© А.С. Горохов.
Социоло́гия (от лат. socius - общественный; др.-греч. λόγος - наука) - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
По определению Энтони Гидденса, социология - это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ».
По определению Ядова В.А., социология - это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.
Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».
Вследствие разнообразия подходов, характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным».
Основоположник «социологии»
Основоположником социологии принято считать французского философа Огюста Конта (1798-1857). В своей важнейшей работе "Курс позитивной философии" (в 6-ти томах - 1830-1842), в опубликованном в 1839 г. 3-ем томе он впервые использовал термин "социология" и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.
Истоки понимания причин возникновения социологии как самостоятельной науки об обществе неразрывно связаны с философской системой позитивизма, который, в свою очередь, возник на волне бурного развития естествознания (физики, химии, биологии) в конце XVIII - начале ХIХ вв.
Предмет социологии
Предмет – определенное социальное явление , рассматриваемое как ключевое. Например, групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социальные действия, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь (закономерности их развития, функционирования, тенденции).
Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии.
1) Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер)
2) Социология изучает социальное (взаимодействие между людьми, социальными группами). Согласно данному подходу социология не имеет специально отведенной сферы социальной явлений (в отличие от политологии, экономики, юридической и т.д.). С другой стороны, она не является всеохватывающей наукой об обществе. Социология стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения, проявляющие в любых областях общественной жизни (экономическая, духовная, политическая, социетальная).
3) Социология это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации (социальные институты, социальная структура, социальные системы). Социальная общность – различные формы организации, взаимодействие социальных субъектов: индивидов, групп, слоев, классов, этносоциалных, территориальных, государственных образований и человечество в целом).
В узком смысле под предметом социологии понимают:
1) человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, жизненные ориентации, внутренний мир.
2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий. И другие уровни организации общественной жизни.
3) Отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающее неодинаковое участие в экономической и духовной жизни. Различающиеся уровнями и источниками своих доходов, структурой личного развития, типом общественного сознания.
4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты): социально-демографические, национальные; социально-профессиональные и т.д.
5) С точки зрения глобалистов современный мир описывается с геноэкономических, геополитических, транс-культурных позиций; изучаются: исторические системы (цивилизации; культурно-исторические типы).
6) Реальное общественное сознание – деятельность и поведение людей, как воплощение из знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, закрепленных в коллективном сознании.
В самом широком смысле, социология – это наука об обществе, и закономерностях, проявляющихся в общественных явлениях, в предметной области социологии оказываются: общество как целостность; социальные общности, институты и организации; личности, взаимодействие личности и общностей; социальные действия; социальные процессы и изменения.
Объект социологии - то, на что направлено социологическое внимание и исследование. Но это не просто общество, или некая совокупность общественных отношений людей. Во-первых, это прежде всего современное общество. Во-вторых, отчасти это и прошлое общество, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понимания современности. В-третьих, и это особенно важно, объектом социологии выступает информация об обществе: объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью самых различных методов, на основании различных источников.
Вопрос 2 «Структура и функции социологии»
В зависимости от уровня получаемых знаний в социологии также выделяются:
1) теоретическая социология, дающая глубокое обобщение фактического материала, путем построения теории, раскрывающих универсальные закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур).
2) прикладная (эмпирическая) социология - изучает практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических материалов.
3) социальная инженерия - уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем. Кроме того, социология имеет и внутреотраслевое и отраслевое деление (социология труда, экономическая социология, социология досуга, семьи, образования, религии, малых групп, молодежи, пола, поселений и т.д.)
Функции социологии
1. Познавательная - как наука социология дает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, о тенденциях общественного развития.
2. Прикладная (практическая ) функция в том, что социологическая наука не только познает социальные реальность, но и обладает управленческим потенциалом.
Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки - социальной деятельности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и специальным социологическим теориям, дающим глубокое системное отражение сущности и закономерности развития общества. Прикладная (практическая) функция социологии в том, что наука не только познает социальную реальность но и вырабатывает предложение для управленцев всех уровней в условиях совершенствования социальной политики, для рационального управления обществом.
3. Функция социального контроля позволяет снять социальную напряженность и кризисы в обществе, информируя властные структуры об усилении деятельности социального контроля над процессами в обществе.
4. Идеологическая функция в том, что данные социологии (знания) используются для выработки определенного менталитета, ценностных ориентаций, стереотипов поведения, имиджей. Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей, либо данные полученные социологами могут быть средством достижения общественного консенсуса.
5. Прогностическая (футурологическая ) функция социологии состоит в способности вырабатывать прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем.
Итак, социология играет ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимает центральное место в социальных науках.
Вопрос 3 «Место и роль социологии в системе общ наук»
Место социологии в системе наук
Специфика положения социологии в системе социогуманитарных наук заключается в следующем:
1) Социология является наукой об обществе в целом, его явлениях и процессах.
2) Социология включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других социогуманитарных наук.
3) Все социальные и гуманитарные науки изучающие различные стороны деятельности жизни общества всегда затрагивают социальный аспект, т.е. те законы и закономерности, которые реализуются посредством деятельности людей.
4) Техника и методика изучения человека и человеческой деятельности, методы социального измерения и т.д., разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми другими социальными и гуманитарными науками.
5) Сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук, которые получили название социальных исследований.
Между тем социология не претендует на роль философии в отношении социогуманитарных наук. Она дает научно обоснованную теорию общества, его структуры, дает понимание законов и закономерности развития и функционирования этих структур. Взаимодействия субъектов и общества.
