Подводные лодки диктуют правила в морской войне и заставляют всех безропотно соблюдать заведенный порядок.


Тех упрямцев, что рискнут пренебречь правилами игры, ожидает скорая и мучительная смерть в стылой воде, посреди плавающих обломков и пятен нефти. Лодки, вне зависимости от флага, остаются опаснейшими боевыми машинами, способными сокрушить любого противника.

Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о семи наиболее удачных проектах субмарин военных лет.

Лодки типа Т (Triton-class), Великобритания
Количество построенных субмарин - 53.
Водоизмещение надводное - 1290 тонн; подводное - 1560 тонн.
Экипаж - 59…61 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м (клепаный корпус), 106 м (сварной корпус).
Скорость полная в надводном положении - 15,5 узлов; в подводном - 9 узлов.
Запаса топлива 131 тонн обеспечивал дальность плавания в надводном положении 8000 миль.
Вооружение:
- 11 торпедных аппаратов калибра 533 мм (на лодках подсерий II и III), боекомплект - 17 торпед;
- 1 х 102 мм универсальное орудие, 1 х 20 мм зенитный «Эрликон».


HMS Traveller


Британский подводный Терминатор, способный «выбить дурь» из головы любого врага с помощью носового 8-торпедного залпа. Лодкам типа «Т» не было равных по разрушительной мощи среди всех субмарин периода ВМВ - этим объясняется их свирепый облик с причудливой носовой надстройкой, где разместились дополнительные торпедные аппараты.

Пресловутый британский консерватизм остался в прошлом - британцы одними из первых оснастили свои лодки гидролокаторами ASDIC. Увы, несмотря на свое мощное вооружение и современные средства обнаружения, лодки открытого моря типа «Т» не стали самыми эффективным среди британских субмарин Второй мировой. Тем не менее, они прошли захватывающий боевой путь и добились ряда замечательных побед. «Тритоны» активно использовались в Атлантике, в Средиземном море, громили японские коммуникации на Тихом океане, несколько раз отметились в стылых водах Арктики.

В августе 1941 года в Мурманск прибыли субмарины «Тайгрис» и «Трайдент». Британские подводники продемонстрировали мастер-класс своим советским коллегам: за два похода было потоплено 4 вражеских парохода, в т.ч. «Байя Лаура» и «Донау II» с тысячами солдат 6-ой горнострелковой дивизии. Тем самым моряки предотвратили третье немецкое наступление на Мурманск.

Среди других знаменитых трофеев лодок типа «Т» числятся немецкий легкий крейсер «Карлсруэ» и японский тяжелый крейсер «Асигара». Самураям «посчастливилось» познакомиться с полным 8-торпедным залпом подлодки «Тренчент» - получив 4 торпеды в борт (+ еще одну из кормового ТА), крейсер быстро опрокинулся и затонул.

После войны мощные и совершенные «Тритоны» еще четверть века стояли на вооружении Королевских ВМС.
Примечательно, что три лодки этого типа в конце 1960-х приобрел Израиль - одна из них, INS Dakar (бывш. HMS Totem) погибла в 1968 году в Средиземном море при невыясненных обстоятельствах.

Лодки типа «Крейсерская» серии XIV, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 11.
Водоизмещение надводное - 1500 тонн; подводное - 2100 тонн.
Экипаж - 62…65 чел.

Скорость полная в надводном положении - 22,5 уз.; в подводном - 10 уз.
Дальность плавания в надводном положении 16500 миль (9 уз.)
Дальность плавания в подводном положении - 175 миль (3 уз.)
Вооружение:

- 2 х 100 мм универсальных орудий, 2 х 45 мм зенитных полуавтоматов;
- до 20 мин заграждения.

…3 декабря 1941 года немецкие охотники UJ-1708, UJ-1416 и UJ-1403 забросали бомбами советскую лодку, попытавшуюся атаковать конвой у Бустад-сунд.

Ганс, ты слышишь эту тварь?
- Найн. После серии взрывов русские залегли на дно - я засек три удара о грунт…
- Сможешь определить, где они сейчас?
- Доннерветтер! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен.

Немецкие моряки ошиблись. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР - крейсерская субмарина К-3 серии XIV, обрушившая на противникашквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить U-1708. Второй охотник, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону - его 20 мм зенитки не могли конкурировать с «сотками» светского подводного крейсера. Раскидав немцев, как щенков, К-3 быстро скрылась за горизонтом на 20-узловом ходу.

Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с.!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток. Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз… Две лодки (К-3 и К-22) были оснащены ленд-лизовскими гидролокаторами ASDIC.

Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Катюши» эффективным - помимо тёмной истории с атакой К-21 на «Тирпиц», за годы войны на лодки XIV серии приходится всего 5 успешных торпедных атак и 27 тысяч бр. рег. тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок.


К-21, Североморск, наши дни


Причины неудач лежат в тактике применения «Катюш» - могучим подводным крейсерам, созданным для просторов Тихого океана, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала на поверхности. Немногим легче приходилось морякам-североморцам - как показала практика, эффективность боевого применения «Катюш» осложнялась слабой подготовкой личного состава и безынициативностью командования.

А жаль. Эти лодки рассчитывались на большее.

«Малютки», Советский Союз
Серия VI и VI-бис - построено 50.
Серия XII - построено 46.
Серия XV - построено 57 (в боевых действиях приняли участие 4).

ТТХ лодки типа М серии XII:
Водоизмещение надводное - 206 тонн; подводное - 258 тонн.
Автономность - 10 суток.
Рабочая глубина погружения - 50 м, предельная - 60 м.
Скорость полная в надводном положении - 14 уз.; в подводном - 8 уз.
Дальность плавания в надводном положении - 3380 миль (8,6 узлов).
Дальность плавания в подводном положении - 108 миль (3 узла).
Вооружение:
- 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, боекомплект - 2 торпеды;
- 1 х 45 мм зенитный полуавтомат.


Малютка!


Проект мини-субмарин для быстрого усиления Тихоокеанского флота - главной особенностью лодок типа М стала возможность транспортировки по ж/д в полностью собранном виде.

В погоне за компактностью пришлось пожертвовать многим - служба на «Малютке» превратилась изнурительное и опасное мероприятие. Тяжелые бытовые условия, сильная «болтанка» - волны безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Малая глубина погружения и слабое оружие. Но главной заботой моряков была надежность подлодки - один вал, один дизель, один электродвигатель - крохотная «Малютка» не оставляла шансов беспечному экипажу, малейшая неисправность на борту грозила гибелью для субмарины.

Малыши быстро эволюционировали - ТТХ каждой новой серии в разы отличались от предыдущего проекта: улучшались обводы, обновлялось электрооборудование и средства обнаружения, уменьшалось время погружения, росла автономность. «Малютки» серии XV уже ничем не напоминали своих предшественников VI и XII серии: полуторакорпусная конструкция - цистерны балласта были вынесены за пределы прочного корпуса; ГЭУ получила стандартную двухвальную компоновку с двумя дизелями и электромоторами подводного хода. Количество торпедных аппаратов увеличилось до четырех. Увы, серия XV появилась слишком поздно - основную тяжесть войны вынесли на себе «Малютки» VI и XII серий.

Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались просто ужасающей «прожорливостью»: всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч брт, уничтожили 10 военных кораблей, а также повредили 8 транспортов.

Малышки, изначально предназначенные только для действий в прибрежной зоне, научились эффективно воевать в открытых морских районах. Они наравне с более крупными лодками резали вражеские коммуникации, патрулировали у выходов из вражеских баз и фьордов, ловко преодолевали противолодочные заграждения и подрывали транспорты прямо у пирсов внутри защищенных вражеских гаваней. Просто удивительно, как краснофлотцы смогли воевать на этих хлипких корабликах! Но они воевали. И победили!

Лодки типа «Средняя» серии IX-бис, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 41.
Водоизмещение надводное - 840 тонн; подводное - 1070 тонн.
Экипаж - 36…46 чел.
Рабочая глубина погружения - 80 м, предельная - 100 м.
Скорость полная в надводном положении - 19,5 узлов; в подводном положении - 8,8 узлов.
Дальность плавания в надводном положении 8000 миль (10 узлов).
Дальность плавания в подводном положении 148 миль (3 узла).

