Подготовила и провела: Волкова Арина Анатольевна, учитель – логопед МБДОУ №83 «Звёздочка» г. Астрахани

Задача: обобщить знания детей по теме «Лето» , используя разнообразные приёмы и методы.

Цель:

  1. Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха) , включая его компоненты – фонематический, ритмический слух, силу голоса.
  2. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, чёткая дикция) .
  3. Формирование словаря по теме «Лето» , грамматического строя, связной речи.
  4. Способствовать развитию эмоционально – волевых и познавательных процессов детей.
  5. Использовать выразительные возможности изобразительного искусства для развития творческого потенциала детей, их самооценки и самовыражения.

Оборудование:

  • музыкальное оформление («Лесные звуки» , этюд «Из семени в цветок» )
  • рисунки детей (приметы лета)
  • картинки – символы «Гимнастика для язычка»
  • цифры от 1 до 5 по количеству детей
  • картинки на звуки С, Ш, Р, Л, изображённые на лепестках ромашек
  • краски, трубочки из – под сока
  • грибы из картона
  • зеркала на каждого ребёнка.
  • картинки с изображением летних месяцев.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит фонограмма «Лесные звуки» .

Логопед: Ребята, как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?

Хотите побывать в лесу?

Тогда отправляемся. А как же мы с вами туда попадём? Ведь у нас нет маршрута?!

(Стук в дверь. Входит почтальон Печкин)

Печкин: Здравствуйте, ребята.

Логопед: Ребята, а вы узнали, кто это?

Печкин: Слышал я, что вы в лес собираетесь. А дорогу вы туда найдёте?

Логопед: Да вот в чём беда. Нет у нас карты.

Печкин: Я вам помогу. Есть у меня письмо от старичка – лесовичка, но я вам его не отдам. Покажите – ка вы мне, что вы умеете.

Логопед: Хорошо. Давайте, ребята, покажем Печкину «Сказку о Язычке» .

II. Артикуляционная гимнастика «Приключения Язычка» . (см. Приложение)

Ш. Ввод в занятие.

Печкин: Спасибо, ребята за интересную сказку. Но письмо я вам не отдам.

Отгадайте – ка вы мне загадку.

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает

Когда это бывает? (Летом)

(Печкин отдаёт письмо, прощается)

Логопед (читает письмо)

Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаю вас встретить лето в лесу, посмотреть, как здесь красиво и интересно. А чтобы вы не заблудились, отправляю вам маршрутный лист.

Старичок – лесовичок.

(Логопед показывает детям маршрутный лист)

Отправляемся в лес встречать лето.

Логопед: Мы пойдём лесной тропинкой,
А куда – не знаем сами.
За малиной? – За малиной!
За грибами? – За грибами!

Светит солнце золотое
Сквозь зелёные оконца.
Может мы пойдём за солнцем?
Что же?

Может и за солнцем!
Может, бабочка нам попадётся,
Может, ёжик ждёт нас где – то…
Мы пойдём гурьбой весёлой

Ясным утром
В гости к лету!

Логопед: Ребята, а какие вы знаете летние месяцы?

IV. Дифференциация звуков. Игра «Собери ромашку» .

Логопед открывает карту и загадывает загадку.

Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка)

Дети собирают ромашки по группам. (С – Ш, Р – Л)

Логопед: Какие полевые, лесные цветы вы ещё знаете?

V. Физ. минутка. Этюд «Из семени в цветок» .

(Звучит тихая музыка)

Давайте представим, что мы с вами маленькие семена цветов.

(садимся в комочек, прячем голову в колени и закрываем её руками)

Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает за ними.

(логопед гладит детей по голове)

С тёплым солнышком семечко начинает медленно расти.

(дети поднимаются)

У него раскрываются листочки.

(руки тянутся кверху)

Растёт стебелёк.

(дети поднимаются на носочки)

Появляются бутоны

(руки в стороны, пальцы сжаты)

Наступает радостный момент, и бутоны лопаются

(кулачки резко разжимаются)

Росток превращается в красивый цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой

(дети осматривают себя)

Улыбается цветам соседям, слегка дотрагивается до них своими лепестками

(кончиками пальцев дотрагиваются до соседей) .

VI. Ритмико – интонационное упражнение «Грибы» .
Логопед загадывает загадку.
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки.

Встала шапка из травы –

Нет под шляпкой головы. (Гриб) .

На фланелеграфе расположен ряд грибов. Дети отхлопывают в ладоши нужный ритм.

