Цели урока:

  • Создать условия для развития положительной мотивации к учению.
  • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися особенностей одного из жанров публицистического стиля – публичного выступления.
  • Формировать умение выделять главное, отбирать нужный материал по теме.

Оборудование: теоретический отпечатанный материал, таблица для “теоретического лото”.

Ход урока

Много говорить и много сказать – это не есть одно и то же.

I. Повторение “Теоретическая разминка”.

– Назовите характерные особенности публицистического стиля.
– Каковы общие черты публицистического, официально-делового и научного стилей?
– Что такое публицистичность?
– Каковы требования к публичному выступлению?

II. Слово учителя (сообщение темы).

– На четвертый вопрос вы, ребята, затрудняетесь ответить, так как о публичном выступлении мы еще не говорили, это тема сегодняшнего урока. Итак, мы продолжаем изучать тему “Публицистический стиль”. Давайте изобразим схематически, какие жанры нам известны.

Публицистический стиль

Каждый жанр имеет свои цели, особенности.

  • Ребята, вы обладаете достаточным запасом знаний, чтобы охарактеризовать каждый жанр?
  • Давайте определим задачи урока:
  1. познакомиться с определением “публичное выступление”;
  2. узнать требования к устному выступлению;
  3. определить особенности текста – публичного выступления.

Эпиграфом к уроку я взяла слова известного древнегреческого ученого Софокла.

  • Почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа?
  • Верно, эти слова напрямую связаны с наукой, основ которой мы сегодня коснёмся. Эта наука – риторика.

III. Сообщение подготовленного ученика.

Термин “Риторика” ввел Аристотель. Он сказал: “Риторика – это наука изобретать мысли”, т.е. это придумывание мысли – гармоничное воплощение её в слове с целью эффективного речевого воздействия.

Горгий (около 480-380 вв. до н.э.) – создатель риторики. Уроженец города Леонтины (на о. Сицилия), которому угрожали могущественные Сиракузы. Произнеся в 427 году перед народным собранием Афин речь об опасности, нависшей над его родиной, Горгий потряс искушенных в искусстве слова афинян.

Речи Горгия стали образцами для подражания, их переписывали, выучивали, создавали подобные. Его знаменитая речь, посвященная подвигам греков, отстоявших свою родину от нашествия персов, многие годы звала на новые свершения воинов Эллады.

IV. Беседа.

– Имена каких знаменитых ораторов вам известны?

– Как вы думаете, почему имена этих людей мы помним?

Их имена известны нам, потому что они несли слово людям. В слове ораторы видели главное основание могущества человека. Эти люди создали правила красноречия, которых мы придерживаемся и сегодня.

– Итак, что же такое риторика?

– Какова связь между риторикой и публичным выступлением?

V. Подготовка к самостоятельному изучению теоретического материала.

– Прежде чем начать изучение данной темы, вспомним, что мы знаем о публичном выступлении. Работаем в группах. У вас на партах лежат листы бумаги. Напишите всё, что вы знаете о публичном выступлении или свои ассоциации с этим словосочетанием. Работаем самостоятельно каждый. А затем обсудите в группе.

– Теперь составим таблицу, состоящую из трёх колонок.

Заполняем первую колонку. Каждая группа зачитывает свои записи по данной схеме, остальные дописывают то, что не было названо.

VI. Самостоятельная работа.

– На партах у вас лежит теоретический материал по теме “Публичное выступление” (приложение ). Ваша задача:

1. Изучить его, поработав самостоятельно с карандашом в руках. Внимательно читая предложенный текст, делайте пометки:

“V” – знаю;
“+” – это является для меня новым;
“-” – думал иначе;
“?” – не понял, хочу знать.

2. Обсудите в группе свои пометки, заполните пустые колонки таблицы.

3. Прочитайте, что вы узнали нового (представитель одной группы зачитывает, все остальные группы внимательно слушают, затем добавляют, не повторяя, что-то из своих записей).

4. А теперь зачитайте, что вы поместили в третью колонку “Хочу знать”.

– Все интересующие вас сведения мы узнаем на сегодняшнем и следующем уроке, который будет посвящен теме “Овладение культурой публичной речи”.

VII. Первичная проверка знаний, отработка умений и навыков.

– Выделяют несколько видов речей: информационная, воодушевляющая, убеждающая, призывающая и развлекательная.

Каждая речь имеет свою цель. Ваша задача, работая в группе, определить цель каждой речи.

