ОГЭ – 2015. Задание 4

Правописание приставок.

Правописание приставок

I. Неизменяемые приставки. Правописание таких приставок следует запоминать.

Список неизменяемых приставок:

Пример задания 4. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

Ответ: входя

II. Приставки на з – с.

Правило: В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения: перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», перед звонкими согласными произносят [з] и пишут «з». Например: РАС-ПИЛИТЬ (П - глухая), РАЗ-БУДИТЬ (Б - звонкая).

Обязательно выучите приставки, которые оканчиваются на З-С: без-, бес-; воз-, вос-; вз-, вс-; из-, ис-; низ-, нис-;раз-, рас-; роз-, рос-; черес-, чрез- .

Ошибки, которые можно допустить при выполнении задания:

1. Если после приставки на З-С стоит гласная или Ъ, то на правописание данной приставки ни гласная, ни Ъ не влияют, т.к. З или С слышится в этом случае отчётливо. Например: РАЗузнать и БЕЗъядерный.

2. Нельзя выписывать слово с приставкой на З-С, после которой стоит гласная (безОшибочный), так как в этом случае согласная на конце приставки слышится отчётливо.

3. Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок. Например, в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкая согласная, а во втором - глухая.

4. Приставку на З-С можно не заметить, если слово имеет две приставки. Например, в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости следующего после неё согласного.

5. Не путайте слова с приставками на З-С со словами, у которых корень созвучен с данными приставками.

Например:

приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться)

приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый)

приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица)

приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение)

приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый)

приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек)

приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)

6. Не путайте следующие приставки:

ВЗ- (ВЗбежать) и ВЗО- (ВЗОбраться)

ИЗ- (ИЗбирать) и ИЗО- (ИЗОгнуть)

РАЗ- (РАЗбить) и РАЗО- (РАЗОгнуть)

7. В именах собственных тоже может быть приставка, оканчивающаяся на З-С. Например: село Разгуляй.

Пример задания 4. Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

Ответ: рассказывайте

III. Приставки при– и пре- . Правило: правописание приставок ПРИ- и ПРЕ- зависит от значения

Запомни слова, правописание приставок в которых зависит от лексического значения:

1. ПРЕзирать врага (ненавидеть) - ПРИзирать, ПРИзреть котёнка (приютить)

2. ПРЕклонить голову (опустить вниз), колено (встать на колени) - ПРИклонить ветку к земле (приблизить, нагнуть)

Внимание! Слово ПРИКЛОНИТЬ употребляется в выражении ПРИКЛОНИТЬ ГОЛОВУ в том случае, если означает "приютиться; найти место, где жить". При этом слово ГОЛОВУ должно иметь зависимое слово, отвечающее на вопрос куда? где? к кому? Например: На старости лет некуда голову приклонить.

3. ПРЕтворить мечту в реальность (воплотить, осуществить) - ПРИтворить дверь (закрыть неплотно или тихо, осторожно)

4. ПРЕтерпеть неудобства (перетерпеть) - ПРИтерпеться к неудобствам (привыкнуть)

5. ПРЕступить закон (переступить, нарушить) - ПРИступить к занятиям (начать)

6. ПРЕбывать на вокзале (находиться) - ПРИбывать на вокзал (приехать)

7. ПРЕподать урок (посоветовать) - ПРИпадать к земле (прижиматься)

8. ПРЕходящие явление (временное, недолговечное) - ПРИходящий учитель (являющийся на время для исполнения обязанностей)

9. ПРЕдать друга (изменить, нарушить верность) - ПРИдать товарный вид (сделать)

10. ПРЕемник учёного (продолжатель) - слушать ПРИёмник (аппарат для приёма сигналов)

11. ПРЕуменьшать заслуги (очень уменьшать) - ПРИуменьшить вес (чуть-чуть уменьшить)

Пример задания 4. Из предложений 2–6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».

(2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

Ответ: пришли

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

Правописание союзов
Союзы Другие части речи
1. Союз чтобы Ей даже хотелось, чтобыон остался. 1. Местоимение чтои частица бы(быможно переставить на другое место) Что бы вы посоветовали мне почитать?
2. Союзы тоже, также Я тоже (также) хочу посмотреть (= и я). Он читает, рисует, а такжепоет (=и поет) 2. Местоимение тои наречие так с частицей же(частицу можно отбросить Каждый из пассажиров испытывал то жечувство, что и он (=то) Они исчезли из вида так жевнезапно, как и появились (=так)
3. Союзы зато, затем, притом, причем, потому, оттого, поэтому Выступление прошло удачно, причем (притом) впервые в этом году. Доклад содержательный и притом (причем)интересный по форме. 3. Местоимения с предлогами за то, за тем, при том, по тому, от того(к местоимению можно задать вопрос, добавить к нему определение) Студенты полу чили деньги за то, что перевыполнили план (за что?) За чем пойдешь, то и найдешь (за чем?)
4. Союзы так что, так как, как будто, при этом, то есть, потому что, для того чтобы, не то-не то Сочетание во что бы то ни стало Дождик утих, потому чтопосветлело.
5. Вводное слово итак Итак, новый семестр начинается. 5. Союз ии наречие так(к наречию можно задать вопрос): И так мы шли всю ночь (как?)

Правописание частиц

Запомнить: точно так же, то же самое, тот же, тотчас же, все так же, к тому же, то-то-ж.

Слитное и раздельное написание наречий
Слитно Раздельно
1. Наречия, в состав которых входят слова, в современном русском языке не употребляющиеся: вдребезги, натощак, исподтишка, исподлобья, вдогонку, дотла, запанибрата, насмарку, невпопад, понаслышке, спросонья, спозаранку, наспех, наугад, невдомёк. 2. Наречия, образованные соединением ПО, ОТО, ПОСЛЕ, НАс другими наречиями: послезавтра (после + завтра), навсегда (на + всегда), наскоро (на + скоро), позавчера (по + за + вчера), навряд ли (на + вряд ли), отовсюду (ото + всюду). 3. Наречия, оканчивающиеся на -УЮ: зачастую, вплотную, вручную, врассыпную, врукопашную. КРОМЕ: на боковую, на попятную, в открытую, на мировую. 4. Наречия с корнями –верх-, - низ-, -высь-, -глубь-, –даль-, -век-, -начал-, -врем-, если к ним нет пояснительных слов: · Посмотрел наверх (нет пояснительного слова) – посмотрел на верх (чего?)колонны. · Подумай сначала (нет пояснительного слова) – с начала (чего?) учебного года. · Смотрел вдаль (нет пояснительного слова) – смотрел в даль (чего?)горизонта. 5. Наречия, образованные соединением В, НА с собирательными числительными: втроём, всемером, надвое, втрое. ЗАПОМНИ: по двое, по трое, по одному, поодиночке. 6. Наречия с В и конечным слогом КУ: вдогонку, всухомятку, вприпрыжку . ИСКЛЮЧЕНИЯ: в диковинку, в рассрочку, в насмешку. 7. Наречия, если приставкой и существительным, от которого образовано наречие, не может быть без изменения смысла вставлено прилагательное, числительное, местоимение: вслух, назло и др. 8. Наречия, образованные соединением предлогов-приставок с прилагательными: подолгу (по + долгий), изредка (из + редкий), досыта (до + сытый), слева (с + левый), помногу (по + многий). 1. Наречия, если предлог-приставка оканчивается на согласную, а исходное слово начинается на гласную букву: в обход, в обтяжку, без оглядки, без удержу, в упор, в отместку . 2. Наречия на –АХ, обозначающие состояние, место, время: в сердцах, в головах, в потёмках и др. КРОМЕ: впотьмах, второпях, впопыхах. 3. Наречия, правописание которых нужно запомнить: до смерти, до упаду, на лету, с налёту, с лёту, на ходу, с размаху, с разбегу, на миг (НО вмиг), на скаку, на глазок, под силу, по двое, по трое, за границу, за границей, под мышкой.

