☿ среда

благоприятный день

Лунные дни. Фазы Луны. Луна в знаках зодиака 6 апреля 1966 года

15 лунный день

🌖 Взрослая убывающая Луна

♎ Весы

15 лунный день

🌖 Взрослая убывающая Луна

♏ Скорпион

16 лунный день

🌖 Взрослая убывающая Луна

♏ Скорпион

Влияние Луны 6 апреля 1966 года с 0:00 по 14:29

благоприятный период

♎ Луна в знаке Весы. Время стремления к эмоциональному равновесию. Внимание рассеяно и трудно сосредоточиться на отдельных вопросах и вещах. Если вам все нравится и у вас прекрасное настроение, значит, вы достигли равновесия между духовным и материальным. Опасно впадать в крайности, желательно соблюдать меру во всем. Старайтесь отложить дела, требующие незамедлительного решения.

Влияние Луны 6 апреля 1966 года с 14:29 по 20:48

благоприятный период

15 лунный день. Пятнадцатый лунный день - день искушений. Важно быть внимательным к себе, осторожным во всем и соблюдать внутреннее спокойствие. Не давать себя спровоцировать, контролировать себя и не уступать соблазнам. Побыть в тишине и уединении, избегать любых излишеств.

🌖 Взрослая убывающая Луна или 3-я лунная фаза. Период лунного цикла от полнолуния до 3-й лунной четверти. Энергетика живительных сил Солнца очень благоприятна. Это период, когда процессы в человеческом организме и психике укреплены и уравновешены. Эмоциональное состояние человека облачается в рациональную форму. Воля и физическая сила позволяют с большим успехом реализовывать все ранее начатые дела. Отличное время для проявления трудовой и умственной активности. Самостоятельность и и раскованность подсознания благоприятно сказываются на принятии важных и судьбоносных решений. Очень плодотворное время для саморазвития, творчества и созидания.

☿ Среда. В этот день недели миром управляет Меркурий. Энергетика среды - коммуникабельная, лукавая, познавательно-активная. День склонности к обучению и проявления умственных способностей. День встреч, переговоров и презентаций. Дела связанные с бизнесом, финансами и торговлей будут благоприятны в среду. Налаживайте контакты с друзьями, соседями, сослуживцами, партнерами, родственниками. Двигайтесь и путешествуйте. Покупайте и продавайте все что хотите. Хорошо начать плановое лечение. Не тратьте время на пустые разговоры и бесполезные споры. Хорошее время для веселья. В среду не надо заниматься делами вторника, пятницы и воскресенья.

Влияние Луны 6 апреля 1966 года с 20:48 по 23:59

благоприятный период

16 лунный день. Шестнадцатый лунный день - день чистоты и гармонии. Важно не нарушать гармонию внутреннего состояния, чтобы не случилось. Постараться быть спокойным и умеренным, не впадать в крайности. Заняться домашними делами - провести генеральную уборку.

🌖 Взрослая убывающая Луна или 3-я лунная фаза. Период лунного цикла от полнолуния до 3-й лунной четверти. Энергетика живительных сил Солнца очень благоприятна. Это период, когда процессы в человеческом организме и психике укреплены и уравновешены. Эмоциональное состояние человека облачается в рациональную форму. Воля и физическая сила позволяют с большим успехом реализовывать все ранее начатые дела. Отличное время для проявления трудовой и умственной активности. Самостоятельность и и раскованность подсознания благоприятно сказываются на принятии важных и судьбоносных решений. Очень плодотворное время для саморазвития, творчества и созидания.

♏ Луна в знаке Скорпион. Повышенные интуитивные способности помогают в решении любых проблем. Увеличивается вероятность новых встреч, интересных знакомств. Таинственность знака способствует исследовательской деятельности. Появляется стремление к философии или мистике.

Люди старшего поколения хорошо помнят песню «Огромное небо» в исполнении Эдиты Пьехи. Сюжетом для неё стал реальный случай: в 1966 году советские лётчики ценой своих жизней предотвратили падение на Западный Берлин потерявшего управление истребителя. Героизм? Безусловный – по идее, об этом случае должны были десятками писать книги и снимать фильмы, прославляя на весь мир самоотверженность русских пилотов. Почему же советское руководство предпочло замалчивать подвиг, а отважные лётчики даже не получили золотых звёзд Героев?

