Некрасов отдал дань романтизму сбор-ником стихотворений «Мечты и звуки» (1840), жестоко осужденным, даже высме-янным тогда же Белинским. Зрелый Некра-сов, начиная со стихотворения «В дороге» («Скучно? скучно!.. Ямщик удалой...»), яв-ляется продолжателем пушкинской линии в русской поэзии — по преимуществу реа-листической. В некрасовской поэзии есть лирический герой, но единство его опре-деляется не кругом тем и идей, связанных с определенным типом личности, как у Лермонтова, а общими принципами отно-шения к действительности. И здесь Некра-сов выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую лири-ческую поэзию, расширивший горизонты действительности. Тематика лирики Не-красова разнообразна.
Первый из художественных принципов Не-красова-лирика можно назвать социаль-ным. Узкий круг лирической тематики он дополнил новой темой — социальной. Вспом-ним хрестоматийные строки «Вчерашний день, часу в шестом». В своем последнем стихотворении «О Муза, я у двери гроба...» поэт в последний раз вспомнит «эту блед-ную, в крови, кнутом иссеченную Музу...» Источник вдохновения поэта, Муза, у Некра-сова — родная сестра несчастных, подвер-гаемых насилию и угнетению. Не любовь к женщине, не красота природы, а страда-ния замученных нуждой бедняков — вот ис-точник лирических переживаний во многих стихах Некрасова. Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любов-ной лирики. «Ночь. Успели мы всем насла-диться. Что ж нам делать? Не хочется спать», — начинается стихотворение 1858 го-да. И герой предлагает помолиться за тех, «кто все терпит», «чьи работают грубые ру-ки, предоставив почтительно нам погру-жаться в искусства, в науки, предаваться мечтам и страстям». Ясно, что дворянин по происхождению, Некрасов выражает здесь сознание разночинца, истинного демокра-та, знающего темные стороны обществен-ного бытия, испытавшего на себе голод и холод, не умеющего, не способного дво-рянски брезгливо и спесиво отвернуться от изнанки жизни.
В то же время лирический герой Некрасо-ва не просто разночинец, а разночинный ин-теллигент. Вот еще один шедевр некрасов-ской любовной лирики «Я не люблю иронии твоей...» (датируется предположительно 1850 годом и, тоже предположительно, об-ращенное к К. Я. Панаевой). Одновременно это и образец интеллектуальной поэзии: ге-рой и героиня культурные люди, в их отно-шениях — ирония и, главное, высокий уро-вень самосознания. Они знают, понимают судьбу своей любви и заранее грустят. Вос-произведенная Некрасовым интимная ситу-ация и возможные пути ее разрешения на-поминают отношения героев Чернышевского « Что делать?»
Ярчайшим проявлением новой лиричес-кой темы — социальной стало стихотворе-ние «Еду ли ночью по улице темной». Это душераздирающая история женщины, кото-рую нужда, голод и смерть ребенка выгнали на панель. «Беззащитная, больная и без-домная», женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной жертве со-циальной неустроенности. Из этого же ряда многие стихотворения 40—50-х годов: «В дороге». «Перед дождем», «Тройка», «Ро-дина», «Псовая охота », цикл « На улице», « Не сжатая полоса», «Маша», «Тяжелый крест достался ей на долю», «В больнице». Пафос этих стихотворений, источник лиризма, в них суммируется и обобщается в неболь-шой поэме «Рыцарь на час», особенно в зна-менитых строках:
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви! — обращается поэт к матери. Эти строки вол-нуют и сегодня.
