англ orienting response) - многокомпонентная рефлекторная (непроизвольная) реакция организма человека и животных, вызываемая новизной раздражителя. Син. ориентировочный рефлекс, исследовательский рефлекс, рефлекс "Что такое?", реакция активации и т. д. В комплекс компонентов О. р. входят: 1) движения головы, глаз и (у многих млекопитающих - еще и ушей) в направлении источника раздражения (двигательный компонент), 2) расширение сосудов мозга при одновременном сужении периферических сосудов, изменение дыхания и электрического тонуса мышц (вегетативный компонент), а также 3) повышение физиологической активности коры головного мозга, проявляющееся в форме уменьшения амплитуды альфа-ритма, т. н. депрессии электроэнцефалограммы (нейрофизиологический компонент), 4) повышение абсолютной и/или дифференциальной сенсорной чувствительности, в т. ч. возрастание критической частоты слияния мельканий и пространственной остроты зрения (сенсорный компонент). (См. Внимание, Внимания физиологические механизмы.)

О. р. имеет выраженную динамику во времени. Вначале при предъявлении нового раздражителя проявляются все компоненты О. р., образуя т. н. генерализованную О. р. При этом депрессия альфа-ритма регистрируется во многих участках коры. Через 15-20 предъявлений того же раздражителя часть компонентов О. р. угасает. Депрессия альфа-ритма регистрируется только в корковой проекции соответствующего анализатора. Это явление называется локальной О. р. При дальнейшем предъявлении назойливого раздражителя происходит угасание даже локальной О. р.; раздражитель, давно перестав быть новым для организма, продолжает вызывать лишь т. н. вызванные потенциалы коры головного мозга: это говорит о том, что нервные импульсы, вызванные внешним стимулом, достигают коры и после полного угасания О. р.

Отличительная особенность угасания О. р. - селективность по отношению к раздражителю. Изменение характеристики стимула после достигнутого угасания приводит к появлению О. р. как ответа на новизну. Изменяя разные параметры стимула, можно показать, что избирательность угасания О. р. проявляется в интенсивности, качестве, продолжительности действия раздражителя и используемых интервалов. В каждом случае О. р. является результатом сигналов рассогласованности, возникающих при несовпадении стимула и его нервной модели, которая сформировалась в ходе многократных повторений раздражителя, используемого при угасании. После предъявления нового раздражителя временно восстанавливается О. р. на привычный раздражитель: происходит растор-маживание О. р. Сходство угасания О. р. с угасанием условного рефлекса дало основание И. П. Павлову считать, что оба процесса связаны с развитием внутреннего торможения. Рассматривая угасание О. р. как выработку тормозных условно-рефлекторных связей, можно заключить, что оно является негативным научением.

Изучение нейронных механизмов О. р. показало, что с ним связаны нейроны, расположенные вне основных сенсорных путей в ретикулярной формации и гиппокампе. В отличие от специфических афферентных нейронов, характеризующихся устойчивыми реакциями даже на протяжении многочасовой стимуляции, нейроны, связанные с О. р., являются своеобразными детекторами новизны. Это мультисенсорные нейроны, отвечающие только на новые раздражители. Угасание реакций детекторов новизны повторяет на нейронном уровне основные закономерности О. р. и характеризуется высокой степенью избирательности. См. Информационные потребности.

Ориентировочная реакция (ОР) впервые была описана И.П. Павловым как двигательная реакция животного на новый, внезапно появляющийся раздражитель. Она включала поворот головы и глаз в сторону раздражителя и обязательно сопровождалась торможением текущей условно-рефлекторной деятельности. Другая особенность ОР заключалась в угашении всех ее поведенческих проявлений при повторении стимула. Угасшая ОР, легко восстанавливалась при малейшем изменении обстановки (см. Хрестомат. 6.2).