При сопоставлении социологии с другими науками, можно выявить следующую специфику:
1) Социология – социальная философия
Сходство в объекте заключается в том, что обе науки осмысливают своеобразие общества, его отличие от природы и следуют цели его существования и развития. Предмет социальной философии, в отличие от социологии, заключается в изучении общественной жизни сточки зрения, мировоззренческих проблем, главные из которых – смыслообразующие. Если у философии основной метод познания – это умозрительный анализ на основе цепи логических заключений, то для социологии – это эмпирические методы данных статистики, демографии и других дисциплин.
2) Социология и психология
Сфера психологии – изучение индивидуального «Я», т.е. выявление индивидуальных психологических особенностей (инстинкты, желания, темперамент), психика человека как неповторимый уникальный мир, а также иррациональное бессознательное. Сфера социологии – проблема межличностных взаимодействий, взаимодейтвие личности и групп, в личности социолога интересуют ценностей ориентации, его социальные позиции, ролевые ожидания.
3) Социология и история
Общим предметом данных наук является анализ социальных фактов – общей проблемой необходимость учитывать как наличие определенных социальных закономерностей, так и существования индивидуальных неповторимых процессов, которые влияют на направление развития общества. Специфика заключается в следующем: науки разделяют на две группы:
a) номотеические, которые ищут в социуме общие законы функционирования и изменения общества исследует повторяющееся, неизменное в событиях, это науки о законах, и к которым относятся социология. Главный метод социологии – обобщающий, отыскивающий главные тенденции.
б) Идиографические – это науки о событиях, которые описывают единичные, с точки зрения его неповторимых индивидуальных характеристик.
4) Экономика и социология
Общее в этих науках – понимание того, что материальное производство и экономическую деятельность человека, это основные формы деятельности общества. Экономика изучает формы математического производства и его средства. Социология изучает положение человека в этих экономических условиях; каковы отношения между людьми в разных экономических условиях.
5) Социология и политология
Политология изучает политическую сферу, политической структуры, режимы, влияние государства на общество. Социология исследует политическую сферу через призму отношений между людьми и полагает, что выявить закономерности политической жизни, можно только учитывая особенности общества как социальной системы.
Составил: Артур Сергеевич Горохов.
Очень часто мы употребляем слова «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», используя их как синонимы. Однако данные термины обозначают разные понятия. Понятие «человек» выступает в качестве философской категории, так как оно имеет самое общее, родовое значение, отличающее разумное существо от всех остальных предметов природы. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого на биологическом, психологическом, социальном и др. уровнях. Понятие личность вводится для выделения социальной сущности человека, как носителя социальных качеств и свойств, определенное сочетание которых и определяет его как личность. Поскольку в этом понятии акцент делается на социальном начале, личность выступает в качестве особой социологической категории.
В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы стать личностью, ребенок должен пройти определенный путь развития, где непременными условиями являются биологические, генетически заданные предпосылки и наличие социальной среды, с которой он взаимодействует. Поэтому под личностью понимается нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностям и нормам.
К характеристике личности можно подойти либо с точки зрения ее структуры, либо с точки зрения взаимодействия с другими людьми, окружающей средой.
Структурный анализ личности является одной из наиболее сложных проблем социологии. Поскольку личность рассматривается как структурная целостность биологических, психологических и социогенных компонентов, обычно выделяют биологическую, психологическую и социальную структуры личности, которые изучаются биологией, психологией и социологией. Биологическая структура личности учитывается социологией тогда, когда нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной человек или инвалид не может выполнить все социальные функции, присущие здоровому человеку. С социологией в большей степени связана психологическая структура личности, включающая в себя совокупность эмоций, переживаний, память, способности и т.п. Здесь важны не только разного рода отклонения, но и нормальные реакции окружающих на деятельность индивида. Качества данной структуры личности имеют субъективный характер. Но при определении социальной структуры личности нельзя ограничиваться ее субъективной стороной, так как в личности главным является ее социальное качество. Поэтому социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности. Из этого логически следует, что важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельное действие и как взаимодействие с другими людьми.
В социальной структуре личности можно выделить следующие элементы:
Способ осуществления в деятельности специальных качеств, проявляющихся в образе жизни, ее уровне и качестве, в различных видах деятельности: трудовой, семейной, общественно-политической, культурной и т.д. При этом деятельность индивида по производству материальных и духовных ценностей должна рассматриваться как центральное звено структуры личности, определяющее все ее элементы;
Объективные социальные потребности личности: так как личность является органической частью общества, в основе ее структуры лежат общественные потребности, определяющие развитие человека как общественного существа. Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение;
Способности к творческой деятельности, знаниям, навыкам: наследственность задает способности человека, определяющие результативность его деятельности, однако какие способности будут реализованы, зависит от интересов индивида и его стремления реализовать эти задатки. Действительно, природные способности влияют на такие параметры человеческой деятельности, как темп, ритм, скорость, выносливость, утомляемость, однако содержание деятельности определяется не биологическими задатками, а социальной средой;
Степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности;
Нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность;
Убеждения – глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека.
Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, хотя и в различной степени. Каждая личность так или иначе участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Поэтому социальная структура личности постоянно меняется.
Личность можно также охарактеризовать с точки зрения социального типа. Потребность в типизации индивидов носит универсальный характер. Каждая историческая эпоха сформировала свои типы, например, в соответствии с доминирующими ценностями возникли культурные типы английского джентльмена, сицилийского мафиози, арабского шейха и др.
В основу известной психологической типологии положены характер и темперамент человека; она включает 4 типа – холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков.
Известный швейцарский психиатр Карл Юнг (1875-1961) предложил свою типологию, которая строится на базе трех осей мышления человека, и каждая из них делит мир и представление о мире на два полюса:
Экстраверсия – интроверсия,
Абстрактность – конкретность (интуиция – сенсорика),
Эндогенность – экзогенность (этика – логика).
