Франция, Марсель

10 сентября 1977 года в Марселе был казнен тунисский эмигрант Хамид Джандуби, осужденный за убийство; он стал последним преступником, казненным на гильотине.

Гильотина как устройство для осуществлении смертной казни документально известна с XIII века, когда она использовалась в Ирландии, Шотландии и Англии, особенно во времена республики Оливера Кромвеля, а также в Италии и Швейцарии.

Во время французской революции гильотина указом Национального собрания Франции была введена 20 марта 1792 года в качестве единственного инструмента исполнение смертных наказаний независимо от социального статуса осужденного к смертной казни. Идею этого закона подал в 1790 году врач и революционер Жозеф-Игнаций Гильотен, сам будучи противником смертной казни, он считал гильотинирование более гуманным средством казни, чем повешение, отсечение головы или расстрел. Через два года по проекту военного хирурга Антуана Луи был построен французский вариант подобного устройства, его испытали его на трупах, и 25 апреля 1792 года в Париже на Гревской площади на нем казнили первого человека - обычного вора Николя Пеллетье. Публика, привычная со времен средневековья к "изысканным" пыткам, была разочарована скоростью казни.

Впоследствии гильотину, как вскоре стали называть это устройство, перевезли на площадь Революции (ныне Площадь Согласия), где за годы Французской революции было казнено более 10 000 человек, включая бывших короля Людовика XVI и королеву Марию Антуанетту. Гильотинированы были и деятели Французской революции - Жорж Дантон, Робеспьер, Луи Сен-Жюст, Демулен. В противовсе распространенному мнению сам Жозеф Гильотена не был казнен на гильотине, а умер естественным образом.

В 1868 году гильотина была усовершенствована - она стала разборной и транспортировалась к месту казни, как правило, на площадь перед воротами тюрьмы. Примерно в это же время были отменены должности региональных палачей, а главный, парижский палач с ассистентами в случае необходимости стал выезжать в различные города страны.

В Германии, которая ввела гильотинирование в 1803 году, казни на гильотине продолжались до 1949 года, а в Германской Демократической республике - до 1960 года. Швейцария отказалась от использования гильотины в 1940 году. Последняя публичная казнь на гильотине во Франции была проведена в 1939 году, а последняя казнь на гильотине вообще - 10 сентября 1977 года. Это была и последняя смертная казнь в Западной Европе.

В 1981 году Франция отменила смертный приговор, как форму наказания, автоматически отказавшись и от гильотины как средства казни человека.

Всеобщий хохот!

Итак, во имя продвижения принципов равенства, гуманизма и прогресса вопрос о машине для обезглавливания, призванной изменить саму эстетику смерти, был поставлен в Национальном собрании.

9 октября 1789 года, в рамках дискуссии об уголовном законодательстве, Жозеф Игнаций Гильотен (Joseph Ignace Guillotin 1738 - 1814), врач, преподаватель анатомии медицинского факультета и новоизбранный парижский депутат, поднялся на трибуну Национального собрания.

Среди коллег он пользовался репутацией честного ученого и филантропа, и его даже назначили членом комиссии, которой было поручено пролить свет на «колдовство, волшебные палочки и животный магнетизм Месмера». Когда Гильотен выдвинул идею, что за одно и то же правонарушение следует карать одинаково, вне зависимости от чина, звания и заслуг виновного, его выслушали с уважением.

Многие депутаты уже высказывали подобные соображения: неравенство и жестокость наказаний за уголовные преступления возмущали общественность.

Двумя месяцами позже, 1 декабря 1789 года, Гильотен снова выступил с пылкой речью в защиту равенства перед смертью, за одинаковую казнь для всех.

«Во всех случаях, когда закон предусматривает смертную казнь для обвиняемого, суть наказания должна быть одинаковой, вне зависимости от природы преступления».

Тут-то Гильотен и упомянул инструмент умерщвления, который впоследствии увековечит его имя в истории.

Техническая концепция и механические принципы действия устройства еще не были проработаны, но с теоретической точки зрения доктор Гильотен уже все придумал.

Он расписывал коллегам возможности будущей машины, которая станет рубить головы так просто и быстро, что осужденный едва ли ощутит даже «легкое дуновение на затылке».

