Вообще, что касается понятия «мышление», то следует отметить несколько взглядов.
Во-первых, как указывает толковый словарь С.И.Ожегова, мышление – это «способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях».
Разберем это понятие. Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось лишь показаниями его анализаторов. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. То, что у фигуры четыре угла доказывать не надо, так как мы это видим с помощью анализатора (зрения). А вот, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, мы не можем ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать. Такого рода понятие является опосредованным.
Таким образом, мышление есть опосредованное познание. Так же мышление есть познание отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Для того чтобы выявить эти связи, человек прибегает к мыслительным операциям – сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения, выводы.
И, наконец, мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений.
И этот процесс вполне доступен детям. Как показывают исследования В.В.Давыдова, дети младшего школьного возраста вполне могут овладевать элементами алгебры, например, устанавливать отношения между величинами. Для выявления отношений между величинами оказалось необходимым моделирование этих отношений – выражение их в другой материальной форме, при которой они выступают как бы в очищенном виде и становятся ориентировочной основой действий.
В психологической науке различают такие формы мышления, как:
понятия;
суждения;
умозаключения.
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определенные размеры - длину сторон и площадь, определенную величину углов, форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные признаки отличают один треугольник от другого; при изменении их треугольник не перестанет быть треугольником. Равно и каждое отдельное дерево обладает и такими признаками, которые позволяют отличить его от кустарника, травы (т. е. существенными признаками), например наличием ствола, и такими, которые отличают одно дерево от другого, например возраст, количество ветвей, сохранность коры, наличие дупла и т. д.
Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:
общими и единичными;
конкретными и абстрактными;
эмпирическими и теоретическими.
Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки. В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе, понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.
Каждое новое поколение людей усваивает научные, технические, моральные, эстетические и другие понятия, выработанные обществом в процессе исторического развития. Усвоить понятие - это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.
Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает (кроме, разумеется, слов, обозначающих имена собственные). В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.
Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как «Ученик знает урок» или «Психика есть функция мозга». К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: «Это слово не глагол» или «Эта река несудоходна».
Например, суждение: «Металлы при нагревании расширяются» - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.
По горизонтали :
Совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду.
Система взглядов, воззрений на природу и общество
Выражение представлений человека об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания
5. Постижение действительности сознанием
6. Существо, противостоящее внешнему миру, как объект познания
7. Древнее народное сказание о легендарных героях, о происхождении явлений природы
9. Совокупность достижений человека в производственном, общественном и духовном отношении
11. Совокупность людей, объединенных способом материальных благ на определенной ступени исторического развития
12. Поступательно движение вперед, улучшение в процессе развития
15. Ступень общественного развития и материальной культуры
16. Развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения кого(чего)-нибудь, подготавливающий качественные изменения
18. Человеческая общность как результат исторически сложившихся форм деятельности людей
20. Человек, сосредоточенный на собственном внутреннем мире
22. Умение одного человека увлечь делом или идеей многих
23. Социальный пол, определяющий человека в обществе и то, как это поведение воспринимается
24. Процесс объединения частей в целое
27. Философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания
29. Способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях
31. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда
32. Упадок в развитии чего-либо; движение назад
По вертикали :
3. Способность мыслить, рассуждать и определять своё отношение к действительности как свойство высшей нервной деятельности человека
Взаимоотношение между людьми, характеризующееся явной или скрытой борьбой
8. Совокупность значений, придаваемых, так или иначе, элементам какой-либо естественнонаучной или абстрактной дедуктивной теории
10. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления
13. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений
14. Отдельно взятый человек, представитель человеческого рода
17. Относительно устоявшийся шаблон мышления
19. Право и возможность распоряжаться кем(чем)-либо, подчинять своей воле
21. Целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения
25. Преобразование, изменение чего-либо
28. Человечность в общественной деятельности, в отношении к людям
30. Система взглядов, идей, представлений, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности
Ответы :
1. сотрудничество 2. мировоззрение 3. субъективность 5. знание 6. субъект 7. миф 9. культура 11. общество 12. прогресс 15. цивилизация 16. эволюция 18. социум 20. интроверт 22. лидерство 23. гендер 24. интеграция 26. харизма 27. эмпиризм 29. мышление 31. человек 32. регресс | 3. сознание 4. соперничество 8. интерпретация 10. философия 13. гипотеза 14. индивид 17. стереотип 19. власть 21. труд 25. реформа 28. гуманизм 30. идеология |
Мыслительные процессы
Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.
Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза. Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности. Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления. Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.
Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.
Особенности мышления младших школьников
Современный уровень развития общества и соответственно сведения, почерпнутые из различных источников информации, вызывают потребность уже у младших школьников вскрыть причины и сущность явлений, объяснить их, т.е. отвлеченно мыслить.
Вопрос об умственных возможностях младшего школьника в разное время решался по-разному.
В результате ряда исследований выяснилось, что умственные возможности ребенка шире, чем предполагалось ранее, и при создании условий, то есть при специальной методической организации обучения, младший школьник может усваивать абстрактный теоретический материал.
Вообще, что касается понятия «мышление», то следует отметить несколько взглядов.