Экстраверсия и интроверсия – это разделение мира на мир объектов и мир взаимодействий между ними. В соответствии с этим делением экстраверт ориентирован на объекты, интроверт – на взаимодействия между ними. Экстраверт – это человек, психологические особенности которого выражается в сосредоточении своих интересов на внешнем мире, внешних объектах. Экстравертам свойственны импульсивность поведения, проявление инициативы, общительность, социальная адаптированность и открытость внутреннего мира. Интроверт – это человек, социально-психологический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью. Интроверты считают свои интересы самыми важными, придают им высшую ценность; для них характерна социальная пассивность и склонность к самоанализу. Интроверт с удовольствием исполняет возложенные на него обязанности, но не любит ответственности за конечные результаты.
Мир конкретен и мир закономерен. С одной стороны, мир образован из конкретных объектов и взаимодействий между ними: например, мальчик Ваня ходит в школу. С другой стороны, наряду с конкретными истинами существуют истины абстрактные, например «все дети ходят в школу». Человек с абстрактным или интуитивным мышлением (термины «интуитивное» и «абстрактное мышление» тождественны) склонен раздумывать про всех детей. Человек с конкретным (сенсорным) мышлением будет раздумывать про своего ребенка.
Мир эндогенен и экзогенен, т.е. он образован из внутренних и внешних явлений. Данную ось сам Юнг назвал «эмоции – мышление», а некоторые социальные психологи называют «этика – логика».
Если в социальной психологии главное внимание обращено на разработку психологических типов, то в социологии – на разработку социальных типов. Тип личности как абстрактная модель личностных характеристик, присущих определенной совокупности людей, обеспечивает относительное постоянство ответных реакций человека на окружающую среду. Социальный тип личности – это продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. По Л. Вирту, социальный тип – это человек, наделенный какими-либо характерными свойствами, соответствующими требованиям общества, его ценностям и нормам и определяющими его ролевое поведение в социальном окружении. Это означает, что индивид должен быть типичным представителем какой-либо группы людей (класса, сословия, нации, эпохи и т.д.) в плане поведения, образа жизни, привычек и ценностных ориентаций. Например, типичный интеллигент, новый русский 1990-х гг, олигарх.
Типологии личности разрабатывались многими социологами, в частности, К. Марксом, М. Вебером, Э. Фроммом, Р. Дарендорфом и др., которые использовали разные критерии. Так, Р. Дарендорф считал, что личность есть продукт развития культуры, социальных условий. Данный критерий он положил в основу своей типологии, в которой выделение типов личности идет через понятие homosociologicus:
Homofaber – в традиционном обществе «человек трудящийся»: крестьянин, воин, политик, т.е. личность, наделенная важной общественной функцией;
Homoconsumer – современный потребитель, т.е. личность, сформированная массовым обществом;
Homouniversalis – человек, способный заниматься разными видами деятельности, в концепции К. Маркса – меняющий всевозможные занятия;
Homosoveticus – человек, зависящий от государства.
Еще одна типология включает социальные типы личности, выделяемые на основе ценностных ориентаций, которых придерживаются индивиды:
Типы личности могут выделяться в зависимости от ценностных ориентаций индивидов:
Традиционалисты – ориентированы на ценности долга, дисциплины, законопослушания, уровень их самостоятельности, самореализации, креативности низкий;
Идеалисты – критически относятся к традиционным нормам, обладают твердой установкой на саморазвитие;
Фрустрированный тип личности – характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием;
Реалисты – сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем;
Гедонистические материалисты – ориентированы на удовлетворение потребительских желаний.
Поскольку в структуре личности присутствуют такие два компонента, как совокупность отношений с внешним миром и внутренние, идеальные отношения, выделяются также следующие типы личности:
Идеальный – тип личности, который общество провозглашает своеобразным эталоном; идеальным типом личности в эпоху СССР был настоящий коммунист (пионер, комсомолец);
Базисный – тип личности, который максимально отвечает потребностям общества, т.е. это совокупность типических личностных черт, наиболее распространенных в данном обществе; они характерны для людей, выросших в одной культуре, прошедших одни и те же процессы социализации, например, тип трудоголика в Японии послевоенного периода. Как правило, именно базисный тип преобладает в рамках определенного социума.
Все эти типологии лишь подтверждают уверенность социологов том, что социальные типы являются продуктом общества. А поскольку мы живем в эпоху быстрых изменений, эпоху глобализации, когда национальные культуры постепенно переплавляются в одну глобальную, мы можем стать свидетелями возникновения новых типов личности.
Общество, или социум, как любое другое явление нуждается в наблюдении и исследовании. Для этого в 1832г. Огюстом Контом был введен термин – « ». , прежде всего, которая занимается рассмотрением и изучением , его систем.
Не стоит считать Конта умопомешаным. Его психическое расстройство связано исключительно с объемом информации. В 1829 г. он излечился от недуга и продолжил работу.
Француз Конт на самом деле был весьма далек наук. Он окончил технический ВУЗ, и его интерес к «механизму» работы общества был основан именно на выявлении связей и принципов, как это было бы или механике. Идея проанализировать общественные связи настолько сильно захватила Конта, что он буквально ею жил, цепляясь за каждую логичную и нелогичную цепочку связей в жизни групп людей. Он терроризировал пьяниц и легкодоступных женщин. Пытался выводить закономерности.
В итоге еще молодой Конт заработал помешательство и был помещен в психиатрическую клинику, что, впрочем, не помешало написать ему два труда, которые легли в основу науки социологии: «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики».
По мнению Конта, социология функционирование общества: систему взаимоотношений людей, их взаимодействия, взаимообусловленности и влияние тех или иных факторов на человека, группу, массу. Социология также рассматривает закономерности различных социальных действий и отношения между личностями. Главная цель данной науки заключается в анализе составляющей структуры социальных отношений.