«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...»
- мнение командира С-56, Героя Советского Союза Г.И. Щедрина



«Эски» отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Изначально немецкий проект фирмы «Дешимаг», доработанный под советские требования. Но не спешите хлопать в ладоши и вспоминать «Мистраль». После начала серийного строительства серии IX на советских верфях, немецкий проект был пересмотрен с целью полного перехода на советское оборудование: дизели 1Д, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… - в лодках, получивших обозначение «серия IX-бис», не было ни одного болта зарубежного производства!

Проблемы боевого применения лодок типа «Средняя», в целом, были аналогичны крейсерским лодкам типа К - запертые на кишащем минами мелководье, они так и не смогли реализовать свои высокие боевые качества. Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте - в годы войны лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина совершила переход через Тихий и Атлантический океаны, перейдя из Владивостока в Полярный, став впоследствии самой результативной лодкой ВМФ СССР.

Не менее фантастическая история связана с «бомбоулавливателем» С-101 - за годы войны на лодку немцами и союзниками было сброшено свыше 1000 глубинных бомб, но всякий раз С-101 благополучно возвращалась в Полярный.

Наконец, именно на С-13 добился своих знаменитых побед Александр Маринеско.


Торпедный отсек С-56


«Жестокие переделки, в которые попадал корабль, бомбежки и взрывы, глубины, далеко превышающие официальный предел. От всего защитила нас лодка…»


- из воспоминаний Г.И. Щедрина

Лодки типа Gato, США
Количество построенных субмарин - 77.
Водоизмещение надводное - 1525 тонн; подводное - 2420 тонн.
Экипаж - 60 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м.
Скорость полная в надводном положении - 21 уз.; в подводном положении - 9 уз.
Дальность плавания в надводном положении 11 000 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 96 миль (2 уз.).
Вооружение:
- 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 24 торпеды;
- 1 х 76 мм универсальное орудие, 1 х 40 мм зенитный автомат «Бофорс», 1 х 20 мм «Эрликон»;
- одна из лодок - USS Barb была оснащена реактивной системой залпового огня для обстрела побережья.

Океанские подводные крейсеры типа «Гэтоу» появились в самый разгар войны на Тихом океане и стали одним из наиболее действенных инструментов ВМС США. Они намертво перекрыли все стратегические проливы и подходы к атоллам, перерезали все линии снабжения, оставив японские гарнизоны без подкреплений, а японскую промышленность - без сырья и нефти. В схватках с «Гэтоу» Императорский флот лишился двух тяжелых авианосцев, потерял четыре крейсера и чертову дюжину эсминцев.

Высокая скорость хода, убойное торпедное оружие, самые современные радиотехнические средства обнаружения противника - радар, пеленгатор, гидролокатор. Дальность плавания, обеспечивающая боевое патрулирование у берегов Японии при действии с базы на Гавайях. Повышенный комфорт на борту. Но главное - отличная подготовка экипажей и слабость японских противолодочных средств. В результате «Гэтоу» безжалостно крушили все подряд - именно они принесли из синих морских глубин победу на Тихом океане.

…Одним из главных достижений лодок «Гэтоу», изменившим весь мир, считается событие 2 сентября 1944 г. В тот день субмарина «Финбэк» засекла сигнал бедствия с падающего самолета и, после многочасовых поисков, обнаружила в океане испуганного, и уже было отчаявшегося пилота. Спасенным оказался некто Джордж Герберт Буш.


Рубка подлодки «Флэшер», мемориал в г. Гротон.


Список трофеев «Флэшер» звучит, как флотский анекдот: 9 танкеров, 10 транспортов, 2 сторожевых корабля суммарным тоннажем 100 231 брт! А на закуску лодка прихватила японский крейсер и эсминец. Удачливая, чертовка!

Электроботы типа XXI, Германия

К апрелю 1945 г. немцы успели спустить на воду 118 субмарин серии XXI. Однако, лишь две из них смогли достигнуть оперативной готовности и выйти в море в последние дни войны.

Водоизмещение надводное - 1620 тонн; подводное - 1820 тонн.
Экипаж - 57 чел.
Рабочая глубина погружения - 135 м, предельная - 200+ метров.
Скорость полная в надводном положении - 15,6 уз., в подводном положении - 17 уз.
Дальность плавания в надводном положении 15 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 340 миль (5 уз.).
Вооружение:
- 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 17 торпед;
- 2 зенитных автомата «Флак» калибра 20 мм.


U-2540 "Вильгельм Бауэр" на вечной стоянке в Бремерхафене, наши дни


Нашим союзникам крепко повезло, что все силы Германии были брошены на Восточный фронт - фрицам не хватило ресурсов, чтобы выпустить в море стаю фантастических «Электролодок». Появись они на год раньше - и все, капут! Очередной перелом в битве за Атлантику.

Немцы догадались первыми: все, чем гордятся кораблестроители других стран - большой боекомплект, мощная артиллерия, высокая надводная скорость 20+ узлов - имеет мало значения. Ключевые параметры, определяющие боевую эффективность субмарины, - её скорость и запас хода в подводном положении.

В отличие от своих сверстников, «Элетробот» был ориентирован на постоянное нахождение под водой: максимально обтекаемый корпус без тяжелой артиллерии, ограждений и платформ - все, ради минимизации подводного сопротивления. Шноркель, шесть групп аккумуляторных батарей (в 3 раза больше, чем на обычных лодках!), мощные эл. двигатели полного хода, тихие и экономичные эл. двигатели «подкрадывания».


Кормовая часть U-2511, затопленной на глубине 68 метров


Немцы просчитали все - весь поход «Электробот» двигался на перископной глубине под РДП, оставаясь труднообнаружимым для противолодочных средств противника. На большой глубине его преимущество становились еще более шокирующим: в 2-3 раза больший запас хода, при вдвое большей скорости, чем у любой из субмарин военных лет! Высокая скрытность и впечатляющие подводные навыки, самонаводящиеся торпеды, комплекс самых совершенных средств обнаружения… «Электроботы» открыли новую веху в истории подводного флота, определив вектор развития субмарин в послевоенные годы.

Союзники не были готовы к встрече с подобной угрозой - как показали послевоенные испытания, «Электроботы» в несколько раз превосходили по дальности взаимного гидроакустического обнаружения американские и британские эсминцы, охранявшие конвои.

Лодки типа VII, Германия
Количество построенных субмарин - 703.
Водоизмещение надводное - 769 тонн; подводное - 871 тонна.
Экипаж - 45 чел.
Рабочая глубина погружения - 100 м, предельная - 220 метров
Скорость полная в надводном положении - 17,7 уз.; в подводном положении - 7,6 уз.
Дальность плавания в надводном положении 8 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 80 миль (4 уз.).
Вооружение:
- 5 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 14 торпед;
- 1 х 88 мм универсальное орудие (до 1942 года), восемь вариантов надстроек с 20 и 37 мм зенитными установками.

* приведенные ТТХ соответствуют лодкам подсерии VIIC

Самые эффективные боевые корабли из всех, когда-либо бороздивших Мировой океан.
Относительно простое, дешевое, массовое, но при этом отлично вооруженное и смертоносное средство для тотального подводного террора.

703 подводные лодки. 10 МИЛЛИОНОВ тонн потопленного тоннажа! Линкоры, крейсеры, авианосцы, эсминцы, корветы и субмарины противника, нефтеналивные танкеры, транспорты с самолетами, танками, автомобилями, каучуком, рудой, станками, боеприпасами, обмундированием и продовольствием... Ущерб от действий немецких подводников превышал все разумные пределы - если бы не неисчерпаемый промышленный потенциал США, способный компенсировать любые потери союзников, немецкие U-боты имели все шансы «задушить» Великобританию и изменить ход мировой истории.


U-995. Грациозный подводный убийца


Зачастую успехи «семерок» связывают с «зажиточным временем» 1939-41 гг. - якобы при появлении у союзников конвойной системы и гидролокаторов Асдик, успехи немецких подводников закончились. Совершенно популистское утверждение, основанное на неверной интерпретации «зажиточных времен».

Расклад был прост: вначале войны, когда на каждую немецкую лодку приходилось по одному противолодочному кораблю союзников, «семерки» чувствовали себя неуязвимыми хозяевами Атлантики. Именно тогда появились легендарные асы, потопившие по 40 судов противника. Немцы уже держали победу в руках, когда союзники внезапно выставили по 10 противолодочных кораблей и 10 самолетов из расчета на каждую действующую лодку Кригсмарине!

