Классный час

Тема: Школа вежливости.

Цель: Формировать культуру поведения;

Приучать соблюдению элементарных правил повседневного этикета;

Воспитание вежливости.

Оборудование: рисунки детей, карточки со словами, сигнальные карточки.

Ход классного часа:

Вводная беседа.

Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Благодаря этим правилам общение становится более человечным.

В древние времена, когда людей было мало, они наверное, очень радовались, встречаясь на дикой тропе. И потому, наверное, они приветствовали друг друга. А может и не так это было, но почему-то у всех людей на земле есть обычай приветствия. Разные народы делают это по- разному.

Меняются времена, меняется и форма приветствия. В разных странах происходит по-разному, на разных языках, но суть одна. Это пожелание здоровья, доброго дня, добрых дел, удачи: « Здравствуйте! Добрый день! Добро пожаловать! Удачного дня!» и т. д.

Откуда появился обычай снимать головной убор, когда входят в помещение? Подавать руку, когда здороваются?

Ответы, версии детей.

На самом деле этот обычай идет с давних времен, когда еще люди носили шлемы и оружие. Входя в дом, они снимали шлемы, чтобы показать свое лицо и протягивали руку без оружия, чтобы доказать, что они пришли с миром. Видимо с тех пор начался обычай подавать руку друг другу во время приветствия и хочется верить, что сохранится навсегда.

Также люди приветствуют друг друга словами. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово – обидеть, расстроить, испортить настроение. Для того чтобы стать вежливым, воспитанным, надо усвоить несколько правил вежливости.

Первое правило – важно запомнить главные вежливые слова. Сейчас я посмотрю, знаете ли вы их.

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо) .

Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (прости, пожалуйста) .

Зазеленеет старый пень
Когда услышит … (добрый день) .

Если больше есть не в силах
Скажем маме мы … (спасибо) .
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорим …
(до свидания) .

Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь … (здравствуйте) .

Вы знаете главные вежливые слова. Но почему так получается, что люди знают эти вежливые слова, но не всегда их произносят и этим самым огорчают окружающих, друзей?

А слово-то какое!
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу – очень рада!
Но нельзя молчать как рыба,
Ну сказала бы... (спасибо)

Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем…
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в 1 класс
Но…давно уже от Насти
Я не слышу слово … (здрасте)

А слово-то какое –
Очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа …
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте! – зря от Вити
Ждал я слова … (извините)

Вам нужно запомнить и второе правило вежливости – надо вовремя находить нужные слова и употреблять их, то есть знать, кому, когда и что говорить. Скажите, вежлив Витя или нет?

Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
– Извините, я ошибку признаю.

На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
– Извините, я немного опоздал.

Тихомиров, покажите
Нам на карте город Псков
– Извините, –
Шепчет Витя, –
Я к уроку не готов.

Спор давно ведется в классе,
Вежлив Витя или нет
Разберитесь в споре этом
И пришлите нам ответ.

Какой ответ можно дать? (Нельзя нехорошие поступки прикрывать вежливыми словами.)

Третье правило вежливости – важно не только знать правила вежливости, но и выполнять их. Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – поднимите зеленую карточку, если невежливо – красную.

Поздороваться при встрече...
– Толкнуть, но не извиниться...
– Перебивать во время разговора...
– Уметь соблюдать на уроке тишину...
– Уметь выслушать друга.
– Пропустить вперед девочек...
– Сказать, уходя из класса домой «До свидания»
– Громко разговаривать...
– Помочь поднять упавшую вещь...
– Обозвать обидным словом соседа...
– Сказать в столовой: «Приятного аппетита».

Я вижу, что вы хорошо усвоили вежливые слова. Давайте сейчас выберем слова, которые характеризовали бы воспитанного человека.

