Урок истории в 5 классе

Цели: ознакомить учащихся с жизнью египетских вельмож; продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», план-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе.

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Организационный момент

1. Подготовка устного ответа по карточке № 10.

КАРТОЧКА № 10

Внимательно прочитай и подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили ремесленники Древнего Египта?»

Для этого вспомни:

— Где находится Египет?

— Какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте (или что умели делать жители Египта)?

— Расскажи о некоторых из них.

— Легким ли был труд ремесленников?

— В каких условиях жили ремесленники?

— Что такое налог?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Древние египтяне не только умели обрабатывать землю, но и заниматься разными ремеслами. Среди них были прекрасные скульпторы, ювелиры, медники (металлурги), резцы по дереву, каменотесы и т. д. Труд их был крайне тяжелым, так как почти всю работу приходилось делать вручную и при этом платить фараону налоги, т. е. продукты своего труда. Таким образом, древние ремесленники Египта давали разнообразную, нужную продукцию, но жили в очень тяжелых условиях.

2. Пока ученик готовится, можно попросить зачитать рассказ от имени египетского земледельца.

3. Индивидуальная работа. Выполнение теста.

4. Заслушивание устного ответа по карточке № 10. Отзыв учащихся по плану-памятке (см. урок № 10).

III. Переход к новой теме

Итак, мы познакомились с жизнью простых египтян: земледельцев и ремесленников. Но кроме них в государстве жили фараоны и вельможи.

— Как жили египетские вельможи?

IV. Изучение новой темы

План

1) В усадьбе вельможи.

2) Служебные обязанности вельможи.

На доске: тема урока.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

2. Беседа по прочитанному.

— Где берут информацию ученые-египтологи о жизни вельмож? (На стенах гробниц сохранились надписи, рельефы, рисунки о жизни вельмож.)

— В каких условиях жил вельможа? (В богатом доме, носил дорогие украшения, питался разными яствами и развлекался под игру музыкантов и танцовщиц.)

— О чем свидетельствуют найденные в гробнице маленькие фигурки работников? (О существовании у древних египтян религиозных верований, в данном случае — о вере в загробную жизнь.)

Информация для учителя

Организация управления государством хорошо прослеживается по автобиографиям вельмож. Эти документы свидетельствуют об оформлении в Древнем Египте прочного аппарата государственной власти, деспотии, отличительными признаками которой являлись централизация управления его верховной власти. В автобиографиях вельмож указывается на щедрость царя по отношению к ним, сообщается о том, как они достигли высоких должностей при дворе.

3. Работа по историческому документу.

Жизнеописание вельможи Уны

(Начало служебной деятельности.)

(Я был юноша), опоясавшийся поясом (зрелости) при величестве Тети (первый фараон VI династии, середина XXV в. до н. э.), причем должность моя была начальник дома шена (мастерская). Я был смотрителем дворцовых хентиу-ше (арендаторы царских земель.)

(Назначение судей).

… его (величество назначил меня) судьей и устами Нехена (судейская должность), так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей — верховным сановником в случае любого тайного дела…

(Назначение начальником дворцовых хентиу-ше.)

В бытность мою судьей и устами Нехена его величество назначил меня единственным другом и начальником дворцовых хентиу-ше. Я действовал так, что вызвало одобрение его величества, организуя охрану, уготовляя путь царя и организуя стоянку. Я делал все так, что его величество хвалил меня за то чрезвычайно.

(Приготовление к войне с бедуинами.)

Его величество посылал меня пятикратно водить (это) войско и усмирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью (?) этих отрядов я действовал так, что (его) величество хвалил меня.

(Назначение начальником Верхнего Египта.)

Когда я был агет (чин или должность при дворе) и носителем сандалий (фараона), его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, организованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого своего сановника, больше, чем любого другого вельможу, больше, чем любого другого своего слугу.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М, 1987. С. 33-34.

4. Беседа по тексту документа.

— Кто такой вельможа? (Это знатный и богатый египтянин.)

— Чем занимался вельможа по поручению царя Египта? (Смотрел за работой арендаторов царских земель, был судьей, организовывал охрану фараона, подавлял восстания бедуинов, носил сандалии фараона.)