Во-первых, как указывает толковый словарь С.И.Ожегова, мышление - это “способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях”. Разберем это понятие.
Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось лишь показаниями его анализаторов. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. То, что у фигуры четыре угла доказывать не надо, так как мы это видим с помощью анализатора (зрения). А вот, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, мы не можем ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать. Такого рода понятие является опосредованным.
Таким образом, мышление есть опосредованное познание.
Так же мышление есть познание отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Для того чтобы выявить эти связи, человек прибегает к мыслительным операциям - сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения, выводы.
И, наконец, мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений.
И этот процесс вполне доступен детям. Как показывают исследования В.В.Давыдова, дети младшего школьного возраста вполне могут овладевать элементами алгебры, например, устанавливать отношения между величинами. Для выявления отношений между величинами оказалось необходимым моделирование этих отношений - выражение их в другой материальной форме, при которой они выступают как бы в очищенном виде и становятся ориентировочной основой действий.
МЫШЛЕ́НИЕ
1. Способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
"Мозг - орган мышления"
Основные операции мышления
Основные виды умственных операций:
Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.
Понятийное мышление - это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.
Образное мышление - это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы
Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.
Наглядно-образное мышление - это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Наглядно-действенное мышление - это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
Основные формы мышления
Понятие - это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Принято различать общие и единичные понятия.
Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Например, понятия «стул», «здание», «болезнь», «человек» и др. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.
Единичными называются понятия, обозначающие какой-либо один предмет. Например, «Енисей», «Венера», «Саратов» и др. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Например, в понятие «Енисей» входит то, что это река, которая течет по территории России.
Другой существенной особенностью понимания является обоснованность, т. е. осознание оснований, в силу которых наше понимание предмета или явления надо считать правильным. Следует отметить, что не всякое понимание мы можем обосновать. Бывают случаи, когда мы не можем доказать истинность наших суждений.
Существует несколько видов понимания. Во-первых, это непосредственное понимание. Для него характерно то, что оно достигается сразу, почти моментально, не требуя значительных усилий. Во-вторых, это опосредованное, или дискурсивное понимание. Данный вид понимания характеризуется наличием значительных усилий, которые мы прилагаем к тому, чтобы достичь понимания какого-либо предмета или явления. Такой вид понимания предполагает наличие ряда умственных операций, в числе которых сравнение, различение, анализ, синтез и др.
Однако в процессе нашего оперирования разнообразными суждениями с использованием определенных умственных операций может возникнуть еще одна форма мышления - умозаключение. Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой\
Основные виды умственных операций
К основным видам умственных операций относятся: сравнение, анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция.
Сравнение. Операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира называется сравнением. Когда мы смотрим на два предмета, мы всегда замечаем, в чем они похожи или в чем они различаются.
Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными. Следует отметить, что именно из-за этого одни и те же предметы в одном случае мы считаем похожими друг на друга, а в другом случае мы не видим между ними никакого сходства. Например, если раскладывать предметы гардероба по признаку цвета и по признаку назначения, то в каждом из этих случаев набор вещей на одной полке будет другим.
Операцию сравнения мы всегда можем осуществить двумя путями; непосредственно или опосредованно. Когда мы можем сравнить два предмета или явления, воспринимая их одновременно, мы используем непосредственное сравнение. В тех случаях, когда мы осуществляем сравнение путем умозаключения, мы используем опосредованное сравнение. При опосредованном сравнении для построения нашего умозаключения мы используем косвенные признаки. Например, ребенок для того чтобы определить, насколько он вырос, сопоставляет свой рост с отметками на косяке двери.
Абстракция и конкретизация. Абстракция - это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. Суть абстракции как мыслительной операции состоит в том, что, воспринимая какой-либо предмет и выделяя в нем определенную часть, мы должны рассматривать выделенную часть или свойство независимо от других частей и свойств
Индукция и дедукция. В мыслительных операциях принято различать два основных вида умозаключений: индуктивные, или индукцию, и дедуктивные, или дедукцию.
Индукция - это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. что в процессе индукции мы можем допустить определенные ошибки и сделанное нами умозаключение может оказаться недостаточно достоверным. Достоверность индуктивного умозаключения достигается не только за счет увеличения количества случаев, на котором оно строится, но и за счет использования разнообразных примеров, в которых варьируют несущественные признаки предметов и явлений
Дедукция - это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения. Например, зная то, что на три делятся все числа, сумма цифр которых кратна трем, мы можем утверждать, что число 412815 разделится на три. В то же время зная, что все березы сбрасывают листву на зиму, мы можем быть уверены в том, что какая-либо отдельная береза зимой также будет без листвы. . Благодаря дедукции мы можем использовать знание общих закономерностей для предвидения конкретных фактов. Например, опираясь на знание причин, вызывающих ту или иную болезнь, медицина строит свои профилактические мероприятия по предупреждению данного заболевания.
Учитель добивается не понимания смысла задачи учеником и формирования путей поиска самостоятельного решения, а обучает его тому, как использовать на практике уже имеющиеся пути решения. В результате этого у ученика формируются навыки практического мышления.
Однако бывают случаи, когда человек с высокоразвитым мышлением пытается решить задачи, не похожие ни на одну из известных, не имеющие готового пути решения. Для решения подобных задач мы должны обратиться к возможностям нашего творческого мышления.