II-II-II-II-II-II

I- II-I-II-I-II-I

I-III-I-III-I-III

II-III-II-III-II

Логопед: Какие вы знаете грибы?

VII. Слоговая структура слова. Деление слов на слоги.

Логопед: Какие ещё слова связаны со словом «лето» ?

Названные слова дети делят на слоги и поднимают карточку – цифру с нужным количеством слогов.

Логопед загадывает загадку.

Живёт без тела,
Говорит без языка,
Никто его не видит,
А слышит. (Эхо)

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа произносит предложение, составленное по рисункам о лете, другая тихо повторяет только последнее слово из предложения три раза.

IX. Развитие речевого дыхания и дыхательной мускулатуры. Кляксография трубочкой.

Логопед загадывает загадку.

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка) .

Логопед: Сегодня мы попробуем нарисовать бабочку кляксой. (даётся инструкция)

Берётся плотный лист бумаги, сгибается пополам. Разводится краска до жидкого состояния. Краска капается на половинку листа. Берётся трубочка, и клякса выдувается в разные стороны. Теперь складываем бумагу пополам, разглаживаем, а затем разворачиваем. Получается рисунок. Рассматривание.

X. Подведение итогов занятия.

Игра «Собери ромашку»

«Нас лето в гости ждет»

Задачи: Обобщить представления об изменениях, происходящих в природе летом; активизировать словарь детей по темам: «Лето», «Насекомые», «Цветы» «Летние забавы»; совершенствовать у детей грамматический строй речи (образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные во множественном числе; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с числительными). Развивать у дошкольников слуховое внимание, связную речь, зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением; работать над восприятием ритма;

Закреплять навыки звукового анализа; воспитывать коммуникативные качества личности: помощь и взаимовыручку, гостеприимство, чувство коллективизма; закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

Обогащать музыкальные впечатления.

Интеграция областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Музыка, Здоровье, Чтение художественной литературы.

Оборудование: предметные картинки – солнце, сарафан, клубничка, мухомор, листва, пшеничка, дождик, радуга, гроза, крот, лягушка, стрекоза, роза, васильки, ромашки, птицы, комары, букашки; магнитная доска, магниты, иллюстрации насекомых–пчела, муравьи, комар, паук, оса, шмель; картина «Летние забавы»; диск «Звуки природы» - фонограммы «Насекомые» «Дождик», «Гроза»; мяч; краски акварельные, мелки восковые, альбомы.

Учитель-логопед:

Я предлагаю вам превратиться в поэтов и, сочинив стихотворение, мы узнаем, кто нас ждет в гости. А помогут нам в этом картинки.

(логопед читает стихотворение и в соответствии с его содержанием раскладывает картинки на наборном полотне)

Мы картиночки покажем

И про каждую расскажем:

Солнце, сарафан, клубничка,

Мухомор, листва, пшеничка,

Дождик, радуга, гроза,

Крот, лягушка, стрекоза,

Розы, васильки, ромашки,

Птицы, комары, букашки….

И когда бывает это?

Ну, конечно, дети, …..(летом)

Назовите летние месяцы.

Игровое упражнение «В путь!»

Учитель-логопед + музыкальный руководитель:

Лето – время путешествий. Хотите ли прямо сейчас отправиться в путь?

Поедем на поезде за город. Надо узнать номер своего вагона (дети рассчитываются по порядку – первый, второй, третий…) Номер своего вагона надо запомнить, чтобы на обратном пути «ехать» в своем вагоне. Вагончики соединяются левой рукой.

Логопед встает впереди колонны, взяв на себя роль паровоза. Движение под музыку: чем быстрее звучит музыка, тем быстрее едет поезд. По мере нарастания темпа музыки темп движений убыстряется и переходит в легкий бег. Через некоторое время темп музыки постепенно замедляется, бег сменяется на шаг.

Приехали мы на бережок, сели на лужок! Хорошо! Смотрите, а мы здесь не одни.

Ответьте на вопросы по картинке, употребляя только одно слово - «летний»

Составление коллективного рассказа по картине «Летние забавы»

Какой день? (летний)

Какое солнце? (летнее)

Какое небо?

Какой ветерок?

Какая погода?

Какое настроение у детей?

Какие забавы у детей?

А у нас какое путешествие?

Расскажите, что вы видите. Что можно делать в погожий летний денек, как отдыхают дети.

(составление коллективного рассказа)

Координация речи с движением «Лето».

