(Кричевский и Дубовская, параграф «интерпретация конформного поведения».)

Конформизм – это изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

Исследователей всегда интересовало – что представляет из себя конформное поведение, в результате чего оно проявляется и насколько глубоко или поверхностно влияет на подчиняющегося человека.

Традиционно выделяют две разновидности конформизма. Первый называется уступчивость – при этом мы ведем себя также как все, но внутренне с этим не соглашаемся. В этом случае подчиняются чтобы заслужить поощрение или избежать наказания. Второй – одобрение – это когда мы искренне верим в то, что вынуждает нас сделать группа.

В начале 50-е годов Л. Фестингер предположил, что публичная конформность будет сопровождаться личным одобрением норм только в том случае, если субъект хочет остаться в группе. Причем угроза наказания вызовет лишь внешнее согласие с группой, не затрагивая подлинного изменения во взглядах.

Несколько позднее М. Дойч и Г. Джерард выделили две причины конформности (два типа влияния большинства). Первая – человек может стремиться присоединиться к группе, чтобы быть принятым. Вторая – человек может копировать действия других, если у него недостаточно информации и он не знает, как следует вести себя в данной ситуации. Они назвали эти причины соответственно нормативным и информационным влиянием.

Нормативное влияние группы (нормативный конформизм) подразумевает необходимость «следовать за толпой», чтобы не быть отвергнутым, сохранить с людьми хорошие отношения или заслужить одобрение. Нормативное влияние обычно приводит к уступчивости. Нормативное влияние порождается заботой о социальном имидже.

Информационное влияние . При этом точка зрения, или образец, норма поведения других людей, оказывается как бы эталоном, в соответствии с которым человек строит свое отношение или поведение. (Ведь в социальной реальности нельзя определить, верно ли какое-то утверждение просто «подойдя и измерив» его, во многом человек вынужден ориентироваться на других). Например, в опытах Шерифа по наблюдению автокинетического эффекта, участники эксперимента не были уверены, что они правильно разглядели траекторию движения пятна света, поэтому изменяли свое мнение, соотнося его с мнением других участников. Оно вызывает у людей одобрительный конформизм. Информационное влияние порождается желанием быть точным.

В реальных условиях нормативное и информационное влияние часто встречаются одновременно.

Хотя эти Дойч и Джерад не обсуждали роль различных типов влияния применительно к проблеме публичного согласия и внутреннего одобрения, тем не менее, в литературе высказывается предположение, что информационное влияние с большей степенью вероятности будет вести к приватному изменению взглядов, чем нормативное влияние.

Дальнейшее развитие обсуждаемый вопрос получает в работе В. Э. Чудновского, выделяющего два типа конформного поведения: внешнее и внутреннее подчинение.

Внешнее подчинение может быть двух видов:

Сознательное приспособление к мнению группы, сопровождающееся острым внутренним конфликтом.

Сознательное приспособление к мнению группы без сколько-нибудь ярко выраженного внутреннего конфликта.

Внутреннее подчинение состоит в том, что часть индивидов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его не только в данной ситуации, но и за ее пределами. Внутренне подчинение также может быть в двух формах:

Бездумное принятие неверного мнения группы на том основании, что «большинство всегда право».

Принятие мнения группы посредством выработки собственной логики объяснения сделанного выбора.

При подчинении принятие влияния другого лица или группы носит чисто внешний характер, а сама продолжительность подобного поведения ограничивается ситуацией присутствия источника влияния. Человек соглашается с группой потому, что это выгодно ему, в действительности оставаясь при своем мнении.

В случае классической идентификации субъект идентификации стремится частично или полностью уподобиться агенту влияния в силу испытываемой к нему симпатии и наличия у него желательных для усвоения черт.

При реципрокно-ролевом отношении каждый участник взаимодействия ждет от другого определенного поведения и сам старается оправдать ожидания партнера (или партнеров), причем, если сложившиеся отношения удовлетворяют человека, он будет вести себя так вне зависимости от того, наблюдает за ним партнер или нет, поскольку для его собственного самоуважения существенно оправдать ожидания другого.

Идентификация может частично напоминать подчинение, если имеет место принятие личностью навязываемого поведения, не вызывающего у нее чувство удовлетворения. Вместе с тем идентификация отличается от подчинения тем, что в этом случае, как считает автор, субъект большей частью верит в навязываемые ему мнения и формы поведения.

При интернализации воспринятое мнение интегрируется в ценностную систему личности.

Позже Г.Джерард, после его первоначальной попытки связать рассмотрение конформного поведения с процессом поиска информации в группе, создал информационную теорию конформности. Она позволяет рассматривать конформность в контексте процессов социального сравнения, трактуя ее как одно из проявлений тенденции сравнения.

Ряд попыток объяснения феномена конформного поведения встречается в рамках известных в социальной психологии теорий психологического обмена. Так, распространяя свое понимание обмена на феномены группового поведения, Дж. Хоманс утверждает, что личность ведет себя конформно не ради соответствия групповой норме, но с целью заслужить одобрение других членов группы. И если, по оценке личности, конформность не принесет ожидаемого одобрения со стороны окружающих, конформное поведение не будет иметь места. Поскольку, как полагает этот исследователь, люди находят, что конформность других и их собственная к релевантным групповым нормам является полезной, они вознаграждают ее соответствующим психологическим одобрением.

Сходная точка зрения была высказана Е. Холландером и Р. Уилли-сом, подчеркивающими инструментальную функцию конформности как специфического вознаграждения для других членов группы, облегчающего процесс взаимодействия и содействующего дальнейшему обмену вознаграждениями. Приверженцы обсуждаемого подхода считают его полезным теоретическим средством исследования проблемы конформного поведения, позволяющим рассматривать во взаимосвязи и динамике одновременно и источник влияния, и испытывающего влияние субъекта.

Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы.

Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.

Виды конформизма:

1) уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;

2) одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

3) нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

Изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма.

Уровни конформного поведения:

1) подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы;

2) подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным;

3) подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт.

Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов.

Ситуативные факторы конформности:

1) сложное задание или некомпетентность – чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение;

2) количественный состав группы – конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма;

3) качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.);

4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет – авторитет формального статуса руководителя в данной организации;

5) сплоченность и единодушие группы. При этом, если в группе имеются люди поддерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается;

6) публичность ответов также увеличивает уровень конформизма;

7) работа на совместное вознаграждение повышает конформизм;

8) значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности.

Личностные факторы конформности:

1) возраст: наиболее подвержены конформизму люди в возрасте до 25 лет;

2) пол: у женщин конформизм несколько выше, чем у мужчин, что связано, как с выполняемыми ими социальными ролями в обществе и семье, так и со статусными различиями, стремлениями и потребностями;

3) культура: степень конформности населения в странах европейской и североамериканской культуры ниже, чем в странах азиатской культуры, утверждающей ценности коллективизма;

4) профессия: конформность зависит от необходимости в рамках профессиональной деятельности подчиняться начальству. Так высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т. д.;

5) статус индивида: люди с высоким статусом обладают меньшей конформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.

Теории конформизма:

1) информационная теория Леона Фестингера строиться на том, что не возможно проверить всю поступающую информацию, поэтому приходится полагаться на мнение других людей, когда оно разделяется многими;

2) теория нормативного влияния основывается на том, что конформизм связан с желанием индивида обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе.

83. Исследования конформизма в зарубежной и отечественной социальной психологии

Вопрос 84 … лидерство

Понятие «лидер» и «лидерство»

Лидерство – доминирование одних членов группы над другими.

Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).

Признаки лидеров:

1) высоко активен и инициативен при решении группой основных задач;

2) способен оказывать влияние на других членов группы;

3) хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

4) поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

5) обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;

6) способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.

Функции лидера:

1) организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах;

2) выработка и поддержание групповых норм;

3) представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;

4) принятие ответственности за результаты групповой деятельности;

5) установление и поддержание микроклимата группы.

Виды лидерства по М. Веберу :

1) традиционное лидерство – основано на традициях, обычаях, вере, характерно для традиционных обществ (восточной деспотии, монархии). Лидером становится тот, кто принадлежит к элите, узкой группе людей;

2) легально-рациональный (бюрократический) – основан на разумности существующих порядков в обществе. Лидером становится тот, кто обладает определенным уровнем знаний, компетентности, подготовленности, характерен для индустриальных стран;

3) харизматическое лидерство – основан на божественности, сверхъестественности, необычности, появляются на переломных этапах истории.

Типы лидерства по реальной управленческой практике:

1) лидер – организатор – воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, не станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше;

2) лидер – творец – обладает способностью видеть новое, чем и привлекает людей. Берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей;

3) лидер – борец – обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть;

4) лидер – дипломат – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов;

5) лидер – утешитель – всегда готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относится к ним доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

Выделяют также лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).

По стабильности выделяют ситуационного и постоянного лидера.

Теории лидерства

Теория черт основывается на идее Ф. Гальтона о наследственной природе лидерства. Лидером согласно этой теории не становятся, а рождаются. Для того, чтобы стать лидером необходимо обладать определенным набором личностных качеств или совокупностью психологических черт, таких как ум, энергия, воля, храбрость, инициативность, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, уверенность в себе, общительность и т. д. Однако, эта теория не получила распространения, так как не было ни одной черты лидера, с которой согласились бы все исследователи.

Ситуационные теории лидерства рассматривают лидера как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств. Чтобы стать политическим лидером, согласно данным теориям необходимы определенные психологические и профессиональные качества, которые актуализируются ситуацией. Подчеркивается относительность черт, присущих лидеру в зависимости от ситуации, которой отдается главенствующая роль.

Модифицированная ситуационная теория лидерства Э.Хартли строится на ряде предположений:

1) если человек стал лидером в одной ситуации, то, возможно, он может им стать и в другой;

2) лидеры в одной ситуации часто рассматриваются группой как лидеры и в других ситуациях;

3) приобретенный лидером в одной ситуации авторитет способствует избранию его лидером и в другой ситуации;

4) лидером чаще становится человека, мотивированный к этому.

Ситуативно-личностная теория Г. Герта и С. Милза , выделивших пять факторов, которые необходимых учитывать при рассмотрении феномена лидерства:

1) черты лидера как человека;

2) мотивы лидера;

3) образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей и побуждающие их следовать за ним;

4) личностные характеристики лидера как социальной роли;

5) официальные и легитимные параметры, в рамках которых действует лидер и его последователи.

Теория последователей рассматривает лидеров как выразителей настроений, интересов, потребностей тех или иных социальных групп. Лидеру отводится пассивная роль, он представляет собой лишь инструмент социальной группы, которая выбирает себе того лидера, который ее удовлетворит. То, кто будет лидером, зависит не от конкретного индивида и его свойств, а от качества его ведомых последователей.

Модель эффективности лидерства Ф. Фидлера основана на интеграции влияния лидера, его личностных свойств и ситуативных переменных, в частности, отношений между лидером и последователями. В рамках этой теории выделяются два стиля лидерства:

1) инструментальное лидерство, ориентированное на задачу. Лидер более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него;

2) эмоциональное лидерство, ориентированное на межличностные отношения. Лидер более эффективен в ситуациях либо умеренно благоприятных, либо умеренно неблагоприятных.

Теория гуманистического направления основывается на том, что лидер должен так преобразовать организацию, чтобы индивиду была обеспечена свобода для осуществления собственных целей и потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей и потребностей организации.

