Школьникам в девятом классе предстоит сдавать ОГЭ – государственные экзамены по четырем предметам. Обязательными являются русский язык и математика, а также каждый выпускник средней школы должен самостоятельно выбрать две дисциплины для сдачи. Форма этого экзамена очень напоминает ЕГЭ. Однако у девятиклассников это первый опыт сдачи серьезных экзаменов, поэтому и, дети, и родители, и учителя очень обеспокоены подготовкой. Из этой статьи вы узнаете, как наиболее эффективно подготовиться к ОГЭ.

Как подготовиться к ОГЭ с репетитором?

Многие нанимают репетиторов для подготовки к экзаменам. Действительно, дополнительные занятия могут помочь лучше усвоить школьный материал, ведь учитель в большом классе не всегда может уделить достаточно внимания каждому. Если вы решили готовиться к ОГЭ с помощью репетитора, возьмите на заметку несколько советов:

  • Если хотите получить хороший результат, выбирайте в качестве репетиторов школьных учителей и преподавателей ВУЗов. Студенты или молодые специалисты, которые тоже нередко занимаются репетиторством, имеют мало навыков преподавания и зачастую не могут объяснить материал так же доступно и ясно, как более опытные специалисты. К тому же, подготовка к ОГЭ – это не просто занятия по предмету. Важно учитывать специфику данного теста, структуру вопросов и правильное заполнение бланков. Хорошо, если ваш репетитор уже готовил школьников к ОГЭ.
  • Занятия с репетитором отнюдь не означают, что ребенок не должен учиться самостоятельно. Наиболее эффективные занятия с репетитором выстроены в формате консультаций по самостоятельно изученным темам – педагог может уточнить и объяснить отдельные моменты. Однако для полноценной подготовки пары часов в неделю с репетитором явно будет мало.
  • Берите репетитора только по тем предметам, с которыми ребенок испытывает трудности. Если же школьник хорошо успевает по какому-то предмету самостоятельно, занятия могут только расслабить его, и он станет вкладывать меньше усилий в учебу.
  • Если занятия выстроены таким образом, что репетитор просто выполняет за ученика домашние задания, это совершенно неверная тактика. Только посредством самостоятельной работы школьник приобретет глубокие знания по предмету и сможет продемонстрировать их на тесте.

Очень важно найти такого репетитора, с которым у ребенка возникнет контакт и взаимопонимание. Если ученику не будут нравиться занятия, подготовка будет менее эффективной. Хороший педагог всегда найдет способ заинтересовать в своем предмете – в этом случае результат не заставит себя долго ждать.

Как подготовиться к ОГЭ самостоятельно?

Очень многие обращаются к репетиторам из-за возрастающего ажиотажа перед экзаменами. Тем не менее, если на занятия нет лишних финансовых средств, подготовиться к ОГЭ можно и самостоятельно. Нередко такая подготовка оказывается даже более эффективной – если школьник рассчитывает только на себя, он вкладывает больше усердия задания. Если же какой-то вопрос кажется непонятным, с ним всегда можно подойти к школьному учителю. В целом же, самостоятельная подготовка может быть очень успешной. При ней важно учитывать следующие факторы:

  • Самодисциплина очень важна при подготовке к ОГЭ без репетитора. Выпускники средней школы не всегда умеют грамотно распределять свое время. Поэтому родителям следует периодически следить за их подготовкой. Очень важно не откладывать все на последний месяц, а начать готовиться заблаговременно – хотя бы за год. Тогда знания будут действительно крепкими, а все пробелы за это время удастся заполнить.
  • Лучше заниматься понемногу каждый день, чем по несколько часов раз в неделю. Так информация усваивается лучше. К тому же, так школьник не будет переутомляться. Иногда для обучения очень важно отвлечься на что-то другое, а затем вернуться к вопросу с новыми силами.
  • У каждого из нас лучше развита та или иная форма памяти. У кого-то это визуальная память, а у кого-то – память на слух. В первом случае всю информацию важно записывать и отмечать разными маркерами, визуально разделять тему на блоки. Во втором случае следует больше проговаривать прочитанное вслух.
  • Ассоциативный метод пригодится для запоминания дат, имен, терминов и формул. Например, формулу или дату можно связать с собственным днем рождения или с номером телефона, а для имени или термина придумайте рифму или визуальный образ. Весь объем информации так запомнить не получится, но это отличный способ выучить трудные для себя моменты.