Второй художественный принцип Некрасо-ва-лирика — социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствую-щим и у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного возраста мы помним стихи «Однажды, в студеную зим-нюю пору...» — про мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в стихотворении «Крестьянские дети», где показана «другая сторона» крестьянского детства: «Положим, крестьянский ребенок свободно растет, не учась ничему, но вырас-тет он, если Богу угодно, а сгибнуть ничто не мешает ему». То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроизводимых явлений. Иными словами, но-сителем, субъектом социальной типизации оказывается не только автор, но и его лири-ческий герой. Социальный аналитизм прони-зывает два известнейших стихотворения — «Размышления у парадного подъезда» и « Железная дорога». В «Размышлениях» конкрет-ный единичный факт — приход мужиков с просьбой или жалобой к министру государ-ственных имуществ — возводится в ранг ти-пичного явления: «Знать, брели-то долгонько они из каких-нибудь дальних губерний». Ли-рический герой домысливает то, что на уви-денных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То же в четверостишии «За за-ставой, в харчевне убогой...» и, на конец, знаменитый финал стихотворения «Назови мне такую обитель...»
За «Железную дорогу» редактор «Совре-менника», где она впервые была напечатана, и он же автор стихотворения получил второе, предпоследнее предупреждение о возмож-ном закрытии журнала от самого министра внутренних дел Валуева, известного автора либерально-реформаторских проектов. Осо-бые нарекания цензуры вызвал на первый взгляд вполне невинный эпиграф: цензоры поняли, что все «страшно эффектное», как вы-разился один из них, стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и бросает тень не только на руководившего
строительством Николаевской железной до-роги бывшего главноуправляющего железны-ми дорогами графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне царст-вующего сына. Вторая и четвертая части сти-хотворения, проведенный в них социальный анализ выливались в страшное обвинение правительства в геноциде, как сказали бы се-годня, и спаивании собственного народа. Столь же социально заострено и презритель-ное отношение Ванюшиного папаши-генера-ла к каторжному труду простого народа.
Два принципа отражения действительнос-ти в некрасовской лирике закономерно вы-ходили на третий принцип — революцион-ность. Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная, крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Революционность сознания ли-рического героя Некрасова придавала его стихам агитационно-пропагандистский ха-рактер.
Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в стихотво-рениях, посвященных сподвижникам Некра-сова по революционно-демократическому движению, вождям этого движения: Белин-скому, Добролюбову, Чернышевскому, Пи-сареву. Некрасов в обрисовке их личностей исходит из того, что революционно-демо-кратическая деятельность является самым завидным и желанным уделом, и вообще роль «народного заступника» для Некрасова есть, используя формулу Фета, «патент на благородство» для любого честно мысляще-го современника. Черты вождей революци-онной демократии приобретают иконопис-ный характер, их жизненный путь представ-ляется в традициях жития мученика-аскета, подвижника за народ.
Таково стихотворение «Памяти Добролю-бова». В его содержании не стоит выиски-вать реальных или вымышленных черт, в нем воспроизведено преимущественно должное. Безвременно скончавшийся кри-тик в некрасовском стихотворении не есть конкретный, живший когда-то человек, а «идеал общественного деятеля, который од-но время лелеял Добролюбова», как позд-нее признавался сам автор.
Обычно Некрасова представляют поэтом деревенско-крестьянской тематики. Но есть у него и урбанистическая лирика, т. е. стихи о городе, в которых он выступает достой-ным продолжателем петербургских страниц «Евгения Онегина» и «Медного всадника» и предшественником Блока. Гениальным об-разцом стихотворения о большом городе с его социальными драмами является «Ут-ро». Но три первые строфы в нем не город-ские. Сначала поэт обращается к «ней», свя-зывая ее грусть и душевные страдания с «окружающей нас нищетою», с которой «здесь природа сама заодно». Затем следу-ют две «сельские» строфы с характерными, эмоционально окрашенными эпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные, «кляча с крестьянином пьяным, через силу бегущая вскачь», туман, мутное небо, и вывод авто-ра: «Хоть плачь?», «Но не краше и город богатый». В стихотворении воскрешаются мо-тивы ранних «городских» стихов: «Еду ли ночью», «На улице», «Убогая и нарядная», цик-ла «О погоде». Жизнь города ужасна, ника-кой отрады для измученной души героя в ней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла, трудовые усилия обитателей столицы отчуждены от них, дела их нали-цо — лиц, людей не видно: «железной лопа-той... мостовую скребут», «начинается всю-ду работа», «возвестили пожар с каланчи», «на позорную площадь кого-то провезли» — преобладают безличные и неопределенно-личные конструкции. То же и в последних строках: «кто-то умер», «где-то раздался вы-стрел — кто-то покончил с собой».
Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденность людей друг от друга и от жизни. Первыми, если не ли-цами — лиц нет, — то первым родом дея-тельности, встречаемым в стихотворении, оказывается работа палача. Сейчас они произведут гражданскую казнь, т. е. ритуал публичного лишения гражданских и полити-ческих прав. Затем мы видим офицеров, едущих на дуэль. Еще целый ряд образов проходит перед нами.
Торговля, этот двигатель буржуазного прогресса, у поэта революционной демокра-тии — торжество бессмыслицы:
Торгаши просыпаются дружно
И спешат за прилавки засесть:
Целый день им обмеривать нужно,
Чтобы вечером сытно поесть.
Всего лишь. Понятно, что певец капитали-стического Петербурга не был поклонником и сторонником капитализма. А вот отголос-ки литературных предшественников Некра-сова: «Чу! из крепости грянули пушки! Наводненье столице грозит» — эхо «Медного всадника», но в совершенно другой эмоци-ональной окраске. Избиение вора дворни-ком уже не вызывает в душе героя тех чувств, того сочувствия, которым проникну-та сценка поимки вора в цикле «На улице». Слова «колотит» и «попался» — низкая лек-сика, просторечие: «Опять вор! Опять бьют». «Гонят стадо гусей на убой» — понятно: чтоб есть. И заключительный аккорд — са-моубийство на чердаке — лучше не приду-маешь в этой юдоли!
Впрочем, нет ни заключения, ни аккорда, ибо в конце стихотворения не точка, а мно-готочие, т. е. этот бессмысленный ряд мож-но длить бесконечно. Некрасов оборвал свое гнетущее, сводящее с ума и в могилу обозрение столичной жизни на полуслове... Под стать эмоциональному колориту стихо-творения размер — трехстопный анапест, напевно-тягучий и заунывный. Поется тяже-ло, мелодия скрипит и буксует: размер нарушают сверхсхемные ударения в начале стиха: «Верю — здесь не страдать мудрено »; «В даль сокрытую...», «Жутко нервам...»; «Чу! из крепости...»; «Выстрел — кто-то покончил с собой...»
Большинство произведений русской клас-сики сочетают художественную неувядаемость с глубиной и поистине неисчерпаемо-стью смысла.
http://rupoem.ru/nekrasov/all.aspx(Все стихи)
http://briefly.ru/nekrasov/komu_na_rusi/ Кому на руси жить хорошо
Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии - ее патриотизма, гражданственности и гуманности.
1.Тема о назначении поэзии - одна из основных в лирике Некрасова.Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. Каким должен быть поэт? Какова его роль в обществе? Каковы задачи поэзии? В стихотворении "Поэт и гражданин" Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил взгляды на общественный долг поэта. Он писал о том, что истинный поэт не может быть равнодушен к горю и мукам "не имущих хлеба".
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденность, за любовь...
Иди и гибни безупречно,
Умрешь не даром - дело прочно,
Когда под ним струится кровь.
В нем - драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством».
Движение чувств у Гражданина: от требования «громить» пороки смело, «обличать зло» к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературу XIX века вошлаМуза Некрасова - сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа(«Вчерашний день, часу в шестом...»). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.
2. Тема народа и женской судьбы традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его «человеком с народным сердцем». По словам Достоевского, поэт «любил всех тех, кто страдал от насилья».
Стихотворение «Тройка» написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую «заглядеться не диво». Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: «знать, забило сердечко тревогу». Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: «будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть». Конец стихотворения полон грусти («и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь»). Тройка - образ-символ, часто появляющийся в народных песнях («Вот мчится тройка почтовая»), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье - это только мечта: «не догнать тебе бешеной тройки». Стихотворение "Родина" открывает еще одну сторону личности Некрасова. Вчитаемся в строки о величественной душе терпеливой женщины, матери поэта:
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И все, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..