Гильотен закончил выступление фразой, ставшей знаменитой: «Моя машина, господа, отрубит вам голову в мгновенье ока, и вы ничего не почувствуете… Нож падает с быстротой молнии, голова отлетает, кровь брызжет, человека больше нет!..»

Большинство депутатов были озадачены.

Ходили слухи, что парижского депутата возмущают различные виды казни, предусмотренные в то время кодексом, потому, что крики осужденных долгие годы приводили в ужас его мать и у нее случились преждевременные роды. В январе 1791 года доктор Гильотен снова попытался привлечь коллег на свою сторону.

«Вопрос о машине» не обсуждался, но были приняты идея «казни, равной для всех», отказ от клеймения семей осужденных и отмена конфискации имущества, что стало огромным шагом вперед.

Четыре месяца спустя, в конце мая 1791 года, в Собрании три дня шли дебаты по вопросам уголовного права.

В ходе подготовки проекта нового уголовного кодекса были наконец затронуты вопросы процедуры наказания, в том числе смертной казни.

Сторонники применения смертной казни и аболиционисты схлестнулись в яростных спорах. Аргументы обеих сторон будут обсуждаться еще двести лет.

Первые считали, что смертная казнь своей наглядностью предотвращает рецидивы преступлений, вторые называли ее узаконенным убийством, подчеркивая необратимость судебной ошибки.

Одним из самых пламенных сторонников отмены смертной казни был Робеспьер. Несколько тезисов, выдвинутых им в ходе дискуссии, вошли в историю: «Человек должен быть для человека священен […] Я являюсь сюда умолять не богов, а законодателей, которые должны быть орудием и истолкователями вечных законов, начертанных Божеством в сердцах людей, пришел умолять их вычеркнуть из французского уложения кровавые законы, предписывающие убийства, одинаково отвергаемые их нравственностью и новой конституцией. Я хочу доказать им, что, во-первых, смертная казнь по самому существу своему несправедлива, и, во-вторых, что она не удерживает от преступлений, а, напротив, гораздо больше умножает преступления, чем предохраняет от них» [Максимилиан Робеспьер. Речь об отмене смертной казни. Перевод Л.К. Никифорова.].

Как это ни парадоксально, но все сорок дней диктатуры Робеспьера гильотина функционировала безостановочно, символизируя апогей законного применения смертной казни во Франции. Только в период с 10 июня по 27 июля 1794 года одна тысяча триста семьдесят три головы упали с плеч, «словно сорванные ветром черепичины», как скажет Фукье-Тенвиль. Это было время Большого террора. В общей сложности во Франции, по данным заслуживающих доверия источников, по приговорам революционных судов было казнено от тридцати до сорока тысяч человек.

Вернемся в 1791 год. Депутатов, выступавших за отмену смертной казни, оказалось больше, но политическая ситуация была критической, пошли разговоры «о внутренних врагах», и большинство уступило меньшинству.

1 июня 1791 года Собрание подавляющим большинством проголосовало за сохранение смертной казни на территории Республики. Немедленно начались дебаты, продлившиеся несколько месяцев, на сей раз - о способе исполнения. Все депутаты придерживались мнения, что казнь должна быть минимально болезненной и максимально быстрой. Но как именно следует казнить? Споры сводились главным образом к сравнительному анализу преимуществ и недостатков повешения и обезглавливания. Докладчик Эмбер предложил привязывать осужденного к столбу и душить воротом, но большинство проголосовало за обезглавливание. Причин тому несколько.

Во-первых, это быстрая казнь, но главное заключалось в том, что повешением традиционно казнили простолюдинов, тогда как обезглавливание было привилегией лиц благородного происхождения.

Так что выбор представителей народа отчасти был эгалитаристским реваншем. Раз уж смертная казнь остается, «к черту веревку! Да здравствует отмена привилегий и благородное обезглавливание для всех!».

Отныне понятия разной степени тяжести страдания и позора не будут применимы к смертной казни.

За свою почти двухсотлетнюю историю гильотина лишила голов десятки тысяч людей, начиная от преступников и революционеров и заканчивая аристократами, королями и даже королевами. Мария Молчанова рассказывает историю возникновения и использования этого знаменитого символа террора.