6 апреля 1966 года пилоты дислоцировавшегося на территории ГДР 668-го авиационного полка 132-бомбардировочной дивизии капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов получили приказ – перегнать истребитель Як-28П на соседний аэродром Кетен. К тому времени самолёт уже три дня стоял в ремонте – техники устраняли неожиданно возникшую поломку, обнаружил которую как раз сам Капустин. Теперь ему, как опытному пилоту, предстояло довести дело до конца.

Як-28П, созданный яковлевской фирмой, считался самой секретной разработкой советских авиаконструкторов. Многоцелевой реактивный самолёт мог служить истребителем, разведчиком, использоваться для радиоэлектронной борьбы, а в специальной модификации даже нести тактические ядерные заряды. Особенным достоинством Як-28П являлось наличие стартовых пороховых ускорителей, благодаря которым машина могла взлетать с разбегом всего 400 метров и практически вертикально уходить в небо. Всё вместе это – короткий разбег, мощное вооружение, новейшая электроника – делало самолёт непобедимым противником для натовских истребителей. Неудивительно, что именно этими машинами Министерство обороны решило усилить Группу советских войск в Германии.

«Однажды в полёте мотор отказал»

Из-за непогоды вылет долго откладывался – сидя в противоперегрузочных костюмах, лётчики ждали, когда хоть немного рассеются тучи. Разрешение на взлёт поступило только в 15.00. Спустя 20 минут самолёт уже был над Берлином.

То, что произошло в последующие несколько минут, сохранили записи диспетчерской службы и лента «чёрного ящика». Оба двигателя истребителя разом остановились. Пустив машину планировать кругами, капитан Капустин попытался вновь запустить их, но моторы молчали. Тем временем самолёт продолжал терять высоту. Наконец неуправляемый Як пробил облака. Капустин глянул вниз – под ним был Берлин.

Хуже было ничего не придумать. Катастрофа советского самолёта над западной частью древней германской столицы – для СССР это будет означать позор перед всем миром. И хотя вооружения на борту нет, баки истребителя заправлены топливом, а потому взрыв выйдет такой, что разнесёт целый квартал. Значит, катапультироваться нельзя.

Вдали маячила какая-то роща. Капустин принял решение как можно дальше отвести самолёт от центра Берлина и попытаться посадить машину на деревья.

– Юра, ты прыгай, – приказал он штурману.

– Борис Владиславович, я с вами, – ответил тот.

За эти секунды самолёт стал ещё ближе к земле. Теперь оба лётчика увидали: роща на самом деле не роща, а засаженное деревьями старое кладбище. А сегодня, 6 апреля, немцы как раз отмечают Пасху, из-за чего сотни берлинцев пришли на могилы к своим близким.

Рванув на себя штурвал, Капустин смог едва приподнять самолёт. Этого едва хватило, чтобы Як перелетел через кладбище, миновал шоссе с застывшими в пробке автомобилями и камнем рухнул в озеро Штёссензее. Остаточная скорость падения оказалась такой, что истребитель на 2 метра ушёл в толстый слой ила.

«А город подумал: ученья идут»

На аэродроме Финов, откуда вылетал Як, зафиксировали пропажу связи с бортом, предположительно установив место падения. Вскоре, к большому сожалению командования ГСВГ, выяснилось: озеро, в которое упал самолёт, находится в английском секторе Западного Берлина, дорога куда представителям советских вооружённых сил закрыта. Связавшиеся с нашим штабом британцы подтвердили: они сами займутся подъёмом истребителя и извлечением тел погибших пилотов. Вскоре на середину озера был доставлен специальный кран и через два дня английские водолазы смогли достать трупы Капустина и Янова, а также остатки разбившегося самолёта. Все они были переданы советской стороне. Изучив части самолёта, государственная комиссия пришла к выводу: причиной катастрофы стал отказ обоих двигателей из-за помпажа, вызванного обрывом роторной лопатки компрессора, произошедшим по вине завода-изготовителя.

Прощание с героями проходило с небывалой пышностью. В благодарность за спасение Берлина и её жителей каждый город ГДР прислал свою делегацию. Признавая отвагу советских пилотов, Великобритания отрядила на траурную церемонию военный оркестр. Бургомистр Западного Берлина, будущий канцлер ФРГ Вилли Брандт произнёс проникновенную речь, в свою очередь, власти ГДР выступили с предложением похоронить героев в мемориальном Трептов-парке и выделить их семьям пожизненную пенсию.

Однако в Москве решили иначе – Капустина и Янова хоронить на родине, представив обоих посмертно к ордену Красного Знамени. Сообщение об этом заставило многих тогда удивиться: не слишком ли мала награда за такой подвиг?