Мотивационная теория утверждает, что эффективность лидера зависит от его умения воздействовать на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое в процессе работы.

Психоаналитические теории лидерства решающее значение в поведении личности отдают подсознательным процессам, прежде всего, инстинктивным стремлениям, которые связываются с подавленными сексуальными влечениями, перерождающимися на основе механизмов сублимации и компенсации в мотив власти.

Традиционным вопросом лидерства и руководства является вопрос о стилях лидерства (руководства). К. Левин в 1930-е гг. ХХ в. выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический).

По мнению Е. В. Андриенко, стиль лидерства – это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы (подчиненных или ведомых).

Авторитарный стиль предполагает жесткие способы управления, пресечение инициативы членов группы, отсутствие группового обсуждения принимаемых решений, руководитель сам принимает решения, контролирует и координирует работу членов группы. Качество решений зависит от информации, которой обладает руководитель, от способности правильно ее интерпретировать. Этот стиль способствует росту иерархических ступеней, формализации отношений; предполагает четкое планирование работы, оперативное принятие решений в экстремальных ситуациях, выполнению работы в отведенные сроки.

Демократический стиль – коллегиальное обсуждение проблем, поощрение руководителем инициативы подчиненных, активный обмен информацией между руководством и подчиненными. Руководитель имеет больше информации о групповых процессах, что делает ситуации более адекватными, при этом процесс принятия решения может затягиваться. Стиль способствует благоприятному психологическому климату в группе, среди членов группы наблюдается более высокая степень удовлетворенности своим трудом.

Попустительский стиль проявляется в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, передача функций управления членам группы. Группа существует самостоятельно, социальная дистанция между членами группы сокращается, увеличивается фамильярность. При этом может снизиться интерес к делу и привести к недостижению цели. Тем не менее стиль может способствовать росту ответственности и самостоятельности рядовых членов группы.

Каждый стиль имеет свои достоинства и недостатки; один может быть уместен в одних обстоятельствах, другой – в других. Вероятно, что наиболее успешные лидеры и руководители ориентируются на все три стиля.

Представленная схема не охватывает всех сторон проявления стиля лидерства. В экспериментальных исследованиях выделят такие типы: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер-умелец, лидер эмоционального притяжения.

Часто в экспериментальных исследованиях стиль лидера смешивается со стилем руководства. Это не всегда может быть оправдано, так как функции лидера и руководителя, характер их деятельности не однозначны.

85. Лидерство и его разновидности

Лидерство - это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. Люди, обладающие такой способностью, злоупотребляют ею во имя личных интересов .

Самое короткое определение лидерства принадлежит Т.Гэмбл и М.Гэмбл: «Лидерство – это способность влиять на других».

Общее лидерство в группе складывается из следующих компонентов: эмоционального, делового и информационного. По содержанию лидерской деятельности в социальных группах обычно выделяют тип типа лидеров (иногда их называют ролями лидера):

1. Деловое лидерство характерно для формальных групп, решающих производственные задачи. В его основе такие качества как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, наибольший опыт в данной области деятельности. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на руководство. С «деловым» лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела.

2. Эмоциональное лидерство возникает в неформальных социальных группах на основе человеческих симпатий, притягательности лидера как участника межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает доброту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта. Эмоциональный лидер (сердце группы) - это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку».

3. К «информационному» лидеру («мозг группы») все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего, однако, встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, информационного и делового.

Ситуативное лидерство по природе может быть деловым и эмоциональным. Его отличительная черта - неустойчивость, временная ограниченность, связь с определенной ситуацией. Ситуативный лидер может быть лидером в одних ситуациях и не может быть им в других. Л.И. Уманс-кий выделяет 6 типов лидеров по исполняемым ролям: 1) организатор (функция групповой интеграции); 2) инициатор (выдвижение идей и решение новых проблем); 3) генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); 4) эталон (образец, идеал, «звезда»); 5) мастер (специалист в каком-то виде деятельности); 6) эрудит (отличается обширными знаниями).

Лидерство различают по силе влияния на членов группы: «беспрекословный лидер» - указания исполняются даже тогда, когда расходятся с интересами членов группы; «небеспрекословный» - подчинение возможно до тех пор, пока не возникает противоречие между собственными интересами и потребностями членов группы.

В зависимости от направленности влияния (скорее - по результату лидерства для организации) лидерство можно рассматривать как конструктивное-деструктивное и нейтральное. Первое (функциональное) способствует осуществлению целей организации. Второе (дисфункциональное) формируется на базе стремлений, наносящих ущерб организации (лидерство в сформировавшейся на производстве группе воров или взяточников). Третье не влияет непосредственно на эффективность производственной деятельности (лидерство среди работающих в одной организации садоводов-любителей). В реальной жизни границы между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.

88. Предмет и структура прикладной социальной психологии

89. Специфика прикладного социально-психологического исследования

90.Основные сферы деятельности практического социального психолога.

По мнению философов, человек, проживающий в социуме, является зависимым от мнения общественности. В течение всей своей жизни, человек вступает в различные взаимосвязи с окружающими его людьми. Каждый человек в какой-то мере воздействует на свое окружение и подвергается действию окружающих. Нередко поведенческая модель и восприятие окружающего мира строятся именно под влиянием социума. Данная поведенческая модель характеризуется как склонность к конформизму. В данной статье мы разберем, что такое конформизм, определение этого термина в различных науках.

Конформность – склонность человека изменять свои первоначальные оценки под влиянием мнения других

Конформизм – является приспособлением или пассивным согласием с мнением подавляющего большинства людей, составляющих общественную группу, в которой находится человек . Под данным понятием следует понимать беспрекословное исполнение требований, которые ставит общество перед индивидуумом. Такие требования могут быть высказаны как общественностью, так и признанным авторитетом. Помимо этого, немаловажную роль играют традиции определенной этнической группы. Также под термином конформизм часто скрывается отсутствие личного мнения, касательно каких-либо вопросов. Значение слова конформизм – подобный и сообразный.