На карточках написаны слова: смелость, резкость, грубость, честность, преданность, доброжелательность, насмешливость, невежество, отзывчивость, уважение, трусость, взаимопомощь, зависть, душевность, жестокость, драчливость. (из этих слов составляется кластер)

Мы с вами находимся в постоянном общении с людьми дома, в магазине, в школе, на улице. Поэтому все, и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости.

Попробуем сейчас составить правила вежливости (дети высказывают свои мнения), например:

    Уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.

    Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.

    Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».

    Правильно вести себя в чужом доме, в общественных местах.

    Нужно уметь оказать помощь другому человеку.

    Уступать место пожилым людям.

    В отношениях друг другу должна быть взаимная поддержка.

    Ни в коем случае не проявлять грубого обращения друг к другу.

    Не придумывать обидных кличек и прозвищ.

Молодцы, ребята! Существует много правил, но главное в них – заботиться о близких, всегда быть доброжелательным к людям, уметь дружить.

Асылханова Гульжан Кашкеновна

учитель начальных классов

СШ №4 г. Талдыкорган

Классный час

Тема: Школа вежливости.

Цель: Формировать культуру поведения;

Приучать соблюдению элементарных правил повседневного этикета;

Воспитание вежливости.

Оборудование: рисунки детей, карточки со словами, сигнальные карточки.

Ход классного часа:

Вводная беседа.

Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Благодаря этим правилам общение становится более человечным.

В древние времена, когда людей было мало, они наверное, очень радовались, встречаясь на дикой тропе. И потому, наверное, они приветствовали друг друга. А может и не так это было, но почему-то у всех людей на земле есть обычай приветствия. Разные народы делают это по- разному.

Меняются времена, меняется и форма приветствия. В разных странах происходит по-разному, на разных языках, но суть одна. Это пожелание здоровья, доброго дня, добрых дел, удачи: « Здравствуйте! Добрый день! Добро пожаловать! Удачного дня!» и т. д.

Откуда появился обычай снимать головной убор, когда входят в помещение? Подавать руку, когда здороваются?

Ответы, версии детей.

На самом деле этот обычай идет с давних времен, когда еще люди носили шлемы и оружие. Входя в дом, они снимали шлемы, чтобы показать свое лицо и протягивали руку без оружия, чтобы доказать, что они пришли с миром. Видимо с тех пор начался обычай подавать руку друг другу во время приветствия и хочется верить, что сохранится навсегда.

Также люди приветствуют друг друга словами. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово – обидеть, расстроить, испортить настроение. Для того чтобы стать вежливым, воспитанным, надо усвоить несколько правил вежливости.

Первое правило – важно запомнить главные вежливые слова. Сейчас я посмотрю, знаете ли вы их.

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо) .

Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (прости, пожалуйста) .

Зазеленеет старый пень
Когда услышит … (добрый день) .

Если больше есть не в силах
Скажем маме мы … (спасибо) .
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорим … (до свидания) .

Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь … (здравствуйте) .

– Вы знаете главные вежливые слова. Но почему так получается, что люди знают эти вежливые слова, но не всегда их произносят и этим самым огорчают окружающих, друзей?

А слово-то какое!
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу – очень рада!
Но нельзя молчать как рыба,
Ну сказала бы... (спасибо)

Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем…
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в 1 класс
Но…давно уже от Насти
Я не слышу слово … (здрасте)

А слово-то какое –
Очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа …
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте! – зря от Вити
Ждал я слова … (извините)

– Вам нужно запомнить и второе правило вежливости – надо вовремя находить нужные слова и употреблять их, то есть знать, кому, когда и что говорить. Скажите, вежлив Витя или нет?

Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
– Извините, я ошибку признаю.

На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
– Извините, я немного опоздал.

– Тихомиров, покажите
Нам на карте город Псков
– Извините, –
Шепчет Витя, –
Я к уроку не готов.

Спор давно ведется в классе,
Вежлив Витя или нет
Разберитесь в споре этом
И пришлите нам ответ.

– Какой ответ можно дать? (Нельзя нехорошие поступки прикрывать вежливыми словами.)