1. Игра “Теоретическое лото” (таблица из двух колонок, вторая – пустая, её необходимо заполнить разрезанными карточками).

Карточки:

1) пробудить интерес к какой-либо проблеме, дать новое представление о предмете;
2) поднять настроение, вызвать эмоциональный отклик;
3) убедить в своей правоте;
4) побудить начать или прекратить какие-либо действия;
5) развлечь слушателей, вызвать положительные эмоции (обычно строится с опорой на смешные случаи из жизни).

2. Упражнение 438 (учебник Власенкова, Рыбченковой, 10-11 класс).

– Продолжаем работать в группах (каждая группа получит своё задание).

а) Найдите примеры и докажите, что речь Плевако соответствует правилам публичного выступления. Дайте оценку речи адвоката.

б) К какому виду речей вы отнесете эту речь? Почему? Докажите это.

в) Какой приём лежит в основе убеждения защитника Плевако? Подтвердите текстом свой ответ.

VIII. Творческая пятиминутка.

– Вы сейчас познакомились с образцом убеждающей речи. А теперь попробуем сами составить подобную речь.

Любая речь – это текст.

– Из каких частей состоит текст?

Задание: создать текст устного выступления на тему: “Нужно ли совершенствовать свою речь?”. (Задание одно для всех групп – время работы три минуты).

IX. Отчет групп.

У каждой группы на столе лежит карточка взаимооценки.

Одна группа выступает, а две другие внимательно слушают и затем скажут: соответствует ли выступление группы правилам публичной речи.

X. Итог урока (рефлексия).

– Сегодня мы говорили о публичном выступлении, узнали что-то новое. Продолжите предложение “Сегодня на уроке...” или напишите фразу-отзыв о сегодняшнем уроке.

XI. Оценивание работы групп.

XII. Домашнее задание (задание на выбор)

Выберете себе задание по силам:

  1. 1.Подготовить устную речь на один из видов, с которыми мы сегодня познакомились.
  2. 2.Составить речевой портрет литературного героя (из любого произведения XX века).
  3. 3.Выполнить упражнение 439 по заданию.

Интервью

Литература

Русский язык

Лучшие выступления Всероссийского педагогического форума «Русский язык и литература: новые подходы в развитии системы филологического образования в России»

Форум собрал лучших специалистов по русскому языку и литературе страны. В течение двух дней они обсуждали актуальные вопросы, стоящие перед современным образовательным сообществом. Как привить любовь к чтению, зачем нужен метапредметный подход в образовательном процессе, как научиться писать сочинение...

И. А. Фоменко, к.п.н., доцент, начальник отдела информационно-аналитического обеспечения процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений Центра качества образования ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления», Почётный работник общего образования РФ.

Тема выступления: «Формирование читательской компетенции и работа с информацией в школьной программе»

«Введение стандартов предполагает и интеграцию всех образовательных структур, потому что достижение личностных, предметных и метапредметных результатов невозможно на базе только одного образовательного учреждения. Должна быть образовательная инфраструктура для обеспечения достижения стандарта. Сегодня результат образования - это не только успешная сдача ЕГЭ. Результат находится на пересечении трех окружностей - это сочетание личностных, предметных и метапредметных результатов, которые задают основу конкурентоспособности нашей страны. Выпускник должен обладать умением учиться, должен уметь организовывать свою деятельность, должен быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, он должен быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, уметь обосновывать свою позицию, высказывать мнение. Мы в Московской области взяли метапредметные результаты как приоритетное направление оценки качества образования на уровне региона. Совместно с РАО мы составляем и реализуем комплексную работу с текстом, которая позволяет определять грамотность чтения. Основные трудности, зафиксированные у учеников в 4, 5 и 6 классах в прошлом учебном году при выполнении диагностических работ: дети не умеют сопоставлять имеющиеся у них знания с прочитанным текстом, определять совпадение и несовпадение с текстом, использовать текст и свои знания для ответов на вопросы».