Как психологически подготовиться к ОГЭ?

Первый настоящий экзамен – это серьезный стресс для школьников. Иногда даже отличники, которые хорошо знают предмет, получают низкие баллы на таком экзамене. Важны не только крепкие знания, но и правильный психологический настрой.

  • Родительская поддержка очень важна. Не давите на ребенка по поводу экзамена – чаще хвалите его, напоминайте, как усердно он готовился, и выразите уверенность, что результат будет высоким.
  • Очень мало школьников действительно проваливают экзамен. Зачастую баллы важны только тем, кто уходит в колледж. Тем, кто остается в школе, важно просто перейти определенный порог. Максимально высокие баллы здесь не так важны, как на ЕГЭ, поэтому не стоит волноваться – стоит воспринимать ОГЭ скорее как репетицию выпускных экзаменов.
  • Многие преподаватели рекомендуют писать шпаргалки. Конечно, ими лучше не пользоваться, чтобы не отстранили от экзамена. Тем не менее, написанная информация не только позволяет лучше систематизировать знания в голове, но и придает определенное чувство спокойствия.
  • Не нужно учиться в ночь перед экзаменом. Напротив, стоит отвлечься и хорошо выспаться.


ОГЭ – это первое серьезное испытание для школьников. Чтобы успешно сдать экзамены, готовиться надо начинать заранее. Подтянуть знания по предметам можно и с помощью репетитора, и самостоятельно – зачастую второй вариант оказывается даже более эффективным при должном родительском контроле. Однако главное – позитивный настрой и уверенность в своих силах. Учителям и родителям не следует паниковать по поводу экзаменов, ведь школьникам очень важна их поддержка.

Опубликовано в

Изучение материала без помощи репетиторов и опытных учителей имеет не только ряд преимуществ, но и связано с определенными сложностями. Отказаться от репетитора целесообразно, если:

  1. Вы не испытываете трудностей с пониманием предмета. Возможно, некоторые темы вы просто пропускали из-за болезней, из-за чего в знаниях образовались пробелы, или часть материала пропускалась самим учителем, который давал темы на домашнее рассмотрение.
  2. Вы знаете предмет в целом хорошо и хотите освежить знания. Даже если в вашем табеле всегда красовались отличные отметки, не пренебрегайте подготовкой к экзамену. За несколько лет часть информации забывается, и вспомнить ее совсем не будет лишним. К тому же, сделать это самостоятельно довольно просто.
  3. Вам смогут помочь. Родители-учителя или преподаватели или даже одноклассники-отличники, которым не жаль потратить полчаса на объяснение сложной темы очень помогут вам. Если вы уверены, что с основной массой материала справитесь самостоятельно, а со сложными темами вам помогут, смело выбирайте самостоятельную подготовку.

Начинайте готовиться заранее, не откладывайте все на последние недели. Конец года – и без того напряженный период, вам придется писать контрольные, выполнять индивидуальные задания и многие другие виды работы, и времени на подготовку будет очень мало. Кроме того, усваивать информацию лучше небольшими частями, вникая в каждое правило и формулу.

Занимайтесь регулярно. Лучше выделять 1-2 часа каждый день, чем посвящать подготовке все выходные и просиживать за компьютером много часов подряд. Не забывайте, мозг может работать эффективно не более 40-45 минут, после чего нужно обязательно делать перерыв. Если вы попытаетесь «догнать» все пропущенные в течение недели занятия за один день, прочитанный материал забудется очень быстро.

Не забывайте о повторении. Лучше всего повторять материал дважды – через 6 часов после изучения и на следующий день. Повторяйте и вспоминайте лишь ключевые сведения, и вы не забудете их до дня экзамена.

Занимайтесь в спокойной, тихой обстановке, не отвлекайтесь на какие-либо домашние дела, сосредоточьтесь.

Как подготовиться к ОГЭ самостоятельно: какие материалы нужны?

Прежде всего, позаботьтесь о матчасти и запаситесь всеми необходимыми материалами, которыми будете пользоваться.

Не стоит сразу отправляться в библиотеку и просить учебники за прошлые года, они вряд ли вам помогут. Дело в том, что материал в них изложен с пространными объяснениями, на изучение которых будет уходить масса времени. К тому же, программа ОГЭ ежегодно меняется, некоторые тему пропускаются. В учебниках вам придется учить и повторять все подряд, даже то, что может совсем не пригодиться на экзамене.

