Природа наделила И. Э. Грабаря многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Стал значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.

В 1876 г. родители Грабаря, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, поселились в России. После окончания гимназии Грабарь учился в московском лицее (1882-89). Он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи и другие собрания Москвы.

Осенью 1889 г., восемнадцати лет от роду, почти без гроша в кармане Грабарь едет в Петербург. Поступает в университет, учится там в течение четырех лет на двух факультетах сразу - юридическом и историко-филологическом - и упорно готовится к поступлению в Академию Художеств. В это время он зарабатывает себе на жизнь сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для журналов. Этапы поступления в АХ (1894) и начало обучения в ней Грабарь прошел блестяще и стремительно. Уже в 1895 г. он оказывается в мастерской очень почитаемого им И. Е. Репина.

Но вот летом 1895 г. на каникулах Грабарь совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии его настолько потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже - работы импрессионистов и постимпрессионистов, что Грабарь на протяжении 1896-1900 гг. колесит по Европе "с целью детального и углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного образования".

В 1900 г. Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается, по признанию художника, самый его "творческий период". Он вновь после долгой разлуки влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы, без конца пишет "сверхъестественное дерево, дерево-сказку" - березу. В Подмосковье созданы наиболее известные его произведения: "Сентябрьский снег" (1903), "Белая зима. Грачиные гнезда", "Февральская лазурь", "Мартовский снег" (все 1904), "Хризантемы" (1905), "Неприбранный стол" (1907) и др. Грабарь пишет на открытом воздухе, учитывая достижения французских импрессионистов, но, не желая слепо им подражать, пишет по-русски, любя "вещественность и реальность". "Февральская лазурь" - это величественный "портрет" березы. Мы смотрим на нее снизу вверх, из глубокой траншеи в снегу, которую вырыл автор и в которой он работал, невзирая на жестокие морозы, переполненный радостью от "перезвонов и перекликаний всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба". Пейзаж написан чистыми цветами, мазки положены плотным слоем. "Мартовский снег" - "ярко импрессионистическую вещь по замыслу и фактуре" - художник тоже писал на пленэре "с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары". В этих произведениях Грабарю удалось создать еще один, новый (после русских пейзажистов XIX столетия), обобщенный образ русской природы.

1910-23 гг. художник назвал периодом отхода от живописи и увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он задумывает и осуществляет издание первой "Истории русского искусства" в шести томах (1909- 16), пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии о В. А. Серове и И. И. Левитане.

В течение двенадцати лет (1913-25) Грабарь возглавляет Третьяковскую галерею, значительно меняя принципы музейной работы. После революции он многое делает для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 г. по инициативе Грабаря создаются Центральные реставрационные мастерские, с которыми он будет связан всю жизнь и которые носят сейчас его имя. Здесь были открыты и спасены многие произведения древнерусского искусства.

С 1924-го и до конца 1940-х гг. Грабарь вновь много занимается живописью и особенно увлекается портретом. Он изображает своих близких, пишет портреты ученых и музыкантов. Лучшими сам художник назвал "Портрет матери" (1924), "Светлану" (1933), "Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа" (1934), "Портрет сына" (1935), "Портрет академика С. А. Чаплыгина" (1935). Широко известны и два автопортрета художника ("Автопортрет с палитрой", 1934; "Автопортрет в шубе", 1947). Обращается он и к тематической картине - "В. И. Ленин у прямого провода" (1933), "Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина" (1938). Разумеется, он продолжает писать пейзажи, предпочитая по-прежнему снег, солнце и улыбку жизни: "Последний снег" (1931), "Березовая аллея" (1940), "Зимний пейзаж" (1954), серия картин на тему "День инея".

Грабарь работает в традициях русской реалистической живописи конца XIX в., оставаясь, так же как в других областях своей деятельности, хранителем русской культуры. "Лучший отдых есть перемена работы", - говорил художник. Если он не писал картины, то преподавал, выступал, готовил выставки или занимался искусствоведческими исследованиями. Смерть застала его за работой над новым многотомным изданием "Истории русского искусства". "Надо считать счастьем для русского искусства, что такой человек действительно существовал", - говорил о нем С. В. Герасимов.

Грабарь Игорь Эммануилович


Несмотря на свое сложное детство и постоянную разлуку с родителями, характер художника сформировался как многогранная личность по размаху активной творческой деятельности. Разнообразие его таланта поистине уникально: художник, историк русского искусства, критик, музейный деятель, создатель универсального научного труда о личном творчестве, непознанного в истории искусства - книги «Моя жизнь. Автомонография». Обаятельный, одухотворенный, он всегда и со всеми умел находить общий язык.

