По своему значению, употреблению и образованию наречия соотносимы с другими словами в языке. Прежде всего, соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования.

Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи.

Примеры: наземь, набок, вверху, домой, летом – соотносительны с именами существительными, сохраняют связь со значением предметности. / дважды, вдвое, по пятеро, на троих, вдвоём – соотносительны с именами числительными, сохраняют связь со значением числа. / тепло, красиво, смело, высоко – соотносительны с именами прилагательными, сохраняют связь со значением признака. / по-моему, по-вашему – соотносительны с местоимениями. / глядя, нехотя, шутя, лёжа – соотносительны с глаголами, сохраняют связь со значением действия.

Процесс образования наречий длительный, и поэтому по времени образования наречия не совпадают.

Как наиболее архаическая выделяется группа местоименных наречий, они утратили в современном языке живую связь с местоимениями и утратили морфологическую делимость: здесь, там, куда, тогда, когда, как, так.

В современном языке наречия образуются различными путями.

Наиболее характерными из них являются следующие:

1) Отрыв одной из именных форм от системы словоизменения с одновременным переосмыслением её на основе новой функции слова: летом, зимой, днём, вечером – застывшие формы Творительного падежа, которые употребляются при глаголе.

2) Слияние предлогов с различными частями речи с одновременным переосмыслением падежных форм и превращением их (вместе с предлогами) в отдельные слова: вбок, вверху, книзу, втайне, врассыпную, набело, вдвое.

3) Повторение слова: а) с прибавлением предлога-приставки на- к форме наречия: сухо-насухо, крепко-накрепко, скоро-наскоро;

б) может быть прибавление разных падежных форм одного и того же слова:

давным-давно, черным-черно, дурак дураком;

в) может быть повторение синонимических форм: подобру-поздорову, шиворот-навыворот, нежданно-негаданно;

4) Переосмысление деепричастий путём потери видо-временных и залоговых значений: сидя, лёжа, немедля, нехотя, шутя;

5) Суффиксальное образование наречий: широко, певуче, дружески, угрожающе, дважды, трижды.

Наречия, образованные от имен существительных. Среди наречий, образованных от имен существительных, выделяются беспредложные и предложные.

Беспредложные. Это наиболее продуктивная группа, представляющая собой застывшие формы творительного падежа единственного числа: шагом, бегом, кубарем, украдкой.

Эти формы могут отличаться от имен существительных ударением:

Верхо′м (наречие) – ве′рхом (имя существительное).

Круго′м (наречие) – кру′гом (имя существительное)

Наречия сейчас, сегодня, тотчас образованы путём сочетания указательных местоимений с формами винительного и родительного падежа имени существительного.

Предложные образования представляют собой застывшие сочетания различных предлогов и форм косвенных падежей имен существительных.

Пример: - предлоги С, ИЗ, ДО, ОТ, БЕЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА + форма родительного падежа: сбоку, исстари, довеку, отроду, без отказа, исподнизу, из-за границы;

Предлоги К, ПО + форма дательного падежа: книзу, кряду, побоку, позади;

Предлоги В, НА, ЗА, ПОД, ПРО, ПО, О, ЧЕРЕЗ + форма винительного падежа: вбок, на вид, под силу, оземь, про запас, поверх, чересчур;

Предлоги ЗА, ПОД, С + форма творительного падежа: замужем, под боком, с прохладцей;

Предлоги В, НА + форма предложного падежа: внизу, наверху, наяву

Те же самые предлоги + формы множественного числа: вдребезги, в ногах, в сердцах.

2) Наречия, образованные от имен числительных. Они сравнительно немногочисленны.

От количественных образуются:

а) при помощи суффикса –жды: дважды, четырежды, трижды;

б) застывшая форма творительного падежа: пятью, шестью;

в) числительное един в предложном падеже + на-: наедине;

От порядковых: формы родительного и винительного падежей + приставки:

впервые, сперва;

От собирательных:

а) формы винительного падежа + приставки в-, на-: вдвое, надвое, натрое;

б) архаическая форма предложного падежа + в-: вдвоём, втроём.

в) формы родительного падежа + приставка на-: на двоих, на троих.