Отличной альтернативой учебникам станут специальные пособия по подготовке. Материал в них изложен сжато, по сути, выделены основные понятия, формулы, даты, правила и другая ключевая информация. Часто текст сопровождается таблицами, диаграммами, схемами и другими графическими составляющими, которые упрощают процесс систематизации и запоминания сведений.

Кроме пособий и сборников с теоретической частью, вам понадобятся материалы для практики. Совсем не лишним будет потренироваться решать тесты и задачи, отвечать на письменные вопросы и писать сочинения, то есть выполнять такие виды заданий, с которыми придется столкнуться во время тестирования.


Полная база материалов для подготовки на сайте «сайт»

Чтобы не тратить лишние деньги и время на поиски и покупку всех необходимых пособий и сборников с тренировочными заданиями, зарегистрируйтесь на сайте «сайт». Здесь вас ждет полная база материалов, которые помогут при подготовке к ОГЭ по всем предметам:

  • Русскому языку и литературе
  • Английскому, испанскому, французскому, немецкому языку
  • Химии
  • Физике
  • Биологии
  • Обществознанию
  • Истории
  • Математике
  • Географии
  • Информатике

Мы собрали для своих пользователей все необходимые материалы:

  1. Теоретические пособия, в которых собрана текстовая информация, таблицы, схемы, диаграммы, графики, карты, изображения и многое другое.
  2. Практические задания, в числе которых – тесты, задачи, примеры, открытые задания с самостоятельной формулировкой правильного ответа, пересказы, сочинения и прочие.

Все материалы на сайте «сайт» разбиты на отдельные разделы, соответствующие предметам, и систематизированы по темам. Благодаря этому вы сможете легко найти нужную информацию и готовиться самостоятельно максимально эффективно.

Если вы готовитесь к ЕГЭ, предлагаем вашему вниманию онлайн подготовку — , что сэкономит вам время и деньги.

Экзаменационная работа ОГЭ по русскому языку

Общеизвестно, что чем раньше начнёшь готовиться к экзамену, тем легче будет его сдавать. Вопрос лишь в том, с чего начать? Для начала определитесь, как вы будете готовиться: самостоятельно, на подготовительных курсах или обучаться с репетитором. Здесь будет рассматриваться самостоятельная подготовка, так как на курсах вам всё расскажет преподаватель или, соответственно, репетитор.

Прежде всего надо понимать, что экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, связанных между собой общетематической направленностью. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщённо-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на живом, жизненном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания.

Первая часть работы – Часть 1 – это небольшая письменная работа по прослушанному тексту, т. е. написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля.

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражённых в тексте;
  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  • умение вычленять главное в информации;
  • умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи текста.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, необходимо усвоить, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – это то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию. С этой целью следует тренироваться в определении микротем как составных частей общей темы прослушанного текста. Для хорошего сжатого пересказа нужно также научиться правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения.

В целом же сжатие текста предполагает в основном исключение подробностей, деталей, а также обобщение единичных явлений и фактов.

Вторая и третья части работы выполняются на основе одного и того же прочитанного художественного или публицистического текста.

Вторая часть экзаменационной работы – Часть 2 – это задания с кратким открытым ответом. Она состоит из 14 заданий (2 – 14). В заданиях требуется сформулировать ответ самостоятельно и записать цифрами или словами.

Задания части 2 проверяют глубину и точность понимания содержания прочитанного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий: понимание основной проблемы текста, позиции автора или героя, характеристики героя, контекстуального значения ключевых слов, понимание отношений синонимии, важных для содержательного анализа; восприятие форм наименования героя, опознавание изученных средств выразительности речи.

Нужно отметить важность определения в тексте средств речевой выразительности, без умения видеть которых, понимать их роль невозможно до конца постичь авторский замысел и разобраться в смысловых акцентах, помогающих выявить авторскую позицию.

Предлагаемые задания также проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.

Стоит обратить внимание, например, на задания, связанные с определением грамматической основы предложения (задания 8 и 11). Понятно, что неумение видеть грамматическую основу, заключающую в себе и опору грамматической структуры, и ядро смысла предложения, влечёт за собой непонимание предложения, искажение его содержания, а следовательно, и непонимание или недопонимание всего текста в целом.