Начиная с весны 1943 г., янки и британцы начали методично заваливать Кригсмарине противолодочной техникой и вскоре добились великолепного соотношения потерь - 1:1. Так и воевали до конца войны. У немцев корабли закончились быстрее, чем у их противников.

Вся история немецких «семерок» - грозное предупреждение из прошлого: какую угрозу представляет субмарина и насколько велики затраты на создание эффективной системы противодействия подводной угрозе.


Стёбный американский плакат тех лет. "Бейте по болевым точкам! Приходите служить на подводный флот - на нашем счету 77% потопленного тоннажа!" Комментарии, как говорится, излишни

В статье использованы материалы из книги "Советское подводное кораблестроение", В. И. Дмитриев, Воениздат, 1990 год.

Большие подводные лодки I серии «U-25» и «U-26» были построены на верфи «Deschimag» и приняты в строй в 1936 г. Обе лодки погибли в 1940 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 862 т, подводное – 983 т.; длина – 72,4 м, ширина – 6,2 м; высота – 9,2 м; осадка – 4,3 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 3,1/1 тыс. л.с.; скорость – 18,6 узл.; запас топлива – 96 т. соляра; дальность плавания – 7,9 тыс. миль; экипаж – 43 человека. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудие; 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 4-6– 533-мм торпедных аппарата; 14 торпед или 42 мины.

Серия больших океанских подводных лодок типа «IX-A» состояла из 8 единиц («U-37» – «U-44»), построенных на верфи «Deschimag» и принятых в строй в 1938-1939 гг. Все лодки погибли в годы войны. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1 тыс. т, подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 76,5 м, ширина – 6,5 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4/1 тыс.л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 154 т. соляра; дальность плавания – 10,5 тыс. миль; экипаж – 48 человек. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудие, 1х1 – 37-мм и 1х1 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 22 торпеды или 66 мин.

Серия больших океанских подводных лодок типа «IX-В» состояла из 14 единиц («U-64» – «U-65», «U-103» — «U-124»), построенных на верфи «Deschimag» и принятых в строй в 1939-1940 гг. Все лодки погибли в годы войны. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т, подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 76,5 м, ширина – 6,8 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4/1 тыс.л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 165 т. соляра; дальность плавания – 12 тыс. миль; экипаж – 48 человек. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудие, 1х1 – 37-мм и 1х1 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 22 торпеды или 66 мин.


Серия средних подводных лодок типа «IX-С» состояла из 54 единиц («U-66» – «U-68», «U-125» — «U-131», «U-153» – «U-166», «U-171» – «U-176», «U-501» – «U-524»), построенных на верфи «Deschimag» и принятых в строй в 1941-1942 гг. 48 лодок погибло в годы войны, 3 – затоплено экипажами, остальные капитулировали. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т, подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 76,8 м, ширина – 6,8 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4/1 тыс.л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 208 т. соляра; дальность плавания – 13,5 тыс. миль; экипаж – 48 человек. Вооружение: до 1944 г. 1х1 — 105-мм, 1х1 – 37-мм и 1х1 — 20-мм зенитных автомата; после 1944 г. — 1х1 – 37-мм и 1х4 или 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 22 торпеды или 66 мин.

Серия средних подводных лодок типа «IX-С/40» состояла из 87 единиц («U-167» – «U-170», «U-183» — «U-194», «U-525» – «U-550», «U-801» – «U-806», «U-841» – «U-846», «U-853» – «U-858», «U-865» – «U-870», «U-881» – «U-887», «U-889», «U-1221» – «U-1235»), построенных на верфях «Deschimag», «Deutsche Werft» и принятых в строй в 1942-1944 гг. В годы войны погибло 64 лодки, 3 – затоплено экипажами, 17 — капитулировали, остальные были повреждены и не ремонтировались. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т, подводное – 1,3 тыс. т.; длина – 76,8 м, ширина – 6,9 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4/1 тыс. л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 214 т. соляра; дальность плавания – 13,9 тыс. миль; экипаж – 48 человек. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудие, 1х1 – 37-мм и 2х1 и 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 22 торпеды или 66 мин.

Средние подводные лодки «U-180» и «U-195» относились к типу «IX-D» — высокоскоростных субмарин. Они были построены на верфи «Deschimag» и приняты в строй в 1942 г. С 1944 г. лодки были преобразованы в подводные транспорты. Они перевозили 252 т. соляра. Лодка «U-180» погибла в 1944 г, а «U-195» в 1945 г. захвачена японскими войсками и служила под обозначением «І-506». ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,6 тыс. т, подводное – 1,8 тыс. т.; длина – 87,6 м, высота – 10,2 м; ширина – 7,5 м; осадка – 5,4 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 6 дизельных двигателей и 2 электродвигателя; мощность – 9/1,1 тыс. л.с.; скорость – 21 узл.; запас топлива – 390 т. соляра; дальность плавания – 9,5 тыс. миль; экипаж – 57 человек. Вооружение до 1944 г.: 1х1 — 105-мм орудие, 1х1 – 37-мм и 1х1 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппарата; 24 торпеды или 72 мин.; после 1944 г. — 1х1 – 37-мм и 2х2 — 20-мм зенитных автомата.

Серия средних подводных лодок типа «IXD-2» состояла из 28 единиц («U-177» – «U-179», «U-181» — «U-182», «U-196» – «U-200», «U-847» – «U-852», «U-859» – «U-864», «U-871» – «U-876»), построенных на верфи «Deschimag» и принятых в строй в 1942-1943 гг. Лодки предназначались для действия в Южной Атлантике и Индийском океане. 21 лодка погибла в годы войны, 1 – затоплена экипажами, 7 — капитулировали. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,6 тыс. т, подводное – 1,8 тыс. т.; длина – 87,6 м, ширина – 7,5 м; осадка – 5,4 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 основных дизельных двигателя, 2 вспомогательных дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4+1.2/1 тыс. л.с.; скорость – 19 узл.; запас топлива – 390 т. соляра; дальность плавания – 31,5 тыс. миль; экипаж – 57 человек. Вооружение: 1х1 – 37-мм и 2х1 и 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды или 72 мины. В 1943-1944 г. некоторые лодки оснащались буксируемым автожиром «FA-330».

Из серии больших подводных лодок типа «IX-D/42» была построена только одна субмарина «U-883» на верфи «Deschimag» и принята в строй в 1945 г. В этом же году лодка капитулировала. В процессе строительства она была перепрофилирована в транспорт. Лодка перевозила 252 т. соляра. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,6 тыс. т, подводное – 1,8 тыс. т.; длина – 87,6 м, ширина – 7,5 м; осадка – 5,4 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 основных дизельных двигателя, 2 вспомогательных дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4+1.2/1 тыс. л.с.; скорость – 19 узл.; запас топлива – 390 т. соляра; дальность плавания – 31,5 тыс. миль; экипаж – 57 человек. Вооружение: 1х1 – 37-мм и 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 2 – 533-мм торпедных аппарата; 5 торпед.

Серия больших подводных лодок типа «XXI» состояла из 125 единиц («U-2501» — «U-2531», «U-2533» — «U-2548», «U-2551», «U-2552», «U-3001» — «U-3044», «U-3047», «U-3501» — «U-3530») построенных на верфях «Blohm & Voss», «Deschimag» и принятая в строй в 1944-1945 гг. В период войны погибла 21 лодка, 88 – затоплено экипажами, остальные — капитулировали союзникам. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,6 тыс. т, подводное – 1,8 тыс. т.; длина – 76,7 м, ширина – 8 м; осадка – 6,3 м; глубина погружения – 135 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя, 2 основных электродвигателя и 2 электродвигателя бесшумного хода; мощность – 4/4,4 тыс. л.с. + 226 л.с; запас топлива – 253 т. соляра; скорость – 15,6 узл.; дальность плавания – 15,5 тыс. миль; экипаж – 57 человек. Вооружение: 2х2 – 20-мм или 30-мм зенитных автомата; 6 — 533-мм торпедных аппаратов; 23 торпеды или 29 мин.