Долгое время считалось, что гильотина была изобретена в конце XVIII века, однако, последние исследования показали, что подобные «обезглавливающие машины» имеют более длительную историю. Самой известной и, возможно, одной из первых, была машина под названием «виселица Галифакса» (Halifax Gibbet), которая представляла собой монолитную деревянную постройку с двумя стойками по 15 футов, увенчанными горизонтальной балкой. Клинком был топор, который скользил вверх и вниз по пазам в стойках. Скорее всего создание этой «Галифакской виселицы» датируется еще 1066 годом, хотя первое достоверное упоминание о ней относится к 1280-м годам. Казни проходили на рыночной площади города по субботам, и машина оставалась в использовании до 30 апреля 1650 года.

Во Франции XVIII века аристократы проводили «балы жертв» гильотины

Галифакская виселица

Другое раннее упоминание машины для казни встречается в картине «Исполнение казни Маркода Баллага близ Мертона в Ирландии 1307 года». Как видно из названия, имя жертвы — Маркод Баллаг, и обезглавлен он был оборудованием, которое удивительно похоже на позднюю французскую гильотину. Также подобное устройство встречается на картине, изображающей сочетание гильотинной машины и традиционного обезглавливания. Жертва лежала на скамье, с топором, укрепленным каким-то механизмом и поднятым над ее шеей. Разница заключается в палаче, который стоит рядом с большим молотком, готовый ударить по механизму и отправить лезвие вниз.

Потомственный палач Анатоль Дейблер, «господин Парижский» (monsieur de Paris), унаследовал пост от отца и за 40 лет карьеры казнил 395 человек.

Начиная со Средних веков, казнь через усекновение головы была возможна только для богатых и влиятельных людей. Считалось, что обезглавливание — более великодушно, и, конечно, менее болезненно, чем другие методы. Остальные виды казни, предполагавшие быструю смерть осуждённого, при недостаточной квалификации палача часто вызывали длительную агонию. Гильотина же обеспечивала мгновенную смерть даже при минимальной квалификации палача. Однако, вспомним «Галифакс Гиббет» — она, несомненно, была исключением из правил, так как использовалась для исполнения наказания для любых людей, независимо от их положения в обществе, в том числе и для бедных слоев населения. Французская гильотина также применялась ко всем без исключения слоям населения, что подчеркивало равенство граждан перед законом.

Гильотина оставалась официальным методом казни во Франции до 1977 года

Гильотина XVIII века

В начале XVIII века во Франции пользовались многими способами казни, которые часто были болезненными, кровавыми и мучительными. Повешение, сжигание на костре, четвертование были обычным делом. Богатых и влиятельных людей обезглавливали топором или мечом, в то время как для исполнения наказания простого населения часто использовалось чередование смерти и пыток. Эти методы преследовали двоякую цель: наказать преступника и предупредить новые преступления, поэтому большинство казней проводилось публично. Постепенно в народе росло возмущение таким чудовищным наказаниям. Эти недовольства подпитывались главным образом мыслителями Просвещения, например, Вольтером и Локком — теми, кто приводил аргументы в пользу более гуманных методов исполнения наказания. Одним из их сторонников был доктор Жозеф-Игнас Гильотен; однако, до сих пор неясно, был ли доктор защитником высшей меры наказания или, в конечном счете, добивался ее отмены.

Казнь французского революционера Максимилиана Робеспьера

Использовать гильотину врач и член Национальной Ассамблеи, профессор анатомии, политический деятель, член Учредительного собрания, друг Робеспьера и Марата, Гильотен предложил в 1792 году. Собственно, его именем и была названа эта машина для обезглавливания. Главной деталью гильотины, предназначенной для отрубания головы, является тяжёлый, в несколько десятков килограммов, косой нож (жаргонное название — «барашек»), свободно движущийся вдоль вертикальных направляющих. Нож поднимали на высоту 2−3 метра верёвкой, где он удерживался защёлкой. Голову гильотинируемого помещали в специальное углубление у основания механизма и закрепляли сверху деревянной доской с выемкой для шеи, после чего с помощью рычажного механизма защелка, удерживающая нож, открывалась, и он падал с большой скоростью на шею жертвы. Позже Гильотен наблюдал за развитием первого прототипа — внушительной машины, разработанной французским доктором Антуаном Луи и построенной немецким изобретателем клавесина Тобиасом Шмидтом. Впоследствии, спустя некоторое время использования машины Гильотен всячески пытался отстранить своё имя от этого орудия во время гильотинной истерии в 1790-х годах, а в начале XIX века его семья безуспешно пыталась подать петицию правительству о переименовании машины смерти.

