Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях

Короткова М. В., Студеникин М. Т.

Произошедший пересмотр содержания школьного исторического образования, освобождение его от всего устаревшего, от сложившихся стереотипов привели к существенным изменениям в методике преподавания истории. Эти изменения затронули весь учебный процесс: цели, методы, формы, средства обучения. Идет активный поиск путей, стимулирующих самостоятельность учащихся в рамках оптимизации всего учебного процесса.

Эту тенденцию учитывает данное методическое пособие. Оно разработано в соответствии с временным госстандартом и состоит из шести разделов. В пособии учитывается как современный, так и дореволюционный опыт преподавания истории. После вводного историографического и методического обзора рассматриваются основные факторы процесса обучения. Основное внимание уделяется анализу познавательных способностей учащихся, способам развития у них интереса к истории, раскрываются пути решения этой проблемы. На основе результатов исследований в области психологических процессов разработаны схемы познавательных возможностей учащихся при обучении истории и развития у школьников мотивации и интереса к предмету.

Лишь с учетом познавательных возможностей учащихся и их интереса к предмету возможны отбор содержания исторического материала, плодотворная совместная деятельность учителя и учащихся на уроках истории. Она включает в себя приемы по изучению теоретического и фактического материала, хронологии и картографии, письменных источников. Разработаны схемы и таблицы по использованию этих приемов в процессе обучения.

Эти схемы и таблицы помогают выделить основные знания и умения, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса методики преподавания истории. В частности, это методы научного исследования, основные факторы процесса обучения, их объективные связи; цели школьного обучения истории; содержание учебных комплексов и др. Схемы и таблицы предоставляют возможность методически грамотно работать с учебником истории; реализовать на практике методические подходы к отбору содержания учебного материала; определять уровень знаний и умений учащихся и намечать задачи по их дальнейшему формированию.

В целом же данное пособие поможет учителю истории, стажеру:

Выявлять уровень знаний и умений по истории учеников конкретного класса и возраста;

Конкретизировать цели обучения по классам, курсам, разделам и темам;

Ставить конкретные задачи обучения и определять эффективность их реализации на разных этапах;

Отбирать историческое содержание на урок в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся;

Соотносить содержание обучения с применяемыми методами, приемами;

Разрабатывать тесты, логические задания, конспекты с опорными сигналами;

Применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;

Предвидеть и выявлять результаты обучения, внося коррективы в свою педагогическую деятельность.

Центральное место в книге занимает проблема урока истории и подготовка к нему учителя. Процесс обучения показан как совместная деятельность учителя и учащихся, педагогическое сотрудничество по овладению историческим содержанием, приемами и умениями. Среди них выделяются умения по работе с учебником, а также хронологические, картографические, по составлению плана и ряд других.

Структурно книга состоит из разделов и тем. По каждой теме выделены позиции - это схемы и таблицы, описания к ним, а также списки рекомендуемой литературы. В приложении даны возможные вопросы для экзамена, тестовые задания для самопроверки и ответы к ним, а также взятые из дореволюционного издания требования учителя к самому себе. Реализация их в современной школе поможет организации и проведению качественного и высокоэффективного урока истории.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Структура и классификация современного урока истории. Цели личностно-ориентированного школьного исторического образования. Структурно-функциональный анализ исторического материала по теме "Развитие северо-американских колоний Англии в 1667-1775 гг.".

    дипломная работа , добавлен 08.04.2014

    Характеристика методики обучения истории: предмет, задачи, компоненты, методы научного исследования. Закономерности обучения истории в целях повышения эффективности и качества знаний. Изучение педагогических методов в процессе школьного обучения истории.

    реферат , добавлен 19.01.2010

    Развитие школьного исторического образования, использование активных методов обучения истории конца XIX - начача XX века. Школьное историческое образование и методика обучения истории в 20-годы. Русская историко-методическая мысль.