Физиологические показатели ОР. Использование полиграфической регистрации показало, что ОР вызывает не только поведенческие проявления, но и целый спектр вегетативных изменений. Отражением этих генерализованных изменений являются различные компоненты ОР: двигательный (мышечный), сердечный, дыхательный, кожно-гальванический, сосудистый, зрачковый, сенсорный и электроэнцефалографический (см. тему 2). Как правило, при предъявлении нового стимула повышается мышечный тонус, изменяется частота дыхания, пульса, возрастает электрическая активность кожи, расширяются зрачки, снижаются сенсорные пороги. В электроэнцефалограмме в начале ориентировочной реакции возникает генерализованная активация, которая проявляется в блокаде (подавлении) альфа-ритма и смене его высокочастотной активностью. Одновременно с этим возникает возможность объединения и синхронной работы нервных клеток не по принципу их пространственной близости, а по функциональному принципу. Благодаря всем этим изменениям возникает особое состояние мобилизационной готовности организма.
Чаще других в экспериментах, направленных на изучение ОР, используют показатели кожно-гальванической реакции (КГР). Она обладает особой чувствительностью к новизне стимула, модальна неспецифична, т.е. не зависит от того, какой именно стимул вызывает ОР. Кроме того, КГР быстро угасает, даже если ОР вызвана болевым раздражителем. Однако КГР тесно связана с эмоциональной сферой, поэтому использование КГР при изучении ОР требует четкого разделения собственно ориентировочного и эмоционального компонентов реагирования на новый стимул.

Нервная модель стимула. Механизм возникновения и угашения ОР получил толкование в концепции нервной модели стимула, предложенной Е.Н. Соколовым. Согласно этой концепции, в результате повторения стимула в нервной системе формируется "модель", определенная конфигурация следа, в которой фиксируются все параметры стимула. Ориентировочная реакция возникает в тех случаях, когда обнаруживается рассогласование между действующим стимулом и сформированным следом, т.е. "нервной моделью". Если действующий стимул и нервный след, оставленный предшествующим раздражителем, идентичны, то ОР не возникает. Если же они не совпадают, то ориентировочная реакция возникает и оказывается до известной степени тем сильнее, чем больше различаются предшествующий и новый раздражители. Поскольку ОР возникает в результате рассогласования афферентного раздражения с "нервной моделью" ожидаемого стимула, очевидно, что ОР будет длиться до тех пор, пока существует эта разница.
В соответствии с этой концепцией ОР должна фиксироваться при любом сколько-нибудь ощутимом расхождении между двумя последовательно предъявляемыми стимулами. Имеются, однако, многочисленные факты, которые свидетельствуют о том, что ОР далеко не всегда обязательно возникает при изменении параметров стимула.

Значимость стимула. Ориентировочный рефлекс связан с адаптацией организма к меняющимся условиям среды, поэтому для него справедлив "закон силы". Иначе говоря, чем больше изменяется стимул (например, его интенсивность или степень новизны), тем значительнее ответная реакция. Однако не меньшую, а нередко и большую реакцию могут вызвать ничтожные изменения ситуации, если они прямо адресованы к основным потребностям человека.
Кажется, что более значимый и, следовательно, в чем-то уже знакомый человеку стимул должен при прочих равных условиях вызывать меньшую ОР, чем абсолютно новый. Факты, однако, говорят о другом. Значимость стимула нередко имеет решающее значение для возникновения ОР. Высоко значимый стимул может вызвать мощную ориентировочную реакцию, имея небольшую физическую интенсивность.

  • По некоторым представлениям, факторы, провоцирующие ОР, можно упорядочить, выделив 4 уровня, или регистра:
    • стимульный регистр;
    • регистр новизны;
    • регистр интенсивности;
    • регистр значимости.

Первый уровень оценки проходят практически все стимулы, второй и третий регистры работают параллельно. Пройдя любой из этих двух регистров, стимул поступает в последний и там оценивается его значимость. Только после этого завершающего акта оценивания развивается весь комплекс ориентировочной реакции.
Таким образом, ОР возникает не на любой новый стимул, а только на такой, который предварительно оценивается как биологически значимый. Иначе мы переживали бы ОР ежесекундно, так как новые раздражители действуют на нас постоянно. Оценивая ОР, следовательно, надо учитывать не формальное количество информации, содержащейся в стимуле, а количество семантической, значимой информации.
Существенно и другое: восприятие значимого стимула нередко сопровождается формированием ответной адекватной реакции. Присутствие моторных компонентов свидетельствует о том, что ОР предоставляет собой единство воспринимающих и исполнительных механизмов. Таким образом, ОР, традиционно рассматриваемая как реакция на новый раздражитель, представляет частный случай ориентировочной деятельности, которая понимается как организация новых видов деятельности, формирование активности в изменившихся условиях среды (см. Хрестомат. 6.1).