То, как одевались палачи, выходя на эшафот, диктовало моду во Франции

Портрет доктора Гильотена

В апреле 1792 года, после удачных опытов над трупами, в Париже, на Гревской площади, была произведена первая казнь новой машиной — первым казненным стал разбойник по имени Николя-Жак Пеллетье. После казни Пеллетье обезглавливающей машине дали название «Луизетта» или «Луизон», по имени ее проектировщика — доктора Луиса, но это название вскоре было забыто. Возможно, самый интересный аспект в истории гильотины — необыкновенная скорость и масштаб ее принятия и использования. Действительно, к 1795 году, спустя только полтора года после ее первого применения, гильотина обезглавила более чем тысячу человек в одном только Париже. Конечно, при упоминании этих цифр нельзя не учитывать роль времени, так как во Франции машина была введена лишь за несколько месяцев до самого кровавого периода Великой Французской Революции.

Казнь французского короля Людовика XVI

В журналах и проспектах стали появляться жуткие изображения гильотины в сопровождении весьма двусмысленных юмористических комментариев. О ней писали, сочиняли песни и стихи, ее изображали в карикатурах и устрашающих рисунках. Гильотина коснулась всего — моды, литературы и даже детских игрушек, она стала неотъемлемой частью французской истории. Однако, несмотря на весь ужас того периода, гильотина не стала ненавистной народу. Прозвища, данные ей народом, были скорее печальными и романтичными, нежели ненавистными и устрашающими — «национальная бритва», «вдова», «Мадам Гильотен». Важным фактом в этом феномене является то, что сама гильотина никогда не связывалась с каким-либо отдельным слоем общества, а также то, что и сам Робеспьер был обезглавлен на ней. На гильотине мог быть казнен как вчерашний король, так и обычный уголовный преступник или политический бунтарь. Это позволило машине стать арбитром высшего правосудия.

Гильотен предложил машину в качестве гуманного способа казни

Гильотина в пражской тюрьме Панкрац

В конце XVIII века люди приходили целыми группами на площадь Революции, посмотреть, как машина делает свою ужасную работу. Зрители могли купить сувениры, ознакомиться с программкой, в которой перечислялись имена жертв, и даже перекусить в ресторанчике неподалёку под названием «Кабаре у гильотины». Некоторые ходили на казни ежедневно, особенно известными были «Вязальщицы» — группа женщин-фанатиков, которые садились в первых рядах прямо перед эшафотом и вязали на спицах между казнями. Такая жуткая театральная атмосфера распространялась и на осуждённых. Многие высказывали саркастические замечания или дерзкие последние слова перед смертью, некоторые даже протанцовывали свои последние шаги по ступеням эшафота.

Казнь Марии-Антуанетты

Дети часто ходили на казни и некоторые из них даже играли дома с собственными миниатюрными моделями гильотины. Точная копия гильотины высотой около полуметра была популярной игрушкой во Франции тех времён. Такие игрушки были полностью функциональны, и дети отрубали с их помощью головы куклам или даже небольшим грызунам. Однако, в конечном счёте, в некоторых городах они были запрещены, как оказывающие плохое влияние на детей. Маленьким гильотинам также нашлось место на обеденных столах у высших сословий, они использовались для резки хлеба и овощей.

«Детская» гильотина

С ростом популярности гильотины росла и репутация палачей, за время Великой французской революции они получили огромную славу. Оценивали палачей по умению быстро и точно организовывать большое количество казней. Такая работа часто становилась семейным делом. Многие поколения знаменитой семьи Сэнсон служили государственными палачами с 1792 по 1847 годы, руки членов этой семьи опустили лезвие на шеи тысяч жертв, включая короля Людовика XVI и Марию Антуаннету. В XIX и XX веках роль главных палачей досталась семье Дейблеров, отцу и сыну. Они пребывали на этой должности с 1879 по 1939 год. Люди часто восхваляли имена Сэнсонов и Дейблеров на улицах, а то, как они одевались, выходя на эшафот, диктовало моду в стране. Палачами восхищался и преступный мир. По некоторым сведениям, гангстеры и прочие бандиты даже набивали татуировки с мрачными слоганами вроде: «Моя голова достанется Дейблеру».

