Если вы хороший слушатель, то вы можете смотреть на мир глазами других людей. Умение слушать обогащает процесс познания и увеличивает склонность к сопереживанию. Это также увеличивает ваш контакт с внешним миром, помогая вам улучшить ваши навыки общения. Хороший слушатель глубже вникает в ситуацию и знает, какие слова можно использовать, а какие нельзя. Процесс слушания и понимания может казаться простым, но эти навыки требуют подлинного интереса и практики, особенно в конфликтной ситуации.
Шаги
Часть 1
Правильное слушание- Помните, что у вас есть два уха и один рот. Поэтому слушайте больше, а говорите меньше. Более выгодно слушать, чем говорить. Слушая собеседника, смотрите ему в глаза, чтобы показать вашу заинтересованность (даже если вам не интересно, делайте это из вежливости). Люди, которые умеют слушать, более наблюдательны и, следовательно, имеют склонность к размышлению и лучшему пониманию вещей. Убедитесь, что вы действительно слушаете, а не делаете что-то еще. Сосредоточьтесь на вашем собеседнике и не отвлекайтесь.
- Вместо того чтобы сразу судить вашего собеседника или моментально предлагать решение проблемы, внимательно выслушайте собеседника и посмотрите на ситуацию с его точки зрения. Это поможет вам по-настоящему услышать человека, а не формулировать собственное мнение преждевременно.
-
Не сравнивайте переживания вашего собеседника со своими. Не думайте, что сравнение переживаний – это прекрасная методика слушать другого человека. Если собеседник рассказывает вам, как он справлялся со смертью близкого человека, не говорите ему: «Это именно то, что было со мной». Так вы можете показаться грубым или бесчувственным, особенно если вы сравниваете что-то действительно серьезное со своими менее сильными впечатлениями, например, развод вашего собеседника и ваши трехмесячные отношения с девушкой.
- Не думайте, что это лучший способ быть полезным вашему собеседнику и правильно оценивать ситуацию. На самом деле это весьма упрощенный способ мышления, демонстрирующий вашему собеседнику, что вы вообще его не слушаете.
- Не говорите много «я» или «мне». Так вы даете понять собеседнику, что фокусируетесь не на его ситуации, а на самом себе.
- Конечно, если человек знает, что вы испытывали аналогичные переживания, то он может спросить о вашем мнении. В этом случае выскажите его, но аккуратно, помня о том, что ваши переживания не совсем похожи на переживания вашего собеседника (в противном случае он решит, что вы просто пытаетесь казаться полезным).
-
Не пытайтесь оказать моментальную помощь. Некоторые люди полагают, что во время слушания собеседника они должны моментально придумать способы решения его проблем. Вместо этого внимательно выслушайте собеседника, а затем подумайте над решением проблемы и озвучьте его, но только если ваш собеседник действительно нуждается в вашем совете. Если вы начинаете лихорадочно думать о возможных решениях проблем вашего собеседника, то на самом деле вы не слушаете его.
- Сконцентрируйтесь на словах вашего собеседника. Только после этого вы можете попытаться помочь ему.
-
Сопереживайте собеседнику и кивайте головой, чтобы показать, что внимательно слушаете его. Если человек ждет вашего одобрения (это можно понять по его голосу), скажите: «Да», а если вам рассказывают о трагических событиях, вы можете сказать: «Боже мой!». Произнося эти слова, вы демонстрируете собеседнику, что внимательно слушаете его. Говорите эти слова в нужное время и тихо, чтобы не перебивать собеседника. Попробуйте утешить человека, если у него случилась беда. С другой стороны, большинство людей не хотят, чтобы их жалели, поэтому попытайтесь просто успокоить вашего собеседника (но без всякого рода назиданий).
-
Запоминайте то, что говорит собеседник. Например, если собеседник рассказывает вам о проблемах во взаимоотношениях с его лучшим другом Владимиром, а вы не знаете этого человека, постарайтесь запомнить его имя. Упомянув это имя позже, вы продемонстрируете собеседнику, что внимательно слушали его и пытаетесь вникнуть в ситуацию. Если вы не помните имен, деталей или важных событий, то вы не слушали вашего собеседника.