Феномен конформизма изучается на протяжении долгого времени. Еще в тридцатых годах прошлого столетия турецкий ученый Музафер Шериф провел интересный эксперимент. Во время эксперимента, испытуемых оставляли в темной комнате, где в течение определённого промежутка времени появлялись световые сигналы. Эти сигналы двигались в хаотичном порядке, после чего исчезали. После проведения эксперимента испытуемым задавался вопрос, касательно расстояния смещения источника света, после первого появления. На этот вопрос испытуемые были обязаны самостоятельно дать ответ.

На втором этапе эксперимента в темной комнате находилось уже несколько человек. В их задачу входило дать согласованный ответ на тот же вопрос. Согласно данным этого эксперимента, большинство испытуемых изменяло свое первоначальное мнение, в отношении усредненной нормы для группы. Довольно интересен тот факт, что люди, проходившие групповой эксперимент, в дальнейшем придерживались согласованного ответа. Таким образом, Музафером Шерифом было доказано наличие у людей склонности соглашаться с суждениями окружающих. Именно Шериф первым высказал мнение о том, что многие люди готовы поступиться собственными убеждениями, для того, чтобы «не выделяться из толпы».

Рассматривая различные проявления данного феномена, следует сказать о том, что термин «конформизм» был впервые использован американским психологом Соломоном Ашем. В пятидесятых годах двадцатого века этим ученым были проведены эксперименты, в которых принимали участие подставные люди и только один испытуемый. Суть эксперимента заключалась в изучении восприятия продолжительности отрезков. Испытуемым предоставлялось три отрезка, из которых нужно было выбрать один, который соответствовал образцу. На этапе самостоятельного прохождения теста, большинство испытуемых всегда приходили к правильному выводу.


Усвоение норм и правил поведения также является проявлением конформности

Однако при групповом проведении эксперимента, подставные люди заведомо давали ложный ответ. Так как человек, проходящий эксперимент не знал о том, что остальные участники группы являются подставными, под давлением большинства он соглашался переменить свою точку зрения. По данным исследователя, примерно сорок процентов людей, прошедших подобную проверку, соглашались с мнением большинства, что является проявлением конформизма.

Как возникает конформизм

По мнению специалистов из области психологии, развитию конформизма способствует совокупное влияние различных факторов. Сила проявления этого феномена возрастает под давлением обстоятельств, требующих принять человека решение в вопросах, в которых он малокомпетентен. Важное значение имеет численность группы, так как человек склонен придерживаться той точки зрения, что была одновременно озвучена несколькими людьми.

Конформизму особенно сильно подвержены люди с низкой самооценкой, так как модель их поведения не подразумевает отстаивания собственного мнения.

Если в составе конкретной группы людей, имеются эксперты, разбирающиеся в возникшем вопросе, то уровень конформности значительно увеличивается. Также специалисты отмечают важность сплоченности коллектива. По их мнению, уровень сплоченности имеет прямую связь с уровнем власти лидера над остальными участниками группы.

Необходимо отметить, что наличие союзника, принимающего сторону человека, который высказывает сомнение во мнении общественности, автоматически снижает уровень давления социума на человека. Особую роль в этом вопросе играет социальный статус и авторитет человека, занимающего лидерскую позицию. Наличие высокого статуса позволяет человеку с легкостью оказывать влияние на окружающих его людей.


В социальной психологии термин обычно используется для обозначения податливости личности человека реальному или воображаемому давлению группы

Особенности модели поведения

По мнению специалиста – отказ от собственных убеждений и согласие с точкой зрения большинства, является неотъемлемой составляющей процесса интеграции в группу. Наличие конформизма в личностной модели поведения выявляется своеобразным выражением подчинения и принятия стандартов, принятых нормой в обществе. Групповое давление, оказываемое на индивидуума, может вызвать как согласие с мнением большинства, так и явное сопротивление оказываемому давлению. По мнению специалистов, существует четыре основных модели поведения в обществе:

  1. Внешнее согласие – при этой модели поведения, человек соглашается с мнением большинства только внешне. Однако само подсознание индивидуума говорит ему, что люди ошибаются, но такие мысли не произносятся вслух. По мнению психологов, подобная модель поведения является проявлением истинного конформизма и характерна для людей, пытающихся найти собственное место в социуме.
  2. Внутреннее согласие – проявляется в том случае, когда индивид соглашается с мнением общественности и внутренне принимает его. Данная модель поведения говорит о высокой степени личностной внушаемости. Эта модель поведения является типом адаптации в изменчивых условиях.
  3. Отрицание – данная модель поведения более известна, как негативизм и проявляется в виде сопротивления мнению большинства. Данная модель поведения подразумевает отстаивание собственной точки мнения, для доказательства собственной независимости. Многие люди, придерживающиеся данной модели, предпочитают занимать лидерские позиции, для того, чтобы навязать свою точку зрения окружающим. Данная модель говорит о том, что человек не желает вести приспособленческий образ жизни, и желает встать во главе пирамиды.
  4. Нонконформизм – синоним негативизма, при котором человек проявляет стойкость к давлению общественности. Данная модель поведения характерна для самодостаточных личностей, точка зрения которых не изменяется под давлением большинства. Главное отличие нонконформизма от негативизма заключается в том, что люди, придерживающиеся первой модели поведения, не навязывают свою точку зрения другим членам общества.

По мнению специалистов, существуют следующие виды конформизма: психологический, политологический, социальный и философский.

