В 2019 году аттестация педагогических работников проводится в двух вариантах - на подтверждение профпригодности и на категорию. Подробности и образец приказа вы найдете в статье.

Из этой статьи вы узнаете

Педагог - профессия, требующая регулярного подтверждения квалификации. Чтобы работать в образовательном учреждении, педагогическим работникам приходится проходить аттестацию на профпригодность в соответствии с и в порядке, утвержденном

О чем еще следует помнить кадровику, работающему в сфере образования?


  • Чем поможет: оформить трудовые отношения с учетом ограничений на занятия педагогической деятельностью и медицинских противопоказаний.

    Задайте свой вопрос экспертам

    По результатам процедуры работник получает первую или высшую категорию на следующие пять лет без возможности продления срока. А это значит, что подтвердить категорию можно только по результатам переаттестации. Для добровольного участия педагог с помощью обычной или подает заявление в комиссию ведомства, которому подчиняется образовательное учреждение. В заявлении указывается категория и , соответствие которой планируется подтвердить. Комиссия обязана рассмотреть запрос в течение 30 календарных дней с момента получения, а затем письменно уведомить заявителя о дате и месте проведения процедуры.

    Благодаря частым аттестациям стимулируется профессиональный рост педагогов и повышается общее качество образования, регулируется деятельность образовательных учреждений в целом, денежные средства на оплату труда педсостава распределяются в соответствии с квалификацией сотрудников.

    О других нюансах трудовых отношений с работниками образовательной сферы


    • Чем поможет: грамотно составить трудовой договор с педагогом, избранным по конкурсу, и рассчитать норму рабочего времени, в том числе - совместителю.

      Другой важный документ, без которого не обойтись в процессе подготовки - приказ об аттестации педагогических работников с конкретными датами, условиями, фамилиями ответственных лиц. руководитель организации назначает членов, секретаря и председателя комиссии, которые, в свою очередь, разрабатывают план-график проведения аттестационных мероприятий.



      Обязательно ознакомьте с приказом под роспись всех отмеченных в нем работников, а также педагогов, которые будут проходить аттестацию. Сделать это нужно не позже чем за 30 календарных дней до намеченной даты (). Но на этом бумажная работа не заканчивается. Непосредственный руководитель педагога должен внести на него письменное представление в аттестационную комиссию, указав в документе ряд сведений о сотруднике:

      Срок ознакомления с представлением - все тот же, минимум за 30 календарных дней до процедуры. Если работник отказывается расписываться в или на копии документа, составьте об этом акт. Расскажите о праве представить комиссии любые дополнительные сведения о своей профессиональной деятельности, разъясните, что отсутствие на заседании комиссии без уважительных причин не считается поводом для переноса аттестации на другую дату. Перенести ее можно .

      Порядок аттестации педагогических работников

      Общая продолжительность процедуры не должна превышать 60 дней. Комиссия рассматривает все имеющиеся в распоряжении материалы - эссе, рекомендации, результаты тестов, видеозаписи уроков - и выносит решение, положительное или отрицательное. Положительным решением педагогическому работнику первая либо высшая квалификационная категория. В случае отрицательного решения работник не переходит на новый уровень. Решение принимается открытым голосованием и оформляется протоколом, на его основании издается соответствующий распорядительный акт.

      Присвоенная категория сохраняется до окончания срока ее действия, даже если педагог меняет место работы или переезжает в другой регион. хранятся в образовательном учреждении вместе с представлением на работника, который, в свою очередь, получает на руки выписку из протокола. Отразите в ней ключевые сведения о процедуре: персональные данные и должность работника, дату заседания, результаты голосования и итоговое решение комиссии. Заверьте выписку , ознакомьте с ней сотрудника в течение трех рабочих дней с момента составления и подшейте в личное дело или . Если результат его не устраивает, решение комиссии можно обжаловать, но только в судебном порядке (глава 25 ГК РФ).

      Совет от редакции. Если сотрудник по результатам аттестации был направлен на дополнительное обучение и успешно его прошел, не забудьте отразить этот момент в личной карточке (раздел V). Как это сделать, читайте в статье «» в журнале «Кадровое дело».

      Отказ от обязательной аттестации считается нарушением трудовой дисциплины и дает руководителю право применить к работнику дисциплинарное взыскание. В то же время повышать квалификацию не обязательно, но педагог, не подтвердивший свой квалификационный уровень вовремя, теряет его, что моментально сказывается на зарплате. Поэтому не забывайте вовремя готовить документы на всех сотрудников, нуждающихся в первичной или повторной аттестации. Поручите составление представлений и непосредственным руководителям педсостава, а если в образовательном учреждении все еще нет - разработайте и утвердите документ, взяв за основу требования Порядка №276.