Последняя публичная казнь с помощью гильотины, 1939 год

Гильотина интенсивно применялась в период Великой Французской революции и оставалась главным способом исполнения высшей меры наказания во Франции вплоть до отмены смертной казни в 1981 году. Публичные казни продолжались во Франции до 1939 года, когда Эжен Вейдманн стал последней жертвой «под открытым небом». Таким образом, потребовалось почти 150 лет для того, чтобы реализовались изначальные гуманные пожелания Гильотена в скрытности процесса казни от посторонних глаз. Последний раз в действие гильотина приводилась 10 сентября 1977 года — казненным был 28-летний тунисец Хамида Джандуби. Он был тунисским иммигрантом, осуждённым за пытки и убийство 21-летней Элизабет Буске, его знакомой. Следующая казнь должна была состояться в 1981 году, но предполагаемая жертва, Филипп Морис, получил помилование.

Последняя публичная казнь на гильотине состоялась 17 июля 1939 года. Но еще целых 38 лет «Вдовушка» (так фамильярно называли французы эту машину для убийства) добросовестно выполняла свои функции по отсечению голов. Правда, публика на подобные зрелища уже не допускалась.

Хамид Джандуби, сутенер тунисского происхождения в сентябре 1977 года был гильотинирован в марсельской тюрьме. Совершенные им преступления вызвали бурную реакцию в обществе и возобновили прерванную было дискуссию о смертной казни.

Четыре года спустя Франсуа Миттеран отменил смертную казнь.

К месту казни он проковылял на одной ноге. С первыми проблесками утра, 10 сентября 1977 года, 31-летнего Хамида Джандуби, сутенера и убийцу, втащили на эшафот. Чтобы поставить его на колени под нож гильотины, надзирателям пришлось отстегнуть протез, на котором он привык хромать после аварии на заводе, в результате которой ему отрезало ногу. Во дворе марсельской тюрьмы «Бометт» он попросил сигарету. Не докурив до конца, Джандуби попросил еще одну: это была сигарета марки «Житан», как раз та, которую он предпочитал. Он курил медленно, в полной тишине. Позже его адвокаты расскажут, что после второй сигареты он хотел сделать еще несколько затяжек, но ему в этом отказали: «Ну, нет! Хватит, мы и так были к тебе снисходительны», – буркнул важный чин из полиции, ответственный за проведение казни. Ну что поделаешь? Джандуби положил голову на плаху. Лезвие опустилось в 4 часа 40 минут.

Кто сегодня помнит Хамида Джандуби? Однако он занимает свое место в анналах французского правосудия, как последний приговоренный к смерти, приговор в отношении которого был приведен в исполнение. Осужденный за изнасилование, пытки и умышленное убийство своей 21-летней любовницы Элизабет Буске, он стал третьим мужчиной, чья голова слетела с плеч во времена семилетнего президентства Валери Жискар д’Эстена. До него эта участь постигла Кристиана Рануцци (28 июля 1976 года) и Жерома Каррейна (23 июня 1977 года). Джандуби стал последним, кого президент отказался помиловать, заявив: «Пусть свершится правосудие». Правосудие оказалось на удивление очень быстрым: 25 февраля 1977 года суд присяжных города Буш-дю-Рон рассматривал его дело всего лишь два дня и приговорил к смерти. А пять месяцев спустя его уже гильотинировали.

Хамида Джандуби прибыл в Марсель за 9 лет до своей казни, в 1968 году. В то время ему было 22 года. Впервые в жизни он выехал за пределы своей родины – Туниса. Очень быстро он получил работу – стал такелажником и с легкостью интегрировался во французское общество, которое после майских событий 1968 года, как-то сразу стало более современным. В 1971 году в результате несчастного случая он не только лишился ноги, но и сломался морально: его друзья рассказывали, что парень стал совершенно другим человеком – жестоким и агрессивным. С женщинами Джандуби, у которого до этого была репутация соблазнителя, стал груб. Неожиданно открыв в себе талант сутенера, он преуспел в вовлечении в занятия проституцией нескольких девушек, которых Джандуби буквально терроризировал. Отказ Элизабет Буске уступить требованиям любовника, который посылал ее на улицу ловить клиентов, буквально его взбесил: он орал на нее, избивал… Едва выйдя из тюрьмы, куда его посадили после поданной Буске жалобы, он начал ей угрожать.