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ

реакция (рефлекс "Что такое-", по И. П. Павлову), комплекс сдвигов в разных системах организма животного или человека, вызываемый любым неожиданным изменением ситуации и обусловленный особой активностью центральной нервной системы. Изменения в деятельности центральной и вегетативной нервной системы при О. р. направлены на мобилизацию анализаторных и двигательных систем организма, что способствует быстрой и точной оценке новой ситуации и выработке оптимального аппарата управления новым неавтоматизированным действием. Одновременно происходят угнетение предыдущей деятельности и поворот головы (ушей, глаз) в сторону раздражителя. О. р. сопровождается повышением в крови уровня адреналина, изменением электрического потенциала кожи (кожно-гальванический рефлекс), реакцией активации (в виде десинхронизации медленной электрической активности коры больших полушарий головного мозга) и рядом др. явлений, характеризующих подготовку организма к действиям в новой ситуации. Функции, не участвующие в таких действиях (например, пищеварение), затормаживаются. Если изменение ситуации сопровождается безусловным раздражением, т. е. подкрепляется им, то на основе О. р. может выработаться условный рефлекс; индифферентный раздражитель становится существенным, значимым для организма. Если новый раздражитель оказался для организма незначимым, повторное его применение ведёт к "привыканию" и О. р. угасает.

О. р. играет важную роль в организации высшей нервной деятельности животных и человека. По современным представлениям, в основе О. р. лежат активирующие влияния на высшие отделы центральной нервной системы со стороны ретикулярной формации. При этом существенно повышается уровень возбудимости соответствующих зон коры головного мозга, что создаёт благоприятные условия для образования условнорефлекторной цепи в коре. У человека О. р. участвует в актах различной степени сложности - от реакции на любой новый агент до сложнейшей умственной работы, когда, столкнувшись с неожиданным фактом или мыслью, человек сосредоточивается, мобилизуется для их осмысливания. В основе возникающего при этом внимания лежит О. р., предстающая, по В. М. Бехтереву, в виде "рефлекса сосредоточения". Роль О. р. в психической деятельности человека более полно раскрывается при её нарушении, например при шизофрении. Выпадение важного свойства О. р. - его угасания при повторении раздражений - значительно уменьшает возможность приспособления к новым условиям. В др. случаях наличие лишь тормозящего компонента О. р. при отсутствии её исследовательской формы парализует возможность анализа новой ситуации и адекватной реакции на неё.

Лит.: Павлов И. П., Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 1-2, М. - Л., 1951; Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность, М., 1958; Мэгун Г., Бодрствующий мозг, пер. с англ., М., 1961; Шовен Р., Поведение животных, пер. с франц., М., 1972, гл. 6 .