Милый сердцу образ матери Николай Алексеевич пронес через всю свою жизнь. Спустя пять лет после ее смерти он скажет о трагической судьбе дорогого человека, созвучной с судьбами многих русских женщин. Некрасов всегда вспоминал свою мать как сильную женщину. Беззаветная любовь к своим детям, милосердие и способность прощать, но в то же время стойкость, мужество, верность, - этими характерными чертами матери поэт наделил многих своих героинь.
3.«Лирическая эпичность» как феномен лирики Некрасова .
Одним из феноменов поэзии Н. А. Некрасова, является феномен «лирической эпичности». Этот феномен напрямую проходит через всё творчество поэта, зарождаясь ещё в раннем сборнике «Мечты и звуки», где
отразилось постепенное изменение его идейных творческих представлений…
В стихотворении«Размышления у парадного подъезда» преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика «парадного подъезда» и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: «деревенские люди», «армячишко худой на плечах», «крест на шее и кровь на ногах». Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к «владельцу роскошных палат», которое звучит то взволнованно-патетически («Пробудись!.. Вороти их! в тебе их спасенье!»), то скорбно и гневно («Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?»), то зло и иронично («и сойдешь ты в могилу... герой»).
В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение («За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой...»). Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:
Ты проснешься ль, исполненный сил?
Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая«покаянная лирика» - «Умру я скоро», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...» , именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.
Умру я скоро... Жалкое наследство,
О родина, оставлю я тебе...
Особое место в «покаянной лирике» занимаеттема нравственного идеала , в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России («На смерть Шевченко», «Памяти Добролюбова», «Пророк») . Народный заступник - страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся «звездой падучей», но без которых «заглохла б нива жизни». В образе «народных заступников» проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
Узкий круг лирической тематики он дополнил новой темой- социальной. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний во многих стихах Некрасова..
Ярчайшим проявлением новой лирической темы - социальной стало
стихотворение "Еду ли ночью по улице темной"
(1847). Это
душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть
ребенка выгнали на панель. "Беззащитная, больная и бездомная",
женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной
жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие
стихотворения 40-50-х годов: "В дороге". "Перед дождем", "Тройка",
"Родина", "Псовая охота", маленький цикл "На улице", "Несжатая
полоса". "Маша". "Тяжелый крест достался ей на долю", " В больнице".
Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируется и
обобщается в небольшой поэме "Рыцарь на час"
(1862), особенно в
знаменитых строках:
"От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви," - обращается поэт к матери.
Второй художественный принцип Некрасова-лирика - социальный
аналитизм
. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у
Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного
возраста мы помним стихи "Однажды, в студеную зимнюю пору" - про
мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в
стихотворении "Крестьянские дети", где герой оборачивает "другой
стороною медаль крестьянского детства.
Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения
"Размышления у парадного подъезда" (1858) и "Железная дорога" (1864).
В "Размышлениях..." конкретный единичный факт - приход мужиков с
просьбой или жалобой к министру государственных имуществ -
возводится в ранг типичного явления.
Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике
закономерно выходили на третий принцип - революционность.
Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная,
крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его
стихам агитационно-пропагандистский характер.
Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в
стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по
революционно-демократическому движению, другим вождям этого
движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву.
"
В стихотворении "Памяти Белинского
" поэт делится с читателями печальными воспоминаниями о друге, чья "наивная и страстная душа" стремилась "к одной высокой цели". Перед читателем реальный образ человека, который жил, мечтал и боролся, "упорствуя, волнуясь и спеша", а вовсе не каменный памятник, воздвигнутый на могиле друзьями.
Ты нас любил, ты дружеству был верен -
И мы тебя почтили в добрый час!
Похожая информация.
Поэзия Н.А. Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики
Н.А. Некрасова называли крестьянским поэтом, поэтом Петербурга, певцом революционной демократии. Основная тематика поэзии Некрасова — жизнь русского крестьянства и городской бедноты (здесь поэт выступает предшественником Достоевского). В этих стихах зачастую звучат тоскливые, унылые, скорбные интонации. Другая тема — тема современника, передового общественного деятеля или же трусливого обывателя. Этим стихотворениям свойствен революционный, обличительный пафос. Кроме того, важное место в творчестве Некрасова занимает тема поэта и поэзии и тема любви.
