Население Киевской Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.

Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.

Историки выделяют группы населения Киевской Руси по «Русской правде». Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами». С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп). Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными. В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).

Существенную группу населения Руси составляли ремесленники. К XII веку насчитывалось более 60 специальностей. Русь экспортировала не только сырьё, но и ткани, оружие и другие ремесленные изделия. Городскими жителями были и купцы. В те времена междугородняя и международная торговля подразумевала хорошую воинскую подготовку. Изначально хорошими воинами были и дружинники. Однако с развитием государственного аппарата они постепенно меняли квалификацию, становясь чиновниками. Тем не менее, боевая подготовка была нужна дружинникам, несмотря на бюрократическую работу. Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).

Категории населения их положение

Киевский князь — правящая верхушка общества.

Дружина — административный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения.

Старшая (бояре) — Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства.

Младшая (отроки) — Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников.

Духовенство — Духовенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва.

Зависимые крестьяне — Рабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды.

Холопы (челядь) — Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду.

Закупы — Из-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев.

Рядовичи — Покоренные племена, платившие дань.

Смерды — Посаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя.

По указанным выше основаниям (доход, власть, образование, престиж) можно выделить произвольное количество слоев. Количество выделяемых слоев определяется, прежде всего, задачами, которые ставит перед собой исследователь, и конкретными методиками, которыми он оперирует. При выработке наиболее общего представления о социальной иерархии общества достаточно выделить три основных социальных слоя: высший, средний и низший. Распределение населения по этим уровням возможно по всем основаниям стратификации, причем значимость каждого из них будет определяться господствующими в обществе ценностями и нормами, социальными институтами и идеологическими установками.

К высшему слою (примерно 10% от общего социального состава общества) относят лиц, занимающих наиболее высокие позиции по критериям богатства, власти, престижа, образования. Это – влиятельные политики, банкиры, менеджеры ведущих компаний, видные представители научной и творческой интеллигенции. Высший слой играет большую роль в выработке основных направлений развития общества, определения социальных приоритетов, в развитии ценностей и норм, однако гарантом стабильности общества выступает другой слой – средний.

К среднему слою (примерно 60-80% от общего социального состава общества) относятся средние и мелкие предприниматели, управленческие работники, врачи, юристы, рабочие высокой квалификации, низший управленческий персонал, фермеры и некоторые друге категории. Для него характерны экономическая независимость, средний для данного общества уровень дохода и высокий уровень образования. Политические идеалы и ценности представителей среднего слоя определяются, как правило, демократическими принципами и ориентацией на престиж трудовой деятельности, законопослушностью и требованиями к государству защищать законы и права человека. Стабильное развитие и уверенность в завтрашнем дне выгодны среднему слою, поскольку позволяют реализовать жизненные планы, поэтому они отстаивают эти социальные приоритеты. По своему статусному положению средний слой как бы сглаживает противоречия крайних (высшего и низшего) слоев, смягчает социальную ситуацию.

К низшему слою относятся лица, имеющие невысокие доходы и занятые преимущественно неквалифицированным трудом, а также различные деклассированные элементы (безработные, бродяги и др.).

П. Сорокин считал признаком бедности тот факт, что практически весь свой доход бедный человек (семья) тратит на питание. Богатые же тратят на питание всего 5-7% своего дохода. Поэтому принято выделять абсолютную и относительную бедность. Абсолютная бедность – это такое состояние, когда индивид не способен на свой доход удовлетворить даже базисные потребности. Относительная бедность – показатель того, насколько один индивид беднее другого, невозможность поддерживать уровень жизни, принятый в данном обществе.

Представления о масштабах бедности различаются и в зависимости от уровня благосостояния общества. Свидетельством этого является содержание «потребительской корзины» - условный набор продуктов питания, который соответствует минимальной зарплате. Например, в России она включает 11 наименований продуктов питания: мука, соль, сахар, хлеб, молоко, макаронные изделия, мясо (рыба), яйца, масло, овощи, чай. Для сравнения: в Швеции этот список содержит 113 позиций и дополнен такими «ненужными» для нас продуктами, как клубника, шампиньоны, шоколад, десертное вино, какао, малина и еще 107 наименований.

