«Железная грудь ваша не страшится ни суровости погод, ни злости врагов: она есть надежная стена Отечества, о которую все сокрушится. Добрые солдаты отличаются твердостью и терпением. Старые служивые дадут пример молодым. Идем вперед, с нами Бог; перед нами разбитый неприятель, а за нами да будут тишина и спокойствие».
Из приказа М.И..Кутузова от 29 октября 1812 года.
– «Русский воин идет на службу не из-за денег, он смотрит на войну как на исполнение своего священного долга, к которому он призван судьбою… На этом держится вся доблесть русского солдата».
С.О. Макаров (1849 – 1904г.г.). Адмирал.

Военно-патриотическое воспитание является неотъемлемой частью нравственности, доблести и чести всего нашего Российского многонационального народа на протяжении многовековой истории. Мужчина в первую очередь – это воин, который обязан выполнить свой долг. А его долг лишь только перед Родиной – защитить своё отечество. Ведь правильно сейчас говорят: Солдат – это профессия. Боец – черта характера. А воин – это состояние души. И воина нужно воспитывать, в первую очередь как патриота своей страны. Чтобы быть настоящим воином, первое, с чего нужно начать, так это с духовных и нравственных ценностей. Один из таких путей, лежит через патриотическое воспитание. Понятие воина и патриота очень тесно связано, так как без любви к своей стране, без знания отечественной истории, воин будет лишь обыкновенной машиной для исполнения приказов. Такой воин слаб, ибо он не имеет веры в своё отечество. Военный патриотизм должен воспитываться с детства или, по крайней мере, с юношества. Должен закаляться характер, равновесием души и тела. Я постараюсь привести пример из истории военно-патриотического воспитания в казачестве, еще со времен Российской империи:
Казак рождался воином, и с рождение мальчика было настоящей гордостью и радостью для казака, однако это означало, что буквально с раннего возраста малыш воспитывался не как обычный ребенок, а как воин. Игрушками ему служили, как правило, ружья и ножи, лук и стрелы, отец учил его стрелять с тех самых пор, как только ребенок мог удержать оружие в руках. В три года маленький казак умел оседлать коня и скакать по двору, а в пять уже вовсю разъезжал по степи в разновозрастной мальчишеской компании. Как только у ребенка прорезался первый зуб, его несли в церковь на молебен Ивану-воину. А первыми словами малыша были не традиционные «мама» или «дай», а «нооо» и «пуу» – понукание коня двигаться и выстрел. Слабость духа не приветствовалась у казаков, они откровенно презирали слабаков, не понимая и не принимая детские страхи. Кровь, сила удара и порой смертельные выстрелы – все это маленькие казаки должны были познавать с детства, не имея права на трусость или неумение. Казаки были людьми дела и этому же учили своих детей. «От лишних слов слабеют руки» – таков был девиз казаков, поэтому в тот момент, когда мужчины были дома, а не в боевых походах, они не сидели без дела.Казаки проживали на Дону, Северном Кавказе, Урале, Дальнем Востоке, в Сибири. Язык казаков - русский. В казачьей среде отмечается ряд диалектов: донской, кубанский, уральский, оренбургский и другие.

Это лишь один из многих примеров военного воспитания в истории нашего государства.
Я сам уже, более трёх лет, занимаюсь военно-патриотической деятельностью в своем городе. И на написание данной статьи меня вдохновила моя деятельность в «Новом Рубеже» , любовь к моему делу, которое связано с просвещением молодых парней и девушек к военному воспитанию и любви к своему отечеству. Одна из самых ярких и профессиональных по своей структуре школ или клубов города Иваново является военно-патриотическая школа авиаторов «Высота» . Я сам в ней занимался и благодаря этому военно-патриотическому объединению, смог совершить 4 прыжка с парашютом. Школа была основана в 1966 году фронтовиком, летчиком-истребителем, полковником в отставке Кузиным Александром Яковлевичем. В ней молодые парни и даже девушки осваивают армейское мастерство. Занимаются Физической, огневой, а самое главное парашютно-десантной подготовкой. По окончанию этой школы, курсанты совершают в минимуме по 3 прыжка с парашютом. Многие связывают свою жизнь с армией. В основном ребят берут в Воздушно-десантные войска Российской федерации, так как, физическая подготовка, различные учения и прыжки с парашютом придают огромное значение и плюс к военной службе. Я считаю, что это самая лучшая школа в городе и в нашей области, где могут действительно закалить мужество, смелость, характер и готовность защищать свое отечество.