Третье правило вежливости – важно не только знать правила вежливости, но и выполнять их. Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – поднимите зеленую карточку, если невежливо – красную.

– Поздороваться при встрече...
– Толкнуть, но не извиниться...
– Перебивать во время разговора...
– Уметь соблюдать на уроке тишину...
– Уметь выслушать друга.
– Пропустить вперед девочек...
– Сказать, уходя из класса домой «До свидания»
– Громко разговаривать...
– Помочь поднять упавшую вещь...
– Обозвать обидным словом соседа...
– Сказать в столовой: «Приятного аппетита».

– Я вижу, что вы хорошо усвоили вежливые слова. Давайте сейчас выберем слова, которые характеризовали бы воспитанного человека.

На карточках написаны слова: смелость, резкость, грубость, честность, преданность, доброжелательность, насмешливость, невежество, отзывчивость, уважение, трусость, взаимопомощь, зависть, душевность, жестокость, драчливость. (из этих слов составляется кластер)

Мы с вами находимся в постоянном общении с людьми дома, в магазине, в школе, на улице. Поэтому все, и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости.

Попробуем сейчас составить правила вежливости (дети высказывают свои мнения), например:

    Уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.

    Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.

    Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».

    Правильно вести себя в чужом доме, в общественных местах.

    Нужно уметь оказать помощь другому человеку.

    Уступать место пожилым людям.

    В отношениях друг другу должна быть взаимная поддержка.

    Ни в коем случае не проявлять грубого обращения друг к другу.

    Не придумывать обидных кличек и прозвищ.

– Молодцы, ребята! Существует много правил, но главное в них – заботиться о близких, всегда быть доброжелательным к людям, уметь дружить.