Тема родины приобрела в творчестве Некрасова деревенский, крестьянский характер. В его произведениях перед читателем предстает судьба русской деревни, русского крестьянина, русской женщины: «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «На Волге», «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская», «В дороге». Творчество поэта неразрывно связано с русским фольклором, песнями, пословицами, загадками. Многие произведения его проникнуты глубокими размышлениями о судьбе русского народа, путях развития России:
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил — Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Так поэт восклицает в «Размышлениях у парадного подъезда».
Н.А. Некрасов выступает поэтом-новатором, демократичным поэтом. На первый план в его стихотворениях выходит грубая обыденность, скучная проза жизни: непосильный крестьянский труд, голод, нищета, пьянство. Как замечает А. Григорьев, в поэзии Некрасова «совмещены все ужасы бедности, голода, холода». Поэт расширяет тематику лирических произведений, вводя новые, непривычные для поэзии темы и образы (например, образы мелкого чиновника, ограбленного крестьянина, падшей женщины). Некрасов по-новому интерпретирует традиционные «поэтические темы», например тему смерти. Поэт никогда не изображает смерть естественную, смерть у него всегда безвременна, это результат социальных условий. Так, в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» он изображает смерть ребенка в условиях нищенской, невыносимой жизни. Матери младенца приходится стать продажной женщиной, чтобы хоть как- то поддержать существование своей семьи.
Зачастую мы встречаем в произведениях Некрасова пародийные интонации. Таковы стихотворения «Современная ода», «Нравственный человек». Как отмечает исследователь, «это пародии на всякую оду: казенно-патриотическую, гражданскую. Используется куплетная, прибауточная манера, прием бурлеска: славословие «от обратного», когда за похвалами кроется едкая сатира». Сам герой при этом наделен сомнительными добродетелями:
Не обидишь ты даром и гадины,
Ты помочь и злодею готов,
И червонцы твои не украдены У сирот беззащитных и вдов.
Отталкивание от традиций Пушкина и Лермонтова мы видим в стихотворении «Вчерашний день, в часу шестом». Муза поэта предстает крестьянкой, которую жестоко избили кнутом. Образ Музы, «печальной спутницы печальных бедняков», встречаем мы и в стихотворении «Муза»:
Но с детства прочного и кровного союза Со мною разорвать не торопилась Муза,
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела — Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила…
Стихотворение «Блажен незлобивый поэт» развивает тему лирических отступлений Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души» (рассуждение о двух типах писателей), а также стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк». Этой же теме посвящена «Элегия» (А.Н. Еракову). В ней поэт обозначает основную цель искусства:
К народу возбуждать вниманье сильных мира — Чему достойнее служить могла бы лира?..
Отметим, что традиционные лирические жанры обретают у поэта новое содержание. Так, вышерассмотренная элегия Некрасова — это не грустное воспоминание о любви, а стихотворение социальной проблематики.
Лирический герой автобиографических и многих любовных стихотворений Некрасова — русский интеллигент. Образ интеллигента-разночинца, общественного деятеля мы также встречаем в стихотворениях «Памяти Добролюбова», «Памяти Белинского», поэме «Кому на Руси жить хорошо». Призыв к свободе звучит в стихотворениях «Пророк», «Песня Еремушке». Однако стоит отметить, что «во многих других стихотворениях революционность Некрасова выступает как многоликая рефлексия. Мы имеем дело с лирическим героем, который сам себя воображает лишь «рыцарем на час», или способным совершить неверный шаг. «Укоризненно смотрят на него с портретов более сильные духом его друзья, а сам он — всего лишь «кающийся дворянин». Искупление вековечного греха перед народом — постоянная тема у Некрасова. До конца своих дней он все еще сомневался, достойно ли служил народу своей лирой, сохранит ли народ память о нем».
