и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Материалы прислала: Иванова Галина Анатольевна остальные данные отсутствуют.

Методические рекомендации содержат теоретические основы современного урока – особенности процесса целеполагания, выбора методов и форм, сравнивают структуру уроков различных типов, особенности отдельных этапов урока. Рассматривается влияние урока на здоровье учащихся и роль личностных качеств учителя на успешность педагогического процесса. Приложение содержит образцы технологических карт для уроков химии 8 класса по программе О.С.Габриеляна, разработки уроков различных типов 8 – 9 класса, разработки уроков мастер – класса.

1. Современный урок – конструирование активного взаимодействия ученика и учителя 2. Структура урока 3. Здоровье учащихся 4. Личность современного учителя 5. Литература

Современный урок – конструирование активного взаимодействия ученика и учителя.

Школьная система России долгие годы была научно – просветительской и учитель в ней был информатором, сообщающим знания, а сейчас наше образование старается приблизиться к научно – гуманной системе, в которой роль учителя отличается тем, что:

На первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности;

Учитель должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности.

Со сменой парадигмы образования изменяется сущностный смысл понятий laquo;образованиеraquo; и как его составной части - laquo;обучениеraquo;: обучение сегодня – это педагогическое конструирование активного взаимодействия ученика с объектом познания, культуры. Роль учителя при этом в том, что он организатор этого конструирования, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты. Основной формой работы учителя остаётся урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.

В Законе РФ сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государстваraquo;, т.е. на первое место сегодня выходят задачи воспитания. Воспитывать – значит формировать мировоззрение, а учитель химии как раз и формирует научное мировоззрение."

Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.

Целью современного урока и является создание условия для формирования и воспитания такой личности.

Школа – это социальный институт, она решает задачи, поставленные обществом. Поэтому формирование педагогической цели идёт на основе социального заказа, который трансформируется в деятельности конкретного учителя. Педагогическая цель в определённых условиях превращается в педагогическую задачу, при этом задача, воспринятая учеником, выступает мотивом его деятельности. Правильно поставленная задача – 50 % успеха урока.

Когда учитель формулирует педагогическую задачу конкретного урока, он идёт обычно от содержания учебного материала. Поэтому очень часто не осознаётся важность работы по постановке целей, а ведь цели и содержание взаимосвязаны. Педагогическая задача (цель) конкретного урока складывается из:

Познавательной составляющей (предметной, содержательной, ложащейся на поле деятельности);

Воспитательной составляющей, являющейся главной в современном уроке;

Развивающей составляющей (развитие интеллекта и эмоциональной сферы, формирование воли).

Образовательные задачи урока состоят в усвоении учащимися определённой системы знаний, формирования на основе этих знаний общеучебных и специальных умений и навыков. Обязательный минимум содержания общего образования по химии отражает инвариантное содержание курса и примерную логику его рассмотрения. При обучении химии учащиеся должны уметь применять теоретические знания (понятия, законы и теории химии), фактологические знания (сведения о неорганических и органических веществах и химических процессах), знания о способах деятельности, имеющих отношение к изучению химии (составление химических формул и уравнений, осуществление расчётов по формулам и уравнениям), уметь проводить химический эксперимент в строгом соответствии с правилами техники безопасности. Общеучебными умениями являются учебно–организационные, учебно– информационные, учебно – интеллектуальные, учебно – коммуникативные. К специальным умениям относят умение обращаться с химической посудой и приборами, устройствами; научное объяснение физических и химических явлений, состава и свойств простых и сложных веществ.

Воспитательные задачи современного урока формируют мировоззрение учащихся, систему взглядов и убеждений. laquo;Учить и воспитывать – как laquo;молнияraquo; на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта мысль и есть главное в урокеraquo;, писал учитель литературы Е.Ильин. Социальный блок задач включает воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной. Воспитание должно идти в коллективе и через коллектив, состоять в формирование устойчивых положительных привычек. Воспитательная цель не может быть реализована на одном уроке: процесс воспитания длительный, а результат отсрочен во времени, поэтому одна и та же цель охватывает ряд уроков. laquo;Из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становления отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и её задачам должно быть неугасающим и постояннымraquo;, считает Н.Е.Щуркова.

Развивающий аспект является наиболее трудным при планирование педагогом триединой цели урока. Это происходит потому, что иногда учитель стремится формировать новую развивающую цель на каждом уроке, забывая, что развитие ребёнка происходит гораздо медленнее, чем его обучение. Также не всегда учитель хорошо знает ту область психологии, которая связана со структурой личности. Очень часто развитие личности сводится к развитию мышления. Но поставить на уроке цель, сформулировав её так: laquo;учить детей мыслитьraquo;, это значит никогда её не достичь, так как такая формулировка слишком общая. Умение мыслить складывается из овладения учащимися умений анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы.

Кроме этого, на первом месте должна стоять задача развития речи. Язык – это материальное выражение мыслей, и чем богаче язык, тем богаче мышление.

Очень важным является развитие эмоциональной сферы . Сложной задачей для современных учеников является формирование воли. Отсутствие воли – лень и лень сегодня основная причина всех проблем школьника.

Насколько верно и чётко учитель сформулирует триединую цель урока – настолько верно он определит содержание учебного материала, выберет методы и формы обучения.

Таким образом, целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

Цель урока трансформируется в педагогические задачи:

1. Информационная: Что и чему будем учиться?

2. Операционная: Как и каким образом будем учиться?

3. Мотивационная: Зачем нам это надо?

4. Коммуникативная: С кем и где?

Если задача воспринимается учеником, то она выступает мотивом учения. Задачи урока должны находиться в сфере интересов ученика, он должен знать, зачем ему нужны эти знания и где их можно применить. В общую структуру урока включается личностный опыт учащихся.

Цель и содержание определяют методы, т.е. способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика. Именно здесь проявляется стиль работы учителя. Эвристическая беседа, диалог, полилог – эффективны с точки зрения общего развития ребёнка и его воспитания. Работа мысли совершенствует интеллект, а умение вести диалог развивает коммуникативные качества. Особое значение в изучении химии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу исследования, выбирают путь и отбирают материалы и приборы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Сложность возникает здесь в материальном обеспечении процесса – но это решаемо. О.С.Габриелян, по программе которого мы изучаем химию, в своей laquo;Настольной книге учителяraquo; предлагает много несложных и доступных опытов и демонстраций.

