«Осень» Михаил Лермонтов

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

Анализ стихотворения Лермонтова «Осень»

Михаил Лермонтов никогда не считал себя лириком, полагая, что восхищение красотой окружающего мира – удел романтических натур, не успевших познать горечи разочарования. Тем не менее, на начальном этапе своего творчества поэт периодически обращался к теме родной природы, но при этом его пейзажная лирика нередко носила социальный характер. Примером такого произведения является стихотворение «Осень» написанное в 1828 году, когда юному Лермонтову едва исполнилось 14 лет. В это время он проходил обучение в пансионе, готовясь к поступлению в университет. Однако по настоянию бабушки время от времени оставлял учебу и приезжал в родовое имение под Москвой, где проводил время за чтением книг и очень много гулял в окрестностях деревни.

Именно в родовом имении Лермонтов впервые смог оценить красоту русской природы, ее величие и роскошь. Даже несмотря на то, что осень никогда не была любимым временем года поэта, он сумел найти в ней удивительное очарование, созвучное собственному душевному состоянию. Первое, что бросилось Лермонтову за околицей села – облетающие с деревьев пожелтевшие листья. Но при этом автор отмечает, что «в бору поникши ели зелень мрачную хранят». Темная и сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев. И объясняется этот феномен личными переживаниями Лермонтова, который лишен возможность общаться с отцом, о чем очень сильно сожалеет. Именно в этот период любознательный и покладистый мальчик превращается в импульсивного, раздражительного и очень вспыльчивого юношу, который разочарован жизнью и не видит в ней смысла. Поэтому с легкой горечью поэт констатирует тот факт, что «уж не любит, меж цветов, пахарь отдыхать порою от полуденных трудов». Дикий же зверь, мелькнувший среди редеющего леса, норовит поскорее найти для себя более надежное укрытие, чтобы не стать легкой добычей для человека, жилье которого находится поблизости.

Обладая врожденной наблюдательностью, Лермонтов сумел подметить и еще один характерный признак осени , когда «месяц ночью тускл», и уже не заливает своим молочным светом соседние поля и луга, а лишь слегка их серебрит. Его сияние едва пробивается через густой туман, создавая мистическую и овеянную печалью картину. Но именно она так дорога и близка сердцу юного поэта, который видит в угасании природы естественное завершение жизненного цикла, и покорно принимает то, что готовит каждому из на судьба.

  1. Жанр, сюжет, тема, идея
  2. Композиционные особенности
  3. Организация поэтической речи

Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова лучше начать с небольшого историко-литературного экскурса. Это одно из первых произведений юного поэта, написанное им в 1828 г. в четырнадцатилетнем возрасте. Есть предположение, что тот текст, который нам известен, не завершён. Такого мнения придерживаются авторы «Лермонтовской энциклопедии» – в автографе стихотворения, по-видимому, отсутствует лист с его окончанием. И.С. Чистова полагает, что в целом оно представляло собой «унылую» элегию – жанр, весьма популярный среди пишущих в 1810-1820-е гг. После описания природы, как правило, следовала обрисовка в подобных тонах душевных переживаний лирического героя Лермонтова , созвучных увяданию жизни и унылой картине наступающей осени.

Жанр, сюжет, тема, идея

Стихотворение написано в соответствии с канонами пейзажной лирики, последовательно изображает череду картин, которые предстают перед взором лирического героя. Это поэтическое высказывание о природе, относящееся к жанру описательной лирики. Сюжет содержит момент внутренней жизни человека, его переживания как наблюдателя и наполнен рядом визуальных образов, сменяющих друг друга. Авторские зарисовки об осени словно собраны в блокнот, страницы которого содержат иллюстрации практически к каждой строке. Осеннее увядание описано при помощи традиционных образов, фиксирующих признаки смены сезона: облетающие желтые листья, окончание полевых работ, опустевшие леса, пасмурная погода и туманы, холодные ночи…

Внимательный читатель может увидеть в символическом наполнении текста отсылки к философскому осмыслению проблемы жизни и смерти. Смена природных циклов, столь постоянная и естественная для земной жизни, вызывает у героя тягостные раздумья и трепет перед грядущим замиранием, ощущение тоски и одиночества.