Задание 14. СЛИТНОЕ, РАЗДЕЛЬНОЕ И ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

СЛИТНО (РАЗДЕЛЬНО)

Алгоритм выполнения задания:

1) Прочитайте предложение, вдумайтесь в его смысл.

2) Определите, к какой части речи принадлежит выделенное слово.

    Союзы чтобы, тоже, также, зато, притом, причём, итак, оттого пишутся слитно ; их можно заменить синонимами той же части речи.

    Сходные с этими союзами по звучанию слова других частей речи что бы, то же, так же, за то, при том, при чём , и так, от того пишутся раздельно. Они состоят из двух компонентов: один из них (же, бы) можно либо убрать из предложения, либо переставить в другое место; другой компонент (то, том, чем, так, того) заменить другими словами.

    Слитно пишутся производные предлоги: ВСЛЕДСТВИЕ = из-за, ВВИДУ = из-за, НАСЧЁТ = о, НАВСТРЕЧУ = к, НЕСМОТРЯ НА = вопреки.

    Раздельно пишутся производные предлоги: В ТЕЧЕНИЕ = В ПРОДОЛЖЕНИЕ, В ОТЛИЧИЕ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НА ПРОТЯЖЕНИИ.

    Для слитного, дефисного или раздельного написания наречий применяйте соответствующие правила.

Производные предлоги

Существительные с предлогами

в течениЕ

Не было известий в течение года.

Как долго?

(значение времени)

в течениИ (чего?) реки

Смотрите в продолжениИ(чего?) серии.

В (быстром) течениИ реки

Смотрите в (скором) продолжениИ серии

в продолжениЕ

Она говорила в продолжение часа.

в заключениЕ статьи

Под конец, в итоге

Сидел в заключениИ.

Сидел в (долгом) заключениИ.

в отличиЕ от других

(используется с от)

Разница в отличиИ жизни.

Разница в (сильном) отличиИ жизни.

вследствиЕ = из-за

Он не пришёл вследствие болезни.

Запомни: впоследствиИ - наречие

в следствие

Вмешался в следствие по делу о краже.

Вмешался в (новое) следствие по делу о краже.

вроде =наподобие

сосуд вроде колбы

Ошибка в роде существительного.

насчёт =об, о

Договориться насчет экскурсии.

Положить на счет в банке.

Положить на (свой) счет.

навстречу

Идти навстречу другу.

Пойти на встречу с друзьями.

Пойти на (долгожданную) встречу .

ввиду =из-за

Ввиду дождя мы не пошли в кино.

Я имел в виду завтра. (устойчивое выражение).

в виде конуса

в виду города

(вид конуса, вид города)

наречия

Существительные с предлогами

подняться наверх (относятся к глаголу)

подняться на верх горы

на (самый) верх горы

туфли мне впору

в пору цветения -

в (весеннюю) пору цветения

Производные предлоги

Деепричастия с отрицанием

Несмотря на дождь, выехали за город

(хотя был дождь).

Невзирая на непогоду, мы пошли в поход.

(вопреки чему?)

Не смотря на отца, он встал из-за стола.

Не взирая на меня, он вышел из комнаты.

(=не глядя)

ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

1. Правописание -то, -либо, -нибудь и др.
Через дефис пишутся со словами приставка кое- и суффиксы
-то, -либо, -нибудь, -таки. Например: все-таки, кое-куда, как-либо
Запомнить: как будто

2. Правописание слов с пол-, полу-.
Слова с полу- всегда пишутся слитно. Например: полусапожки, полушубок
Слова с пол- могут писаться через дефис, слитно и раздельно.
А. Через дефис пишутся слова с пол-, если корень начинается с
гласной, заглавной буквы или л.
Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
Б. В остальных случаях слова с пол- пишутся слитно:
полмоста, полвагона

Раздельно слова с пол- пишутся в том случае, если между пол- и словом есть определение:
пол вишневого сада, пол моего участка

3. Правописание наречий.
Через дефис пишутся следующие наречия:
а) образованные повторением одного и того же слова или одно- коренных слов: мало-помалу, много-много;
б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и: по-новому, по-зимнему, по-товарищески;
в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых: во-первых, в-третьих.
Внимание! Следует отличать наречия, пишущиеся через дефис, и омонимичные им части речи:
Холодно (как?) по-зимнему (наречие). Идти по (какому?) зимнему (прилагательное) снегу.
Запомнить: точь-в-точь, бок о бок.

4. Правописание сложных имен прилагательных.

Через дефис

1. Прилагательные, обозначающие оттенок цвета: ярко-красный.
2. Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис: юго-западный.
3. Прилагательные, обозначающие качество с дополнительным оттенком: сладко-соленый.
4. Прилагательные, первая часть которых заканчивается на -ико: химико- биологический. Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.
5. Прилагательные, между частями которых можно поставить сочинительный союз
И (образовавшиеся из сочинительных словосочетаний): русско-немецкий словарь (русский и немецкий).

1. Прилагательные, образованные от
подчинительных словосочетаний: железнодорожный (железная дорога).
2. Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно: железобетонный.

1. Прилагательные, образовавшиеся путем сращения слов: дикорастущий.

5. Правописание сложных имен существительных.

Через дефис

1. Существительные, образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной: диван- кровать.
2. Некоторые географические названия: Санкт-Петербург.
3. Существительные, обозначающие стороны света, партии, единицы измерения: северо-запад, либерал- демократ, киловатт-час.
4. Существительные, первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др.: вице-премьер, экс-чемпион, штабс-капитан

1. Сложные слова, первая часть которых - начало слова, вторая - целое слово: медсестра (медицинская сестра), стенгазета (стенная газета).
2. Существительные, первой частью которых является микро-, макро-, агро-, метео-, кино-, био-, авто- и др.:
микробиология, автогонки.
3. Существительные, первая часть которых является глаголом на -и: сорвиголова.
4. Существительные, обозначающие жителей местности, даже если название местности пишется через дефис: Алма- Ата, но алмаатинец.

Вариант 1 . 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.

Дра­ма­ти­че­ское про­из­ве­де­ние нужно стро­ить так, ЧТО(БЫ) смысл его воз­вы­шал­ся над ним (НА)ПО­ДО­БИЕ шпиля.

(НА)РЯДУ с кар­ти­на­ми на со­вре­мен­ные темы боль­шое место в твор­че­стве Ре­пи­на за­ни­ма­ет ис­то­ри­че­ская жи­во­пись, к ко­то­рой он пе­ри­о­ди­че­ски воз­вра­ща­ет­ся (В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ всей своей жизни.

Блок ПРЕД­ПОЧЁЛ (БЫ), ЧТО(БЫ) «мол­ча­ли­вая, ушед­шая в себя душа» поэта, для ко­то­рой весь мир - «ба­ла­ган», так и оста­лась по­гружённой в ту­ман­ные грёзы.

(И)ТАК, бал­ла­да Пуш­ки­на ис­то­ри­че­ски до­сто­вер­на, (ТО)ЕСТЬ по срав­не­нию с бал­ла­да­ми Жу­ков­ско­го она более при­бли­же­на к ре­аль­но­сти.

(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

Тест 1. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.

По некоторым мелочам, ПО(ТОМУ), например, как оба они (В) МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.

Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, (НЕ)СМОТРЯ на то что новости были очень хорошие.

(В)СКОРЕ Степан привезёт почту, а ТАК(ЖЕ) продукты.

В-1. 13 СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ года в репертуар оркестра вошли русские народные песни и танцы, а ТАК(ЖЕ ) произведения современных зарубежных композиторов.

Пережёвывать пишу в клюве птицы не умеют, ЗА(ТО) некоторые способны заглатывать целиком (ПО)ИСТИНЕ гигантскую добычу.

(НА)ВСТРЕЧУ эскадре адмирала Макарова (ТАК)ЖЕ быстро двигались пограничные катера.