Однако бедность- это не только низкий доход, но особый образ и стиль жизни, нормы поведения и психология, передающиеся из поколения в поколение. Бедность порождает бедность. Чем больше численность этого слоя, тем менее стабильна ситуация в обществе. Увеличение низшего социального слоя оборачивается для общества снижением уровня культуры, утратой стандартов профессиональной деятельности, а в итоге- деградацией.

Уровни стратификации дают представление о вертикальном срезе общества. Вертикальный срез общества, воспроизводящий его иерархическую структуру, называется профилем стратификации , который показывает, какая часть населения принадлежит к низшему, среднему и высшему слоям и, следовательно, каков уровень неравенства в данном обществе.

В стабильном, экономически развитом обществе профиль стратификации имеет форму ромба и следующие пропорции: большую часть составляет средний слой (до 80%), а высший и низший уравновешивают друг друга по численности (5-10%). В кризисном, нестабильном обществе профиль стратификации имеет форму пирамиды, самой тяжелой, массовой частью которой является низший слой. Чем он многочисленнее, тем сложнее социально-экономическая ситуация в обществе. Например, после экономического кризиса 1998 г. В России бедных было 70%, средний класс составлял 25%, богатые – 5%.

Социальная мобильность.

Незыблемость иерархической структуры общества не означает, что внутри нее не происходит какого- либо движения. Социальная структура характеризуется подвижностью, изменчивостью, мобильностью.

Социальная мобильность – совокупность перемещений индивидов в социальном пространстве, сопровождающихся изменениями их статусов.

В создание концепции «социальной мобильности» большой вклад внес русско-американский социолог П. Сорокин. Именно он ввел в научный оборот понятие «социальная мобильность», под которым подразумевал любое перемещение индивидов или групп в обществе между различными статусными позициями и в системе социальной стратификации.

По направлениям социальных перемещений различают вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальная мобильность всегда связана с повышением или понижением социального статуса. При этом, переход на более высокую социальную позицию называется восходящей мобильностью (повышение в должности), а на более низкую – нисходящей (разжалование в должности). Замечено, что восходящая мобильность совершается индивидами добровольно и с большим удовольствием, в то время как нисходящая мобильность носит вынужденный характер.

Горизонтальная мобильность предполагает социальное перемещение, не связанное с изменением социального статуса, т.е. из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Например, переход из православия в протестантизм, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную), смена одного гражданства на другое. Подобные движения, как правило, ничего не меняют в статусной позиции индивида.

Можно различать также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая демонстрирует изменение статусов детей по сравнению с родителями. Например, дети могут достигать под влиянием различных социальных факторов более высокой социальной позиции либо, наоборот, опуститься на более низкую ступень, чем их родители. Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Такая мобильность называется социальной карьерой.

Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность – перемещение в физическом пространстве из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (например, международный туризм, переезд из города в деревню, перевод из одного учебного заведения в другое). Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Как показал П. Сорокин, вертикальная социальная мобильность существует практически во всех типах обществ. Однако переход из одного социального слоя в другой всегда требует определенных усилий. Параметры вертикальной социальной мобильности зависят от конкретно-исторической ситуации в обществе, т.е. изменяются в пространстве и времени. Для количественной оценки социальной мобильности обычно используют показатели ее скорости и интенсивности. П. Сорокин определял скорость социальной мобильности как вертикальную социальную дистанцию, которую индивид проходит вверх или вниз за определенный промежуток времени.

Современное общество отличатся высокими показателями социальной мобильности, что связано с потребностями социально-экономического и научно-технического развития, с необходимостью притока на ключевые социальные позиции высокообразованных специалистов. Возможности социальной мобильности зависят как от общества и его социальной организации, так и от индивида. Способы преодоления барьеров в процессе социализации называются каналами социальной мобильности . Основные из них: образование, повышение квалификации, политическая карьера, изменение социального окружения, брак и др.