Серия средних подводных лодок типа «VII-А» состояла из 10 единиц («U-27» – «U-36»), построенных на верфях «Deschimag», «Germaniawerf» и принятых в строй в 1936 г. В период войны 7 лодок погибло, 2 – затоплено экипажами, 1 – капитулировала. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 626 т, подводное – 915 т.; длина – 64,5 м, ширина – 5,9 м; осадка – 4,4 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,1-2,3/0,8 тыс.л.с.; скорость – 17 узл.; запас топлива – 67 т. соляра; дальность плавания – 6,2 тыс. миль; экипаж – 44 человека. Вооружение: до 1942 г. 1х1 — 88-мм орудие и 1х1 — 20-мм зенитный автомат; после 1942 г. – 1х2 и 2х1-20-мм или 37-мм зенитные автоматы; 5 – 533-мм торпедных аппарата; 11 торпед или 24-36 мины.

Серия средних подводных лодок типа «VII-В» состояла из 24 единиц («U45» — «U55», «U73 — U76», «U-83» — «U-87», «U-99» — «U-102»), построенных на верфях «Vulcan», «Flenderwerft», «Germaniawerf» и принятых в строй в 1938-1941 гг. В период войны 22 лодки погибло, 2 – затоплено экипажами. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,8 тыс. т, подводное – 1 тыс. т.; длина – 66,5 м, ширина – 6,2 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,8-3,2/0,8 тыс.л.с.; скорость – 17-18 узл.; запас топлива – 100 т. соляра; дальность плавания – 8,7 тыс. миль; экипаж – 44 человека. Вооружение: до 1942 г. — 1х1 — 88-мм орудие и 1х1 — 20-мм зенитный автомат; после 1942 г. – 1х2 и 2х1-20-мм и 1х1 — 37-мм зенитные автоматы; 5 – 533-мм торпедных аппаратов; 6 торпед или 24-36 мины.

Серия средних подводных лодок типа «VII-С» состояла из 663 единиц (обозначение находилось в рамках «U-69» — «U-1310») и строилась в 1940-1945 гг. на верфях «Neptun Werft», «Deschimag», «Germaniawerft», «Flender Werke», «Danziger Werft», «Blohm + Voss», «Kriegsmarinewerft», «Nordseewerke», «F. Schichau», «Howaldtswerke AG». Известны две модификации лодки: «VIIC/41» и «U-Flak». Тип «VIIC/41» имел увеличенную толщину корпуса с 18 до 21,5 мм. Это позволило увеличить рабочую глубину погружения с 100 до 120 метров, а расчётную глубину разрушения корпуса - с 250 до почти 300 метров. Всего было построено 91 лодку («U-292» — «U-300», «U-317» — «U-328», «U-410», «U-455», «U-827», «U-828», «U-929», «U-930», «U-995», «U-997» — «U-1010», «U-1013» — «U-1025», «U-1063» — «U-1065», «U-1103» — «U-1110», «U-1163» — «U-1172», «U-1271» — «U-1279», «U-1301» — «U-1308»). Одной из модификаций типа «VII-C» были лодки ПВО, которые обозначались как «U-Flak». Было переоборудовано 4 лодки: «U-441», «U-256», «U-621» и «U-951». Модернизация заключалась в установке новой ходовой рубки с двумя счетверёнными 20-мм и одной 37-мм зенитными установками. Все лодки к 1944 году были возвращены в первозданное состояние. В 1944-1945 гг. многие лодки оснащались шноркелем. Лодки «U-72», «U-78», «U-80», «U-554» и «U-555» только два носовых торпедных аппарата, а «U-203», «U-331», «U-35», «U-401», «U-431» и «U-651» не имели кормовых аппаратов. В период войны 478 лодок погибло, 12 – повреждено и не ремонтировались; 114 – затоплено экипажами; 11 лодок в 1943 г. было передано Италии, остальные лодки капитулировали в 1945 г. и почти все в конце года были затоплены. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,8 тыс. т, подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 67,1 м, ширина – 6,2 м; осадка – 4,7 — 4,8 м; глубина погружения – 100 — 120 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,8-3,2/0,8 тыс.л.с.; скорость – 17 — 18 узл.; запас топлива – 114 т. соляра; дальность плавания – 8,5 тыс. миль; экипаж – 44 — 56 человек. Вооружение: до 1942 г. — 1х1 — 88-мм орудие и 1х1 — 20-мм зенитный автомат; после 1942 г. – 1х2 и 2х1-20-мм и 1х1 — 37-мм зенитные автоматы; 5 – 533-мм торпедных аппаратов; 6 торпед или 14-36 мины.

Серия подводных минных заградителей типа «Х-В» состояла из 8 единиц («U-116» – «U-119», «U-219», «U-220», U-233», U-234»), построенных на верфи «Germaniawerf» и принятых в строй в 1941-1944 гг. Для размещения мин было предусмотрено 30 вертикальных труб. Лодки в большинстве случаев использовались в качестве транспортов. Лодки «U-219» и «U-234» капитулировали в 1945 г., остальные погибли в 1942–1944 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,7 тыс. т, подводное –2,2 тыс. т.; длина – 89,8 м, ширина – 9,2 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,2-4,8/1,1 тыс.л.с.; скорость – 16 — 17 узл.; запас топлива – 338 т. соляра; дальность плавания – 18,5 тыс. миль; экипаж – 52 человека. Вооружение: 1х1 — 37-мм и 1х1 или 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 2 – 533-мм торпедных аппарата; 15 торпед; 66 мин.

Серия подводных минных заградителей типа «VII-D» состояла из 6 единиц («U-213» – «U-218»), построенных на верфи «Germaniawerf» и принятых в строй в 1941-1942 гг. Лодка «U-218» капитулировала в 1945 г., остальные погибли в 1942–1944 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1 тыс. т, подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 77 м, ширина – 6,4 м; осадка – 5 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,8-3,2/0,8 тыс.л.с.; скорость – 17 узл.; запас топлива – 155 т. соляра; дальность плавания – 11,2 тыс. миль; экипаж – 46 человек. Вооружение: 1х1 – 88-мм орудие; 1х1 — 37-мм и 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 5 – 533-мм торпедных аппарата; 26 — 39 мин.

Серия транспортных подводных лодок типа «VII-F» состояла из 4 единиц («U-1059» – «U-1062»), построенных на верфи «Germaniawerf» и принятых в строй в 1943 г. Лодки предназначались для перевозки 26 торпед и передачи их в море другим подлодкам. Однако по прямому назначению субмарины не использовались, а служили для перевозки грузов. Лодка «U-1061» капитулировала в 1945 г., остальные погибли в 1944 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т, подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 77,6 м, ширина – 7,3 м; осадка – 4,9 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,8-3,2/0,8 тыс.л.с.; скорость – 17 узл.; запас топлива – 198 т. соляра; дальность плавания – 14,7 тыс. миль; экипаж – 46 человек. Вооружение: 1х1 — 37-мм и 1х2 — 20-мм зенитных автомата; 5 – 533-мм торпедных аппарата; 14 торпед или 36 мин.

Серия транспортных подводных лодок типа «ХIV» состояла из 10 единиц («U-459» – «U-464», «U-487» – «U-490»), построенных на верфи «Deutsche Werke» и принятых в строй в 1941-1943 гг. Лодки перевозили по 423 т. соляра и 4 торпеды. Все лодки погибли в 1942–1944 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,7 тыс. т., подводное –1,9 тыс. т.; длина – 67,1 м, ширина – 9,4 м; осадка – 6,5 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 3,2/0,8 тыс.л.с.; скорость – 15 узл.; запас топлива – 203 т. соляра; дальность плавания – 12,4 тыс. миль; экипаж – 53 человека. Вооружение: 2х1 — 37-мм и 1х1 — 20-мм зенитный автомат или 1х1 — 37-мм и 2х2 — 20-мм зенитных автомата.

Лодка «Batiray» была построена на верфи «Germaniawerft» по заказу Турции, однако была реквизирована германскими войсками и в 1939 г. принята в состав ВМС под обозначением «UA». Субмарина погибла в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т, подводное – 1.4 тыс. т.; длина – 86,7 м, ширина – 6,8 м; осадка – 4,1 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки –2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,6/1,3 тыс.л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 250 т. соляра; дальность плавания – 13,1 тыс. миль; экипаж – 45 человек. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудия; 2х1- 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 торпед или 36 мин.