Предложения:

  • Включение в учебники по русскому языку текстов из других предметных областей
  • Терминологические диктанты. Грамотность не сформируется, если она будет востребована только на уроках русского языка
  • Внутришкольная система оценки качества образования должна включать оценку терминологической грамотности
  • Рекомендую вам на примере показать вашим коллегам, из чего состоят коммуникативные умения, как их можно раскрыть на других предметах.
  • Как определять динамику формирования УУД? Приведу снова в пример программу Разумовской, где показано приращение этих коммуникативных умений.
  • Уделите больше внимания внеурочной деятельности. Возьмите дополнительные часы, работайте с разными текстами на них





Л. В. Дудова, к.ф.н., проф., зав. кафедрой филологического образования ГАОУ ВО МИОО, председатель координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка»

Тема выступления: «Преподавание школьного курса литературы в современных социокультурных условиях»

« объединенной издательской группы «ДРОФА» - «ВЕНТАНА-ГРАФ» имеет несколько характерных черт: во-первых, хорошо выверенная методическая основа, во-вторых, авторы - хорошо известные ученые-филологи, литературоведы, лингвисты, в-третьих, эти учебники уже имеют огромный многолетний опыт практического использования. Новое - это хорошо проверенная в учительской среде практика, я не верю в неапробированные учебники. Подписанная концепция преподавания русского языка и литературы в РФ до сих пор вызывает споры. Эти споры хорошо отразили изменения, которые происходят в нашем социокультурном пространстве и влияют на предметы, которые занимают больше всего места в нашем учебном плане. Задача русского языка и литературы – научить детей работать с информацией разного вида и разных способов предъявления. Художественный текст - наивысшая и самая сложная форма текста. Ребенку с «клиповым мышлением» воспринимать большой текст сложно, но это не значит, что от таких текстов надо отказываться. С другой стороны, учителям литературы свойственен некий профессиональный снобизм, который мешает им обратить внимание на произведения современной литературы, написанные, с их точки зрения, по недостаточно высоким эстетическим меркам. Но дети же на эти тексты внимание как раз обращают! При этом, в отличие от учителя, не видят скрытых цитат и не знают произведений реализма, на которых построены произведения постмодернизма. Это еще один социокультурный аспект, конфликт обучающего и обучающегося...Мы анализируем художественные тексты разной родовидовой природы, это некая модель ценностей, которая мотивирует на выбор ориентиров. Каждый художник слова – это уникальный мир со своими особенностями ценностей. Здесь достаточно сложно. Накладывается конфликт поколений, так как основная часть преподавателей – это еще люди, выросшие в условиях прежнего государства. А учатся сейчас выросшие в новом государстве, поэтому, читая текст Льва Толстого, мы воспринимаем его по-разному. У учителя, помимо всех его обычных функций, очень сильно возрастает функция проводника-сталкера, который погружает в мир этих ценностей и объясняет их вечность, потому это и классические произведения. Школа, которая закладывает фундамент, должна ориентироваться на нечто устойчивое. Если фундамент заложен с дефектом, сложно рассчитывать на то, что здание будет построено основательно.
Если мы обратим внимание на соотношение классики и современности, то увидим, что хорошее, по-настоящему принимаемое новое опирается на фундамент классики. Я очень советую прочитать статью Дубинина, известного социолога культуры, как раз посвященную вопросу, что такое классика. Вопрос заключается в том, как при изучении классического произведения литературы сделать так, чтобы учитель смог ребятам этот фундамент заложить. Это безумно трудная задача».





Р. А. Дощинский, к.п.н., доцент кафедры филологического образования МИОО

Тема выступления: Об изменениях в ОГЭ и ЕГЭ

  • Больше времени тратить на чтение текстов
  • Совершенствовать умение комментировать поставленную в тексте проблему
  • Научить школьников аргументированно выражать свою позицию
  • Совершенствовать навыки выполнения смыслового анализа прозаического и стихотворного текста
  • Сделать акцент на владение языковыми литературными нормами



Т. Ю. Смирнова, заслуженный учитель РФ, директор негосударственного образовательного учреждения «Образ»

Тема выступления: «Новые подходы в методике преподавания литературы: теория литературы и система письменных работ»

«Представляем новый учебник, написанный совместно с А. Н. Архангельским. Два аспекта для учебника особо важны: изучение теории литературы и система письменных работ. Все классы состоят из двух частей. Теория литературы и письменные работы. Разрабатывая систему письменных работ и изучения литературоведческих терминов, мы не отрывались от общепринятого подхода изучения литературных произведений. Теория литературы - очень важный и интересный инструмент, без которого невозможно ни читать, ни писать. При правильном отношении к нему он не усложняет учебник, а наполняет его новой жизнью. В этом УМК учтены все требования ФГОС. Новый УМК - соединение традиций, подходов развивающего обучения, требований ФГОС и современных форм и технологий. Мы постарались соединить научную глубину осмысления с простотой и доходчивостью изложения. Начнем с того, что у ребенка изначально есть потребность и читать, и писать. Желание писать школа упорно отбивает, формируя страх получить плохую оценку. Нужно создавать мотивацию. Мы предлагаем в среднем звене отказаться от оценки содержания, не связывать грамотность и качество изложения. Должны быть интересные темы, которые детей захватят.