Используя подходящие для конкретного общества каналы, индивид имеет возможность повысить свой социальный статус. В истории никогда не было абсолютно закрытых обществ, как и таких, в которых вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, и переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы без всякого сопротивления. Если бы мобильность была абсолютно свободной, то общество не смогло бы сформировать устойчивых страт.

Таким образом, внутри страт существует своеобразное «сито», просеивающее индивидов, позволяющее возвышаться одним и оставляющее в нижних слоях других. Эту роль выполняют социальные институты, применяя свои механизмы отбора. Не всякого «пассажира» такой «лифт» готов доставить по адресу. Однако подняться в более высокий социальный слой бывает легче, чем закрепиться в нем. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами. Этот процесс протекает достаточно болезненно, так как человек нередко бывает вынужден пересмотреть свою систему ценностей, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, что чревато нервными срывами. Человек может оказаться изгоем в той социальной страте, к которой он стремился или в которой оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.

Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется в социологии маргинальностью. Маргинал – это индивид, утративший свой привычный социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, и кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Маргинальность – неизбежный спутник социальной мобильности. Каждый человек хотя бы раз в жизни становился маргиналом, а многие попадают в это состояние довольно часто. При массовой миграции образуются маргинальные группы (безработные, бомжи, нищие, беженцы). Маргинальные группы создают собственную субкультуру и начинают воспроизводить себя. Они могут представлять серьезную опасность для общества, если растут количественно, поскольку нередко настроены враждебно по отношению к основным ценностям данного общества.

В настоящее время во всем мире и в России, в частности, значительные масштабы приобрел такой вид социальной мобильности, как миграция- процесс перемещения людей, связанный с изменением места жительства. Выделяется три основных фактора, способствующих этому процессу: выталкивание, притяжение, каналы миграции:

· выталкивание вызывается тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах (войны и межнациональные конфликты, экономические кризисы и т.д.);

· притяжение – это совокупность привлекательных сторон или лучших условий для проживания в других местах;

· каналы миграции – транспортные возможности, информационная осведомленность, языковой барьер, получение разрешения на выезд и др.

Миграция подразделяется на безвозвратную, временную, сезонную (в определенное время года), маятниковую (регулярные поездки, например, из родного места за его пределы на заработки). Различают также миграцию внешнюю (переезд из одной страны в другую) и внутреннюю (в пределах одной страны). До определенных пределов все виды миграции считаются естественными и нормальными. Однако избыточная миграция может привести к изменению демографического состава региона (например, выезд молодежи, «старение населения», падение рождаемости и т.п.), нехватке или избытку рабочей силы и многим другим последствиям. Поэтому миграция должна регулироваться государством.

Контрольные вопросы:

1.Что такое неравенство и каковы причины его возникновения?

2. В чем заключается социальное значение неравенства?

3. Каковы негативные последствия неравенства?

4. Как связаны неравенство и стратификация?

5. Какие основания социальной стратификации вы знаете?

6. Какие вы знаете критерии стратификации?

7. Дайте характеристику основных социальных слоев.

8. Какова роль среднего социального слоя в жизни общества?

9. Что такое социальная мобильность? Какие виды мобильности вы знаете?

10. Что такое «маргинальная личность»?

11. С помощью каких каналов можно повысить свой социальный статус в обществе?

12. Каковы социальные последствия миграции?

Литература:

45. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности// Американская социология. М., 1972.

46. Вебер М. Основные понятия стратификации// СОЦИС, 1994, № 5.

47. Гидденс Э. Социология. М., «Эдиториал УРСС», 1999.

48. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура// СОЦИС, 1992, №9.

49. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х тт.М., ИНФРА –М, 2000.

50. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект, 2002.

51. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959.

52. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф.А. Г. Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.

53. Осипов Г.В. Социология. М.: Мысль, 1996.

54. Радаев В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.

55. Смелзер Н.Дж. Социология. М.: «Феникс», 1994.

56. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.М., 1992.