Олифер Анастасия Евгеньевна учитель начальных классов

Классный час
Школа вежливости
Цели:
формирование у младших школьников ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения;
развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета;
научить детей оценивать собственную вежливость, а также вежливость других людей.
показать важность соблюдения нравственных правил общения, способствующих созданию атмосферы доверия;
вызвать потребность употреблять в речи вежливые слова,
Оборудование: презентация, словарь Ожегова.
Ход занятия.
Организация
- Здравствуйте, ребята.
- Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.
Сообщение темы
- Сегодня у нас необычное занятие, а чему оно будет посвящено, вы мне скажите сами.
- Я буду читать начало предложения, вы должны хором добавить строчки волшебными словами.
1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого... (спасибо).
2. Друг другу на прощание, мы скажем…(до свидания).
3. Зазеленеет даже пень, когда услышит… (добрый день).
4. Если больше есть не в силах, скажем маме мы... (спасибо).
5. Мальчик вежливый и добрый говорит, встречаясь... (здравствуйте).
6. Когда нас бранят за шалости, говорим... (простите, пожалуйста).
7. И во Франции и в Дании на прощание говорят... (до свидания).
- Как называются слова, которые вы вставляли? (мы вставляли вежливые слова)
- Сегодня поговорим о вежливости.
- Давайте вспомним, как называют человека, который употребляет такие
слова? (человека, который употребляет такие слова, называют вежливым)
3. Словарная работа
- Ребята, что обозначает слово «вежливость»? - До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Что обозначает слово вежливость в словаре по этике. Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
– А какие слова вам приятно слышать от других людей? (добрые, вежливые)
- Как мы должны произносить вежливые слова? (с улыбкой, искренне,теплотой, добротой).
Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова.
Волшебные слова можно разделить на группы: 1. Слова приветствия (здравствуй, привет, добрый день, доброе утро) 2. Слова благодарности (спасибо, благодарю) 3. Слова извинения (извини, прости, прости пожалуйста) 4. Слова прощания (до свидания, пока, прощай, до встречи) 5. Слова просьбы (будьте добры, пожалуйста, будьте так любезны)
Постановка проблемных ситуаций.
Мальчик крикнул прохожему: « Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, нужно говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)
Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому – 11. (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)
Анализ ситуации: «Зачем быть вежливым»
Учитель: Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. А, впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку и некогда скучать. Вежливый человек всегда помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол, убрать в квартире, полить цветы, накормить кошку и рыб в аквариуме. Он не ленится почистить обувь и сходить в магазин за хлебом или молоком. Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. И это очень правильно. Ведь если хорошо разобраться, все люди на белом свете помогают друг другу, трудятся друг для друга. Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой, например, просите папу починить велосипед?
Оказывается вежливость помогает человеку при трудных ситуациях. Вот послушайте, как помог кролику вежливость.
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая опасность - в пещере жила Змея.Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить нельзя.Нужно поздороваться, но с кем? С пещерой, конечно! (Садится на задние лапки и вежливо просит) Здравствуйте, дорогая Пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти. До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.Входите, пожалуйста. Змея желала обмануть Кролика, но он прекрасно понял, с кем имеет дело.Простите, что побеспокоил вас. Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания! И бросился Кролик бежать прочь со всех ног. Прискакал к своему дому и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила.
Физминутка«Солнышко»
Теперь, ребята, давайте поможем солнышку собрать лучики! Вы видите, что лучики нашего солнышка составляют «плохие» слова и оно нам не улыбается. Давайте же подберем антонимы, заменив «плохие» слова на «хорошие», противоположные. Слова: «грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость, трусость». Молодцы ребята, вот теперь наше солнышко вновь нам улыбнулось!
Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – хлопайте 1 раз. Невежливо – молчать
Поздороваться при встрече –…
Толкнуть и не извиниться-…
Помочь подняться, поднять упавшие вещи-…
Не поднять руки, обращаясь к учителю-…
Взять билеты в автобусе-…
Не уступить место старшему-…
Чтение рассказа В.А. Осеева «Синие листья»
Мы узнаем человека не только, по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Оказывается, при разговоре люди придают словам лишь 7% значимости, интонации – 38%, а мимике и жестам - 55%. Один неправильный жест может полностью изменить смысл произнесенных слов. Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал Владимир Солоухин: «Почти всё у человека предназначено для самого себя … кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы ее никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко»
Подведение итогов.
Учитель. Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь…(пожалуйста). Женщина обрадовалась и сказала Вове:…(спасибо). Вдруг трамвай резко остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого – то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:…(извините, пожалуйста) Быть вежливыми нужно не на короткое время. Вежливыми нужно быть всегда. Мы должны быть вежливыми и в общественных местах, и дома, и на улице, и с близкими, и с незнакомыми людьми. Ведь вежливость украшает все действия человека и является одной из лучших черт характера. Вот и подошел к концу наш классный час. Ребята, какие полезные советы и правила вы узнали из нашего сегодняшнего занятия? (ответ)
Давайте же будем вежливы друг с другом!
Мы благодарим вас за активное участие на уроке. До свидания!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Путешествие в школу вежливости

Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. Кабинет истории

«Волшебный цветик – семицветик» Кабинет природы

Про доброе дело…….. говори смело. - Жизнь дана на…….. добрые дела. -Доброе слово лечит…… а злое калечит. -Не одежда красит человека…… а его добрые дела. - Злой плачет от зависти…….. а добрый от радости. - Не ищи красоты………. ищи доброты. - Сумел провиниться….. сумей и повиниться.

Перемена Игра «Вежливые прятки»

Кабинет русского языка Игра «Доскажи словечко»

Спортзал «Отдыхай–ка»

Библиотека

Какие слова должен сказать мальчик своей маме?

Какие слова говорит девочка папе, встречая его с работы?

Таня пришла на день рождения к Оле. Какие слова она произносит, даря книгу?

Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени» . Какие 3 ошибки он сделал? Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет? Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-то дом или квартиру? Какие слова произносят при встрече и прощании? Кто кому должен уступать место(в транспорте, в гостях)? Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

Предварительный просмотр:

Клубный час

« Школа ВЕЖЛИВОСТИ»

Цели: ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.