(ПО)ЭТОМУ поводу Роберт решил посоветоваться ТАК(ЖЕ) с тестем, человеком умным и здравым, разбиравшимся в тонкостях юриспруденции. (В)ПОСЛЕДСТВИИ студенты не раз убеждались, что профессор ТАК(ЖЕ) разборчив в людях, как и в книгах.

В-2. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ последнего года работы было много, (ЗА)ТО теперь на город было любо-дорого посмотреть.

Некоторое время Меркулов шёл (В)СЛЕД за всеми, (ЗА)ТЕМ остановился.

Не знаю, (ОТ)ЧЕГО затихли мои товарищи, но я замолчал (ОТ)ТОГО тихого томления, которое вызвала во мне трогательная мелодия.

Присутствовали (ПРИ)ТОМ разговоре многие, но было это давно и (ПО)ЭТОМУ всеми забылось.

Дедушку (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни звали (ПО)ПРОСТУ Кузьмичом.

В-3. 13 . Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ДАЛИ показался катер, (ПО)ЭТОМУ встречающие начали подтягиваться к причалу.

Жара (ПО)НЕМНОГУ спадала, но (ПО)ПРЕЖНЕМУ было невыносимо душно.

КОГДА(ТО) Архип Петрович довольно хорошо понимал (ПО)ФРАНЦУЗСКИ .

(ДРЕВНЕ)ГРЕЧЕСКИЕ и (СТАРО)СЛАВЯНСКИЕ книги таят в себе ещё много загадок.

На улице было (ПО)ОСЕННЕМУ холодно, (ПО)ЭТОМУ мы все надели тёплые куртки.

В-4. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

И ВСЁ(ТАКИ) у нас много осталось подарочной упаковки - ЧТО(БЫ) ещё такое завернуть в неё?

Во всех типографиях повторяют одно и ТО(ЖЕ): стоимость работ будет зависеть (ОТ)ТОГО , с какого носителя информации перепечатывать.

В её черных глазах светилось что-то (В)РОДЕ счастливых огоньков, которые (В)ПОСЛЕДСТВИИ не раз удивляли Сергея.

От рассказов охотников у меня текли слюнки, а ТАК(ЖЕ) поднималось чувство жалости к самому себе ЗА(ТО), что вот просидишь понапрасну весь отпуск в засаде.

В-5. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.

Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.

Студент выбрал эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю музыки, и (В)ТЕЧЕНИЕ месяца изучал полученные в библиотеке книги.

ЧТО(БЫ) прогноз погоды был точным, данные о состоянии атмосферы, океана и суши получают на

метеорологических, аэрологических и радиолокационных станциях, а ТАК(ЖЕ) со спутников.

Осипу хотелось думать, что лёгкие облака плывут в ТАКИЕ(ЖЕ) счастливые земли, как и его любимый край, в который он вернулся (НА)КОНЕЦ после долгих скитаний.

В-6. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)НАЧАЛЕ августа жара стоит нестерпимая - даже самый решительный человек не в состоянии охотиться, самая преданная собака, преувеличенно высунув язык, униженно виляет хвостом, но (В)ПЕРЁД не идёт.

Андрей Рублёв был (ПО)ИСТИНЕ выдающимся мастером древнерусской живописи, однако известно о нём немного: (ОТ)ТОГО далёкого времени сохранилась лишь миниатюра, на которой запёчатлён художник.

Тихо опустилось солнце за горы, выбросило (К)ВЕРХУ прощальный зелёный луч, и Байкал (ТОТ)ЧАС отразил в себе нежную зелень.

ЕСЛИ(БЫ) природа могла чувствовать благодарность к человеку (ЗА)ТО , что он проник в её жизнь, превознёс и воспел её, эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.

Лермонтов, (НЕ)СМОТРЯ на мучительные сомнения, твёрдо верит в судьбу, ТАК(ЧТО ) жизнь для него не бесцельное скитание по морю житейской суеты.

В-7. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В.Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и

(В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным.

Великий шёлковый путь начинался в Китае, (ЗА)ТЕМ шёл через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а (ОТ)ТУДА в Европу.

Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ

В-8. 13 . Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ВО)ВРЕМЯ экспедиций специалисты определяют видовой состав животных и растений, а ТАК(ЖЕ) берут пробы грунта, воды и воздуха.

ЧТО(БЫ) понять, КАКИЕ(ЖЕ ) законы управляют Вселенной, люди проводят исследования в космосе.

ВРЯД(ЛИ) сегодня найдётся КАКАЯ(НИБУДЬ) отрасль промышленности, в которой так или иначе не использовалось бы дерево.

(В)ПОЛНЕ вероятно, что (В)СКОРЕ произойдёт естественное слияние кабельного телевидения с сетями Интернета.

Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным.

В-9. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)СВЯЗИ с тем, что этот поезд то(же) опаздывал, я сдал билеты в кассу.

Взлетает птица (в)высь , и я то(же) хочу взлететь.

Мой сосед говорил (в)растяжку и к тому(же) очень громко.

(В)течение нескольких минут они то(же) молчали.

(И)ТАК мне захотелось узнать эту историю до конца, что я сел поближе, ЧТО(БЫ) лучше слышать рассказчика.

В-10. 13 . Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд многое решал.

Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

(В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ многих веков из леса (В)ВИДЕ брёвен вывозятся лишь стволы деревьев, а пни остаются в земле.

Дефисное написание слов

1. Имена существительные, которые пишутся через дефис.

1) Названия промежуточных стран света (юго - восток, северо - запад, норд – ост).

3) Термины научные, технические, общественно-политические, воинские звания, а также названия механизмов и предметов (премьер-министр, динамо-машина, вакуум-насос , генерал-лейтенант, пила-рыба, кресло-кровать, плащ-палатка, стоп-кран).

4) Слова с иноязычными элементами вице - , лейб - , обер - , унтер - , штаб - , экс - в первой части (вице-адмирал, лейб-гвардия, обер-кондуктор, унтер-офицер, штаб-лекарь, экс-чемпион).

5) Слова с пол - , если вторая часть слова начинается:

А) с буквы л (пол-л иста, пол-л имона);

б) заглавной буквы (пол-М осквы, пол-У рала);

В) гласной буквы (пол-а пельсина, пол-я блока, пол-а кадемии).

Примечание. Слова с полу - пишутся слитно (полуавтомобиль, полустанок).

2. Имена прилагательные.

1) Образованные от сложных существительных с дефисным написанием (нью-йоркский, юго-восточный, лейб-гвардейский, иваново-вознесенский).

2) Образованные из двух основ , обозначающих равноправные понятия ; между частями можно вставить союз и или но : торгово-промышленный (торговый и промышленный), беспроцентно-выигрышный (беспроцентный, но выигрышный).

3) Сложные прилагательные, части которого указывают на неоднородные признаки : добровольно-спортивные общества (добровольные спортивные), счетно-решающие устройства (счетные решающие), феодально-крепостнический строй (феодальный крепостнический), сравнительно-исторический метод (сравнительный исторический)


4) Сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов (бутылочно-зеленый, молочно-белый, золотисто - красный). Если вторая часть слова не обозначает цвет , то написание слитное (светлоокий, темнокожий, черноглазый, краснолицый, белоствольный)

Примечание. Наибольшее количество ошибок встречается при определении написания прилагательных типа белоствольный, белоснежный, темнокожий, которые путают с прилагательными, обозначающими оттенки цвета (бело-серый, нежно-белый, темно-желтый)

5) Термины (атомно-молекулярный, гнойно-воспалительный, желудочно-печеночный, буржуазно-демократический)

6) Если первая часть слова заканчивается на –ико (историко-архивный, медико - судебный, технико-экономический, диалектико-материалистический)

7) Образованные из сочетания прилагательного с существительным, но с перестановкой этих элементов: литературно- художественный (художественная литература), словарно-технический (технические словари)

8) Образованные от сочетания имени и фамилии , имени и отчества, двух фамилий (жюль-верновская фантастика, вальтер-скоттовские романы, ильфо-петровская сатира, бойль-мариоттовский закон, Иван-Иванычев пиджак)

3. Наречия.