Я пообщался с одним из преподавателей военно-патриотической школы авиаторов «Высота» с Благовещенским Александром Валерьевичем. Я спросил его, что для него значит патриотизм во благо Родины, военное воспитание и что для него является сама «Высота» и вот, что он ответил:
«Патриотизм – это, прежде всего любовь к Родине. Воспитывается он посредством постоянного осознания того, что мы граждане Российской Федерации. Это ощущение сопричастности с судьбой своей страны и своего народа. Это гордость за прошлые победы и чувство ответственности перед своими потомками. Патриотизм воспитывается не пустыми словами, а конкретными примерами. В кабинете висит портрет Президента, стоит флаг России, курсанты носят форму российских военнослужащих, укладывают отечественные парашюты и разбирают-собирают наше оружие. Изучают строение российских самолетов и вертолетов. Узнают историю дней воинской славы России.
«Высота» – это школа дающая возможность подросткам прикоснуться к военной службе. Почувствовать себя защитником Отечества. Это школа, которая дает первоначальные знания начальной военной подготовки. Это возможность повысить свои знания подрастающему поколению. Подготовиться к службе в армии и к самостоятельной жизни. Изучая такие дисциплины как строевая, огневая, физическая, парашютно-десантная подготовки, радиационно-химическая и биологическая защита можно уверено брать на себя ответственность за будущее страны».
На сегодняшний день проблема военно-патриотического воспитания связана с тем, что нет конкретной системы, закрепленной законом государства. Из истории СССР, известно, что военно-патриотическим воспитанием занималась организация ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), где в 1967 году был закреплен юридически закон «О всеобщей воинской обязанности» для подготовки допризывной молодежи. Ведь раньше каждый призывник, к примеру, до службы в ВДВ, имел за своими плечами уже три прыжка с парашютом. Эту практику обязательно нужно возвращать. И к счастью, ныне сейчас, проводится эксперимент Министерства Обороны РФ по подготовке допризывной молодёжи и последующей службе в армии. В Ивановской областицелый месяц готовят к армейской службе в Воздушно-десантных войсках молодых ребят. На одном из мероприятий для участников военно-патриотических клубов, я лично наблюдал за этим процессом в 217-ом гвардейском парашютно-десантном ордена Кутузова полку. К слову, я увидел там своего товарища Моисеева Илью, который является выпускником ВПША «Высота» и учувствовал в эксперименте. 19 декабря он уже принял свою торжественную присягу.
Я думаю, концепция военно-патриотического воспитания ДОСААФ в период 70-х и 80-х годов в скором времени вернется. Ведь России нужны сильные бойцы в столь нелегкое время. И мы все, обязаны брать пример с тех ребят, которые в данный момент готовятся к военной службе с честью, выполняя свой долг. И обязаны брать пример обычные граждане, которые не связывают свою жизнь с военной службой, ибо идеология военного патриотизма подразумевает служение обществу во благо собственного народа, защищая свои границы. Так и в патриотизме, защищая свое отечество от тех, кто наживается на народе и присваивает себе достояние России. Это действительно важно и мы должны стремится к этому. Мы обязаны пройти этот путь с честью и достоинством, ведь от этого зависит судьба наших детей и внуков, будущего нашей России. Общественные организации и военные клубы должны способствовать в развитии этого направления и не для красивых слов, а по воле сердца. И я считаю, что «Новый Рубеж» сделает всё возможное для развития патриотизма среди молодежи совместными усилиями с общественными организациями и военными клубами.
Под конец этой статьи, я хочу закончить лирическим моментом и вспомнить одно письмо француза, который писал об обороне Севастополя своему некому другу Морису в Париж:
«Наш майор говорит, что по всем правилам военной науки им (русским. - Ю. Д.) давно пора капитулировать. На каждую их пушку - у нас пять пушек, на каждого солдата - десять. А ты бы видел их ружья! Наверное, у наших дедов, штурмовавших Бастилию, и то было лучшее оружие. У них нет снарядов. Каждое утро их женщины и дети выходят на открытое поле между укреплениями и собирают в мешки ядра. Мы начинаем стрелять. Да! Мы стреляем в женщин и детей. Не удивляйся. Но ведь ядра, которые они собирают, предназначаются для нас! А они не уходят. Женщины плюют в нашу сторону, а мальчишки показывают языки. Им нечего есть. Мы видим, как они маленькие кусочки хлеба делят на пятерых. И откуда только они берут силы сражаться? На каждую нашу атаку они отвечают контратакой и вынуждают нас отступать за укрепления. Не смейся, Морис, над нашими солдатами. Мы не из трусливых, но когда у русского в руке штык -дереву и тому я советовал бы уйти с дороги. Я, милый Морис, иногда перестаю верить майору. Мне начинает казаться, что война никогда не кончится. Вчера перед вечером мы четвертый раз за день ходили в атаку и четвертый раз отступали. Русские матросы (я ведь писал тебе, что они сошли с кораблей и теперь защищают бастионы) погнались за нами. Впереди бежал коренастый малый с черными усиками и серьгой в одном ухе. Он сшиб двух наших - одного штыком, другого прикладом - и уже нацелился на третьего, когда хорошенькая порция шрапнели угодила ему прямо в лицо. Рука у матроса так и отлетела, кровь брызнула фонтаном. Сгоряча он пробежал еще несколько шагов и свалился на землю у самого нашего вала. Мы перетащили его к себе, перевязали кое-как раны и положили в землянке. Он еще дышал: «Если до утра не умрет, отправим его в лазарет, - сказал капрал. - А сейчас поздно. Чего с ним возиться?» Ночью я внезапно проснулся, будто кто-то толкнул меня в бок. В землянке было совсем темно, хоть глаз выколи. Я долго лежал, не ворочаясь, и никак не мог уснуть. Вдруг в углу послышался шорох. Я зажег спичку. И что бы ты думал? Раненый русский матрос подполз к бочонку с порохом. В единственной своей руке он держал трут и огниво. Белый как полотно, со стиснутыми зубами, он напрягал остаток своих сил, пытаясь одной рукой высечь искру. Еще немного, и все мы, вместе с ним, со всей землянкой взлетели бы на воздух. Я спрыгнул на пол, вырвал у него из руки огниво и закричал не своим голосом. Почему я закричал? Опасность уж миновала. Поверь, Морис, впервые за время войны мне стало страшно. Если раненый, истекающий кровью матрос, которому оторвало руку, не сдается, а пытается взорвать на воздух себя и противника - тогда надо прекращать войну. С такими людьми воевать безнадежно» .
Олег Пашкин,

активист МПМОД “Новый Рубеж”

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия носит название "Есть такая профессия - Родину защищать!". Основная цель проведения внеклассного мероприятия по данной теме является не только расширение кругозора обучающихся о Вооруженных силах РФ, роли армии, но и на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей, умение работать в коллективе и сообща.