57. Социология: Основы общей теории. Под. ред. Осипова Г.В.М.: «Мысль», 1998.

58. Фролов С.С. Основы социологии. М., «Гардарики», 1999.

59. Энциклопедический социологический словарь/Под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова.- М.: ИСПИ РАН, 1995.

Ключевые понятия:

a. социальное неравенство

b. социальная стратификация

c. социальная структура

f. сословие

g. профиль стратификации

h. критерии стратификации

i. социальная мобильность

j. вертикальная мобильность

k. горизонтальная мобильность

l. маргинальность

m. миграция

n. каналы социальной мобильности

o. групповая мобильность

p. индивидуальная мобильность

>>История 7 класс >>Основные слои населения

Население Киевской Руси подразделялось на отдельные слои. Социальную верхушку составляли князья во главе с Великим князем киевским. Далее следовали бояре - потомки племенных вождей и верхушки княжеских дружинников. Все они были профессиональными воинами, поэтому доблесть и честь ценились среди них превыше всего.

Наряду с крупными и мелкими боярами значительное влияние в Киевской Руси имело высшее духовенство: киевский митронолйт, епископы (управители церковных округов), настоятели больших монастырей.
Городское население составляли купцы, ремесленники, челядь (прислуга при княжеских и боярских домах).
Основной массой населения Киевской Руси были крестьяне. Свободные крестьяне назывались смердами. Они платили феодалу дань. Феодально-зависимыми в Киевской Руси были рядовичи, работавшие по договору (ряд - устар. договор), и закупы, трудившиеся за денежную ссуду (купу). Как правило, это были люди, оказавшиеся в долгу и обязанные отработать заём в хозяйстве кредитора. Рабов в Киевской Руси называли холопами или челядью. Рабами преимущественно становились военнопленные, их дети также оставались рабами. Холопы не имели своего хозяйства и находились в полной зависимости от хозяина. Челядь служила на хозяйском дворе - были слугами, конюхами, поварами и т. п.

Представители разных слоев населения Киевской Руси. Реконструкция П. Толочко

По каким признакам мы можем определить принадлежность человека к определённому сословию? Ответ аргументируйте, ссылаясь на рисунок.

Патриарх - глава православной церкви.
Епископ, митрополит - высшие духовные чины в православной церкви.


Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. - К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.
Прислано читателями из интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

«Древнерусская культура» - Онфим – новгородский мальчик,учившийся 800 лет назад. Восковая дощечка. СВЯТАЯ СОФИЯ– Божественная Премудрость. Как учили школьников в древней руси. Писало. Храм святой софии в новгороде. Глиняная дощечка. Древнерусский алфавит. Дмитриевский собор во владимире. Онфим. Берёста. Киевский собор Святой Софии 11век Украина,Киев.

«Периоды древнерусской литературы» - Повесть - повествует о важнейших исторических событиях. Древнерусская литература существовала и развивалась на протяжении семи веков. Пятый период – эпоха Московского централизованного государства. Жанры древнерусской литературы. Нашествие хана Батыя на Русь. Автограф «Жития Аввакума» с припиской старца Епифания.

«Древнерусская архитектура» - Нефы. Владимиро-Суздаль. Аркатурный пояс. Золотые ворота. Боголюбово. Успенский собор. Особенности древнерусской архитектуры. Церковь св.Георгия,Новгород,12в. Термины. Киево-Печерская лавра,1051г. В основе древнерусской архитектуры лежит Византийская крестово-купольная система. Софийский собор в Киеве 1037г.

«Древнерусская иконопись» - Нигде и никогда икона не играла такой большой роли, как в России. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства. Древнерусская иконопись. Иконы здесь издавна были непременной принадлежностью каждого здания – и храмового, и общественно – гражданского, и просто жилого дома.

«Древнерусская церковь» - На языке карелов «Место игрищ». Храмы Москвы. Дмитриевский собор. Древнерусская архитектура. Звонница московского Кремля. Город Владимир. Башня монастыря. Колокольня Ивана Великого в Кремле 14 век. Покровская церковь, в отличие от Преображенской - зимняя, теплая. Преображенская церковь. Русская культура.