1) С приставкой по - и суффиксами –ому (-ему) , а также заканчивающиеся на –цки, - ски, - ьи (по- осеннему сыро, быть по-твоему, по-немецки пунктуальный, жить по-солдатски, выть по-волчьи)

2) С приставкой во - (в-) и суффиксом –ых (-их) : во-первых, в-третьих. Эти вводные слова, выделяющиеся запятой, обозначают порядок мыслей.

3) Образованные повторением слов или основ (едва-едва, еле-еле, чуть-чуть).

4) Образованные сочетанием синонимических или связанных по ассоциации слов (шиворот-навыворот, нежданно-негаданно, подобру-поздорову, с бухты-барахты , худо-бедно, не сегодня - завтра)

5) Неопределенные наречия и местоимения с частицами -то, -либо, - нибудь, кое - , - таки (кое-кто, что-нибудь, все-таки, что-либо, какой-то).

Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях

Алгоритм действия

1. От какой части речи образовано слово, которое отвечает на вопрос какой?

↓ ↓

От существительного от глагола

↓ ↓

Прилагательное 2. Провожу анализ слова

↓ ↓

Н

1. –ан - (-ян-) (кожан ый)

исключения:

стеклянный

оловянный

деревянный

НН

1. –енн - (-онн-) (общественный)

исключения:

ветреный

а) есть приставка

б) есть суффикс –ова - (-ева-)

в) есть зависимое слово (прич. о.)

г) совершен. вид

исключения: раненый

а) нет приставки

б) нет суффикса –ова- (-ева-)

в) нет зависимого слова (одиночное )

г) несовершен. вид

2. –ин-

(совиный)

2. …н + н

(сон + н + ый)

Причастие

Прилагательное

отглагольное

НН

Н

Примечания:

1. В кратких причастиях пишется одна Н , можно задать вопрос кем? (задача решен а – вопрос кем?).

В кратких прилагательных пишется столько Н , сколько в полных, нельзя задать вопрос кем? (люди сдержанн ы – нельзя задать вопрос кем?)

2. Есть группа слов, написание которых не регулируется правилами. Написание этих слов надо запомнить

НН: священный, нечаянный, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, желанный;


Н: смышлёный, названый брат (НО: названный в честь… ).

3. В наречиях и существительных , образованных от причастий и прилагательных, пишется столько Н , сколько было в производной форме (уверенн ый – уверенн о; воспитанн ый – воспитанн ик; избранн ый – избранн ик; копчен ый – копчен ости).

4. В прилагательных кованый, жёваный сочетания ов и ёв входят в состав корня, а не суффикса.

Правописание НЕ и НИ

Следует помнить, что частица НЕ – отрицательная. Если ее убрать из предложения, то смысл предложения меняется на противоположный. (Он не уехал – он уехал). Частица усилительная. Она усиливает отрицание, которое уже есть в предложении. (На небе нет ни одной звездочки = на небе нет даже одной звездочки).

Перед однородными членами может стоять повторяющийся союз ни-ни , его можно опустить или заменить союзом и (Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе).

Самое большое количество ошибок допускается в предложениях с утвердительным смыслом.

Алгоритм действия

1. Задают вопрос: это было?

↓ ↓

Да нет

↓ ↓

НЕ 2. Предложение сложное или простое?

↓ ↓

Да да

↓ ↓

НИ НЕ

(риторическое

Предложение)

П Р И М Е Р Ы.

Какие только мысли н… приходили в голову!

Мысли приходили? – Да. – Предложение простое? – Да. – Пишу НЕ.

Куда бы нас н… бросила судьбина и счастие куда б н… завело, все те же мы.

Судьбина бросала, счастие завело? – Да. – Какое предложение? – Сложное. – Пишу НИ

Загудели, заиграли провода: мы такого н… видали никогда.

Мы видали? – Нет. – Пишу НЕ.

НО:

1. При двойном отрицании пишется НЕ (первое НЕ должно стоять перед словом мочь Не мог не знать).

2. Если в предложении есть слово нельзя , перед глаголом пишется НЕ (Нельзя не сознаться).

3. Если придаточное предложение начинается с союза пока , после него пишется НЕ (Куй железо, пока не остыло).

4. Если перед глаголом есть частица НЕ, перед другими словами пишется НИ (Экипаж не был похож ни на тарантас, ни на коляску, ни на бричку…)

Правописание приставок

Приставки в русском языке бывают трёх видов: неизменяемые (пишутся одинаково независимо от произношения), изменяемые (приставки на –з - (-с-) , которые пишутся в зависимости от того, перед какой согласной, глухой или звонкой они стоят), и приставки пре- и при- , правописание которых зависит от значения , которое придается слову, если к нему присоединяется приставка.

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ

ИЗМЕНЯЕМЫЕ (их 6)

ПРИСТАВКИ пре - при-

Пишутся всегда одинаково

Перед звонкой согласной пишется звонкая з , перед глухой – глухая с

Пишутся в зависимости от значения, которое придаётся слову прибавлением приставки

о - ,до-, на-, над-, про - пред-, со-, за-, подо-, недо-, во-, под-, по- и др.

Из - и ис - (избавить, исчезнуть)

Вз - и вс - (вздыхать, всходить);

Без - и бес - (беззаботный , бессловесный);

Раз - и рас - (разбежаться, рассмеяться);

Низ - и нис - (низвергать, нисходить);

Чрез - и через - (чрезвычайно, чересчур)

При -

1. Приближение, присоедине - ние (приклеить, приехать, прилететь).

2. Неполное действие (приоткрыть).

3. Близость к чему-либо (прибрежный, приморский, пригородный).

4. Начало или завершение действия (приступить к делу, придумать).

Пре-

1. Пре - = очень (прескверный = очень скверный, пресмешной)

2. Пре - = пере (преступить закон, превратить)

Есть только приставка с-, приставки з - не бывает.

Не путать с приставками на –з - (-с-) (несгибаемый, несделанный)

ВНИМАНИЕ

1. Приставки на –з - (-с-) состоят из двух и более букв.

2. Как слышатся, так и пишутся. Произносите слова с этими приставками вслух!

Следует различать пары:

Пре дать (друга) – при дать (блеск);

При бывать (куда-то) – пре бывать в … (т. е. жить);

Пре творить (в жизнь) – при творить (дверь);

Пре клоняться (перед…) – при клонить (голову к плечу);

Пре зирать (врага) – при зирать (ухаживать, заботиться) и др.

Ы и И в корнях после приставок

И меняется на Ы в начале корня, если:

1. Приставка заканчивается на согласный ,

2. Приставка должна быть традиционной , а не перешедшей из другой части речи, т. е. производной, или заимствованной (например: сверх - , меж-, пост -).

Примеры: искусный – безы скусный, искать – разы скивать, итог – поды тожить, инициативный – безы нициативный

НО: сверхи нтересный, межи нститутский, пости ндустриальный, пои скать.

Правописание служебных слов

Следует различать на письме союзы (зато, чтобы, также, тоже) , предлоги (насчет, навстречу и др.) от тех частей речи, от которых они произошли и которые пишутся раздельно.

1. Помните: варианты ответа, в которых утверждается, что слова за(то), что(бы), то(же), так(же), (на)встречу и другие всегда пишутся слитно или раздельно , нужно отбросить как неверные , так как возможно то и другое написание.

2. Из оставшихся двух нужно выбрать единственно верный вариант. Этому помогут следующие мыслительные действия:

а) союзы можно заменить другими союзами:

чтобы = для того чтобы (Я пришел, чтобы поговорить с ним)

тоже = также = и (союзы равнозначны, поэтому взаимозаменяемы)

Остальные тоже громко кричали (= и остальные)

зато = но

(Поход был трудным, зато (=но) интересным.)

б) предлог употребляется с существитель - ным или местоимением навстречу = к (Навстречу нам выбежал пес.)

а) служебные слова можно опустить или переместить в другое место:

что бы (Что бы такое подарить?)

то же (можно вставить самое )

(Они делали то же, что и вчера.)

