"Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу",- так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений. В рассказе "Старуха Изергиль" отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую линию (рассказы "Макар Чудра" и "Челкаш"), в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.

Композиция рассказа достаточно сложна. Повествование много поведавшей на своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых целиком подчинена одной цели - наиболее полно создать образ главного героя. Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Композиция такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и составляет идеологический центр произведения. Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней.

Система образов полностью подчинена стремлению автора наилучшим образом раскрыть тему произведения, так как вопрос о свободе и несвободе человека преследует его на протяжении всей творческой жизни. К наиболее ярким образам рассказа, несущим на себе основную идейную нагрузку, можно отнести образы Ларры, Данко и старухи Изергиль.

Ларра, ведущей образ первой легенды, представлен читателю в наихудшем свете. Непомерная гордыня, огромное себялюбие, крайний индивидуализм, оправдывающий любую жесткость, - все это вызывает в людях только ужас и гнев. Сын орла и земной женщины, он, посчитав себе воплощением силы и воли, ставит своё "я" выше окружающих его людей, чем обрекали себя на вечное одиночество, презрение и нелюбовь. Поэтому долгожданная свобода и бессмертие являющееся для него странным и неизбежным наказанием.

В рассказе Ларре противопоставлен герой второй легенды, выражающий высшую степень любви к людям. Гордость Данко - это сила его духа, уверенность в себе. Он, пожертвовав своей жизнью ради освобождения людей, заслуживает истинное бессмертие за подвиг, совершенный во имя жизни и счастья народа.

Одним из менее заметных, но не менее значимых образов является образ повествования. Именно это образ человека, странствующего по Руси, встречающего на своем пути самых разных людей, заключает в себе важнейшие средства выражения авторской позиции. Именно глазами автобиографического героя видит читатель Изергиль. Её портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувственной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры. Она не может даже представить ничего общего с ним, но взгляд повествователя находит эту общность, парадоксально сближая их портреты.

Отношение автора к отверженному Ларре, на мой взгляд, однозначно. Осуждая жизненную позицию этого героя, Горький показывает к какому результату приводит человека индивидуалистическая мораль. В образе же Данко писатель воплощает свой идеал сильной личности, способной на самопожертвование.

Во всех своих образах (эпизодических и главных) Горький видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его слабые и сильные стороны, выражая свою позицию не прямо, а косвенно, с помощью самых разных художественных средств. В "Старухе Изергиль" связь с традициями романтизма явственно ощущается в резком противопоставлении двух героев, в использовании романтических образов тьмы и света (сопоставление теней Ларры и Данко в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев ("В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира"). Изображение красочных пейзажей имеет огромную художественную ценность. Оно не только передает читателю незабываемые впечатления, но и как бы сближает "быль" и "сказку".

Своеобразие жанра (рассказ в рассказе), играющее в этом произведении большую идейно-художественную роль, позволяет писателю установить связь между легендарными, рассказанными Изергиль, и реальной действительностью.

Особое место в рассказе занимают элементы детализированного описания Изергиль, как-то: "тусклые глаза, "потрескавшиеся губы, "сморщенный нос, загнутый, словно нос совы", "черные ямы щек, "прядь пепельно-седых волос". Они повествуют о нелегкой жизни главной героини задолго до того, как она рассказывает свою историю. Довольно легко определяется смысл названия данного произведения. Дело в том, что образ старухи Изергиль максимально приближен к образу "человека, живущего среди людей". Только она наделена правом и возможностью в доступной форме выражать собственный взгляд на жизнь. Поэтому именно её сознание, характер, подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения, откуда можно сделать вывод, что рассказ написан ради создания образа, именем которого и названо произведение.