Понятие конформизма в психологии и социологии

Конформность в психологии - это модель личностного поведения, которая определяет степень податливости давлению, оказываемому группой людей. Под воображаемым или реальным давлением, индивидуум отказывается от своей точки и зрения и соглашается с точкой зрения большинства, даже в том случае, когда ранее подобные установки не разделялись. Помимо этого, данный термин используется для обозначения безусловного согласия индивида с мнением общественности. В этой ситуации не имеет значения уровень согласованности мнения окружающих, с собственными представлениями мира. Нередко человек, проявляющий конформизм, внутренне сопротивляется навязанным морально-этическим правилам и нормам.


О внешнем конформизме говорят, когда человек, соглашаясь с навязываемым мнением большинства, внутренне остается при своих убеждениях

В социологии рассматриваемый феномен проявляется в виде пассивного принятия того социального устоя, что господствует в обществе. Важно уметь отличать конформность от одинаковых мнений и взглядов на социальный порядок общества. Чаще всего многие суждения о социальном порядке формируются в процессе личностного формирования. Изменить свой взгляд на мир человек может только при наличии убедительных аргументов.

Термин «конформность» используется в социологии для описания процесса изменения собственных убеждений под влиянием большинства. Подобные перемены в собственном мировоззрении объясняются страхом перед различными санкциями и боязнью стать одиноким. Согласно проведенным исследованиям, примерно каждый третий человек соглашается принять мнение большинства, чтобы не выделяться из группы.

Как проявляется социальная форма конформизма

Социальный конформизм является некритическим изменением в собственном восприятии мира, для того, чтобы соответствовать нормам, установленным обществом. Подобная модель поведения не предполагает сопротивления массовой стандартизации, несмотря на то, что индивид может внутренне не принимать подобные установки. Подавляющее большинство людей спокойно воспринимают экономические и социально-политические изменения, не стремясь высказать собственное недовольство сложившейся ситуацией.

По мнению специалистов, социальная форма конформизма является своеобразным отказом взять на себя какую-либо ответственность и слепое подчинение требованиям социума. Нередко подобная модель поведения объясняется сложившимися традициями и особенностями менталитета.

Достоинства и недостатки

У феномена конформизма имеются определенные плюсы и минусы. Среди достоинств этой модели поведения следует отметить небольшое количество времени, требующееся для адаптации в новых условиях. Помимо этого, конформизм упрощает организацию совместной деятельности группы людей. Такой коллектив проявляет сильную сплоченность под влиянием стрессовых ситуаций, что помогает в течение короткого промежутка времени найти решение возникшей проблемы.


Внутренний конформизм – реальное изменение внутренних взглядов и поведения в результате принятия позиции большинства членов группы

Важно упомянуть, что феномен конформности имеет определенные недостатки:

  1. Потеря возможности самостоятельного принятия различных решений.
  2. Высокий риск развития сектантских групп, а также проведения массовых убийств и геноцида.
  3. Появление предрассудков в отношении различных меньшинств.
  4. Значимое снижение возможности развиваться в творческой сфере, что отражается на вкладе в культурную и научную жизнь общества.

Заключение

Человек, входящий в определенные социальные группы, вынужден соответствовать правилам и нормам, которые в ней сложились. Стандартизированная манера поведения и конформность имеют тесную взаимосвязь, что подтверждается различными жизненными примерами. Примеры конформизма из жизни приведенные ниже имеют как положительный, так и отрицательный отказ, так как давление общества на принятие важных решений может иметь катастрофические последствия.

Один из примеров негативного воздействия феномена конформности на общество, является та ситуация, когда подавляющее большинство людей вынужденно исполнять приказ своего лидера. Нередко подобные приказы отдаются для достижения сомнительных целей, однако человек не может высказать собственную точку зрения из-за страха неподчинения. Примером такой ситуации являются карательные отряды фашистов, которые во время Второй Мировой Войны уничтожили множество невинных людей.

Положительным историческим примером конформизма является революция тысяча девятьсот восемьдесят шестого года на Филиппинах. Жители этого государства совершили переворот в своей стране, сместив с правящей должности Фердинандо Маркоса, который был известен, как тиран.

Феномен конформности встречается и в повседневной жизни каждого человека. Создание ячейки общества является одним из ярких примеров конформизма в жизни людей. Создание семьи подразумевает отказ от собственной точки зрения для достижения компромисса. В противном случае, отсутствие взаимопонимания может привести к разладу в жизни людей, что закончится расторжением брака.

Явление конформизма было открыто американским психологом С. Ашем в 1951г.

К настоящему времени исследования по конформизму далеко вышли за рамки простого описания экспериментально полученных фактов, занимая промежуточное положение на стыке трех наук: психологии личности, социальной психологии и социологии.

Многие исследователи в опытах Аша увидели отражение тех конфликтов и противоречий, которые существуют в отношениях между людьми в современном капиталистическом обществе. Они исходят из определенной концепции, согласно которой общество подразделяется на две резко противоположные группы людей: конформистов и неконформистов ("нонконформистов"). Конформизм объявляется неизбежным результатом развития общества. "Наш век может быть назван веком конформизма", - заявляют Д. Крэч, Р. Кратчфилд и Е. Баллэчей, и дальше: "Есть свидетельства, что современные культуры различаются по степени внедрения склонности к конформности своим членам". "Цена социального принятия есть конформизм и потеря независимости", - пишет Д. Генри в работе с красноречивым названием "Культура против человека". "Тенденция к конформности - фундаментальное свойство личности", - утверждает Р. Кратчфилд. - См.: Социальная психология: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. -- М: Аспект Пресс, 2003. С.242.

Мы имеем здесь упрощенное разделение людей на две категории, причем в одном случае абсолютизируется подчинение людей диктату общества, в другом - превращается в абсолют эмансипация человека от общества.