Н. Д. Аграчёва.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ в Медицинских терминах:
    совокупность сенсорных и двигательных реакций организма, направленных на лучшее восприятие изменений внешней или внутренней …
  • РЕАКЦИЯ
    (сленг.) - здесь: быстрое падение цен после предшествующего …
  • ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ЦЕНА - см ЦЕЛЕВАЯ …
  • РЕАКЦИЯ в Медицинских терминах:
    (reactio; ре- + лат. actio действие; син. р. психогенная) в психиатрии общее название патологических изменений психической.деятельности, возникающих в ответ …
  • РЕАКЦИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от ре... и лат. actio - действие) действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какое-либо …
  • РЕАКЦИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Реакция (полит.) - в широком смысле обозначает общественное движениев направлении резко противоположном предшествовавшему или современному,если оно вызвано его крайностями. Так …
  • РЕАКЦИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
    (от ре... и латинского actio - действие), действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какое-либо …
  • РЕАКЦИЯ
    [латинское re. против + actio действие] 1) действие, возникающее в ответ на то или иное воздействие; 2) в биологии ответ …
  • РЕАКЦИЯ в Энциклопедическом словарике:
    I и, ж. 1. Действие, возникающее в ответ на то или иное воздействие. Положительная р. на критику. 2. Ответ организма …
  • РЕАКЦИЯ в Энциклопедическом словаре:
    1, -и, ж. I. см. реагировать. 2. Превращение одних веществ в другие (химическая реакция) или преобразование атомных ядер вследствие их …
  • РЕАКЦИЯ
    РЕ́АКЦИЯ ОСЕДАНИЯ ЭРИТРОЦИТОВ, см. РОЭ …
  • РЕАКЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕ́АКЦИЯ ИЗЛУЧЕНИЯ, то же, что радиационное трение …
  • РЕАКЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕ́АКЦИЯ политическая, активное сопротивление обществ. прогрессу в целях сохранения и укрепления отживших социальных …
  • РЕАКЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕ́АКЦИЯ (от ре... и лат. асtio - действие), действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на к.-л. …
  • РЕАКЦИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    реа"кция, реа"кции, реа"кции, реа"кций, реа"кции, реа"кциям, реа"кцию, реа"кции, реа"кцией, реа"кциею, реа"кциями, реа"кции, …
  • РЕАКЦИЯ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • РЕАКЦИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    I. (лат. re... против + actio действие) 1) действие, возникающее в ответ на то или иное воздействие; 2) биол. …
  • РЕАКЦИЯ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: ответ Ant: игнорирование, …
  • РЕАКЦИЯ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • РЕАКЦИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: ответ Ant: игнорирование, …
  • РЕАКЦИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. 1) Действие, поступок, возникающие в ответ на то или иное воздействие. 2) Ответ организма на то или иное …
  • РЕАКЦИЯ в Словаре русского языка Лопатина:
    ре`акция, …
  • РЕАКЦИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    реакция, …
  • РЕАКЦИЯ в Орфографическом словаре:
    ре`акция, …
  • РЕАКЦИЯ в Словаре русского языка Ожегова:
    2 политика активного сопротивления общественному прогрессу и подавления революцио нного движения, которую ведут эксплуататорские классы в борьбе за сохранение или …
  • РЕАКЦИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от ре … и лат. actio - действие), действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какое-либо воздействие. - политическая, …
  • РЕАКЦИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    реакции, ж. (латин. reactio) (книжн.). 1. только ед. Политика, государственный политический режим, осуществляющий возврат и защиту старых порядков путем борьбы …
  • РЕАКЦИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    реакция 1. ж. 1) Действие, поступок, возникающие в ответ на то или иное воздействие. 2) Ответ организма на то или …
  • РЕАКЦИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • РЕАКЦИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. 1. Действие, поступок, возникающие в ответ на то или иное воздействие. 2. Ответ организма на то или иное …
  • ПАЛЬПАЦИЯ ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ в Медицинских терминах:
    (син. п. скользящая поверхностная) П., производимая разогнутыми или слегка согнутыми пальцами без существенного давления на …
  • ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, её обследование и планирование поведения. К осн. задачам О.д. относят: …
  • Таблетки "Теопэк" в Справочнике лекарственных средств:
    ТАБЛЕТКИ "ТЕОПЭК" (Таbulettае "Тhеоресum" 0, 3). Таблетки теофиллина пролонгированного действия. Содержат по 0, 3 г теофиллина в сочетании с композиционным …
  • КОСМИЧЕСКАЯ ПУШКА в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    гипотетический искусственный (или возможно, естественный) источник, который обстреливает из космоса нашу планету потоком частиц, обладающих колоссальной энергией - примерно 10 …
  • ЦЕНА в Словаре экономических терминов:
    ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ - см ЦЕЛЕВАЯ …
  • ПАЛЬПАЦИЯ СКОЛЬЗЯЩАЯ ПОВЕРХНОСТНАЯ в Медицинских терминах:
    см. Пальпация ориентировочная …
  • АУДИОМЕТРИЯ ОБЪЕКТИВНАЯ в Медицинских терминах:
    (син. а. рефлекторная) А., при которой регистрация восприятия звука производится по объективным показателям (ориентировочная и кожно-гальваническая реакции, кохлеопальпебральный и кохлеопупиллярный …

Использование полиграфической регистрации показало, что ориентировочная реакция вызывает не только поведенческие проявления, но и целый спектр вегетативных изменений.