3) Наречия, образованные от имен прилагательных и причастий. Это наиболее продуктивная группа:

От качественных прилагательных с помощью суффиксов –о, -е: плохо, холодно, искренне, похоже, легко;

От относительных прилагательных с помощью суффиксов –н- + -о, -е и путём одновременного прибавления приставки по-: поминутно, посекундно, посотенно;

От относительных прилагательных с помощью суффиксов –н- + -о, -е, но без приставки по-: сдельно, ежечасно;

От относительных прилагательных на –ский, -цкий. –ический с помощью суффикса –и (может быть как с одновременным прибавлением приставки по-, так и без прибавления приставки по-): по-немецки, по-гречески, по-свински, геройски, братски, иронически;

От притяжательных прилагательных на –ий с помощью суффикса –ьи и приставки по-: по-бабьи, по-человечьи, по-заячьи;

От косвенных падежей полных и кратких форм имен прилагательных путем прибавления различных предлогов-приставок: навечно, набело, налегке, заживо, докрасна, врассыпную, наудалую;

От адъективированных действительных причастий настоящего времени с помощью суффикса –е: угрожающе, вызывающе, умоляюще;

От страдательных причастий прошедшего времени с помощью суффикса –о:

взволнованно, организованно, сплоченно.

4) Наречия, образованные от глаголов. Наречия глагольного образования представляют собой сравнительно немногочисленную группу. Происходят они, как правило, от деепричастий. Такие наречия можно разделить на три группы:

а) наречия с суффиксами -а(-я): нехотя, лёжа, сидя, не шутя, молча, загодя, походя.

Некоторые такие наречия отличаются от деепричастий местом ударения: не′хотя (наречие) – не хотя′ (деепричастие); мо′лча (наречие) – молча′ (деепричастие).

б) наречия с суффиксами –учи(-ючи): играючи, припеваючи, умеючи;

в) наречия на –мя в сочетании с однокоренными глаголами: ревмя ревёт, кишмя кишит, ливмя льёт.

Такие наречия используются для усиления значений глаголов: Слёзы лились ливмя на застилавшую его салфетку (Г.).

Наречия из личных форм глагола и инфинитива почти не образуются. Исключение составляет наречие почти (форма повелительного наклонения глагола почесть) и чуть (утраченная неопределённая форма глагола чути – знать).

5) Наречия, образованные от местоимений.

Среди наречий местоименного происхождения выделяются:

Наречия древнего происхождения, утратившие в современном языке живые связи с местоименными словами: где, куда, откуда, когда, как, иногда, везде;

Наречия, этимологически восходящие к косвенным падежам местоимений тот, что, но не утратившие живых словообразовательных связей с ними: потому, отчего, ни за что, нипочем, ни при чем, почему;

Наречия, образованные от притяжательных местоимений в дательном падеже с приставкой по-: по-моему, по-твоему, по-вашему.

Слайд 1

Способы образования наречий

Слайд 3

Наречие –
самостоятельная часть речи.
Обозначают признак действия.
как?
где?
когда?
куда?
зачем?
Наречия не изменяются.

Слайд 4

Вспомним
Способы образования слов
приставочный
сложение
приставочно-суффиксальный
суффиксальный
сложение с суффиксацией

Слайд 7

легкий
грустный
хороший
наречие
Проще всего получилось с прилагательным.
Цып-цып-цып…
прилагательное
легко
грустно
хорошо
Моё, всё моё…
новый

Слайд 8

наречие
Потом пришла очередь существительного.
существительное
верх
вверх
вверху
наверху
сверх
сверху
+ в
+ в + у
+ на + у
+ с
+ с + у
приставки
суффиксы

Слайд 9

наречие
Потом наречие вернулось за прилагательным.
заново
наново
снова
вновь
по-новому
+ за + о
+ на + о
+ с + а
+ в
+ по + ому
прилагательное
новый

Слайд 10

Осталось прогуляться к глаголу.
вскачь
на скаку
в обнимку
вплавь

глагол
Пссс!
скакать
обнимать
плавать

Слайд 11

Наречие зашло и к числительному.
вдвоем
надвое
трижды

числительное
двое
трое

Слайд 12

Свиток истории
Откуда взялись наречия?