Строго говоря, существует только две формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке – индивидуальная и групповая. И очень часто учителя отдают предпочтение работе со всем классом одновременно (фронтальной), так как эта форма требует меньшей подготовки, но она и наименее эффективна – фактически оказываются включены в работу только несколько человек, остальные просто присутствуют на уроке или вообще занимаются своими делами. Наиболее эффективной формой работы является групповая: в малых (пары) и больших (4 -5 человек) группах. Конечно, эта форма требует предварительной подготовки от учителя: разработка продуманных заданий, формирование работоспособных групп, организация работы в группе – обучение ребят умению общаться, помогать друг другу, оценивать себя и товарищей. Группы лучше формировать так, чтобы ребята имели разный уровень подготовки – сильные могли учить слабых. Можно формировать и разноуровневые группы – только сильные или только слабые ученики, но при работе в такой группе будут решены только задачи обучения (выполнив задание соответствующее их подготовки, ребята получат хорошие оценки), а вот задачи развития решаться не будут, так как все имеют одинаковый уровень и может возникнуть чувство неполноценности от решения заведомо более простого задания у laquo;слабойraquo; группы. Необходимо помнить, что группа для всех её членов должна быть референтной, т.е. надо учитывать взаимоотношения между ребятами в классе.

Индивидуальная форма работы обычно используется при проверке знаний. При работе над новым материалом, закрепление, повторение, обобщение предпочтительнее групповые формы. Микрогруппа позволяет ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.

Структура урока

Известный отечественный дидакт М. А. Данилов отмечал: "…в бесконечном потоке множества уроков можно подметить известную повторяемость и выключить структуры уроков, встречающиеся чаще других". Под структурой учебного занятия понимается логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока.

В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний : восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия

Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий:

1.организационный этап 2.этап проверки домашнего задания 3.этап актуализации субъектного опыта учащихся 4.этап изучения новых знаний и способов деятельности 5.этап первичной проверки понимания изученного 6.этап закрепления изученного 7.этап применения изученного 8.этап обобщения и систематизации 9.этап контроля и самоконтроля 10.этап коррекции 11.этап информации о домашнем задании 12.этап подведения итогов занятия 13.этап рефлексии

Из этого набора этапов учитель создаёт самые разнообразные комбинации в соответствии с решаемыми на уроке задачами

Основной этап определяет тип учебного занятия. В пределах изучения темы использую следующую последовательность: урок усвоения новых знаний, урок повторения и закрепления, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации, урок контроля и оценки знаний, урок коррекции знаний.

Можно выделить ещё один тип урока – комбинированный урок . До сих пор он остаётся самым распространённым типом. Он включает все этапы урока, и в принципе, на его основе и конструируются все вышеперечисленные типы уроков. Комбинированный урок включает следующие этапы: организационный, этап проверки домашнего задания, этап всесторонней проверки знаний, этап актуализации знаний, этап усвоения новых знаний, этап закрепления знаний, инструктаж о выполнении домашнего задания, подведение итогов учебного занятия, этап рефлексии. Недостатком комбинированного урока является предсказуемость действий педагога, что снижает познавательный интерес учащихся.

Можно сделать вывод, что есть этапы, обязательно присутствующие на каждом уроке: организационный, актуализация знаний, инструктаж о выполнении домашнего задания, подведение итогов и рефлексия. Пренебрежение и недостаточная чёткая отработка этих этапов обязательно приведёт к тому, что цели урока не будут достигнуты в полном объёме.

Организационный этап , очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа.

Этап актуализации субъектного опыта учащихся обеспечивает мотивацию учения школьников и включение их в совместную деятельность. Актуализации знаний и умений, которой часто ограничиваются на этом этапе, недостаточно. Человек осознанно усваивает только те научные знания, которые приобретают личностный смысл. Чтобы такой смысл появился, необходимо обратиться к уже имеющимся личностным смыслам ребёнка в изучаемой теме. Пренебрежение этим этапом приведёт к отсутствию мотивации к учению, а значит, отсутствию интереса, нежеланию ребёнка работать и, как следствие, невыполнению целей урока.

Домашнее задание обычно задаётся практически на каждом уроке, но очень часто этот этап ограничивается только информацией о том, что нужно выполнить. Но обязательно должна быть информация о том, как его выполнить. Это не значит, что учитель должен сам рассказать ход выполнения домашнего задания. Вместе с учениками должен быть определён план его выполнения, даны необходимые пояснения. Отсутствие этого этапа ведёт к проблемам в выполнение домашнего задания, пробелам в знаниях, неуспеваемости.

Очень часто из – за недостатка времени, нечётко спланированного хода урока выпадают два последние этапа – подведение итогов и рефлексия. Но они тоже имеют очень важное психологическое значение. Оценка результатов работы класса и отдельных учащихся может стать и стимулом к дальнейшей работе, и доказательством успешности, и важным фактором создания положительного эмоционального настроя. Рефлексия также способствует развитию эмоциональной сферы учащихся, усвоению принципов сотрудничества.

Наличие других этапов урока определяет его тип и потому является обязательным для выполнения, исходя из этого условия.

Правильно распределить рабочее время и оценить место каждого урока возможно только при планировании сразу всех уроков по теме.

Наиболее оптимальной формой конструирования педагогом образовательного процесса, совмещающей в себе тематическое планирование с поурочным, считаю технологическую карту. Технологическая карта позволяет избежать типичных ошибок , совершаемых при традиционном планирование учебного процесса:

Отсутствие взаимосвязи между целями уроков; - отсутствие чёткого отбора материала учебного занятия в соответствии с ведущими линиями учебных предметов; - отсутствие взаимосвязи между формами и методами на уроках; - использование учебных занятий одного типа.

В технологических картах указаны цели изучения каждой темы, что должен знать и уметь учащийся на каждом уроке, определён тип урока, форма контроля, перечислено оборудование и домашнее задание.

Вначале изучения каждой темы примерно половина учебного времени посвящается изучению новых знаний, затем идёт урок закрепления знаний, обобщения и систематизации, если позволяет распределение времени - то урок повторения, и, наконец, каждая тема заканчивается уроком проверки и контроля знаний.