Предлагаю и нам поиграть, порезвиться

Раз, два, три, четыре, пять, повторяют стихотворение.

Будем летом мы играть, сопровождая соответствующими

Будем плавать и качаться, движениями

Будем прыгать и кататься,

Будем бегать, загорать

И грибочки собирать.

Игра «Хлопаем – топаем»

Послушайте стихотворение о лете. Если вы согласны с выражением – хлопайте, если нет – топайте.

Летом птицы улетают на юг.

Летом жарко.

Летом в лесу много ягод.

Летом звенит капель.

Летом после дождя можно увидеть радугу.

Летом животные готовятся к зиме.

Январь – первый летний месяц.

Летом у школьников каникулы.

Игра «Угадай насекомое» (совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа)

Прислушайтесь, слышны какие-то звуки! (фонограмма «Летний лес – звуки насекомых»)

Угадайте, кто же спрятался на полянке?!

(на мольберте перевернутые картинки под номерами)

Под номером 1 насекомое – 1 звук (п), последний (а). Кто это? (пчела).

Игра «Паучок и мушки»

Музыкальный руководитель:

Паучок приглашает нас поиграть. Выходите на полянку

Жил на свете паучок, быстроногий старичок.

Паучку нужна сноровка, сети он раскинет ловко –

И висит ловушка - берегитесь мушки!

Двое детей – паучков берутся за обе руки и поднимают их – «ловушка». Остальные дети – «мухи» берутся за руки и проходят через «ловушку» под песню, сл. и муз. М. Ю. Картушиной. «Ловушка» захлопывается с окончанием пения. Пойманный ребенок встает в круг, берет за руки детей – паучков и поднимает вместе с ними руки вверх. Игра повторяется, только «мухи» двигаются «змейкой» через «ловушку». С каждым повторением игры «ловушка» становится все больше. Побеждают дети, которые останутся не пойманными.

Игра «Один – много», «Большой – маленький» (с мячом)

Учитель-логопед:

Мяч лови и мяч бросай,

Насекомых, когда много называй!

(пчела – пчелы, муравей – муравьи)

Мяч лови и мяч катай,

Насекомого, когда он маленький называй!

(пчела – пчелка и т. д.)

Согласование существительного с числительным. Игра «Букет»

Сколько цветов на полянке!

Упражнение на дыхание «Зеленые листочки»

Чем пахнут цветочки?

(логопед выясняет у детей: чем пахнут цветы, поощряя к речевой активности в подборе слов – признаков – свежестью, духами, солнышком…)

Посчитаем сколько, каких распустилось цветов.

(каждый ребенок берёт карточку с цветами и пересчитывает – 1 ромашка, 2

Ромашки, 3 ромашки и т.д.)

Игра «Солнечные зайчики и тучка» (ритмодекламация),

Сл. М.Ю. Картушиной, муз. М. Раухвергера

Музыкальный руководитель:

Что за звуки? (фонограмма «Летний дождь», диск «Звуки природы»)

Дождик летний зовет нас играть.

(в стороне стоит ребенок – «тучка», дети – «солнечные зайчики» двигаются поскоками по залу под песню)

Солнечные зайчики скачут по дорожке. «Солнечные зайчики» прыгают

Солнечные зайчики берегите ножки. на месте.

Тучка по небу гуляет «Тучка» ходит вокруг них

Наших зайцев догоняет. и говорит на фоне музыки.

Тучка: Если только догоню, всех зайчат защекочу

(«солнечные зайчики» убегают на места, «тучка» их ловит; пойманных «зайчиков» «тучка» тихонько щекочет) .

Рисование «Летний денек»

Воспитатель: (фонограмма «Гроза»)

Ребята! Начинается гроза! Скорее возвращаемся в детский сад!

Раз, два, три

Паровозик собери!

Каждый едет в своем вагоне.

Вот мы в детском саду. Хорошее было путешествие, давайте нарисуем картины, чтобы родители увидели, где мы побывали. Послушайте загадки и нарисуйте отгадки:

Жаркий шар на небе светит, Мчится по холмам змея,

Этот шар любой заметит. Влагу деревцам неся.

Утром смотрит к нам в оконце, Омывая берега,

Радостно сияя, …..(солнце) По полям течет …(река)

Они легкие, как вата, по небу плывут куда-то

Держат путь издалека каравеллы - …(облака)

Он плачет над садами – сад наполнится плодами.