Мыслительные процессы
Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация . Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.
Анализ и синтез
Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.
Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.
Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.
Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений.
Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.
Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.
Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.
Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.
Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.
Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.
Обобщение , таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.
Психические процессы и свойства личности: язык и речь
1. Речь и язык. Этапы развития и и физиологические основы речи.
Слово и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики. Исследования психологов и физиологов показали,что слово связано со всеми проявлениями психики человека. На уровне ощущений речь влияет на пороги чувствительности, т. е. определяет условия прохождения стимула. Структура языка откладывает отпечаток на структуру восприятия. Выделение предмета из фона, образование целостного образа зависит от задачи восприятия, поставленной словесно. Представление вызывается словом и тесно с ним связано. Чувства человека вызываются не только объектами материального мира: слово может ободрить человека и уязвить, унизить и возвысить. Намерения как компонент личности и воли выражаются в слове. Особенно тесная связь существует между мышлением и речью. Мысль существует в слове.
Понятие о языке и речи.
Язык - это система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли.
Язык включает слова с их значениями и синтаксис (набор правил, по которым строятся предложения). Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из них строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества.
В словарном запасе языка сохранены знания о мире данной общности людей, которые пользуются ими.
Язык, который не употребляется для живого речевого общения, но который сохранился в письменных источниках, называют мертвым.
Язык может пережить создавшее его общество и выступать ценнейшим памятником культуры исчезнувшей цивилизации.
Речь - процесс общения посредством языка. Предметом психологического изучения является речь.
Отличие языка и речи следующие:
Язык -объективное явление жизни общества,он, един для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми.
Существуют нормативные правила произношения и грамматики, стилистики данного языка.
(Кстати, в общении человек использует незначительную часть языкового богатства. Даже в языке великих писателей насчитывают от 10000 до 20000 слов, в то время как язык заключает несколько сот тысяч слов. Речь отдельного человека обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам речи можно идентифицировать личность).
Этапы развития речи
Развитие речи шло по линии:
Комплексная кинетическая речь (около 0,5 млн. лет тому назад) - передача информации с использованием движения тела; при этом движения общения и движения, связанные с трудом не дифференцируются друг от друга;
Ручная кинетическая речь (язык жестов) - более дифференцирован (и сечас им активно пользуются глухонемые);
Звуковая речь (более 100 000 л. назад) - в виде отдельных слов;
Создание письменности.
В свою очередь, этапы развития письменности следующие:
Рисуночное пиктографическое письмо (ок. 4000 лет до н.э.)
Рассказ в картинках;
Идеаграфическое письмо (посредством иероглифов) (так, китайский иероглиф, означающий "кризис", состоит из двух символов: один означает"опасность", другой - "удобный случай";
Собственно буквенное письмо (Оно было изобретено древними финикийцами и получило название алфабетического письма и тесно связано с устной речью: графемой (буквой) обозначается фонема (звук речи).
Небольшим количеством графем можно выразить письменно любую мысль.
Физиологические основы речи.
Системы обеспечения речи подразделяются на периферические и центральные.
К центральным относятся структуры г.м., а к периферическим
Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово.
Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. Нарушение взаимодействия ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов.
В коре головного мозга выделяют слуховой центр речи (центр Вернике) (левое полушарие, височная доля). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла (сенсорная афазия).
Существует и двигательный центр (центр Брока) (левое полушарие, лобная доля). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппарата производства речи (моторная афазия). Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее отдельных слов.
2. Классификация видов речи.
В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь подразделяется на устную (диалогическую и монологическую) и письменную.
Диалогическая речь. Диалог - это непосредственное общение двух или нескольких человек.
Особенности диалога.
Во-первых, диалог-речь поддерживаемая.
Во-вторых, диалог ведется при непосредственном контакте говорящих. (Разговаривающие воздействуют друг на друга жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса, часто совместно наблюдают за обсуждаемым предметом).
В-третьих, в диалоге обсуждается наличная ситуация. (Предмет, который обсуждают, нередко дан в восприятии или существует в совместной деятельности).
Тематически направленный диалог называется беседой.
Целью беседы может быть выяснение уровня знаний, воздействие на слушателей: убеждение, внушающее воздействие.
Монологическая речь. Разговор одного лица. Его особенности:
Он непрерывен (поэтому активное экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие осуществляется выступающим);
Он должен быть последователен и доказателен;
В нем должна правильно употребляться грамматика.
В диалогической речи не так заметны обмолвки, незаконченные фразы, неточное употребление слов. Ситуация взаимного общения сглаживает перечисленные недочеты.
Виды монолога:
Устный рассказ (Наиболее древней, первоначальной формой монолога является устный рассказ. В рассказе говорящий передает в описательной форме виденное, слышанное или познанное им, неизвестное для слушателей).
Лекция. (в ней дается не только описание явлений, но и ведется доказательство тех или иных научных положений).
Доклад и речь (выступление). (Доклад-продуманное устное сообщение по определенному вопросу, основанное на сообщении фактического материала и его обобщении. Например, доклад директора школы об" итогах учебного года, доклад о результатах проведенного научного эксперимента и т. д. Задача речи иная - она должна пробуждать определенную, мысль и доходить до сердца слушателей. В речи объясняется, разъясняется что-либо по поводу события, случая, торжества. Это, например, речь директора школы в связи с началом учебного года, речь при открытии памятника).