Серия малых (прибрежных) подводных лодок типа «II-A» состояла из 6 единиц («U-1» — «U-6»), построенных на верфи «Deutsche Werke» и принятая строй в 1935 г. В 1938-1939 гг. лодки прошли перевооружение. Лодки «U-1» и «U-2» погибли в 1940 и 1944 г., «U-3», «U-4» и «U6» — в 1944 г. затоплены экипажами, а «U-5» — капитулировала в 1943 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 254 т, подводное – 303 т.; длина – 40,9 м, ширина – 4,1 м; осадка – 3,8 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 700/360 л.с.; запас топлива – 12 т. соляра; скорость – 13 узл.; дальность плавания – 1,6 тыс. миль; экипаж – 22 человека. Вооружение: 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 3 — 533-мм торпедных аппарата; 5 торпед или 18 мин.

Серия малых (прибрежных) подводных лодок типа «II-B» состояла из 20 единиц («U-7» — «U-24», «U-120», «U-121») построенных на верфях «Germaniawerft», «Deutsche Werke», «Flenderwerft» и принятая строй в 1935-1940 гг. В период войны 7 лодок погибло, остальные были затоплены экипажами. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 279 т, подводное – 328 т.; длина – 42,7 м, ширина – 4,1 м; осадка – 3,9 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 700/360 л.с.; запас топлива – 21 т. соляра; скорость – 13 узл.; дальность плавания – 3,1 тыс. миль; экипаж – 22 человека. Вооружение: 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 3 — 533-мм торпедных аппарата; 5 торпед или 18 мин.

Серия малых (прибрежных) подводных лодок типа «II-С» состояла из 8 единиц («U-56» — «U-63») построенных на верфи «Deutsche Werke» и принятая строй в 1938-1940 гг. В период войны 2 лодки погибло, остальные были затоплены экипажами.

Серия малых (прибрежных) подводных лодок типа «II-D» состояла из 16 единиц («U-137» — «U-152») построенных на верфи «Deutsche Werke» и принятая строй в 1940-1941 гг. В период войны 3 лодки погибло, 4 – капитулировали в 1945 г., остальные были затоплены экипажами. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 314 т, подводное – 364 т.; длина – 44 м, ширина – 4,9 м; осадка – 3,9 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 700/410 л.с.; запас топлива – 38 т. соляра; скорость – 12,7 узл.; дальность плавания – 5,6 тыс. миль; экипаж – 22 человека. Вооружение: 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 3 — 533-мм торпедных аппарата; 5 торпед или 18 мин.

Серия малых подводных лодок типа «XXIII» состояла из 60 единиц («U-2321» – «U-2371», U-4701- U-4712), построенных на верфях «Deutsche Werft», «Germaniawerft» и принятая строй в 1944-1945 гг. В период войны погибло 7 лодок, 32 – затоплено экипажами, остальные — капитулировали союзникам. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 234 т, подводное – 258 т.; длина – 34,7 м, ширина – 3 м; осадка – 3,7 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – дизельный двигатель и электродвигатель; мощность – 580-630/35 л.с.; запас топлива – 20 т. соляра; скорость – 10 узл.; дальность плавания – 4,5 тыс. миль; экипаж – 14 человек. Вооружение: 2 — 533-мм торпедных аппарата; 2 торпеды.

В 1944 г. на верфи «Deschimag A.G. Weser» было построено 324 сверхмалые подводные лодки типа «Biber». В качестве базы для проектирования была взята британская лодка «Welman». ТТХ лодки: водоизмещение полное подводное – 6,5 т.; длина – 9 м, ширина – 1,6 м; осадка – 1,4 м; глубина погружения – 20 м; энергетические установки – бензиновый двигатель и электродвигатель; мощность – 32/13 л.с.; скорость – 6,5 узл.; запас топлива – 110 кг; дальность плавания – 100 миль; экипаж – 1 человек. Вооружение: 2 — 533-мм торпеды или мины.

Серия сверхмалых подводных лодок типа «Hecht» состояла из 53 единиц: «U-2111» – «U-2113», «U-2251» – «U-2300». Лодки были построены на верфях «Germaniawerft» и «CRDA» в 1944 г. на основе захваченной британской сверхмалой подводной лодки «Welman». ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 11,8 т, подводное – 17,2 т.; длина – 10.5 м, ширина – 1,3 м; осадка – 1,4 м; глубина погружения – 50 м; энергетические установки — электродвигатель; мощность – 12 л.с.; скорость – 6 узл.; дальность плавания – 78 миль; экипаж – 2 человека. Вооружение: 533-мм торпеда или мина.

В 1944-1945 гг. на верфях «Deschimag» и «AG Weser» было построено 390 одноместных лодок, представляющих собой увеличенную в размерах электроторпеду. ТТХ лодки: водоизмещение надводное стандартное подводное – 11 т.; длина – 10,8 м, ширина – 1,8 м; осадка – 1,8 м; глубина погружения – 30 м; энергетические установки — электродвигатель; мощность – 14 л.с.; скорость – 5 узл.; дальность плавания – 60 миль; экипаж – 1 человек. Вооружение: 2 – 533-мм торпеды.

В 1944-1945 гг. на верфях «Howaldtswerke», «Germaniawerft», «Schichau», «Klöckner» и «CRDA» было собрано 285 сверхмалых подводных лодок типа «Seehund» (XXVII-B) из которых 137 единиц («U-5001» — «U-5003», «U-5004» — «U-5118», «U-5221» – «U-5269») было принято на вооружение. Лодки оснащались автомобильным дизельным двигателем для надводного хода. Собирались на верфях из трех готовых секций. В период войны 35 лодок погибло. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 14,9 т, подводное – 17 т.; длина – 12 м, ширина – 1,7 м; осадка – 1,5 м; глубина погружения – 50 м; энергетические установки — дизельный двигатель и электродвигатель; мощность – 60/25 л.с.; скорость – 7,7 узл.; запас топлива – 0,5 т. соляра; дальность плавания – 300 миль; экипаж – 2 человека. Вооружение: 2 – 533-мм торпеды.

Минуло без малого 70 лет, как отгремела Вторая мировая война, но и сегодня далеко не все известно нам о некоторых эпизодах ее завершающего этапа. Оттого-то вновь и вновь в прессе и литературе оживают старые сюжеты о таинственных субмаринах Третьего рейха, всплывавших у берегов Латинской Америки. Особенно привлекательной для них оказалась Аргентина.

ДОСТАТЬ СО ДНА!

Для подобных историй, реальных или вымышленных, имелись основания. Всем известна роль немецких подводных лодок в войне на море: 1 162 субмарины сошли со стапелей Германии за годы Второй мировой войны. Но не только этим рекордным количеством лодок мог по праву гордиться немецкий ВМФ.

Немецкие субмарины той поры отличались самыми высокими техническими характеристиками — скоростью хода, глубиной погружения, непревзойденной дальностью плавания. Неслучайно самые массовые советские ПЛ довоенного периода (серия С) строились по немецкой лицензии.

А когда в июле 1944 года в Выборгском заливе на небольшой глубине была потоплена немецкая лодка U-250, советское командование потребовало от флота любой ценой поднять ее и доставить в Кронштадт, что и было выполнено, несмотря на упорное противодействие противника. И хотя лодки VII серии, к которой принадлежала U-250, в 1944 году уже не считались последним словом немецкой техники, но для советских проектантов в ее конструкции было немало новинок.

Достаточно сказать, что после ее захвата появился специальный приказ главкома ВМФ Кузнецова о приостановке начатых работ по проекту нового подводного корабля до детального изучения U-250. В дальнейшем многие элементы «немки» перешли в советские лодки проекта 608, а позднее и проекта 613, коих более сотни было построено в послевоенные годы. Особенно высокие показатели имели лодки XXI серии, одна за другой уходящие в океан начиная с 1943 года.

СОМНИТЕЛЬНЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

Аргентина, выбрав нейтралитет в мировой войне, тем не менее занимала явно прогерманскую позицию. Многочисленная немецкая диаспора была весьма влиятельна в этой южной стране и оказывала посильную помощь своим воюющим соотечественникам. Немцы владели в Аргентине множеством промышленных предприятий, огромными земельными угодьями, рыболовецкими судами.

Действующие в Атлантике немецкие ПЛ регулярно приближались к берегам Аргентины, где их снабжали продуктами, медикаментами и запчастями. Нацистских подводников как героев принимали хозяева немецких поместий, в большом количестве разбросанных вдоль аргентинского побережья. Очевидцы рассказывали, что для бородатых мужчин в морской форме устраивались настоящие пиры — жарились барашки и поросята, выставлялись лучшие вина и бочонки с пивом.