    реферат , добавлен 14.02.2007

    Проверка и оценка знаний учащихся как важный структурный компонент процесса обучения. Рассмотрение истории и системы оценивания. Анализ целей оценки знаний и умений учащихся: учет результативности процесса обучения, определение итоговых результатов.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2015

    Сущность понятия и классификации умений в науке, основные группы предметно-исторических умений. Процесс формирования умений в процессе обучения истории. Методики работы с историческими источниками в процессе обучения истории учащихся основной школы.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2012

    Преподавание истории Украины в школе. Учебно-методические основы преподавания истории в школьном курсе. Этапы формирования знаний и умений в процессе обучения. Система исторических понятий как основа понимания истории. Внедрение новых технологий.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2008

    Формы, методы, приемы дифференцированного изучения материала с учетом индивидуальных различий учащихся на уроках истории и обществознания. Основные цели дифференциации обучения и ее варианты. Применение тестов, составленных по принципу альтернативности.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2011

Короткова М. В., Студеникин М. Т.

Произошедший пересмотр содержания школьного исторического образования, освобождение его от всего устаревшего, от сложившихся стереотипов привели к существенным изменениям в методике преподавания истории. Эти изменения затронули весь учебный процесс: цели, методы, формы, средства обучения. Идет активный поиск путей, стимулирующих самостоятельность учащихся в рамках оптимизации всего учебного процесса.

Эту тенденцию учитывает данное методическое пособие. Оно разработано в соответствии с временным госстандартом и состоит из шести разделов. В пособии учитывается как современный, так и дореволюционный опыт преподавания истории. После вводного историографического и методического обзора рассматриваются основные факторы процесса обучения. Основное внимание уделяется анализу познавательных способностей учащихся, способам развития у них интереса к истории, раскрываются пути решения этой проблемы. На основе результатов исследований в области психологических процессов разработаны схемы познавательных возможностей учащихся при обучении истории и развития у школьников мотивации и интереса к предмету.

Лишь с учетом познавательных возможностей учащихся и их интереса к предмету возможны отбор содержания исторического материала, плодотворная совместная деятельность учителя и учащихся на уроках истории. Она включает в себя приемы по изучению теоретического и фактического материала, хронологии и картографии, письменных источников. Разработаны схемы и таблицы по использованию этих приемов в процессе обучения.

Эти схемы и таблицы помогают выделить основные знания и умения, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса методики преподавания истории. В частности, это методы научного исследования, основные факторы процесса обучения, их объективные связи; цели школьного обучения истории; содержание учебных комплексов и др. Схемы и таблицы предоставляют возможность методически грамотно работать с учебником истории; реализовать на практике методические подходы к отбору содержания учебного материала; определять уровень знаний и умений учащихся и намечать задачи по их дальнейшему формированию.

В целом же данное пособие поможет учителю истории, стажеру:

Выявлять уровень знаний и умений по истории учеников конкретного класса и возраста;

Конкретизировать цели обучения по классам, курсам, разделам и темам;

Ставить конкретные задачи обучения и определять эффективность их реализации на разных этапах;

Отбирать историческое содержание на урок в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся;

Соотносить содержание обучения с применяемыми методами, приемами;

Разрабатывать тесты, логические задания, конспекты с опорными сигналами;

Применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;

Предвидеть и выявлять результаты обучения, внося коррективы в свою педагогическую деятельность.

Центральное место в книге занимает проблема урока истории и подготовка к нему учителя. Процесс обучения показан как совместная деятельность учителя и учащихся, педагогическое сотрудничество по овладению историческим содержанием, приемами и умениями. Среди них выделяются умения по работе с учебником, а также хронологические, картографические, по составлению плана и ряд других.

Структурно книга состоит из разделов и тем. По каждой теме выделены позиции - это схемы и таблицы, описания к ним, а также списки рекомендуемой литературы. В приложении даны возможные вопросы для экзамена, тестовые задания для самопроверки и ответы к ним, а также взятые из дореволюционного издания требования учителя к самому себе. Реализация их в современной школе поможет организации и проведению качественного и высокоэффективного урока истории.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

Короткова М. В., Студеникин М. Т. Произошедший пересмотр содержания школьного исторического образования, освобождение его от всего устаревшего, от сложившихся стереотипов привели к существенным изменениям в методике преподавания истории. Эти и

Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях

Короткова М. В., Студеникин М. Т.

Произошедший пересмотр содержания школьного исторического образования, освобождение его от всего устаревшего, от сложившихся стереотипов привели к существенным изменениям в методике преподавания истории. Эти изменения затронули весь учебный процесс: цели, методы, формы, средства обучения. Идет активный поиск путей, стимулирующих самостоятельность учащихся в рамках оптимизации всего учебного процесса.