«В могиле лежат посреди тишины отличные парни отличной страны»

Ответ на этот вопрос дал британский журналист Майкл Смит, опубликовавший 10 лет назад статью в газете «Дейли телеграф», в ней он раскрыл всю подноготную операции, проведённой англичанами в озере Штёссензее.

То, что в их руках неожиданно оказался самый секретный самолёт вероятного противника, привело Милитари-офис в трепет. Естественно, не отдать СССР упавший истребитель они не могли. Поэтому требовалось извлечь максимальную пользу из того времени, в течение которого Як будет находиться под водой.

Сконцентрироваться решили на главном: по данным МИ-6 и ЦРУ, ценностью советского истребителя являлось уникальное радиолокационное оборудование. Бортовой локатор Яка позволял осуществлять сканирование не только прямо по курсу, но и в верхней и нижней передних полусферах, распознавая объект по принципу «свой-чужой» – такой возможности не имел ни один натовский самолёт. Уже через четверть часа на месте катастрофы Яка был глава английской военной миссии бригадный генерал Дэвид Вильсон, лично возглавивший проведение секретной операции. В условиях полного отсутствия видимости английские водолазы сумели пробраться к лежащему в иле самолёту и извлечь блок бортового локатора.

Естественно, в Москве чётко осознавали, какое сокровище попало в руки англичан. Как пишет Смит, группа советских военнослужащих во главе с генералом Владимиром Булановым пыталась пробиться к месту катастрофы – дело едва не закончилось перестрелкой. Увидав, что идти на открытый конфликт СССР не хочет, англичане позволили себе ещё большую наглость. Несмотря на то что тела лётчиков были найдены практически сразу же, они заявили, будто бы поиск останков ещё не закончен. Тем временем в самолёт вновь проникли водолазы. Они демонтировали реактивные двигатели, которые затем были доставлены самолётом для изучения на военную базу в Фарнборо.

«Только 13 апреля англичане по частям начали доставлять в советский сектор и передавать русским остатки самолёта, – пишет Смит. – Когда дело дошло до реактивных двигателей, генерал Буланов заметил, что кончики некоторых турбинных лопаток аккуратно отпилены, но не проронил ни слова. Он просто понял, что его переиграли, и так оно и было на самом деле. Позже русские заявили претензию, что кое-чего недостаёт. Англичане в ответ сказали, что, если чего и недостаёт, то, вероятно, это находится на дне озера. Так чего же недоставало? Русские не могли прямо заявить, что недостаёт совершенно секретной параболической антенны бортового радиолокатора. Им оставалось лишь надеяться на то, что англичане правы и она находится на дне озера. Результаты изучения конструкции бортовой РЛС самолёта Як-28 позволили англичанам модифицировать свои военные самолёты с тем, чтобы обманывать советские РЛС – таким образом был восстановлен баланс сил в холодной войне.

Если всё было так, то неудивительно, что Советский Союз решил не педалировать тему подвига Капустина и Янова – иначе могли возникнуть ненужные разговоры. Этим же, возможно, объясняется и то, что Як-28П, несмотря на большое количество уже построенных самолётов, так и не был официально принят на вооружение. А «отличная страна» оставила без заслуженных наград своих отличных парней.

Профессия военного всегда сопряжена с риском для жизни. Человек, выбравший для себя эту стезю, сознает, что в случае войны обязан будет защищать женщин, стариков и детей, несмотря на смертельную угрозу для себя самого.

Но беда может прийти и в мирные дни, поставив тебя перед выбором — жить самому или сохранить жизни другим?

В апреле 1966 года такая судьба выпала двум советским летчикам, Борису Капустину и Юрию Янову .

Капитану Капустину и старшему лейтенанту Янову было по 34 года. Борис был пилотом, а Юрий — штурманом. Вместе они служили в 668-м бомбардировочном авиационном полку 132-й бомбардировочной авиационной дивизии 24-й воздушной армии Группы советских войск в Германии.

6 апреля они получили приказ перегнать на другой аэродром бомбардировщик Як-28. Не самое сложное задание, но его выполнение пришлось отложить из-за нелетной погоды.

«Добро» на вылет было получено только в 15:00. В половине четвертого звено самолетов поднялось в воздух, достигнув высоты 4000 метров. Бомбардировщики легли на заданный курс, но вскоре у Як-28 Бориса Капустина начались проблемы. Самолет начал стремительно терять скорость.

Капустин, ведущий авиазвена, скомандовал своему ведомому, капитану Подберезкину : «Лети дальше, я возвращаюсь».