Цели мероприятия:

Задачи мероприятия:

  • сформировать у учащихся умение действовать как одно целое;
  • развивать внимание, память;
  • развивать воображение;
  • развивать мышление;
  • развивать творческий потенциал у учащихся.

Форма проведения:

  • беседа;
  • ролевая игра.

План воспитательного дела:

  1. Приветствие;
  2. Организационный момент;
  3. Беседа с учениками об истории возникновения праздника и его традициях с параллельным просмотром презентации;
  4. Ролевая игра «Десант»:
    1. «Сбор по тревоге»;
    2. «Собери слово»;
    3. «Маскировка»;
    4. «Приглашение на танец»;
    5. «Воинская мудрость».
  5. Рефлексия, обсуждение проведённого мероприятия.

Изготовить вместе с девочками «повестку» для мальчиков. Текст повестки: «Уважаемые мальчики (класс), вам необходимо явиться на сбор десантников, посвященный Дню защитника Отечества. Дата и время сбора, место сбора (кабинет №), форма одежды»; за неделю до классного часа необходимо распределить конкурсы-задания между девочками, так чтобы разные пары девочек вели по два конкурса. Девочки, ведущие конкурс, готовят соответствующий реквизит и оформление. подготовить 2-3 музыкальных фрагмента для сопровождения конкурсов.

Сценарий внеклассного мероприятия

Этап мероприятия

Действия учителя

Действия учеников

Опора

Примечания

1. Приветствие. Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас! Присаживайтесь! Ребята, а кто знает, какой сегодня праздник? Молодцы! Верно! Сегодня День Защитника Отечества! И именно этому празднику будет посвящено наше с вами мероприятие! Начнём!

На доске учитель предварительно записывает дату мероприятия и слова: «Есть такая профессия – Родину защищать!»

2, 3. Вступительное слово (беседа)

Мальчики выбегают к доске, начинают строиться. Девочки громко считают вслух до пяти.

4.2. Конкурс «Собери слово»

А теперь получите пакет от командующего операцией. В пакете 14 квадратиков с буквами. Сложив из этих букв слово, вы узнаете, от кого этот пакет.

Раздаточный материал

Выполнение различных видов заданий и упражнений, разработанных в рамках темы мероприятия, помогает ученикам ближе познакомиться с бытом и укладом военных нашей страны!

4.3. Конкурс «Маскировка»

Мы предлагаем вам пригласить на танец трех девочек и танцевать с ними, пока звучит музыка. Напоминаем правила: они должны подойти к девочке, пригласить ее, обязательно подать ей руку, вывести из зала на середину и встать напротив нее. Итак, музыка!

Выполнение различных видов заданий и упражнений, разработанных в рамках темы мероприятия, помогает ученикам ближе познакомиться с бытом и укладом военных нашей страны!

4.5. Конкурс «Воинская мудрость»

См. , презентация: слайд 6-7. Молодцы, ребята!

Вам нужно собрать эти пословицы, и вы соберете крупицы воинской мудрости.

Выполнение различных видов заданий и упражнений, разработанных в рамках темы мероприятия, помогает ученикам ближе познакомиться с бытом и укладом военных нашей страны!

5. Рефлексия, подведение итогов проведённого внеклассного мероприятия

Презентация: слайд 8-9. Итак, наше мероприятие подошло к концу! Еще раз хочу поздравить наших мальчиков с этим замечательным праздникам и пожелать им стать настоящими защитниками нашей Родины! Всем спасибо! Вы были очень активны сегодня! До свидания!

Ура! Мы – настоящие десантники! До свидания!

Обмен впечатлениями является неотъемлемой частью воспитательной работы, так как даёт стимул и мотивацию к трепетному отношению своей Родины, её обычаям и традициям, а также даёт возможность каждому ученику проанализировать, что у него получилось, а что необходимо улучшить в своей работе, системе ценностей!

Вступительная речь учителя: Дорогие ребята! Мы с вами живем в мирное время. Мы можем спокойно учиться, трудиться, мечтать. Но и сегодня на нашей земле еще не зажили раны прошедшей войны. Она унесла миллионы человеческих жизней, разрушила города и села. Не допустить войны, сохранить мир на земле – вот главная задача в жизни каждого человека. Но если враг напал на нашу землю, долг каждого человека – защищать Родину. Сегодня в стране праздник – День защитника Отечества. Это праздник Вооруженных сил России. Его отмечают во всех войсках: и в сухопутных, и в морских, и в воздушных. В этот день в России поздравляют не только военных, но и всех мужчин, потому что служба в Вооруженных силах – это священный долг каждого мужчины.

Дорогие мальчики, от всей души поздравляю вас с Днем защитника Отечества! Желаю вам быть здоровыми, сильными, целеустремленными, стать достойными защитниками Отечества. Я считаю, что все мальчишки должны формировать свой характер с детства, воспитывать в себе смелость, благородство, твердость духа, решительность, честность, ну, и, конечно же, уважение к женщине. Сегодня девочки подготовили для вас интересные конкурсы, в которых вы можете проявить и силу, и смекалку, и выдержку. Начинаем наш праздник!

Звучит музыка. К доске выходят девочки.

Ведущая 1. Дорогие наши мальчики!

Ведущая 2 . Будущие защитники Отечества!

Ведущая 1. От имени всех девочек нашего класса поздравляем вас с праздником!

Ведущая 2. Желаем здоровья, успехов в учебе!

Ведущая 1. Защитники Отечества должны уметь все делать, должны быть организованными, дружными.

Ведущая 2. Все ли наши будущие воины готовы к испытаниям, которые могут им встретиться?

Ведущая 1. Это мы сегодня проверим в ходе нашей десантной операции.