Художественный метод поэта — реализм. Однако элементы фантастики порой встречаются в его произведениях (сказочные элементы и мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо»). Стиль Некрасова вобрал в себя художественные традиции «натуральной школы»: лирика тяготеет к эпичности, в лирических стихотворениях зачастую присутствуют портреты героев, описания обстановки. Многие стихотворения Некрасова сюжетны, у него присутствует «ролевая лирика (автор выступает от лица какого- либо героя). В то же время в лирике его присутствует аналитическое начало, рассуждения и размышления героя.
Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии - ее патриотизма, гражданственности и гуманности.
Тема о назначении поэзии - одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин” - это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”.
Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования “громить” пороки смело, “обличать зло” к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего, речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художе-ственного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературу XIX века вошла Муза Некрасова - сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа (“Вчерашний день, часу в шестом...”). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее могла служить бы лира?..
Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”.
Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими Народной песне. В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую “заглядеться не диво”. Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: “будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть”. Конец стихотворения полон грусти (“и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка - образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится тройка почтовая”), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье - это только мечта: “не догнать тебе бешеной тройки”.
В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: “деревенские люди”, “армячишко худой на плечах”, “крест на шее и кровь на ногах”. Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к “владельцу роскошных палат”, которое звучит то взволнованно-патетически (“Пробудись!.. Вороти их! в тебе их спасенье!”), то скорбно и гневно (“Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?”), то зло и иронично (“и сойдешь ты в могилу... герой”).
В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение (“За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой...”). Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:
Ты проснешься ль, исполненный сил?
Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая
“покаянная лирика” - “Умру я скоро”, “Рыцарь на час”, “Я за то глубоко презираю себя...”. Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.
Умру я скоро...
Жалкое наследство,
О родина, оставлю я тебе...
Особое место в “покаянной лирике” занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России (“На смерть Шевченко”, “Памяти Добролюбова”,“Пророк”). Народный заступник - страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся “звездой падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В образе “народных заступников” проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной (“Я не люблю иронии твоей...”). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Трагическое восприятие жизни, сострадание ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья - вот отличительные черты поэзии Некрасова.
Некрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений "Мечты и
звуки" (1840), жестоко осужденным, даже высмеянным тогда же
Белинским. Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения "В дороге"
("Скучно? скучно!... Ямщик удалой...") 1845 года, является
продолжателем пушкинской линии в русской поэзии - по
преимуществу реалистической. В некрасовской лирике есть лирический
герой, но единство его определяется не кругом тем и идей, связанных с
определенным типом личности, как Лермонтова, а общими
принципами отношения к действительности. И здесь Некрасов
выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую
лирическую поэзию, расширивший горизонты действительности,
охваченной лирическим изображением. Тематика Некрасова-лирика
разнообразна.
Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можно
назвать социальным. Узкий круг лирической тематики он дополнил
новой темой- социальной. Вспомним хрестоматийные строки 1848 года
"Вчерашний день, часу в шестом". В своем последнем стихотворении "О
Муза, я у двери гроба" поэт последний раз вспомнит "эту бледную, в
крови,/ Кнутом иссеченную Музу". Источник вдохновения поэта, Муза,
у Некрасова - родная сестра несчастных, подвергаемых насилию и
угнетению. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания
замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний
во многих стихах Некрасова. Причем эта социальная тема меняет
характер и собственно любовной лирики Некрасова. "Ночь. Успели мы
всем насладиться. Что ж нам делать? Не хочется спать", - начинается
стихотворение 1858 года. И герой предлагает помолиться за тех, "кто
все терпит", "чьи работают грубые руки,/ Предоставив почтительно
нам/ Погружаться в искусства, в науки,/ Предаваться мечтам и
страстям". Ясно, что дворянин по происхождению, Некрасов выражает
здесь сознание разночинца, истинного демократа, знающего темные
стороны общественного бытия, испытавшего на себе голод и холод, не
умеющего, не способного дворянски брезгливо и спесиво отвернуться
от изнанки жизни.