При предъявлении нового стимула повышается мышечный тонус, изменяется частота дыхания, пульса, возрастает электрическая активность кожи, расширяются зрачки, снижаются сенсорные пороги. В электроэнцефалограмме в начале ориентировочной реакции происходит генерализованная активация, одновременно с которой возникает возможность объединения и синхронной работы нервных клеток не по принципу их пространственной близости, а по функциональному принципу. Благодаря всем этим изменениям возникает особое состояние мобилизационной готовности организма.

Чаще других в экспериментах, направленных на изучение ОР, используют показатели кожно-гальванической реакции (КГР). Она обладает особой чувствительностью к новизне стимула, неспецифична, быстро угасает, даже если вызвана болевым раздражителем, тесно связана с эмоциональной сферой, поэтому использование КГР при изучении ОР требует четкого разделения собственно ориентировочного и эмоционального компонентов реагирования на новый стимул.

Нервная модель стимула. Механизм возникновения и угашения ОР получил толкование в концепции нервной модели стимула, предложенной Е.Н. Соколовым.

В результате повторения стимула в нервной системе формируется "модель", определенная конфигурация следа, в которой фиксируются все параметры стимула. Ориентировочная реакция возникает в тех случаях, когда обнаруживается рассогласование между действующим стимулом и сформированным следом, т.е. "нервной моделью". Если действующий стимул и нервный след, оставленный предшествующим раздражителем, идентичны, то ориентировочной реакции не возникает. Если же они не совпадают, то ориентировочная реакция возникает и оказывается тем сильнее, чем больше различаются предшествующий и новый раздражители. Реакция, возникающая в результате рассогласования афферентного раздражения с "нервной моделью" ожидаемого стимула, длится до тех пор, пока существует эта разница.

Ориентировочный рефлекс связан с адаптацией организма к меняющимся условиям среды, поэтому для него справедлив "закон силы". Чем больше изменяется стимул (например, его интенсивность или степень новизны), тем значительнее ответная реакция. Однако не меньшую, а нередко и большую реакцию могут вызвать ничтожные изменения ситуации, если они прямо адресованы к основным потребностям человека.

Факторы, провоцирующие ориентировочную реакцию , можно упорядочить, выделив 4 уровня, или регистра:

1. Стимульный регистр

2. Регистр новизны

3. Регистр интенсивности

4. Регистр значимости

Первый уровень оценки проходят практически все стимулы, второй и третий регистры работают параллельно. Пройдя любой из этих двух регистров, стимул поступает в последний и там оценивается его значимость. Только после этого завершающего акта оценивания развивается весь комплекс ориентировочной реакции.

Ориентировочная реакция возникает лишь на стимул, который предварительно оценивается как биологически значимый .

Выделяют следующие виды внимания: сенсорное (зрительное, слуховое, тактильное), двигательное, эмоциональное и интеллектуальное, которые могут страдать независимо друг от друга, т.к. в их обеспечении принимают участие разные отделы мозга - зоны коры, непосредственно связанные с обеспечением соответствующих психических функций

Внимание поддерживается за счет работы разных анатомических зон, образующих сетевую структуру. Выделяется ряд функциональных подсистем внимания, обеспечивающих три главные функции: ориентацию на сенсорные события, обнаружение сигнала для фокальной (сознательной обработки) и поддержание бдительности, или бодрствующего состояния. В обеспечении первой функции существенную роль играет задняя теменная область и некоторые ядра таламуса, второй - латеральные и медиальные отделы фронтальной коры. Поддержание бдительности обеспечивается за счет деятельности правого полушария.

Согласно экспериментальным данным, правое полушарие в основном обеспечивает общую мобилизационную готовность человека, поддерживает необходимый уровень бодрствования и сравнительно мало связано с особенностями конкретной деятельности. Левое в большей степени отвечает за специализированную организацию внимания в соответствии с особенностями задачи.

Экспериментальное изучение физиологических коррелятов и механизмов внимания осуществляется на разных уровнях, начиная от нервной клетки и кончая биоэлектрической активностью мозга в целом. Каждый из этих уровней исследования формирует свои представления о физиологических основах внимания.

Нейрофизиологические механизмы внимания:

Ретикулярная формация наряду с лимбической системой образуют блок модулирующих систем мозга, основной функцией которых является регуляция функциональных состояний организма.

