» Исповедные росписи (ведомости)

Здесь я привожу статью из справочного пособия «Генеалогическая информация в государственных архивах России», выпущенного Федеральным Архивным агентством и ВНИИДАД в 2004-м году.

Исповедная роспись (ведомость) - документы . Первая инструкция о ведении исповедных росписей (ведомостей) относится к 1697 году. Форма их была первоначально самой простой: каждый причт обязан был вести у себя три именных списка: в первый вносились все прихожане, бывшие на исповеди, во второй - не присутствовавшие, в третий - расколь- ники. Форму исповедных ведомостей, сохранившуюся до конца их существования (20-е годы ХХ в.) практически неизменной, определил указ 1737 г. Временем составления росписей был Великий пост. Тем, кто не успевал исповедоваться во время Великого поста, разрешалось сделать это в любое другое время. Как правило, это были посты Петра и Павла, Успенский и Рождественский.

Формуляр исповедных росписей был следующим: в первой графе обозначался порядковый номер домов или дворов, во второй - число в них людей, раздельно мужчин и женщин. Если семья была полной, то фамилия чаще всего записывалась один раз для всех членов, для супругов указывались имя и отчество, а для их детей - только имя. Если один из супругов уже умер, то в отношении оставшегося в живых указывалось вдовство (это позволяло проверять факт смерти при отсутствии записи в метрической книге), далее указывалось, отдельно для мужчин и женщин, количество лет каждого члена семьи на данный год. В росписи вносили имена всех детей старше одного года, но при этом в графе об исповеди священник ставил прочерк.

Исповедную роспись подписывал не только настоятель храма, но и весь его причт.

Официально прекратили свое существование в 1917 году, но в отдельных храмах священники продолжали их вести, поэтому в фондах церквей, духовных правлений, епархиальных управлений и духовных консисторий сохранились исповедные росписи за более поздний период.

Существуют и другие генеалогические источники. Ниже перечисляю некоторые из них:

- брачные обыски;

- рекрутские списки и списки ратников;

- клировые ведомости;

- посемейные списки;

- писцовые и переписные книги;

- отдаточные книги;

- переписные листы 1-й Всеобщей переписи населения 1897 г.;

- переписные листы сельскохозяйственной переписи 1917 г. и 1916 г.;

- списки домовладельцев и городских обывателей;

- документы о переселенцах (вопросные листы, карточки, списки);

- послужные (формулярные) списки;

- личные дела чиновников.

Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!

Лист учета и описания уникального документа

1. Учетные и описательные характеристики.

Регистрационный номер: 20

Дата включения документа в ГР УР: 21.06.2005

Название (заголовок) документа: Духовные росписи за 1819 г., метрическая книга записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших по приходу Благовещенского собора Камско-Воткинского завода за 1819 г. Метрическая запись № 813 в метрической книге Благовещенского собора Камско-Воткинского завода Вятской губернии о рождении 4 ноября 1819 г. Павла Матвеевича Обухова