Здоровье учащихся

Самым показательным конечным результатом любого образовательного процесса является состояние здоровья учащихся, при этом под здоровьем понимается состояние полного психического и физического благополучия. Физическое здоровье учащихся зависит от учителя – предметника, хотя и в меньшей степени, чем от семьи, от состояния физической подготовки в школе, работы классного руководителя, секций и спортивных клубов. Неправильная поза на уроке, утомление глаз могут привести к нарушениям опорно – двигательного аппарата, снизить зрение. Что может сделать каждый учитель для здоровьесбережения на своих уроках?

Во – первых , рационально организовать урок, что предполагает на 20 и 35 минутах урока физкультминутки, эмоциональные разрядки, смену видов преподавания и видов деятельности учащихся. Минутками отдыха могут стать игровые разминки. Они и позволяют снять утомление, повысить двигательную активность, дать эмоциональную разрядку. Но если это делает только один или два учителя, результата не будет. Нужна система работы учителей всей школы.

Во – вторых , главное, что позволяет сохранить психическое здоровье – это нравственная атмосфера, которая определяется именно учителем. Атмосфера дружелюбия, уважения – то, что сохраняет наше здоровье и здоровье наших детей, наше плохое настроение, которое выливается в раздражение, окриках, равнодушие – то, что разрушает их психику и даёт пример безнравственного поведения. Психологический комфорт, атмосфера дружелюбия, душевности, уважения – всё это формирует учитель. Для того, чтобы сохранить психическое здоровье детей, использую на уроке принципы педагогики сотрудничества: полноценное межличностное общение, построенное на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении учеников и учителя от взаимных подозрений, недоброжелательства, неискренности, страха.

В – третьих , не ленитесь и не упускайте возможности связать тему вашего урока с проблемами сохранения здоровья: физического, психического, социального. Не проходите мимо и не жалейте времени, если вам приходится отвлечься на уроке для обсуждения ситуации, связанной с неправильным отношением к своему здоровью ребят – согнул спину, курил на перемене, торопился и упал, не завтракал дома и т.д. Конечно, здесь необходимо чувство такта, чтобы никого не обидеть и не выставить на посмешище, но умалчивать примеры неправильного поведения по отношению к своему здоровью ребят, свидетелями которого вы стали, это давать повод им сделать вывод, что поступать так можно, это пример безнравственного поведения.

В – четвёртых , учитель должен быть сам здоров. Больной учитель не научит детей заботиться о своём здоровье. Как мы о нём заботимся, это дело сугубо индивидуальное, но поглощение лекарств – это не пример заботы о здоровье. Если вы больны и плохо себя чувствуете, то вы не сможете полноценно работать, а если больной учитель laquo;героическиraquo; даёт уроки, то он учит детей наплевательски относиться к своему здоровью.

Личность современного учителя

Каким должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет общество к человеку, работающему учителем и какие требования предъявляет к учителю информационный век?

Объектом профессиональной активности учителя является другой человек – ученик, поэтому несомненно, что педагог должен обладать определённой сумой высоких личностных качеств. Но если мы попробуем их перечислить, то придём к перечню достоинств любого современного культурного человека: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие, эрудиция. Значит ли это, что каждый культурный человек сможет быть педагогом? Наверное, нет. Для успешного выполнения профессиональной работы учителя человек должен обладать определёнными личностными качествами, основой которых является интерес (положительно окрашенное эмоциональное отношение) к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Ведь в первую очередь, учитель – это воспитатель, а воспитание определяют как введение ребёнка в контекст современной культуры. Культура, как и вся наша жизнь, находится в постоянном движении, и я стараюсь прослеживать развитие культуры, интересуюсь её достижениями в самом широком смысле слова. Интерес к человеку позволяет относиться к каждому ребёнку с учётом его индивидуальных особенностей, как к данности в каждый данный момент взаимодействия с ним. Интерес к жизни – это целевое обеспечение, позволяющее мне формировать у детей отношение к жизни как к ценности, так как я сама проявляю к ней ценностное отношение.

Учитель сегодня – организатор процесса обучения, т.е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Он – консультант, помощник, управленец. В основе деятельности – управление – лежит рефлексивный подход.

Очень часто личностью учителя, его умением установить с учащимися контакт, желанием работать вместе определяется уровень познавательного интереса к предмету. В этом учителю помогут различные игровые методики, включающие как короткие дидактические игры, так и игры на весь урок (игровые laquo;оболочкиraquo;), а также игровые разминки. Эти разминки и коротенькие игры, не имеющие отношения собственно к предмету химии, очень важны для установления атмосферы непринуждённости, снятия напряжения, помогают быстро сконцентрировать внимание или наоборот, расслабиться и отдохнуть. А в результате ребята учатся общаться, помогать друг другу и просить о помощи, учатся жить вместе.

Предлагаю правила на каждый день, которые помогут учителю:

- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят; - Ребёнок должен знать laquo;зачем ему это?raquo;, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка; - Исключила из своего лексикона слова laquo;ошибочный ответraquo;, laquo;неправильноraquo; и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: laquo;А как вы думаете…raquo;, laquo;Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…raquo;. - Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все. - На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её. - Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей. - Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребёнка он не оставил следа. Литература 1.Бабанский Ю.К. Основные условия и критерии оптимального выбора методов обучения. М.: Просвещение, 1971. – 375 с. 2.Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. М.: Издательство laquo;Первое сентябряraquo;, 2000. – 224 с. 3.Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 8 класс. М.: Блик – плюс, 2000. – 271 с. 4.Габриелян О. С. Химия. Методическое пособие. 8-9 классы. М.: Дрофа, 1998. – 56 с. 5.Грабецкий А.А. и др. Использование средств обучения на уроках химии. М.: Просвещение, 1988. – 160 с. 6.Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. Красноярск: 1989. – 217 с. 7.Ильин Е. Н. Обезличенное знание не может быть нравственным// Комсомольская правда, 17 декабря 1978 . 8.Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр laquo;Педагогический поискraquo;, 2000. – 336 с. 9.Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Просвещение, 1976. – 238 с. 10.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по химии./ Сост. Каверина А.А. М.: Дрофа, 2001 – 48 с. 11.Педагогическая энциклопедия. Т 1. М.: Просвещение, 1964. – 587 с. 12.Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1998. – 345 с. 13.Программы для общеобразовательных учреждений.Составитель Н. И. Габрусева. М.: Дрофа, 2000. – 220 с 14.Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Просвещение, 1971. – 215 с. 15.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев: 1975.- 220 с. 16.Терский Н.Л. Педагогический анализ урока. Красноярск: 1984. – 176 с. 17.Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Просвещение, 1976. – 245 с. 18.Шамова Т.И., Давыденко Т.М.. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр laquo;Педагогический поискraquo;, 2001 – 384 с. 19.Щуркова Н.Е., Шнырев В.Н.Новое в воспитательной работе. М.: 1991- 156 с.