Анализируя труды указанных ученых-психологов и социологов, можно прийти к выводу, что именно неконформисты (как их описывают авторы) отличаются устойчивостью личности: они характеризуются самостоятельностью, эмансипированностью во взглядах, суждениях, поступках от окружающей их общественной среды. Однако устойчивость личности неконформистов, мягко выражаясь, является своеобразной, ибо неконформисты противостоят обществу, которое враждебно им и стремится путем давления на неконформную личность привести ее "к общему знаменателю" - сделав такой же, как все остальные.

Едва ли справедливо говорить об устойчивости личности, "свободной от общества", об устойчивости, так сказать, "робинзоновского толка". Для многих из указанных выше работ характерно расширительное толкование результатов исследований по конформизму - стремление непосредственно перенести экспериментальную ситуацию Аша на условия общественной жизни, придать этой ситуации широкий социальный контекст. В этой связи существенное значение имеет продолжение экспериментального исследования данной проблемы.

Само слово "конформизм" имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает "приспособленчество". На уровне обыденного сознания феномен конформизма давно зафиксирован в сказке Андерсена о голом короле. Поэтому в повседневной речи понятие приобретает некоторый негативный оттенок, что крайне вредит исследованиям, особенно если они ведутся на прикладном уровне. Дело усугубляется еще и тем, что понятие "конформизм" приобрело специфический негативный оттенок в политике как символ соглашательства и примиренчества.

Чтобы как-то развести эти различные значения, в социально - психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении - См.: Социальная психология. Учеб. пособие. Под общ. ред. Андреевой Г.М. - М.: Проспект, 2001. С. 234. , имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.

В работах последних лет часто употребляется термин "социальное влияние". Противоположными конформности понятиями являются понятия "независимость", "самостоятельность позиции", "устойчивость к групповому давлению" и т.п. Напротив, сходными понятиями могут быть понятия "единообразие", "условность", хотя в них содержится и иной оттенок. Единообразие, например, тоже означает принятие определенных стандартов, но принятие, осуществляемое не в результате давления.

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности - это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это - позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. В действительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм не есть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это есть специфический случай конформности, так сказать, "конформность наизнанку": если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков).

Поэтому позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а самостоятельность, независимость.

Таким образом, можно сделать вывод, что конформизм - это морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, законов, господствующих мнений и т.д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция).

В психологии конформизм представляет собой податливость личности реальному или воображаемому давлению группы. Конформизм проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с ранее не разделяемой позицией большинства.

В то же время в социологии выделяют отдельное определение социального конформизма, согласно которому социальный конформизм представляет собой некритическое принятие и следование господствующим мнениям, стандартам и стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам, установкам.

К положительным чертам конформизма относят:

формирование единства в кризисных ситуациях позволяющего организации выжить в сложных условиях;

упрощение организации совместной деятельности за счет отсутствия раздумий по поводу поведения в стандартных обстоятельствах и получения инструкций по поведению в нестандартных обстоятельствах;

уменьшается время адаптации человека в коллективе;

социальная группа приобретает единое лицо.

В то же время явлению конформизма сопутствуют и отрицательные черты. Среди них можно выделить следующие: - См.: Социальная психология: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. -- М: Аспект Пресс, 2003. С.245.

беспрекословное следование человека нормам и правилам большинства приводит к потере способности принимать самостоятельные решения и самостоятельно ориентироваться в новых и непривычных условиях;

конформизм часто служит нравственно-психологическим фундаментом тоталитарных сект и тоталитарных государств;

конформизм создаёт условия и предпосылки для осуществления массовых убийств и геноцида, так как индивидуальные участники таких акций часто не в состоянии подвергнуть сомнению их целесообразность или соответствие общечеловеческим моральным принципам;

конформизм часто превращается в питательную среду для всякого рода предрассудков и предубеждений против меньшинств;

конформизм значительно уменьшает способность человека сделать весомый вклад в культуру или науку так как убивает в нём способность оригинально и творчески мыслить.

Степень конформизма индивида зависит от ряда обстоятельств:

характера межличностных отношений (дружественных или конфликтных);

необходимости и возможности принимать самостоятельные решения;

размера коллектива (чем он многочисленнее, тем сильнее конформизм);

наличия сплоченной группы, оказывающей влияние на остальных членов коллектива;

сложившейся ситуации или решаемой проблемы (сложные вопросы могут решаться коллективно);

статуса человека в группе (чем выше статус, тем меньше проявление конформизма).

КОНФОРМИЗМ И НОНКОНФОРМИЗМ

Конформизм - изменение поведения или убеждения в ответ на реальное или групповое убеждение. Явление конформизма связано с группой, с тем, как может группа влиять на отдельного человека. Если человек согласен с мнением большинства, с мнением или убеждением группы, он получает поддержку и одобрение. Наоборот: если он идет против течения, то встречает недовольство, отвержение, ненависть. Таких людей называют нонконформистами . По большей части они лидеры, генераторы идей, новаторы. Если человек является лидером в коллективе – то ему будет позволено небольшое отклонение от общего поведения.

Нонконформист предлагает новые идеи, идет нехоженой тропой. Подобный образ мыслей не приносит популярности. Сначала его не воспринимают или считают идиотом, но через некоторое время люди принимают эти новые решения и спокойно пользуются всеми благами цивилизации. Так устроен мир: сначала ненависть, насмешки, негодование, потом любопытство, а следом – бурный восторг и почитание. Нонконформист сталкивается с непониманием и отвержением со стороны общества. Конформистов же большинство и, скорей всего, человек часто просто боится менять жизнь, стремиться к новому, забывать старое. «Иногда несгибаемая позиция – результат паралича» (Станислав Ежи Лец). При этом возможны следующие варианты отношения к данной проблеме:

1) сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

2) вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

3) демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу «белой вороны»);

4) осознанное, свободное отвержение групповых норм и ценностей с учетом возможных последствий (вплоть до ухода из группы).