Самоназвание документа: -

Вид документа: Метрическая книга

Дата (время создания) документа: 06.11.1819

Ориентировочная дата: -

Язык документа: русский

Аннотация: Метрическая запись № 813 в метрической книге Благовещенского собора Камско-Воткинского завода Вятской губернии о рождении известного русского металлурга Павла Матвеевича Обухова. Родители: шихтмейстер Камско-Воткинского завода Метвей Фёдорович Обухов. Восприемники шихтмейстер того же завода Андрей Петрович Миславский. Подлинник.
Обухов Павел Матвеевич (1819-1869) - русский металлург, изобретатель вязко-тягучих сортов стали, основоположник сталепушечного производства. Обухов П.М. являлся непосредственным продолжателем работ металлурга Аносова П.П. (1799-1851), создавшего способ получения высококачественной литой стали путём объединения науглероживания и плавления металла, раскрывшего утерянный в средние века секрет изготовления булатной стали, а также впервые применившего микроскоп для исследования строения стали. Разработанный П.М. Обуховым способ приготовления литой тигельной стали (способ получения стали в расплавленном виде в тиглях - сосуде (горшке) из тугоплавких или огнеупорных материалов для плавки, варки или нагрева различных материалов) в больших количествах обеспечивал возможность получения крупных слитков, необходимых для изготовления стволов артиллерийских орудий. Изобретение П.М. Обухова явилось поворотным пунктом в истории отечественной артиллерии и внесло весомый вклад в обеспечение обороноспособности страны; являлось актуальным в связи с поражением России вследствие военной и экономической отсталости в Крымской войне (1853-1856 гг.). "Обуховская сталь" обходилась дешевле заграничной; хорошие механические и технологические свойства позволяли применять ее и для изготовления коленчатых валов, вагонных осей, бандажей.
П.М. Обухов - уроженец Воткинского завода. В 1843 г. по окончании института корпуса горных инженеров в Петербурге работал на Уральских металлургических заводах. В течение 1846-1848 гг. с целью "усовершенствования в горном деле" находился в заграничной командировке, где изучал железоделательное производство. В 1854 г. П.М. Обухов был назначен управителем Златоустовской оружейной фабрики. В 1857 г. получил привилегию на разработанный им способ массового производства литой стали. В 1859 г. в Златоусте по его проекту была построена сталелитейная фабрика (Князе-Михайловская сталелитейная фабрика), на которой началась отливка стальных пушек. Лучшее орудие П.М. Обухова, отлитое в 1860 г., выдержало свыше 4 тысяч выстрелов и было отмечено золотой медалью на Всемирной выставке в Лондоне (1862 г.). С 1863 г. П.М. Обухов руководил строительством крупного сталелитейного завода в Санкт-Петербурге, получившего название Обуховский сталелитейный завод.
До настоящего времени точная дата рождения П.М. Обухова была неизвестна. В существующей научно-справочной литературе датой рождения П.М. Обухова чаще всего указывается 1820 г. Метрическая запись № 813 в метрической книге Благовещенского собора Камско-Воткинского завода Вятской губернии о рождении известного русского металлурга Павла Матвеевича Обухова - единственный документ Архивного фонда УР, подтверждающий факт рождения П.М. Обухова в поселке Воткинский завод и впервые дающий представление о дате его рождения (4 ноября 1819 г.).

Историческая справка: метрическая книга поступила в составе коллекции метрических книг из Республиканского архива ЗАГС в 1975 г. Находится в составе ОАФ "Благовещенский собор и церкви Камско-Воткинского завода"

Наличие драгоценных металлов и камней: -

Палеографические особенности: скоропись 19 века (канцелярское письмо)

Печати: -

Художественные особенности оформления документа: -

Экспонирование: -

Собственность: государственная Удмуртской Республики

Владелец документа: государственный архив (центр документации)

2. Место хранения документа

Место хранения документа: Центральный государственный архив Удмуртской Республики

Адрес места хранения документа: 426034, Удмуртская Республики, г. Ижевск, ул. Удмуртская, 264

Архивный шифр: фонд № 409, опись № 1, ед.хр. № 135, лл. 330

3. Физические характеристики документа

Материальный носитель информации: бумага бледно-голубого цвета с водяными знаками в виде букв "ТМЕП"

Размеры документа: 22х35,4. Находится в деле 24,5х35,7х5,7.

Объем документа: метрическая запись на 1 листе. Находится в деле объемом 402 листа.

Физическое состояние документа: удовлетворительное

Потребность в реставрации: Имеются следы от свечи в виде небольших желтоватых пятен, небольшие порывы верхнего и правого края листа.

Реставрация документа: -
год:
Организация:
Ф.И.О. (полностью) реставратора:

4. Страховая оценка документа

Дата оценки: 30 тыс. руб.
полис № 114 от 17.10.2005, Главное Управление по УР ООО "Росгосстрах - Поволжье";
полис № 185\06 от 10.11.2006, Главное Управление по УР ООО "Росгосстрах - Поволжье";
40 тыс.руб.
полис № Д-41850010-40-1-000-472-08 от 07.11.2008, Главное Управление по УР ООО "Росгосстрах - Поволжье";
полис № Д-41850010-10-1-000749-09 от 23.10.2000, Главное Управление по УР ООО "Росгосстрах - Поволжье";
год:
месяц:
число
Название страховой компании:
сумма (в ф.ст. или долларах):

5. Служебная информация

Кем представлен документ: Центральным государственным архивом УР

О справках для причащении в Российской империи June 5th, 2017

Из чего состоит метрическая книга

Первое, что стоит уяснить читателям, – в метрические книги заносились записи не о фактах рождения, брака или смерти, а о регистрации церковных обрядов. Изначально приходским священникам вручались незаполненные тетради (сшитые листы бумаги) с графическим распределением блоков, и только после их заполнения тетради становились метрическими книгами.