Конструирование современного урока химии.

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Урок -- это целостная функционирующая система, в которой обеспечивается взаимодействие процессов преподавания и учения. Условия организации урока следующие: социально-педагогические (наличие квалифицированного, творчески работающего учителя и дружного коллектива учащихся с правильной ценностной ориентацией, обеспеченность хорошими учебниками и учебными пособиями, благоприятный психологический климат) и психолого-дидактические (высокий уровень обученности учащихся, наличие сформированных мотивов учения, соблюдение дидактических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса). Функционирование этой системы определяется целями обучения. Остальные элементы подчинены этим целям и являются лишь средствами их достижения. Именно эти компоненты следует считать структурными элементами системы урока.

Планирование и проведение урока определяется его целями. Основные требования к уроку химии (по Р. Г. Ивановой ) следующие:

направленность на достижение конкретных целей обучения, воспитания, развития учащихся;

обеспечение высокого идейно-политического уровня учебно-воспитательного процесса, условий для формирования диалектико-материалистического мировоззрения, атеистического, трудового, нравственного воспитания, связи с практикой коммунистического строительства;

использование всех возможностей содержания и методов обучения для развития интереса учащихся к учению, логического мышления, творческих способностей; широкое применение проблемного обучения;

обучение с учетом межпредметных связей;

сочетание разнообразных методов обучения, соответствующих целям урока и содержанию учебного материала, обеспечивающих доступность обучения; целесообразное применение всех видов химического эксперимента и комплексов средств обучения, включающих технические средства;

привитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке в ее фронтальных, групповых и индивидуальных формах:

целостность урока по всем его параметрам (содержанию, дидактическим звеньям), определяемая целями обучения, согласованность всех его частей; экономия учебного времени;

спокойная, деловая обстановка на уроке, основанная на доброжелательности и взаимном доверии учителя и учащихся и общей заинтересованности в успехе урока.

Предметное содержание урока определяется программой и учебником, но учитель при подготовке к нему обязан использовать дополнительный материал, особенно если он актуален и позволяет устанавливать тесную связь обучения с окружающей действительностью, с жизнью. Главное, чтобы отобранный материал не превышал объем, определенный программой и учебником, т. е. не содержал дополнительных новых понятий. Иллюстративный материал отбирают так, чтобы он не мешал усвоению и закреплению на уроке основного программного материала. Важной характеристикой урока является его структура. В качестве обязательных компонентов любого урока выделяют три: актуализацию прежних знаний и способов действий, формирование новых понятий и способов действий и применение новых понятий и способов действий -- формирование умений. Все эти компоненты обязательно присутствуют в любом уроке в разных соотношениях. Они неразделимы и динамичны. Важнейшими среди них является формирование новых понятий и способов действия, которое невозможно осуществить без опоры на прежний опыт и не применяя приобретенные знания на практике.

Наиболее простая классификация уроков на основании дидактической цели следующая: уроки передачи и приобретения новых знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний и умений и уроки проверки результатов усвоения. Однако эта классификация, как и любая другая, весьма относительна, ибо обучающий характер урока предполагает, наряду с передачей новых знаний, обеспечивать их закрепление и контролировать их усвоение.

Классификация уроков на виды в зависимости от доминирующих методов (лекция, беседа, практическое занятие и т. д.) также относительна, так как при одном ведущем методе учитель обычно использует еще множество вспомогательных методов и приемов, которые играют при проведении урока не менее существенную роль. Иногда разнообразие методов на уроке столь велико, что вообще невозможно точно определить его вид, но методы всегда должны соответствовать целям обучения, содержанию урока и конкретным условиям в классе.

Отбор системы адекватных методов и средств обучения -- процесс творческий. Для того, чтобы повысить эффективность урока, необходимо отбирать систему методов обучения, исходя из конкретных условий, хорошо ориентироваться в методической литературе и регулярно изучать публикации в журнале «Химия в школе», где освещаются вопросы преподавания отдельных тем курса химии, а также печатаются материалы о передовом опыте учителей.

Нужно также хорошо ориентироваться в комплексе средств обучения и воспитания, имеющихся в распоряжении школы.

Особого рассмотрения требуют уроки, включенные в систему какой-либо определенной технологии обучения. Они, как правило, не вписываются в традиционную классификацию.

Проектирование современного урока химии в контексте требований ФГОС.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А. Сухомлинский.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Методические принципы современного урока.

Современный урок - это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Урок - целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.

От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Важными компонентами проектирования современного урока является конструирование технологической карты учебного занятия. Технологические карты - это методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В технологических картах определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Требования к современному уроку:

Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

Вывод делают сами учащиеся;

Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

Времясбережение и здоровьесбережение;

В центре внимания урока - дети;

Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

Умение демонстрировать методическое искусство учителя;

Планирование обратной связи;

Урок должен быть добрым.

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура.

Правила на каждый день , которые помогут учителю:

Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;

Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;

Исключила из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…»;

Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя

Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая:

    согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека;

    сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;

    затрагивает чувства конкретного человека;

    активно проводится через разные каналы восприятия

    является базовой для принятия решения

На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её другим.

Самое главное –эмоциональный настрой урока. Стратегия учителя:

Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.

Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребенка он не оставил следа.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? В своём докладе попробую остановиться на основных этапах работы по данной проблеме.

Учебно-воспитательный процесс начинается с урока и им же заканчивается. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях ФГОС ООО , на мой взгляд, существенно меняется его функция, форма организации. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Для этого на своих уроках стремлюсь:

    создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;

    стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. д.