- Конечно, у вас нет феноменальной памяти. Но если вы постоянно перебиваете собеседника, требуя разъяснений, потому что забыли важные детали или имена, то вы плохой слушатель. Не нужно запоминать каждую мелочь, но и не заставляйте вашего собеседника повторять уже сказанное по многу раз.
-
Проявляйте последующий интерес. Хороший слушатель – это не тот, кто выслушал историю собеседника и моментально ее забыл. Если вы действительно хотите продемонстрировать вашу заботу, спросите у собеседника о его ситуации, когда очередной раз вы останетесь вдвоем, или просто позвоните ему или отправьте сообщение. Если человек попал в трудное положение (например, он разводится, ищет работу или даже заболел), то ему будет приятно узнать, что вы думаете о нем. Однако, не стоит этого делать, если собеседнику это не нужно; в этом случае просто скажите ему, что вы всегда рядом и готовы помочь.
- Ваш собеседник будет тронут тем, что вы помните и думаете о нем даже после вашего разговора. Это разовьет ваши навыки слушания.
- Помните, что существует тонкая грань между последующим интересом и давлением. Например, если собеседник рассказывал вам о его желании уволиться, не нужно постоянно отправлять ему сообщения с вопросом уволился он или нет. Так вы оказываете давление на человека и создаете стрессовую ситуацию (а не помогаете).
-
Знайте, чего делать нельзя. Это так же полезно, как знать, что нужно делать. Если вы хотите, чтобы собеседник принимал вас всерьез и думал, что вы уважаете его, не делайте следующего:
- Не перебивайте собеседника.
- Не допрашивайте собеседника. Вместо этого мягко задавайте вопросы в нужное время (когда собеседник делает паузы).
- Не пытайтесь поменять тему разговора.
- Не говорите: «Это не конец света» или «Вы будете чувствовать себя лучше утром». Так вы минимизируете проблему человека, что только ухудшит его состояние. Смотрите на собеседника, что показать ему, что вы слушаете и вам интересно.
Часть 2
Правильные слова-
Молчите. Это основная черта хорошего слушателя, так как большинству людей просто не терпится высказаться. Кроме того, многие люди выражают ложное сочувствие, делясь своими переживаниями.
- Хороший слушатель на время забывает о собственных желаниях и терпеливо ждет, когда собеседник изложит свои мысли в свойственной ему манере.
-
Заверьте собеседника в вашей надежности. Если человек рассказывает вам что-то очень личное или важное, дайте ему понять, что вы надежный человек, умеющий держать рот на замке. Скажите собеседнику, что он может доверять вам и все сказанное останется между вами. Если человек не уверен, стоит ли на самом деле доверять вам, то он не откроется вам. Не заставляйте собеседника быть откровенным с вами – так вы поставите его в неловкое положение или разозлите его.
- Конечно, если вы заявляете, что услышанное вами останется тайной, так и сделайте (только если что-то не воспрепятствует этому, например, слова собеседника о намерении совершить самоубийство). Если вы не являетесь надежным человеком, которому можно доверять, то вы никогда не будете хорошим слушателем.
-
Отвечайте на реплики собеседника с пониманием. Во время пауз в разговоре нужно использовать два приема: «повторить и поощрить» или «обобщить и перефразировать». Так вы придадите разговору плавный ход и снимите напряжение с собеседника.
- Повторение и поощрение. Повторите некоторые моменты из сказанного и одновременно используйте положительную оценку в качестве поощрения. Например, вы можете сказать: «Я понимаю, что вам не нравится брать всю вину на себя. Мне бы тоже это не понравилось». С этим приемом нужно обращаться осторожно. Время от времени используйте технику сопереживания как толчок к действию. Если вы будете слишком часто сочувствовать вашему собеседнику, вас будут воспринимать как снисходительного человека.
- Обобщение и перефразирование. Очень полезно обобщить услышанное вами и перефразировать слова вашего собеседника на свой манер. Так вы сможете убедить собеседника в том, что вы действительно слушали его и поняли смысл сказанного. Также вы даете собеседнику возможность исправить ложные предположения и недопонимание между вами.
- Убедитесь в том, что дали шанс собеседнику исправиться. Используйте следующие высказывания: «Я могу ошибаться, но...» или «Возразите, если я не прав». Это очень ценный прием в том случае, если вы разочаровались в разговоре или ощущаете, что больше не в состоянии сконцентрироваться на слушании.