«Юра, тебе надо прыгать»

Подберезкин спустя некоторое время запросил по радио: «Как у вас?». Ответа не последовало.

С Як-28 произошла почти невероятная вещь — одновременно отказали оба двигателя. Специалисты полагали, что отказ двух независимых систем почти невозможен, но на самолете Капустина и Янова случилось именно так.

Як-28 неудержимо потянуло к земле, которую не было видно из-за облачности. Пилот, планируя кругами, пытался запустить двигатели. Когда машина вынырнула из облаков, отклонившись от курса, под ней оказался огромный город — Берлин.

В тот момент это был не просто город, а передовая «холодной войны». Разделенный на восточную и западную часть, он был границей двух политических систем, где любой мало-мальски серьезный инцидент был чреват непредсказуемыми последствиями.

Рабочий, трудившийся на одном из высотных зданий в Западном Берлине, потом рассказывал — он увидел, как из-за облаков появился самолет, который стремительно терял высоту. Летчик пытался выровнять полет, но ему это не удавалось.

Счет пошел на секунды. В такой ситуации экипаж должен был катапультироваться. Но машина, почти потерявшая остатки управления, падала на густонаселенные кварталы Берлина. Это означало гибель сотен людей на земле.

Борис Капустин принимает решение уводить Як-28 на окраину.

— Юра, тебе надо прыгать, — сказал командир.

— Борис Владиславович, я с вами, — ответил штурман.

Этот ответ не был бездумной бравадой или бахвальством. Юрий Янов знал — его катапультирование нарушит аэродинамику падающего самолета, и удерживать его в воздухе дальше, а значит, увести от людей, пилот не сможет. Поэтому он остался со своим командиром.

Трофей британского командования

Был еще шанс направить самолет на лес, расположенный неподалеку, что должно было позволить катапультироваться обоим. Но лес оказался кладбищем, которое как раз в тот день было заполнено живыми людьми — в день Пасхи немцы навещали умерших родственников.

В середине 1960-х высота катапультирования была ограниченной, и пока Як-28 уходил на окраину, она стала ниже предельно допустимой.

Борис Капустин не сдавался. Последним шансом оставалось приводнение на реку Хафель или озеро Штессензее. Невероятными усилиями летчик довел самолет до воды.

Но перед самолетом выросла дамба с шоссе, по которому проносились автомобили. Последним усилием Капустин сумел поднять Як-28 над дамбой, спасая жизни автомобилистам. Потерявший скорость самолет с большим наклоном ушел под воду, зарывшись в глубокий слой ила на дне озера Штессензее.

Як-28 упал в английском секторе Берлина, всего в нескольких сотнях метрах от советской зоны. Однако в Восточном Берлине об этом не знали — двое суток советские и восточногерманские военные искали пропавший самолет.

В это время английские водолазы разрезали Як-28 по частям и вывозили его на берег. Для британских военных это был прежде всего ценный трофей, позволявший изучить военные секреты противника.

На вторые сутки британцы подняли тела погибших членов экипажа.

С героями прощалась вся Восточная Германия

8 апреля состоялась траурная церемония передачи останков советских летчиков представителям Группы советских войск в Германии. Для передачи тел погибших воинов из Великобритании прибыл королевский оркестр.

На прощание с Борисом Капустиным и Юрием Яновым каждый город Восточной Германии прислал свою делегацию. Людей, желающих отдать последние почести, было столько, что несколько часов, пока на аэродроме готовились к отправке останков летчиков в СССР, колонна граждан ГДР с венками и цветами двигалась непрерывно.

Бургомистр Западного Берлина Вилли Брандт сказал: «Мы можем исходить из предположения, что оба они в решающие минуты сознавали опасность падения в густонаселённые районы, и повернули самолёт в сторону озера Штессензее. Это означало отказ от собственного спасения. Я это говорю с благодарным признанием жертве, предотвратившей катастрофу».

Бориса Капустина похоронили в Ростове-на-Дону, в один день с отцом, который не пережил горя. У летчика остались жена и сын.

С Юрием Яновым прощались в Вязьме. У него остались жена и двое детей.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1966 года Борис Капустин и Юрий Янов награждёны орденами Красного Знамени посмертно.

«Огромное небо одно на двоих»

В Советском Союзе о трагедиях в авиации вообще, и в военной особенно, писали крайне редко и мало. Но катастрофу над Берлином советские СМИ освещали подробно.

В 1967 году поэт Роберт Рождественский написал стихотворение «Огромное небо», в основу которого легла история Бориса Капустина и Юрия Янова. Рождественский обратился к композитору Оскару Фельцману , который написал музыку.