    использовать в ходе урока дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

    оценивать деятельность ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

    поощрять стремления ученика находить свой способ работы (решение задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

    создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создавать обстановку для естественного выражения ученика.

Как спроектировать урок?
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?

Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности. Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока –формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования.

Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока :

    Определение темы учебного материала.

    Определение дидактической цели темы.

    Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

    Продумывание структуры урока.

    Обеспеченность урока (таблица).

    Выбор методов обучения.

    Выбор форм организации педагогической деятельности

    Оценка знаний, умений и навыков.

    Рефлексия урока.

Структура современного урока

Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения. Важным аспектом деятельности учителя химии в условиях введения ФГОС ОО остаются подготовка и проведение как демонстрационного эксперимента по химии, так и «практикума» для обучающихся (лабораторные и практические работы). Следует отметить, что виртуальный эксперимент, в любом случае, не может являться альтернативой реально проведенному эксперименту. Использование электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) является логическим дополнением к практической части (или иллюстрацией в случае опасного опыта). Анализируя учебно-методические комплекты по химии, программы можно сделать вывод, что учебный химический эксперимент служит иллюстрацией химических процессов, явлений, а проблемно-исследовательский эксперимент задействован в незначительной степени. Таким образом, в условиях введения ФГОС с учетом необходимости достижения метапредметных результатов при организации химического эксперимента, в том числе и в малокомплектной школе, следует реализовывать: - проблемно-поисковый и проблемно-исследовательский эксперимент; - домашний эксперимент в форме мини-проекта с обязательной фото (видео) фиксацией и ученическим описанием его хода, результатов; - эксперимент, позволяющий использовать межпредметные связи; - виртуальный эксперимент, как иллюстрация или «проблема» на этапе введения в новую тему; - работа с виртуальным экспериментов в рамках домашнего задания для закрепления ранее изученного материала или подготовки к выполнению практической работы; - экскурсии в природу с использованием мини-исследовательских заданий (определение рН, взятие проб воды, воздуха, почвы и т.д.

«Стремление учиться заложено в самой природе человека – вот тезис, от которого необходимо отталкиваться, организуя обучение». (П. Щедровицкий)

Для достижения современных требований к результатам обучения химии необходимо применение заданий, в которых химическое содержание интегрировано с практикой. Опыт педагогической деятельности показывает, что для решения обозначенных задач целесообразно использовать методы и средства контекстного обучения. Сущность контекстного обучения определяется как организация такой деятельности, которая требует приобретения новых знаний и их последующего применения, объясняет и оправдывает усилия, затраченные на их усвоение. Одним из средств контекстного обучения, которые будут наиболее эффективны в условиях освоения требований ФГОС, являются контекстные задачи. Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. С помощью контекстных задач выявляются не только предметные знания и умения, но и их системность, и функциональность, самостоятельность и креативность мышления, другие личностные характеристики.

Заключение

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования обладают рядом существенных отличий от государственного образовательного стандарта, которые должны быть отражены учителем в процессе проектирования образовательной деятельности, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.

В вопросе о том, каким быть современному уроку следует видеть не столько форму работы, организацию познавательной деятельности (хотя это, бесспорно, важно), сколько содержательный компонент, позволяющий осуществлять обучение на современном уровне требований к качеству образования. И если обеспечиваются обучение и воспитание обучающихся, если это позволяет развивать личность школьника, то все формы могут иметь место.

В современном уроке есть черты, обусловленные временем. Это уже никак не озвучивание некой учебной информации, но такое творческое взаимодействие ученика и учителя, которое обеспечивает образование на уровне компетентностном, позволяет каждому проявить и познавать самого себя. В его организации сказывается уровень дидактической культуры, культуры отношений.

В настоящее время, на основе анализа опыта учителей, работ известных теоретиков и практиков можно сделать вывод: современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения. Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом. Учитывая вышеизложенное, современный урок - это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха. Существуют три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится тяжелой повинностью. Поэтому в преподавании естественных наук, и в частности в химии, основная задача учителя состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать и увлечь учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.

Конструктор урока по химии в 8 классе по теме

«Химические свойства оснований»

Цель урока : создать условия для развития навыков исследовательской деятельности при изучении темы химические свойства оснований.

Этапы урока : организационно - мотивационный, актуализация опорных знаний и умений, целеполагание, изучение нового, обмен информацией, оценивание результатов самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия, домашнее задание.

Развитию этих УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.

Новый материал учащиеся изучают выполняя лабораторную работу при помощи инструкционных карт.

Например, инструкционная карта №1 «Действие индикаторов на основания»

Цель : выяснить отношение щелочей к индикаторам.

Порядок действий:

1. Прочитайте предложенную информацию.

2. В пробирки со щёлочью поочерёдно капнуть индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метилоранж.

Ответы занесите в таблицу:

№п/п Индикатор Окраска

2 фенолфталеин

3 метилоранж

3. Подготовьте отчет, опираясь на вопросы:

Как индикаторы действуют на основания?

Реактивы (формула и название вещества)

Наблюдения

Задания для повторения и закрепления:

1. Найдите химическую формулу основания: НСl, ВаО, SO3, Са(ОН)2.

2. Лакмус в щелочной среде: синяя, красная, желтая, зеленая.

3. Фенолфталеин в щелочной среде: синий, красный, желтый, зеленый.

4. Метилоранж в щелочной среде: малиновый, синий, красный, жёлтый.

5. Продолжить реакцию: 1) HCl + Сu(OН)2 =

На этапе рефлексии учащиеся заполняют оценочную карту, где они общаясь с одноклассниками высказывают своё отношение к уроку при помощи, например, таких вопросов: понравился ли тебе урок? Что понравилось? Чем обогатил тебя урок? Какую оценку вы поставили себе за работу на уроке?

Примеры контекстных задач

8 класс

Молекулярные массы веществ

Задача 1 .Установлено, что крапива увеличивает содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови. Поэтому она является хорошим “кровоочистительным” средством и чрезвычайно полезна при самых различных заболеваниях крови; используется также для лечения фурункулов, угрей, лишаев и других кожных заболеваний. Гемоглобин содержится в эритроцитах крови. Это красный пигмент (гем), содержащий железо, в сочетании с протеином. Когда кровь проходит через легкие, к атому железа гема C34H32O4N4Fe присоединяется кислород.