Ведущая 2. Для участия в нашем сегодняшнем «Десанте» вам вручаются повестки.

Включается музыка. Все девочки встают со своих мест и раздают мальчикам повестки.

Повестка

Уважаемые мальчики Х класса,

вам необходимо явиться на сбор десантников, посвящённый Дню Защитники Отечества!

Дата и время сбора: 23.02.201_ г.; 11:00.

Место сбора: кабинет № Х.

Форма одежды: походная.

Ведущая 1. Все повестки вручены, начинаются испытания.

Конкурс 1. «Сбор по тревоге»

Ведущая 2. Задание первое – «Сбор по тревоге».

Ведущая 1. Посмотрим, могут ли наши мальчики за 5 секунд построиться по росту возле доски.

Ведущая 2. Внимание – тревога – объявляется сбор десантников!

Мальчики выбегают к доске, начинают строиться. Девочки громко считают вслух до пяти.

Ведущая 1. Молодцы, все успели за 5 секунд собраться и построиться для выполнения спецзаданий!

Ведущая 2. Мобилизация прошла успешно. Команда десантников для выполнения задания построена!

Ведущая 1. А теперь вам предстоит выбрать командира.

Ребята выбирают командира, называют его имя ведущим.

Ведущая 2. Приветствуем команду «Десантник» во главе с командиром (фамилия, имя).

Конкурс 2. «Собери слово»

Ведущая 1. А теперь получите пакет от командующего операцией. В пакете 14 квадратиков с буквами.

Ведущая 2. Сложив из этих букв слово, вы узнаете, от кого этот пакет.

Ведущая 1. А заодно покажете, насколько вы дружные и сплоченные.

Ведущая 2. На выполнение задания вам дается 5 минут.

Мальчики складывают на классной доске (ставят карточки с буквами на подставку для мела) слово «ГЕНЕРАЛИССИМУС».

Ведущая 1. Прекрасно! Команда показала себя и дружной, и сплоченной.

Ведущая 2. А теперь новое задание от генералиссимуса.

Конкурс 3. «Маскировка»

Ведущая 1. А теперь испытание «Маскировка». Просим командира назначить трех бойцов для выполнения особо ответственного задания.

Командир называет имена 3 ребят.

Ведущая 2. Внимание, слушайте задание. Вам нужно незаметно пройти через деревню, где остались только девушки и женщины. Но на каждом углу стоят охранники. Чтобы пройти мимо них, нужно замаскироваться. В одной из хат нам удалось раздобыть камуфляж (показывает юбки, платки, кофты, платья).

Ведущая 1. Трем десантникам нужно выйти в сад (за дверь) и замаскироваться под старушек или девчонок. Для этого нужно надеть на себя вот этот камуфляж, зайти в класс, пройтись и, глядя в зеркало, сказать: «Ах, какая я красивая!», чтобы все поверили.

Три мальчика, взяв женскую одежду, выходят за дверь.

Конкурс 4. «Приглашение на танец»

Ведущая 2. Ну, а теперь нам нужны настоящие смельчаки!

Ведущая 1. Добровольцы, сделайте шаг вперед!

Если никто не выйдет, то попросить командира назначить трех участников. Три мальчика выходят к доске.

Ведущая 2. Внимание! Особо важное задание!

Ведущая 1. Поскольку у нас сейчас привал, а лучший отдых на привале – это танец...

Ведущая 2. Мы предлагаем вам пригласить на танец трех девочек и танцевать с ними, пока звучит музыка.

Ведущая 1. Напоминаем правила: они должны подойти к девочке, пригласить ее, обязательно подать ей руку, вывести из зала на середину и встать напротив нее.

Ведущая 2. Итак, музыка!

Начинает звучать музыка, мальчики приглашают девочек, танцуют.

Ведущая 1. Задание выполнено. Мы видим, что наши десантники – не только смелые, но и воспитанные ребята.

Конкурс 5. «Воинская мудрость»

Ведущая 1. А теперь последний конкурс – «Воинская мудрость».

Ведущая 2. На доске записаны первые слова 4 пословиц об армии, военной службе.

Ведущая 1. А на нижней строчке – остальные слова из этих пословиц. Только слова эти перепутались.

Ведущая 2. Вам нужно собрать эти пословицы, и вы соберете крупицы воинской мудрости. На выполнение задания дается 3 минуты.

Звучит музыка. Мальчики собирают пословицы:

  1. Умелый боец – везде молодец.
  2. Офицер – в доблести пример.
  3. Военному делу учиться – всегда пригодится.
  4. Маскировка – это хитрость и сноровка.

Ведущая 1. Ну что ж, десантники не подкачали.

Ведущая 2. Крупицы военной мудрости собрали!

Ведущая 1. Во всех испытаниях показали сноровку.

Ведущая 2. И хорошую военную подготовку!

Ведущая 1. А теперь наступает ответственная минута.

Ведущая 2. Вручение подарков участникам десантного маршрута!

Девочки (все вместе). С праздником вас, дорогие ребята!

Включается музыка, девочки вручают подарки ребятам.

Есть такая профессия - Родину защищать! Русские офицеры - это гордость и слава нашей армии и, конечно же, России. Во все времена эти люди были на вечной страже интересов собственной страны и всегда, несмотря на постоянные лишения и неудобства, своей грудью защищали ее жителей. Именно поэтому, офицер - это даже не профессия, а призвание. И в российской армии они служат, а не работают. Жизнь офицеров и их семей нельзя назвать безоблачной и легкой. Но, несмотря ни на что, они показывают пример преданности и чести.