Грабарь родился в Будапеште в 1871 г., в семье с общественно – политическими взглядами и интересами. Но настоящей Родиной для него оставалась Россия. Жизнь семьи, полная гонений, мало способствовала занятиям искусством, но с раннего детства Игорь Эммануилович ощущал огромную тягу к живописи. Одно из запоминающихся ярко – волшебных потрясений детства он пережил, попав однажды к художнику в мастерскую. Незабываемые свежевыдавленные ярко горевшие краски, ящик, лежащий на табурете с серебряными тюбиками масленых красок, сладостный завораживающий запах свежей краски, - все это придавало маленькому мальчику невероятные ощущения счастья, все больше и больше разжигало в нем интерес к живописи. Мечтая о масляных красках, Грабарь неуклонно продвигался к своему предназначению.

По традиции семьи, еще в царской России, Игорь Эммануилович Грабарь получает блестящее образование. Первоначально, как и многие признанные мастера художественного искусства той поры, Игорь Грабарь начал с юридического факультета в университете Санкт – Петербурга. Затем, в 1894 году, в том же городе, он поступает в художественную академию и попадает под начало Репина . Недолгое время художник трудится в мастерской Ильи Ефимовича. Работая в тесном общении с ним, Грабарь впитал высокие принципы искусства. Илья Ефимович пламенно делится личным огнем художника – гражданина, демонстрирует собственные примеры живописи.

Всеохватывающая смена учителей Академии и новый подход к обучению привели к положению, когда большинство преподавателей обратились к педагогике впервые. Из Академии выгоняют профессора исторической живописи Аполлинария Михайловича Васнецова (брата Виктора Михайловича Васнецова) и профессора Леонида Осиповича Пастернака. Считают, что такие художники молодых студентов не смогут ничему путному научить, и обвиняют в фотографизме. Каждый из новых педагогов четко представлял, каким бы он хотел видеть молодого ученика, и весьма сложным - в каком направлении идти к поставленной цели. Кисти и краски отныне не для всех. Грабаря постигает разочарование, и он покидает Академию. В поисках школы художник едет в Париж и в Мюнхен, где изучает импрессионистов и старых мастеров. Здесь он находит учителя - исследователя, о котором мечтал, - Антона Ашбе. Тогда школа Антона Ашбе - это была одна из самых знаменитых и престижных частных школ юных художников в Мюнхене. В возрасте двадцати пяти лет, летом 1896 года, Игорь Грабарь впервые увидит Ашбе.

В подходе к рисованию Ашбе учил наиболее интереснейшему и сложнейшему методу в творческой работе, который он назвал «принципом шара». Все, что находилось дальше от художника, следовало изображать темнее, все, что ближе – рисовать светлее. После овладения «принципа шара» обученные художники начинали писать красками. Сначала лица, потом ничем не прикрытое тело. Ашбе и сам рисовал работы широкими мазками, и настаивал на такой же смелости для своих учеников. Ашбэ был первым, кто открыл Грабарю возможности живописи импрессионистов. Накладывать краски на холсте раздельно, а не смешивать их на палитре, что дает краскам смешиваться у зрителя в газу. Из мастерской Антона Ашбе выходят как приверженцы реализма, так и художники, впоследствии перевернувшие взгляд на всю традиционную школу живописи.

Юный экспериментатор целиком окунулся в «алхимию» живописи, в тайны приготовления красок старых мастеров, что чуть не написал целый манускрипт на эту тему. Все это очень пригодится ему впоследствии и как реставратору, и как художнику - практику. С полным рвением и отдачей молодой художник так увлекся процессом обучения, что выразил собой не частый пример в истории, когда, еще не став художником, сделался преподавателем в школе Ашбе: два года спустя, когда Грабарь был готов уйти из школы Ашбе, ему была предложена возможность открыть свою собственную, конкурирующую школу. Ашбе сделал встречное предложение, делая Грабаря его равноправным партнером. Партнерство просуществовало менее года, с июня 1899 года до весны 1900 года, когда Грабарь принял выгодное предложение от князя Щербатова и покинули Мюнхен.

1903. Холст, масло. 79х89

Картины Грабаря уникальны по чистоте и яркости звучания красок, а также по своей сохранности. Вообще в эти годы его повышенная требовательность к себе подавляет в нем творческую свободу, необходимую художнику. Большинство работ периода обучения он уничтожил.