Третья часть работы – Часть 3 – это письменный развёрнутый аргументированный ответ на одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3), направленный на самостоятельную интерпретацию смысла одного из ключевых фрагментов текста. Часть 3 выполняется на основе всё того же текста, с которым работали над заданиями части 2. Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи — рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать свой ответ, используя прочитанный текст. Именно это умение необходимо в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Стремительно приближается день сдачи общего обязательного экзамена для учащихся 9 классов - ГИА по математике, а значит, самое время подумать о подготовке к нему. Из этой статьи вы узнаете все о самых эффективных способах обучения - от подготовки с нуля, до различных вариантов дистанционных курсов. Учтите, что результат сдачи ГИА по математике заносится в аттестат о неполном среднем образовании, при этом необходимо получить положительную оценку («3» и выше) для перевода в 10 класс, а для того чтобы попасть в профильный физмат класс необходимо получить высокий балл. Если же ребенок собирается поступать в техникум, то при приеме будут учтены именно результаты этого тестирования. Поэтому будьте предельно серьезны в отношении общего государственного экзамена (ОГЭ). Итак, существуют следующие основные варианты подготовки к ГИА по математике:

  • самостоятельная подготовка к ОГЭ (ГИА);
  • обучение с репетитором;
  • дистанционное обучение;
  • гибридный вариант.

Как выбрать оптимальную форму обучения?

В первую очередь, следует оценить свои знания и возможности, а из проведенного анализа сделать выводы о стратегии подготовки к предстоящему ОГЭ. Рассмотрим возможность самостоятельного обучения для подготовки к сдаче ГИА по алгебре. Данный способ подходит для детей, отвечающих следующим критериям:

  • отличник учебы (хотя бы по алгебре);
  • наличие умения систематически и самостоятельно работать с учебными книгами по математике и онлайн материалом;
  • наличие умения самостоятельно оценивать свои знания и ставить перед собой приоритетные учебные задачи.

Как можно заметить, такой подход подойдет далеко не всем ученикам. Необходимость не только учиться математике, но и планировать учебную деятельность может стать неподъемной задачей для детей, привыкших к условиям классической средней школы.

Если вы чувствуете, что этот способ подготовки к ОГЭ (ГИА) хорошо вам подходит, то следующие 2 раздела целиком для вас. В противном случае, бегло ознакомьтесь с их содержанием и переходите к следующему.

Изучаем структуру ОГЭ (ГИА)

Во-первых, изучите структуру и правила проведения экзамена по математике (ОГЭ / ГИА). Хорошее понимание структуры позволит оптимально расставить учебные приоритеты и максимально эффективно распорядиться своим временем при самостоятельном обучении.

Все упражнения делятся на 2 части. В первой части находятся 20 задач базовой сложности, а во второй 4 повышенной и 2 - высокого уровня сложности (всего 6). Каждое задание, в свою очередь, может относиться к одному из трех модулей: реальная математика, алгебра и геометрия. Структура частей:

  1. Первая часть ОГЭ представляет собой тесты базовой сложности, где экзаменуемому необходимо выбрать номер правильного варианта из перечисленных или вписать верный ответ в поле. В этой части присутствуют 8 задач из модуля «Алгебра», 5 из модуля «Геометрия» и все 7 задач из модуля «Реальная математика». На решение заданий этой части отводится 90 минут.
  2. Для получения максимально возможных баллов за упражнения второй части следует приводить развернутое решение вместе с правильным ответом. В этой части ОГЭ все упражнения относятся к модулям «Алгебра» и «Геометрия» по 3 варианта на каждый, среди которых по 1-ой высокого уровня и по 2 повышенной сложности, соответственно (итого 4 повышенной и 2 высокого уровня). На выполнение этой части предоставляется 150 минут.

Всего на решение всех 26 заданий отводится 4 часа реального времени.

Готовимся к основному государственному экзамену

Теперь, когда вы имеете представление о структуре ГИА по математике, следует заняться тематической подготовкой. Прорешайте несколько тестовых вариантов и десяток различных задач по алгебре 9 класса и получите представление о своих слабых и сильных сторонах по отдельным типам заданий. Начните последовательно изучать проблемные темы, уделяя больше времени самым сложным, на ваш взгляд, задачам. Напротив, когда вы будете сдавать настоящий экзамен, сначала как можно быстрее разберитесь с самыми простыми тестами и заданиями, оставляя как можно больше времени для наиболее сложных.