-
Задавайте осмысленные и дельные вопросы. Воздержитесь от расспросов, иначе ваш собеседник займет оборонительную позицию. Используйте вопросы для того, чтобы подтолкнуть собеседника к самостоятельному нахождению решения его проблемы. Так вы поможете собеседнику сделать свои собственные выводы, не будучи субъективным и не давя на него.
- После того, как вы внимательно выслушали человека, пришло время активных действий: перефразируйте свои вопросы. Например: «Вам не нравится брать вину на себя. Но я не могу понять, почему вас гложет чувство вины. Вы можете просто попросить человека больше так не делать».
- Такое построение вопроса подтолкнет собеседника прямо ответить на ваше недопонимание ситуации. Отвечая на вашу реплику, собеседник постепенно перейдет от эмоционального ответа к логичному и конструктивному выводу.
-
Подождите, пока собеседник откроется вам. В процессе поощрения конструктивного ответа активный слушатель должен проявить максимум терпения и позволить собеседнику выплеснуть свои мысли, чувства и представления. Как правило, подобная беседа начинается вяло, и собеседнику требуется много времени, чтобы выговориться. Если вы начнете задавать наводящие вопросы личного характера слишком рано, то человек закроется и не будет делиться с вами информацией.
- Сохраняйте спокойствие и представьте себя на месте говорящего. Иногда это помогает понять, как собеседник попал в такую ситуацию.
-
Не перебивайте собеседника вашими комментариями по поводу сказанного. Дождитесь момента, когда собеседник сам поинтересуется вашим мнением. Активное слушание требует от слушателя на некоторое время забыть о своем мнении и терпеливо ждать подходящего момента в разговоре. Когда беседа прерывается, подведите итог или осторожно выразите свое несогласие.
- Если вы прервете собеседника, то он будет разочарован и не поймет то, что вы скажете ему. Собеседник всегда хочет закончить свою мысль, а перебивая его, вы ставите собеседника в неудобное положение и отвлекаете его.
- Воздержитесь от раздачи советов. Вместо этого дайте человеку шанс изменить свое мнение и найти выход из сложившейся ситуации самостоятельно. Такое поведение делает честь вам и вашему собеседнику. Подобное общение, как правило, заканчивается результативным решением, которое дает возможность обоим участникам разговора понять свои намерения.
-
Убедите собеседника в том, что вы были рады поговорить с ним (независимо от исхода вашей беседы). Дайте ему понять, что вы готовы к дальнейшему обсуждению этой темы без давления с вашей стороны. Кроме того, заверьте собеседника, что все сказанное останется между вами. Даже если собеседник находится в ужасном положении, не говорите ему: «Все будет в порядке» – просто успокойте его, предложив вашу помощь.
- Вы можете погладить собеседника по руке или колену, приобнять его или сделать что-то другое, чтобы обнадежить его. Делайте все, что уместно в данной ситуации (но не переходите границ).
- Предложите собеседнику вашу помощь, если у вас есть возможности и время. Но не давайте человеку ложную надежду. Если единственной помощью, которую вы готовы оказать, является ваша готовность выслушать человека, прямо заявите об этом. На самом деле, это очень ценная помощь.
-
Давая советы, будьте объективным и не опирайтесь на ваш собственный опыт и чувства. Подумайте о том, что лучше для человека в этой ситуации, а не о том, что делали вы в подобной ситуации.
Часть 3
Правильный язык тела-
Смотрите на собеседника, слушая его. Если собеседник заподозрит, что вам не интересно и что вы не слушаете его, он больше никогда не откроется вам. Смотрите в глаза собеседника, чтобы продемонстрировать, что вы впитываете каждое слово. Даже если тема разговора вас мало интересует, постарайтесь относиться с уважением к тому, что говорит ваш собеседник, и вслушиваться в смысл сказанного.
- Сконцентрируйте взгляд и помыслы на собеседнике и станьте хорошим слушателем. Не думайте о том, что вы скажите, но сфокусируйтесь на словах вашего собеседника (помните, что речь идет о другом человеке, а не о вас).
-
Создайте благоприятное физическое и духовное пространство. Устраните все отвлекающие предметы и посвятите разговору все ваше внимание. Выключите все мобильные устройства (в том числе телефон) и назначьте встречу там, где вас никто не будет отвлекать. Когда вы находитесь с человеком наедине, нужно успокоиться и настроиться на слушание вашего собеседника.