Но в местную прессу сообщения об этом не попадали. Немудрено, что именно в этой стране после разгрома Третьего рейха находили прибежище и спасались от возмездия многие видные нацисты и их приспешники, такие как Эйхман, Прибке, доктор-садист Менгеле, фашистский диктатор Хорватии Павелич и другие.

Ходили слухи, что все они попадали в Южную Америку на борту подводных лодок, особая эскадра которых, состоящая из 35 ПЛ (так называемый «Конвой фюрера»), имела базу на Канарах. До наших дней не опровергнуты сомнительные версии о том, что таким же путем нашли спасение Адольф Гитлер с Евой Браун и Борман, а также о якобы созданной с помощью подводного флота в Антарктиде секретной немецкой колонии Новая Швабия.

В августе 1942 года к воюющим странам антигитлеровской коалиции присоединилась Бразилия, принявшая участие в боях на суше, в воздухе и на море. Самую большую потерю она понесла, когда война в Европе уже закончилась, а на Тихом океане догорала. 4 июля 1945 года в 900 милях от родных берегов взорвался и почти мгновенно пошел на дно бразильский крейсер «Байя». Большинство специалистов считают, что его гибель (вместе с 330 членами экипажа) — дело рук немецких подводников.

СВАСТИКА НА РУБКЕ?

Переждав смутное время, неплохо заработав на поставках обеим воюющим коалициям, на самом излете войны, когда ее конец был всем ясен, 27 марта 1945 года Германии объявила войну Аргентина. Но после этого поток немецких лодок, похоже, только вырос. Десятки жителей прибрежных деревень, а также рыбаки в море, по их словам, не раз наблюдали ПЛ в надводном положении, чуть ли не в кильватерном строю двигающиеся в южном направлении.

Наиболее глазастые очевидцы даже разглядели на их рубках свастику, которую, кстати, немцы никогда на рубки своих лодок не наносили. Прибрежные воды и побережье Аргентины теперь патрулировались армией и флотом. Известен эпизод, когда в июне 1945 года в окрестностях города Мардель-Плата патруль наткнулся на пещеру, в которой в герметичной упаковке находились различные продукты. Кому они предназначались, осталось невыясненным. Также трудно понять, откуда взялся этот нескончаемый поток ПЛ, якобы наблюдаемых населением после мая 1945 года.

Ведь еще 30 апреля главком немецкого ВМФ гросс-адмирал Карл Дениц отдал распоряжение о проведении операции «Радуга», в ходе которой все оставшиеся субмарины рейха (несколько сотен) подлежали затоплению. Вполне реально, что до части этих кораблей, находившихся в океане или в портах разных стран, директива главкома не дошла, а некоторые экипажи просто отказались ее выполнять.

Историки сходятся на том, что в большинстве случаев за ПЛ, наблюдаемые в океане, принимались различные болтающиеся на волнах суденышки, в том числе рыбацкие, либо сообщения очевидцев были просто плодом их воображения на фоне общей истерии в ожидании ответного удара Германии.

КАПИТАН ЧИНЗАНО

Но все-таки как минимум две немецкие ПЛ оказались не фантомами, а вполне реальными кораблями с живыми экипажами на борту. Это были U-530 и U-977, вошедшие в порт Мардель-Плата летом 1945 года и сдавшиеся властям Аргентины. Когда ранним утром 10 июля на борт U-530 поднялся аргентинский офицер, он увидел выстроенный на палубе экипаж и его командира — совсем юного обер-лейтенанта, который представился как Отто Вермут (позже аргентинские моряки называли его Капитан Чинзано) и заявил, что U-530 и ее команда из 54 человек сдается на милость аргентинских властей.

После этого флаг подводной лодки был спущен и передан аргентинским властям вместе со списком экипажа.

Группа офицеров военно-морской базы Мардель-Плата, выполнившая осмотр U-530, отметила, что ПЛ не имела палубной пушки и двух зенитных пулеметов (они были сброшены в море перед сдачей в плен), а также ни одной торпеды. Вся корабельная документация уничтожена, как и шифровальная машинка. Особо было отмечено отсутствие на ПЛ надувного спасательного бота, что навело на мысль, не был ли он использован для высадки на берег каких-то нацистских деятелей (возможно, самого Гитлера).

В ходе допросов Отто Вермут сообщил, что U-530 вышла из Киля в феврале, 10 дней скрывалась в норвежских фьордах, после чего курсировала вдоль побережья США, а 24 апреля двинулась на юг. Никаких внятных объяснений по поводу отсутствия бота Отто Вермут дать не смог. Были организованы поиски пропавшего бота с привлечением кораблей, самолетов и морской пехоты, однако результатов они не дали. 21 июля корабли, участвующие в этой операции, получили приказ вернуться на свои базы. С этого момента уже никто немецкие подводные лодки в водах Аргентины не искал.

СКАЗ О ПИРАТЕ

Завершая рассказ о похождениях немецких ПЛ в южных морях, нельзя не упомянуть некоего корветтен-капитана Пауля фон Реттеля, ставшего благодаря журналистам широко известным как командир U-2670. Он, якобы находясь в мае 1945 года в Атлантике, отказался затопить свою ПЛ или сдаться и попросту начал пиратствовать у берегов Африки и Юго-Восточной Азии. Новоявленный флибустьер будто бы сколотил себе огромное состояние. Горючее для своих дизелей, воду и продукты питания он пополнял за счет своих жертв.

Оружие практически не применял, т. к. мало кто решался сопротивляться его грозной ПЛ. Чем кончилась эта история, журналистам неизвестно. Зато доподлинно известно, что ПЛ за номером U-2670 в составе немецкого флота не числилась, а сам фон Реттель в списке командиров не значился. Так что, к разочарованию любителей морской романтики, его история оказалась газетной уткой.

Константин РИШЕС

В этой заметке, предлагаю вашему вниманию огневые средства, которыми располагали лодки. Тема снова рассмотрена мною бегло, без приведения подробностей и нюансов, так как при подробном освещении данного вопроса потребуется написать минимум большую обзорную статью. Для начала, чтобы было понятно, как немцы выдели вопрос в необходимости наличия на борту орудия и его применения, приведу выдержку из "Наставления командирам подлодок", где об этом сказано следующее:

"Раздел V Артиллерийское оружие подводных лодок (подводная лодка как носитель артиллерии)
271. Наличие артиллерии на подводной лодке с самого начала таит в себе противоречия. Подводная лодка неустойчива, имеет низкорасположенную артиллерийскую платформу и платформу наблюдения и не приспособлена для ведения артиллерийского огня.
Все артиллерийские установки на подводной лодке плохо приспособлены для артиллерийской дуэли, и в этом отношении подводная лодка уступает любому надводному кораблю.
При артиллерийском сражении подводная лодка, в противоположность надводному кораблю, должна сразу же ввести в действие все свои силы, т.к. даже одно попадание в прочный корпус подводной лодки уже создает для нее невозможность погружения и ведет к гибели. Поэтому возможность артиллерийского сражения торпедной подводной лодки с военными надводными кораблями исключается.
272. Для подводных лодок, используемых для торпедных атак, артиллерия является как бы условным и вспомогательным оружием, ибо применение артиллерии над водой противоречит всему существу подводной лодки, т. е. внезапной и скрытной подводной атаке.
На основании этого можно сказать, что на торпедной подводной лодке артиллерия находит свое применение только в борьбе с торговыми кораблями, например, для задержки пароходов или для уничтожения невооруженных или слабо вооруженных кораблей (§ 305)."
(с)

Палубная артиллерия
Калибр , Тип , Стрельба , Скорострельность , Угол подъема , Эфект. дальность , Расчет

105 мм SK C/32U - U-boоt L C/32U Одиночными 15 35° 12.000 м 6 чел.
105 мм SK C/32U - Marine Pivot L Одиночными 15 30° 12.000 м 6 чел.
88 мм SK C/30U - U-boоt L C/30U Одиночными 15-18 30° 11.000 м 6 чел.
88 мм SK C/35 - U-boоt L C/35U Одиночными 15-18 30° 11.000 м 6 чел.