ДОСТОЙНЫ ЛИ ЛЮДИ ВЫРВАННОГО ИЗ ГРУДИ СЕРДЦА ДАНКО? .Горького волновал очень важный для любого человека вопрос:В чём смысл жизни? Писатель своеобразно предлагает читателю самому сделать вывод о смысле жизни в рассказе "Старуха Изергиль"Перед нами - три героя.Старуха Изергиль,Ларра и Данко.Чей путь для жизни выбрать?Ларра? Сын женщины и Орла.Он красив,горд.самолюбив и жесток.Но он жил только для себя.Жизнь эгоиста,нарцисса,никому не принесшего счастья? Это идеал? Нет.Я бы не хотела такого бессмертия.А сама Изергиль? Как прошла её жизнь? По мнению.автора,тоже бессмысленно.Но она хотя бы любила героев,подарив нам всем афоризм "В жизни,...всегда есть место подвигу " .Далее писатель говорит о Данко и его горячем сердце Объясняя автору причину появления ярких искр,кружащихся в вохдухе,Изергиль рассказывает легенду о Данко..Именно Данко,который вывел людей к свету,который даровал своему народу счастье - только он прожил свою жизнь не впустую.Так считает Горький.Более того,Данко пожертвовал своей жизнью ради людей Что я сделаю для людей!?» – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял её над головой.Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.«Идём!»– крикнул Данко и бросился вперёд на своё место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивлённо качая вершинами, но его шум был заглушён топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалобы и слёз. А Данко всё был впереди, и сердце его всё пылало, пылало!И вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождём. Гроза была – там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала рек. Спасённые не оценили подвига Данко. .На горящее сердце кто - то осторожно наступил.(как бы чего не вышло).А мы сегодня задаёмся вопросом: достойны ли люди горящего сердца Данко? Может быть, зря он принес в жертву осторожным соплеменникам свою героическую жизнь? Почему они не оценили его подвиг? . Даже не вспомнили.Бросились все на светлую поляну,куда привёл их Данко.А искры от горящего сердца затушили.Все радовались и ликовали,потому что кончились болота,муки,страдания. Но ведь это и была цель Данко - спасти людей,помочь им.Разве он думал о благодарности? Нет,герои,гуманисты бескорыстно совершают свои подвиги.И не ждут благодарности.Таких людей,готовых жертвовать собой,мало,но они - лучшие.Зато потомки помнят Данко.Его имя стало нарицательным.Каждый хочет стать Данко.Но не каждому это даётся.Таким образом,по мнению Горького,настоящий смысл жизни не в заботе о себе,не в гордости и одиночестве,а в служении людям.И неважно, достойны ли люди жизни,отданной за них.Они,пройдя такие испытания,заслужили счастливую.спокойную жизнь.И Данко это понимал.

Это произведение Максим Горький написал после возвращения из путешествия по Бессарабии в 1891 году. Литературоведы относят его к ранним произведениям. Однако уже здесь просматривается стиль автора и романтический мотив в его творчестве. Сам же Горький считал лучшим из написанного им именно рассказ «Старуха Изергиль». Анализ этого произведения поможет нам лучше понять ход авторских мыслей.

Композиция

Рассказ состоит из трех новелл, которые по сюжету друг с другом никак не связаны. Зато они объединены общей идеей. С помощью трех разных историй, Максим Горький пытается показать читателю настоящую ценность жизни человека. И в этом ему, конечно помогают, основные персонажи - Данко, Ларра и старуха Изергиль. Анализ этих трех образов поможет нам понять, какой в сознании писателя предстает человеческая свобода.

Необузданная свобода

Первая новелла рассказа - «Старуха Изергиль» - анализ которой мы проведем, повествует нам о Ларре. Горький описывает его как эгоиста и индивидуалиста, показывает его читателю в худшем свете. У окружающих Ларра вызывает лишь отрицательные эмоции - одни его боятся, другие ненавидят. На самом деле это сын орла и женщины. Внешне он похож на человека, но вот поступки обличают в нем настоящее животное - ведь ради цели он готов на все, он не ценит ни прошлого, ни будущего.

Этот образ - свидетельство того, как может повлиять на человека вседозволенность и полная свобода. Здесь нет места любви, справедливости и доброте. Слишком свободный Ларра ценит лишь свое «Я», не задумываясь о других людях.

Милосердие и доброта

Анализ произведения «Старуха Изергиль» будет неполным, если не упомянуть о таком персонаже, как Данко. Он полностью противопоставляется Ларре. Данко в своей жизни выбирает такие качества, как альтруизм и милосердие. Другие люди для него важнее собственного достоинства. Он готов жертвовать собой, и для него это единственный правильный

С помощью этого образа Горький показывает, что человек может разбудить в себе мощную силу, способную любить, не задумываясь о последствиях.

Старуха Изергиль, анализ персонажа

Третий персонаж, который вводит писатель - это и есть старуха Изергиль. Анализ этого образа наиболее неоднозначен. В отличие от двух предыдущих героев, она уже в пределах легенды. Она - порождение нашей реальности.

Старуха Изергиль рассказывает историю своей любви. Однако читатель вряд ли верит, что все описанные ею чувства она испытывала искренне. Впрочем, старая женщина поступала так, как велело ее сердце. Новелла о ней все-таки больше напоминает первый отрывок, главным персонажем которого является Ларра. Наверное, Горький оставляет выбор за читателем, каким же образом все-таки воспринимать поведение героини. Ведь человеческие поступки в настоящей жизни тоже не всегда однозначны.

Идеальное дополнение двух персонажей, Ларра и Данко, как считает Горький, старуха Изергиль. Анализ этого персонажа приводит нас к тому, чтобы определить основную тему произведения. А ею является смысл человеческой жизни.