Законами тогдашнего времени было установлено, что ведение метрик должно происходить в двух экземплярах. Подлинная версия, как правило, хранилась в церкви, дубликат (копия, заверенная церковным причтом) перенаправлялся в архив консистории – в те времена это было учреждение с судебными, а также церковно-административными функциями. В связи с тем что в 1918 году был принят «Кодекс законов об актах гражданского состояния», метрические тетради заменили на реестровые (также встречается название «актовые»), которые можно найти в местных органах ЗАГС. Однако, видимо по инерции, в некоторых районах России церковные метрические книги велись до 1921 года.

Исповедальные росписи

Государственный документ периода XVIII – начала XX века, содержащий в себе информацию об исповедях православного населения, делился на три основополагающие части:

1. «Кто были у Исповеди и Святого Причастия».

В этой части росписи указывался перечень членов семей с отметкой о присутствии или отсутствии во время Великого поста (с 23 марта по 3 апреля). В исповедальную ведомость записывалось «был» или «не был» прихожанин участником обряда. Благодаря таким сведениям из ведомостей сегодня исследователи родословных могут добывать дополнительную информацию, делать определенные выводы о духовности предка из династии и соединять родственные цепочки.

2. «Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием».

Вторая графа присутствовала в исповедной росписи крайне редко. По усмотрению священника в нее вносились те, кто не присутствовал на причащении более года. Если время пропуска составляло более трех лет и прихожанином не представлялись документы, объясняющие его отсутствие, то священнослужитель отмечал это в исповедальной ведомости и сообщал о таком человеке своему епархиальному начальству, которое в свою очередь могло причислить поданного к раскольникам (старообрядцам или иным людям, придерживавшимся нетрадиционного вероисповедания).

3. «Которые у исповеди не были».

Исповедная роспись (духовная ведомость) в третьей части обычно содержала перечисление раскольников и причин, почему жители не могли явиться на обряды в православную церковь. Причинами пропусков чаще всего указывались «по отлучке» или «по нерадению», однако исследователями сайта livemem.ru в редких случаях выявляются записи «за леностью» и аналогичные им, характеризующие личность человека соответствующим образом. На православных, попавших в этот список, светскими властями мог налагаться штраф «против доходу с него втрое», причем уплата штрафа не освобождала человека от обращения к исповеди.

Первые версии духовных росписей оформлялись в виде тетрадок с вручную расчерченными таблицами для ввода данных. Печатные же версии исповедальных ведомостей начали появляться лишь к середине XIX века, при этом содержание практически не менялось за все время существования документа. Строгий контроль вышестоящего духовного правления дисциплинировал священнослужителей, которые старались относиться к заполнению книг ответственно, ведь в противном случае им грозили наказания, вплоть до лишения сана. Официальный отказ государства от ведения исповедных росписей произошел после революции 1917 года , но отдельные священники продолжали вести списки и несколько последующих лет.

Пример (образец) исповедальной ведомости:

«Исповедальные росписи Саратовской епархии города Саблы церкви Рождества Богородицы, 1863 года.

О обретающихся в приходе оной церкви нижеявленных всякого чина людей, с изъяснением противу каждого имени, кто в Четыредесятницу был у Исповеди и Святого Причастия, кто исповедовался только, а не причастился, и кто и не исповедовался и не причастился и почему.

В отсутствие метрических книг исповедные росписи обладали юридической силой и использовались при разрешении брачных и земельных конфликтов. Переселенцам настоятель церкви выдавал справку об исповедовании, без которой невозможно было совершить обряд бракосочетания на новом месте. Что касается описания, то исповедальная книга схожа с прочими церковными документами. Первым указывался порядковый номер семьи или двора, далее шел непосредственно перечень прихожан, где первоначально вписывали представителей мужского пола, и только после этого могла быть записана жена или другая родственница отца семейства. В следующие столбцы исповедной росписи вносился возраст, сословная или владельческая принадлежность. Иногда прямо в этом списке указывался населенный пункт, в случае если к приходу относились несколько селений. Тут же отмечалось присутствие либо отсутствие на исповеди. Все листы должны были подписываться каждым звеном причта, но, так как это указание носило рекомендательный характер, на практике заверение происходило только на заключительных страницах блоков.