Слайд 13

замуж

за
мужем

Слайд 15

впросак
Теперь мы воспринимаем их как одно слово.
в
просак
станок для плетения канатов

Слайд 16

воочию
Теперь мы воспринимаем их как одно слово.
во
очи
глаза
своими глазами
Ю

Слайд 17

начеку
Теперь мы воспринимаем их как одно слово.
на
чеку
от «чекать», т.е. ждать, сторожить
на страже

Слайд 18

Свиток истории
Откуда взялись наречия?
Как образовались наречия?
громко
во-первых
мимоходом
издалека
туда
громкий
+ о
первый
+ ых
во+
ходить
+ ом
мимо+
далекий
из+
+ а
ни от чего!

Слайд 19

Выводы.
I.Наречия образуются от разных частей речи II. Наречия могут быть образованы разными способами: приставочным: давно недавно; суффиксальным: три трижды; приставочно-суффиксальным: старый по-старому; сложением слов: еле-еле; сложением слов с присоединением или: перво – наперво; в результате перехода из других частей речи: на встречу навстречу

Слайд 20

165. Определите способ образования наречий. Выпишите наречия в таблицу:
образованы с помощью приставок образованы с помощью суффиксов путём присоединения приставки и суффикса
Задумчиво (задумчивый), неуверенно (уверенно), зачарованно (зачарованный), по-детски (детский), по-взрослому (взрослый), жизнерадостно (жизнерадостный), безмолвно (безмолвный), невесело (весело), грустно (грустный), мечтательно (мечтательный), по-зимнему (зимний), когда-то (когда), печально (печальный), молчаливо (молчаливый), вдвоём (двое), по-твоему (твой), назавтра (завтра), во-первых (первый), влево (левый).

Слайд 21

166. От данных числительных образуйте наречия по образцу и запишите их в составе словосочетаний глаг. + нареч.
Двое – вдвоём; трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро. Двое – вдвое; трое, четверо, пятеро, шестеро. Двое – надвое; трое.
Х

Слайд 22

III. Часто существительное с предлогом становится наречием. Тогда предлог становится приставкой, а окончание – суффиксом: внизу, т.е. происходит слияние предлога с существительным. Иногда это слияние бывает неполным. По значению такое слово является наречием, а пишется как существительное: в обмен, на цыпочках, до завтра. Наречие нужно отличать от похожего на него существительного с предлогом. Имя существительное имеет или может иметь при себе пояснительное слово. Наречие пояснительного слова не имеет. Например, в (самом) низу – ждать внизу.
Выводы.

Слайд 23

Сделайте словообразовательный разбор выделенных наречий.
Мы живем недалеко, Нас найти совсем легко. Сперва направо вы пойдете, Потом налево повернете, И прямо тут же, за углом, Семиэтажный будет дом. Такой большой красивый дом, Но только мы живем не в нем. Игорь Иртеньев «Точный адрес».

Слайд 24

168. Выполните словообразовательный разбор наречий. Какие из них в настоящее время стали непроизводными?
Извне, издалека, издревле, изначала, искони, исподтишка, испокон, исполу, исстари.
2. Как вы понимаете значения наречий? 3. Найдите среди наречий синонимичные, определите, чем они отличаются друг от друга, придумайте с некоторыми из них предложения.

Слайд 25

169. Замените словосочетания одним словом – наречием, проведите их словообразовательный разбор.
Каждый день; перебивая друг друга; пересекая кому-нибудь путь; (стоять) вытянув руки по швам; без принуждения; с большим количеством грамматических ошибок; не часто, время от времени; из-под насупленных бровей.

Слайд 26

170. Образуйте от данных прилагательных наречия с помощью суффикса – о - , разберите их по составу.
Поз(?)ний, пр..восходный, бе..полезный, бе..покойный, скорый, хороший, ужас(?)ый, бе(с,сс)порный, опас(?)ный, пр..крас(?)ный, чес(?)ный, давний, горес(?)ный, радос(?)ный, п..чальный, грус(?)ный, в..сёлый, бе..мерный, бе..заветный, бе..защитный, пр..лес(?)ный, пр…имущественный.
2. Составьте 5 – 7 словосочетаний, укажите главное слово.

Слайд 27

Знаете ли вы, что…
Наречие сегодня образовалось от местоимения сего (сей – «этот») и имени существительного дня (Р.п. от слова день). Сегодня – значит «этого дня». Наречие завтра образовалось в результате сращения за утра, буквально «время, следующее за будущим утром». Затем звук [ у ] превратился в [в]. Получилось завтра. (По Л. Григорян).