- Выберите место, в котором мало отвлекающих вас факторов. Например, если вы разговариваете в кафе, сосредоточьтесь на вашем собеседнике и не отвлекайтесь на людей, заходящих и выходящих из кафе.
- Если вы разговариваете в публичном месте, например, в ресторане или кафе, не садитесь возле включенного телевизора. Даже если вы решили полностью сфокусироваться на собеседнике, у вас может возникнуть соблазн быстро взглянуть на экран телевизора.
-
Подбадривайте собеседника языком жестов. Кивок головой сигнализирует о том, что вы слышите то, что вам говорят, и хотите, чтобы разговор продолжался. Перенимание позы и движений собеседника (отражение) поможет ему расслабиться и еще больше раскрыться в процессе разговора. Попробуйте смотреть в глаза собеседника, чтобы продемонстрировать ваш интерес к разговору.
- Наклонитесь в сторону собеседника; в противном случае он решит, что вам не терпится уйти. Или, например, если вы скрестили ноги, вытяните их в сторону собеседника (так вы покажите, что вам интересно).
- Но не скрещивайте руки на груди. Это говорит о вашей закрытости и скептицизме, даже если на самом деле вы заинтересованы.
-
Слушайте активно, чтобы демонстрировать ваш интерес. Активное слушание подразумевает использование мимики и языка тела; это касается и вас, и вашего собеседника.
- Ваши слова. Не стоит каждые пять секунд говорить «хм…», «понятно», «конечно», чтобы не раздражать собеседника. Просто комментируйте сказанное в подходящие моменты, чтобы убедить собеседника, что вы внимательно слушаете его. Если ваш собеседник действительно что-то значит для вас, то вы, несомненно, сконцентрируете ваше внимание и поможете собеседнику разобраться в его проблемах.
- Выражение вашего лица. Старайтесь проявлять интерес и время от времени встречайтесь взглядом с собеседником. Не нужно смущать его своим пристальным взглядом, но старайтесь выражать дружелюбие и расположенность к разговору.
- Чтение между строк. Будьте начеку, ведь некоторые вещи не говорят вслух. Старайтесь заметить те реплики, которые помогут оценить настоящие чувства собеседника. Наблюдайте за его языком тела и мимикой, чтобы собрать необходимую информацию. Нельзя обращать внимание только на слова. Постарайтесь представить, какие эмоции привели к такому выражению лица, жестам и тону голоса.
- Если кто-то рассказывает вам о своих проблемах, он не обязательно хочет, чтобы вы их решили. Иногда человеку просто нужно выговориться.
- Не нужно повторять сказанное как попугай. Это очень раздражает.
- Если вы думаете над тем, что бы сказать, когда говорит ваш собеседник, вы не слушаете его. Вы уменьшаете свои шансы дать дельный совет.
- Отложите важный разговор на потом, если вы не в настроении слушать. Если вы не готовы к разговору, лучше вообще его не начинать. Если вас переполняют эмоции, переживания или внутренние порывы, которые мешают течению разговора, ваше состояние может привести к отрицательному исходу беседы.
- Не нужно банальностей. Избегайте подобных комментариев: «Такая проблема есть у многих людей, так что не волнуйтесь по этому поводу».
- Воздержитесь от раздачи советов.
- Внимательно слушайте, что говорит ваш собеседник.
- Не грубите – всегда будьте вежливы.
- Даже если вам не интересно, о чем говорит ваш собеседник, слушайте его!
Предупреждения
- Если вы обнаружили, что сформулировали ответ еще до того, как ваш собеседник окончил говорить, вы его не слушали. Постарайтесь подождать, пока собеседник не сделает паузу, и только потом делайте комментарии
- Очистите свои помыслы: выбросите все из головы и начните сначала.
- Смотрите собеседнику в глаза – в противном случае он решит, что вы не слушаете его.
- Даже если история, которую рассказывает собеседник, такая длинная, что вам уже не интересно ее слушать, попытайтесь дослушать ее до конца. В этом случае собеседник будет очень благодарен вам.
- Не говорите просто «да» и не кивайте головой – собеседник подумает, что вы невнимательно его слушаете.