Исповедные росписи принадлежат к фондам духовных консисторий и правлений, а также епархиальных управлений. В настоящее время исповедальные ведомости хранятся в государственных архивах определенного региона. Нелишним будет отметить, что в редких случаях росписи по исповеди и причастии можно найти в архивах отдельных церквей.
...Необходимо иметь в виду, что священники были обязаны вести исповедальные ведомости в двух одинаковых экземплярах, один из которых направлялся на ответственное хранение в духовную консисторию, зачастую объединяясь с делом соседних приходов, а соседство определялось в зависимости от территориального деления того или иного региона. Второй экземпляр исповедной росписи оставался в фондах самой церкви.

Так как в XIX веке наблюдался особый контроль духовности населения Российской империи, обычным делом был дополнительный не церковный учет причащения и исповедования жителей (в основном крестьян). Проводя поиски, мы встречаем разного рода приказы и распоряжения светских начальников, где говорится, что их подчиненные обязаны представить справку от настоятеля храма о пребывании на исповеди и Святом причастии.

(Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской Империи в XVIII — начале XX вв. и представляющий собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года), с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время Великого поста (в святую великую Четыредесятницу), или во время других трёх постов, на исповеди и причащался ли у своего священника, а если нет — то по какой причине (например, за малолетством).

Один экземпляр росписи оставался на хранении в церкви, другой отсылался в консисторию, где, как правило, подшивался в дело вместе с отчётами по соседним приходам (например, приходам одного и того же духовного правления). В настоящее время исповедные росписи хранятся в региональных архивах в фондах духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, отдельных церквей. В РГИА — в фондах «Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства синода» и «Канцелярия заведующего придворным духовенством МИДв».

Поскольку в исповедных росписях фиксировалось социальное положение, владельческая принадлежность (например, для крестьян и дворовых людей), место жительства, возраст, состав семьи прихожан, то данные документы, наряду с метрическими книгами, являются одними из важнейших источников в генеалогических исследованиях. Ценность исповедных росписей особенно существенна по тем территориям, на которых переписи населения проводились нерегулярно (например, Левобережной Украине), или их материалы не сохранились до нашего времени.


История

Старейшая инструкция по составлению исповедных росписей была принята святейшим патриархом Московским Адрианом ещё 26 декабря 1697 года. Её появление было связано с борьбой со старообрядчеством и выявлением раскольников. Исповедные росписи должны были представлять собой три списка. В первом перечислялись бывшие на исповеди прихожане, во втором — не ходившие на исповедь, в третьем — раскольники. Однако тогда эта отчётность не была воплощена в жизнь. В 1716 году Петром I был издан указ «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада», этим же указом было предписано духовникам подавать светским властям именные списки неисповедавшихся. Однако этот указ первые годы продолжал не исполняться; лишь с 1718 года начинают составляться первые росписи. 7 марта 1722 года Синодом был принят указ, который обязывал всех прихожан «быть на исповеди и причастии, начиная с 7 лет, у своего священника». Отсутствующие больше года в своём приходе могли исповедаться и причаститься у другого священнослужителя, но после должны были об этом предъявить справку в церковь по месту проживания. В том же 1722 году, 16 июля, совместным Сенатским и Синодским приказом было установлено обязательное ведение исповедных росписей. Окончательно форма исповедных росписей, которая просуществовала практически неизменной до их отмены, была определена указом императрицы Анны Иоановны в 1737 году. Необходимость ведения исповедных росписей была отменена только в 1917 году. Однако, в отдельно взятых приходах они продолжали составляться и некоторое время после. Согласно бюллетеню Центрархива РСФСР от 25 мая 1927 года, все исповедные росписи, начиная с 1865 года и более поздние, подлежали уничтожению в архивах, как не имеющие исторической ценности.

Содержание, достоверность, полнота описания в исповедных росписях различались и зависели от нескольких причин — от года написания этого документа, от местности в которой находился приход, от прилежания переписчика, от наличия в приходе своего священника, или священника входящего. Обычно текст росписи переписывался с прошлогоднего документа с внесением в него изменений за прошедший период, исправлением старых ошибок и созданием ошибок новых. В некоторых случаях порядок описания и тексты двух смежных по годам росписей мало схожи между собой, что может свидетельствовать о проведении какой-то локальной церковной переписи.

В начале документа шло его название примерно такого содержания .

В столбцах , , записывался порядковый номер двора (дома, семьи), лица́ мужского и лица женского пола соответственно.

В столбцах и — число лет лица́ мужского, женского пола (как правило, возраст указывался приближённо).