Задание . Вычислите относительную молекулярную массу гема. (Ответ: 616 .)

Количество вещества. Молярный объем газа

Задача 1. Фосфид цинка Zn3P2 весьма ядовит и используется для борьбы с грызунами. Летальная доза для средней серой крысы составляет 20,56 мг, а для мыши -- 4,1 мг.

Вопрос: Какое количество мышей и крыс может погибнуть от 0,16 ммоль фосфида цинка? (Ответ: 10 мышей, 2 крысы .)

Задача 2 .Для уничтожения микробов и бактерий можно использовать диоксид серы, его также применяют в качестве консервирующего средства при сушке чернослива и других фруктов.

Задание: Вычислите, какой объем займут 1,5 моль диоксида серы (н. у.). (Ответ: V(S0 2 ) = 33,6 л.)

Задача 3. В прошлом были частыми случаи отравления людей в угольных шахтах угарным газом. Поскольку оксид углерода(2) не имеет запаха, то опасность подступала незаметно. Шахтеры, спускаясь в шахты, брали с собой в качестве своеобразного индикатора канарейку в клетке: канарейки падают в обморок от присутствия в воздухе следов СО. Задание: Вычислите, какой объем (н. у.) займут 0,5 моль СО; 56 г СО.(Ответ:11,2л; 44,8л .)

Конструктор урока в 7 классе

по теме «Класс земноводные. Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных».

Цель урока: создать условия для формирования знаний об особенностях внешнего строения земноводных в связи со средой обитания. Выяснить особенности строения скелета и мускулатуры земноводных.

В уроке выделяются следующие этапы: организационный момент с элементом психологической настройки на работу, ориентировочно-мотивационный - сообщение темы, цели и задач урока, этап актуализации зоны усвоения оптимальных знаний, этап формирование новых знаний (организация учебной деятельности учащихся), этап закрепления знаний, этап подведение итогов, выводов, рефлексия, оценки, объявление домашнего задания.

На этих этапах развивают познавательные, личностные, регулятивные, предметные, коммуникативные УУД.

Развитию этих УУД на уроке способствует следующие методы обучения: словесный, наглядный, развивающие, исследовательские, проблемно-поисковые, творческие.

В уроке используется следующее оборудование: компьютерная презентация к уроку, таблица «Земноводные», скелет лягушки, распечатанный материал для самостоятельной работы: информационные карточки, незаполненные опорные конспекты, тест для самопроверки, термины.

Тип урока: урок получения новых знаний. Новый материал учащиеся изучают выполняя лабораторную работу при помощи инструкционных карт.

Класс делится на группы. Каждая группа выполняет своё задание, заполняет карточку и выступает с отчетом перед классом.

Например, Инструктивная карта №1 «Экологи»

Проблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки.

Задание: Изучите особенности среды обитания и поведения лягушки. Прочитайте параграф 36 абзац 1, 2 и информационный лист.

Подготовьте сообщение для класса, ответив на вопросы:

1. В каких местах чаще всего встречаются лягушки?

2. В какое время года они наиболее активны?

3. Как ведет себя лягушка с наступлением холодов?

4. От каких факторов среды зависит активность лягушки?

5. Какие виды земноводных встречаются на территории Ленинградской области?

Актуализация опорных знаний и умений реализуется через выполнение теста, помогающего организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке.

Учащимся предлагается домашнее задание на выбор: решить творческие задачи. Написать четверостишие или нарисовать плакат в защиту земноводных.

На этапе рефлексии учащимся предлагается ответить на вопросы: чем обогатил тебя урок? Какое открытие ты сделал на уроке? Что изменилось в твоем миропонимании?

Что тебя больше всего заинтересовало? Что тебе хотелось бы узнать еще? Оцени свою работу на уроке. С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите карточку соответствующего цвета: с отличным - зеленый цвет; хорошим – желтый цвет; с плохим – красный цвет.

Список литературы

1.Рулина, Л.Н. Современный урок. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// ruliene.bsu.ru, свободный. Загл. с экрана.

2.Раевская, М.В. Материалы лекции 6.7. Конструирование современного урока в 7-8 классах: преемственность пропедевтического и основного курсов [Текст].

Все многообразие уроков, применяющихся сейчас в практике бучения, может быть разделено на несколько типов и видов в зависимости от того, какие учебно-воспитательные задачи ставятся перед уроками и какими методами эти задачи решаются.

построение уроков влияет их содержание. Но это влияние проявляется не непосредственно, а через методы обучения, которые, как мы видели выше, являются не чем иным, как формой движения самого содержания в процессе обучения основам наук.

Чаще всего перед уроком ставятся все основные задачи преподавания, т. е. сообщение, закрепление, повторение, учет, обобщение и систематизация знаний, формирование умений и навыков, организация домашней работы учащихся. Такие уроки^ называются смешанными или комбинированными. Перед отдельными уроками ставятся не все указанные выше, а отдельные задачи, например передать новые знания и навыки или закрепить, обобщить и учесть их. Такие уроки называются уроками передачи новых знаний, умений и навыков, уроками закрепления и обобщения знаний, уроками учета их. В зависимости от того, какими методами осуществляются эти задачи, эти типы уроков разделяются на виды.

Ниже, в таблице 5, мы даем классификацию уроков, базирующуюся на указанных выше признаках деления, причем задачи преподавания служат для разделения уроков на типы, а методы преподавания - для разделения каждого типа на виды.