    Тип урока : комбинированный

    Оборудование

    Ход урока:

    1. Организационный момент:

    Приветствие;

    Психологический настрой;

    1. Лингвистическая разминка.
    1. Актуализация знаний.
    1. (дид.материал):

    Что обозначает наречие?

    Необходимо Отвечать только да или нет.

    1.Наречие - это самостоятельная часть речи.(да)

    2.Наречие - это служебная часть речи.(нет)

    Кто? что? какой? что делать? (нет)

    Где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? (да)

    (коллективная проверка)

    1. :

    Задания:

    (Утром - когда? - наречие времени; повсюду - где? - наречие места) .

    (коллективная проверка)

    1. Развитие речи .

    (Ответы учащихся)

    Разноуровневые задания:

______ (когда где как ?) и слепит глаза. _____ (где ?) виднеется лес. _____ (когда ?) природа отдыхает.

Слова для справок:

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

3 уровень:

Игра «Четвертый лишний»

(самопроверка по ключу)

  1. Физминутка

влево, вправо, вверх, вниз.

  1. Изучение нового материала.
  1. . Устный опрос класса:

(приставка, суффикс)

а) приставки (приставочный );

б) суффикса (суффиксальный );

приставочно-суффиксальный );

  1. Изучение материала учебника (жужжащее чтение), по заданному началу:

Образование наречий

ОТ ЧЕГО:

СПОСОБЫ образования:

  • приставочный
  • суффиксальный
  • приставочно-суффиксальный
  • сложение основ
  • сложение синонимов
  1. Заполнение таблицы примерами

Трусливо (наречие образовано от прилагательного трусливый суффиксальным способом )

Сгоряча (наречие образовано от прилагательного горячий ).

  1. Закрепление .
  1. упр. 237 стр. 111.

  • Рукой подать - близко
  • У черта на куличках - далеко
  • Как снег на голову - неожиданно
  • Жить душа в душу - дружно, мирно
  • Пальчики оближешь - вкусно

  1. . (устно)
  1. Рефлексия.
  1. Домашнее задание: пар.30, прочитать правило, упр. 230, 239
  1. Итоги урока, оценивание.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Образование наречий" в 7 классе »

Тема: Образование наречий

Цели :

    знать способы и модели образования наречий в русском языке; уметь определять способ образования наречий;

    развивать навыки морфемного разбора слов;

    развивать орфографическую зоркость, культуру речи учащихся;

    воспитывать интерес к слову и русскому языку в целом.

Тип урока : комбинированный

Оборудование : дидактические материалы, орфографический словарь, этимологический словарь, интерактивная доска.

Ход урока:

    Организационный момент:

Приветствие;

Проверка готовность класса к уроку;

Психологический настрой;

Сообщение темы и цели урока.

    Лингвистическая разминка.

Сканворд «Наречие». Найти «спрятанные» в клетках наречия.

    Актуализация знаний.

    Работа по теоретическим вопросам (дид.материал):

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

(взаимопроверка в виде интервью)

Для слабоуспевающего ученика - перфокарты с вариантами ответов «да» или «нет»:

Необходимо Отвечать только да или нет.

1.Наречие – это самостоятельная часть речи.(да)

2.Наречие – это служебная часть речи.(нет)

3. Наречие изменяется по родам, числам, падежам, временам.(нет)

4. Наречие не имеет окончания. (да)

5. Наречие отвечает на вопросы кто? что? какой? что делать? (нет)

6. Наречие отвечает на вопросы (да)

(коллективная проверка)

    Синтаксический разбор предложения :

А утром, сверкая и переливаясь на солнце, повсюду лежало белоснежное покрывало зимы.

Запись предложения под диктовку, самостоятельное определение членов предложения с последующей проверкой (1 ученик у доски).

Задания:

Объяснить расстановку знаков препинания. (Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми)

Найти наречия, определить их разряд по значению. (Утром – когда? – наречие времени; повсюду – где? – наречие места) .

Найти художественное определение, т.е. эпитет. Что означает это выражение? (Белоснежное покрывало = снег)

(коллективная проверка)

    Развитие речи .

Составление предложений с наречиями. Подбор подходящих по смыслу наречий.