Аттестация педагогических работников в 2017 году: последние изменения. Обязательная и добровольная аттестация педагогических работников в 2017 году. Правила прохождения аттестации.

Аттестация педагогических работников: новые правила

Аттестация педработников в 2017 году подразумевает новые правила, согласно которым она пройдёт за два этапа. Сначала педагогу необходимо будет продемонстрировать свою пригодность заниматься этой благородной профессией. На втором этапе учителю предстоит доказать, что у него есть обоснованное право на обретение им той или иной педкатегории. Повышение квалификационного уровня происходит только по решению комиссии, которая непосредственно оценивает уровень компетентности и способность работать с детьми.

Российским педработникам предусмотрена аттестация двух типов. Аттестация педагогических работников в 2017 году, соответственно, останется обязательного и добровольного вида. Под обязательную аттестацию подпадают абсолютно все педработники, а добровольная позволяет учителю повысить свою квалификацию, вырасти как педагогу, также заработав приятную прибавку к зарплате.

Обязательная аттестация педагогических работников в 2017 году

Обязательная аттестация педработников в 2017 году сохраняет последние изменения, введённые годом ранее, согласно которым она обязательно проходится учителем каждые пять лет. Освобождение от этой необходимости получат только педработники, успевшие получить квалификационную категорию, плюс, конечно, она не затронет беременных женщин.

Обязательная аттестация педагогических работников в 2017 году не обязательна педагогам, работающим в школе с 2015 года или позже. Из декретного отпуска никто выдёргивать педагога тоже не станет — можно попасть под обязательную аттестацию позже — в следующие два года со дня, в который педработник вернётся к преподаванию.

Аналогично будут освобождены от обязательной аттестации педагоги, по каким-то законным резонам не работавшие в последние четыре месяца. Они могут аттестоваться спустя год после того, как выйдут на рабочее место.

Добровольная аттестация педагогических работников в 2017 году

Добровольный вид аттестации (включая аттестацию учителей на высшую категорию) в 2017 году станет проводиться в таком же виде, как и раньше. Предусмотрен этот вид аттестации для стимулирования профессионального роста тех педагогов, что не просто посещают рабочее место, а искренне заинтересованы в собственном развитии как профессионала, имеют желание совершенствовать и повышать свой уровень.

Для того, чтобы попасть под добровольную аттестацию, педагогу необходимо составить заявление о таком желании и направить его директору школы. Заявление рассматривается сроком до одного месяца, и при положительном решении собирается специальная комиссия, ей и будет доверено проведение проверки уровня педагога. Непосредственно весь процесс по закону занимает до двух календарных месяцев. Если педагог не соглашается с заключением комиссии, закон предусматривает созыв специальной комиссии, которая разрешит этот спор, либо обращение в суд.

Для успешного прохождения аттестации учителей на высшую категорию в 2017 году у претендента должна уже иметься первая категория, которая получена им в 2015 году или раньше.

Аттестовавшись и получив новую категорию, учитель автоматически получает право на увеличение своей зарплаты.

Как законодательные изменения повлияют на аттестацию?

С 1 января 2017 года вступил в силу закон «О независимой оценке квалификации», утверждённый Приказом Минтруда России от 1 ноября 2016 года № 601н. В июле этого года Министерство образования и науки РФ утвердило план мероприятий по формированию и введению национальной системы учительского роста - «дорожную карту». Принятие таких шагов говорит о заинтересованности государства в профессиональном росте педагогических работников.

Шестого сентября прошёл вебинар «Аттестация педагогических кадров в условиях введения профессиональных стандартов» , на котором педагоги обсудили влияние этих нормативные актов на порядок аттестации на соответствие занимаемой должности и повышения квалификации.

Вебинар провела Ольга Владимировна Бережнова, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой развития образовательных систем БУ ОО ДПО «Институт развития образования».

- В первую очередь я бы хотела сказать о том, что сейчас нужно всем очень хорошо разбираться, что происходит в системе образования, какие новые направления мы с вами видим и в чём мы все с вами участвуем, - этим напутствием Ольга Бережнова начала своё выступление.

Мир быстро меняется и характеризуется постоянным обновлением информации, поэтому от педагогов требуется постоянное совершенствование знаний. Непрерывное самообразование становится решающим фактором развития личности педагога на профессиональном пути.

