Читать стих “Она сидела на полу…” Тютчева Фёдора Ивановича крайне грустно, зная историю его написания. Произведение было создано в 1958 году. Тогда уже взрослый поэт закрутил роман с молодой девушкой. Несмотря на то, что мужчина был женат, их роман имел невероятную и бурную историю. Однако вскоре юная Елена забеременела, в связи с чем возник скандал огромных масштабов. Супруга поэта Элеонора Тютчева была в отчаянии от этой новости. Это даже побудило её к уничтожению большой части переписки с мужем. Именно этому событию посвящено данное стихотворение.

Автор – словно сторонний наблюдатель в этой истории. Он смотрит на женщину, которая перебирает старые письма, бросает их и рассматривает вновь. Она будто не замечает его, полностью сосредоточившись на том, что теперь уже не имеет никакого значения. Несмотря на то, что поэт чувствует готовность “пасть на колени”, он понимает, что уже ничего не изменить. Для своей избранницы он становится лишь тенью, постепенно теряя свою значимость. Так же, как и эти письма, которые обречены на исчезновение. А она постепенно теряет связь с реальностью, демонстрируя полную отстраненность от происходящего.

Текст стихотворения Тютчева “Она сидела на полу…” полон грусти и скорби по тому, что вернуть уже нельзя. Каждая строка – словно реквием по потерянному доверию и сломанном союзе. Поэт понимает неотвратимость ситуации, но сделать уже ничего не может, и это осознание убивает. Эта печаль автора передается и читателю. Несмотря на неоднозначность ситуации, она вызывает грусть и тоску о происходящем. Невозможно не проникнуться чувствами человека, чья жизнь словно рушится на глазах. Произведение учат на уроках литературы в старших классах. А прочесть его онлайн или скачать полностью можно на нашем сайте бесплатно.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Любовную лирику Ф. Тютчева следует читать в контексте биографии поэта, интимные стихотворения - ключик к его душе и самым сокровенным переживаниям. Стихотворение, о котором пойдет речь в статье, изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Она сидела на полу» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1858 г., в период, когда сердце поэта разрывалось между двумя женщинами - Еленой Денисьевой и женой Эрнестиной. Посвящены строки Эрнестине.

Тема стихотворения – страдания женщины от несчастливой любви.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, наблюдающего за страданиями женщины. По смыслу произведение делится на несколько частей: описание женщины, с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытуемых лирическим героем.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «любви и радости убитой» , «души смотрят с высоты на ими брошенное тело».

Эпитеты «знакомые листы» , «горестные минуты» .

Сравнения «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

История создания

История создания произведения связана с любовью поэта к молоденькой девушке Елене Денисьевой. Познакомились они в 1849 году. Елена на 23 года была младше Тютчева, но возраст не стал помехой для развития сильных чувств. Елена узнала, что ждет ребенка. Скрывать отношения уже не получалось. Пара терпела осуждения общества, но любовь между Тютчевым и Денисьевой не угасла на протяжение 14 лет - до смерти Елены.

Элеонора Тютчева тяжело переживала измену мужа. Эмоции захлестывали женщину, во время такого душевного надрыва она уничтожила письма, некогда написанные мужем. В них были и любовные стихотворения, которые навсегда развеялись с пеплом. Картину уничтожения писем как-то увидел Тютчев. Она навсегда осталась в его памяти. В 1858 году было написано анализированное стихотворение. Та, кому посвящено произведение, оказалась женщиной, обладавшей редким умением прощать. После смерти Денисьевой Тютчев вернулся в семью, Элеонора приняла любимого мужчину.

Тема

Поэт раскрывает тему несчастливой любви. Сцена, описанная в анализируемом произведении, не нова для русской литературы, особенность ее в том, что она выхвачена из жизни. Внимание автора обращено не столько на события, сколько на эмоции и чувства героев.

В центре стихотворения два образа - женщина, которая сжигает письма и ее возлюбленный, наблюдающий эту печальную картину. Возлюбленный является лирическим героем.

Вначале произведения рассказывается о женщине, которая перебирала письма. Героиня смотрела на них необычно, понимая, что возможности возвратить былое нет. Мы пока не знаем, кем были написаны строки, занавес этой тайны автор приоткрывает в четвертом катрене. В ней читатель узнает, что женщина держала в руках любовные послания. Переписка, видимо, велась достаточно долгое время, о чем свидетельствуют строки: «О сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой» .

Наконец, в последнем четверостишии появляется образ возлюбленного. Эти строки написаны от первого лица, так автор показывает, кто наблюдал за горьким расставанием с любовью. Мужчина признается, что не осмеливался подойти к близкому человеку, попытаться успокоить, хоть и «пасть готов был на колени» . В тот момент он чувствовал лишь страшную грусть.

Композиция

Анализируемое произведение - монолог-воспоминания лирического героя, который стал свидетелем того, как его любимая сжигала письма. Разбор стихотворения по смыслу позволяет поделить его на несколько частей: описание женщины, с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытуемых лирическим героем. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Жанр

Жанр стихотворения - элегия, так как лирический герой с грустью рассказывает о пережитом. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. Ф. Тютчев использовал перекрестную АВАВ рифмовку.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности, поэтому их можно найти не в каждом стихе. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев.