Важно иметь в виду, что все эти варианты дают возможность человеку определиться, найти свое место в группе – или в рядах законопослушных, или в рядах местных бунтарей. Исследования показали, что второй вариант поведения человека по отношению к группе очень распространен. Вынужденное принятие человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего положения в ней получило название конформизма.

Конформизм – это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. Другими словами, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбирать мнение группы в ущерб своему собственному.

Конформизм в общем смысле определяется как пассивное, приспособленческое принятие групповых стандартов в поведении, безоговорочное признание установленных порядков, норм и правил, безусловное признание авторитетов. В таком определении конформизм может означать три разные явления:

Выражение отсутствия у человека собственных взглядов, убеждений, слабохарактерность, приспособленчество;

Проявление одинаковости в поведении, согласие с точкой зрения, нормами, ценностными ориентациями большинства окружающих;

Результат давления групповых норм на индивида, когда он начинает думать, действовать, как остальные члены группы.

Конформизм повседневно существует в малых группах на работе, в группах по интересам, в семье и воздействует на индивидуальные жизненные установки и изменение поведения. Ситуационное поведение индивида в условиях конкретного группового давления называют конформным поведением.

Степень конформности человека обусловлена и зависит, во-первых, от значимости для него высказываемого мнения: чем оно важнее для него, тем ниже уровень конформности. Во-вторых, от авторитета тех, кто высказывает те или иные взгляды в группе: чем выше их статус и авторитетность для группы, тем выше конформность членов этой группы. В-третьих, конформность зависит от количества лиц, высказывающих ту или иную позицию, от их единодушия. В-четвертых, степень конформности определяется возрастом и полом человека – женщины в целом более конформны, чем мужчины, а дети более, чем взрослые.

Исследования показали, что конформность – явление неоднозначное, в первую очередь потому, что уступчивость индивида не всегда свидетельствует о действительных переменах в его восприятии. Различают два варианта поведения: рационалистический, когда мнение изменяется в результате убеждения индивида в чем-то; мотивированный – если он демонстрирует изменения.

Конформное поведение человека можно рассматривать как негативное по своей сути, означающее рабское, бездумное следование групповому давлению, и как сознательное приспособленчество индивида к социальной группе. Можно выделить два типа конформного поведения:

Внешнее подчинение, проявляющееся в сознательном приспособлении к мнению группы. При этом возможны два варианта самочувствия индивида:

1) сопровождается острым внутренним конфликтом;

2) происходит без сколько-нибудь ярко выраженного внутреннего конфликта;

Внутреннее подчинение, когда часть индивидов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его и за пределами группы. Существуют следующие виды внутреннего подчинения:

1) бездумное принятие неверного мнения группы по принципу «большинство всегда право»;

2) принятие мнения группы посредством выработки собственного объяснения сделанного выбора.

Таким образом, конформность к групповым нормам в одних ситуациях фактор позитивный, а в других – негативный. Следование некоторым установленным стандартам поведения важно, а иногда просто необходимо для эффективных групповых действий. Другое дело, если согласие с нормами группы приобретает характер извлечения личной выгоды и превращается в приспособленчество.

Конформность – очень важный психологический механизм поддержания внутренней однородности и целостности группы. Это объясняется тем, что данный феномен служит поддержанию группового постоянства в условиях изменения и развития группы. Одновременно он может быть и препятствием развития личности и социальных групп.

Явление конформизма исследовалось многими учеными. Были проведены эксперименты по выявлению группового давления. Например, эксперименты про отрезки, когда человек под влиянием группы давал заведомо ложный ответ. Вспомним «третью волну» – сила в единстве. Группа дает своим членам защиту и одобрение. В группе человек получает поддержку, но как только он отклоняется от нормы поведением или высказываниями – сразу попадает в опалу и может быть исключен из группы. Конформное поведение играет двойную, как положительную, так и отрицательную роль в социализации личности. С одной стороны, конформное поведение способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства. С другой стороны, конформность мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения. Однако человек не может быть только конформистом или нонконформистом, это зависит от ситуации и решаемого вопроса. Хотя встречаются и упертые, которые придерживаются своего мнения всю жизнь, а также товарищи, готовые свою правду отстаивать кулаками. Кроме того, человек не склонен к конформизму, если проблема касается его, затрагивает важные интересы, особо значимые моменты. Тогда он будет отстаивать свои позиции.

Для чего нужен конформизм? Как можно использовать это явление?

Управление подразумевает работу в группе и с группой. Члены группы отличаются друг от друга личностными, физическими и умственными способностями. У каждого свои интересы, возможности и таланты. При решении любого вопроса возникают варианты решения. Каждый волен согласиться или не согласиться с принимаемым решением. Но кто-то примет самостоятельное решение, а кто-то проголосует, как большинство. «Как все» – основное оправдание, писал Лев Толстой. В то же время при обсуждении другого вопроса человек, голосовавший «как все», предложит иной вариант. Основы конформизма закладываются в детстве (например, такие «истины», как «не высовывайся, живи как все»). Общество навязывает нормы и установки. Я считаю, что должен быть выбор, и решение человека – это его решение. Если правильно воздействовать на человека, – то даже навязанные решения он будет считать своими. Иногда хватает небольшого намека, маленькой детали – и человек принимает навязанное решение. Конформисты помогают принимать коллективные решения, но они никогда не станут лидерами, генераторами идей, чемпионами. Наоборот, человек предлагающий новые идеи, идущий на риск и нередко отвергающий устоявшиеся принципы отношений в группе, как правило, становится лидером. Люди, отстаивающие свои позиции и придерживающиеся своего мнения (нонконформисты), всегда остаются в меньшинстве. Однако меньшинство в той или иной мере влияет на группу.