Хотя термин и имеет конкретного , давшего ему толкование и впервые введшего его в оборот, существуют другие его определения и подходы к значению понятия, а потому в учебной можно найти самые разные описания «социума», «социологии», «социальности» и пр. родственных понятий.
Азы социологии
Говоря о специфике науки, необходимо отметить, что она состоит из направлений, где общество рассматривается как упорядоченная система. Во вторую очередь науку интересует индивид как часть группы. Индивид не может являться обособленным объектом в системе, он выражает конкретную принадлежность к той или иной социальной группе.
Сознание общества постоянно меняется, поэтому в социологии нет единой теории. Здесь постоянно образуются огромное количество воззрений, подходов, которые не редко открывают новые направления данной науки.
Если сравнивать социологию, например, с философией, то первая основана на действительности. Она показывает жизнь, человеческую сущность именно в момент действительности. Вторая, в свою очередь, рассматривает общество абстрактно.
Прежде всего, социология изучает общественную практику: как формируется система, как она закрепляется и усваивается индивидами. Рассматривая структуру науки, необходимо отметить, что она довольно многосложна. Имеется целая система ее классификаций.
Наиболее часто выделяют:
- теоретическую социологию,
- эмпирическую,
- прикладную.
Теоретическая, в большей степени направлена на научное исследование. Эмпирическая строится на методических приемах, а более приближена к практике. Направления социологии также многообразны. Она может быть гендерной, фискальной. Существует социология культуры, медицины, права, экономики, труда и других.
Термин “социология
” происходит от латинского слова “societas” (общество) и греческого “logos” (слово, учение). В буквальном смысле социология
– наука об обществе. Попытка познать, осмыслить общество, выразить свое отношение к нему сопровождало человечество на всех этапах его истории.
Понятие “социология
” введено в научный потребления французским философом Огюстом Контом (1798-1857) в 30-х годах XIX ст. социологию он мыслил как науку, тождественную обществоведению, объединявшее в себе все области знаний об обществе. Философия Конта получила название “позитивизм”. Провозглашенная им “позитивная философия” сводилась к простому накоплению общих выводов отдельных наук. Этот же принцип распространялся Контом и на социологию, роль которой он усматривал в наблюдении, описании и систематизации фактов, процессов общественной жизни. Философское их осмысления принципиально отрицал как “схоластику” и “метафизику”.
Мнение Конта на социологию господствовала до конца XIX в. В конце XIX – начале XX в. в научных исследованиях общества наряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами стал выделяться и социальный. Согласно сужался предмет социологии, ограничиваясь изучением социальных сторон общественного развития.
Первым, кто дал “узкое” толкование трактовки социологии как науки, был Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог и философ, создавший так называемую французскую социологическую школу. С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществоведению, к науке, сосредоточенной на изучении социальных процессов и социальных явлений общественной жизни, т.е. самостоятельной науки, которая граничит с другими общественными науками – историей, философией, политэкономией т.д.
Предмет и объект социологии, как и любой науки, не тождественны, поскольку объектом науки является все, на что направлено соответствующее исследование, а предметом – отдельные аспекты, свойства, отношения, составляющие объект конкретного исследования. Один и тот же объект может изучаться различными науками, предмет – всегда четко очерчивает сферу и цели исследования.
Современное толкование предмета социологии должно учитывать особенности данного этапа социологического познания, прежде всего то, что социология является специфическим научным знанием об обществе, которое отличается от других общественных наук и имеет свой самостоятельный предмет.
Социология
– наука о становлении, развитии и функционировании общества, социальных общностей, социальных отношений и социальных процессов, о механизме и принципы их взаимодействия.
Будучи нефилософских наукой, опираясь на обобщение социальных фактов, социология определяет свой предмет на уровне макротеоретичного анализа. Она тесно связана с социально-философским уровня.
Кроме общетеоретического осмысления своего предмета, социология охватывает ряд социологических теорий, предмет которых – изучение особых состояний и форм бытия социальных общностей: социальной структуры, культуры, социальных институтов и организаций, личности, а также процессов социализации индивидов в социальных общностях.
Как наука о социальных сообщества, социология исследует массовые социальные процессы и поведение, состояния и формы социального взаимодействия и социальных взаимосвязей людей, образующих социальные сообщества.
Во всех освещенных проекциях на переднем плане – личность. Но социология рассматривает ее не сквозь призму индивидуально неповторимых свойств и качеств (это предмет психологии), а с позиции ее социально-типических черт как субъекта развития общества.
Социология
– это наука об обществе, и такое определение признается практически всеми учеными-социологами. Но дальше ситуация усложняется, потому что именно общество, его структура и движущие силы его развития различными учеными понимаются по-разному. Для одних социологов общество – такой же объект исследования, как и природа, поэтому, изучая его, можно применять методы, заимствованные из естественных наук. По мнению этой группы ученых, общество развивается, как все живое, путем эволюции: от низших форм к высшим, этот процесс объективный и от человека, по сути, независимый. Близким к этому является марксистское понимание общества, в основе развития которого лежат объективные экономические закономерности, приводящие к социальным революциям и перехода от низших (первоначальной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической) до высших (коммунистической общественно-экономической формации с первой фазой – социализмом) ступеней общественного устройства. Человеку в этой концепции места фактически не остается, она вынуждена подчиняться жестокой воле этих закономерностей и не имеет возможности изменить что-либо в их ходе.