Песня «Огромное небо» вошла в репертуар многих известных советских исполнителей.

Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя:
В одной эскадрилье служили друзья.
И было на службе и в сердце у них

Огромное небо одно на двоих…

Песню помнят и через полвека, хотя многие сегодняшние россияне совершенно не представляют, какому событию она посвящена.

История Бориса Капустина и Юрия Янова была не единственной. Есть еще несколько случаев, когда летчики гибнущих самолетов, отказываясь от собственного спасения, уводили машины подальше от людей. Песня «Огромное небо» стала памятью обо всех них.

Память немцев оказалась крепче

30 марта 2001 года, уже в другую эпоху и других политических реалиях, в Берлине прошли торжественные мероприятия в честь 35-летия подвига советских летчиков.

На бывшем советском военном аэродроме, с которого ушел в свой последний полет Як-28, теперь расположен авиамузей. В 2001 году там открыли обелиск с надписью: «Памяти всех жертв холодной войны. Они отдали свои жизни, чтобы спасти других людей. Старший лейтенант Янов. Капитан Капустин. 6 апреля 1966 года».

На Родине Капустина и Янова к памяти о своих героях отнеслись куда менее бережно. На сломе эпох журналист одного федерального издания решил, что погибшие пилоты — отличный повод для сенсации. Появилась статья, в которой говорилось, что причиной катастрофы стало хулиганство экипажа, едва не приведшее к Третьей мировой войне. На самом деле комиссия, расследовавшая катастрофу, пришла к однозначному выводу — причиной стал заводской дефект, и летчики в происшедшем не виноваты абсолютно.

Галине Капустиной, вдове летчика, пришлось обращаться с иском в суд. Она выиграла процесс и добилась письменных извинений, но дело было уже сделано. Кое-кто и сегодня предпочитает верить той публикации.

В могиле лежат посреди тишины
Отличные парни отличной страны.
Светло и торжественно смотрит на них
Огромное небо, огромное небо,
Огромное небо — одно на двоих!

ПОДВИГ ЛЕТЧИКА КАПУСТИНА И ШТУРМАНА ЯНОВА

6 апреля 1966 года произошла авиакатастрофа самолёта Як-28 (лётчик Капустин Б. В., штурман Янов Ю. Н.).

Советские лётчики Янов Юрий Николаевич и Капустин Борис Владиславович в апреле 1966 года ценой собственных жизней спасли тысячи мирных жителей Берлина. Герои служили в 668 авиационном полке бомбардировщиков 132 бомбардировочной дивизии 24 Воздушной армии, который дислоцировался в Финове.

Янов Юрий Николаевич – старший лейтенант, родился 2 августа 1931г. в г. Вязьме Смоленской области в русской семье железнодорожника. В 1950г. окончил в г. Вязьме среднюю школу № 1. В 1953 году заканчивает Рязанское военное автомобильное училище, а затем в 1954 году - Рязанское военное училище штурманов После окончания училища проходил службу в Группе Советских войск в Германии.

Капустин Борис Владиславович - капитан, родился в 1931 году в п. Урупский Отрадненского района Краснодарского края в семье научного работника Капустина. В 1947 г. окончил семилетнюю школу в г. Ростове-на-Дону, затем в 1951 г. заканчивает Ростовский индустриальный техникум. В 1951 призывается в ряды Вооруженных сил и по предложению призывной комиссии поступает в Кировобадское военное авиационное училище летчиков им. Хользунова, которое он заканчивает в 1954 году. Начинает службу на Севере, затем направлен в Группу Советских войск в Германии.

6 апреля 1966 года звено Капустина получило приказ перегнать самолеты, прибывшие в воинскую часть, на другой аэродром. На аналогичных самолетах Капустин летал в своей части.
С утра летчики ждали приказ на вылет, не снимая своих высотных костюмов, но стояла непогода - черные тучи затянули небо над аэродромом. Только в 15.00 им дали приказ на вылет. В 15.30 звено самолетов поднялось в воздух и, пробив облачность, достигло заданной высоты 4000 метров. Самолеты выровнялись, легли на курс. Через полчаса, перегоняемые звеном Капустина самолеты, должны были сесть на другой аэродром. А летчики - вернуться домой. И вдруг самолет ведущего, пилотируемый Капустиным, резко начал терять скорость. На магнитофонной ленте руководителя полетов их воинской части аэродрома в г. Финов осталась запись:
- 83-й, отойдите вправо,- приказал Капустин ведомому и бросил свою машину в сторону.
- Не вижу, где ты. - Спросил через две секунды капитан Подберезкин.