На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои - смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами - о Ларре и Данко. Перед нами несколько человеческих судеб - выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изер-гиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша - “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”.
Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.
Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее.
Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого.
В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода - делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть “сохранить себя целым”. Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел - одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек - все, что хотел”, и при этом был вольным как птица. Тогда почему же в конце концов он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира?” По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.
Романтическим антиподом Ларры является Данко - смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”. Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.
Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.
Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”. Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “"Что сделаю я для людей?" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям-.”. Пылающее сердце Данко - это символ жертвенного служения людям, а сам герой - воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой...”
Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального.
Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.

Будучи в Бессарабии Горький задумывается над написанием рассказа "Старуха Изергиль". Несколько лет писатель постигал суть человеческой природы, в которой борются плохое и хорошее и до конца не известно, что победит.

Результат работы порадовал Горького. В произведении полностью отразились его взгляды на общественные отношения. Позже Горький писал Чехову, что никогда больше не сможет написать таким складным языком, коим был написан рассказ "Старуха Изергиль". Также Горький стремился в своих произведениях показать все самое лучшее, то, к чему мог бы стремиться каждый читатель.

В рассказе "Старуха Изергиль" большую роль играет композиция, которая ставит один рассказ в содержание другого. Женщина преклонных лет рассказывает несколько историй, в которых представлены абсолютно противоположные взгляды на мир: эгоизм, как форма собственного блага и альтруизм, форма работы на общество. А в середине история полная реальности.

В рассказе на первом месте стоит тема свободы. Все герои не находятся в зависимости от общества. Данко, уверенный в своей правоте, командует непонимающей толпе идти вперёд, несмотря на возмущения со стороны. Полную свободу своим поведением демонстрировала Изергиль. А Ларра своим поведением даже нарушает свободу других.

Всеобщая любовь Данко открывает в рассказе тему любви, которая для Ларры проявлялась исключительно в сторону себя. А Изергиль в погоне за удовольствием приходит к осознанию того, что утратила истинную любовь.

Главные темы затрагивают роль человека в обществе. По мнению писателя каждый человек должен нести свои таланты на общественное благо. Он выступает против индивидуализма Ларры и против пустоты Изергиль.

Также писатель призывает с пользой тратить свое время, которое неумолимо бежит вперёд. Образ Изергиль даёт понять, что такое бездумное поведение не способно в итоге принести полного ощущения счастья от прожитой жизни.

Основополагающей идеей данного рассказа является поиск смысла жизни. И писатель нашёл его в альтруизме. Но каждый человек в праве найти свой.

В рассказе также затронуты проблемы разного характера: моральные, этические, философские, над которыми следует задуматься каждому.

Автор решая проблемы своих героев представляет на всеобщее обозрение их разные взгляды на жизнь. Для Данко было важно жить во имя других. Ларра жил исключительно ради себя, а Изергиль в любовных утехах. В итоге полное удовольствие смог получить только Данко.

Произведение "Старуха Изергиль" представлено в виде трех разных жизненных историй. Читая и прослеживая которые каждый сможет для себя выбрать правильный путь. Писатель пытается донести, что человек - это существо общественное. И те, кто пытается действовать ради собственного эгоизма, в итоге осознают, что остались ни с чем.

Несколько интересных сочинений

  • Жизнь Евгения Онегина в Деревне

    Жизнь главного героя в деревне, это вторая глава великого произведения автора. Здесь, очень глубоко, раскрываются душа и нрав героя. После получения огромного наследства, Евгений Онегин, возвысился духом, и чувствовал себя очень энергично

  • Сочинение Что такое преемственность поколений? (итоговое)

    Я не хочу быть таким, как вы! Вероятно, это то, о чем часто говорит подросток родителям или, по крайней мере, думает. Даже если это не говорится в ярости или желании причинить вред, по крайней мере часть этого обета

  • Сочинение Почему Герда победила Снежную королеву? 5 класс

    В сказке Ганса Христиана Андерсона "Снежная королева" главными героями являются маленькие детишки: мальчишка Кай и девочка Герда. Дети уже давненько дружили и весь свой досуг проводят совместно, играют, выращивают розочки на подоконнике

  • Cочинение Компьютер - плюсы и минусы - друг или враг

    В последнее время сложно представить себе жизнь современного человека без помощи персонального компьютера. Неодушевленный предмет стал полноправным членом общества, крепко вписался в ежедневный быт.

  • Сочинение по трагедии Ромео и Джульетта Шекспира рассуждение

    «Ромео и Джульетта» повесть, в которой рассказывается о трагической любви двух юных созданий. Действие происходит в Вероне. Самое страшное и обидное то, что молодые люди, страстно полюбившие друг друга