Какие ассоциации у вас возникают при слове «снег»? (Ответы учащихся)

Разноуровневые задания:

______ (когда ?) наступила долгожданная зима. _____ (где ?) лежит пушистый снег. Солнце светит ______ (как ?) и слепит глаза. _____ (где ?) виднеется лес. _____ (когда ?) природа отдыхает.

Слова для справок: наконец, повсюду, ярко, вдали, зимой.

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

(контроль учителем высказываний учащихся)

    Повторение правописания наречий.

Игра «Четвертый лишний»

1.Слев…, добел…, нагол…, издалек… .

2.Вскач…, замуж…, навзнич…, наотмаш… .

3.Кишмя (кишит), (во) вторых, (кое) где, (давным) давно.

Какое слово в каждом ряду является лишним? Объяснить, почему?

(самопроверка по ключу)

    Физминутка

Выполнить движения глаз, плечевого сустава, торса, изображая их наречиями влево, вправо, вверх, вниз.

    Изучение нового материала.

    Повторение сведений по словообразованию . Устный опрос класса:

Какие части морфемы (части слова) выделяются в словах? (приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова)

Какие из них служат для образования новых слов? (приставка, суффикс)

Назовите способ образования новых слов при помощи:

а) приставки (приставочный );

б) суффикса (суффиксальный );

в) приставки и суффикса вместе (приставочно-суффиксальный );

От каких частей речи могут образовываться наречия (от знаменательных частей речи)

Сообщение темы урока, запись в тетрадях

    Изучение материала учебника (жужжащее чтение), составление опорной схемы-таблицы по заданному началу:

Образование наречий

ОТ ЧЕГО: (от прилагательных, существительных, глаголов, числительных, местоимений, самих наречий)

СПОСОБЫ образования:

    приставочный

    суффиксальный

    приставочно-суффиксальный

    сложение основ

    сложение синонимов

    Заполнение таблицы примерами . Тренировочное упражнение 228 стр. 108.

Определить, от какой части речи образовано наречие, каким способом.

(объяснительное письмо, выполнение по цепочке)

Трусливо (наречие образовано от прилагательного трусливый суффиксальным способом )

Сгоряча (наречие образовано от прилагательного горячий приставочно-суффиксальным способом ).

    Закрепление .

    Работа по учебнику. Комментированное письмо упр. 237 стр. 111.

Списать предложения, вставляя пропущенные наречия. Определить способ образования наречий.

(самостоятельное выполнение с последующей проверкой)

    Работа с фразеологическими оборотами . Заменить выражение наречием. Назвать способ образования.

    Рукой подать – близко

    У черта на куличках – далеко

    Как снег на голову – неожиданно

    Жить душа в душу – дружно, мирно

    Пальчики оближешь – вкусно

    Работать спустя рукава - небрежно

    Словарно-орфографическая работа.

Записать наречия в тетрадь, расставить ударения:

Дотла, насмарку, настежь, вчера, сегодня, завтра, невмоготу, начеку, исподволь, вдребезги, наружу.

    Развитие речи. Работа над этимологией слов . (устно)

Ознакомительное чтение словарных статей о происхождении слов

    Рефлексия.

Что нового мы узнали на уроке?

Какие способы образования наречий в русском языке мы узнали?

Как следует определять способ образования слова?

Что на уроке показалось наиболее интересным?

Что удалось выполнить лучше всего?

    Итоги урока, оценивание.

Повторим тему «Наречие»

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

Повторим тему «Наречие»

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

Повторим тему «Наречие»

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

Повторим тему «Наречие»

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

Повторим тему «Наречие»

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?


Повторим тему «Наречие»

Необходимо Отвечать только да или нет.

1.Наречие – это самостоятельная часть речи ____

2.Наречие – это служебная часть речи._____

3. Наречие изменяется по родам, числам, падежам, временам _____

4. Наречие не имеет окончания. _____

5. Наречие отвечает на вопросы кто? что? какой? что делать? _____

6. Наречие отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? _____


«Наречие»

______ (когда ?) наступила долгожданная зима. _____ (где ?) лежит пушистый снег. Солнце светит ______ (как ?) и слепит глаза. _____ (где ?) виднеется лес. _____ (когда ?) природа отдыхает.

Слова для справок: наконец, повсюду, ярко, вдали, зимой.