В 5 классе вводится этюдная деятельность - короткие работы, в которых не требуется законченность, основной упор делается на самовыражение ребенка. Это согласовывается с изучением малых фольклорных жанров, темой детства, связанной с учебником. В 6 классе этюды посвящены темы героя и героизма. К 8 классу вводятся литературоведческие этюды, жанровые работы, к этому времени у детей преодолевается страх перед написанием текста. Тогда и можно давать самые разные алгоритмы. Дети знакомятся с составлением сложного плана, схемой анализа стихотворения, пьесы, эпических жанров. Мы не даем сочинения по итогам изучения произведения, а если даем - то на тему, которая не рассматривалась на уроках. Учебники наполнены проблемными и поисковыми заданиями на знание и понимание текста, заданиями с использованием информационных ресурсов ».



Е. Л. Ерохина, д.пед.н., заместитель директора Института филологии МПГУ

Тема выступления: «Современные формы итоговой аттестации по литературе. Проблемы и пути их решения»

«Сначала выделим специфику литературы как учебного предмета. Его цель - формирование читательской культуры. Ученик со сформированной культурой читателя и является главным желаемым результатом работы на уроках. Предмет и средство обучения - текст. Коммуникативное пространство урока литературы представляет собой диалог разных видов: автора текста литературного произведения и ученика-читателя; автора текста учебника и ученика-читателя; ученика и учителя, ученика и ученика и т.д. Литература осваивается в ходе осуществления всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо) в их неразрывной взаимосвязи. Выводы. Существует преемственность между формами итоговой аттестации по литературе, в них присутствуют общие проверяемые элементы, что объясняется спецификой литературы как учебного предмета. Тенденция современного преподавания литературы - переход от знания как самоцели к самостоятельному поиску и присвоению знания».






А. Н. Архангельский, к.ф.н., литературовед, писатель, телеведущий

Тема выступления: «Влияние социума на формирование читательских вкусов современного школьника»

«О вызовах современной культуры. Это визуализация, мультимедийность, конвергентность. Визуализация уже победила. Мультимедиа тоже входит во все сферы жизни, и она тоже стала нестрашной. Конвергентность - приведу в примеры лонгриды New York Times (о глубинной России) и «Коммерсанта» (о 22 июня 1941 года). Детям это понятно, они строят истории не так, как мы привыкли. Это придется учитывать. Впереди нас ждет трансмедийность - это не просто сочетание текста, звука, изображения, это рассказ одной истории на разных платформах: по одному сюжету снимается фильм, пишется книга, создается компьютерная игра, радиопостановка. Надо донести до ребенка, что книга и экранизация – это два разных произведения, с этим мы уже знакомы, а в трансмедийности одна история предстает в нескольких вариантах, включает элементы интерактивности с голосованием за путь дальнейшего развития сюжета. Надо ли отказываться от литературного образования, раз наступила эпоха трансмедийности? Конечно нет, трансмедийность как пришла, так и уйдет, ее место займет что-то другое. Но надо учиться разговаривать с детьми на понятном им языке. Если мы не хотим отдать их крысолову, нужно учиться самим играть на современной дудочке. Главное, не забывать о цели - куда именно мы их ведем. Мы идем не от текста к трансмедийной, культуре, а через трансмедийность - к тексту и другим основам нашей культуры» .