так же (можно вставить как и … )

(Все боролись так же (= как всегда, как и раньше) отважно.)

за то (можно подставить самое ) (Я благодарен вам за то, что вы для меня сделали)

б) на (какую?) встречу

(Он шел на встречу с ним без волнения)

3. В тестах может быть задание: В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? В нем следует различать правописание наречий, производных предлогов от созвучных им сочетаний предлогов с местоимениями, а также слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи..В рассматриваемом случае слитное и раздельное написание определяется контекстом.

а) Зачем вызывать напрасные надежды? (Зачем = с какой целью? - наречие)

а) За чем пойдешь, то и найдешь. (за чем = за какими предметами – местоимение с предлогом)

б) Затем и пришел, чтобы получить нужные сведения (пришел для какой-то цели – наречие)

б) За тем и пришел, что искал (пришел за каким-то объектом – местоимение с предлогом)

в) Отчего (= почему – наречие) я люблю тебя, тихая ночь?

в) Было от чего печалиться (т. е.была причина, объект для данного состояния)

г) Почему (= по какой причине?) вы так плохо судите о людях?

г) По чему (= по каким признакам) вы судите о перемене погоды?

д) Я не узнал знакомых мест потому, что давно здесь не был (Я не узнал знакомых мест, потому что (союз) давно здесь не был)

д) О переменах в жизни нельзя судить по тому, что мимолетно видишь (по мимолетным признакам)

е) Недоразумения часто происходят оттого (= потому) , что люди друг друга не понимают

е) Дальнейшее зависит от того , как сложатся обстоятельства (от обстоятельств)

ж) Эксперимент был проведен удачно, притом впервые (в добавление к этому)

ж) При том (при каком?) издательстве имеется небольшая типография

з) Выступление интересное, причем (в добавление к этому) удачное по форме

з) При чем тут он со своими претензиями? (вопросительное предложение)

и) Наречия с пространственным и временным значением вверх, вниз, наверх внизу, вперед, ввысь, вдаль, вдали, вглубь, вширь, вначале, сначала, наконец, навек (возможность вставки определяющего слова не влечет за собой раздельного написания: вверх - в самый верх)

и) Существительные с предлогом (только при наличии в самом предложении пояснительного слова к указанным существительным или по смыслу контекста) в глубь океана, в даль туманную, в начале осени, во веки веков, с начала урока

к) Предлоги:

ввиду = из-за (ввиду непогоды)

вследствие = из-за (вследствие болезни)

насчет = о (поговорить насчет билетов)

вроде = как (вроде траншеи)

наподобие = как (наподобие парка)

вместо = за (вместо тебя)

НО: иметь в виду, в виду города

к) В течение, в продолжение (взаимозаменяемы, указывают на время)

в течение недели, положить деньги на счет, согласуется в роде и числе, задача на подобие треугольников, в отличие, в заключение

Правописание Ь после шипящих в различных частях речи

Алгоритм действия

1. Вижу шипящий

Глагол

всегда

Наречие

Относится к

исключениям?

↓ ↓

нет да

Существительное

Относится к 3-му скл.?

↓ ↓

Да нет

Прилагательное

определяю разряд

↓ ↓ ↓

Качеств. Относит. Притяж.

↓ ↓ ↓

Краткое при склонении

Ь

Ь -

Ь -

- - Ь

Глагол

Наречие

Существительное

Прилагательное

Ь пишется всегда

Ь пишется всегда

Ь пишется

1. Во 2- м лице ед. ч. (поешь, спишь).

2. В инфинитиве (беречь, стеречь)

3. В повелитель-

ном наклонении (отрежьте, спрячься)

Настежь

Навзничь

Сплошь

Исключения:

Уж

Замуж

Невтерпеж

Только в существит. 3-го склонения

Рожь, дочь

НО:

У дач (не 3-е скл.); малыш (не 3-е скл.)

Ь НЕ пишется

1. В кратких прилагательных муж. рода (каков?)

Пригож, хорош, колюч, свеж

2.В относительных прил. При склонении

(колючего, горючего)

Ь пишется

При склонении притяжательных прилагат. (заячь его, медвежь их)

Правописание разделительных Ь и Ъ

1. Следует помнить, что разделительный Ъ пишется на стыке приставки и корня , а разделительный Ь в корне (в середине или на конце его перед окончанием).

2. Оба знака пишутся только перед определенными буквами , которые надо запомнить.

3.Ъ и Ь разделяют гласную и согласную и пишутся между ними.

Разделительный Ъ

Разделительный Ь

1.Приставка заканчивается на согласный об-, раз-, без-, от-, с-, пред-, в-(объ явление)

1. После согласных в корне (вь южный)

2. Корень начинается с 4-х гласных е-, ё-, ю-, я - ъ ехать, объ ёмный, предъ юбилейный, безъ языкий)

2. Перед согласными е-, ё-, ю-, я - + и-

ь юга, соловь и, воробь ём, воробь ям)

ВНИМАНИЕ

1. Перед другими гласными Ъ не пишется (сэкономить, отутюжить, сагитировать)

2. Правило не распространяется на сложные слова (комячейка – коммунистическая ячейка)

ВНИМАНИЕ

1. Перед другими гласн. Ь не пишется

2. В словах иностранного происхождения Ь пишется перед –он (шампинь он, буль он, почталь он)

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

Общее правило : слитно пишутся существительные, прилагательные, глаголы и образованные от них причастия и деепричастия , которые без НЕ не употребляются (невежда, нелепый, ненавидящий, негодуя).

Из 8 частей речи пишутся (за исключением приведенных примеров) :

1. Всегда раздельно:

Глаголы (не видел, не был, не ходят, не посмотрит);

Деепричастия (не видя, не посетив, не воскресив, не падая);

Числительные (не один, не пятый, не сотый);

Местоимения (не мой, не я) , за исключением отрицательных и неопределенных без предлога (нечто, некто, нечего, нечем);

+ сравнительная степень прилагательных и наречий (не лучше, не хуже, не ближе), слова категории состояния (не жалко, не жаль), краткие прилагательные , не имеющие полной формы или имеющие в полной форме иное значение (не рад, не готов, не должен, не намерен, не склонен, не обязан).

2. То слитно, то раздельно:

1) существительные, прилагательные (качественные) и наречия на –о (-е).

Эти части речи пишутся по одному правилу

РАЗДЕЛЬНО

а ) если есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не осторожность, а трусость; не простой, а сложный план; не редко, а часто)

б) если есть слова далеко не, вовсе не, отнюдь не (далеко не умница, вовсе не умный, отнюдь не красиво) + отрицательные наречия и местоимения ничуть, нисколько, ничем и т. д.

а) краткие причастия (не решен, не дано)

б) с зависимым словом (т. е. в причастном обороте) (не затухающий на ветру костер, не замеченные учеником ошибки, вовремя не изданная повесть)

а) местоимения – в три слова, если есть предлог (не от кого, не к чему)

Алгоритм действия

1. Употребляется ли слово без НЕ?

↓ ↓

Нет да

↓ ↓

Пишу слитно 2. Определяю часть речи:

↓ ↓

Относится к 1-му блоку относится ко 2-му блоку

↓ ↓

Пишу раздельно 3. есть ли противопоставление или слова далеко не,

вовсе не, отнюдь не, отрицательные местоимения или наречия

↓ ↓

Да нет

↓ ↓

Раздельно 4. Это причастие?

↓ ↓

Полное краткое

↓ ↓

5. Есть зависимые слова? раздельно

↓ ↓

Да нет

↓ ↓

раздельно слитно

СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ НАПИСАНИЙ .