— Как выполнял свои обязанности этот вельможа? (Выполнял так, что царь его хвалил.)

— Как относится к своему царю этот вельможа? (Он его боготворит, пытается выслужиться.)

V. Закрепление изученного материала

Решение творческой задачи.

Вельможа Уна фараона Древнего царства, рассказывая о своих деяниях во славу фараона, писал, что «мощь царя, который да живет вечно, велика и внушительна в большей степени, чем мощь всех богов, так как все осуществляется согласно приказу, отданному им».

— Определите по этому отрывку различие между взглядами на управление людей Древнего царства и первобытной общины. (Вельможа Уна прославлял фараона как бога, ставил его над всеми людьми, признавал за ним полноту власти. Люди первобытной общины, где управлял старейшина вместе с народным собранием, не могли так смотреть на власть старейшины. Они считали равным себе, они его выбрали, поэтому он не мог стоять намного выше остальных членов общины.)

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Для проведения игрового урока вам следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на три группы: «вельможи», «земледельцы» и «ремесленники». Представители каждой группы должны рассказать о своем образе жизни.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.

Ученики должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

1) род занятий;

2) жилище;

4) источники информации.

По мере предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики — переносить ее в тетради. За каждый аргументированный ответ ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее количество очков, получает пять.

ВАРИАНТ 3. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Ученикам после ознакомления с материалами параграфа предлагается написать сочинение от имени египтянина «Почему я стал писцом?» (задание рассчитано на 40 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

VI. Итоги урока

Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами.

Домашнее задание: прочитать § 8 Вигасина или § 12 Михайловского; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Сравни условия жизни земледельцев, ремесленников и вельмож»; подготовить сообщение о вооружении египетского войска (1 человек).

Дополнительный материал

Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет — фигурку жука скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающие сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Там, в подземном царстве, его встречал шакал Анубис, там взвешивали на весах его сердце, и там он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождают египетскую «Книгу мертвых» на длинных свитках папируса. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог жить счастливо за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на Земле. Всем, вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное — призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, — тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим — иначе как же Ка опознает свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1989. С. 31.

Ответ оставил Гость

Знакомьтесь, его зовут Ипусер. Он наместник фараона в одном из городов, расположенных недалеко от Мемфиса (столицы Египта), и при дворе занимает высокое положение.Утро вельможи начинается с умывания.Древние египтяне (от фараона до крестьянина) отличались чистоплотностью. Они мылись несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Для умывания египтяне использовали специальные тазики – «шаути». В воду для полоскания рта насыпали очищающую соль.По примеру фараона Ипусер превратил свой утренний туалет в настоящую церемонию. Вокруг хозяина дома собираются его многочисленные родственники. На корточках перед вельможей сидят писцы, готовые записывать приказы.После утреннего омовения цирюльники и слуги бреют хозяину щеки и голову, делают маникюр и педикюр, умащивают его тело маслами и благовониями, подводят глаза.Египтянам (как женщинам, так и мужчинам) нравились удлиненные глаза. Кроме красоты, такой грим предохранял нежные глаза от воспалений, вызываемых слишком ярким солнцем, ветром, пылью, насекомыми.После умывания Ипусер быстро съедает свой завтрак, состоящий из хлеба, куска мяса, пирога и пива, и спешит на службу во дворец фараона. Сегодня ему предстоит докладывать владыке обоих земель о состоянии дел по строительству каналов и дамб.Ипусер восседает на носилках, которые несут темнокожие рабы. Светлокожие рабы идут рядом и прикрывают своего господина опахалами от лучей палящего солнца.Во дворце фараона собралось множество вельмож и чиновников. Все ждут начала приема. Фараон восседает на троне. В руках он держит символы высшей власти – жезл и плеть. Показывая свое почтение фараону, Ипусер приближается к владыке с поднятыми в молитвенном жесте руками. Приблизившись к трону, он встает на колени, опускает лицо и ждет, когда фараон разрешит ему говорить.Свою речь перед фараоном Ипусер заканчивает фразой: «Пусть поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости». Фараон остался доволен Ипусером и похвалил его за службу.В хорошем настроении наш вельможа возвращается домой.Сегодня во дворце царит необычная суета. Это верный признак того, что в нем готовятся к приему гостей. Слуги поливают цветы и деревья, что-то толкут в ступах. Женщины-рабыни растирают зерно каменными зернотерками, готовят разнообразные блюда.Наконец слуги застилают пол самой большой комнаты свежими тростниковыми циновками. Вокруг развешивают многочисленные гирлянды цветов лотоса. К этому времени огонь в бронзовой жаровне прогорел. На угли кладут кусочки пахучей соломы, и все вокруг наполняется сладким запахом благовоний. Слышно, как музыканты настраивают свои инструменты. Ждут своей очереди акробатки и танцовщицы. Напитки и яства поданы. На вертелах жарятся гуси, на столах выстроилась целая вереница кувшинов с винами, ликерами, пивом. В корзинах и на подставках уложены фрукты: финики, инжир, виноград, бананы. Все готово для приема гостей.Особо почетных гостей встречает и провожает сам хозяин, остальных – его дети или слуги. Гости приветствуют хозяина лестными речами: «Да будет в твоем сердце милость Амона! Да ниспошлет он тебе счастливую старость! Да проведешь ты жизнь в радости и достигнешь почета! Губы твои здоровы, члены твои могучи. Твой глаз видит далеко. Одежды на тебе льняные. Рот твой наполнен вином и пивом, хлебом, мясом и пирожками. Твой хлев полон телят. Твои прядильщицы преуспевают. Ты нерушим, и враги твои падают».В ответ на подобные восхваления хозяин покровительственным тоном отвечает: «Добро пожаловать!»Покончив с приветствиями, Ипусер и его гости идут к столу. Хозяин дома садится в золоченое кресло, украшенное драгоценными камнями. Такие же роскошные кресла подают самым почетным гостям.