Офицеры России. История становления

В русской армии они появились благодаря военной реформе XVII в. Это, в основном, были исключительно наемные иностранцы. Но со временем Петр I стал формировать весь высший кадровый корпус из русских дворян. Служившие Родине обладали высшим и престижнейшим статусом в обществе. И недаром именно в те времена Россия значительно расширила собственные границы.

Со временем и сменой многочисленных царей, герои, защищавшие нашу Родину все больше нищали. Они практически полностью находились на самообеспечении и вынуждены были влезать в огромные долги и убытки. Но тем не менее, дух их был силен, и они исправно служили Отечеству, проходя множество войн и конфликтов ради него.

Офицерская честь была и есть превыше всего: власти, денег, любви и жизни. Именно в ее честь слагались легенды, пелись песни и снимается множество фильмов. И даже сегодня это не просто пустой звук - это стиль жизни.

Кодекс офицерской чести

О специальном негласном своде правил и обязанностей, которым должны были руководствоваться все военные, имеющие звания, велось много разговоров. Все рассказы о защитниках Родины пропитаны этими законами. Но в основном, это общие понятия и домыслы. Кодекс чести был полностью сформирован еще в период русско-японской войны. Вот несколько таких правил, которые чтятся служившими и сегодня:

  • Не обещай, если не уверен в возможности выполнения этого обещания.
  • Держаться нужно просто и с достоинством.
  • Не будь слишком откровенным. Язык - это настоящий враг.
  • Нельзя кутить. Это только скомпрометирует настоящего офицера.
  • Избегать денежных отношений с ближайшими товарищами.
  • Авторитет нарабатывается службой и знанием дела.
  • Подчиненные должны уважать, а не бояться.
  • Нельзя вернуть упущенный момент. Поэтому лучшее решение - действие.
  • Лучше правильно мыслить, чем многое знать.

Это основные элементы кодекса офицерской чести, благодаря которым и сегодня военных ценят и почитают. Выполняя эти требования, каждый из них становится выше обстоятельств и времени.

Мифы и реальность о русских офицерах

В период Великой Октябрьской социалистической революции было множество слухов и домыслов о дворянах, царских военных и прочих столпах империализма. Большинство подобных «фактов» были простой антипропагандой. Но также возникло и множество явных преувеличений, созданных сторонниками Николая II. Среди них самыми яркими являются:

  • Все офицеры России (империи) - это дворяне и помещики, купающиеся в роскоши и богатстве. - Как правило, они действительно были из знатных родов. Но большинство их было обнищавшими.
  • Офицеры имели собственные земли и приличное жалование. - По рассказам многих современников, и старший, и младший составы непобедимой царской армии влачили особенно жалкое существование.
  • Любой кадровый военный мог разболтать в каком-либо кафе, за очередной рюмкой водки. - Отличительной чертой офицеров того времени были самопожертвование, честь и боевой дух. Поэтому предательство или безалаберность не могли допустить даже в мыслях.

На период революции в руководстве Царской Армии было множество отличных офицеров, которые лично прошли несколько войн. Это действительно была «элита» российских войск. И к ним особенно применима фраза: «Есть такая профессия - Родину защищать».

Система воинских рангов и званий

Именно они определяют положение военнослужащих относительно друг друга. К тому же звание обозначает и круг обязанностей, а также права человека. Впервые законодательно система чинов была закреплена еще в 1647 г. Петр I в "Табели о рангах" закрепил в едином документе все

После кровавой и всеразрушающей Октябрьской революции все эти чины были попросту упразднены. Различали военных исключительно по занимаемым должностям (командир, начальник и т. д.). Постепенно эти должности дорабатывались.

Период войны также внес собственные коррективы в военный устав. Были введены специальные гвардейские звания и отличительные знаки. А защитники Родины, революционные краснофлотцы и красноармейцы и вовсе были упразднены.

В 1994 г. Общая система воинских чинов России была значительна обновлена. Теперь может быть исключительно руководитель состава Вооруженных Сил. Кроме того, звания различаются по видам: военно-морские и сухопутные.

Основные принципы и догмы военного и патриотического воспитания военных

Офицеры - это люди, отдающие приказы и командующие порой многими тысячами людей. Они не могут руководствоваться простыми эмоциями, быть необразованными и недалекими. Саморазвитие и совершенствование российских офицеров - это одна из главнейших задач обучения любой военной академии. Еще Драгомиров, действующий генерал и писатель, выдвигал такие идеи воспитания:

  • Защитники родины должны быть дисциплинированными и безоговорочно подчиняться приказам.
  • Воспитание должно быть выше образования.
  • Переходить от частного к общему. Учить нужно чему-то постепенно, соединяя потом все части воедино.
  • Обучение должно проводиться более наглядно, на конкретных и понятных примерах.

При этом офицеры России, выпускающиеся из любого военного учреждения, должны обладать следующими качествами:

  • Преданность Родине.
  • Решительность, храбрость и способность стойко и безропотно переносить все удары нелегкой судьбы.
  • Взаимовыручка.

Нередко эти принципы поведения и характера настоящего офицера не принимались, а иногда даже отвергались военным руководством. Но спустя много лет, они остаются актуальными.

Лучшие военные учреждения, готовившие офицеров

Сегодня каждый знает, что есть такая профессия - Родину защищать. Но где же обучают этому непростому ремеслу? И что из себя представляла и представляет система подготовки военного состава в России?

Во времена царствования Романовых будущих офицеров готовили в таких учебных заведениях:

  • Военные академии. Это высшие учреждения в царской России - своеобразные университеты. Тогда их было целых шесть. Здесь готовился высший командный состав, и попасть сюда было практически невозможно.
  • Средние военные учреждения. Это, в основном, училища и императорские школы. Сюда набирались молодые люди, еще не окончившие школу. Обучение продолжалось 3 года.
  • Кадетские и пажеские корпуса. Это была своеобразная военная школа, которая подготавливала студентов к поступлению в военные училища. Но поступали лишь 10% выпускников.