Другие авторы социальных концепций, наоборот, в основу понимания общества ставят прежде всего человека, пытаясь выяснить, почему, как и для чего этот человек создает общество и живет в нем несмотря на такие ее черты, как эгоизм, агрессивность и т.п. Здесь на первый план выступают воля и стремление людей к сожительству и созданию социальных групп; сознание, объединяющую людей и сообщества; интеллект человека, путем все новых и новых открытий и изобретений приводит технический прогресс и прогресс, другие феномены духовной жизни, общения людей и взаимодействия между ними.
Все эти способы объяснения общества места и роли в нем человека имели и имеют своих сторонников. Сегодня, в условиях идеологической свободы, мы не впервые имеем возможность ознакомиться с произведениями ученых, которые олицетворяют выше подходы к пониманию общества, и выбрать для себя тот из них, который наиболее соответствует нашим вкусам, убеждениям. Сейчас нет одной-единственной, исторически верной и всеобъемлющей теории общества и его развития. Ситуацию настоящее определяет теоретический плюрализм, т.е. право на существование различных исследовательских направлений, ибо жизнь является многогранным и сложным, а потому попытки описать и понять его идентичны разнообразными и непохожими.
Но если подойти к социологии с такой точки зрения, то мы будем вынуждены чуть ли не всю жизнь изучать различные социологические теории в поисках наиболее подходящей к нашим представлениям и вкусам. Возможен ли некий компромиссный вариант? Существуют ли в мире социологической науки попытки интеграции социологических знаний, идеи определенной функции теоретической языка социологии? Если человеческое общество в целом тяготеет к интеграции и объединения, то, возможно синтез, опираясь на тщательные эмпирические (опытные) данные.
Полной попыткой в этом направлении есть понимание социологии как науки о социальных сообщества, из которых состоит общество. Социальная общность – это реально существующая совокупность индивидов, которая характеризуется относительной целостностью. Социальные сообщества возникают в ходе исторического развития существования человечества на всех уровнях его существования и отличаются огромным разнообразием форм и содержательных связей внутри них. Эти социальные сообщества является продуктом деятельности людей, которые на протяжении своей жизни входят в уже существующих сообществ и творят новые. На ранних этапах развития человечества, люди объединялись в семьи, роды и племена на основе кровнородственных связей, ища в этих первобытных сообществах защиты от диких животных, стихийных сил природы или внешних врагов. То есть, на первый этап развития человечество тяготело к созданию сообществ, руководствуясь скорее внешними причинами, стремлением обеспечить свое существование и выживание во враждебном и угрожающем для него мире. Со временем в действие вступают другие побудительные причины, и объединение происходит на основе определенных производственных интересов и потребностей, религиозных верований, политических взглядов и т.д. Другими словами, с развитием общества внешние объективные факторы, которые обусловили создание первобытных сообществ, все больше уступают место внутренним субъективным факторам человеческого общежития.
В упрощенном варианте социальную систему можно представить в виде определенной пирамиды, все составляющие которого взаимодействуют между собой.
С такой точки зрения социологии можно определить как науку о становлении и функционировании социальных общностей, между которыми складываются определенные социальные отношения и взаимодействие, а также о социальной человека – творца этих сообществ и главного субъекта исторического развития.
Пройдя достаточно длительный путь развития, социология стала наукой, задача которой - изучение постоянно изменяющегося общества. Социологические исследования выявляют модели и закономерности различных социальных связей и, опираясь на эти общие модели и закономерности, пытаются показать (а иногда и предсказать), почему определенные явления и события происходят именно в это время и в этом месте.
Многие социологические работы дескриптивны, описательны, они показывают внешние свойства социальных действий и событий - вербально и посредством цифр. Результатом таких описательных исследований являются обычно гипотезы, касающиеся различных социальных явлений. Эти гипотезы используются в последующих исследованиях, для выявления каузальных связей и разработки теорий.
Так, описаны модели социальных ценностей и социальных изменений; отклоняющегося поведения и семейной жизни. Выявлена взаимосвязь между социальным классом и воспитательными целями, между структурой организации и системой информации, средой проживания и семейными формами, технологией и стилем руководства.
Перечисленные зависимости представляют собой простые социологические объекты, но в действительности социолог сталкивается с весьма многогранными взаимосвязанными социальными процессами.
Первостепенные объекты социологического исследования - общности людей и имеющиеся в них социальные структуры и процессы, развитие и изменение этих структур и процессов. Социолог интересуется моделями и закономерностями социального мира (Baldridge, 1980).
Социальные факты (этот термин употреблялся Дюркгеймом) являются, как правило, более широкими и многосторонними, чем в обыденном мировосприятии. К социальным фактам относятся, например, бюрократия, перенаселение, преступность, безработица и мн. др. Такие факты возможно изучать только в совокупности всех общественных явлений, связанных с ними и вовлеченными в их среду. (Например, социальный факт «преступность»: экономические, психологические, психические причины, образовательный ценз, наличие-отсутствие и качество мест досуга, алкоголизм, генетика и др.)
Уже из этих примеров видно, что социологию можно считать сложной наукой, поскольку: а) предмет ее исследования чрезвычайно многообразен, б) она рассматривает многопеременные причинные связи в сфере общества и культуры, в) она сталкивается с различными моделями изменяющихся социальных проблем. ,
Социология базируется на фактах и оперирует теориями, т. е. социология эмпирична и теоретична. В этом смысле ее можно считать «консервативной» наукой. Радикальной же она является потому, что не оставляет ничего вне поля исследования, ни одна сфера человеческой деятельности для нее не свята и не табуирована. Общественное мнение обязательно учитывается социологией, но она подходит к нему - критично.
Социология имеет свои специальные подходы и методы, ее основная цель - развитие социологической теории. Социологическая точка зрения по-новому отражает мир и человеческий опыт.