«Периоды Древнего Египта» - Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек. Нижний Египет - древнее царство, расположенное в северной части Древнего Египта. Несмотря на все усилия царицы Клеопатры, Египет подчиняется Риму. Столицей Верхнего Египта был город Иераконполь. Новое царство. В 331 г. до н.э. Александр Македонский освободил Египет от персидского владычества.

«Искусство Древнего Египта» - План изучения темы Архитектура. 2. Письменность. 3. Живопись. 4. Скульптура. Искусство Древнего Египта. Солнца. Колонны. Храм Амона – Ра в Луксоре. Прочность. Скульптура и живопись. Вход в гробницы Рамсеса VI и Тутанхамона. Природы. Небо. Наша эра. Главным богом в Египте считался. Сила. До нашей эры.

«Военные походы фараонов» - Чем были вооружены египтяне? 2. Боевые колесницы. 3. Военные походы фараонов. Колесница фараона Рамзеса II (1288 г. до н.э.). Какие преимущества давало использование колесниц? Рабы в Древнем Египте. 1. Пешие воины. 4. Положение простых воинов. Кто в нем служил? Военные походы фараонов. Каким оружием пользовались египетские воины?

«Жизнь египетского вельможи» - Задание на урок. Писец-высокопоставленный вельможа-за работой. Вельможи прислуживают фараону. 3.Взаимоотношения фараона и вельмож. Как вы думаете, в чем причина такого разли-чия и неравенства в положении? Вельможа. Фараон. Судебные разбирательства Контроль за сбором нало-гов. Жизнь египетского вельможи.

«Древний Египет урок» - Выяснить значение храма в Древнем Египте. Мифология Древнего Египта. Значение храма в Древнем Египте. Изучение религии древних египтян. Задачи урока. Цель урока. Ответы на вопросы после прочтения. Разработка урока по истории для 5 класса. Чтение мифа об Исиде и Осирисе. История религии Древнего Египта.

«Урок Египет» - Рядом с залом располагается священная комната, где хранится священная ладья. Эхнатон. Здесь стоит статуя бога, которому посвящен храм. В Египте насчитывается около 2000 разных пирамид. Все помещения в храме украшались искусно украшенными колоннами. Возведение пирамид длилось десятилетия. Храм царицы Хатшепсут.

Всего в теме 21 презентация