В столбце как раз и размещался список прихожан .

В заголовке этого столбца обычно записывалась та социальная группа, к которой принадлежали перечисленные в нём на данной странице люди: духовные и их домашние (обычно в первую очередь в списках шёл сам церковный причт), военные и их домашние, дворяне и их домашние, дворовые и их домашние, крестьяне и их домашние (или просто — поселяне) и так далее. Иногда здесь же приводилось название селения, где проживали указанные прихожане (обычно названия селений писались прямо в списке). Если населённый пункт принадлежал нескольким владельцам (помещикам), то в росписи присутствовали его описания по каждому владельцу отдельно, и не обязательно эти описания были расположены рядом друг с другом. В некоторых случаях в конце росписи могло находиться ещё и дополнение по селению с теми жителями, которые по каким-то причинам не были упомянуты в основном тексте. Иногда в конце исповедных находился список церковных причётников соседних приходов, для которых местный священник был духовником.
Всего в исповедных росписях, помимо раскольников, с 1713 по 1842 год официально разделяли 7 социальных групп, с 1843 по 1860 год — шесть, начиная с 1861 года — пять: духовные, военные, статские, городские станы и крестьяне.
В селениях описание шло по дворам (домам, семьям). Вначале записывался его глава с фамилией (если была), именем, отчеством; затем его жена с именем и отчеством (если переписчик не забывал его указать), или отмечалось вдовство; после — их дети с именами, их супруги и дети; более дальние родственники: племянники, срощенники, подсоседники и так далее.

, и столбцы предназначались для отметок об исповедовании и прохождении причастия.

В некоторых исповедных вместо трех столбцов обходились двумя, или вообще одним. Так, в напротив исповедовшегося и причастившегося прихожанина писали был, была, но чаще объединяли сразу некоторую группу скобкой и отмечали были все. Более подробные записи можно встретить у имён церковного причта. Тут иногда упоминали сколько раз в году исповедовался и причащался, например, священник, а изредка и у кого и где. Напротив неисповедавшихся и непричастившихся лиц в этом столбце ставили прочерк, а в указывали причину: за малолетством, по нерачению, за старообрядчеством и так далее. Столбец использовался по назначению крайне редко, и чаще всего — как свободное место для неуместившегося текста в .

По лицевым листам исповедной росписи священник церкви ставил свою скрепу (подпись), например: (л.1) К сей (л.2) духовной (л.3) росписи (л.3) священник (л.4) […] руку приложил. Другие члены церковного причта полистно обычно не расписывались. Помимо священника, на листах росписи может находиться также скрепа представителя духовного правления.

После этой таблицы шла вторая — сводная ведомость по приходу или табель. В ней приводился общий итог: сколько дворов, сколько душ той или иной социальной группы, мужского и женского пола в приходе.

В конце документа шло заверительное объявление, что в нём всё верно написано, без укрывательства и приписок, а за выявленную в случае чего ложь составители готовы нести ответственность в виде штрафов. После, шли подписи (скрепы) всех лиц церковного причта мужского пола.

Если на территории прихода проживали раскольники, то после итоговой сводки приводился их список.

Нецерковный учёт исповедований и причащений

Контроль за ежегодным исповедованием и причащением населения лежал не только на священниках, но и на некоторых светских начальниках. Например, в инструкции сотскому от 19 декабря 1874 года был прописан такой контроль по крестьянам. В качестве примера этому, можно привести следующий приказ по почтовому ведомству.

«Приказ.
По Любынскому почтово-телеграфному округу. № 30. 10 марта 1892 года.
Предлагаю Начальникам Учреждений распорядиться и наблюсти, чтобы в наступившую Четыредесятницу, все подведомственные им чины были у исповеди и причастия св. Таинств, по исполнении чего предоставить мне списки служащим удостоверенные подлежащими Настоятелями приходов.
И. Д. Начальника округа /Подпись./

Делопроизводитель /Подпись./»

При приказе была представлена также форма списка лицам бывшем у исповеди и св. причастия такого то учреждения, несколько отличающаяся от стандартной формы церковных исповедных росписей.

Фрагмент исповедной росписи церкви Николая Чудотворца селаСлавного Шеского и Кушальского стана Тверского уезда Тверской провинции Новгородской губернии1755 года

Остановимся теперь на самых ранних документах, сохранность которых определяет возможности поиска. Все эти документы дают информацию о податных сословиях. О поиске по дворянским родословным и о документах, которые могут дать сведения о дворянах, я расскажу в будущем.