- Старайтесь не говорить очень много, особенно когда человек рассказывает вам то, что крайне важно для него. Ваш собеседник проникся к вам доверием, но если вы показываете свое неуважение или слушаете его невнимательно, собеседник решит, что рассказывать вам что-либо больше не стоит; это может привести к разрыву отношений или помешать установлению дружеских связей. Если тема крайне важна для собеседника, обязательно комментируйте сказанное им.
-
Поставьте себя на место другого человека. Активное слушание блокируется вашими внутренними размышлениями. Поэтому постарайтесь посмотреть на проблему с точки зрения другого человека и подумайте о том, что в этом случае вы найдете выход из положения гораздо быстрее. Будучи хорошим слушателем, вы также можете стать лучшими друзьями с вашим собеседником.
Бог дал человеку два уха и один рот, очевидно, чтобы он меньше болтал и больше слушал.
Любая успешная коммуникация основывается на умении человека слушать собеседника. Как часто вместо этого мы обдумываем собственные ответы? Как часто мы действительно слышим то, о чем нам говорят? А сколько раз мы желали быть услышанными, но вместо этого наталкивались на стену непонимания?
На самом же деле практика осознанного слушания выходит далеко за пределы этикета и дружелюбия. У нее есть следующие безусловные преимущества, она:
- Развивает эмпатию, сочувствие, сострадание
- Заряжает энергией
- Облегчает взаимопонимание
- Увеличивает продуктивность
- Вдохновляет и побуждает к творчеству
- Внушает чувство безопасности
- Замедляет, помогает оставаться здесь и сейчас
- Дает возможность проявить уважение к другому человеку
Ну и конечно, если вы научитесь слышать других, вы научитесь слышать себя. Если в момент разговора вы будете проявлять искреннее участие, вы сможете легче выражать свои мысли – здесь действует закон обратного действия: мы всегда получаем то, что отдаем. Так что вы можете быть уверены в том, что усилия будут оправданы.
Вот пять способов как научиться действительно слышать.
1. Находитесь в настоящем моменте
Слушание – отличный способ концентрировать внимание. В какой-то степени, это своеобразная медитация, только здесь фокус смещается с себя на другого человека. Дышите спокойно, не перебивайте и не суетитесь. Как только вы начнете развивать воображаемые сценарии встречи или отвлекаться на какие-то внешние факторы, верните себя в настоящий момент. Возможно, сначала вам будет трудно удаваться, но, как и любой навык, – это лишь дело практики.
2. Будьте любопытны
Попытайтесь проникнуть в суть того, что рассказывает вам человек. Каковы мотивы его действий, что у него на душе, чего бы он хотел от вас как от собеседника: поддержки, критики, возможности выговориться или свежего взгляда на ситуацию. Задавайте наводящие вопросы, следите за мимикой и жестами, расценивайте каждого собеседника как возможность услышать его и собрать определенный багаж знаний.
3. Будьте открыты
Помните, что каждый человек в нашей жизни – урок, который нам необходимо выучить, поэтому будьте открыты и податливы к позитивным изменениям.
Не судите, кого бы вы ни встретили на своем пути. Не наклеиваете на людей ярлыки и не относитесь к ним предвзято. Большинство людей заслуживает самой бескорыстной любви и беспричинного понимания, какими бы сварливыми, угрюмыми или саркастичными они ни казались.
Конечно не забывайте про язык тела. Скрещивания рук, ног, установление преград между людьми (даже салфетница на столике) вызывают отторжение и недоверие. Напротив, расслабьтесь, подайтесь слегка вперед к собеседнику, развернитесь в его сторону, смягчите взгляд, настройтесь на его дыхание и будьте готовы предложить свое тепло и свою помощь, если они понадобятся.
4. Выражайте внимание
Есть люди, которые чистосердечно выслушивают все, что им говорится, но по их виду это сложно предсказать. Поэтому не стесняйтесь проявлять заинтересованность и внимание – это всегда приятно. Переспрашивайте, уточняйте, установите зрительный контакт, проявляйте эмоции, спрашивайте совета – дайте понять, что вам не безразлично то, что происходит в жизни говорящего. Конечно не нужно усердствовать, но одобрительный кивок или дружеское прикосновение еще никому не мешали.