Если говорить о современной России, то самыми знаменитыми сейчас являются те военные учебные заведения, которые сохранились даже после революции и Великой Отечественной. Свои исторические традиции они передают будущим офицерам Российской Армии. К ним относятся: военные академии сухопутных и ракетных войск, военно-космические академии и военные институты, суворовские и нахимовские училища, кадетские корпуса и т. д.

Кто такие юнкера?

Таким званием награждались русские офицеры до 1917 г. Оно имеет германские корни. Обозначало оно молодого барина или господина. На Руси изначально оно присваивалось кандидатам на первое обер-офицерское звание. Затем так стали называть всех студентов российских военных учебных заведений. В зависимости от рода пехотных войск существовали также фанен-юнкера, штык-юнкера и эстандарт-юнкера.

Их с юности обучали военному искусству, начиная с 1851 г. юнкерами на флоте стали называть вновь прибывших добровольцев с высшим образованием, а позднее - учащихся учебных заведений морского флота. Как правило, такие офицеры имели более высокий статус, чем те же пехотинцы, и относились к категории унтер-офицеров.

тратегии и тактике. Эти мальчишки не по наслышке знали, что значит защищать Родину. Честь и достоинство преподавались им с первых курсов военных училищ. А любовь к России они проносили через всю жизнь и множество войн и конфликтов.

Этим званием награждались многие дипломаты и чиновники. Одним из известнейших камер-юнкеров был тот же Александр Пушкин. Он получил это звание в 1833 г. от самого государя.

Офицеры - герои Российской империи

Эти имена, наверное, знает каждый современный школьник. Они прошли сквозь историю и останутся в ней навеки как полководцы, стратеги и герои, защищавшие нашу Родину. Имена их воспевали и современники, и потомки:

  • Суворов. Легендарный полководец Александр Васильевич, известен не только феноменальными стратегическими и тактическими способностями. Это пример жесточайшей самодисциплины и самосовершенствования.
  • Кутузов. Его ценили не только за способности военного, но и за веселый характер. С детства Михаил Илларионович был прилежен к учебе и любил языки и историю. Он всегда заботился о населении и русских солдатах.
  • Федор Федорович известен основанием Черноморского военно-морского флота, разработкой новой морской тактики и победителем практически 40 сражений.

История знает массу русских офицеров, заслуживших свое звание потом и кровью. Они навеки станут примером для будущих мальчишек-военных.

Герои ВОВ и России

Великая Отечественная еще свежа в памяти потомков. Все зверства, совершавшиеся на русской земле, соотносимы только с мужеством и бесстрашием русских солдат и офицеров. Именно они, а не люди в Кремле, защитили Родину ценой многих миллионов собственных жизней.

Многие из этих героев заслужили звания и узнали, что такое офицерская честь уже будучи в самой мясорубке войны. Но тем не менее, они оказались достойны присвоенных регалий. Это и майор Иван Воробьев, выходец из крестьян, а впоследствии легендарный летчик, и Бондаренко Михаил Захарович - командир военной авиаэскадрильи, генерал-лейтенант Владимир Алексеенко и многие другие. Нельзя также забывать и о великих боевых маршалах, таких как Семен Буденный, Константин Рокоссовский, и многие другие. Все они стали залогом Великой Победы.

После распада СССР прошло не так много времени, но и за это недолгое время было масса военных конфликтов и операций. Они доказали, что в стране еще остались люди, для которых еще есть такая работа, Родину защищать. Именно они удостоились великого звания Героев России. Среди них: Суламбек Осканов, Валерий Оловаренко, Сергей Арефьев и т. д.

Лучшие произведения о русских офицерах

Российские военные - защитники и гордость страны. Недаром о них сложено множество песен, стихов, баллад, снято огромное количество фильмов и мультфильмов.

Если говорить о музыке и стихах, то известнейшими из них являются композиция «Господа офицеры», «Атаман», «Офицеры России», стихи «Один офицер», «Офицерам», «Есть такая профессия, Родину защищать» и т. д. Им посвящали свои труды Ахматова, Гумилев, Цветаева и многие другие.

Но больше всего запомнились именно фильмы: легендарные «Офицеры» с Юматовым, «Адмирал» с Хабенским, «Когда казаки плачут» Шолохова, «Белое солнце пустыни» и множество других советских и современных фильмов и сериалов.

Эти произведения помогают не забывать о подвигах русских офицеров и воспитывают чувство патриотизма и гордости за страну.

Гвардии майор Роман Филиппов похоронен в Воронеже. Ему присвоено звание героя России. Посмертно. Еще одно имя в пантеоне русских героев.

Самые опасные удары по народному духу, по народной памяти - те, которые пытаются взломать и стереть исторический код нации. Сколько их было за последние годы! Особенно целят в память о Великой Отечественной войне. Александр Матросов, когда лег на амбразуру, будто бы был пьян. А 28 панфиловцев вообще придуманы. А Зоя Космодемьянская сожгла что-то не то. Но выходят девятого мая десятки миллионов людей. Выходят на акцию «Бессмертный полк». И все эти попытки нас ослабить, разъединить выглядят просто жалко.

Гвардии майор Филипов, чей самолет был сбит в Сирии, бесстрашно принял последний бой, так же как герои Великой Отечественной войны. Роман Филипов сражался далеко от нашей страны, но он защищал Россию, защищал нас с вами. Он теперь в строю «Бессмертного полка». Через три месяца, девятого мая, мы его там увидим.