Педагоги из Абакана, Лесосибирска, Тюмени и других городов России рассмотрели нормативно-правовую базу введения образовательных и профессиональных стандартов и обсудили требования к педагогическим работникам.

Нормативно-правовая база введения профстандарта «Педагог»

Педагогические работники ДОУ и профстандарты

Каждой специализации соответствует свой профстандарт:

  • Воспитатель - профстандарт «Педагог» (Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н);
  • Инструктор по физической культуре - профстандарт «Инструктор-методист» (Приказ от 8 сентября 2014 года № 630н);
  • Педагог-психолог - профстандарт «Педагог-психолог» (Приказ от 24 июля 2015 года № 514н);
  • Педагог дополнительного образования - профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ от 8 сентября 2015 года № 613н).

Бережнова отметила, что в должностных инструкциях, трудовых книжках и других бумагах должности прописываются чётко, как в профстандарте, без добавлений: не «педагог дополнительного образования по ИЗО », а просто «педагог дополнительного образования», «педагог-организатор» и так далее. Точность формулировок нужна, чтобы у работника не возникли сложности при прохождении аттестации.

Новый порядок аттестации

В настоящее время система аттестации включает в себя подтверждение соответствия занимаемой должности и установление квалификационной категории на основе портфолио педагога, то есть без единых критериев оценки.

Национальная система учительского роста предлагает другую модель аттестации по единому формату.

Субъекты РФ сами выбирают вариант проведения аттестации:

  • текущий формат, но с учётом требований профстандарта;
  • Единая федеральная оценка.

Но Ольга Бережнова считает, что в конечном итоге все будут обязаны проходить аттестацию по ЕФО.

Эта модель может применяться не только к учителям школы, но и к педагогам дошкольного образования, так как для учителей и воспитателей действует единый профессиональный стандарт «Педагог». Но если у сотрудника нет специального образования, то он не может проходить аттестацию.

Можно ли уволить сотрудника без специального образования?

Нет, уволить нельзя. Если сотрудник не соответствует профстандарту, то руководитель предлагает ему другую должность или переподготовку. Если у сотрудника нет образования дошкольной направленности, но он хочет работать в детском саду, то он проходит курсы ДПО по направлению деятельности ОО, переподготовку, поступает на бакалавриат или магистратуру. Также такой сотрудник может пройти независимую оценку квалификации.

Закон «О независимой оценке квалификации» вступил в силу с января этого года.

Предполагается, что независимая оценка квалификации поможет:

  • работнику - провести независимую оценку его квалификации для подтверждения её соответствия профстандарту, планировать дальнейшее обучение или карьеру;
  • работодателю - обеспечить организацию квалифицированными кадрами и планировать обучение сотрудников.

Считается, что независимая оценка будет стимулировать работников к профессиональному росту. Национальная система учительского роста предполагает возможность профессионального роста педагога по горизонтальной и вертикальной модели.

Педагог может выполнять три обобщённые трудовые функции A, B и C. ОТФ A включает в себя три трудовые функции:

  • А1 - профессиональная деятельность по обучению и воспитанию детей по ФГОС и основной образовательной программе;
  • А2 - взаимодействие с родителями воспитанников;
  • А3 - взаимодействие с коллегами.

Горизонтальная карьера воспитателя

Если педагог выполняет только профессиональную деятельность - А1, то у него будет должность воспитатель или учитель. А1 - это соответствие занимаемой должности. Если воспитатель подтверждает, что взаимодействует с родителями, то он может претендовать на первую квалификационную категорию. Если педагог проводит семинары, семинары-практикумы и участвует в различных конференциях - взаимодействует с коллегами, то он получает возможность выйти на высшую квалификационную категорию.

Вертикальная карьера воспитателя

Если педагог осваивает функцию B, то он может именоваться старшим воспитателем. Старший воспитатель выполняет полностью ОТФ А и ОТФ B. Если воспитатель осуществляет ещё функцию С, то он может стать ведущим воспитателем.

- То есть все должностные обязанности будут переписываться, - делает вывод Бережнова. - И три должности уже - не просто воспитатель, а воспитатель, старший воспитатель и ведущий воспитатель. Такого у нас ещё не было в системе дошкольного образования - ведущий воспитатель.

Вопросы участников

Тема оказалась злободневной для участников вебинара, и педагоги засыпали эксперта вопросами.

ОТФ С - воспитатель работает с детьми в группе как основной воспитатель, или это должность?