Развитие таких средств массовой коммуникации, как радио и телевидение, создало наиболее трудную форму монологической речи
Выступление перед микрофоном и телевизионной камерой.
Монологическая речь во всех ее формах требует подготовки.
Письменная речь.
Письменная речь появилась позже устной и была связана с потребностью закрепить на более долгий срок, передать потомкам сведения о тех или иных событиях.
Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего ее, кроме самого слова и организующих предложение знаков препинания.
Письменная речь обращена к самому широкому кругу читателей.
Письменная речь позволяет приобщиться к мировой культуре.
Внутренняя речь.
Внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Внутренняя речь - разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются
действия.
Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннеепроговорившие и собственно внутреннюю речь.
Внутренняя речь отличается по структуре от внешней речи тем, что она свернута, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения.
Внутренняя речь, как и внешняя, существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ.
В отличие от собственно внутренней речи внутреннее проговаривание совпадает по структуре с внешней речью. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Функции речи.
Выражение (отношение к тому, о чем говорится);
Воздействие (побуждение других людей к определенному действию (приказ, призыв, убеждение));
Сообщения (обмен мыслями и информацией при помощи слов)
Обозначение (название предмета, действия, состояния) - эта функция отличает речь человека от животных;
Обобщение (слово обозначает не только данный предмет, но и и группу сходных преметов и то общее, что присуще им). Если функция обозначения устанавливает связь слова со всеми образами сознания, то обобщение выражает тесную связь речи с мышлением. Речь является формой, существования мысли, наиболее адекватной для абстрактно-логического мышления.
(Результат речи зависит от того, как это было сказано. Так, в древности одному правителю приснился сон: один за другим у него выпали зубы. Он призвал толкователя сновидений. Тот сказал, "Я должен сообщить тебе дурную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких". Правитель разгневался и пригласил другого толкователя. Тот сказал "У меня для тебя хорошие вести. Ты будешь жить долго, дольше, чем все другие члены твоей семьи. Ты переживешь их всех. Правитель наградил толкователя. Дело не только в том, чтобы понять и сказать, но и удобным образом представить содержание).
3. Речевые свойства личности.
Направленность личности и стиль речи.
В речи раскрывается направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения. Во-первых, направленность личности определяет содержание, предмет разговоров человека. Во-вторых, к предмету своих интересов человек возвращается многократно и в мыслях и в общении.
Для характеристики культурного уровня человека используется понятие стиль речи.
Самым низшим стилем является неорганизованный разговорный стиль речи, в котором говорящий употребляет неточные слова и выражения, много междометий и слов-сорняков.
На основе разговорной диалогической речи возникает образно-эмоциональный стиль. Для него характерны чистота языка, образность выражений, точная передача мысли и слова без использования научной терминологии.
Научно-деловой стиль речи сложился в процессе научного общения. Этот стиль речи более сух, менее богат образными выражениями. Для него характерно включение большого количества научной терминологии.
Во всех трех речевых стилях выражается профессиональная деятельность человека. Это сказывается в подборе слов (лексике),характере сравнений, образов.
Речь не только общение, но и процесс взаимного воздействия людей, принимающих участие в процессе общения.
Морально-волевые качества личности, темперамент и речь.
В речи проявляются морально-волевые качества личности. В ней также проявляются уверенность, убежденность, робость,
почтительность, наглость, уважение. В содержании высказываний человека проявляются черты характера.
Важным моментом является волевая саморегуляция речи. На речь влияют чувства человека.
Еще в "Книге занимательных историй", написанной Абуль-Фараджем в 13 в., даются советы, как распознать человека по речи:
"Тот, кто разговаривает, постепенно понижая голос, несоменно, чем-то глубоко опечален; кто всегда говорит слабым голосом - робок, как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, глуп, как коза".
Температмент и характер
1. ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ. Под темпераментом понимаются природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.
Т. (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение черт) - х-ка индивида со стороны динамических особенностей его психики (темп, быстрота, ритм, интенсивность).
Ведущими компонентами т. являются:
Общая психическая активность индивида (стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; она колеблется от вялости, инертности, созерцательности - до энергичности, стремительности действий, постоянного подъема);
Двигательный (моторный компонент (быстрота, резкость, ритм, сила, амплитуда иышечных движений и особенностей речи);
Эмоциональность (х-ся особенностями возникновения, протекания и прекращения разнообразных эмоций); к ней в первую очередь относятся впечатлительность (эмоциональная чувствительность), импульсивность (быстрота возникновения и проявления эмоций без взвешивания их последствий) и эмоциаональная лабильность (скорость переключения с одного вида переживаний на другие).
Особенности т.:
Обусловлен биологической организацией индивида;
Влияет на х-р психических проявлений индивида (эмоциональные проявления, мыслительные процессы, темп и ритм речи);
От т. не зависят социально обусловленные х-ки человека (интересы, установки, увлечения).
Учение о темпераменте.