Вдали от России вдохновение к нему не приходит, самые прекрасные виды природы кажутся «раскрашенными олеографиями». И вот долгожданное возвращение, первая встреча с любимой природой средней полосы под Наро - Фоминском. И художник с упоением начинает творить. С 1901 по 1907 г. он создает свои шедевры: «Белая зима » («Грачиные гнезда »), «Февральская лазурь », «Мартовский снег », «».

. 1908. Холст, масло.

Сложно было в эти годы на фоне массового повторения Левитана сотворить что-то исключительное в пейзаже. Но у живописца это получилось. Своеобразный его взгляд на пейзаж заключался в умении сконцентрировать свое внимание на каком-либо предмете: дереве, золоте осенней листвы, луче солнца и передать всю яркость и значительность этих природных явлений. Любимым мотивом художника была береза, причем ее плакучая разновидность. Он не переставал восторгаться ею, ее прекрасным, ослепительно белым стволом. Сравнивая это дерево с другими, он всегда находил фантастические, сверхъестественные и сказочные мотивы для написания своих шедевров. Он страстно любил это русское дерево и очень долго отдавал предпочтение только ей одной творя свои картины, где на своеобразном березовом экране, отражающий радужные блики, вместо черных крапинок, он рисует контрасты чистых красок.

Живописные открытия Грабаря вскоре получили признание. Первыми оценили яркость и значительность его дарования деятели группировки «Мир искусства » А. Бенуа и С. Дягилев. С первым из них Грабаря всю жизнь связывали самая искренняя дружба и совместная работа над «Историей русского искусства». Но в то же время Грабарь не мог «любить только прошлое, любить без веры в настоящее и будущее» как «мирискусники». По духу своего творчества он ближе московскому Союзу русских художников. Картины Грабаря в Третьяковской галерее подлинное украшение зала Союза.

В вышедшей в свет огромной «Автомонографии» Грабарь не нашел места для романтических историй о своей личной жизни и во вступлении подчеркнул, что человек, равнодушный к искусству, вряд ли найдет для себя что - либо интересное в его жизнеописании.

Всю жизнь проводя в кипучей деятельности и переездах, он никак не мог обрести своего гнезда. Но в 1907 г. этому неуемному очарованному страннику все же суждено было обрести семью. Спутница жизни художника Валентина Михайловна, подарившая ему сына и дочь, стала близким критиком и ценителем его творчества, и добрым другом. На одном из автопортретов 20-х годов художник изобразил себя с палитрой в руках вместе с женой за увлекательной беседой о только что созданной картине.

. 1923. Холст, масло.

С первыми счастливыми днями семейной жизни связаны самые жизнерадостные натюрморты, среди которых признанным шедевром является «Неприбранный стол ». Вообще натюрморты Грабаря отличаются особым великолепием. Вспомним известные «Хризантемы ».

Своеобразие этих натюрмортов в том, что они написаны в пейзажных интерьерах на свежем ветерке в голубоватой тени или в ярком свете. Все предметы кажутся «мохнатыми». Вблизи рельефная живописная поверхность подобна кристаллическим россыпям бликов и теней. При отдалении картина наполняется нежными перламутровыми переливами. Ярко - желтые хризантемы в падающих на них голубоватых рефлексах изменяют свой цвет, кажутся зеленоватыми. Можно смело утверждать, что натюрморты Грабаря открывают новую страницу в понимании этого жанра. В этих импрессионистических работах торжествует свет.

В середине 1900-х годов Грабарь все более увлекается воплощением идеи многотомной «Истории русского искусства». С характерным для него энтузиазмом погружается в работу, и на время живопись отходит на второй план.

Собственное лицо для автопортретов и неподвижные, послушные предметы натюрморта - это та удобная натура, которая всегда под рукой. Но порой накал бурной деятельности Грабаря бывал так велик, что тщательно подобранные для натюрморта фрукты портились, потому что их «режиссер» писал неотложную статью и одновременно вникал в многочисленные проблемы окружающей культурной жизни.

Но судьба готовила художнику тяжелый и во многом невосполнимый удар. В 1908 году он отправляется навестить своих родных, живших в Адлере. Там он подвергся нападению, и результате которого были повреждены череп и центры, связанные со зрением. Благодаря своему недюжинному здоровью и силе воли Грабарь преодолел болезнь, но зрение полностью не восстановилось. Прежнее уникальное чувство света и тонкость восприятия малейших опенков он во многом утратил. В работах 1910-х годов, например, «», обращает на себя внимание яркость цветовых сочетаний, но и некоторая монотонность, чисто декоративная цветовая условность.