В то же время лирический герой Некрасова не просто разночинец, а
разночинный интеллигент. Вот еще один шедевр некрасовской
любовной лирики "Я не люблю иронии твоей" (датируется
предположительно 1850 годом и тоже предположительно обращенное к
К.Я.Панаевой). Одновременно это и образец интеллектуальной поэзии,
герой и героиня культурные люди, в их отношениях ирония и, главное,
высокий уровень самосознания. Они знают, понимают судьбу своей
любви и заранее грустят. Воспроизведенная Некрасовым интимная
ситуация и возможные пути ее разрешения напоминают отношения
героев Чернышевского "Что делать?".
Ярчайшим проявлением новой лирической темы - социальной - стало
стихотворение "Еду ли ночью по улице темной" (1847). Это
душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть
ребенка выгнали на панель. "Беззащитная, больная и бездомная",
женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной
жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие
стихотворения 40-50-х годов: "В дороге". "Перед дождем", "Тройка",
"Родина", "Псовая охота", маленький цикл "На улице", "Несжатая
полоса". "Маша". "Тяжелый крест достался ей на долю", " В больнице".
Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируется и
обобщается в небольшой поэме "Рыцарь на час" (1862), особенно в
знаменитых строках:
"От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви," - обращается поэт к матери. Эти строки
волнуют и сегодня.
Второй художественный принцип Некрасова-лирика - социальный
аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у
Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного
возраста мы помним стихи "Однажды, в студеную зимнюю пору" - про
мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в
стихотворении "Крестьянские дети", где герой оборачивает "другой
стороною медаль" крестьянского детства: "Положим, крестьянский
ребенок свободно \Растет, не учась ничему, \Но вырастет он, если богу
угодно, \А сгибнуть ничто не мешает ему".
То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл
воспроизводимых явлений и придавать его своим вполне лирическим
излияниям. Иными словами, носителем, субъектом социальной
Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения
"Размышления у парадного подъезда" (1858) и "Железная дорога" (1864).
В "Размышлениях..." конкретный единичный факт - приход мужиков с
просьбой или жалобой к министру государственных имуществ -
возводится в ранг типичного явления: "Знать, брели-то долгонько они/
Из каких-нибудь дальних губерний". Лирический герой домысливает то,
что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То
же в четверостишии "За заставой, в харчевне убогой...", строки 86-89 и,
наконец, знаменитый финал стихотворения "Назови мне такую
обитель...".
За "Железную дорогу" редактор "Современника", где она впервые была
предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от
самого министра внутренних дел Валуева, известного автора
либерально-реформаторских проектов. Особые нарекания цензуры
вызвал, на первый взгляд, вполне невинный эпиграф: цензоры поняли,
что все "страшно эффектное", как выразился один из них,
стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и
бросает тень не только на руководившего строительством Николаевской
железной дороги бывшего главноуправляющего железными дорогами
графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне
царствующего сына. Вторая и четвертая части стихотворения,
проведенный в них социальный анализ выливались в страшное
обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и
спаивании собственного народа. Столь же социально заострено и
презрительное отношение Ванюшиного папаши-генерала к каторжному
труду простого народа.
Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике
закономерно выходили на третий принцип - революционность.
Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная,
крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Два
разобранных выше стихотворения вполне ясно иллюстрируют этот
принцип: отрывок "Назови мне такую обитель" из "Размышлений" и
последние три строфы второй части "Железной дороги".
Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его
стихам агитационно-пропагандистский характер.
Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в
стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по
революционно-демократическому движению, другим вождям этого
движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву.
Некрасов в обрисовке их личностей исходит из того, что
революционно-демократическая деятельность является самым завидным
и желанным уделом, и вообще роль "народного заступника" для
Некрасова есть, используя формулу Фета, "патент на благородство" для
любого честно мыслящего современника. Черты вождей
революционной демократии приобретают иконописный характер, их
жизненный путь представляется в традициях жития мученика-аскета,
подвижника за народ.
Таково стихотворение "Памяти Добролюбова" (1864). В его содержании
не стоит выискивать реальных или вымышленных черт, в нем
воспроизведено преимущественно должное. Безвременно скончавшийся
критик в некрасовском стихотворении не есть конкретный, живший
когда-то человек, а "идеал общественного деятеля, который одно время
лелеял Добролюбова", как позднее признавался сам автор.