Тот, кто включил камеру на своем телефоне, наверняка, рассчитывал получить другие кадры. Ведь шансов на спасение у русского пилота не было. Один, за небольшим каменистым выступом, сколько он мог продержаться? Пару минут? Боевики наседали со всех сторон. У летчика было два выхода: либо сдаться, либо остаться непобежденным. Майор Роман Филипов выбрал второе. Майор подорвал себя гранатой после короткого, но ожесточенного боя.

Боевики выложили в Сеть фотографии его оружия. АПС - автоматический пистолет Стечкина. Стреляет не только одиночными, но и очередями. Один магазин пустой полностью. Два других - наполовину. Скорее всего, в какой-то момент оружие заклинило, и майор потерял несколько секунд, чтобы выбить перекосившийся патрон и сменить обойму. Он успел сделать 34 выстрела, и не исключено, что многие попали в цель.

Штурмовики Су-25 всегда работают в паре: ведущий и ведомый. Так было и на этот раз. Летчик, который шел за Романом Филиповым, видел, как в самолет командира попала ракета, выпущенная боевиками с земли.

- «Да, вижу», - ответил ведущий. А потом так спокойно, словно это было сказано о чем-то обыденном и второстепенном: «В меня попали». И следом: «Хорошо попали. Пожар правого. Тяну на юг». И левый становится. И секунд через двадцать крайнее: «Вызывай поисково-спасательный отряд». И дальше были слова «Уходи в облака». Конечно, я не ушел. Бросить командира - последнее дело.

Когда Роман Филипов спускался на парашюте, напарник, сколько мог, прикрывал командира огнем. Хотя понимал, что находится в зоне действия ПЗРК. Уничтожил два автомобиля с террористами. Сражался, пока не израсходовал боеприпасы и горючее. Топлива тогда едва хватило, чтобы дотянуть до базы. Уже на земле он узнал: это командир ушел в облака, навсегда.

По району, откуда боевики запустили ракету, был нанесен удар высокоточным оружием. Ликвидированы десятки террористов. Позже в результате совместной операции нашей военной разведки и турецких спецслужб тело героя было возвращено на родину.

Он еще в школе говорил, что хочет летать, по примеру отца - боевого летчика. Специально попросился в математический класс - подтянуть точные науки перед поступлением в летное училище.

«Очень часто у него домашнюю работу списывали. Никогда не было, чтобы он пришел и у него не сделано», - вспоминает Роман Дудин, одноклассник Романа Филипова.

В школе его уважали. С фотографий на нас смотрит светловолосый мальчик с твердым, упорным взглядом.

«Когда он обучался в военном училище, на новогодних каникулах он пришел в школу в форме, по всей школе прошел, всех учителей навестил, со всеми побеседовал. Очень светлые воспоминания об этом человеке», - говорит учитель школы №85 Воронежа, классный руководитель Романа Филипова Людмила Лазарева.

«Он не хотел быть героем, он просто так жил. Он убежден был, что так правильно делать. Наверное, так и становятся героями. Он поступил в своем духе, он по-другому не мог», - сказал Роман Дудин, одноклассник Романа Филипова.

У входа в Краснодарское летное училище - море цветов. Роман Филипов отучился здесь три курса. На крыло молодой летчик вставал уже в Борисоглебске.

Ответственный, целеустремленный. Роман Филипов и здесь оставил о себе добрую память. Пока бойкие однокурсники бегали пересдавать четверки, чтобы получить красный диплом, Роман все свободное время проводил у самолетов. Скромный и худенький парнишка с невероятным мужеством и силой духа.

«Не каждый способен на это. Роман смог поступить как настоящий мужчина, как настоящий офицер наших Вооруженных сил, как летчик. Я скажу, что наши выпускники, наши преподаватели будут только гордиться им и будут его вспоминать. Никогда мы его не забудем», - сказал начальник кафедры Краснодарского высшего военного училища летчиков им. А. К. Серова Николай Козин.

Однокурсники Романа говорят, что тогда из 35 выпускников в боевую авиацию пошли лишь 8 - настоящие энтузиасты, влюбленные в небо. Роман получил назначение на Дальний Восток.

«После выпуска очень был рад, что попал на боевой самолет, именно в полк, который летает», - говорит Александр Зубарев, однокурсник Романа Филипова.

На авиабазе «Черниговка», недалеко от Владивостока, Роман Филипов быстро станет одним из лучших. На первых армейских соревнованиях летчиков-асов «Авиадартс» его экипаж займет второе место.

1300 часов налета, 80 боевых вылетов. Это была его вторая командировка в Сирию. Первая пришлась на освобождение Пальмиры. Уже были готовы документы для поступления в академию. Дома его ждали жена и дочь. До конца боевой вахты оставались считанные дни. Он воевал в воздухе, но свой последний бой принял на земле.

Подвиг Романа Филипова привлек внимание и зарубежной прессы. Статью английской Daily Mail прокомментировали почти две с половиной тысячи читателей:

- Я ненавижу, когда наши медиа говорят о повстанцах. Они - террористы. И этот русский парень - герой! Пусть он покоится с миром.

- Настоящий храбрец. Военный летчик, который исполнил свой долг до конца.

- Молодец летчик! Герой, настоящий, смелый мужчина, любящий свою страну. С него могли бы брать пример наши диванные нытики, из-за которых стыдно быть британцем.

- Великая потеря. Он - настоящий герой для всех, кто сражается против ИГИЛ. США должны отправить его семье что-нибудь, чтобы выразить нашу благодарность за его доблесть, например, медаль Почета!