Гуморальная теория Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Одна из жидкостей преобладает, что и определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Так, холерический темперамент происходит от слова chole (желчь), сангвинический-от sanguis (кровь), флегматический - от phlegma (слизь), меланхолический - от melan chole (черная желчь).
Конституциональные типологии (зависимость темперамента от х-ра телосложения):
- Э.Кречмер (его учение приобрело особую популярность в Ев-
ропе).
Нейродинамическая теория
Теория темперамента И.П. Павлова (в зависимости от соотношения основных нервных процессов - силы, уравновешенности и подвижности выделял следующие типы:
Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный);
Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный);
Флегматик (сильный, уравновешенный, малоподвижный);
Меланхолик (слабый, неуравновешенный, слабоподвижный)
Но кроме них существует еще множество промежуточных типов.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку.
Уравновешенность - это баланс процессов возбуждения и торможения. Эти процессы могут быть уравновешены друг с другом по силе, а могут быть неуравновешенными- один из них может быть более сильным, чем другой.
Подвижность-это быстрота смены одного процесса другим. Он обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств.
Темперамент не определяет способности и одаренность человека.
Так, у А.С.Пушкина был холерический темперамент, у А.И.Герцена - сангвинический, у И.В.Гоголя и В.А.Жуковского - меланхолический, у И.А.Крылова и И.А.Гончарова - флегматический. А.В.Суворов - холерик, М.И.Кутузов - флегматик.
2. Краткая х-ка темпераментов (по И.П.Павлову):
Павлов отождествлял тип нервной деятельности и темперамент. Однако тип нервной деятельности не всегда совпадает с типом темперамента. Тип нервной деятельности следует рассматривать в качестве задатка темперамента. Так, установлено, что при прочих равных условиях пассивно-оборонительное поведение преимущественно наблюдается у животных со слабым типом нервной системы, а агрессивное поведение - у сильных неуравновешенных особей.
Темперамент проявляется в эмоциональных, мыслительных и волевых процессах. Когда говорят о темпераменте человека, то имеют в виду не динамику изолированных психологических процессов, а весь синдром (систему) динамических особенностей целостного поведения личности.
Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, неуравновешенностью поведения, вспыльчивостью, агрессивеностью, энергичностью в деятельности. Для них характерна цикличность в работе. Они со всей страстью способны отдаваться делу, увлечься им. В это время они готовы преодолеть любые трудности и препятствия на пути к цели. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности и они ничего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.
Сангвинический темперамент. Горячие, продуктивные, но лишь тогда, когда у него есть интересное дело. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым.
Для сангвиника характерна большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке. В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность, он может так же быстро остыть, как и быстро увлечься, если дело его перестает интересовать, если оно требует кропотливости и терпения, если оно имеет будничный характер.
У сангвиника эмоции легко возникают, легко сменяются. Сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко
переключает внимание. Продуктивен при динамической и разнообразной работе. Работа, требующая быстрой реакции, а вместе с тем уравновешенности, больше всего подходит ему.
Флегматический темперамент.
Флегматик-спокойный, уравновешенный, всегда ровный; настойчивый и упорный труженик жизни. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику легко оставаться спокойным в любых условиях.
Флегматик солиден, он не тратит напрасно сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать.
Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, он недостаточно гибкий. Флегматики особенно подходят к работе, требующей методичности, хладнокровия и длительной работоспособности.
Меланхолический темперамент. Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, повышенной ранимостью. Меланхолики замкнуты, особенно если встречаются с новыми людьми, нерешительны в трудных обстоятельствах, испытывают сильный страх в опасных ситуациях.
Слабость нервных процессов приводит к тому, что всякое сильное воздействие затормаживает деятельность меланхолика, и у него возникает запредельное торможение. И слабое раздражение субъективно переживается им как сильное воздействие, а потому меланхолик склонен отдаваться переживанию по незначительному поводу.
В привычной обстановке, и в особенности в хорошем, дружеском коллективе, меланхолик может быть довольно контактным человеком, успешно вести порученное дело, проявлять настойчивость и преодолевать трудности.
3. Взаимосвязь темперамента с другими характеристиками личности.
Спокойный, ровный флегматик при известных обстоятельствах проявляет эмоциональный взрыв и ведет себя как холерик, а холерик в определенных условиях проявляет себя как меланхолик: переживает чувство подавленности, неуверенности и т. п. Подобные наблюдения привели некоторых психологов к выводам, что имеются промежуточне типы.
Для холерика типично состояние подъема или аффективности, для флегматика - спокойной сдержанности, для меланхолика - неуверенности и т. п.
Темперамент и деятельность.
В одних случаях деятельность требует сильных и быстрых реакций, в других-плавных и медленных действий. Каждый род деятельности имеет свой темп и динамику, и человек, включаясь в ту или иную деятельность, неизбежно развивает у себя требуемые ею качества.
Формирование индивидуальных стилей деятельности позволяет человеку с любым типом темперамента работать по любой профессии, не относящейся к экстремальной деятельности.
Темперамент и отношения.
Картина поведения человека часто определяется отношениями человека к задаче или к другому лицу, предъявляющему требования, зависят от интересов, потребностей и ориентации личности.