Он работает как воспитатель. Слово воспитатель предполагает работу с детьми. Но кроме работы с детьми, могут быть другие функции, которые он осуществляет. И если он осуществляет эти функции дополнительно, то он тогда может быть или старшим, или ведущим воспитателем в зависимости от того, какие функции на него возложены.

Для учителя начальных классов, работающего воспитателем в ДОО, достаточно курсов повышения квалификации или необходима профессиональная переподготовка?

В соответствии с действующим законодательством, преподавание в начальных классах входит в кластер «Образование и педагогические науки», то есть это одно и то же направление подготовки. В соответствии с профессиональным стандартом этот человек может работать в системе образования, в данном случае - дошкольного.

Учитель входит в кластер «Образование и педагогические науки», но так как у него нет специального дошкольного образования, то ему нужно дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации - повышение квалификации не реже одного раза в три года.

Каждая образовательная организация готовит план по организации применения профессиональных стандартов в организации. В плане указывается:

  • список профстандартов, подлежащих применению;
  • сведения о потребности работников в профессиональном образовании;
  • этапы применения профстандартов;
  • перечень локальных нормативных актов, которые подлежат изменению с учётом положений профессиональных стандартов.

В плане прописываются процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности, сертификации, оценки квалификации, разработки должностных обязанностей и так далее. Все мероприятия должны быть завершены до 1 января 2020 года.

Как усовершенствовать работу своей организации, вы узнаете на онлайн-марафоне

Педагоги, воспитатели и иные сотрудники общеобразовательной сферы обязаны периодически проходить переаттестацию. Начиная с 2017 года в общие правила аттестации для работников образовательных и дошкольных учреждений внесены определенные поправки. Аттестация воспитателей в 2017 году: последние изменения, которые коснулись работников всей сферы образования, будут отображены в данном очерке.

Основные моменты

Практически каждый сотрудник сферы образования знает, что ему положено один раз за пять лет проходить переаттестацию. Она необходима для того, чтобы воспитатель или педагог подтвердили свои профессиональные знания и навыки, а также соответствие занимаемой должности. Проходившие подобную проверку воспитатели уверяют, что это ответственное мероприятие, на котором определяются:

  • способность воспитателя (педагога) проявить находчивость и знания для подтверждения квалификации;
  • дальнейший карьерный рост и увеличение заработной платы.
  • Аттестация воспитателей и педагогов бывает двух разновидностей:
  • обязательная;
  • по желанию (добровольная).

Все педагогические работки, проходившие аттестацию пять лет назад, подвергнутся ей в году наступившем. Исключение составят:

  • беременные;
  • находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (данная категория проходит аттестацию через два года после выхода из декрета).

По новым правилам, вступившим в силу в 2017 году, к освобожденным от прохождения аттестационной проверки добавились:

  • молодые воспитатели и педагоги, стаж которых менее двух лет;
  • сотрудники, находившиеся на больничном четыре и более месяцев (аттестация будет проведена через год после выхода на рабочее место).

В случае, когда воспитатель из любой указанной категории самостоятельно желает аттестоваться, ему не в праве отказывать, и он на общих условиях будет проходить проверку.

Добровольная переаттестация возможна для сотрудников образования, которые желают повысить собственную квалификационную категорию. Для назначения проверки потребуется написать заявление руководству. Воспитатели, которые уже получили свою первую категорию или пока не имеют никакой, могут повысить квалификацию на один ранг. Для получения самого высокого разряда, необходимо подождать два года после предыдущей аттестации. Подтверждение высшей категории происходит только в добровольном порядке (по желанию).

Последние изменения

С наступлением 2017 года в силу вступили следующие изменения в аттестации воспитателей. Теперь проверка будет разделена на два этапа:

  1. Получение категории, соответствующей профессии. Для сдачи аттестации на категорию, воспитатель уже должен иметь какую-то из них.
  2. Подтверждение навыков, соответствующих занимаемой должности. На данном этапе проверяются методики общения с детьми, а также профессиональные качества воспитателя.

Изменился и пакет документов, подаваемый для переаттестации. Если раньше требовалось только заявление о прохождении проверки, то с 2017 года понадобятся:

  1. Заявление, подписанное собственноручно.
  2. Копия результата аттестации, которая проводилась до этого (при наличии).
  3. Копия диплома о педагогическом образовании.
  4. Копия документа о наличии категории (если она имеется).
  5. Копия свидетельства о смене фамилии (если менялась).
  6. Характеристика и сопроводительное письмо с места работы.