Освященный гением Пушкина Флаги развеваются

Старожил нашего города Мириады звёзд

Дождь перешёл в изморось Январская изморозь на стекле

Брусчатая мостовая Дощатый забор

Блеснул луч Вести лошадь под уздцы

Интриганка Белорус (Белоруссия)

Иммунитет Привилегия

Аннулировать заказ Миллиграмм

Эллипс Аннотация

Алюминиевый Идти на компромисс

Искусная иллюстрация Количество калорий

Оккупированная территория Баррикада

Масонская ложа Мраморная колоннада

Написал элегию Программное обеспечение

Расовая дискриминация В преддверии будущего

Мировоззрение юного философа Лауреат

Спартакиада Осенняя молотьба

Косьба в поле Потчевать гостя

Деревья растут вперемежку Книги и вещи вперемешку

Семибалльное землетрясение Без комментариев

Чувствовать Сверстник / ровесник

Природа безмолвствует Корреспондент

Кристально чистый Кристаллическая решётка

Хороший почерк Ассистент профессора

Пересказ рассказа Взять вожжи

Погибнуть бесславно Коралловый риф

Артиллерия Служить в кавалерии

Закопошился в траве Прийти вовремя

Философский трактат Убедительная просьба

Громко визжать Природа преобразилась и приободрилась

Краткий комментарий по теме

Основной принцип слитного и раздельного написания – выделение на письме слов. Части слов пишутся слитно, слова разделяются пробелами. Применение этого правила затрудняется тем, что в языке не всегда четко противопоставлены сочетания слов и целостные слова (например, сочетания с частицей не и слова с приставкой не, сочетания существительных с предлогами и наречия, образовавшиеся из таких сочетаний).

Существует третий тип написаний – дефисные, или полуслитные. Дефис может разделять слово на части (например, жар-птица, светло-зелёный, по-новому, из-за, ва-банк, во-первых, кое-кто) и, наоборот, соединять части словосочетания (например, писатель-фантаст, хитрый-прехитрый, нежданно-негаданно, два-три).

Основные правила настоящего раздела делятся на общие и относящиеся к отдельным частям речи.

Упражнение по теме: "Слитное, дефисное, раздельное написание слов"

1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.

Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.

Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.

ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.

(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) полнее ощутить течение жизни, осенью 1877 года Чайковский уезжает (ЗА)ГРАНИЦУ: он долго живёт в Италии, Швейцарии, Франции.

(И)ТАК, речевой этикет - явление универсальное, но (В)МЕСТЕ с тем каждый народ выработал свою специфическую систему правил речевого поведения.

В разговоре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ - в зависимости от темы, а ТАК(ЖЕ) мотива и цели общения.

В «Автопортрете художника с палитрой» и «Авиньонских девицах» Пикассо много общего: ТО(ЖЕ) самое выражение лиц, одни и ТЕ(ЖЕ) цветовые тона.

3. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ДАЛИ возвышались стройные паруса рыбачьих лодок, и, (ОТ)ТОГО что их освещало заходящее солнце, они казались розовыми.

Мартын плёлся к реке и слушал, как (ПО)ЗАДИ него (ПО)НЕМНОГУ замирали звуки свирели.

(В)ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, (КАК)БУДТО воздух промыт родниковой водой.

(С)НАЧАЛА поинтересуйтесь, кто видел эту книгу. (КАК)БУДТО никто, кроме Серё¬жи, не мог её взять!

4. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Эксперимент был проведен удачно, ПРИ(ЧЕМ) впервые, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.

(В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят теплые, безветренные.

Баржа двигалась (ПО)ПРЕЖНЕМУ вниз по течению, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.

Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА)ТО ее и любили в деревне.

5. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Они иногда часами молчали, ЗА(ТО) каждый чувствовал, что им обоим хорошо, и (ПО)ТОМУ именно хорошо, что они вместе.

(ПО)ЧЕМУ судите вы о культуре человека – по его манерам, вкусам, привычкам? И (ОТ)ЧЕГО вы так требовательны к нему?

Работу свою Сергеев знал и любил ее ЗА(ТО), что она ему давалась, (ПО)ЭТОМУ и считали его на заводе хорошим мастером.

Старший сын, Анисим, приезжал домой очень редко, только в большие праздники, ЗА(ТО) часто присылал с земляками гостинцы и ТАК(ЖЕ), как средний, Степан, короткие письма.

6. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Заливы Онежского озера совершенно необыкновенной формы. Один из них (НА)ПОДОБИЕ хобота слона, другой представляется многим туристам (В)ВИДЕ клешни огромного рака.

Герой комедии Мольера Дон Жуан явился в пьесе полным атеистом, ПРИ)ЧЕМ остроумнейшим, бесстрашным и неотразимо привлекательным, (НЕ)СМОТРЯ на свои пороки.

Ловлей гусениц воробьи занимаются (В)ТЕЧЕНИЕ трех недель, пока воробьята не вырастут, а когда птенцы оперятся, то (В)СЛЕД за родителями будут добывать себе корм сами.

Удивительное создание – кошка! Она часто идет (НА)ВСТРЕЧУ опасности. (В)ОТЛИЧИЕ от других животных этот зверек необычайно терпелив и вынослив.

7. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Мы ТО(ЖЕ) ездили во Францию, (ПО)ТОМУ хорошо знаем Париж.

(В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет писатель мучительно думал о том, ЧТО(БЫ) сделать для освобождения крестьян.

ЧТО(БЫ) ни произошло, я тебя буду ждать, (ПО)ЭТОМУ ты не опаздывай.

(ПО)СКОЛЬКУ поезд вновь опаздывал, мы решили ТАК(ЖЕ), как вчера, погулять по набережной.

8. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ДАЛИ на (СЕВЕРО)ЗАПАДЕ поднялась гряда гор.

Кудрявые кусты сирени (КОЕ)ГДЕ будто посыпаны ЧЕМ(ТО) белым и лиловым.

(ПО)ЯСНОМУ небу (ЕДВА)ЕДВА неслись высокие и редкие облака (ИЗЖЕЛТА)БЕЛЫЕ, как весенний запоздалый снег.

Там, (ВЫСОКО)ВЫСОКО, бродили ветерки, у НАС(ЖЕ), (В)НИЗУ, было (ТИХО)ТИХО.

9. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Известны варианты картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», в ТО(ЖЕ) время лучший вариант хранится в Эрмитаже и (ПО)ТОМУ называется эрмитажной картиной.

(В)СЛЕДСТВИЕ высокого содержания окислов железа марсианские пески отличаются красным цветом, (ПРИ)ЧЁМ размер песчинок, их составляющих, очень мал.

Студентка выбрала эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю знаменитого собора, и (В)ТЕЧЕНИЕ месяца прилежно изучала найденные в библиотеке материалы.

ПРИ(ЧЁМ) тут Серёжа? (КАК)БУДТО никто, кроме него, не мог взять книгу!

10. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Меж двумя рядами изгороди (КОЕ)ГДЕ проглядывала ИЗ(ПОД) снега колея заброшеной нехоженой дороги.

Вышка (НА)ПОДОБИЕ стрелы, устремленной (В)ВЫСЬ, украшала этот небольшой датский городок.

(ПО)НОВОМУ распорядку мы и жить станем (ПО)НОВОМУ.

КОГДА(ТО) в центре (ПОЛУ)ОСТРОВА (В)СЛЕДСТВИЕ земле-трясения образовалась гора.

11. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Бойцы, готовые стоять (НА)СМЕРТЬ, шли (НА)ВСТРЕЧУ врагу.

(ПО)ПРЕЖНЕМУ дул (СЕВЕРО)ВОСТОЧНЫЙ ветер, и небо было затянуто тучами.

Жара (ПО)НЕМНОГУ спадала, но (ПО)ПРЕЖНЕМУ было душно.

Я имел (В)ВИДУ ваше произношение: вы прекрасно говорите (ПО)ТУРЕЦКИ.

12. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.

Князь Василий (НА)ХОДУ сказал несколько слов доктору и (НА)ЦЫПОЧКАХ прошёл в спальню.

(ПО)НАЧАЛУ казалось, что слова Кирилла на летучке не произвели никакого впечатления на окружающих, но (В)СКОРЕ обнаружилось, что весь отдел обсуждает его выступление.