Эту тенденцию учитывает данное методическое пособие. Оно разработано в соответствии с временным госстандартом и состоит из шести разделов. В пособии учитывается как современный, так и дореволюционный опыт преподавания истории. После вводного историографического и методического обзора рассматриваются основные факторы процесса обучения. Основное внимание уделяется анализу познавательных способностей учащихся, способам развития у них интереса к истории, раскрываются пути решения этой проблемы. На основе результатов исследований в области психологических процессов разработаны схемы познавательных возможностей учащихся при обучении истории и развития у школьников мотивации и интереса к предмету.

Лишь с учетом познавательных возможностей учащихся и их интереса к предмету возможны отбор содержания исторического материала, плодотворная совместная деятельность учителя и учащихся на уроках истории. Она включает в себя приемы по изучению теоретического и фактического материала, хронологии и картографии, письменных источников. Разработаны схемы и таблицы по использованию этих приемов в процессе обучения.

Эти схемы и таблицы помогают выделить основные знания и умения, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса методики преподавания истории. В частности, это методы научного исследования, основные факторы процесса обучения, их объективные связи; цели школьного обучения истории; содержание учебных комплексов и др. Схемы и таблицы предоставляют возможность методически грамотно работать с учебником истории; реализовать на практике методические подходы к отбору содержания учебного материала; определять уровень знаний и умений учащихся и намечать задачи по их дальнейшему формированию.

В целом же данное пособие поможет учителю истории, стажеру:

Выявлять уровень знаний и умений по истории учеников конкретного класса и возраста;

Конкретизировать цели обучения по классам, курсам, разделам и темам;

Ставить конкретные задачи обучения и определять эффективность их реализации на разных этапах;

Отбирать историческое содержание на урок в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся;

Соотносить содержание обучения с применяемыми методами, приемами;

Разрабатывать тесты, логические задания, конспекты с опорными сигналами;

Применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;

Предвидеть и выявлять результаты обучения, внося коррективы в свою педагогическую деятельность.

Центральное место в книге занимает проблема урока истории и подготовка к нему учителя. Процесс обучения показан как совместная деятельность учителя и учащихся, педагогическое сотрудничество по овладению историческим содержанием, приемами и умениями. Среди них выделяются умения по работе с учебником, а также хронологические, картографические, по составлению плана и ряд других.

Структурно книга состоит из разделов и тем. По каждой теме выделены позиции - это схемы и таблицы, описания к ним, а также списки рекомендуемой литературы. В приложении даны возможные вопросы для экзамена, тестовые задания для самопроверки и ответы к ним, а также взятые из дореволюционного издания требования учителя к самому себе. Реализация их в современной школе поможет организации и проведению качественного и высокоэффективного урока истории.

Книга содержит материал как теоретического, так и практического характера, необходимый учителю в повседневной работе. Особо рассматриваются методы и приемы российской методики дореволюционного периода, а также современные методы и средства преподавания истории в различных видах и типах школ.
Пособие предназначено для учителей и студентов педагогических учебных заведений.

Задачи методики обучения истории.
Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Методика обучения истории - это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует процесс обучения истории в целях повышения его эффективности и качества. Методика рассматривает вопрос о том, как надо преподавать историю.

Таким образом, под методами понимают способы деятельности, они, например, могут быть словесными, печатными, наглядными, практическими. Суть методов заключается в том, что они дают ответ на вопрос, как учить, определяют двухстороннюю деятельность учителя и ученика.

Основные факторы обучения - это 1) цели, определяемые государством и обществом; 2) содержание и структура исторического образования, закрепленные в стандартах и программах и на основе их изложенные в школьных учебниках; 3) научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения); 4) познавательные возможности учащихся; 5) результаты обучения.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях, Короткова М.В., Студеникин М.Т., 1999 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Методика преподавания истории в начальной школе, Студеникин М.Т., Добролюбова В.И., 2004
  • История России, 10 класс, Часть 1, Данилов А.А., Брандт М.Ю., Горинов М.М., Короткова М.В., 2013
  • История России, 10 класс, Часть 2, Данилов А.А., Брандт М.Ю., Горинов М.М., Короткова М.В., 2013

Следующие учебники и книги.