в соответствии с критериями оценки.
4. Тестирование идей методом «от противного»: «Каким образом данная идея, если ее реализовать, провалится?»
5. Определяются наиболее «дикие» идеи, которые участники «мозговой атаки» пытаются переделать в практически возможные.
6. Каждый участник как бы вновь проделывает «мозговую атаку» для себя лично, создавая на основе уже зафиксированных идей нечто новое.
7. Группа выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и предлагает для внедрения в практику.
8. Распространение ценных идей о том, как преуспеть на рынке по сферам производства:
- планирование и прогнозирование;
- маркетинг;
- оперативное управление производством;
- управление персоналом.

Почему мозговой штурм эффективен?

Было очень сложно, чтобы более одного человека сидели и неудобно для пожилых людей всегда ходить по телефону. Мы хотели, чтобы телефон пришел к людям. Проблема как вопрос: как мы можем сделать телефон подвижным? Мозговой штурм Сессия Карта разума. Идеи одного члена группы используются другими членами группы, чтобы придумать больше идей. Осборн утверждает, что создается больше ассоциаций, чем если бы один человек провел мозговой штурм.

  • Это весело.
  • Он поощряет творчество и препятствует критике на этапе поиска идеи.
  • Оценка идей отделена от создания.
  • Осборн называет это «заразой» и «цепной реакцией».
Хотя изначально он был разработан как групповая техника, нет ничего, что помешает вам дать сольный мозговой штурм.

Техника мозговой атаки представляет собой отбор группы квалифицированных экспертов, которые делятся на две подгруппы. Первая генерирует идеи, а вторая их анализирует. Идея, получившая большое количество голосов, считается правильной.

Концепция мозговой атаки

Мозговую атаку изобрел Алекс Осборн. Он полагал, что люди бояться высказывать неординарные решение из-за возможной последующей критики. Именно поэтому на мозговых штурмах запрещено критиковать новые . Такие тренинги проводятся с целью коллективного поиска новых решений. За 20-40 минут группа успевает получить большое количество новых идей и предложений. Участники должны генерировать идеи в благожелательной и дружелюбной атмосфере. Только таким путем можно получить действительно качественный результат. Ведущий имеет гибкий план управления и следит за процессом. Также он стимулирует возникновение повышенного эмоционального уровня участников. В процессе создания идей, группа должна фиксировать заметки, чтобы на анализе фантастических идей создать реальные технические предложения.

Виды мозговой атаки

1. Прямая мозговая атака . Перед творческой группой могут ставиться разные задачи, но в результате участники должны получить решение или установить причины, которые мешают его осуществлению. Задача мозгового штурма представляет собой краткое изложение. Это может быть какая-либо проблемная ситуация. Оптимальное число участников должно составлять 5-12 человек. Предложенные идеи обсуждаются, после чего принимается решение.

2. Обратная мозговая атака . Этот вид атаки отличается тем, что новые идеи не предлагаются. Обсуждаются и критикуются только уже имеющиеся, т.е. группа пытается устранить наличие дефектов в существующих идеях. В процессе дискуссии участники должны ответить на вопросы:

  • что необходимо улучшить;
  • какие имеются недостатки;
  • что получится в результате;
  • на что необходимо обратить внимание.

3. Двойная мозговая атака . Сначала проводится прямая атака. Затем делается перерыв. Он может составлять несколько часов или дней. После этого прямая мозговая атака повторяется для принятия окончательного решения. В группе присутствуют 20-60 человек. Они заранее получают пригласительные билеты. Сессия проходит не менее 5-6 часов. Задачи обсуждаются в непринужденной обстановке.

4. Метод конференции идей . Готовится специальное совещание, участники которого приглашаются на два-три дня. Они проводят мозговой штурм с перерывами и быстро решают поставленную задачу. Данный метод часто проводится в какой-либо стране с целью сбора остальных участников с других стран.

5. Метод индивидуального мозгового штурма . Участник может поочередно играть роль генератора идей и критика. В остальных видах мозговой атаки участники делятся на две группы. Самые лучшие результаты получаются при чередовании различных методов штурма.

6. Метод теневой атаки . Участники процесса записывают свои идеи на бумаге. Затем они подвергаются критике и оценке. Многие считают данный подход не слишком эффективным, поскольку групповое обсуждение стимулирует выработку новых идей. Но также бытует мнение, что именно в письме человек может грамотно, четко и кратко изложить все свои мысли. При этом экономится время, а количество идей возрастает.

Теперь вы знаете, как проводить . Если вы слышите об этом впервые, у вас может возникнуть вопрос: «Кто и когда использовал мозговую атаку?». Так, этим приемом пользовались известные предприниматели, руководители и изобретатели, например, Стив Джобс, Джин Рон, Роберт Керн и многие другие.