. Этюд. 1915. Холст, масло.

Вообще Грабарь - искусствовед и культурный деятель в это десятилетие вытесняет Грабаря - художника. И на этом поприще его ждали значительные свершения.

В 1913 г. Грабарь становится попечителем и директором Третьяковской галереи, проводит важнейшую музейную реформу, не потерявшую актуальность и по сей день, когда из частной коллекции живописи передвижников Третьякова галерея стала превращаться в музей национальной истории Русского искусства. Художник имел свойственность как магнит притягивать внимание к себе.

Известно, что Павел Михайлович в своем завещании указывал на нежелательность расширения коллекции. Поэтому Грабарю потребовалось много энергии, чтобы доказать необходимость своей реформы. Благодаря его деятельности появились новые значительные разделы: XVIII века, пушкинской поры, древнерусского искусства из собрания Остроухова и искусства современного. Помимо принципа построения экспозиции по эпохам, крупнейшие художники получили монографические залы (этот принцип был развит и во время недавней реконструкции Третьяковской галереи).

В годы революционных потрясений Грабарю не изменило присутствие духа. И если сначала друзья восприняли его «службу у красных» как предательство, то вскоре смогли оценить умение служить делу русской культуры в любых обстоятельствах.

Грабарь активно включается в дело охраны памятников культуры на фоне всеобщей разрухи и вандализма.

В страшную эпоху идеологического давления в 30-е годы Грабарю не удалось избежать всеобщего ослепления и компромиссов, но значительность его свершений все - таки преобладает над заблуждениями времени.

Будучи директором Третьяковской галереи (до 1925 г.), он закладывает основы музейной научной деятельности, реформирует реставрационное дело. Большая роль принадлежит Грабарю в создании научно - исследовательских институтов искусствознания. А главное, что все эти годы он активно работал как художник. Хоть ему и не удалось превзойти свои лучшие работы 1900-х годов, но был создан ряд значительных портретов, пейзажей, натюрмортов.

Грабарю была суждена долгая жизнь в искусстве. В последние годы он много работал в Абрамцеве на творческой даче. Ушел он из жизни в 1960 г. как истинный художник: на мольберте остался недописанным этюд любимой им русской природы.

Художник Грабарь Игорь Эммануилович родился 1871 г. в Венгрии весной 25 марта в городе Будапеште, который на тот момент входил в состав Австро-Венгрии. Многие родственники семьи принимали участие в европейском славянофильском движении, за что подвергались гонениям.

Его отец Эммануил Иванович Грабарь был юристом и депутатом местного парламента, но затем долгие годы вынужден был скрываться за участие в так называемых «антимадьярских» выступлениях. В 1872 г. семья покинула Венгрию и перебралась в Италию, где Эммануил Грабарь получил работу учителя детей богача П. Демидова, а через три года вместе с этой семьей отправился в Париж. Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец переехал в Россию. Мальчик практически все время находился у родственников и лишь в 1880 г. они вместе с матерью поселились в Рязанской губернии, где Эммануил работал преподавателем в гимназии.

С самого раннего детства Игорь Грабарь отличался целеустремленностью, трудолюбием и безмерно любил искусство. По его словам, он «тратил пропасть бумаги», писал, старался сделать копии генеральских портретов из популярного издания «Нива».

Впервые настоящего художника мальчик встретил в лице учителя рисования И.Шевченко. Здесь он увидел «серебристые тюбики» с красками и испытал огромное волнение. «Мне казалось, что я не выдержу, огромный восторг наполнил мою грудь, когда почувствовал неповторимый запах». Подросток самостоятельно по репродукциям с огромным интересом знакомился со многими произведениями русских художников. А в одиннадцать лет он побывал на художественной выставке, где затаив дыхание, долгое время стоял перед лучшими полотнами Репина и Сурикова, Флавицкого и Верещагина, Перова и Куинджи, Васильева и Крамского. Свое свободное от учебы время, подросток проводит в знаменитой Третьяковке. Многие часы посвящает рисованию с натуры. Летом он пробует заняться пейзажной живописью.