Лети дальше. Я возвращаюсь, - ответил Капустин.
По распоряжению командира ведомый вернулся на прежний курс и еще раз переспросил: "Как у вас?" Капустин не отвечал. На его машине прекратили работу оба двигателя. Такого практически не могло быть. Эти двигатели - как два отдельных, независимых механизма. Комиссия позже установит помпаж двигателей.
Капустин не знал, что на все действия ему оставалось 30 секунд. Самолет, с виду похожий на ракету, тянуло вниз. Летчик попытался спланировать кругами. Под крылом была сплошная облачность. То резко бросая вниз, то поднимая машину, Капустин хотел запустить двигатели. Самолет отклонился от курса. Облачность стала редеть, и внизу проглядывался огромный город.

Из рассказа свидетеля западноберлинского рабочего В. Шрадера: «Я работал на 25-этажном здании. В 15 часов 45 минут из мрачного неба вылетел самолет. Я увидел его на высоте примерно 1,5 тысячи метров. Машина начала падать, затем поднялась, вновь падала и вновь поднималась. И так трижды. Очевидно, пилот пытался выровнять самолет». ("Красная звезда" 12.05.1966 г.)
Времени на раздумья капитану Капустину не оставалось, и он начал отводить за город почти неуправляемый самолет. С аэродрома поступила команда катапультироваться. Высота терялась. Тогда еще не катапультировались на малой высоте с реактивных самолетов. Созрело решение направить машину на лес, который виднелся вдали. Об этом и сообщил пилот наземной службе.

Летчик прильнул к окуляру... Это был не лес, а немецкое кладбище. В воскресный день пасхи 6 апреля 1966 года западноберлинские жители отдавали почести умершим, поэтому там было много людей. Капустин увидел: его самолет несется на них. Наземная служба с этого момента о действиях пилотов ничего не знала - переговорные устройства отказали. Остались записи внутренних переговоров на ленте черного ящика. Командир сказал штурману:
- Юра, тебе надо сейчас прыгать.
Штурман Янов понимал, что выстрел его катапульты даст снижение высоты и так неуправляемому самолету. Он ответил:
- Борис Владиславович, я с вами.
В этом решении и состояло мужество Янова. Его ответ был еще и поддержкой своему товарищу. Ведь в сложившейся ситуации он не мог оказать другой помощи командиру.
Летчики прекрасно понимали: если бросить управление самолетом, то от взрыва на земле десятков тонн горючего, которым была заправлена машина, погибнет множество людей. ...Спасительные метры высоты для катапультирования пропали.
Огромными физическими усилиями летчик уводил за город неуправляемый самолет от столкновения с многоэтажными зданиями. Вдали виднелись проблески воды. Это были река Хафель и озеро Штессензее.

Туда и направил Капустин самолет. По всей видимости, командир решил посадить самолет на воду, о чем предупредил штурмана. И Янов приготовился к приводнению, отстегнув ремни. Но вдруг перед ними возникла дамба с шоссе, по которому проносились автомобили. С неимоверным усилием летчик потянул рычаги управления. Самолет, приподнявшись над дамбой, потерял скорость, перевалился через нее и резко, с большим наклоном, ушел в воду, под толстый слой ила.
Самолет исчез. Наземная служба о месте падения ничего не знала. Лишь одиночный рыбак на озере был свидетелем катастрофы, которая его шокировала. Позже английские власти начали поиск самолета в озере Штёссензее. Самолет упал в английском секторе западного Берлина в нескольких сотнях метров от границы советского сектора, которая пролегала вдоль озера Штессензее.

Анлийские саперы доставили к озеру катера с кранамии, другую технику. Водолазы поднимали из ила самолет и, разрезая его по частям, перевозили на берег (фотографии были опубликованы в 1966 г. в немецком журнале "Штерн"). Английские спасатели только на вторые сутки достали тела погибших героев, оставшихся за рычагами управления самолета. В это время, с 6 апреля трое сутоквоеннослужащие Группы советских войск в Германии искали место аварии на своей территории.
8 апреля состоялась траурная церемония передачи останков советских летчиков представителям Группы советских войск в Германии. Для передачи тел погибших воинов из Великобритании прибыл королевский оркестр, представители английских войск с большим уважением отнеслись к подвигу летчиков.
На похороны героев каждый город Германии прислал свою делегацию. Людей, желающих отдать последние почести русским парням, было столько, что несколько часов, пока на аэродроме готовились к отправке останков летчиков на родину, колонна граждан ГДР с венками и цветами двигалась непрерывно.