Таблица 5

Типы уроков

Виды уроков данного типа

I. Смешанные (комбинированные) уроки

1. Смешанные уроки с использованием главным образом наглядных методов

2. Смешанные уроки с использованием практических методов и самостоятельной работы учащихся

3. Смешанные уроки с использованием главным образом словесных методов

II. Уроки передачи и приобретения новых знаний, умений и навыков

4. Уроки передачи и приобретения новых знаний, умений и навыков с использованием главным образом наглядных методов

5. Те же с использованием практических методов

6. Те же с использованием словесных методов (уроки словесного изложения, уроки-беседы, уроки-лекции)

7. Уроки самостоятельного приобретения учащимися знаний и навыков

III. Уроки повторения и закрепления знаний, умений и навыков

8. Уроки-беседы и уроки- конференции

9. Уроки-упражнения

10. 10. Уроки - практические занятия

IV. Уроки обобщения и систематизации знаний

11.Обобщающие беседы,

12.Обзорные лекции

13.Обобщающие конференции

V. Контрольно-учетные уроки

14.Письменные контрольные работы

15.Контрольные практические занятия

Таблица 6

Смешанные уроки с использованием главным образом:

демонстрационного эксперимента и наглядных пособий

словесного изложения

3. Опрос учеников по вопросам, пройденным на предыдущих уроках; повторение, уточнение, закрепление и оценка знаний, умений и навыков учащихся

4. Сообщение школьникам цели предстоящей работы и затем сообщение новых знаний, умений и навыков путем:

а) демонстрации опытов и наглядных пособий с разъяснением их учителем или, по его предложению, учащимися

б) организации лабораторных опытов, работы с раздаточным материалом и книгой, сопровождаемыми объяснениями учителя

в) изложения нового материала, сопровождаемого демонстрацией таблиц, диапозитивов и других наглядных пособий

5. Задание на дом

6. Обобщение сообщенных сведений, проверка понимания их учащимися и закрепление знаний в памяти (oпpoc, решение задач).

Таблица 7

Уроки сообщения и приобретения новых знаний, умений и навыков с использованием всех методов и главным образом:

Уроки самостоятельного приобретения знаний и навыков учащимися

демонстрации опытов и наглядных пособий

лабораторных опытов и других видов самостоятельной работы учащихся

словесных

1. Учет отсутствующих учащихся

2. Сообщение учащимся цели урока, сообщение новых знаний, формирование новых навыков путем:

а) демонстрации опытов и наглядных пособий и объяснения их

б) постановки лабораторных опытов, работы с раздаточным материалом и книгой и объяснений учителя

в) словесного изложения, беседы

3. Организация практических лабораторных занятий, самостоятельной работы с учебником, книгой, с раздаточным материалом и т. д.

4. Подведение итогов самостоятельной работы учеников

5. Задание на дом

3. Задание на дом

4. Обобщение изложенных знаний, проверка понимания их учащимися, закрепление знаний в памяти учащихся допрос, решение задач).

Конечно, II-V типы уроков тоже в некотором отношении смешанные, так как при передаче новых знаний (II тип уроков) происходит повторение и закрепление ранее приобретенных; при закреплении знаний (III тип) происходит их обобщение и систематизация, их проверка и оценка; при обобщении и систематизации знаний (IV тип)-их закрепление и учет; при контроле и учете знаний (V тип)-их закрепление, повторение, обобщение и систематизация. Однако в уроках II типа на первый план выдвигается задача сообщения новых знаний, ей придается главное значение, а решение других задач выступает лишь как условие и следствие решения этой главной задачи. Точно так же главное, преимущественное значение в III типе уроков имеет закрепление знаний, в IV - систематизация и обобщение, в V - учет знаний, а все другие задачи решаются как условия и следствия успешного выполнения этих главных задач. В смешанных уроках (I тип) все задачи учебной работы

Таблица 8

Уроки-беседы и уроки- конференции

Уроки-упражнения

Уроки - практические занятия

1. Учет отсутствующих учащихся

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания

2. Проверка понимания учащимися описания предстоящего практического занятия (фронтальная или по звеньям). Проверка составленных учащимися планов работы

3. Постановка цели предстоящей работы

3. Подготовка учащимися рабочих мест к практическому занятию

4. Постановка учителем системы вопросов, чтобы выяснить усвоение учащимися пройденного материала и закрепить его в памяти или выслушивание и обсуждение докладов учеников

5. Задание на дом

4. Упражнения (например, в составлении формул веществ и уравнений реакций, в решении расчетных и экспериментальных задач и т. д.) и при этом учет и оценка знаний

5. Уборка рабочих мест

4. Самостоятельная лабораторная практическая работа учащихся под наблюдением и контролем учителя и при оказании с его стороны помощи; учет и оценка работы учащихся

5. Задание на дом

6. Мытье посуды; сдача наборов посуды, реактивов, материалов и принадлежностей лаборанту, уборка рабочего места

равнозначны, ни одна из них не выдвигается особо и не имеет преимущественного значения, хотя и занимает различное количество времени.

Главное в построении каждого типа и вида уроков -это максимальная активизация учащихся, так как знания, умения и навыки приобретаются в самостоятельной целенаправленной деятельности и тем более быстро и основательно, чем активнее на протекает.

Уроки должны носить характер активной самостоятельной работы учащихся, а проверка, сообщение, закрепление, систематизация и обобщение знаний взаимно проникать и подкреплять друг друга.

Важной характеристикой уроков является их структура.

Структура уроков I типа смешанных уроков - показана в таблице 6.

Указанные выше 3, 4, 5 и 7-й моменты уроков могут идти друг за другом, как указано в таблице, или проникать друг в друга. В опыте липецких учителей они проникают друг в друга, чем достигается большая активность учащихся на уроке и повышение успеваемости учеников. Структурно уроки липецких учителей состоят из следующих трех частей - подготовительной, основной, заключительной.

Структура уроков передачи и приобретения новых знаний, умений и навыков видна из таблицы 7.

Указанные в таблице 2, 3, 4, 5-й моменты могут идти на уроке друг за другом или переплетаться, активизируя учащихся и создавая лучшие условия для усвоения материала учениками.

Структура уроков повторения и закрепления знаний показана в таблице 8.

Структура уроков обобщения и систематизации знаний показана в таблице 9.

Структура контрольно-учетных уроков видна из таблицы 10.

Приведенная выше структура уроков не может рассматриваться как неизменная. Здесь не должно быть шаблона. Структура уроков может и должна изменяться учителем в зависимости от развития учащихся, усвоения ими учебного материала, от наличия учебного оборудования. Отдельные моменты уроков могут перемещаться, совсем исключаться и вместо них вставляться новые. При этом вид урока может сохраняться, но может и превращаться в другой вид и даже тип. В IX-XI классах смешанные уроки применяются реже, чем в VII-VIII классах, а уроки сообщения новых знаний, наоборот, используются чаще. В VII-VIII классах лабораторные работы встречаются чаще, чем в IX-XI классах. В старших классах чаще применяются практические занятия. В VII классе уроки словесного Изложения используются главным образом в виде рассказа-беседы, в X-XI классах - главным образом в виде лекции. Для обобщения знаний в VII-VIII классах используются, как правило, обобщающие беседы, а в IX-XI классах -обзорные лекции. На каждом уроке ученики записывают в своих тетрадях то, что учитель или вызванные им ученики записывают на доске.