Композиционные особенности

Полноценный анализ стиха Лермонтова «Осень» затруднителен, так как это маленькое и неоконченное произведение. Если рассматривать текст «как есть», то можно уловить элементы кольцевого строения (первая и предпоследняя строки содержат слово поле, при этом в начале стихотворения изображается осенний день с опадающей листвой, в конце – ночной пейзаж в темных размытых тонах). Для композиции также характерна сквозная антитеза – это упомянутое уже противопоставление дня и ночи, а также сравнение наступившей осени и прошедшего лета (Уж не любит, меж цветов, / Пахарь отдыхать порою / От полуденных трудов), природных оттенков, света и тьмы (листья пожелтели – ели зелень мрачная).

Организация поэтической речи

Стихотворение написано в традиции силлабо-тонической системы четырехстопным хореем с усеченной четной строкой. Чередование усеченных строк придает произведению неповторимую поэтическую интонацию, а сочетание хорея с вспомогательной безударной стопой – пиррихием – создает ритмические колебания внутри строки:

Рифма перекрестная, с чередованием женской и мужской закрытой(аБаБ), точная, достаточная. Стихотворение состоит из трех четверостиший.

Языковые средства создания образности

  • метафорические эпитеты : мрачная зелень, поникшие ели, отважный зверь;
  • изобразительные эпитеты : нависшая скала, полуденные труды, тусклый месяц;
  • метафоры (скрытые сравнения): поле серебрит, ели хранят зелень.

Для синтаксической структуры стихотворения характерны развернутые сопоставления – на них и «держится» композиция. Например, параллелизм конструкций встречается в 1 и 3 четверостишиях, для них характерно настоящее время. Это придает композиции цельность, единовременный план описываемого действия. В прошедшем времени употреблен только глагол пожелтели, поникшие (ели), нависшая (скала).

Ритмический строй формируется многочисленными инверсиями, прямой порядок слов присутствует лишь единожды:

Ночью месяц тускл(1), и поле
Сквозь туман лишь серебрит(2).

В стихотворении действует простая система изобразительных средств, скорее направленная на линейность сюжета, намек на «цикличность» лишь подразумевается (описание смены времен года, дня и ночи). Стих «Осень» это лирическое описание чувства утраты, которое охватывает человека, внимательно созерцающего осеннюю увядающую природу.

Самые популярные материалы февраля для 5 класса.

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

Анализ стихотворения «Осень (Листья в поле пожелтели)» Лермонтова

Стихотворение «Осень» (1828 г.) является одним из первых сохранившихся произведений молодого Лермонтова. Уцелело лишь начало, следующий лист в тетради поэта вырван. Автору было 14 лет, он готовился к поступлению в университет и посвящал много времени прогулкам по родовому имению.

В зрелом творчестве Лермонтов редко обращался к пейзажной лирике. Она служила ему только фоном. Но в первых литературных опытах он пробует свои силы на описании окружающего мира. Неопытность автора очень заметна. Он практически не пользуется выразительными средствами. Стихотворение написано простым языком, в нем нет никаких намеков и тайных символов. Автор не пытается поведать о собственных чувствах и мыслях, он кратко и ясно описывает природу. Талант Лермонтова проявляется в том, что он стремится охватить всю совокупность изменений, затрагивающих растительный, животный и человеческий миры.

Описание начинается с обычных желтеющих листьев, но постепенно оно расширяется. Картина леса дополняется образами пахаря и «зверя отважного». Стихотворение удачно завершает спустившаяся на землю ночь с одиноким месяцем над туманным полем.