Из всех типов немецких подлодок, спроектированных и построенных с 1930 по 1945 палубной артиллерией калибра свыше 88 мм были вооружены лодки I, VII, IX и X серий. При этом орудие калибра 88-мм несла на себе только VII серия, остальные указанные серии лодок имели 105-мм орудие. Пушка располагалась прямо на верхней палубой перед рубкой, боезапас хранился частично там же в надстройке лодки, частично внутри прочного корпуса. Палубная артиллерия находилась в ведомстве второго вахтофицера, который исполнял на лодке обязанности старшего артиллериста.
На "семерках" орудие было установлено в районе 54 шпангоута на специально укрепленной в надстройке пирамиды, которая была усилена продольными и поперечными балками. В районе орудия верхняя палуба была расширена до 3.8 метров в длину, образуя тем самым место для артрасчета. Стандартный боезапас на лодку составлял 205 снарядов - 28 из которых в специальных контейнерах в надстройке рядом с орудием, 20 снарядов в рубке, остальные в "оружейке" внутри прочного корпуса во втором с носа отсеке.
105-мм орудие было также установлено на пирамиде, которая была приварена к прочному корпусу. В зависимости от типа лодки боезапас к орудию колебался от 200 до 230 снарядов, из которых 30-32 хранились в надстройке рядом с орудием, оставшиеся в "оружейке" расположенных в ЦО и камбузе.
От воды палубное орудие со стороны ствола защищала водонепроницаемая заглушка, со стороны казенной части в специальной гильзой-заглушкой. Хороша продуманная система смазки орудия позволяла сохранять орудие в рабочем состоянии при различных температурах.
О различных случаях применениях палубного орудия мною было упомянуто и .
К концу 1942 года командование подводными силами пришло к выводу, что палубные орудия на лодках, участвовавших в боевых действиях на Атлантическом ТВД, должны быть демонтированы. Таким образом практически все "семерки" типа В и С лишились подобной артиллерии. Пушки были оставлены на подводных крейсерах типа IX, минзагах типа VIID и X. Но к концу войны уже было трудной найти немецкую лодку любого типа, которая несла бы палубную артиллерию.

88-мм орудия U29 и U95. Хорошо просматривается водонепроницаемая заглушка.


Угол подъема 88-мм орудия на U46. Кажется он все-таки превышает те 30 и 35 градусов указанных в ТТХ. Орудие было необходимо задирать стволом вверх при загрузке торпед в носовой отсек. На фото ниже показано, как это происходило (U74 готовиться принять торпеду)



105-мм орудие на "единичке" U26


105-мм орудия U103 и U106


Общий вид 105-мм орудия с его креплениями.

Артиллеристы U53 и U35 готовятся к практическим стрельбам




Артрасчет U123 готовиться открыть огонь. Прямо по курсу виден танкер. Цель будет потоплена артогнем.Завершение операции "Паукеншлаг" февраль 1942.

Но иногда орудия использовались не по назначению:-)
На снимках ниже U107 и U156

Зенитная артиллерия
Калибр , Тип , Стрельба , Скорострельность , Угол подъема , Эфект. дальность , Расчет

37 мм SK C/30U - Ubts. LC 39 Одиночными 12 85° 2.500 м 3/4 чел.
37 мм M42 U - LM 43U Автомат (8 зарядов) 40 80° 2.500 м 3/4 чел.
37 мм Zwilling M 42U - LM 42 Автомат (8 зарядов) 80 80° 2.500 м 3/4 чел.
30 мм Flak M 44 - LM 44 Автомат (точные характеристики неизвестны. Для подлодок типа XXI)
20 мм MG C/30 - L 30 Автомат (20 зарядов) 120 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм MG C/30 - L 30/37 Автомат (20 зарядов) 120 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм Flak C/38 - L 30/37 Автомат (20 зарядов) 220 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм Flak Zwilling C/38 II - M 43U Автомат (20 зарядов) 440 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм Flak Vierling C38/43 - M 43U Автомат (20 зарядов) 880 90° 1.500 м 2/4 чел.
13.2 мм Breda 1931 Автомат (30 зарядов) 400 85° 1.000 м 2/4 чел

Красным цветом выделены счетверенные установки, синим сдвоенные.

Из огневых средств, которыми располагали немецки подлодки наиболее интересно зенитное вооружение. Если палубные орудия были изжиты к концу войны, то эволюция зенитного огня у немцев наглядно видна из вышеуказанной таблицы.

К началу войны немецкие субмарины обладали лишь минимумом зенитных стволов, так как считалось угроза с воздуха явно недооценивалась командованием флота. В результате, конструкторы в проектах предусматривали не более одной зенитки на лодке. Но в течении войны ситуация изменилась и доходила до того, что некоторые субмарины были буквально утыканы зенитными стволами, типа "зенитных лодок" (флакботы).
Основным оружием лодок изначально были признаны 20-мм 20-зарядные зенитные автоматы, которые устанавливались на всех типах лодок за исключением II серии. На последних они также предусматривались, но не входили в типовое вооружение лодок.

Изначально на первых "семерках" в довоенное время 20-мм зенитный автомат типа MG C/30 - L 30 предполагалось устанавливать на верхней палубе за рубкой. На примере U49 это хорошо видно. Позади открытого люка просматривается лафет для зенитки.

Но уже в военное время 20-мм зенитку перенесли на площадку расположенную за мостиком. На фото он хорошо просматривается. Поочередно, зенитные площадки U25, U38 (на мостике лодки сам Карл Дениц), U46





"Двойки" в зависимости от типа и назначения лодки получали зенитное вооружение, как предвоенное время, так и во время войны. Орудие располагалось перед рубкой. Либо для него был установлен лафет, либо он устанавливался там же на водонепроницаемый контейнер (виде бочки) в котором автомат и хранился в разобранном состоянии).
U23 до войны


Водонепроницаемый "бочонок", он же лафет на U9 (Черное море)


Тоже самое на U145


А это уже в готовом виде. U24 (Черное море)


Вариант установки зенитного автомата на лафете. U23 (Черное море)


"Двойки", действовавшие на Черном Море подвергли некоторой модификации. В частности, рубка была видоизменена в сторону стандартных океанских лодок путем добавления к ней площадки для установки дополнительных огневых средств. Вооружение лодок данного типа на ЧМ ТВД за счет этого выросло до 2-3 стволов на субмарину. На фото U19 в полном вооружении. Зенитка впереди рубки, спарка на площадке за мостиком. Кстати, по бокам рубки видны установленные пулеметы.

Рост угрозы с воздуха заставлял немцев принимать меры по увеличению зенитного вооружения. Лодка получила дополнительную площадку для размещения огневых средств, на которой могли размещаться два спарки 20-мм автоматов и один (либо спарка) 37-мм автоматов. Эта площадка получила прозвище "Зимний сад" (Винтергартен). Ниже фото лодок сдавшихся союзникам U249, U621 и U234




Как вершина эволюции зенитного вооружения немецких лодок счетверенная зенитная установка Flak Vierling C38/43 - M 43U, которую получили так называемые "зенитные лодки". Как пример U441.

На Средиземном море "семерки" получали дополнительное вооружение за счет установки итальянских пулеметов "Бреда" в виде спарок. Как пример U81

Отдельным словом стоит упомянуть такое "чудо"-оружие, как 37 мм зенитку SK C/30U - Ubts. LC 39, которая вела огонь одиночными. Это орудие устанавливалось на более поздние типы подводных крейсеров типа IX (B и С) и подводные танкера типа XIV. "Дойные коровы" несли два орудия такого типа по обеим сторонам рубки. "Девятки" имели одно, установленное позади рубки. Ниже примеры такого орудия на U103.


Так как я не ставил перед собой задачи проводить полное и детальное описание зенитного вооружения, такие нюансы, как боезапас и другие характеристики данного вида вооружения, опускаю. О подготовке зенитчиков на ПЛ я когда-то упоминал и . Примеры противостояния между подлодками и авиацией можно получить, если смотреть темы моего тега .

Огнестрельное и сигнальное оружие
Калибр , Тип , Стрельба , Скорострельность , Угол подъема , Эфект. дальность , Расчет

7.92 мм MG15 Автомат (50/75 зарядов) 800-900 90° 750 м 1-2
7.92 мм MG34 Автомат (50/75 зарядов) 600-700 90° 750 м 1-2
7.92 мм MG81Z Автомат (Лента) 2.200 90° 750 м 1-2
По мимо этого в распоряжении экипажа подлодки имелось 5-10 пистолетов Маузер 7.65 мм, 5-10 винтовок, автоматы МР-40, ручные гранаты и две сигнальные ракетницы.