Оборудование: песня «Улыбка», цветик- семицветик, советы-памятки для каждого ученика, таблички с «вежливыми» словами.

Ход мероприятия

Фрагмент мультфильма «Улыбка». Споем ее все вместе.

Слайд №1

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Учитель: Как вы думаете, почему мы начали с песни?

(Выслушиваются высказывания детей.)

Ученики: Не всегда.

Учитель: Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?

Ученики: Такого человека можно назвать воспитанным.

Учитель: Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Слайд №2

Вежливость в школе начинается.

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.

Слайд №3

Учитель. С давних времен «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила

приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости.

Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Слайд№4

Если вежливо - хлопайте два раза, невежливо - один.

Поздороваться при встрече - Не встать, обращаясь к учителю

Толкнуть и не извиниться - Взять билеты в автобусе -
Помочь подняться, поднять. Не уступить место в транспорте
упавшие вещи - Не заметить недовольство мамы

Слайд №5

Учитель . А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова. Давйте и мы вырастим с вами наш волшебный цветик – семицветик.

Слайд №6

ИГРА «Доскажите словечко»

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого.., (спасибо).

Зазеленеет старый пень, Когда услышит:... (добрый день).

Если больше есть не в силах Скажем маме мы... (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь:... (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости, Говорим:... (простите пожалуйста).

И во Франции, и в Дании На прощанье говорят... (до свидания).

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю... (пожалуйста).

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините, Позвольте, разрешите, Я вас благодарю.

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни.

Знаешь, повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.

Слайд №7

ВЕЖЛИВЫЕ ПРЯТКИ

Выбирается водящий. Его задача - узнать по голосу говорившего, завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости «Прости», «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» Водящий должен узнать ученика по голосу.

Слайд №8 Кабинет рассуждений (Слайд 9,10,11)

Слайд №12

Игра на внимание «Будь внимателен»

Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные

команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо

А какие вежливые слова я могу сказать? Договоримся о важном условии:

если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (Учитель во время игры предлагает самые разные команды.)

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте ногами.
Попрыгайте, пожалуйста.

Покружитесь,пожалуйста.

Попляшите
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.

Обменяйтесь с соседом рукопожатием, пожалуйста;

Будьте любезны, садитесь на свои места.

Слайд 13 Пословицы и поговорки»

Слайд 14 Экзамен

Учитель. Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?

Экзамен на вежливого человека

Примерные вопросы для экзамена

  • Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)
  • Какие слова произносят при встрече и прощании?
  • Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место
  • Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?
  • Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?
  • Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить
    жуков и бабочек?
  • Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
  • Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

Слайд 15 «Правила вежливости»

Подведение итогов

Учитель. Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамваи вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова сказал женщине: «Садитесь... (дети хором: «Пожалуйста») обрадовалась и сказала Вове:... («Спасибо».) Вдруг неожиданно трамвай остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: (Извините, пожалуйста.)

Учитель. Какие вы молодцы!

Если словом или делом

Вам помог кто- либо,

Не стесняйтесь Громко, смело

Говорить: «Спасибо!»

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я Вас благодарю!

Пусть мальчишки и девчонки,

Вся озорная детвора,

Сегодня скажет громко-громко

«Будьте вежливы всегда!»

Слайд 16

инесса
Конспект классного часа «Школа вежливости» для 1 класса

Конспект классного часа на тему «Школа вежливости» для 1 класс

Цели: ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.

Оборудование: песня «Улыбка», цветик-семицветик, советы- памятки для каждого ученика, таблички с «вежливыми» словами.

Ход классного часа

Звучит песня «Улыбка». Споем ее все вместе.

Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Сергеевна и сегодня я проведу с вами классный час на тему «Школа вежливости».

Учитель. Как вы думаете, почему мы начали с песни?

(Выслушиваются высказывания детей.)