При положительном отношении к делу ускоряются темп и ритм работы, человек трудится с большей энергией, долго не утомляется. И наоборот, при отрицательном отношении наблюдается замедленный темп работы, быстро наступает ощущение утомления, тонус деятельности падает. Особенно ярко обнаруживается зависимость динамики и тонуса эмоциональной жизни от отношений личности к различным событиям жизни.
На проявления темперамента накладывает отпечаток культура поведения.
Так, есть люди, которые не только не хотят сдерживать себя, и специально вызывают у себя вспышки гнева, радости, отчаяния и т. д.
Культура состоит в том, что человек строит свое поведение в соответствии с принятой в обществе моралью.
Кроме моральных качеств, огромное значение в регуляции поведения имеет воля.
Темперамент накладывает отпечаток и на волю. На основе флегматического темперамента скорее может сформироваться методическая, интеллектуальная форма воли; на основе холерического-эмоционально-порывистая воля. Волевые качества характера позволяют овладеть свойствами темперамента и регулировать его проявление в процессе деятельности.
Твердая воля позволяет человеку сдерживать и даже "снимать" импульсивность, овладевать своими эмоциями.
Способы выявления темперамента:
По характеру активности и эмоциональности (внешние проявления);
При помощи специальных опросников.
Характер, его структура. Индивидуальное и типическое в характере.
ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ.
Характер (от греческого charakter - печать, чеканка) - совокупность ярко выраженных и относительно устойчивых черт человека, накладывающие отпечаток на его поведение и поступки.
В жизни человека обычно характеризуют как эгоиста или как коллективиста, доброго или скупого, деликатного или грубого, решительного или нерешительного, настойчивого, внушаемого или самостоятельного, мужественного или паникера, скромного или хвастливого, горячего или холодного и т. п.
Характер - это целостное образование, включающее самые разнообразные свойства психического склада личности.
Х. отражает как те условия, в которых человек живет, так и направленность воспитания.
На формирование особенностей Х. влияют:
Условия жизни и деятельности (в настоящем или прошлом);
Особенности воспитания;
Состояние здоровья человека;
Тип ВНД.
Х. проявляется в:
Поступках и действиях;
В речи (ее особенностях);
Мимике (внешний облик, прежде всего особенности лица);
Пантомимике (поза, походка).
- в одежде и т.п.
Значение х.:
Он влияет на успешность проф. деятельности;
На жизнь малых соц. групп (семья, коллектив);
На состояние здоровья
К основным группам черт характера относят:
Моральные (чуткость, внимание, деликатность);
Волевые (решительность, настойчивость, твердость);
Эмоциональные (вспыльчивость, страстность, нежность).
Свойства положительного характера:
Моральная воспитанность характера. Она характеризует человека со стороны направленностй и формы поведения.
Полнота характера. Она свидетельствует о разносторонности стремлений и увлечений человека, разнообразии деятельности.
Определенность характера. Она выражается в устойчивости поведения.
Сила характера. Это энергия, с какой человек преследует поставленные перед собой цели
Твердость характера. Она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений.
Уравновешенность характера. Это наиболее оптимальное для
деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности и активности.
Характер формируется в процессе познания и практической деятельности.
От круга впечатлений и разнообразия деятельности зависят полнота и сила характера.
Характер конкретного человека отражает как те общественно-исторические условия, в которых он живет, так и направленность воспитания, поскольку и первое и второе условия детерминируют определенные черты характера личности.
Пути изменения характера:
Самовоспитание
Воспитание (конструктивная критика, стимулирование поведения моральными и материальными средствами и т.п.)
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ТИПИЧЕСКОЕ В ХАРАКТЕРЕ
Характер - общественно-историческое явление. Не может быть характеров вне времени и пространства.
Есть определенные характеры определенных исторических эпох, характеры конкретных личностей.
Личность как носитель характера является членом общества и связана с ним различными отношениями. Являясь членом общества, а в классовом обществе-членом класса, личность находится в определенных экономических, политическйх и культурных условиях, общих как для нее, так и для многих других людей - членов этого общества, класса. Эти условия формируют общие типические черты характера.
Так, люди одной нации в известной мере разделяют сложившиеся на протяжении поколений национальные условия жизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта, развиваются под влиянием сложившейся национальной культуры, языка. Поэтому люди одной нации по образу жизни, по привычкам, нравам и характеру отличаются от людей другой нации.
Индивидуальное в характере человека.
Наряду с общими условиями, имеются и своеобразно индивидуальные условия жизни и воспитании каждого отдельного человека.
Существуют различия в быте семьи, интересах различных семей, важное значение имеют профессионально-трудовые различия. Все это не может не отражаться на характере человека.
Различия в быту, а тем самым и различия в потребностях, вкусах определяют индивидуальные особенности у людей одного и того же общества, одной и той же прослойки населения.
Типическое и типы характера. Совокупность отличительных существенных, типических черт образует тип характера, который отражает типичные условия жизни людей.
Каждая социальная эпоха выдвигает на арену общественной деятельности определенный "типический характер". Феодализм, например, выдвигает тип характера рыцаря, торговца, крестьянина; капитаизм-типические характеры буржуа и рабочего.