Социология объективна в том смысле, что полученные при исследованиях социологов знания могут проверяться жизненной практикой других людей. Объективность науки часто понимается как свобода от ценностей. Люди связаны с различными ценностями, но исследователи стремятся по возможности избежать такой связанности, т. е. быть объективными или по крайней мере изложить свои исходные позиции ясно и непредвзято, так, чтобы читатель смог сам видеть возможные ценностные связи. Веберу принесла известность его дифференциация эмпирического познания и оценки. Этот вопрос является дискуссионным и в настоящее время, и даже выражаются сомнения в возможности наличия в социальных науках свободных от ценностей высказываний вообще.
4. 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Социолог использует в своих исследованиях информацию, приобретенную различными способами. Он должен обращаться к своим наблюдениям, догадке или здравому смыслу, но собственно научных знаний он может достичь только с помощью обоснованной методологии исследования. Под методологией понимается система различных правил, принципов и мер, управляющих научным исследованием.
Наряду со своей собственной методологией социология руководствуется также следующими общими критериями научного исследования.
Систематичность при проведении наблюдений, обработке материала и рассмотрении результатов.
Всеобъемлемость: исследователь стремится выявить общие закономерности, инвариантности, а не довольствуется описанием однократных и единичных случаев. Чем более всеобъемлюще объяснение какого-либо явления, тем вероятнее прогнозирование его проявления.
Точность в измерении признаков, а также в использовании и определении понятий. От методов и результатов измерения требуются надежность и валидность.
Требование простоты, т.е. экономичности научного исследования. Стремление к достижению целей с возможно малым количеством основных понятий и связей. Результаты исследования должны быть четки и определенны.
Объективность. Детальное и точное изложение вопроса даст возможность проверять и контролировать исследование.
Методология социологии определяет способы и методы сбора социологического материала для получения (обобщенно говоря) ответов на вопросы, почему те или иные явления и события происходят в определенное время и в определенном месте. Методология указывает, какие именно методы исследования можно и рекомендуется применять в каждом случае. Социологические вопросы - это такие вопросы, на которые можно ответить с помощью наблюдаемых или подтверждаемых фактов.
Самыми распространенными из методов сбора информации для социологического исследования являются эксперимент, опрос и интервью, наблюдение, а также использование статистики и документов.
Эксперимент. Ситуация эксперимента позволяет в специально контролируемых условиях изучать воздействие исследуемой переменной в экспериментальной группе. Для выяснения воздействия проводится замер до и после эксперимента в определенных ситуациях как в экспериментальной, так и в контрольной группах. При составлении экспериментальных и контрольных групп стремятся, за исключением экспериментальной переменной, к возможно большой одинаковости.
При социологическом исследовании часто трудно создать контролируемую экспериментальную ситуацию, поэтому необходимо прибегать к различным ситуациям, похожим на экспериментальную обстановку. Из таких, пожалуй, самым распространенным является использование данных «ex post facto», т. е. на основании уже происшедших фактов составляются экспериментальные и контрольные группы, причем выводы делаются только после событий, имеющих значение с точки зрения изучаемого вопроса.
Опрос и интервью. Опрос и интервью называются методом «survey». Это - общее освещение вопроса, после чего данные подвергаются статистическим обобщениям. Опросы являются, может быть, самыми частотными методами сбора информации, особенно с тех пор, как они стали распространяться, кроме социологии, и в других областях науки. Почтовые опросы позволяют удобно и с относительно маленькими экономическими затратами дойти до большого количества респондентов, но этот метод имеет также многие недостатки. Для опросов подходят лучше всего сжатые анкеты.
Интервью дает, благодаря своей многосторонности, хорошие исходные положения для весьма основательного исследования социального поведения, различных общественных отношений, мнений и т. п. Успешность интервью во многом зависит от формулировки вопросов, от интервьюера, опрашиваемого лица и ситуации интервью и, разумеется, также от актуальности изучаемой проблемы для опрашиваемого. Интервью является весьма результативным, но методологически сложным методом сбора информации.
Методы опроса и интервью включают в себя много различных вариантов. Такими являются, в частности, групповые опросы и телефонные интервью, которые пригодны в определенных случаях.
Наблюдение. Социологу часто приходится в своих исследованиях прибегать к наблюдению для дополнения и уточнения информации, полученной с помощью других методов. Причем само наблюдение также представляет собой метод сбора информации, так как путем участвующего (включенного) и неучаствующего (невключенного) наблюдения можно систематически и надежно собирать сведения о явлениях, к которым другие методы не подходят. В качестве примера участвующего наблюдения можно привести исследование тюремной общности, проведенное И. Галтунгом, который сам находился в тюрьме как пацифист; неучаствующего наблюдения - исследование К. Брууна о нормах и обычаях употребления алкогольных напитков (не сделавшее автора поклонником Вакха).
Статистика и документы. Разные виды статистики предоставляют многосторонние возможности для социологических исследований. В официальной и неофициальной статистике собрана информация об обществе и общественных явлениях в такой мере, что в них можно найти материалы для рассмотрения самых разнообразных проблем.
Различные газеты и журналы, теле- и радиопрограммы, кинофильмы, книги и письменные материалы вообще - прекрасные исходные пункты для рассмотрения многих социальных явлений и проблем методом разбора содержания. Распространенный в настоящее время дискурсионный анализ также успешно используется для интерпретации социальных отношений и социальных явлений. Статистика и документы в значительной степени обеспечивают объективность и научность социологических исследований.
Выборка. Объект социологического исследования бывает настолько широк, что практически невозможно проводить исследования этого объекта в целом, исследуя каждую единицу определенной генеральной совокупности. Единственной альтернативой остается делать выводы на основе выборочной совокупности, репрезентирующей генеральную совокупность. С помощью различных методов выборки, разработанных статистикой, из генеральной совокупности выбирается некая часть оптимальных параметров (т. е. отбор), которая и подвергается исследованию и изучению. Полученные таким образом результаты позволяют делать выводы о генеральной совокупности в целом.