Е.Ю. Шмакова, заместитель директора Центра филологического образования Объединённой издательской группы «ДРОФА» - «ВЕНТАНА-ГРАФ»

Тема выступления:

«Перспективы интегрированных курсов русского языка и курса словесности

»

«Подходов к разбору текста мы видим два - со стороны литературы и со стороны русского языка. Наша издательская группа предлагает два таких курса - это и интегрированный курс литературы с подзаголовком «Русский язык и литература» для 10-11 классов А. К. Михальской и О. Н. Зайцевой. В 10-11 классе мы предлагаем курс литературы А. К. Михальской, Зайцевой. Впервые курс литературы представлен в столь широком контексте истории и мировой культуры. Впервые главной целью обучения поставлено приобщение учащихся к национальному фонду русской классики посредством формирования навыков чтения и анализа художественного текста. Уникальной особенностью является то, что курс русского языка соотнесен с изучаемым литературным материалом. Пособия направлены на формирование грамотности, ценностно-смысловой сферы, в метапредметной сфере - формирование умения учиться и применять полученные знания в дальнейшей жизни. Основную содержательную часть составляют произведения русских классиков. После каждого раздела дается контрольная работа с несколькими вариантами ее выполнения. Интегрированный курс позволяет научиться проводить комплексный анализ текста. Литература представлена как национальное достояние, формирует общий взгляд на предметы».




Т. М. Пахнова, к.пед.н., проф. МПГУ, член редколлегии журнала «Русский язык в школе», автор Тема выступления: «Работа с текстом (словесной тканью) как инструмент формирования личности »

«Подготовка учащихся к выполнению заданий творческого характера происходит постепенно, на основе методики медленного чтения и выстраивания так называемого «диалога с текстом». Научить медленному чтению – значит найти путь, который приведет к воспитанию школьника как талантливого читателя. Человек и текст ведут диалог, и в ходе этого процесса человек учится самому важному и трудному - вести диалог с самим собой. Так процесс чтения становится процессом внутренней жизни человека, что является основой самопознания, самосовершенствования. В ходе такой работы с текстом учителя отмечают, что интерес детей к текстам художественных произведений заметно возрастает. В основе учебников лежит текстоцентрический подход. Текст - опорное, ключевое понятие курса русского языка. Текст - категория, которая показывает «язык в действии». Текст - основа создания развивающей речевой среды. Эта среда становится средством формирования личности, а также средством приобретения фоновых знаний, необходимых для написания сочинений, для подготовки исследовательских проектов. Работа с текстом может быть организована так, чтобы это стало событием на уроке русского языка, причем событием внутренней жизни каждого ученика».




Л.Д. Беднарская, д.ф.н., профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе ФГБОУ ВПО ОГУ, соавтор
Тема выступления: «От сочинения по русскому языку к сочинению по литературе»

«Обратите внимание, что творческие задания по всем гуманитарным предметам в КИМах структурированы одинаково. Обязательно присутствует текст образца. Потом требование составить рассуждение на основе текста образца и выдержек из него. Информационный анализ текста таким образом находится в самом метапредметном ядре. Задача учителя - вместе с детьми сформулировать оригинальный тезис, с которого начнется сочинение, придумать идею, которая потом может быть помещена в вывод. Не надо бояться задавить инициативу школьников. Чтобы творческое начало проявилось, детям надо сначала показать, объяснить, научить. Составление такого наброска, протоконспекта сочинения - это не набор пазлов, а своеобразная ариаднова нить, которая поможет детям выстроить текст. Дальше дети в зависимости от уровня подготовки могут или только подобрать цитаты, или пойти от опорного конспекта в своем уникальном направлении».


В.В.Львов, к.п.н., лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор Тема выступления: «Современный учебник русского языка и его роль в реализации требований ФГОС»

«По мнению Разумовской, формализм губит орфографию, если основываться только на зубрежке, ничего не получится. К орфографии надо подходить на семантической основе. Пример - упражнение ЗСП (значение, строение, правописание). Знаешь значение слова - напишешь правильно, например, компания или кампания. Эти упражнения сейчас несколько упрощены, раньше некоторые слова дети даже не могли списать правильно, но это вопрос к начальной школе. В учебниках усилены все виды речевой деятельности во взаимосвязи: чтение, говорение, письмо и слушание в центре внимания. Тем более, что впереди устный экзамен, который давно назрел. Наш учебник нацелен не просто на подготовку к экзамену, а на формирование любви к родному языку. В учебниках усилено и систематическое повторение. С помощью дополнительных заданий при изучении речевого курса повторяется грамматика, на уроках языка еще больше звучит речь в широком понимании этого слова».