Первоначально к неспецифической системе мозга относили в основном лишь сетевидные образования ствола мозга и их главной задачей считали диффузную генерализованную активацию коры больших полушарий. По современным представлениям, восходящая неспецифическая активирующая система простирается от продолговатого мозга до зрительного бугра (таламуса).

Таламус - подкорковая структура, образованная двумя большими группами ядер, расположенными по обеим сторонам 3-го желудочка и связанными между собой серой спайкой. Таламус служит своего рода распределителем для информации от рецепторов, которую он интегрирует, интерпретирует и затем передает в мозг.

Функции таламуса:

Таламус, входящий в состав промежуточного мозга, имеет ядерную структуру. Он состоит из специфических и неспецифических ядер. Специфические ядра обрабатывают всю поступающую в организм сенсорную информацию, поэтому таламус образно называют коллектором сенсорной информации. Специфические ядра таламуса связаны, главным образом, с первичными проекционными зонами анализаторов. Неспецифические ядра направляют свои восходящие пути в ассоциативные зоны коры больших полушарий.

В 1955 г. Г. Джаспером было сформулировано представление о диффузно-проекционной таламической системе. Опираясь на целый ряд фактов, он утверждал, что диффузная проекционная таламическая система (неспецифический таламус) в определенных пределах может управлять состоянием коры, оказывая на нее как возбуждающее, так и тормозное влияние.

В экспериментах на животных было показано, что при раздражении неспецифического таламуса в коре головного мозга возникает реакция активации. Эту реакцию легко наблюдать при регистрации энцефалограммы, однако активация коры при раздражении неспецифического таламуса имеет ряд отличий от активации, возникающей при раздражении ретикулярной формации ствола мозга.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КИНОЛОГОВ МВД РОССИИ

Цикл кинологии

Лекционный материал

Подготовлен преподавателем

Лекционный материал одобрен

На заседании цикла кинологии

Протокол №______

Уфа 2011г.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УФИМСКАЯ ШКОЛА ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

КИНОЛОГОВ МВД РОССИИ

Цикл кинологии

«Утверждаю»

Начальник цикла кинологии

УШПСК МВД РФ

Полковник полиции

И.П. Яблонский

«___»_______________ 2012 г

ЛЕКЦИЯ: №_____ «Формы поведения»

Лекционный материал

Подготовлен преподавателем

Цикла кинологии капитаном полиции Ермиловым Е.Н.

Лекционный материал одобрен

На заседании цикла кинологии

Протокол №______

«_____»_______________2012 года.

Уфа 2011г.

1. Формы поведения животных.

2. Схема организации инстинктивного поведения.

1 учебный вопрос:

Формы поведения животных

Поведение собаки – это сложная рефлекторная деятельность, результат проявления многочисленных условных и безусловных рефлексов на всевозможные раздражители внешней и внутренней среды.

В начале жизни у щенка проявляются простые врожденные рефлексы и рефлекторные акты, обеспечивающие его выживание в определенных условиях. В дальнейшем эти рефлексы усложняются условными рефлексами, обеспечивающими более совершенные приспособительные функции организма к новым, постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

У взрослой собаки отдельные простые рефлексы и рефлекторные акты объединяются в сложные реакции поведения цепного характера, направленные на выполнение жизненно важных функций организма. Поведение взрослой собаки бывает настолько сложным, что малоопытному дрессировщику трудно заметить отдельные рефлексы. При внимательном наблюдении за рефлекторной деятельностью собаки можно выделить однородные группы рефлексов, проявляющиеся закономерно в определенной последовательности. Такие группы рефлексов называются реакциями поведения.



Из общего поведения собаки можно выделить следующие виды реакций:

–пищевая;

–защитно–оборонительная;

–апортировочная;

–ориентировочная;

–поисковая;

–привязанности;

–половая;

–родительская;

–игровая;

–подражательная;

–общения.

Эти реакции составляют основу жизни животного и используются или учитываются в практике дрессировки служебных собак. Большинство основных реакций поведения – составная часть более сложных, запрограммированных, врожденных реакций организма, называемых инстинктами. Инстинкты отличаются от основных реакций поведения тем, что они управляются специфическими физиологически активными веществами и гормонами, поэтому всегда стереотипны и доминируют над другими реакциями.