(НЕ)СМОТРЯ на малое количество подтверждений, (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет общая теория относительности получила широкое признание.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ВО)ВРЕМЯ кругосветных плаваний Тур Хейердал решал, ЧТО(БЫ) ещё усовершенствовать в его лодке.

Бойцы (ПО)ОДИНОЧКЕ (НА)СПЕХ писали письма и разговаривали (В)(ПОЛ)ГОЛОСА.

Метелица покинул отряд около четырех часов (ПО)ПОЛУДНИ и (НА)СОВЕСТЬ гнал жеребца, а за ним (В)СЛЕД бежала тайга.

Метелица ТАК(ЖЕ) знал, что он должен вернуться в отряд этой же ночью во ЧТО(БЫ) то ни стало.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Все семеро погрузились в бессловесное созерцание корня женьшеня, и я ТО(ЖЕ), разглядывая, с удивлением стал узнавать в нём человеческие формы. Но поразило меня другое: эти люди, ТАК(ЖЕ) как и многие другие, верили в то, что это корень жизни.

(И)ТАК, в общий исторический процесс умственный труд и нравственный подвиг входят своим воздействием на житейский порядок и (ПО)ЭТОМУ воздействию подлежат историческому изучению.

Лес и особенно степь действовали на русского человека двусмысленно. (ЗА)ТО никакой двусмысленности, никаких недоразумений не было у него с рекой. Он любил реку, (ПО)ЭТОМУ никакой другой стихии своей страны не говорил в песне таких ласковых слов.

Ход и качество народной жизни во многом зависят от направления, а ТАК(ЖЕ) характера народного труда, (ОТ)ТОГО употребления сил и средств, какое народ по условиям своего положения делает в соответствии с данной ему географической и исторической обстановкой.

15. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.

Мы посетили известные места пушкинского заповедника, а ТАК(ЖЕ) Святогорский монастырь; ТАМ(ЖЕ) находится могила А.С. Пушкина, на которой всегда лежат живые цветы.

За ЧТО(БЫ) она ни принималась - всё (ПО)ТОМУ выходит у неё красиво, что природа наградила эту мастерицу талантом, любовью к жизни, к людям.

Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него - густая разнообразная растительность.

10-й класс

Слитное и дефисное написание
сложных слов разных частей речи

(По учебнику А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой
«Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи»)

Форма урока: групповая работа.

Цели:

образовательная – отработка навыка поиска закономерностей дефисного написания существительных, прилагательных, наречий и служебных частей речи;

воспитательная – выработка навыка взаимодействия в группе, воспитание такта, внимательности друг к другу;

развивающая – развивать внимание и наблюдательность, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память.

ЭТАПЫ УРОКА:

1. Установка и разделение на группы.

Учитель: У нас сегодня урок взаимообучения. Вы будете работать в группах. Каждая группа получит карточку с заданием. Вам надо выполнить задания, которые обозначены на карточке, и подготовить сообщение по данной теме. Далее представитель от группы выступает с итоговым сообщением перед классом, все остальные составляют опорный конспект, опираясь на который вы сможете дальше продолжить работу – коллективную и индивидуальную.

Класс делится на 6 групп.

Два человека (из сильных учеников) назначаются экспертами. Им представляются все задания, которые они должны будут оценить (правильность выполнения, убедительность выступления, доступность схем и т.д.).

2. Групповые задания.

Карточка № 1

1. Как пишутся слова с перечисленными частями: авиа-, авто-, агро-, библио-, био-, вело-, гео-, гидро-, графо-, зоо-, изо-, кино-, лже-, макро-, микро-, мульти-, радио-, теле-, термо-, стерео-, фоно-, фото-, экзо-, электро- ?

3. Сможете ли вы догадаться, что такое «висячий» дефис? Составьте предложение-пример.

Карточка № 2

1. Распределите слова в две колонки в зависимости от их написания (слитно/через дефис): пол(стакана), пол(литровка), полу(ночная), пол(тинник), пол(океана), пол(Киева), пол(чайной) ложки, полу(лежа), пол(одиннадцатого), пол(первого), пол(лимона), пол(игры), пол(тарелки), пол(тора), пол(тораста), в(пол)оборота, полу(оборот), в(пол)накала.

2. Есть ли исключения из этого правила?

3. Как вы думаете: пол – это какая морфема? Докажите свою точку зрения.

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте краткую схему – запись вашего сообщения.

Карточка № 3

1. Как вы думаете: зависит ли написание сложных слов от соединительной гласной? Понаблюдайте за словами: юго-запад, восьмигранник, сорвиголова, тысячелетие, бормашина, лесоповал, пылесос, человеко-день, диван-кровать, летчик-испытатель . Можно ли вывести какую-либо закономерность?

2. Почему слово перекати-поле пишется через дефис? Связаны ли с этим словом слова мать-и-мачеха, иван-да-марья ?

3. Как называется способ образования таких слов?

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте его краткое описание.

Карточка № 4

1. Почему в одних случаях пишется дефис, в других – нет: река Москва / Москва-река; озеро Ильмень / Ильмень-озеро ?

2. Почему дом-музей, сосна-великан пишутся через дефис, а слова гражданин начальник, малютка сестра, девушка горничная – без дефиса?

3. Как это правило связано с синтаксической ролью слов в предложении?

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте краткое описание.

Карточка № 5

1. Почему еле-еле, но бок о бок, почему точь-в-точь, но однако ж ?

2. Вы согласны с тем, что по-моему и по моему написано верно? От чего зависит написание этих слов?

3. Что общего у приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь ?

4. Тоскаде. Разделите это слово на частицы. Как они будут писаться с другими словами?

5. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

6. Подготовьте его краткую запись.

Карточка № 6

1. Разбейте слова на две группы в зависимости от их написания: народно(хозяйственный), вечно(живой), вечно(зеленый), черно(белое), ослепительно(белый), иссиня (черный) .

2. Вспомните правило дефисного написания прилагательных.

3. Докажите, что оба слова написаны верно: вагоноремонтное (депо) и вагонно-паровозное (депо) .

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте краткую схему – запись вашего сообщения.

3. Заслушивание представителей от групп. (Некоторые сообщения можно было представить по-другому, но я записала то, что получилось у ребят, и предлагаю эти ответы в качестве варианта.)

Статья опубликована при поддержке корпорации "Профессионал", предоставляющей услуги по ремонту автомобилей. Большой опыт и высокая квалификация специалистов, а также новейшее оборудование, которым оснащены мастерские компании, – гарантия того, что кузовной ремонт автомобиля и ремонт подвески любой степени сложности будут выполнены качественно и в срок. Стоит также отметить, что любые работы, будь то восстановление кузовов автомобилей иномарок после ДТП по спецтехнологиям, включая работы с алюминиевыми рамами джипов, покраска кузова или отдельных запчастей, проведение ТО или комплексное слесарное обслуживание, будут произведены по оптимальным расценкам, а в некоторых случаях по ценам, существенно ниже рыночных, в чем можно убедиться, заглянув в прайс-лист на услуги компании на сайте 77professional.ru.

Вариант сообщения к карточке № 1.

Тема: «Слитное написание сложных существительных».

Слова с авиа-, авто-, агро-, библио-, био-, вело-, гео-, гидро-, графо-, зоо-, изо-, кино-, лже-, макро-, микро-, мульти-, радио-, теле-, термо-, стерео-, фоно-, фото-, экзо-, электро- всегда пишутся слитно. Следует различать написание «Лжедмитрий» (историческое лицо) и лже-Дмитрий (современное, написание дефисное, потому что собственное имя существительное).

«Висячий» дефис – это дефис при первых частях слов, вторая часть у которых общая. Например: На выставке представлены новинки кино-, теле- и радиоаппаратуры .

| Первая часть – заимствованная | + корень = слитно.

Вариант сообщения к карточке № 2.

Тема: «Слитное и дефисное написание слов с пол-» .

Слова с усеченным корнем пол- пишутся слитно:

1) если корень нарицательного существительного начинается на согласный, кроме л.

2) Если это полу- .