К самым распространенным методам выборки относятся вероятностная выборка с помощью случайных чисел и систематическая выборка с равным интервалом чисел. Когда генеральная совокупность состоит из различных групп, пожалуй, наиболее удобно использовать раздельную выборку, причем отбор берется из каждой группы. В исследованиях, охватывающих всю страну, возможно применять групповую выборку, в которой объекты исследования сначала разделяются на группы, из которых берутся отборы. Например, когда генеральной совокупностью являются ученики 1-4 классов сельских общин, отбираются сначала изучаемые общины, потом школы, классы и, наконец, ученики. Такой метод называется четырехступенчатой групповой выборкой.
Модель исследования. Ниже представляется в виде резюме ход эмпирического исследования шаг за шагом. Даются те общие линии, которыми (с некоторыми их варьированиями) руководствуются исследователи:
1. Постановка проблемы. Естественно, что проблема исследования является его исходным пунктом и сущностью.
3. Выдвижение гипотезы. Проблема исследования должна подвергаться экспериментированию и проверке. Для этого требуется пригодное к проверке утверждение, которое на первых порах определяет взаимосвязь переменных. Итак, гипотеза - это научно обоснованное предположение по существу исследуемой проблемы.
4. Выбор метода сбора информации и анализа данных.
5. Сбор информации.
6. Обработка материала, анализ результатов. Собственно исследовательская работа: соединение, классификация, сравнение и статистическая проверка информации, составление таблиц по полученным данным и т. п. для проверки, опровержения или подтверждения выдвинутой гипотезы и для нахождения ответов на поставленные вопросы.
7. Выводы. Представление результатов исследования, указание находок и упущений, невыясненных пунктов, оценка выполнения задачи исследования, обоснование теоретического и практического значения полученных результатов; определение в первом приближении перспективных исследований, вытекающих из результатов данного, и т. п. Названные вопросы должны излагаться в публикуемом рапорте исследования.
Выше рассматривались преимущественно количественные методы, т. е. методы, основанные на различных измерениях. Наряду с ними в социологических исследованиях применяются также методы, которые могут быть названы качественными, использующие так называемые «мягкие» материалы (напр, документы, дневники, письма). В них возможно использовать сложные статистические решения, но прежде всего различные методы интерпретации, умозаключения и философскую трактовку. Все это связано с языковым выражением.
Современное социологическое исследование является полиметодическим, т. е. оно использует одновременно различные способы и методы для решения проблем и обеспечения возможно большей надежности результатов.
Социологическое исследование представляет собой, упрощенно говоря, поиск ответов на проблемы, избранные самим исследователем или заданные ему.
ТЕОРИЯ
Цель социологического исследования - выявить, описать и объяснить закономерности социальных процессов, отношений, явлений, как и в любой науке дать удовлетворительное объяснение всему, что требует объяснения. Такое объяснение можно считать социологической теорией. Согласно Э. Хану (Erich Hahn, 1968), о теории можно говорить тогда, когда имеются: 1) научный уровень знания или исследования и 2) систематически организованная терминология.
В самом широком значении к «теории» относится все, что является формальным или отвлеченным в противоположность эмпирическому. С помощью корректной социологической теории можно объяснить поведение человека, обусловленное прежде всего влиянием окружающей среды, социальных ожиданий и социальной структуры.
Хотя теория отражает сущность рассматриваемого объекта, при этом ее как таковую, в чистом виде, нельзя наблюдать в действительности. Например, положение о том, что члены общества разделяются на социальные слои - не теория, а эмпирический факт или знание. Однако объяснение глубинных причин этого деления представляет собой уже социологическую теорию.
Социологическая теория - это теория о социальных явлениях или обществе. На основе научной социологической теории можно делать определенные прогнозы о состоянии общества и возможных социальных событиях. Более частной составляющей теории являются «понятия».
Забегая вперед, отметим, что теоретические понятия выражают нечто отвлеченное и являются при этом противоположностью эмпирического факта, который конкретен и наблюдаем. Типичными социологическими понятиями являются, например, группа, норма, роль и статус (подробно см. гл. 5). Можно выделить несколько типов социологических теорий.
Объясняющая теория выявляет и изучает социальные причины существующих в обществе явлений.
Прогнозирующая теория стремится прогнозировать будущее на основе знаний о существующих в обществе тенденциях.
Классифицирующая теория является в большей степени описывающей, чем объясняющей или прогнозирующей, она представляет собой выявление наиболее отвлеченных существенных признаков явления. Например, «идеальный тип» Вебера может служить примером такой теории.
Функциональная теория относится к классифицирующим теориям. Она классифицирует и интерпретирует явления и их последствия. Функциональная теория показывает причинно-следственные взаимосвязи различных частей системы и воздействие каждой части на целое.
Вместо функциональной теории исследователи могут употреблять термин «функциональный анализ», который можно считать синонимом функциональной теории, или термин «системная теория», когда подчеркивается значение целого. Многие исследователи отмечали, что общественные науки пока не имеют систематического подхода, существуют только методы исследования и ряд обобщений, и те на относительно невысоком уровне. Применительно к этому Роберт Мертон (1968) использовал выражение «теория среднего уровня». Некоторые исследователи сопоставляют теорию с парадигмой, которая понимается как образ мышления или направление науки (Wiswede, 1991).