Одним из эффективных образовательных техник является ведение отдельной тетрадки с формулами по математике для подготовки к ГИА. Частое обращение к одним и тем же данным позволяет мозгу надолго запомнить необходимую информацию. Поэтому обязательно запишите и часто применяйте следующие формулы и таблицы, чтобы как можно лучше их усвоить (так как запрещено пользоваться любыми справочными материалами):

Для успешной подготовки выделяйте минимум 6 часов в неделю, при этом не реже 1 часа в 2 дня. Ваши когнитивные (интеллектуальные) способности всегда должны оставаться в тонусе, чтобы приобретенные знания по математике закреплялись максимально эффективно.

В целом, для самостоятельной подготовки вам достаточно будет иметь рабочий компьютер и подключение к сети Интернет. Все нужные учебные материалы по математике вы найдете на сайтах, в том числе и множество пробных заданий для самопроверки. Конечно, обычные учебники тоже будут полезны, а кому-то с ними и вовсе легче работать. Обратите внимание на сервис прохождения заданий ГИА прошлых лет от Яндекса https://ege.yandex.ru .

Подготовка со специалистом

Как правило, для большинства детей и людей вообще намного эффективнее работа со специалистом. Это может быть учитель в группе, индивидуальный репетитор или тьютор, не столько обучающий, сколько направляющий. Конечно, при выборе данного варианта услуги придется оплачивать, но зато и результат становится более прогнозируемым в лучшую сторону.

Если ребенок имеет хорошие оценки по алгебре и геометрии, понимает большинство тем, то все что ему нужно - это больше практики в решении задач и укрепление теоретических знаний по некоторым разделам. В этом случае отличным вариантом будут групповые занятия. Во-первых, они обойдутся заметно дешевле. Во-вторых, если группа подобрана не «разношерстная», а состоит из детей одного уровня математического развития, то сама среда станет хорошим мотиватором.

Вариант подбора репетитора становится единственным, если ребенок в связи с различными обстоятельствами вынужден готовиться с нуля к ОГЭ или ГИА по математике. Причем необходима именно индивидуальная траектория. Подготовка в группе малоэффективна для неуспевающих по тем или иным дисциплинам. Им нужен уникальный подход, учитывающий особенности характера и развития.

Кого и как выбрать

В «до-интернетовскую» эпоху основным способом поиска репетиторов было «сарафанное радио», то есть поиск через знакомых. Либо неофициально оплачивались услуги своих же школьных учителей за проведение индивидуальных дополнительных занятий. Эти способы подготовки к ОГЭ все еще могут быть использованы, но благодаря современным технологиям вы больше не ограничены в выборе качественного специалиста своей географией.

На сегодняшний день существует множество онлайн порталов по подбору репетиторов по математике, среди которых можно найти преподавателей и профессоров именитых вузов, и вы можете выбрать, например, репетитора работающего в том институте, куда планирует поступать ваш ребенок. На этих онлайн порталах вы можете подобрать специалиста из своего города для очных занятий или же отдать предпочтение дистанционным урокам. С точки зрения психологии детей, эффективнее будет проходить очное обучение, но, как правило, оно стоит дороже. Для дистанционных курсов подготовки к ГИА должны быть навыки опытного пользователя компьютера, регулярный доступ в интернет и вебкамера.

Внимательно изучайте резюме репетиторов размещенное на сайтах. На первой встрече с репетитором, вне зависимости от того где она проходит, в онлайне или в реальности, обязательно присутствие и ученика и родителя. Родителю важно прочувствовать, как взрослому человеку, педагогические навыки кандидата.

Обратите внимание на четкость дикции, свойства личности в личном общении и оцените общий внешний вид. Репетитор должен излучать спокойствие и уверенность в себе, как в педагоге, выглядеть опрятно и чисто.

Особенно будьте внимательны к тем, на чьем лице выражается долгая общая усталость, тревога или волнение. Человек с нерешенными личными проблемами, как правило, не может работать на полную отдачу, ведь его беспокоят другие мысли.

Конечно, всегда есть исключения, поэтому будьте внимательны и не упустите при случае опытного специалиста, который привыкнув к жизненным трудностям, несмотря ни на что, очень любит своих учеников и создает для них прекрасные условия.