5. Принимайте критику
Настоящим мастерством в общении является правильное поведение в сложных, конфликтных ситуациях. Научитесь себя вести, когда вот-вот готовы выйти из себя и провалиться в пучину гнева. Споры, ссоры – неотъемлемая часть нашего общения, особенно между близкими людьми, но это совсем не значит, что можно говорить и вести себя самым непотребным образом. Не забывайте сохранять относительное спокойствие и здравомыслие. Не убегайте от выяснения отношений, но и не провоцируйте человека, неготового к этому. Старайтесь сохранять баланс словно вы стоите в Ширшасане на коврике для йоги.
Следует упомянуть, что проявлять участие в жизни другого человека – не означает, что вы обязаны опускаться до сплетен или лезть не в свои дела. Не опуститесь в крайность потребительского отношения к людям – не стоит рассматривать людей исключительно как тренажер для оттачивания своего дружелюбия. Будьте тактичны, будьте готовы безвозмездно предложить свою помощь и проявить участие – однажды кому-то это поможет и принесет счастье.
Фото: yogawithbriohny/instagram.com
Умение слушать является одним из самых важных и недооцененных. То, насколько эффективно вы умеете слышать человека и воспринимать информацию, может повлиять на успех в работе и взаимоотношениях с другими людьми. Сегодня таким навыком обладает небольшой процент человечества, потому что каждому кажется, что его точка зрения незыблема и основана на личном опыте и фактах. На самом деле это далеко не так, а правда зачастую бывает с разными оттенками. К тому же слушать намного важнее, потому что так вы сможете узнать больше, нежели просто потратить час своей жизни и высказать точку зрения, которую и так знаете.
Зачем нужно слушать и слышать? Например:
- Получить информацию.
- Понять информацию или точку зрения.
- Для наслаждения.
- Для обучения.
Особого секрета здесь нет: для того, чтобы научиться слушать, нужно практиковать это каждый день. Вам нужно проявлять сознательные усилия для того, чтобы не только слушать, но и слышать собеседника.
Помните, что вам совсем необязательно соглашаться с человеком для того, чтобы прослыть хорошим слушателем. Этот навык означает понять точку зрения человека без осуждения и прерываний.
Исследования подтверждают, что в любом диалоге человек обращает на 25% сказанного. Эта гнетущая цифра только подтверждает то, что мы не умеем слушать. При этом эти цифры даже не учитывают то, что мы не умеем или не хотим считывать язык тела собеседника, а ведь эта информация подчас даже важнее слов. Иногда нам даже кажется, что мы поняли главную мысль и перестаем слушать. А что если не поняли? Словом, изучайте навыки активного слушателя и получайте от диалогов максимум.
Есть пять ключевых техник для приобретения умения активно слушать.
Обратите свое внимание
Чтобы вы не просто воспринимали информацию, а воспринимали ее осознанно и активно, заставьте себя обратить внимание на человека:
- Посмотрите прямо на собеседника.
- Уберите отвлекающие мысли.
- Не опровергайте умственно информацию.
- Избегайте внешних раздражителей.
- Считывайте собеседника.
Покажите, что слушаете
Это важно, потому что в этом случае собеседник воодушевится и сможет стать более откровенным. У всех людей есть внутренние барьеры и опасения, поэтому если человек видит, что его слушают, он доверяет, раскрывается и предоставляет больше информации.
Используйте свой язык тела для того, чтобы показать собеседнику, что слушаете его:
- Кивайте время от времени.
- Улыбайтесь и используйте другую мимику.
- Сделайте свою осанку более открытой, уберите угрожающие моменты.
- Поощряйте собеседника продолжать беседу.
Обеспечьте обратную связь
Наши персональные фильтры, суждения и убеждения могут исказить информацию. Ваша роль как слушателя - максимально объективно понять то, что он говорит. Размышляйте над тем, что было сказано без эмоций и задавайте вопросы.
- Вопросы должны прояснять ситуацию, а не запутывать: «Что вы имеете в виду, когда говорите…», «Это то, что вы сказали?».
- Периодически вслух подводите итог сказанному.
Избегайте суждений
Как только вы начинаете судить, то моментально перестаете слышать и воспринимать информацию. Все, что скажет человек в этот момент, будет отфильтровано вашим мозгом и вы начнете искать в его дальнейших словах подтверждения своих суждений и предположений. К тому же вы можете начать перебивать человека, что не укрепит ваши доверительные отношения.
- Позвольте собеседнику закончить речь прежде чем задавать вопросы.