Несмотря на критику, направленную на теорию, возможно использовать понятие теории особенно тогда, когда с его помощью можно получать полезную информацию о социальных взаимосвязях. Теория имеет тесную связь с изучаемой действительностью. Теория является парадигмой или моделью действительности. Социологическая теория базируется на отношениях факторов, переменных, понятий. «Грамотная», корректная социологическая теория не должна являться чем-то оторванным от действительности, самоцелью, а должна быть способом к открытию новых взаимосвязей и закономерностей.
Ниже приводится схема процесса научной работы по Уолтеру Л. Уоллису (Walter L. Wallace, 1969), в которой рассматриваются разработка теории и ее применение в исследовании. Уоллис считает социологию безусловно научной дисциплиной и выделяет в ней, согласно данной схеме, пять областей, которые коррелируют друг с другом.
В качестве примера используем анализ Дюрк-гейма о самоубийстве. Он исходит из наблюдений о людях, которые покончили с собой самоубийством. Эти наблюдения дают некоторые эмпирические обобщения типа «среди протестантов более высокая частотность самоубийств, чем среди католиков».
Следующий уровень знания зависит от ответов на вопросы:
1. Каково значение принадлежности к тому или иному вероисповеданию в том особом случае, когда речь идет о частотности самоубийств?
2. Можно вообще частотность самоубийств считать каким-то особым случаем?
Эти вопросы, вместе взятые, затрагивают явление, требующее объяснения (суицид), и явление, которое объясняет (вероисповедание). При этом возможно по индукции «поднять» эмпирическое обобщение выше первоначальной формы и вследствие этого увеличить используемую научную информацию. Принадлежность к какому-либо вероисповеданию, т. е. объясняющее явление, можно обобщать с помощью той или иной степени интеграции. Самоубийство же как объясняемое явление - лишь одно из выражений так называемой дезорганизации, т. е. функционального расстройства общества, или ослабления предсказуемости. С помощью этих более Широких понятий названное эмпирическое обобщение можно представить в виде следующей теории: «Состояние личной дезорганизации варьируется обратно пропорционально степени социальной интеграции».
Вышесказанное можно наглядно показать с помощью схемы, расположенной на с. 85. Из нее видно, что в эмпирических обобщениях речь идет об отношении между двумя переменными (а - 1), но на уровне теории обращается внимание на взаимную связь теоретических понятий (А - Б).
На следующем этапе можно проверить теорию. Исходя из теории, путем логической дедукции выдвигаются гипотезы. Согласно данной теории, незамужние женщины и неженатые мужчины социально менее интегрированы, чем замужние и женатые.
По этой причине первые имеют более высокую частотность самоубийств, чем последние. Эта гипотеза проверяется с помощью собираемых наблюдений, после чего делаются эмпирические обобщения, и, наконец, гипотеза включается путем логической индукции в теорию.
Разработку теории, с одной стороны, и ее применение - с другой, можно изложить по Уоллису (1971) в следующем виде: в стадии разработки теории важны наблюдения, полученные в процессе исследования, а в стадии применения теории важны объекты приложения. При наблюдении и выводах необходимо учитывать положения теории. Теория помогает направить исследование на рассмотрение существенных вопросов.
После проверки гипотезы она считается доказанной и служит основой логических заключений, ведущих к теории.
Как выше уже отмечалось, разработка социологической теории и эмпирическое исследование находятся в отношениях взаимовлияния. Валидность и обобщаемость результатов исследования напрямую зависит от этого взаимодействия.
ЛИТЕРАТУРА
Asplund Johan (red.). Sociologiska teorier. Studi-er i sociologins historia. (Социологические теории. Исследования в истории социологии). Stockholm, 1967.
Baldridge Victor J. Sociology: A Critical Approach to Power, Conflict and Change. Johan Wiley and Sons, New York, 1980.
Bourdieu Pierre. Kultursociologiska texter. (Тексты по социологии культуры). Salamander, Stockholm, 1986.
Дюркгейм Эмиль. Метод в социологии // Эмиль Дюркгейм. Социология. М., 1995.
Eskola Antti. Sosiologian tutkimusmenetelmat 1 (Методы исследования социологии, 1). WSOY, 1981.
Fichter Joseph H. Sociology. Second edition. The University of Chicago Press, Chicago, 1971.
Хан Эрих. Исторический материализм и марксистская социология. М., 1971.
Jyrinki Erkki. Kysely ja haastattelu tutkimuk-sessa (Опрос и интервью в исследовании). Hame-enlinna, 1974.
Kloss Robert Marsh & Ron E. Roberts & Dean S. Dorn. Sociology with a Human Face. Sociology as if people mattered. The C. V. Mosby Company, Saint Louis, 1976.
Liedes Matti & Pentti Manninen. Otantame-netelmut (Методы выборки). Оу Gaudeamus Ab, Helsinki, 1974.
Merton Robert. Social Theory and Social Structure. New York, 1968.
Mills Wright C. Sosiologinen mielikuvitus (Социологическое воображение) . Gaudeamus, Helsinki, 1982.
Robertson lan. Sociology. Worth Publishers Inc., New York, 1977.
Sariola Sakari. Sosiaalitutkimuksen menetelmat (Методы социального исследования). WSOY, Por-voo, 1956.
Stinchcombe Arthur L. Constructing Social Theories. New York, 1968.
Valkonen Tapani. Haastattelu, ja kyselyaineiston analyysi sosiaalitutkimuksessa (Анализ материалов опроса и интервью в социальном исследовании). Hameenlinna, 1974.
Wallace Walter L. Sociological Theory. An Introduction. Chicago, 1969.
Wallace Walter L. The Logic of Science in Sociology. Aldine. Atherton. Chicago, 1971.
Warren Carol A. B. (ed.). Sociology, Change and Continuity. The Dorsey Press, Homewood, Illinois, 1977.
Wiswede Gunther. Soziologie. Verlag Moderne Industrie. Landsberg am Lech, 1991.