Тип характера - относительно устойчивое образование, но он вместе с тем и пластичен. Под влиянием обстоятельств жизни,
воспитания, требований общества и требований человека к самому
себе тип характера развивается и изменяется.
Способности. Социальные роли личности. Субъект и ситуация.
ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ. Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности.
При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.
В отечественной психологии используется третий подход.
Так Б.М.Теплов выделил следующие три основные признака понятия "способность".
Во-первых, под способностями понимаются индвд.-психолог. особенности, отличающие одного чел. от другого (никто не станет говорить способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны);
Во-вторых, к способностям относят лишь те индивидуально-психологические особенности, которые обеспечивают успешность деятельности;
В-третьих, способности не сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способности существуют только в развитии.
Успешное выполнение деятельности зависит как правило от комплекса способностей (возможна компенсация слабо выраженных способностей другими).
Классификация способностей
Естественные (те, что общие для человека и животных) - восприятие, память, возможность к элементарной коммуникации;
Специфически человеческие (имеющие социально-историческое происхождение). Они подразделяются на общие и специальные.
Под общими способностями понимается такая система индивидуальноволевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.
Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.
К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности.
Специальные способности органически связаны с общими. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей, при известных условиях, положительно влияет на развитие интеллекта.
Кроме того есть подразделения специфических способностей на практические и теоретические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
Четыре подхода к определению репродуктивных и творческих способностей.
1. Все зависит от мотивации, ценности, личностных черт (А.Маслоу и др.). Основными чертами творческой личности являются:
Когнитивная одаренность;
Чувствительность к проблемам;
Независимость суждений.
2. Креативность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Гилфорд, Тейлор, Я.А.Пономарев).
3. Теория интеллектуального порога Е.Торранса: взаимосвязь между уровнем интеллекта и творческими способностями следующая:
если ИК ниже 115-120, то интеллект и креативность образуют один фактор,
если более 120 - то креативность явлется отдельным фактором. Т.е., нет творческих личностей с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
4. Высокий уровень развития иинтеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот ((Д.Векслер, Г.Айзенк, А.Термен).
Наиболее общепринятой является третья точка зрения.
Уровни развития способностей:
Задатки (анатомо-физиологические предпосылки к деятельности);
Одаренность (своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее быстрое и успешное овладение деятельностью);
Талант (деятельность талантливого человека отличается новизной и оригинальностью; талант всегда связан с группой способностей);
Гениальность. О ней говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Считается, что за 5000 лет цивилизации гениальных людей было не более 400 человек (Аристотель, М.В.Ломоносов. Р.Декарт. Леонардо да Винчи. Г.В.Лейбниц).
Творческие способности и помешательство.
Первые работы в области соотношения гениальности и помешательства принадлежат итальянскому психиатру Чезаре Ломброзо. Он собрал многочисленные сведения о психопатологических проявлениях выдающихся людей. В его списках гениев было много эпилептиков, меланхоликов, эксцентричных личностей, самоубийц, наркоманов и алкоголиков.
Так, 3 наиболее великих полководца прошлого - Ал. Македонский, Юлий Цезарь и Наполеон Боннапарт страдали эпилепсией.
Среди крупных писателей эпилептиками были Достоевский, Петрарка, Мольер, Флобер.
Д.Карсон считает, что гений - носитель рецессивного гена шизофрении. Один ген не вызывает патологии, но в ряде случаев может привести к развитию выдающихся способностей. Доказательство тому - наличие шизофреников среди родственников выдающихся
людей. Так, сын Эйнштейна, родственники Декарта, Паскаля, Ньютона, Фарадея, Дарвина, Платона, Канта, Ницше страдали шизофренией. Это были в основном люди науки.
Люди, достигшие высот в искусстве чаще страдают маниакально-депрессивным психозом. Среди представителей творческих профессий им чаще страдают поэты, затем музыканты, художники, скульпторы и архитекторы.
Однако о связи гения с безумностью следует говорить с осторожностью. Гениальность может быть связана с помешательством, хотя отнюдь не всегда.
Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминами талант и гений . Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающее новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также творит, вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования.
2. Природа способностей и их развитие
Три точки зрения:
С - врожденные, биологически обусловленны (френология);
С - приобретенные (соц. обусловленные - путем обучения, воспитания - Гельвеций);
С - биосоциальны (на уровень их развития влияет и то и другое - Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, А.Н.Леонтьев и др.).
(КОНЦЕПЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ Теория наследственности способностей. В психологии сложились три концепции способностей. Одна из
них утверждает, что способности - биологически детерминированные
свойства личности, их проявление и развитие всецело зависят от
наследованного фонда.
Так, например, Гальтон в XIX веке пытался обосновать наследственность таланта, анализируя биографические данные выдающихся деятелей. Продолжая линию Гальтона в XX веке Коте определял степень одаренности по количеству места, отведенного в энциклопедических словарях известным людям. Гальтон и Коте пришли к выводу, что талант наследуется.
Жизнь опровергает взгляды о наследственной предопределенности способностей. Кроме того, объективный анализ биографий выдающихся людей говорит о другом: в подавляющем большинстве случаев выдающиеся люди вышли из семей, не проявлявших особых дарований, с другой стороны, дети, внуки и правнуки знаменитых людей выдающихся дарований не проявляли. Исключение составляют несколько семей музыкантов и ученых,
Теория приобретенных способностей.