Генеральный прокурор: «Это дьявол во плоти!»

Выйдя из тюрьмы, в ночь с 3 на 4 июля 1974 года, Хамид Джандуби, угрожая пистолетом, похищает Элизабет Буске. Привезя ее к себе домой, он бросает ее на пол и сильно избивает палкой, затем ремнем. Потом он насилует ее, прижигает сигаретой грудь и половые органы: Джандуби видел подобные расправы, которые чинили главари банд в преступной среде Марселя. Агония несчастной длится часами. Палач решает ее убить. Он обливает ее бензином и бросает горящую спичку. Не получается. Будучи преисполнен
решимости покончить с жертвой, он буквально тащит ее тело в свой пляжный домик, расположенный в Лансон-де-Прованс. Там в присутствии двух несовершеннолетних девочек, которые живут вместе с ним и которых он заставляет заниматься проституцией, Джандуби душит свою жертву. В глазах девочек – ужас. Через несколько дней после обнаружения трупа одна из малолетних проституток выдает его полиции.
Джандуби не долго находится в бегах: через несколько месяцев его арестовывают и заключают в марсельскую тюрьму. В надежде смягчить сердца судей он не отрицает содеянного и признает все факты; он даже готов участвовать в воспроизведении обстоятельств своего преступления. Полиция арестовывает и двух несовершеннолетних сообщниц и заключает их в женское отделение тюрьмы «Бометт». Для них это становится настоящим облегчением – так они боятся мести! «Как только я их увидел, – расскажет впоследствии один из адвокатов, – я думал, что встречусь с абсолютно подавленными созданиями. Я думал, что прочитав дело с описанием пыток, которые перенесла жертва, они будут мучиться угрызениями совести. На самом же деле, они выглядели совершенно иначе, они были раскованы, потому что тюрьма, после ада, в котором они жили последнее время, казалась им настоящим раем!» В ноябре 1974 года адвокату удалось добиться их освобождения из-под стражи, а в феврале 1977 года они были полностью оправданы.

Вся Франция внимательно следит за судом над Джандуби, а некоторые газеты даже сравнивают его с Адольфом Гитлером. Поскольку ему грозит смертная казнь, активизируются различные организации, ратующие за отмену смертной казни, этого «варварского и бесполезного метода, который позорит страну». Оба адвоката подсудимого, один из которых, Эмиль Поллак, считается лучшим в Марселе, прикладывают все силы, чтобы избежать смертного приговора. Они изучают его прошлое, выискивают смягчающие вину обстоятельства, рассказывают историю о мальчике, который «был мягким, трудолюбивым, послушным и честным», но чья жизнь сломалась после несчастного случая. «Это дьявол во плоти!» – отвечает им генеральный прокурор Шови, которого совершенно не убеждают приводимые адвокатами аргументы. Впрочем, они не убеждают и психиатров: по их мнению, Хамид Джандуби «представляет собой колоссальную общественную опасность», хотя его интеллект и оценивается как «выше среднего». Эта экспертиза имеет решающее значение. Вердикт о высшей мере, единогласно вынесенный жюри присяжных, встречен аплодисментами.

«Французское правосудие больше не будет никого убивать»

16 марта 1981 года во время телевизионной передачи «Карты на стол» Франсуа Миттеран, кандидат в президенты от социалистов, произносит слова «против смертной казни»: «Я заявляю об этом прямо, не скрывая своего мнения», – говорит он, хотя все опросы общественного мнения показывают, что французы не готовы расстаться с гильотиной. Это поворотный момент в избирательной кампании, но судьба на стороне Миттерана. 10 марта 1981 года он избран президентом. А 8 июля премьер-министр Пьер Моруа объявляет об отмене смертной казни. Парламент, собранный на внеочередное заседание, 18 сентября голосует в поддержку этого решения после того, как со своей речью, мгновенно ставшей знаменитой, выступил министр юстиции Робер Бадинтер: «Завтра, благодаря вам, уже не станет этих, для всех нас постыдных, убийств, проводимых рано утром, под покровом тайны, во французских тюрьмах. Завтра кровавая страница нашего правосудия будет перевернута».