Таблица 9

Обобщающие беседы и конференции

Обзорные лекции

1. Учет отсутствующих учащихся

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания

3. Сообщение учащимся цели предстоящей беседы, конференции, лекции

4. Постановка учащимся вопросов, составленных учителем, для систематизации и обобщения пройденного; доклады отдельных учеников, коллективное обсуждение их; демонстрация учащимися отдельных опытов; дополнения, излагаемые учителем в целях облегчения усвоения учащимися новых обобщений; решение качественных и количественных задач, в том числе экспериментальных, помогающих систематизировать знания; учет и оценка знаний учащихся

5. Задание на дом

6. Краткое изложение учителем итогов беседы

4. Лекция учителя:

а) вступление;

б) обзор пройденного в целях его обобщения и систематизации, сопровождаемый показом отдельных опытов и наглядных пособий;

в) заключение

5. Задание на дом

6. Ответы на возникшие у учащихся вопросы и постановка учащимся вопросов с целью проверки усвоения ими основных мыслей обзорной лекции

Таблица 10

Письменные контрольные работы

Контрольные практические занятия

1. Учет отсутствующих учащихся

2. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (распределение заданий, указания по технике предстоящей работы и т. д.)

3. Самостоятельная письменная работа учащихся

4. Предупреждение учителя о том, что осталось 5 мин до конца урока

5. Сбор письменных работ

3. Письменное решение экспериментальных задач, составление плана проведения опытов и списка необходимых реактивов, материалов и принадлежностей

4. Подготовка рабочего места к занятию

5. Постановка опытов и составление письменных отчетов учащимися; учет и оценка учителем работы учащихся. Сдача учителю письменных отчетов

6. Мытье посуды; сдача наборов реактивов, материалов и принадлежностей лаборанту; уборка рабочего места

Читайте также:
  1. I. Назначение, классификация, устройство и принцип действия машины.
  2. Акты официального толкования норм права: понятие, признаки, классификация.
  3. Акты применения норм права: понятие, классификация, эффектив-ность действия. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
  4. Алюминий. Классификация сплавов на основе алюминия, маркировка
  5. Аномалии развития органов и систем. Классификация аномалий развития.
  6. Артерии. Морфо-функциональная характеристика. Классификация, развитие, строение, функция артерий. Взаимосвязь структуры артерий и гемодинамических условий. Возрастные изменения.
  7. Берг С. Классический цигун для женщин. Полный курс за 10 уроков. – СПб. : Вектор, 2014. – 160 с. – (Здоровье на все 100)
  8. Виды психологической помощи: определение, структура. Подготовка психолога. Личностные качества психолога

Организационные формы обучения химии в средней школе.

План.

1. Урок – основная организационная форма обучения. Требования к уроку химии.

2. Классификация уроков химии. Структура уроков химии разных типов.

3. Подготовка учителя к уроку химии.

4. Факультативные занятия по химии. Учебные экскурсии по химии

5. Внеклассная работа по химии.

Организационные формы обучения – это специально организованная совместная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку в определенном режиме. (Г.И. Щукина).

Организационные формы обучения делятся на:

1) учебные : уроки, факультативы, курсы по выбору, учебные экскурсии и дополнительные занятия;

2) внеклассные : индивидуальные, групповые (химический кружок) и массовые (химические вечера, КВНы и т.д.).

Урок – это систематически применяемое 45- минутное занятие с постоянным составом учащихся при руководящей роли учителя, в ходе которого решаются определенные учебно-воспитательные задачи.

Требования к уроку химии. (по Р.Г. Ивановой)

1) направленность на достижение конкретных целей обучения, воспитания, развития учащихся (реализация принципов дидактики);

2) научность содержания: теоретически и методологически правильное раскрытие основных теорий, законов, понятий, фактов химии, указанных в школьной программе;

3) использование всех возможностей содержания и методов обучения для развития интереса учащихся к учению, логического мышления, творческих способностей; широкое применение проблемного обучения;

4) обучение с учетом межпредметных связей;

5) сочетание разнообразных методов обучения, соответствующих целям урока и содержанию учебного материала, обеспечивающих доступность обучения; целесообразное применение всех видов химического эксперимента и комплексов средств обучения, включающих технические средства (мастерство учителя);

6) привитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке в ее фронтальных, групповых и индивидуальных формах;

7) целенаправленность и целостность урока по всем его параметрам (содержанию, дидактическим звеньям), определяемая целями обучения, согласованность всех его частей; экономия учебного времени;

8) спокойная, деловая обстановка на уроке, основанная на доброжелательности и взаимном доверии учителя и учащихся и общей заинтересованности в успехе урока.

Классификация уроков химии и их структура.

1. По основным этапам учебного процесса:

вводные уроки;

уроки первоначального ознакомления с учебным материалом;

тренировочные уроки;

зачетные уроки.

2. По доминирующему методу обучения (по способу проведения) :

лекция, беседа, семинар, практическое занятие и т.д.

3. По характеру познавательной деятельности учащихся :

уроки с использованием объяснительно-иллюстративного метода;

уроки с использованием эвристического метода;

уроки с использованием исследовательского метода;

Классификация 2 и 3 относительна, так как при одном ведущем методе учитель обычно использует еще множество вспомогательных методов и приемов. Иногда разнообразие методов на уроке столь велико, что вообще невозможно точно определить его вид, но методы всегда должны соответствовать целям обучения, содержанию урока и конкретным условиям в классе.

4. По дидактической цели :

Специализированные уроки (реализуется одна дидактическая цель):

уроки передачи и приобретения новых знаний;

уроки закрепления и совершенствования знаний и умений;

уроки проверки результатов обучения.

Комбинированные уроки (реализуется несколько дидактических целей).

Такая классификация относительна, ибо обучающий характер урока предполагает, наряду с передачей новых знаний, обеспечивать их закрепление и контролировать их усвоение.


1 | |