В тексте есть метафоры - «любви и радости убитой» , « души смотрят с высоты на ими брошенное тело» ; эпитеты - «знакомые листы» , «горестные минуты» ; сравнения - «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

Эмоции лирического героя подчеркиваются при помощи интонации. В третьей строфе, где его захлестывает волна воспоминаний, автор использует риторические восклицания.

В русской литературе Федор Иванович Тютчев известен, прежде всего, как поэт-философ. Но он создал и множество проникновенных, чутких строк о любви, которые читаемы и любимы и по сей день. Любовная и философская поэзия автора взаимосвязаны единством взглядов, схожестью мотивов и трагизмом описываемого.

Особое место в подобной лирике Тютчева отдано циклу, адресованному Елене Денисьевой. В сорока семилетнем возрасте поэт, став государственным чиновником, главой семьи и популярным автором, влюбляется в однокурсницу своей дочки, студентку Смольного института, двадцатичетырехлетнюю Елену. Барышня ответила взаимностью. И между влюбленными начался страстный роман.

Отношения удавалось тщательно скрывать, пока девушка не забеременела, и, будучи скомпрометированной, была отчислена с позором за несколько дней до начала выпускных экзаменов. В городе разразился грандиозный скандал: болезненнее всего его переживала законная супруга Элеонора, которая совершенно не догадывалась об измене и даже часто приглашала Денисьеву к себе домой на чай, как подругу дочери.

Узнав правду, жена почувствовала себя униженной и оскорбленной. В порыве гнева она уничтожила большую часть писем мужа, в которых содержалось много посвященных ей стихотворений. Впоследствии они оказались утраченными безвозвратно. Как раз этому драматическому событию поэт посвятил стихотворение «Она сидела на полу…», написанное в 1858 году.

Если не изучить подоплеки, то может создаться впечатление идеалистической картинки с ноткой грусти: незнакомка, сидя на полу, разбирает стопу писем, берет их в руки, поднимает и бросает.

Тютчев обратился к лирической героине от третьего лица и используя прошедшее время. Он говорит, что она глядит на желтоватую бумагу, на которой сохранилось единство двух сердец, подобно тому, как следят души умерших с небес за оставленным ими телом, то есть потерянно, как бы со стороны.

Женщина будто не видит виновника своих мучений, что тихо стоит в отдалении. Тот хочет уйти, но боится нарушить этот создавшуюся тишину. Герой чувствует свою вину. Тютчев отметил, что смотря на женщину, мужчина готов бы упасть на колени и просить прощения за принесенное горе. Но весь трагизм состоял в том, что все эти слезы и просьбы не принесли бы никакого результата: само чувство к жене исчезло, ничего не возможно поделать. И любое примирение было бы ложью, которая только увеличила страдания обоих. Понимание этого вызвало у лирика необычайную грусть, будто еще одна страничка его судьбы перелистнута и вернуться к ней снова оказывается невозможным, как бы там ни было дальше.

Несмотря на довольно небольшой объем, произведение изобилует изобразительно-выразительными средствами. Главное место среди них занимают эпитеты: «знакомые листы», «невозвратимо пережитая жизнь», «горестные минуты», «убитая любовь» и другие. Они подчеркивают драматизм, невозвратность чувств некогда любящих друг друга людей.

Аллитерация, используемая в стихотворении, придает ему выразительность и некое осознание печальной определенности и ясности. Инверсия «стоял я молча» переносит внимание с дамы на героя, впоследствии делая акцент уже на переживаниях. Неповторимое сравнение груды писем с золой показывает, что истинное чувство может подарить неописуемое счастье, но и уничтожить его.

В данном случае любовь показана как некое судьбоносное чувство. По мнению Тютчева, она становится силой, готовой оторвать человека от земли и заставить парить над проблемами, но в то же время она может и бросить нас на землю, оставив страшные раны. Люди знают на что способна любовь, понимают, что она может разрушить их жизнь, забрать покой, но вновь бросаются в пламя страстей. И так будет всегда.

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени, -

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

Стихотворение посвящено второй жене поэта Эрнесте Федоровне. 1850-е годы – время драматических переживаний, связанных с любовью к Е. А. Денисьевой, юной воспитаннице Смольного института, где в это время учились две дочери поэта. «Незаконный роман», продолжавшийся 14 лет, закончился со смертью Денисьевой.

Место стихотворения в творчестве поэта

Стихотворение было написано в 1858 году. К этому времени к Тютчеву, наконец, приходит поэтическая слава. Н.А. Некрасов отнес его творчество к «блестящим явлениям русской поэзии».

Главная тема стихотворения

Тема любви

Лирический сюжет

Женщина сжигает свою переписку. Лирический герой в стороне наблюдает.

Проблема стихотворения

Осознание безвозвратного ухода когда-то сильных чувств.