Даже пыльный подорожник рад умыться в летний …(дождик)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной чудо мостик подвесной (радуга)

Кого еще можно нарисовать? Что можно еще нарисовать?

Оформление выставки рисунков в приёмной.

Здравствуй, лето: конспект занятия по логоритмике в старшей логопедической группе Конспект занятия по логоритмике в старшей логопедической группе. Описание хода занятия и методические комментарии, направленные на развитие у детей слухового внимания, фонематического восприятия, общей моторики. _____________________________________________________________________ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №10. Конспект занятия по логоритмике в старшей логопедической группе. Тема: “Здравствуй, лето”. Разработал: учитель – логопед д/с 10 Брок Т.А. г. Томск – 2002 г. _____________________________________________________________________ © Брок Т.А., 2002 © Детский сад комбинированного вида № 10 г. Томск., 2002 © Томский государственный университет, 2002 ____________________________________________________________________ Тема: Здравствуй, лето. Цели: развитие слухового внимания. совершенствование общей моторики, мимики; развитие артикуляционных движений; развитие фонематического восприятия. Ход занятия. 1. Организационный момент. (Дети входят в зал под музыку, садятся). -Сегодня на занятиях мы встретим лето. -Вы знаете, что лето наступает после весны (звук с интонированием). -Какой звук вы услышали? 2. Анализ артикуляции звука “с”. - Правильно, вы услышали звук “с”. Этот звук напоминает бегущий ручеёк, холодную водичку – “с-с-с-с-с-с”. (Звучит музыка – песенка водички). В каком положении губы? Рот закрыт или между зубами щель? Где находится кончик языка – вверху или внизу? Правильно, язык широкий, на спинке образуеться желобок, по которому проходит выдыхаемый воздух – (с-с-с-с-с-с). Повторте. (Дети произносят (с-с-с-с). - Посмотрите вокруг себя, сколько одуванчиков. 3. Воспитание продолжительности выдоха. - Возьмите в правую руку по одуванчику. Вытяните вперёд и подуйте сильно и длительно. (Дети дуют на акцент в музыке делают вдох. Упражнение повторяется 5 – 6 раз. 4. Развитие слухового внимания. - Разлетелись одуванчики, вокруг стало светло, весело, выглянуло солнышко. Давайте споем песенку. Дети поют: Солнышко красно Гори, гори ясно В небо пташкой залети Нашу землю освети, Чтоб садам и огородам Зеленеть, цвести, расти. 5. Воспитание фонематического восприятия - Какой звук вы слышите в словах красно, ясно? Где он находится? - Правильно, сейчас мы проведём хоровод, я снова спою вам о солнышке, а вы. Если услышите слово с “с”, хлопните в ладоши. (Дети выполняют). - Летом солнышко ласковое, тёплое, под его лучами расцветают разные цветы. Услышав название цветка с “с”, остановитесь и притопните ногой. Ромашка, астра, роза, жасмин, колокольчики, ирис, тюльпан, гладиолус. 6. Развитие общей моторики. - Вы были внимательны, молодцы. А теперь поведём хоровод вокруг репки. (Дети берутся за руки и становятся в круг. Один ребёнок – репка, он в шапочке становится в середину круга. Дети выполняют движения). Сами землю, землю мы копали, Сами грядку, грядку насыпали, Сами зёрна, зёрна мы бросали, Сами всходы, всходы поливали, Мы растили, мы растили репку. (Из воображаемого лукошка дети берут семена и разбрасывают их, затем поливают зёмлю из лейки. На последних словах берутся за руки и идут по кругу). Вот поспела, вот поспела репка, Стала сочной, стала сладкой репка, Вкусной стала, вкусной стала репка. (Дети в кругу приседают и постепенно поднимаются – “вырастают”). Всех мы в гости в гости приглашаем, Сладкой репкой, репкой угощаем, Угощаем, угощаем. (Дети берутся за руки и идут вокруг репки. Она медленно кружится в центре). 7. Развитие координации движений и ориентировки в пространстве. - Какой звук часто повторялся в песенке? Бежит, бежит водичка (с-с-с) и образовался ручеек. Дааайте пойдём за ним и узнаем, куда он нас приведёт. (Звучит музыка “Как пошли наши подружки”. Дети под музыку идут друг за другом, проходя по залу и останавливаются перед деревьями). - Ручеёк нас в лес привёл. Послушайте, как он весело поёт (с-с-с-с). Покажите, ак поёт? Ручеек пробежал дальше, а мы останемся на поляне и потанцуем. Дети парами становятся в общий круг. Как пошли наши подружки Все двигаются по кругу вправо. В лес по ягоды гулять Приплясывают, поворачиваясь Припев: Притопами вправо – влево. Сею, всю. Всю, всю, Дети идут по кругу влево, В лес по ягоды гулять останавливают. Они ягод не набрали, Приплясывают. Лишь подружку потеряли Припев: Пары поворачиваются Жалко, жалко, жалко, Друг другу и разводят Лишь подружку потеряли Руки в стороны, затем Что любимую подружку, Кладут руки на пояс Катеринушку. Повторяют движения. Припев: Ох, ох, ох, ох Катеринушку. Приплясывают Ты ау, ау, Катюша, Аукаются Наша милая подружка. Припев: Где ты, где ты, где ты, Наша милая подружка Повторяют движения 3его куплета. Не в лесу ли заблудилась, Не в траве ли заплелась? Припев: Жалко, жалко, жалко, жаль Приплясывают Не в траве ли заплелась? Катя поёт, поднимает руки, Не в лесу я заблудилась указывая в лес, затем опуская, Показывая на траву. Припев: Да, да, да, да, Не в траве я заплелась Повторяет движения В быстрой речке искупалась И н травке заспалась. Изображает Припев: Да, да, да, да, И н травке заспалась. Повторяет движения запева 8. Организация окончания занятия. - Послушайте, ручеёк возвращается к нам – “с-с-сс-с-с”. (Логопед одевает одному ребёнку шапочку синего цвета). Давайте поздороваемся с ручейком (дети по очереди подходят к ручейку и произносят “с-с-с”. Логопед следит за правильностью звука. Затем предлагает ручейку побежать к д/с, а детям идти за ним. Звучит песенка водички. Ручеёк ведёт детей за собой. Дети садятся на стульчики). - Сегодня мы встречали лето, играли с одуванчиками, слушали песенку о солнышке, водили хоровод вокрвуг репки, встретили ручеёк, он привёл нас сначала в лес, а затем – в д/с. - Как пел ручеёк? (логопед даёт оценку работе каждого ребёнка. Дети под музыку выходят из зала).