«Древнерусские жития» - Поэтому автор просил вносить дополнения и поправки. Печатного станка не было. К книге приступали «с чистыми руками» - трепетно». (акад. Летописная повесть об убийстве Бориса и Глеба. Мы считаем, что цель наша достигнута. Литература носила анонимный характер. Совершение подвига Евфросином Синозерским.

Социальная структура Древней Руси February 19th, 2015

Образование древнерусского государства на территории расселения восточных славян пришлось на период IX , X вв. Происходил этот процесс параллельно с разложением родоплеменного строя. В каких-то областях, например в Киевском и Новгородском княжествах, развитая социальная структура имела место уже к I Xв. В других областях, в тоже самое время, господствовали родоплеменные отношения. Параллельно с образованием государства происходило расслоение достаточно однородной социальной структуры славянских племен и выделение привилегированных сословий. В начальный период, пока были живы нормы родоплеменного строя, формирующаяся сословная структура была достаточно мягкой. Переход в более привилегированное сословие (за исключением княжеского) за личные заслуги был обычным делом. Со временем сословная структура становилась все более жесткой.

Высшим сословием в Древней Руси являлись князья . Исторически князья образовывались из вождей племен в период разложения родоплеменного строя. В свою очередь, князья делились на великих и удельных. До XIIв великий князь являлся правителем Древнерусского государства. В XIIв Киевская Русь раскололась на несколько великих княжеств, фактически не подчиняющихся единому центру. С этого времени великими князьями стали называть правителей великих княжеств. Удельные князья носили подчиненное положение по отношению к великим и правили выделенным им удельным княжеством.

Вторым по рангу привилегированным сословием выступали бояре . Данная группа образовалась из земских и княжьих бояр . Земскими боярами являлись лучшие люди каждой земли (старейшины, крупные землевладельцы). Княжескими боярами или княжьими мужами назывались члены старшей дружины князя. С XIв различие стирается, в силу того, что княжьи бояре оседают на землю и становятся землевладельцами, а земские бояре через дворцовые службы переходят в разряд княжьих мужей. Земли, принадлежащие боярам, назывались вотчиной и передавались по наследству. Как правило, наряду с землями, боярам принадлежало большое количество подневольных людей (холопы, челядь).

Следующим после бояр сословием были дружинники, или младшая дружина . К младшей дружине причислялись княжьи слуги, состоявшие одновременно в войске и при дворе на незначительных придворных должностях. В зависимости от занимаемой должности и внутреннего статуса, младших дружинников называли отроки, детские, гриди, чадь и др. С XII I в для младших дружинников используется название слуги . С XVв младших дружинников называют дворяне . К привилегированным сословиям также относилось духовенство (до Xв волхвы, с Xв священники).

Представители низшего свободного сословия носили название люди и составляли основную массу населения Древней Руси. К нему относились купцы, ремесленники, свободное сельское население и свободные горожане. При необходимости именно из этого сословия формировалось ополчение, являющееся наиболее многочисленной военной силой Древнерусского государства.


К следующему сословию относятся смерды и закупы . Положение данного сословия носило промежуточный характер между свободными людьми и рабами. Смердами являлись либо княжеские, либо государственные (в случае Новгородской республики) крестьяне. Они владели наделами земли, которую могли передавать по наследству. Уходить с земли не имели права. В отсутствие наследников земля отходила князю. К закупам относились люди, заключившие с феодалом договор и попавшие в зависимость за долги. На период отработки долга закупы попадали в довольно существенную зависимость от феодала.


Низшим сословием являлось рабское. Рабы назывались холопы и челядь . К холопам относились рабы из местного населения. Попасть в рабство можно было за преступления, за долги, в результате продажи себя в присутствии свидетелей, в результате женитьбы на холопе или челяди. Также холопами становились дети рожденные рабами. К челяди относили рабов, захваченных в результате военных походов на соседние племена и государства.