«Наречие»

______ (когда ?) наступила долгожданная зима. _____ (где ?) лежит пушистый снег. Солнце светит ______ (как ?) и слепит глаза. _____ (где ?) виднеется лес. _____ (когда ?) природа отдыхает.

Слова для справок: наконец, повсюду, ярко, вдали, зимой.

«Наречие»

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

«Наречие»

2 уровень:

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

«Наречие»

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

«Наречие»

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

«Наречие»

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

«Наречие»

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

«Наречие»

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

«Наречие»

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

«Наречие»

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

НАСМАРКУ

В доброе старое время, когда шариковых ручек ещё не было, а писали гусиными перьями и чернилами, труд переписчиков было весьма кропотлив и весьма ответственен. Чернила сохли довольно долго, тексты, которые они переписывали, чаще всего были каноническими (например, Библия, а там копия должна была точно соответствовать исходному тексту...), так что одно неверное движение - и чернила размазывались по листу (то есть смарывались).

Также слово «смарывать», то есть "стирать написанное" использовалось картежниками в 19-м веке. Смарывать означало стирать написанные мелом данные при азартных играх в карты или уничтожать долговые записи. Выражение «пойти насмарку» означает «испортиться, уничтожиться».

В праславянском языке было слово среднего рода «тло», которое означало «основание, земля, почва». Сейчас в русском языке этого слова нет, но оно сохранилось в родственных языках – украинском, сербском, болгарском. В русском же языке есть наречие дотла , которое образовалось слиянием предлога до с одной из падежных форм существительного тло . Означает это слово "до самого основания" и употребляется, кстати, оно только с одним глаголом – сгореть дотла.

Что такое стежь? Стеж- это слово в славянском языке означало «крюк, дверная петля», открыть дверной стеж – то есть распахнуть во всю ширь. Похожие слова сохранились также в хорватском, украинском и польском языках.

Слово сегодня образовалось от выражения «сей день, сего дня» - этот день, тот, который наступил. Раньше слова писались раздельно. В современном русском языке они воспринимаются как одно целое слово.

Слово «вчера» – славянское по происхождению, в русском языке используется с 11 века и означает «накануне сегодняшнего дня». Образовано оно от слова «вечер », которое означало «темнота », или «угасание ». От родительного падежа слова – «вечера» - развилось слово вчера, как бы «прошлого вечера», «накануне сегодняшнего дня» (в украинском языке есть слово вчора с тем же значением)

НАЧЕКУ
Возникло в результате слияния предлога на и исчезнувшего из языка существительного чек , означавшего "стража", "охранение". Буквально быть начеку значит "быть на страже".

НЕВМОГОТУ
Образовалось сращением сочетания не в моготу, где могота – исчезнувшее слово в значении «сила, мочь, возможность».

Очень интересное по происхождению слово. ЗАВТРА означает «на следующий день после сегодняшнего». Современная форма этого слова употребляется в русском, болгарском и украинском языках. Она развилась из старославянского слова заутра . Древняя форма заутра возникла из сочетания предлога за и сущ. утро в родительном падеже. Это сочетание выражало значение времени - «утром, рано», «то, что следует после утра» или «на следующий день» .

Со словом утро связано также сущ. завтрак (ранее – заутрок) - «утренняя еда».

Исконно русское слово, образованное сращением предлога НА с исчезнувшим из языка существительным РУЖА, где ружа означало "внешность, вид", в диалектах это слово еще известно.

ВДРЕБЕЗГИ.

В древнерусском языке существительное дребезг употреблялось в значении «черепок», «осколок». От данного существительного произошли также слова «дребезжать», «дробить». От слова «дребезг» во множественном числе с предлогом «в» образовалось наречие вдребезги .

ИСПОДВОЛЬ
Образовано сложением предлога из-под с родительным падежом единственного числа существительного воля и в буквальном смысле значило "из-под воли, против воли".

Сканворд «Наречие». Найти «спрятанные» в клетках наречия

В

С

Ю

Д

У

Е

Д

З

Е

В

П

О

С

Т

О

Я

Н

Н

О

В

Р

М

И

Р

Н

О

Е

Л

Е

Ы

Я

З

С

П

Р

А

В

А

Ч

С

Д

И

О

В

Е

Л

А

Н

У

О

О

Н

И

З

Д

А

Л

И

Т

К

М

В

О

Ш

О

Р

О

Х

Ь