- Не прерывайте собеседника контраргументами.
Реагируйте соответствующе
Активный слушатель уважает собеседника и старается понять его точку зрения.
- Будьте искренним, открытым и честным при ответе.
- Высказывайте свою точку зрения с уважением к чужой точке зрения.
Для того, чтобы стать активным слушателем вам потребуется максимальная . Поэтому хотя бы на время диалога отложите телефон в сторону и сосредоточьтесь. Помните, что умение слушать - это навык, который развивается так же, как и все другие. Вам нужна и искреннее желание понять собеседника.
Желаем вам удачи!
Неумение слушать собеседника – это минус, причём существенный, поскольку именно от этого зависит налаживание контактов и установление взаимосвязей с окружающими людьми. Кстати, многим предпринимателям просто необходимо постоянно оттачивать свои навыки слушания, хотя бы потому, что их отсутствие будет работать против них. Если вы будете терпеливы и сможете выслушивать то, что говорят вам другие люди, например, ваши сотрудники и клиенты (а их обратная связь весьма важна), то вы приобретёте верных и лояльных приверженцев своего бренда. Кстати, будьте осторожны, не осуждайте и не критикуйте, просто слушайте.
Итак, 5 способов овладения мастерства хорошего слушателя:
1. Откройте для себя язык тела, вашего тела
Язык тела демонстрирует ваш интерес или незаинтересованность в разговоре. Когда вы активно слушаете кого-либо, наклонитесь немного вперёд и смотрите в глаза. Легкая улыбка и периодическое кивание головой покажут, что вы увлечены беседой. В ситуациях, когда вы чувствуете себя несколько неловко, вы инстинктивно скрещиваете руки или держите их в карманах, а также проявляете другие признаки лёгкой нервозности. Такие небольшие физические барьеры могут быть препятствием для ваших собеседников, которые хотят «достучаться» до вас.
2. Фокусируйте внимание только на собеседнике
Если вы находитесь в окружении большого количества людей, сосредоточьтесь на человеке, который вам нужен, и меньше обращайте внимание на то, что происходит вокруг вас. Точно таким же образом, когда вы разговариваете по телефону, повернитесь спиной к компьютеру и полностью сосредоточьтесь на своём собеседнике. Когда вы отвлекаетесь на всяческие гаджеты, человек, с которым вы разговариваете, чувствует себя второстепенным и неинтересным для вас.
3. Боритесь с желанием перебить собеседника
Иногда так и хочется перебить собеседника и самому закончить его фразу, показав, что вам вполне понятна его мысль, но вот звучать это будет достаточно грубо с вашей стороны. Терпеливое выслушивание укрепляет доверие. Если вы перебиваете кого-либо (даже с самыми благими намерениями), то это лишает вашего собеседника возможности в полной мере выразить свою точку зрения или чувства. Всякий раз, когда вам хочется прервать другого человека, выдержите паузу и только потом реагируйте.
4. Задавайте вопросы
Два самых действенных слова в разговоре – это слова «расскажите мне…». Люди сразу воодушевляются, когда вы задаете им вопросы по существу и внимательно выслушиваете их ответы. Если вы демонстрируете интерес к мнению других, то это только пойдёт вам на пользу. Открытые вопросы, требующие развёрнутого ответа, дают людям отличную возможность высказаться по теме и превратить разговор в занимательную и познавательную беседу. Если вы не улавливаете ход мыслей собеседника, попросите его дать более детальное разъяснение или конкретные примеры.
5. Практикуйте эмпатическое или активное слушание
Слушайте не только ушами, но и глазами, и своим сердцем. Вы можете не соглашаться с говорящим, но попытайтесь понять его чувства, желания и стремления. Попробуйте представить себя на месте этого человека, чтобы полностью понять его точку зрения.
К сожалению, большинство людей слушают собеседников совсем не для того, чтобы понять их; они слушают их для того, чтобы ответить. Не зацикливайтесь на том, что вы собираетесь сказать. Это отвлекает от разговора и препятствует его развитию. Сосредоточьтесь на мыслях собеседника. Спросите себя: «Как бы я себя чувствовал, если бы это произошло со мной?» А когда вы полностью поймёте то, что человек хотел донести до вас, то тогда вы можете аккуратно и вежливо реагировать на всё им сказанное.