Художник Грабарь оканчивает лицей по высшему разряду, то есть, с золотой медалью и соответственно поступает на дальнейшую учебу в университет, и одновременно обучается в историко-филологическом и на юридическом и факультетах.
После окончании обучения в данном заведении в 23 года отроду он был зачислен в Академию художеств, огромную мечту всей его юности. Но молодой человек и после академии продолжает учебу, теперь уже в Европе в Германии и во Франции. После получения познаний европейских ценностей в 1903 году художник возвращается в Россию в Москву, где принимает активное участие в различных выставках. На его картины обращают внимание современники, как в России, так и в Европе, соответственно Грабарь получает множество положительных отзывов.

Паралельно с творческой деятельностью живописец занимается и просветительской и иследовательской дятельностью. Я вляясь редактором издания "Истории русского искусства" пишет различные статьи по искусству и о самых заметных художниках России.

Относительно заслуг Грабаря, его избирают на должность попечителя в в Третьяковскую галерею, где он принимает участие с 1913 по 1925 годы. В это же время он возглавляет мастерские по реставрации картин из наследия русских художников.

Во время войны художник предлагает компенсировать ущерб, нанесенный музейным комплексам СССР, конфисковав ценные произведения искусства в Германии. Он возглавляет Бюро экспертизы, составляющего реестры наиболее известных полотен из европейских музеев, организует так называемые «трофейные бригады», которые отправляются на фронт, лично инспектирует прибывшие произведения.

Игорь Грабарь председательствует в различных комиссиях, по изъятию ценных полотен и икон. Он участвует в реставрации знаменитой иконы иконописца Андрея Рублева его знаменитой «Троицы». Консультирует бригаду реставраторов, работающих в Троице-Сергиевой лавре.

Но при всей загруженности художник не может оставить в стороне кисти, даже на время. Он пишет прекрасные пейзажные зарисовки с небольшими жанровыми сценками, украшающими картины и множество прекрасных натюрмортов. Его городские пейзажи незатейливо объеденены с реалистическим жанром. Он пишет тихие, уютные дворики Замоскворечья. У Грабаря также проявляется большой талант портретиста и архитектора.

Исследовательская деятельность Игоря Грабаря расширяет наши познания о родной русской культуре в средние века (Феофан Грек, Андрей Рублев). Он вносит многие усовершенствования в методы реставрации. Просто неоценимое наследие для русской культуры имеет его двухтомник о Репине.

В ХХ век отечественного русского искусства Игорь Грабарь вошел как человек очень многогранный, который отличился в различных сферах своей деятельности.

Страница:

Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960), русский художник, историк искусства, музейный деятель.

Родился в Будапеште 25 марта 1871 в семье Э.И.Грабаря, видного общественного деятеля, который в 1876 вынужден был переселиться в Россию из-за преследований, которым подвергался, выступая против антиславянской политики австро-венгерских властей. Учился в петербургской Академии художеств (1894-1896), в частности у И.Е.Репина, а также в студии А.Ашбе в Мюнхене (с 1896); организовав вместе с Ашбе школу, преподавал там в 1898-1901. Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей.

Грабарь Игорь Эммануилович

В художественной его продукции вначале доминировали простые по мотиву, но насыщенные по колориту пейзажи (Белая зима. Грачиные гнезда, Февральская лазурь, Мартовский снег, все три работы 1904) и натюрморты (Неприбранный стол, 1907; все - в Третьяковской галерее). Тогда же обнаружился его талант портретиста, а также архитектора (неоренессансно-палладианская усадьба Захарьино под Москвой, 1909-1914).

Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др.). С 1906 совместно с издателем И.Н.Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И.И.Левитане (1913, в соавторстве с С.Глаголем) и В.А.Серове (1914). Значительную роль в деле самоопределения национальной художественной школы сыграла подготовка многотомной Истории русского искусства (1906-1916; в связи с войной издание прервалось на 6-м томе), где он был автором ряда важнейших разделов.

Грабарь внес большой вклад в русскую культуру, став попечителем и директором Третьяковской галереи (1913-1925), а также организатором и директором Центральных реставрационных мастерских в Москве (1918-1930, с 1944 - научный руководитель), которым позднее было присвоено его имя. Исследования Грабаря расширили знания об отечественной средневековой культуре (уточнив, в частности, творческий облик Феофана Грека и Андрея Рублева) и усовершенствовали методику реставрации.

В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н.В.Клюев, 1932, Третьяковская галерея). Писал и официальные полотна (В.И.Ленин у прямого провода, 1933; Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина и И.В.Сталина, 1938; обе картины в музее в Горках Ленинских). Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937; Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937). При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. 1-13, 1953-1969). В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В.И.Сурикова (1937-1943), Всероссийской Академии художеств (1943-1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944).