Исходным моментом поведенческого акта является наличие так называемой проблемной ситуации, т.е. таких внешних условий, для выхода из которых у животного нет готового двигательного ответа. Разрешение проблемной ситуации определяется взаимодействием организма и среды как единого целого. Животное осуществляет активный выбор действий, а формирование данных действий происходит путем упражнений.

Торндайк сформулировал свою концепцию в ряде законов:

закон упражнения – сила связи между реакцией на ситуацию с самой ситуацией пропорциональна частоте повторения таких совпадений;

закон готовности – повторение таких совпадений изменяет готовность организма к проведению нервных импульсов;

закон ассоциативного сдвига – если при одновременном действии стимулов один из них вызывает реакцию, то и другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию (законы 1–3 были известны в психологии и ранее, но Торндайк перенес смысловой акцент с постулирования формирования ассоциаций внутри нервной системы на установление связей между движениями и внешними событиями);

закон эффекта – любой акт, приводящий в данной ситуации к положительному эффекту, далее ассоциируется с ней, так что если ситуация повторяется вновь, то выполнение этого акта становится более вероятным, чем прежде; напротив, любой акт, оказывающий в данной ситуации отрицательное воздействие на животное, при ее повторении появляется с меньшей вероятностью.

Пищевая реакция.

Пища – основа жизни собаки, определяющий фактор в формировании многих реакций поведения, в частности пищевой. Проявляется у голодной собаки, направлена на поиск, добывание и поедание пищи. Пищевая реакция является не только видовой, но и родовой, и даже имеет много сходного в целом семействе, например, псовых. Условные рефлексы, приобретенные в период поиска и поедания пищи, определяют характер пищевой реакции каждой собаки. Недостаток корма в период роста и развития молодой собаки вырабатывает у нее чрезмерную активность поиска пищи, сильную пищевую реакцию при виде корма и жадность при поедании. Условные рефлексы, приобретенные в связи с приемом корма, становятся натуральными, прочно закрепляются и долго сохраняются. Поэтому при недостаточном кормлении у молодых собак развивается и интенсивно проявляется пищевая реакция, при регулярном и правильном кормлении пищевая реакция развивается умеренно и проявляется в малоактивной форме. Надо учитывать, что у собак с хроническими заболеваниями желудочно–кишечного тракта пищевая реакция недостаточно развита и, как правило, у них плохой аппетит. Он может совсем отсутствовать при заболевании, переутомлении, смене пищи и режима кормления. Такие собаки имеют плохую упитанность и слабо поддаются дрессировке вкусопоощрительным методом.

Необходимо помнить, что большинство рефлексов у собак вырабатывается на базе пищевых рефлексов и реакции поведения. Знание и глубокое понимание пищевой реакции помогает дрессировщику легко ориентироваться в выборе метода и способа дрессировки своей собаки, в правильном применении пищевых раздражителей, а также позволяет методически грамотно выполнять приемы дрессировки.

Оборонительная реакция

Эту реакцию определяет большая группа врожденных и приобретенных двигательных рефлексов, направленных на сохранение жизни от врагов и различных вредных факторов внешнего воздействия. Поэтому эта реакция называется защитно–оборонительной. Она дает возможность собаке по определенным сигналам избегать опасности или активно бороться с ней. В основе активно–оборонительной реакции лежат сложные двигательные акты, связанные с перемещением тела в пространстве в целях нападения на источник опасности или удаления от него. На базе врожденных защитно–оборонительных реакций образуются сложные условные рефлексы, которые в конечном итоге определяют характер и особенности проявления защитно–оборонительной реакции. У взрослой собаки она может проявляться в трех формах: активно–оборонительной, пассивно–оборонительной и смешанной (злобно–трусливой).

Активно–оборонительная реакция – формируется при ровном, спокойном, уравновешенном обращении дрессировщика с собакой. Для формирования этой реакции необходима правильная организация воспитательной дрессировки щенков в возрасте от двух до шести месяцев. В этот период у щенков следует вырабатывать и развивать активность всех двигательных реакций, не допуская проявления пассивности, осторожности, боязливости и трусости. В процессе служебной дрессировки необходимо закреплять и совершенствовать активность собаки, вырабатывать смелость, небоязнь, умеренную злобность и недоверчивость к посторонним людям. Собаки с активно–оборонительной реакцией, как правило, хорошо поддаются дрессировке, тренировке и дают наиболее эффективные результаты на службе.