А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

Ученики. Не всегда.

Учитель. Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?

Ученики. Такого человека можно назвать воспитанным.

Учитель. Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Учитель. До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо - хлопайте два раза, невежливо - один.

Поздороваться при встрече –

Толкнуть и не извиниться –

Помочь подняться, поднять

упавшие вещи -

Не встать, обращаясь к учителю –

Взять билеты в автобусе –

Не уступить место в транспорте –

Не заметить недовольство мамы -

Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова. (Дети по очереди называют, учитель вывешивает таблички с «вежливыми» словами.)

Игра «Доскажите словечко»

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете.

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого. (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит:. (добрый день).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы. (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь:. (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим:. (простите, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят. (до свидания).

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю. (пожалуйста).

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Игра «Вежливые прятки»

Выбирается водящий. Его задача - узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего - узнать ученика по голосу.

Учитель. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем еще в одну игру, которая называется «Волшебный цветик-семицветик».

Игра на внимание «Пожалуйста»

Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать? Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (Учитель во время игры предлагает самые разные команды.)

Дай мне ручку

Встань пожалуйста

Открой дверь

Начерти прямоугольник

Учитель. А теперь устроим конкурс на самого вежливого.

Конкурс «Самый вежливый»

Итак, задачи не на сложенье,

Задачи на правила уважения!

(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)

1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)

Учитель какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?

Экзамен на вежливого человека

Такая форма для первоклассников очень интересна. Она дает им почувствовать себя большими, серьезными людьми. Вопросы к экзамену хорошо написать на карточках или открытках, по очереди вытаскивать и отвечать на вопросы. Можно придумать призы или специальные карточки или какие-либо знаки. У кого насчитают больше призов, тот и будет самым знающим правила вежливого человека. Можно придумать для награждения медали, грамоты, вымпелы, значки и т. д.

Примерные вопросы для экзамена

1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)

2. Какие слова произносят при встрече и прощании?

3. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?

4. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?

6. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?

7. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

8. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

Подведение итогов

Учитель. Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «присаживайтесь. (дети хором: «Пожалуйста»). Женщина обрадовалась и сказала Вове:. («Спасибо».) Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:. («Извините, пожалуйста».)

(Рассказ можно продолжить по усмотрению учителя.)

Дополнительный материал

В сказках сказочные герои тоже говорили волшебные слова, чтобы совершить то или другое волшебство. Пусть каждый из вас на время станет персонажем угаданной сказки и произнесет нужные слова.

2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему веленью, по моему хотенью».)

3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пеке».)

4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»)

5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста».)

6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые могли открыть дверь в пещеру. («Сим- сим, открой дверь!»)

7. В сказке писателя В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? («Дудочка, играй!»)

8. В другой сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!»)

Из истории слов

Спасибо. Откуда явилось это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе Дело, говорили ему:

Спаси вас Бог!

Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»

А еще говорят

Мама попросила дочку вымыть за собой посуду.

Девочка кое-как сполоснула чашку, а про блюдце и вовсе забыла.

Все? - удивилась мама. - Что ж, спасибо и на том. И принялась перемывать заново.

Да-а, - протянула капризная девочка, - все я делаю за спасибо. Хоть бы конфетку дали.

Спасибо и на том означает: сделано мало, а иногда и плохо, за что не стоит говорить «спасибо».

За спасибо означает: делать что-то за просто так, без вознаграждения. Обычно это говорят с неудовольствием.

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо!»

Благодарю. Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».

Оно состоит из двух частей - благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово благодарю.

А еще говорят

Бабушка! Хочешь, я тебе нарисую усы - и ты станешь дедушкой?

Нет уж, благодарю! - рассмеялась бабушка.

В данном случае благодарю означает отказ.

Воробья позвали кошки,

Обещали чай и крошки.

Он сказал: «Благодарю!

Я уже сегодня сыт.

Как на когти посмотрю,

Так теряю аппетит!»