Перевернута и страница, запятнанная кровью Элизабет Буске, жертвы смертельного безумия Хамида Джандуби, «одноногого, который», как напомнит депутатам Бадинтер, «какие бы ужасные преступления он не совершил, продемонстрировал все признаки расстройства психики, и которого затащили на эшафот, сняв с него протез». 19 февраля 2007 года, во время президентства Жака Ширака, отмена смертной казни была зафиксирована в Конституции. В Версале, где собрался парламент, чтобы проголосовать за это изменение основного закона, 26 парламентариев из 854 голосовали против.

Жак ЭКСПЕР, Элиз КАРЛЕН

Перевод Александра ПАРХОМЕНКО и Владислава КРИВОШЕЕВА

На фото: задержание Джандуби; Джандуби (сидит) с друзьями в Марселе; дом, в котором жил убийца; во время следственного эксперимента; письмо прокурора республики, в котором подтверждается отказ президента помиловать Джандуби.

* Майские события 1968 года – социальный кризис во Франции, вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и всеобщую забастовку. Застрельщиками выступили студенты. Привел, в конечном счете, к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля и, в более широком смысле, к огромным изменениям во французском обществе.

За свою почти двухсотлетнюю историю гильотина лишила голов десятки тысяч людей, начиная от преступников и революционеров и заканчивая аристократами, королями и даже королевами. Это не просто отвратительно эффективная машина для убийства: «Святая Гильотина» служила символом Великой французской революции и бросила позорную тень на XVIII, XIX и XX века.

Несколько удивительных фактов об этом орудии смерти, когда-то называемом в народе «национальной бритвой» Франции.

История гильотины уходит корнями в Средневековье

Название «гильотина» появляется в 1790-х годах во время Великой французской революции, однако к тому моменту подобные орудия казни уже использовались не одно столетие. Устройство для обезглавливания, называемое «планкой», применялось в Германии и Фландрии в Средние века. У англичан был так называемый скользящий топор, известный как «Галифакская виселица», на которой рубили головы ещё в античные времена. Французская гильотина произошла от двух ранее существовавших орудий: «маннайя» из Италии времён Ренессанса и печально известная «Шотландская дева», унёсшая жизни более 120 человек между XVI и XVIIIстолетиями. Есть также факты, подтверждающие возможность использования примитивных гильотин во Франции задолго до начала революции.

В действительности гильотина была изобретена как наиболее гуманный способ казни

Изобретение французской гильотины датируется 1789 годом, когда доктор Жозеф-Игнас Гильотен предложил правительству более гуманный способ казни. Хотя лично он был настроен против смертной казни, Гильотен утверждал, что обезглавливание при помощи молниеносно быстрой машины будет менее мучительным, чем отрубание головы мечом или топором. Позже он наблюдал за развитием первого прототипа - внушительной машины, разработанной французским доктором Антуаном Луи и построенной немецким изобретателем клавесина Тобиасом Шмидтом. Первая жертва была казнена на этой машине в апреле 1792 года, орудие быстро стало известным как «гильотина», скорее к ужасу, чем к чести человека, считавшегося его изобретателем. Гильотен всячески пытался отстранить своё имя от этого орудия во время гильотинной истерии в 1790-х годах, а в начале XIX века его семья безуспешно пыталась подать петицию правительству о переименовании машины смерти.

Казнь на гильотине становилась массовым зрелищем для народа

Во времена террора середины 90-х XVIII века сотни «врагов французской революции» встретили смерть под лезвием гильотины. Сначала некоторые представители общественности жаловались, что машина была слишком быстрой, но в скором времени такие казни превратились в настоящее развлечение. Люди приходили целыми группами на площадь Революции, посмотреть, как машина делает свою ужасную работу. Гильотину прославляли в многочисленных песнях, шутках и стихах. Зрители могли купить сувениры, ознакомиться с программкой, в которой перечислялись имена жертв, и даже перекусить в ресторанчике неподалёку под названием «Кабаре у гильотины». Некоторые ходили на казни ежедневно, особенно известными были «Вязальщицы» - группа женщин-фанатиков, которые садились в первых рядах прямо перед эшафотом и вязали на спицах между казнями. Такая жуткая театральная атмосфера распространялась и на осуждённых. Многие высказывали саркастические замечания или дерзкие последние слова перед смертью, некоторые даже протанцовывали свои последние шаги по ступеням эшафота. Восхищение гильотиной спало к концу XVIII века, но публичные казни во Франции продолжались до 1939 года.