1. Метрические книги. Отдельные метрические книги в областных архивах встречаются с 1700 – 1710 гг., их повсеместное систематическое ведение начинается с 1722 г. Однако в большинстве архивов метрики XVIII в. сохранились очень плохо. Даже там, где они представлены за многие годы, полнота сведений, которые включались в документы этого периода, не позволяет использовать их в качестве основного источника. Метрические книги XVIII в. привлекаются в основном для уточнений, при этом основными источниками являются ревизские сказки и исповедные ведомости.

2. Исповедные ведомости. Эти документы начали вести с рубежа XVII – XVIII вв., но систематическая сохранность исповедных ведомостей в областных архивах (если они вообще сохранились: в некоторых архивах этот вид источников уничтожен практические полностью) начинается с 40 – 60-х гг. XVIII в. Поскольку они зачастую содержат сведения, отличные от ревизских сказок, исповедные ведомости – один из основных источников исследований в ранний период. Их основной недостаток связан с тем, что они не содержат информации о перемещениях крестьянских семей, тогда как XVIII в. – время активного освоения земель, когда помещики переводят своих крестьян очень и очень активно.

3. Ревизские сказки – пожалуй, самый главный источник исследований в этот период. В XVIII в. ревизские сказки проводились: в 1719 – 1727 гг. (I ревизия), 1744 – 1747 (II ревизия), 1762 – 1765 (III ревизия), 1782 – 1788 (IV ревизия), 1794 – 1808 (V ревизия). В ревизских сказках I и II (а также VI) ревизий не учитывались женщины, зато в материалах III – V ревизий указывалось даже, из какой деревни женщину взяли замуж. В ревизиях содержится список всех членов той или иной семьи с указанием возраста, а также отметками о том, жила ли эта семья здесь или была перемещена из другого населённого пункта. Материалы I – III ревизий дополняются также книгами убылого населения, в которых фиксируются все перемещения в период между переписями. Материалы I – III ревизий хранятся в Российском государственном архиве древних актов, IV и более поздних – в областных архивах. Глубина изучения родословной определяется обычно сохранностью ревизий (иногда – также исповедных ведомостей), поскольку именно эти документы дают наиболее полную картину податного населения России XVIII в.

4. Материалы переписей начала XVIII в. В это время проводилось две переписи податного населения. Первая была проведена в 1710 г., вторая (ландратская перепись) – в 1715 – 1718 гг. Документы ландратской переписи особенно интересны, поскольку фиксируют женщин, а также отмечают причины отсутствия крестьян, наглядно демонстрируя всю тяжесть Северной войны для населения России. Материалы всех переписей хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве. К сожалению, сохранность этих документов позволяет использовать их для изучения родословных лишь в редких случаях.

5. Писцовые и переписные книги. Составление писцовых книг началось с конца XV в., изначально по пятинам Новгородской земли, а затем и по всем землям Российского государства. В XVII в. было проведено два подворных описания, которые должны были охватить всё население, обязанное платить налоги: в 1646 – 1647 и 1676 – 1678 гг. Эти переписи содержат имена и, во многих случаях, возраст жителей деревень и городов. Найти предков по писцовым книгам – большая удача. К сожалению, сохранность архивных документов не всегда позволяет дойти до писцовых книг, они сами также сохранились весьма неполно. В настоящее время писцовые книги хранятся в нескольких фондах Российского государственного архива древних актов.

Помимо названных документов, по некоторым регионам в XVII – XVIII вв. проводились дополнительные переписи (например, по землям Витебской губернии – в 1772 г., по Новгороду – в 1707 г.). Кроме того, существуют некоторые массивы документов, касающихся одного сословия в каком-либо регионе, например, крестьянские книги Енисейской губернии конца XVII – начала XVIII в.

Факт сохранности тех или иных документов не означает, что искомая семья будет там найдена, поскольку далеко не всегда удаётся отследить все перемещения, кроме того, в силу разных обстоятельств учёт мог быть неполон. Однако, несмотря на это, большая часть изучаемых нами крестьянских родословных имеет глубину по документам – начало – середина XVIII в., а по сведениям обычно уходит в XVII в. В некоторых случаях удаётся также найти писцовые книги. На моей практике был даже один случай, когда крестьянскую родословную по территории нынешней Вологодской области удалось довести до последней четверти XVI в.