Чтобы определить, как влияет мнение меньшинства на группу, проведено много опытов. Одно время преобладало мнение, что индивид в основном поддается давлению группы. Но некоторые опыты показали, что исследуемые, имеющие высокий статус, мало меняют свое мнение, и групповая норма отклоняется в их сторону. Если исследуемые в конфликтной ситуации находят социальную поддержку, их настойчивость и уверенность в отстаивании своих идей увеличиваются. Важно, чтобы индивид, отстаивая собственную точку зрения, знал, что он не один. Вопреки функционалистической модели группового влияния интерационистическая модель строится с учетом того, что в группе под влиянием внешних социальных перемен соотношение сил постоянно меняется, и меньшинство может выступить в группе проводником этих внешних социальных влияний. В связи с этим выравнивается ассиметричность отношения «меньшинство – большинство».

Термин «меньшинство» в исследованиях используется в буквальном его смысле. Это та часть группы, которая имеет меньше возможности влияния. Но если численное меньшинство сумеет навязать свою точку зрения другим членам группы, то сможет стать большинством. Для влияния на группу меньшинство должно руководствоваться следующими условиями: последовательность, стойкость поведения, единство членов в конкретный момент и сохранность, повторение позиции во времени.

Последовательность поведения меньшинства производит заметное влияние, поскольку сам факт стойкости оппозиции подрывает согласие в группе. Меньшинство, во-первых, предлагает норму, противоположную норме большинства; во-вторых, оно нарочно демонстрирует, что групповое мнение не является абсолютным.

Чтобы ответить на вопрос, какой тактики должно придерживаться меньшинство, чтобы сохранить свое влияние, Г. Мюньи провел эксперимент, общая идея которого состоит в следующем: когда речь идет о ценностной ориентации, группа делится на большое количество подгрупп со своими разнообразными позициями. Участники подгрупп ориентируются не только на эту группу, а и на другие группы, к которым они относятся (социальные, профессиональные).

Для достижения компромисса в группе определенное значение имеет стиль поведения ее членов, разделяющийся на ригидный и гибкий. Ригидный – это бескомпромиссный и категорический, схематический и суровый по высказываниям. Такой стиль может привести к ухудшению позиции меньшинства. Гибкий – мягкий в формулировках, в нем проявляется уважение к мнению других, готовность к компромиссам, и он является более эффективным. При выборе стиля следует принимать во внимание конкретную ситуацию и задачи, которые предстоит решить. Таким образом, меньшинство, используя различные методы, может значительно увеличить свою роль в группе и приблизиться к поставленной цели.

Процессы влияния большинства и меньшинства отличаются формой проявления. Большинство сильно влияет на принятие его позиции индивидом, но при этом круг возможных альтернатив для него ограничивается предлагаемыми большинством. В этой ситуации индивид не ищет других решений, возможно, более правильных. Влияние меньшинства, менее сильно, но при этом стимулируется поиск различных точек зрения, способствующих проявлению разнообразных оригинальных решений и повышающих их эффективность.

Влияние меньшинства вызывает большую концентрацию, познавательную активность членов группы при расхождении взглядов; возникающая стрессовая ситуация сглаживается за счет поисков оптимального решения.

Важным условием влияния меньшинства является последовательность его поведения, уверенность в правильности своей позиции, логической аргументации. Восприятие и принятие точки зрения меньшинства происходит значительно медленнее и труднее, чем у большинства. В наше время переход от большинства к меньшинству и наоборот происходит очень быстро, поэтому анализ влияния меньшинства и большинства более полно открывает особенности группового динамизма.

Из книги Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения автора Фокс Кейт

Конформизм и «племенная» форма Итак, мы пришли к выводу, что нам нужны дополнительные правила. Строгий этикет в одежде прошлого не сменился полной анархией в области моды. Хоть журналы мод и регулярно провозглашают, что «сегодня можно носить все», это абсолютно не так.

Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип Джордж

Конформизм: спасаем лицо, соблюдаем приличия, обретаем - знания Помните Харви - студента, который уверял, что доволен своим учебником, услышав, как книгу хвалят его однокурсники? Поведение Харви было проявлением конформизма, который можно определить как изменение

Из книги Бегство от свободы автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

НОНКОНФОРМИЗМ Здоровый ребенок. Высокая самооценка ребенка–циклотимика, его вера в себя приводят к развитию у него независимого мышления и нонконформизма.Здоровый ребенок любит игру и легко включается в нее. Ему нравится надевать маски, становиться другим.

Из книги Социальная психология автора Майерс Дэвид Дж

НОНКОНФОРМИЗМ Ребенок–циклотимик является нонконформистом в силу своего свободолюбия и независимости. Малыш–шизоид сопротивляется социальным правилам и нормам потому, что он их не понимает. При всем своем интеллекте он не может разобраться в простейшей социальной

Из книги Бегство от свободы автора Фромм Эрих Зелигманн

Глава 6. Конформизм Вам наверняка знакома такая ситуация: как только оратор, высказывавший спорные идеи, или музыкальный ансамбль заканчивают выступление, фанаты, сидевшие в первых рядах, встают и начинают хлопать в ладоши. Поклонники, сидящие чуть дальше, следуя их

Из книги Эффект Люцифера [Почему хорошие люди превращаются в злодеев] автора Зимбардо Филип Джордж

Из книги Англия и англичане. О чем молчат путеводители автора Фокс Кейт

Глава двенадцатая Исследование социальных мотивов: власть, конформизм и подчинение Я полагаю, в жизни каждого человека в определенный период, а в жизни многих людей - во все периоды с младенчества и до глубокой старости, один из самых важных элементов - желание быть

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

Из книги автора

47. Конформизм и групповое давление Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы.Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.Виды конформизма:1) уступчивость или внешний публичный