Популярная игрушка для детей

Дети часто ходили на казни и некоторые из них даже играли дома с собственными миниатюрными моделями гильотины. Точная копия гильотины высотой около полуметра была популярной игрушкой во Франции тех времён. Такие игрушки были полностью функциональны, и дети отрубали с их помощью головы куклам или даже небольшим грызунам. Однако, в конечном счёте, в некоторых городах они были запрещены, как оказывающие плохое влияние на детей. Маленьким гильотинам также нашлось место на обеденных столах у высших сословий, они использовались для резки хлеба и овощей.

Палачи гильотины были национальными знаменитостями

С ростом популярности гильотины росла и репутация палачей, за время Великой французской революции они получили огромную славу. Оценивали палачей по умению быстро и точно организовывать большое количество казней. Такая работа часто становилась семейным делом. Многие поколения знаменитой семьи Сэнсон служили государственными палачами с 1792 по 1847 годы, руки членов этой семьи опустили лезвие на шеи тысяч жертв, включая короля Людовика XVI и Марию Антуаннету. В XIX и XX веках роль главных палачей досталась семье Дейблеров, отцу и сыну. Они пребывали на этой должности с 1879 по 1939 год. Люди часто восхваляли имена Сэнсонов и Дейблеров на улицах, а то, как они одевались, выходя на эшафот, диктовало моду в стране. Палачами восхищался и преступный мир. По некоторым сведениям гангстеры и прочие бандиты даже набивали татуировки с мрачными слоганами вроде: «Моя голова достанется Дейблеру».

Учёные проводили жуткие опыты над головами осуждённых

С самого начала применения казни в форме обезглавливания учёных интересовало, остаётся ли сознание у отрубленной головы. Дебаты на эту тему достигли новых высот в 1793 году, когда помощник палача ударил по лицу отрубленную голову жертвы, и зрители утверждали, что лицо покраснело от гнева. Позже врачи просили осужденных попытаться моргнуть или открыть один глаз после исполнения приговора, чтобы доказать, что они всё ещё могут шевелиться. Некоторые кричали имя казнённого или обжигали лицо пламенем свечи или аммиаком, чтобы увидеть реакцию. В 1880 году врач по имени Десси де Линьер даже пытался закачивать кровь в отрубленную голову убийцы детей, чтобы посмотреть, сможет ли голова вернуться к жизни и говорить. Ужасные эксперименты были остановлены в XX веке, однако исследования на крысах и сейчас показывают, что мозговая активность может продолжаться ещё в течение примерно четырёх секунд после обезглавливания.

Гильотину использовали для казней в Нацистской Германии

Гильотина в основном ассоциируется с французской революцией, но она забрала не меньше жизней в Германии во времена Третьего Рейха. Адольф Гитлер сделал гильотину государственным методом казни в 30-х годах XX века и заказал 20 машин для установки в городах Германии. Согласно записям нацистов, с помощью гильотины было казнено около шестнадцати с половиной тысяч людей, многие из них были борцами сопротивления и политическими диссидентами.

Последний раз гильотину использовали в 70-х годах XX века

Гильотина оставалась государственным методом казни во Франции почти до конца XX века. Осуждённый убийца Хамида Джандуби стал последним человеком, встретившим свою смерть под лезвием «национальной бритвы» в 1977 году. Однако, официально 189-летнее господство машины смерти закончилось только в сентябре 1981 года, когда смертная казнь во Франции была отменена.

И напоследок:

Знаете ли вы, что во Франции конца XVIII века молодые аристократы проводили так называемые «балы жертв» - оригинальные танцы, на которых могли присутствовать только те, кто потерял кого-нибудь из членов семьи под лезвием гильотины. Приглашённые надевали на шею красную ленту, символизирующую след от лезвия, и исполняли танец, в ходе которого голова внезапно наклонялась вниз, имитируя обезглавливание. Такие безумные вечеринки стали популярными до такой степени, что некоторые даже придумывали себе обезглавленных родственников, чтобы попасть туда.

Музейный образец, современное фото, конструкция Берже. Справа от гильотины Фернан Мэйсонье, один из последних палачей, осуществлявший казни в Алжире.