Распоряжением правительства отдельно самолетами в города Ростов-на-Дону и Вязьма были отправлены тела героев.
Отец Бориса Владислав Александрович в это время заболел, но, узнав о гибели сына, слег окончательно и, не дождавшись его похорон, скончался. Так и хоронили в один день рядом отца и сына в городе Ростов-на-Дону.

За одну ночь берлинский художник нарисовал красками большой портрет Капустина. За день на памятнике воинам, погибшим в Великую Отечественную войну, в городе Эберсвальде-Финов была установлена местными немецкими властями мемориальная плита. Тысячи людей прошли мимо памятника, отдавая дань уважения советским летчикам, тысячи цветов были возложены к его основанию. Не один час шли траурные процессии. Провожали в последний путь мужа и отца его жена Галина Андреевна и сын Валерий, учащийся 1-го класса.

6 апреля 1966 года экипаж советского самолета Як-28 в составе Бориса Капустина и Юрия Янова, жертвуя собой, спас от гибели сотни жителей Германии.

«Лети дальше, я возвращаюсь»

Профессия военного всегда сопряжена с риском для жизни. Человек, выбравший для себя эту стезю, сознает, что в случае войны обязан будет защищать женщин, стариков и детей, несмотря на смертельную угрозу для себя самого.

Но беда может прийти и в мирные дни, поставив тебя перед выбором — жить самому или сохранить жизни другим?

В апреле 1966 года такая судьба выпала двум советским летчикам, Борису Капустину и Юрию Янову .

Капитану Капустину и старшему лейтенанту Янову было по 34 года. Борис был пилотом, а Юрий — штурманом. Вместе они служили в 668-м бомбардировочном авиационном полку 132-й бомбардировочной авиационной дивизии 24-й воздушной армии Группы советских войск в Германии.

6 апреля они получили приказ перегнать на другой аэродром бомбардировщик Як-28. Не самое сложное задание, но его выполнение пришлось отложить из-за нелетной погоды.

«Добро» на вылет было получено только в 15:00. В половине четвертого звено самолетов поднялось в воздух, достигнув высоты 4000 метров. Бомбардировщики легли на заданный курс, но вскоре у Як-28 Бориса Капустина начались проблемы. Самолет начал стремительно терять скорость.

Капустин, ведущий авиазвена, скомандовал своему ведомому, капитануПодберезкину : «Лети дальше, я возвращаюсь».

«Юра, тебе надо прыгать»

Подберезкин спустя некоторое время запросил по радио: «Как у вас?». Ответа не последовало.

С Як-28 произошла почти невероятная вещь — одновременно отказали оба двигателя. Специалисты полагали, что отказ двух независимых систем почти невозможен, но на самолете Капустина и Янова случилось именно так.

Як-28 неудержимо потянуло к земле, которую не было видно из-за облачности. Пилот, планируя кругами, пытался запустить двигатели. Когда машина вынырнула из облаков, отклонившись от курса, под ней оказался огромный город — Берлин.

В тот момент это был не просто город, а передовая «холодной войны». Разделенный на восточную и западную часть, он был границей двух политических систем, где любой мало-мальски серьезный инцидент был чреват непредсказуемыми последствиями.

Рабочий, трудившийся на одном из высотных зданий в Западном Берлине, потом рассказывал — он увидел, как из-за облаков появился самолет, который стремительно терял высоту. Летчик пытался выровнять полет, но ему это не удавалось.

Счет пошел на секунды. В такой ситуации экипаж должен был катапультироваться. Но машина, почти потерявшая остатки управления, падала на густонаселенные кварталы Берлина. Это означало гибель сотен людей на земле.

Борис Капустин принимает решение уводить Як-28 на окраину.

— Юра, тебе надо прыгать, — сказал командир.

— Борис Владиславович, я с вами, — ответил штурман.

Этот ответ не был бездумной бравадой или бахвальством. Юрий Янов знал — его катапультирование нарушит аэродинамику падающего самолета, и удерживать его в воздухе дальше, а значит, увести от людей, пилот не сможет. Поэтому он остался со своим командиром.

Трофей британского командования

Был еще шанс направить самолет на лес, расположенный неподалеку, что должно было позволить катапультироваться обоим. Но лес оказался кладбищем, которое как раз в тот день было заполнено живыми людьми — в день Пасхи немцы навещали умерших родственников.

В середине 1960-х высота катапультирования была ограниченной, и пока Як-28 уходил на окраину, она стала ниже предельно допустимой.