После встречи с репетитором спросите у сына или дочери о его впечатлениях. Очень важно, чтобы ребенок не нашел ничего отталкивающего в личности преподавателя. Личное доверие и уважение между учеником и педагогом будет залогом эффективного обучения и получения высокого балла на ОГЭ. Обобщая сказанное, еще раз отметим важные нюансы, на которые следует обратить внимание при организации процесса подготовки слушателя к важному экзамену:

  • уровень начальной подготовки по математике;
  • его психологические возможности к обучению. Чем меньше способность воспитанника к обучению, тем большим профессионалом должен быть учитель;
  • доступная информация от знакомых о репетиторах вашего населенного пункта;
  • способность обучающегося к интернет-обучению;
  • способность слушателя к эффективному обучению в группе.

Найти репетитора для очных или онлайн занятий вы сможете, перейдя по следующим ссылкам:

Специализированные курсы

Еще одним вариантом являются универсальные курсы. Их предоставляют компании и, как правило, через вебсайты. Бывают варианты и очных занятий. Они проводятся для групп, в которых, обычно, отсутствует активное взаимодействие между участниками, а видео-лекции ведутся одновременно для всех, вопросы же задаются в чате. Программы этих курсов уже распланированы и разделены на видео-уроки (или онлайн лекции) и теоретический материал с заданиями для самостоятельного выполнения. Запись урока можно посмотреть позже, если вы пропустили трансляцию в прямом эфире или записались на курс позже его начала.

Проверка динамики обучения может выполняться специалистом. Для этого ребенок должен раз в неделю (или по другому графику) выполнять задания в режиме онлайн или прикреплять файл со сделанной работой на специальной форме сдачи результатов. Иногда можно получать комментарии от преподавателя по решенным задачам с указанием на темы, которые следует повторить. Цены на такие курсы чаще всего отличаются демократичностью, так как подготовка ведется в группах, а основную часть практической работы ребенок выполняет самостоятельно. Обучение ведется системно, требуется выполнение домашних работ, что создает мета-конструкцию для оптимального распределения времени и усилий.

Чтобы понять, что собой представляют универсальные курсы, рассмотрим структуру курса «Математика. Подготовка к ОГЭ (ГИА), 9 класс », который можно пройти на портале оказания образовательных услуг http://foxford.ru за разумную плату.

Как уже упоминалось выше, Фоксфорд выдает сертификат по любому из своих курсов и даже ГИА по математике не стал исключением. Этот сертификат не несет никакой функциональной пользы, так как не принимается в расчёт государственными учреждениями, но ребенку будет приятно.

Подводя итоги, следует сказать, что образование в молодом возрасте сказывается самым фундаментальным образом на развитии и успешности личности, поэтому выбирать и организовывать курсы подготовки к ОГЭ по математике для своих детей надо самым тщательнейшим образом. Учитывайте все нюансы, разбирайтесь в различных подходах в педагогике, внимательно прочувствуйте и серьезно относитесь к потребностям детей - только таким образом вы сможете помочь ему пройти первую, несамостоятельную часть его жизни.

Как известно, экзамен - не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. В то же время среди медиков существует точка зрения, что до 90 % всех заболеваний могут быть связаны со стрессом. Отсюда можно сделать вывод, что экзамены здоровья отнюдь не прибавляют, а даже наоборот. Действительно, многочисленные исследования показывают, что во время подготовки и сдачи экзаменов имеют место интенсивная умственная деятельность, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна (поверхностный, беспокойный сон), эмоциональные переживания. Все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние и сопротивляемость растущего организма.

Сущность психофизиологической стрессовой реакции заключается в подготовительной активации, создающей готовность к физическому напряжению, а именно эта физическая деятельность исключена обстановкой экзамена.

Что же нужно принимать во внимание, для того чтобы успешно, без ущерба для здоровья преодолеть период подготовки и сдачи экзаменов?

Подготовка к экзамену

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
  • В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
  • Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

Во время тестирования

  • В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
  • Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква "а". Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.
  • Экзаменационные материалы состоят из трех частей: А, В, С:
  • в заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком "Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов" ты должен под номером задания пометить знаком "Х" ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
  • в заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком "Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора", куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается.
  • в заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.
  • Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком "Отмена ошибочных меток". Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений - не больше шести.
  • В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
  • При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.

Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

  • Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  • Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.