В остальных случаях пишется через дефис:

1) если корень начинается с согласного л: пол-листа;

2) корень начинается на гласную букву: пол-яблока;

3) корень имени существительного собственного: пол-Азии.

Пол чайной ложки пишется раздельно. Поллитровка – слитно.

Вариант сообщения к карточке № 3.

Тема: «Слитное и дефисное написание сложных существительных».

о, е, пишутся через дефис:

1) если обозначают промежуточные стороны света;

2) если обозначают единицы измерения.

Существительные, образованные путем сложения двух основ без соединительной гласной, пишутся через дефис: иван-да-марья, мать-и-мачеха, Ростов-на-Дону, жук-плавунец.

Существительные, образованные путем сложения двух основ при помощи соединительных гласных о, е, и, пишутся слитно. Исключение: перекати-поле, так как это – название растения.

Схема может быть представлена в виде предложения-примера:

1. Шеф-повар на юго-западе Санкт-Петербурга шел – нашел лук-порей для чудо-салата «Палочка-выручалочка» .

2. Кашевар из горицвета приготовил супоборщ .

Вариант сообщения к карточке № 4.

Тема: «Дефис при приложении».

Приложение – это имя существительное, которое играет роль определения в предложении. Если оно стоит после обозначаемого существительного (собственного или нарицательного), то отделяется дефисом: Россия-матушка, сын-подросток .

Приложение перед определяемым существительным именем собственным или такое, которое близко по значению к прилагательному, дефисом не отделяется: сестра Даша, малютка девочка, старуха горничная . Исключение: матушка-Русь .

Названия официальных лиц приложением не являются: товарищ майор .

Тема: «Дефисное написание наречий и частиц».

Наречия пишутся через дефис:

1) если повторяется основа: еле-еле; перво-наперво ; но раздельно, если в середине союз: бок о бок ;

2) при одновременном присоединении приставок в- (вы-), по - и суффиксов -ых, -их, -ому, -ему;

3) приставки кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Частицы -ка, -с, -де, -то пишутся со всеми словами через дефис.

В предложении нужно различать: наречие пишется через дефис: по-моему . Если это предлог и местоимение – раздельно: по моему плану .

Вариант сообщения к карточке № 5.

Тема: «Написание сложных имен прилагательных».

1. Прилагательные, обозначающие оттенки цвета, пишутся через дефис: иссиня-черный . Исключение: стерильно белый, смертельно бледный.

2. Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис, также пишутся через дефис.

3. Если между двумя словами можно вставить и или не только... но и, дефис обеспечен.

Прилагательные, которые образованы от словосочетаний, пишутся слитно: белоснежный (белый снег). Вечно живой и вечно молодой пишутся раздельно. Исключение: народно-хозяйственный.

4. Работа с учебником: упражнение 200 (по учебнику А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой).

Выпишите только те слова, написание которых вызывает у вас затруднение. Сверяйтесь со словарем .

Сделайте вывод: написание каких слов для вас оказалось трудным?

Составьте для проверки таких слов алгоритм действий.

5. Проверочная работа – упражнение 199.

6. Домашнее задание. Напишите грамматическую сказку о тире и дефисе для выступления перед младшими школьниками. Какую идею вы хотели донести до ребят?

НЕСКОЛЬКО РАБОТ УЧЕНИКОВ

Гриньков И.

Сказка о двух братьях-близнецах

Жил-был на свете царь Синтаксис. И была у него жена Пунктуация. Долго у них не было детей (a не было потому, что в древнем нашем языке знаков препинания не было), и вот наконец счастливый царь должен был стать отцом. В один прекрасный день у него родились сразу два сына. Бабка-повитуха, когда приняла первого младенца на руки, так сказала царю:

– Хорош, хорош! И длинный, и серьезный. Ваш сын – настоящий молодец!

Царь подумал и промолвил:

– Раз вы так сказали, то пусть его так и зовут – Тире . Отныне пусть ставят его между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи.

Второй же сын родился поменьше, да не слабее.

– А этот – крепыш-малыш, – сказала бабка-повитуха.

– Тогда пусть его зовут Дефис и ставят при приложении, которое стоит после определяемого слова – существительного нарицательного.

Бабка-повитуха очень обрадовалась такому решению царя, так как сама стала писаться через дефис. Дефис у нее был любимым приемным сынком. Она позволяла себе ставить его даже в словосочетаниях, типа Русь-матушка, и это ей сходило с рук. И ты ставь в таких словосочетаниях дефис, потому что не стоит гневить царя Синтаксиса.

Идея текста, которую я хотел донести: различительная функция тире и дефиса в синтаксисе .

Турская М.

Сказка о Тире и Дефисе

Жили-были по соседству Тире и Дефис. Жили они поначалу дружно, а потом начались между ними ссоры.

Дефиса часто вызывали на работу: то слово перенести, то при приложении постоять, то отделить приставку кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь, то поучаствовать в состязании двух одинаковых слов (постоять между ними, чтоб не слились они в кучу и не было драки), а по вечерам ходил Дефис к старому Писателю и стоял при -ка, -с, -де, -то, пока тот восстанавливал разговоры помещиков и их слуг для старинной рукописи.

К Тире же обращались редко, и это стало его злить. Всячески старался навредить Дефису его сосед, и вот уже гражданин начальник и тому подобное стали писать без дефиса, собственные имена отказались от Дефиса при приложении... Стал Дефис чахнуть и уменьшаться и, наверное, и вовсе бы пропал, если бы не один тайный указ Правительства. В нем разрешалось прямую речь, если говорящих было двое и более, передавать в форме диалога: без кавычек, но зато каждую реплику с новой строки и начиная с Тире. Так возгордился с тех пор Тире, что его аж раздуло. С тех пор так и повелось: тире писать длиннее, а дефис короче, но каждый на своем месте, чтоб не возникало споров.

Живут эти знаки и ныне по соседству, нельзя сказать, чтоб уж очень дружно: дети плохо знают их правила и часто то не поставят знака, то, наоборот, поставят лишний, а соседу и обидно, и завидно. Но ссорятся они редко, так как оба заняты – каждый своим делом.

Вот и ты, дружочек, хорошенечко учи эти правила, чтоб не обижать эти два знака.

Идея текста, которую я хотела донести: различительная функция тире и дефиса, необходимость тщательного изучения этих правил пунктуации .

Зайцев Д.

Сказка о находчивом мастере

Жил-был на свете на все руки мастер. Однажды король Синтаксис заказал ему украшения для своих подчиненных.

Всем были хороши его придворные (их, кстати, звали предложениями), но чего-то у них не хватало: то у одного конца и краю нет, то другой затараторит, да так быстро, что никто не может разобрать, о чем он говорит. Одно предложение крикнуть хотело, да не хватало голоса, другое – спросить, но не было подходящей интонации... Словом, нашел мастер подходящую доску и давай каждому его украшение мастерить: кому точку, кому запятую, кому знак восклицательный, кому вопросительный...

И так этот мастер увлекся своей работой, что не заметил, как волшебная доска кончилась и у него в руках осталось всего две чурочки: одна подлиннее, а вторая покороче. А тут как назло и явись король Синтаксис в его мастерскую.

– Готов ли мой заказ? – строго спросил он.

– Готов, Ваше Величество, – отвечает мастер, а сам руки с чурочками за спину прячет.

– А в руках у тебя что? – насупил брови король. – Уж не растранжирил ли ты драгоценный материал по пустякам?

Испугался мастер грозного повелителя, да тут же и нашелся:

– Это, Ваше Величество, самые ценные украшения: вот это – тире, а вот это – дефис.

– Да ведь они же одинаковы!

– Нет, Ваше Величество, они абсолютно разные. Дефис короче и украшает только слова, а тире длиннее – ему и украшать предложения.

– Надо же, а с виду совсем неприметно. Ладно, вот тебе за твою работу награда.

Забрал свой заказ король и выдал украшения своим подчиненным.

Идея текста, которую я хотел донести: необходимость правильного употребления пунктуационных знаков и их значимость для языка.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.