Борис Капустин не сдавался. Последним шансом оставалось приводнение на реку Хафель или озеро Штессензее. Невероятными усилиями летчик довел самолет до воды.

Но перед самолетом выросла дамба с шоссе, по которому проносились автомобили. Последним усилием Капустин сумел поднять Як-28 над дамбой, спасая жизни автомобилистам. Потерявший скорость самолет с большим наклоном ушел под воду, зарывшись в глубокий слой ила на дне озера Штессензее.

Як-28 упал в английском секторе Берлина, всего в нескольких сотнях метрах от советской зоны. Однако в Восточном Берлине об этом не знали — двое суток советские и восточногерманские военные искали пропавший самолет.

В это время английские водолазы разрезали Як-28 по частям и вывозили его на берег. Для британских военных это был прежде всего ценный трофей, позволявший изучить военные секреты противника.

На вторые сутки британцы подняли тела погибших членов экипажа.

С героями прощалась вся Восточная Германия

8 апреля состоялась траурная церемония передачи останков советских летчиков представителям Группы советских войск в Германии. Для передачи тел погибших воинов из Великобритании прибыл королевский оркестр.

На прощание с Борисом Капустиным и Юрием Яновым каждый город Восточной Германии прислал свою делегацию. Людей, желающих отдать последние почести, было столько, что несколько часов, пока на аэродроме готовились к отправке останков летчиков в СССР, колонна граждан ГДР с венками и цветами двигалась непрерывно.

Бургомистр Западного Берлина Вилли Брандт сказал: «Мы можем исходить из предположения, что оба они в решающие минуты сознавали опасность падения в густонаселённые районы, и повернули самолёт в сторону озера Штессензее. Это означало отказ от собственного спасения. Я это говорю с благодарным признанием жертве, предотвратившей катастрофу».

Бориса Капустина похоронили в Ростове-на-Дону, в один день с отцом, который не пережил горя. У летчика остались жена и сын.

С Юрием Яновым прощались в Вязьме. У него остались жена и двое детей.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1966 года Борис Капустин и Юрий Янов награждёны орденами Красного Знамени посмертно.

«Огромное небо одно на двоих»

В Советском Союзе о трагедиях в авиации вообще, и в военной особенно, писали крайне редко и мало. Но катастрофу над Берлином советские СМИ освещали подробно.

В 1967 году поэт Роберт Рождественский написал стихотворение «Огромное небо», в основу которого легла история Бориса Капустина и Юрия Янова. Рождественский обратился к композитору Оскару Фельцману , который написал музыку.

Песня «Огромное небо» вошла в репертуар многих известных советских исполнителей.

Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя:
В одной эскадрилье служили друзья.
И было на службе и в сердце у них
Огромное небо, огромное небо,
Огромное небо одно на двоих…

Песню помнят и через полвека, хотя многие сегодняшние россияне совершенно не представляют, какому событию она посвящена.

История Бориса Капустина и Юрия Янова была не единственной. Есть еще несколько случаев, когда летчики гибнущих самолетов, отказываясь от собственного спасения, уводили машины подальше от людей. Песня «Огромное небо» стала памятью обо всех них.

Память немцев оказалась крепче

30 марта 2001 года, уже в другую эпоху и других политических реалиях, в Берлине прошли торжественные мероприятия в честь 35-летия подвига советских летчиков.

На бывшем советском военном аэродроме, с которого ушел в свой последний полет Як-28, теперь расположен авиамузей. В 2001 году там открыли обелиск с надписью: «Памяти всех жертв холодной войны. Они отдали свои жизни, чтобы спасти других людей. Старший лейтенант Янов. Капитан Капустин. 6 апреля 1966 года».

На Родине Капустина и Янова к памяти о своих героях отнеслись куда менее бережно. На сломе эпох журналист одного федерального издания решил, что погибшие пилоты — отличный повод для сенсации. Появилась статья, в которой говорилось, что причиной катастрофы стало хулиганство экипажа, едва не приведшее к Третьей мировой войне. На самом деле комиссия, расследовавшая катастрофу, пришла к однозначному выводу — причиной стал заводской дефект, и летчики в происшедшем не виноваты абсолютно.

Галине Капустиной, вдове летчика, пришлось обращаться с иском в суд. Она выиграла процесс и добилась письменных извинений, но дело было уже сделано. Кое-кто и сегодня предпочитает верить той публикации.

В могиле лежат посреди тишины
Отличные парни отличной страны.
Светло и торжественно смотрит на них
Огромное небо, огромное небо,
Огромное небо — одно на двоих!