Е.В. Цымбал, кинорежиссёр и сценарист, обладатель Национальной кинематографической премии « Ника » (2002, 2006 и 2015), премии Британской Академии Кино и Телевидения (BAFTA)

Тема дискуссии: «Литература и кино: формировании универсальных учебных действий учащихся в процессе взаимодействия искусств»

«Во времена Шексира забыли выпустить единый учебник, потому и было столько вариантов постановок. Сотни спектаклей не похожи друг на друга. Помимо разных прочтений, причина разнообразия в том, что в каждом тексте есть избыточность, огромное количество деталей, нюансов и подробностей. В каждой стране, где происходит постановка, есть свой историко-художественный фон, то, что впитывается ребенком бессознательно, и это сильно отличается от среды для ребенка в других странах. Это в большой степени влияет и на восприятие, и на понимание. Чем отличатся литературная основа фильма от кино? Чем проще текст, тем лучше экранизация. При переносе сложного текста теряется очень многое. Кино - другое искусство, другое восприятие. 87% воспринимаются через зрение, и все больше информация переходит в визуальные формы».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи

Республики Крым « Школа № 26»

Тема:

«Развитие творческого

мышления на уроках

Составитель: Мельник Г. Г.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2016 г.

Слайд 1

Слайд 2 Тема: «Развитие творческого мышления на уроках

Русского языка и литературного чтения»

Развитие речи, развитие творческого мышления – важная задача обучения языку.

Слайд 3 К.Г.Паустовский

«С русским языком можно творить чудеса»

Не секрет , что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

В общем положении о начальном образовании сказано, что федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования призван обеспечить выполнение одной из основных

целей:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению , формирование желания и умения учиться.

Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие работы и задания возбуждают «умственный аппетит»

Сухомлинский В.А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!». Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.

Слайд 4

Актуальность моей темы

  • основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь
  • мы живем в век информации, в обществе происходят бурные изменения, человек вынужден реагировать на них, чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

Поэтому я считаю, что можно говорить о творчестве, как о способе положительной мотивации учения младших школьников.

Слайд 5

Показатели развития творческих способностей:

  • Высокий уровень интереса к урокам русского языка и литературного чтения.
  • Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
  • Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
  • Проявление самостоятельности в работе.
  • Умение преодолевать возникшие трудности.

Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью (от латинского – сотворение, творчество). Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывается с понятиями «способность», «развитие», «одарённость».

Вот поэтому на уроках я использую различные творческие задания, которые оказывают благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся.

В практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ. Вместе с тем нельзя не отметить, что в понятие «творческая работа» отдельные учителя, методисты, психологи вкладывают разное содержание.

Я считаю, что в творчестве должно осуществляться самовыражение, самораскрытие личности ребёнка, оригинальность, выражающая индивидуальные склонности, способности и опыт ученика.

Слайд 6

Творчество можно разделить на несколько уровней - этапов:

  • Подготовительный (элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности, например, игры) - проходит чаще в 1-2 классах.
  • Исследовательский (творчество в изучении языка, например, проходит во 2-3 классах.
  • Самовыражение через различные виды деятельности (например, различные сочинения), проходит больше в 3-4 классах.

Творческое развитие доступно каждому ребёнку.

Слайд 7

Основные приемы развития творческих и познавательных способностей.

  • написание сочинений, изложений;
  • рецензирование творческих работ;
  • различные виды игр;
  • задания на установление ситуативных и причинных связей между предметами и событиями;
  • творческие словари, ребусы, шарады;
  • составление синквейнов;
  • творческие задания на дом;

Я стараюсь разнообразить уроки развития речи, использую различные виды работ.

Слайд 8

Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми:

  • Свободное сочинительство (пиши, что хочешь).
  • «Мой дневник» (пиши о том, что сейчас вспомнил).
  • «Фантазия-картинка» (картинка твоего воображения).
  • Экскурсия в картинную галерею.
  • Сценарий мультфильма (по рисункам на доске).
  • Музыкальное сочинение (под впечатлением прослушанного произведения).
  • Сочинение – продолжение написанного накануне изложения или диктанта.

Творческие задания я даю систематически. В то же время необходимо помнить, что перегружать заданиями нельзя – это отобьёт интерес к ним.

Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, но, и это главное, - уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.

Слайд 9 К. Д. Ушинский «Ребёнок мыслит образами»

Прилагаемый материал к презентация можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения.

Главное, чтобы у детей появилось желание творить.

Слайд 10 – 22

Практически каждый раздел курса русского языка начальной школы содержит возможности для включения творческих заданий. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что использование творческих заданий играет важную роль в формировании познавательных интересов младших школьников.

Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.

Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.

Слайд 23 В. А.Сухомлинский

«Ребёнок должен жить в мире творчества.

Без этого он засушенный цветок».