В противоположность первой концепции способностей вторая находит, что способности всецело определяются средой и воспитанием. Так, в XVIII веке Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность.
В новейшее время видный американский ученый У. Эшби утверждает, что способности и даже гениальность определяются приобретенными свойствами и, в частности, тем, какая программа интеллектуальной деятельности была сформирована у человека стихийно и сознательно в процессе обучения в детстве и в последующей жизни. У одного программа позволяет решать творческие задачи, а у другого
Только репродуктивные. Вторым фактором способностей Эшби считает работоспособность. Способный тот, кто после тысячи неудачных попыток делает тысяча первую и приходит к открытию; неспособный тот, кто после второй попытки оставляет задачу нерешенной.
Диалектика приобретенного и природного в способностях.
Более правильную позицию занимают представители третьей концепции способностей.
Эта концепция способностей устанавливает, что человек имеет от природы присущие всем людям возможности человеческого развития. Вместе с тем признается наличие индивидуальных природных задатков, благоприятствующих становлению и развитию тех или иных способностей. Способности формируются в деятельности при благоприятных социальных условиях жизни).
Развитие способностей человека в процессе индивидуального развития (в онтогенезе).
Созревание ЦНС;
Развитие общих и специальных способностей в процессе воспитания, обучения, влияния микро и макроокружения;
Профориентационные мероприятия.
ЗАДАТКИ И СКЛОННОСТИ
Понятие о задатках.
Под задатками следует усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладения деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически определенной деятельностью.
Под задатками понимают первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую себя знать при первых пробах деятельности.
Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем чтобы целенаправленно формировать их способности.
Склонности.
Задатки проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность) .
Склонности - это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Нередко это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность свидетельствует о наличии определенных природных предпосылок к развитию способностей.
Наряду с истинной склонностью имеется и ложная, или мнимая.
При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов. При ложной, или мнимой, склонности этого не отмечается.
Задатки проявляются в легкой восприимчивости и запечатлеваемости того материала, который привлекает, и, главное, в умении конструировать новое, что особенно характерно для большого дарования.
На развитие способностей влияют условия жизни и деятельности, психические особенности человека.
Так, значимые социальные побуждения активизируют личность. На проявление и развитие способностей влияют
Любовь к делу, страстная увлеченность им;
Положительное отношение к избранной деятельности Способствуют развитию способностей такие качества личности,
как трудолюбие, воля, решительность, целеустремленность, высокая
работоспособность.
Так Вовенарг говорил "Усердие и посредственность достигают большего, чем талант без усердия".
На развитие способностей существенное влияние оказывают обучение и воспитание.
Способности могут развиваться стихийно в процессе деятельности, но для этого требуется и больше времени и больше сил. Обучение и воспитание ускоряют этот процесс, так как устраняют образование ненужных звеньев в механизме деятельности.
Способности развиваются неравномерно: одни - раньше, другие-позже, по мере накопления знаний и опыта. Раньше всех начинают развиваться музыкальные (так, у Моцарта, одаренность начала проявляться в 3 года, у Гайдна - в 4), затем изобразительные способности (Рафаэль - в 8 лет, Ван-Дейк - в 10 лет). Поэтическое дарование бурно развивается в подростковом возрасте, из способностей к наукам наиболее рано развиваются математические способности. У великих математиков математическая зрелость наступает в 20 лет.
Неблагоприятно сказывается на развитии способностей чрезмерная умственная или физическая перегрузка, приводящая к переутомлению и к снижению уровня трудоспособности.
Критическое мышлпение критическое мышлпение есть мышлпение самостоятельное, носит индивидуальный характер информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления критическое мышлпение начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. критическое мышлпение стремится к убедительной аргументации критическое мышлпение есть мышлпение социальное. Дэвид Клустер, профессор, преподаватель американской литературы, Хоуп-колледж, Холланд, штат Мичиган, США.
Учитель: взгляд изнутри Любому учителю свойственны три базовых чувства: - чувство иерархии -чувство сцены - чувство само влиятельности Каждое из этих чувств может быть выражено в слабой, средней и сильной степени. Но они обязательно присущи психологии учителя.
Пути к успеху Помните о том, что слишком высокие показатели по трем базовым педагогическим чувствам не только снижают эффективность процесса обучения, но и могут навредить вашему здоровью Не бывает однозначно правильных и неправильных мыслей Когда нам уделяют положительное внимание, нам думается лучше Делайте паузы. Тишина также является мощной формой работы Планируйте в своих уроках «островки» неопределенности. Они гарантируют творчество
Прием ИНСЕРТ V - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; – - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете; + - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым; ? - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
19
Рекомендуемая литература И.О.Загашев, С.И Заир- Бек, И.В.Муштавинская Учим детей мыслить критически «Альянс-Дельта», С-Пб, 2003 См.: Петров Ю. Н. О технологии развития критического мышления // Химия в школе С; Петров Ю. П., Царева В. В. О применении технологии «Чтпение и письмо для развития критического мышления» // Химия в школе С; Петров Ю. Н. О применении стратегии «Параллельные тексты» // Химия в школе С