Пассивно–оборонительная реакция – формируется при неумелой организации воспитательной дрессировки щенков, а также при грубом и жестоком обращении с собакой во время дрессировки и тренировки. Применение сильных болевых раздражителей дрессировщиком вырабатывает у собаки пассивность, вялость, боязливость, переходящие в робость и трусость. Собака с пассивно–оборонительной реакцией малоподвижна, боится сильных раздражителей; уклоняется от ударов, убегает или прячется от неблагоприятных условий, при виде помощников ложится на землю, покорно подчиняется даже постороннему человеку.

Пассивная реакция в поведении собаки задерживает образование положительных условных рефлексов. Выработанные условные рефлексы на команды и жесты дрессировщика легко затормаживаются всевозможными внешними раздражителями. Такие собаки имеют низкие рабочие и служебные качества. Если пассивность у собаки переходит в боязливость и трусость, то такие собаки к службе непригодны и подлежат выбраковке.

Злобно–трусливая реакция поведения – формируется при неправильной дрессировке собак. Чаще всего она образуется у молодых собак в возрасте от шести до десяти месяцев, когда пытаются развивать злобную реакцию при отсутствии активной реакции и общей смелости у собаки.

Злобная реакция поведения – чаще всего бывает у собак, имеющих сильно выраженную активно–оборонительную реакцию, при частом развитии злобы в процессе дрессировки. Последнее мешает дрессировке и применению собак на службе, особенно для розыскных и сторожевых целей. Иногда приходится выбраковывать собак, имеющих чрезмерно злобную реакцию.

Ориентировочная реакция поведения

Врожденная реакция на новые или необычные раздражители и раздражители большой силы, проявляется в виде ориентировочно–установочного рефлекса "Что такое?" и исследовательских рефлексов обнюхивания, прислушивания, облизывания и т. д. Ориентировочные рефлексы – источник образования новых условных рефлексов собаки. С накоплением большого количества условных рефлексов ориентировочная реакция проявляется умеренно и в конечном итоге соединяется с условными рефлексами, обеспечивающими ориентирование собаки в сложной обстановке. Ориентировочная реакция в зависимости от сложившихся условий может заменяться другими реакциями: пищевой, активно–оборонительной, пассивно–оборонительной и чаще всего поисковой реакцией.

Поисковая реакция

Врожденная реакция поведения. Она обеспечивает выживание организма собаки. В процессе жизни и дрессировки собаки эта реакция обусловливается огромным количеством условных рефлексов и образует условно–рефлекторные комплексы с другими реакциями поведения. Работа собаки по чутью связана с проявлением обонятельно–поисковой реакции. При внимательном наблюдении во время ее постановки на запаховый след можно легко заметить и выделить составные элементы обонятельно–поисковой реакции: отыскивание на участке местности запахового следа, оставленного при передвижении человека, животного; определение направления движения человека или животного; преследование человека, животного до обнаружения и задержания.

В практике дрессировки известны случаи, когда собаку не могли приучить работать по следам. При исследовании было обнаружено, что у таких собак нет отдельных элементов обонятельно–поисковой реакции. Такие собаки непригодны к дрессировке для розыскной службы и не могут быть использованы в работе по чутью.

Реакция привязанности

Это сложные условно–рефлекторные акты животного, проявляющиеся в виде ласки, нежности, ожидания, покорности, подражания, послушания, радости, защиты и охраны человека. Эта реакция формируется при длительном совместном пребывании и взаимодействии человека и собаки. Реакция привязанности лежит в основе установления контакта дрессировщика с собакой, без которого невозможна дрессировка и использование собаки на службе. Хороший контакт дрессировщика с собакой – главное условие ее безотказной работы. У собак есть и другие реакции поведения, но они не представляют практического интереса и не используются в дрессировке собак.

Апортировочная реакция

Способность собаки бежать за брошенным апортировочным предметом, активно искать и поднимать его.

Игровая реакция

Способность собаки к игровому взаимодействию со своим хозяином. Эта реакция поведения очень необходима для процесса дрессировки, так как являться отличным положительным подкреплением.