MG81Z на U33

В целом хочу отметить, что немецкие подлодки обладали достаточно современными на тот момент огневыми средствами, которые хорошо зарекомендовали себя во время боевых действий. В частности, англичане отметили после испытаний артиллерии, захваченной ими U570, что по сравнению с 3-х дюймовым орудием образца 1917 года, установленным на лодках типа S, 88-мм немецкая пушка превосходит британскую. 20-мм зенитный автомат был признан ими превосходным и эффективным оружием, который к их удивлению, не вибрировал при стрельбе и имел хороший магазин.

Ресурс использованных для иллюстрации заметки фото http://www.subsim.com

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.

Дальние переходы немецкие подводные лодки проделывали на поверхности воды, погружаясь только при появлении противника. 33 подводные лодки, способные выйти в Атлантический океан, потопили 420 тысяч тонн торгового тоннажа. И это всего за первые четыре месяца с начала войны. Они становились на пути движения транспортов противника и ждали, когда появится цель, атаковали и отрывались от преследовавших их сил конвоя.

Успех в первые месяцы войны подхлестнул Германию к строительству новых подводных лодок. И это еще более приносило потерь торговому флоту антигитлеровской коалиции. Пиком подводной войны был 1942 г., когда немцы потопили 6,3 миллиона тонн торгового флота. А за всю войну союзники потеряли 15 миллионов тонн.

Перелом произошел в конце 1942 г., что вызвало панику у фашистского командования. Их подводные лодки бесследно исчезали одна за другой. Командиры чудом возвратившихся подводных кораблей рассказывали, что самолеты отыскивают их, когда они идут в надводном положении в любую погоду: в тумане, ночью. И поражают бомбами.

Причина возросших потерь немцев была в появлении радиолокационного оборудования на самолетах и кораблях. Немецким подводным лодкам пришлось прятаться под воду, а там они имели недостаточную продолжительность плавания. На радарном экране самолета, летящего на высоте 9750 футов (3000 м), всплывшая подводная лодка была видна на расстоянии в 80 миль (150 км).

После начала применения радаров, самолеты союзников имели возможность постоянно контролировать район действия подводных лодок Германии. Только Англия имела 1500 самолетов противолодочного патрулирования, а общее количество самолетов союзников более чем вдвое превышало это число.

Если самолет летел со скоростью 150 км/ч, то он видел подводную лодку за полчаса лета к ней, а она, в зависимости от погоды, за 5—7 ми-пут под ясным солнцем и вообще могла его не наметить в облаках и тумане. В лучшем для нее случае, она успевала погрузиться в воду, но часто погружение происходило под бомбами, рвущимися поблизости. Бомбы повреждали или топили подводную лодку.

Когда же появились самолеты берегового базирования с дальностью полета минимум 600 миль (1600 км), британская береговая оборона стала для немецких подводных лодок врагом номер один.

В ответ на радары немцы изобрели радио-локаторный приемник, который информировал немецких подводников о том, что подводная лодка обнаружена американским радаром, и в октябре 1942 г. начали устанавливать эти приемники на своих подводных лодках. Это изобретение немцев снизило эффективность американских радаров, так как подводная лодка в ряде случаев успевала погрузиться под воду. Однако немецкие приемники-детекторы (от латинского «detextor» — «открыватель») оказались бесполезными при изменении длины волны, на которой начали работать американские радары.

Гарвардская радиолаборатория США сконструировала 14 радарных установок, работающих на дециметровых волнах. Они срочно были доставлены на самолетах англичанам для установки на английские самолеты, патрулирующие Бискайский залив. Одновременно было ускорено производство аналогичной серии для самолетов морской авиации США и модели для армейской авиации.

Германские локационные приемники-детекторы не могли обнаружить облучение дециметровыми волнами и поэтому немецкие подводники находились в полном неведении, каким образом англо-американские самолеты их обнаруживали. Детектор молчал, а авиабомбы сыпались на голову.

Микроволновый радар позволил англоамериканским патрульным весной и в начале лета 1943 г. обнаружить и потопить большое количество германских подводных лодок.

Гитлер с сильным раздражением реагировал на изобретение микроволнового радара и в своем новогоднем обращении в 1944 г. к вооруженным силам Германии указал на «изобретение нашего противника», которое принесло такие невосполнимые потери его подводному флоту.

Даже после того, как немцы обнаружили дециметровый радар на одном сбитом над Германией американском самолете, они не были в состоянии обнаруживать работу этих локаторов.

Английские и американские конвои получили «глаза» и «уши». Радар стал «глазами» флота, гидролокатор добавлял «уши», но этого было мало. Был еще один способ обнаружения подводных лодок: их выдавало радио. И союзники им воспользовались. Германские подводные лодки, всплыв на поверхность воды, переговаривались между собой, со штабом подводного флота, который располагался в Париже, и получали от командующего гросс-адмирала Деница приказания. Радиограммы неслись в эфире со всех точек, где находились германские подводные лодки.

Если перехватить любую радиограмму из трех точек, определив в каждой направление, откуда распространяются радиоволны, то, зная координаты прослушивающих станций, можно узнать, из какой точки земли вышла в эфир германская подводная лодка, а следовательно, узнать ее координаты: где она сейчас находится.

Этот метод был впервые применен английским флотом для борьбы с подводными лодками противника. Для этого вдоль английского побережья установили высокочастотные радиопеленгаторы. Они-то и определяли место подводной лодки противника, ведущей переговоры с другими подводными лодками и начальством. Сама запеленгованная передача раскрывала секрет координат подводной лодки.

Полученные пеленги направлялись береговыми станциями в адмиралтейство, где специалисты наносили на карту место и курс германской подводной лодки, находящейся в Атлантике. Иногда во время работы радиостанции германской подводной лодки можно было получить до 30 пеленгов.

Система радиопеленгаторов на африканском и американском берегах, а также на Британских островах называлась «хафф-дафф». Каким образом она работала, видно из эпизода, как лейтенант Шредер потопил немецкую подводную лодку.

30 июня 1942 г. около полудня высокочастотные радиопеленгаторы в Бермуде, Харт-ланд-Пойнте, Кингстоне и Джорджтауне зарегистрировали работу радиостанции подводной лодки. Офицеры — операторы военно-морской базы нанесли на карту пеленги и выявили, что подводная лодка находится в точке 33° северной широты и 67° 30 западной долготы, что примерно в 130 милях от Сент-Джорджа.

Лейтенант Ричард Шредер патрулировал на своем самолете «Маринер» в районе Бермудских островов в 50 милях (90 км) от обнаруженной подводной лодки. Направившись к указанному ему месту, он обнаружил подводную лодку U-158 в 10 милях (18 км) от указанных координат. Лодка шла в надводном положении, и 50 членов ее экипажа грелись на солнце. Шредер сбросил две фугасные бомбы и промахнулся, но две глубинные бомбы попали в цель. Одна глубинная бомба упала близко от корпуса лодки, но вторая угодила прямо в надстройку и взорвалась в тот момент, когда подводная лодка пошла на погружение. Лодка утонула вместе со всем экипажем.

Убедившись в эффективности приборов «хафф-дафф», ими оборудовали корабли конвоя. Если высокочастотный радиопеленгатор «хафф-дафф» был только на одном корабле конвоя, то он-то и превращался в поисковый корабль и шел в хвосте средней колонны.

Немцы долго не знали, а потом игнорировали корабельные приборы «хафф-дафф». Их подводные лодки продолжали «беседовать» между собой и при подходе к конвою вести обмен информацией с гросс-адмиралом Деницем, раскрывая тем самым свое местонахождение.

Эта ценная система, название которой «хафф-дафф» непереводимо, сослужила благую службу в борьбе с германскими подводными лодками.

Всего за годы Второй мировой войны в боевых действиях приняли участие 1118 гитлеровских подводных лодок. Из них 725 (61%) были уничтожены союзниками. 53 погибли по разным причинам, 224 были затоплены самими гитлеровскими экипажами после капитуляции Германии и 184 капитулировали.

Фашистские подводники за Вторую мировую войну потопили 2 линкора, 5 авианосцев, 6 крейсеров, 88 других надводных кораблей и около 15 миллионов тонн торгового тоннажа союзников.