Композиция стихотворения

Первые две строфы это описание видимых действий. Две последние – описание внутреннего состояния героев.

Лирический герой

Лирический герой хоть и находится непосредственно в описываемой обстановке, но он никак не включен в действие, мы знаем только о его внутренних переживаниях.

Преобладающее настроение, его изменение

Горькая грусть перерастающая в отчаяние. Это отчаяние от бессилия, невозможности влиять на ход вещей, исправить свои ошибки.

Любовная лирика

4 строфы, четверостишия

Основные образы

В центре даже не герои, а этот ворох писем. «Остывшая зола» - все, что осталось от некогда яро бушевавшего огня страсти. Героиня смотрит на них как на что-то давно забытое и абсолютно чуждое ей. Эти письма последняя память единственное свидетельство былой любви.

Лексика стихотворения

Книжные «горестных», «присущей»

Поэтический синтаксис

В стихотворении встречаются: эпитеты: знакомые, горестных, милой и т.д.; аллитерация придающая выразительность произведению: з, р, б, ж, в; олицетворение: знакомые мечты, любви и радости убитой; инверсия: стоял я молча в стороне и пасть готов был на колени. Сравнение: и груду писем разбирала, и, как остывшую золу, брала их в руки и бросала; как души смотрят с высоты; как от присущей милой тени. Антитеза – любовь и горесть. В конце строк стоит многоточие – недосказанность.

Использование инверсий: «стоял я молча в стороне», «пасть готов был на колени». В конце третьей строфы многоточие выражающее недосказанность.

Изобразительные средства иносказания

Эпитеты: «горестных минут», «милой тени»

Олицетворение: «любви и радости убитой»

Сравнения: «как остывшую золу», «как души смотрят с высоты», «как от присущей милой тени»

Звукопись

Звучанию придает выразительность использование аллитерации с «з», «р», «б», «в», «ж».

Хорей

Четырехстопный ямб. Стопа двухсложная с ударением на втором слоге

Ритм и рифма. Способы рифмовки

Стихотворение написано с использованием перекрестной рифмы.

Эмоции вызванные при прочтении

Мне безумно понравилось стихотворение Тютчева «Она сидела на полу…», как будто время в нем остановилось, и любовь наполнила сердца. Строки произведения, несомненно, останутся актуальными навсегда.

* * *

Она сидела на полу
И груду писем разбирала -
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала -

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела -
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо-пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, -
И страшно-грустно стало мне,
Как от присущей милой тени

She was sitting on the floor
sorting letters which were old,
holding them before she threw them out
like ash gone cold.

Her look was strange
while she held those pages she knew so well,
as if she were a soul which peered down
at its abandoned shell.

So many irreversible events,
such life fulfilled and filled
with minutes of love and joy across the years!
How many grief-packed minutes killed!

Silent, I stood to one side
and my knees were ready to bend
as a fearful sadness crept into my heart,
as if at the ghost of a dear, old friend!

She sat upon the floor
Looking through a pile of letters,
She took them up and tossed them
Like so many cold ashes.
She took the familiar pages
And gazed at them strangely,
The way souls look from above
At their discarded bodies . . .
O, how much life was in them,
Life irrevocably lived!
O, how many bitter moments,
How much love and joy now dead! . . .
I stood silently aside
Ready to fall on my knees,
And I grew terribly sad,
As if in the presence of a dear ghost

Ona siedziała na posadzce
I stosy listów przeglądała,
I jak popiołu zimne garście
Brała je do rąk i rzucała.

Brała po jednym z listów stosu
I dziwnie na nie tak patrzyła,
Jak dusza patrzy tam z niebiosów
Na dało, które porzuciła.

O, ileż życia, kto policzy —
Niepowracalnie przeżytego,
O, ileż było tu goryczy,
Miłości, szczęścia straconego!

A ja milcząco z boku stałem,
I strach i smutek mnie ogarnął,
I na kolana upaść chciałem,
Jakbym zobaczył drogą zmarłą.

Na podu tu je čepila
I stara pisma prebirala,
Te poput hladna pepela
Kroz prste bi joj samo pala.

List poznat uzme, uzdiše,
I promatra ga zatečeno
Ko duša, kad se uzdiže
I gleda napušteno tijelo...

O, koliko života tu
Bje nepovratno proživljeno!
O, koliko nad ljubavlju
Je mrtvom suza proliveno!..

Postrance ja sam stajao
I kleknuo bih istog trena,
Tugovao i zdvajao
Pred tim što sad je draga sjena.

A padlón ült, körötte nagy
halom levél - azt válogatta,
hamuvá hült írásokat:
ezt olvasta, azt félredobta.

Felvett egy-egy képeslapot,
s megdermedt a csodálkozástól:
lelkek néznek így elhagyott
testükre az ég magasából.

Mily élet volt ez valaha,
és nem jön vissza soha többet!
Hány szomorú pillanata
megölt szerelemnek s örömnek!

Mellette álltam, csüggeteg,
némán, és majdnem térdre esve -
s elkomorodtam, mintha egy
kedves árny állt volna helyemre.