Подав требуемый пакет документов в местное управление образования, воспитатель ждет ответа в течение месяца. Решение комиссии приходит по почте на адрес регистрации воспитателя, с указанием места и даты проведения проверки.

Аттестация педагогических работников в 2017 году затронет тысячи учителей по всей стране. Проверка профессионального уровня и стимулирование учителей к повышению этого уровня должны будут в скором дать свои плоды и повысить качество среднего образования в стране.

Аттестация педагогических работников по новым правилам

Аттестация педагогических работников в 2017 году предусматривает новые правила, подразумевающие её проведение за 2 этапа. На первом педагогу нужно убедительно показать, что он пригоден для занятия своим благородным делом. А затем учителю предстоит отстоять свою претензию на обладание очередной педкатегорией. Квалификационный уровень педагога повышается после соответствующего решения специально созванной комиссии, членами которой происходит оценка того, насколько педагог компетентен как специалист своего дела и в принципе способен к работе с детьми и к тому, чтобы уметь дать им высокий уровень знаний.

Для российских педагогов современными правилами предусмотрено два типа аттестаций. Аттестация педагогических работников в 2017 году, следовательно, сохранится в обязательной и добровольной форме. Обязательная аттестация касается вообще всех педработников и обеспечивает как минимум поддержание того уровня образования, которое уже имеется, а с помощью добровольной учитель может добиться повышения своей квалификации, а также профессионального роста, и, немаловажно, прибавления к заработной плате. Она же стимулирует рост уровня школьного образования в стране в принципе.

Обязательная аттестация педагогических работников в 2017 году

Обязательная разновидность аттестации педагогических работников в 2017 году сохранила последние изменения, которые были введены за год до этого, то есть она по-прежнему будет обязательна для прохождения каждым педагогом одиножды за 5 лет. При этом не придётся участвовать в обязательной аттестации лишь тем педработникам, у которых уже произошло получение квалификационной категории, а также, естественно, не затронет она и женщин, ждущих ребёнка.

Обязательный вид аттестации педагогических работников в 2017 году не касается педагогов, которые работают в школах меньше двух лет. Ушедшие в отпуск, связанный с уходом за ребёнком, педагоги тоже смогут аттестоваться позже, в течение двух лет после возвращения к работе из декрета, из которого их отрывать, конечно, не будут.

Также не подпадают под прохождение обязательного вида аттестации те учителя, которые по уважительным причинам не работали последние 4 месяца и больше (болели и прочее). Для них есть отсрочка аттестации на один год, в течение которого они смогут восстановить свои навыки и спокойно подготовиться к проверке своей профессиональной пригодности.

Добровольная аттестация педагогических работников в 2017 году

Добровольная аттестация (в том числе и аттестация учителей на высшую категорию) в 2017 году также будет точно такой же, как прежде. Такая разновидность аттестации предусмотрена для того, чтобы стимулировать профессиональный рост того педагога, который стремится к собственному профессиональному развитию, хочет постоянно совершенствоваться и расти.

Чтобы добровольно пройти аттестацию, педагог должен написать заявление об этом в адрес директора своей школы. Тот передаст его на рассмотрение, которое продлится до 30 дней, и в случае положительного решения будет собрана комиссия, которая и станет оценивать педагогический уровень претендента. На саму эту проверку по закону выделяется два календарных месяца.

Чтобы с успехом пройти аттестацию учителей на высшую категорию в 2017 году претендент должен по меньшей мере быть обладателем первой категории, полученной им не меньше двух лет назад.

После успешной аттестации и получения более высокой категории, педагог сразу же сможет рассчитывать и на увеличение зарплаты, что, разумеется, уже является для работников сферы образования хорошим стимулом к постоянному росту своего педагогического уровня.

Если же учитель не согласен с вынесенным комиссией решением, он может подать апелляцию, и тогда будет созвана уже апелляционная комиссия, которая поможет разрешить ситуацию. Другой вариант для него — обратиться в суд.

Таким образом, постоянная аттестация учителей в совокупности со стимулирующими выплатами для педагогов (которые можно заработать за внеклассную работу с отстающими или выдающимися учениками, за организацию разнообразных творческих или спортивных кружков в школе и прочее), должна будет позволить уже в обозримой перспективе повысить уровень подготовки выпускников школ, а, следовательно, и уровень школьного образования в стране в целом. Что из этого выйдет, покажет время, но пока очевидно, что, несмотря ни на что, престиж профессии педагога, особенно в больших и средних городах, начинает постепенно повышаться и приближаться к заслуженному работниками одной из наиболее благородных профессий уровню.