В произведении «Осень» можно заметить первые ростки неизменной тоски и печали Лермонтова. Поэт еще очень молод, но уже испытал первые разочарования в жизни. В раннем возрасте он потерял мать, после чего по завещанию воспитывался бабушкой. Отец навещал его крайне редко, отношения ограничивались перепиской. Мальчик был очень чувствительным и ранимым. Современники вспоминали, что именно в это время Лермонтов становится раздражительным, замкнутым, часто уходит в себя. Молодой поэт очень много читал и, вероятно, создавал в своем воображении собственный мир. Увлечение романтизмом легло на благодатную почву. Вскоре Лермонтов почувствует свое острое одиночество.

Какие могли быть серьезные переживания у 14-летнего ребенка? Но Лермонтов выбирает для описания именно осень – время увядания и упадка. Его подавленное настроение проявляется через все образы: «поникши ели», «уж не любит», «месяц тускл». Возможно, что несохранившаяся часть содержит описание чувств самого поэта.

Стихотворение «Осень» посвящено родному пейзажу, но восхищаться русской природой Лермонтов будет уже в зрелом возрасте. В детстве его больше привлекали красоты Кавказа. Молодой поэт описывал прекрасное только в мечтах и был не удовлетворен окружающим миром.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

«Когда на то нет божьего согласья…» Фёдор Тютчев

Когда на то нет Божьего согласья,
Как ни страдай она, любя, -
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя…

Душа, душа, которая всецело
Одной заветной отдалась любви
И ей одной дышала и болела,
Господь тебя благослови!

Он милосердный, всемогущий,
Он, греющий своим лучом
И пышный цвет, на воздухе цветущий,
И чистый перл на дне морском.

Анализ стихотворения Тютчева «Когда на то нет божьего согласья…»

Произведение, созданное в начале 1865 г., автор адресовал взрослой дочери. Дарья Федоровна служила при дворе, ей покровительствовала императрица Мария Александровна. За внешним благополучием устроенного быта фрейлины скрывались душевные драмы, о чем косвенно свидетельствуют письма отца к Дарье. Чувство одиночества, мучительная жажда любви, трагическое ощущение невозможности счастья - поэт осознавал, что дочери передались свойства его характера, способные нарушить спокойную жизнь придворной дамы. К отцовскому сочувствию примешивалось собственное горе: поэт тяжело перенес безвременную кончину Елены Денисьевой, произошедшую шестью месяцами ранее.

В центре образной системы тютчевского творения - образ страдающей души. Причиной мучительных переживаний становится любовь, охарактеризованная эпитетами «одна», «заветная», «всецело». Первый из примеров автор использует в качестве анафоры, подчеркивая мощь, всеохватность высокого чувства. Ему полностью подчиняется, покоряется внутренняя жизнь человека.

В тютчевском поэтическом мире любовь неизменно сопряжена с муками, горем, душевными терзаниями. Прогноз, составленный лирический героем, пессимистичен: он решительно развеивает надежды на благополучный исход дисгармоничного состояния в настоящем. Выстрадать счастье невозможно, поскольку его обретение относится к сфере влияния божественных сил. Последняя мысль демонстрирует авторскую убежденность в предопределенности человеческих судеб, управляемых сверхличным началом.

Удел мудрого героя - смирение и покорность. Догадываясь о скрытых от смертных законах жизни, лирический субъект проявляет себя убежденным христианином. Он восславляет милосердного Господа, обращая к нему просьбу о благословении несчастной души. Пусть земного счастья достичь нельзя - можно молить о спасении, умиротворении разрушительных страстей.

Миниатюрные зарисовки, размещенные в последних строках, являются живописными иллюстрациями, которые призваны продемонстрировать могущество и гуманность небесного начала. Они проявляются в образе теплого солнечного луча, описание действий которого отличается масштабностью, грандиозностью. Солнце способно поддержать, обеспечить существование явлений, олицетворяющих земную гармонию. Оно ласково согревает пышный цветок и освещает редкую, безукоризненно чистую жемчужину, укрытую на морском дне.