Обычно Некрасова представляют поэтом деревенско-крестьянской
тематики. Но есть у него и урбанистическая лирика, т.е. стихи о городе,
в которых он выступает достойным продолжателем петербургских
страниц "Евгения Онегина" и "Медного всадника" и предшественником
Блока. Гениальным образцом стихотворения о большом городе с его
социальными драмами является "Утро" (1872-73 гг.). Но три первые
строфы (из 9) в нем не городские. Сначала поэт обращается к "ней",
связывая ее грусть и душевные страдания с "окружающей нас
нищетою", с которой "здесь природа сама заодно". Затем следуют две
"сельские" строфы с характерными, эмоционально окрашенными
эпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные, "кляча с крестьянином
пьяным,/ Через силу бегущая вскачь", туман, мутное небо, и вывод
воскрешаются мотивы ранних "городских" стихов: "Еду ли ночью", "На
улице", "Убогая и нарядная" (1859), цикла "О погоде" (1858-65 гг.).
Жизнь города ужасна, никакой отрады для измученной души героя в
ней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла, трудовые усилия
обитателей столицы отчуждены от них: дела их налицо - лиц, людей не
видно: "железной лопатой... мостовую скребут", "начинается всюду
работа", "возвестили пожар с каланчи", "на позорную площадь кого-то
провезли" - преобладают безличные и неопределенно-личные
конструкции. То же и в последних строках: "кто-то умер", "где-то
раздался выстрел -Кто-то покончил с собой".
Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденность
людей друг от друга и от жизни - смерть. Первыми, если не лицами -
лиц нет, - то первым родом деятельности, встречаемым в
стихотворении, оказывается работа палача. Сейчас они произведут
гражданскую казнь, т.е. ритуал публичного лишения гражданских и
политических прав. Затем мы видим офицеров, едущих на дуэль. Еще
целый ряд образов проходит перед нами.
Торговля, этот двигатель буржуазного прогресса, у поэта
революционной демократии - торжество бессмыслицы:
"Торгаши просыпаются дружно
И спешат за прилавки засесть:
Целый день им обмеривать нужно,
Чтобы вечером сытно поесть".
Всего лишь. Понятно, что певец капиталистического Петербурга не был
поклонником и сторонником капитализма. А вот отголоски
литературных предшественников Некрасова: "Чу! из крепости грянули
пушки! Наводненье столице грозит", - эхо "Медного всадника", но в
совершенно другой эмоциональной окраске. Избиение вора дворником
уже не вызывает в душе героя тех чувств, того сочувствия, которым
проникнута сценка поимки вора в цикле "На улице". Слова "колотит" и
"попался" -- низкая лексика, просторечие: "Опять вор! Опять бьют".
"Гонят стадо гусей на убой" - понятно: чтоб есть. И заключительный
аккорд - самоубийство на чердаке - лучше не придумаешь в этой
Впрочем, нет ни заключения, ни аккорда, ибо в конце стихотворения
не точка, а многоточие, т.е. этот бессмысленный ряд можно длить
бесконечно. Некрасов оборвал свое гнетущее, сводящее с ума и в
могилу обозрение столичной жизни на полуслове... Под стать
эмоциональному колориту стихотворения размер - трехстопный
анапест, напевно-тягучий и заунывный. Поется тяжело, мелодия
скрипит и буксует: размер нарушают сверхсхемные ударения в начале
стиха: "Верю - здесь не страдать мудрено"; "В даль сокрытую...", "Жутко
нервам..."; "Чу! из крепости..."; "Выстрел - кто-то покончил с собой...".
Большинство произведений русской классики сочетают
художественную неувядаемость с глубиной и поистине
неисчерпаемостью смысла. К сожалению, поэма "Кому на Руси жить
хорошо?" не из их числа. Она прямолинейна в своей однозначности и
однопланова, трудно заключить о глубине ее содержания. Поэтому мы
экзаменом или иным образом освежить в памяти ее содержание.