Бывший американский военный Стив Сол прислал письмо в телекомпанию RT. Он пишет, что потрясен подвигом российского офицера и хочет помочь его семье. Ветеран войны во Вьетнаме чуть не плача признается: не знаю, хватило бы мне смелости на такой поступок.

«Принять подобное решение очень сложно, и я отдаю должное его доблести. Он поступил так, как посчитал необходимым. Он знал, что его ждет в плену. Ему пришлось пожертвовать собой. Погиб замечательный человек. Жаль, что я не знал его лично», - сказал ветеран боевых действий Стив Сол.

Подвигом майора Романа Филипова восхищаются и в Сирии.

«Это высшая воинская доблесть. Мы восхищаемся и преклоняемся перед подвигом майора Филипова. И скорбим вместе со всей Россией», - сказал житель г. Латакия Амир Тензакли.

«Мы очень сожалеем. Поверьте, мы переживаем не меньше, чем россияне. Он защищал нас, наших детей. Мы этого никогда не забудем, будут благословенны его родители, воспитавшие такого героя», - говорит жительница г. Латакия Ляли Файяд.

На церемонию прощания с летчиком на его родине, в Воронеже, пришли 30 тысяч человек. Но фактически героя провожала вся страна. Траурные митинги прошли во Владивостоке, Твери, Севастополе, Краснодаре. И те, кто пришел почтить память героя, невольно примеряли на себя - а я бы так смог?

«Я очень горда его жизнью, его поступком, что такие люди есть среди нас. Это, считайте, поколение моих детей. Они достойно выросли, мы сумели пережить 90-е, мы многое преодолели и вырастили таких детей, за которых не стыдно. Светлая дань уважения его родителям», - сказала жительница Краснодара Анна Горланова.

Памятник «Они сражались за Родину» у здания Минобороны в эти дни превратился в народный мемориал в честь погибшего летчика.

«Мне офицеры, мои братья, шлют стихи, которые посвящены Роману», - сказал актер театр и кино Сергей Маховиков и зачитал:

Горит на склоне сбитый 25-й,

Осколок Родины среди сирийских скал.

Три магазина, АПС, граната -

И это весь мой грозный арсенал.

Очередями лупят, не прицельно,

Патронов, видимо, им некуда девать,

Но невдомек врагам, что офицера

Живого в плен они не смогут взять.

Я огрызаюсь выстрелом и матом,

Такая тактика, минутный перекур.

Уже готова на подрыв граната -

Успеть бы только выдернуть чеку.

Обидно, да... греха таить не буду,

Хотелось многое еще бы совершить,

Но здесь сейчас, за каменистой грудой,

Я знаю точно, братья, будем жить!

Мелькает ближе свора бородатых,

Нюх потерявшие, споткнутся невзначай.

Вот и настал черед моей гранаты...

Обратно в небо... Родина, прощай!

Есть такая профессия - родину защищать
Из кинофильма «Офицеры» (1971, режиссер Владимир Роговой), снятого по сценарию Бориса Васильева, автора известной повести «А зори здесь тихие..-.», и Кирилла Раппопорта. Слова комэска (командира эскадрона), бывшего царского офицера, ставшего командиром Красной армии и начальником погранзаставы (актер Владимир Дружников), сказанные им в разговоре с одним из героев фильма, комвзвода Алексеем Трофимовым (актер Георгий Юматов):
«- ...Другие богатством гордились или знатностью. А мы - своей профессией.
А что это за профессия такая?
Родину защищать. Есть такая профессия, взводный».
Иносказательно: о профессии офицера, солдата, воина.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Есть такая профессия - родину защищать" в других словарях:

    Алханов, Алу - Заместитель министра юстиции РФ Заместитель министра юстиции РФ. Ранее президент Чеченской республики (с 2004 года по 2007 год), министр внутренних дел Чеченской Республики (2003 2004 годы), бывший глава Общественного Совета по контролю над… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Главный корпус. Годы существо … Википедия

    Леонид Иванович Волков Позиция … Википедия

    Евгений Владимирович Остроухов Дата рождения 12 мая 1976(1976 05 12) Место рождения Усть Джегута, Карачаево Черкесская АО, Ставропольский край, РСФСР, СССР … Википедия

    Город Заречный Флаг Герб … Википедия

    Лебединский Олег Викторович Полное имя Олег Викторович Лебединский Дата рождения 24 декабря 1944(1944 12 24) (68 лет) Место рождения Кызылорда … Википедия

    Фомина Юлия Вячеславовна(26 апреля 1973 15 марта 2001) Стюардесса Ту 154, который был освобожден от террористов спецслужбами Саудовской Аравии, Юлия Фомина была убита одним из захватчиков лайнера. Бортпроводница,закрывшая собой пассажиров,была… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Алиев. Гейдар Алиев азерб. Heydər Əlirza oğlu Əliyev … Википедия

    Владимир Владимирович Путин … Википедия

    ЕВАНГЕЛИЯ - (греч. euaggљlion; евр. бесорá благая, или радостная, весть), первые четыре книги новозав. канона, посвященные земной жизни, учению, смерти и Воскресению Иисуса Христа, книги, к–рые являются средоточием и вершиной НЗ и всей Библии в целом. Хотя … Библиологический словарь

Книги

  • Василий Горъ. Цикл Граф (комплект из 3 книг) , Горъ В.. Есть такая профессия: Родину защищать! И молодой Аурон Утерс, граф Вэлш, всем сердцем, душой и телом готов к этому, ведь в его роду по другому не умеют! И род Утерсов является синонимом…
  • Конец Игрока , Александр Зеленский. `Есть такая профессия - Родину защищать...` Именно эту благородную профессию выбирают и майор госбезопасности Суздальцев, и его внук - старший лейтенант по 1 раничных войск России Андрей.…