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по лексической теме «Лето».

Автор: Викторова Елена Сергеевна, учитель-логопед
Место работы: МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №26" г.Вологда

Цель: уточнение, обобщение и расширение словаря у детей по лексической теме "лето".
Задачи:
1. Расширять глагольный словарь детей.
2. Закреплять знания детей о приметах лета.
3. Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
4. Закреплять употребление имен существительных женского, мужского и среднего рода во множественном числе родительном падеже.
5. Развивать связную речь детей.
6. Развивать мелкую и общую моторику.

Ход занятия

I. Организационный момент.
Логопед: Ребята, отгадайте загадку:
Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке
И купание в реке.
Что это?
Дети: Это лето.
Логопед: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Ребенок: Я думаю, мы сегодня будем говорить о лете.
Логопед: Верно, мы сегодня будем говорить о лете.
II. Игра «Да-нетка»
Логопед: Ребята, летом холодно?
Дети: Нет, летом не холодно, летом жарко.
Логопед: Летом солнце светит ярко?
Дети: Да, летом солнце светит ярко.
Логопед: Летом растут ягоды?
Дети: Да, летом растут ягоды.
Логопед: Летом листья желтеют?
Дети: Нет, летом листья не желтеют.

Логопед: Летом идет снег?
Дети: Нет, летом не идет снег.

III. Упражнение «Узнай по описанию».
Логопед: Дети, послушайте внимательно и отгадайте, о чем я говорю. Зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая …
Дети: Трава.
Логопед: Теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной …
Дети: Дождь.
Логопед: Теплая, прохладная, приятная, освежающая …
Дети: Вода.
Логопед: голубое, яркое, светлое, безоблачное …
Дети: Небо.
Логопед: Желтое, жаркое, яркое, теплое …
Дети: Солнце.

IV. Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Свети, свети, солнышко!
(скрестить руки)
На зеленое полюшко
(загибают пальцы по-одному на каждую строку)
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.

V. Упражнение «Чего много летом?»
Логопед: Ребята, подумайте и скажите, чего много летом?
1-й ребенок: Летом много цветов.
2-й ребенок: Летом много ягод.
3-й ребенок: Летом много грибов.
4-й ребенок: Летом много насекомых.

VI. Упражнение «Угадай кто?»
Логопед: Ребята, посмотрите на доску. (на доске картинки с изображением насекомых) Подумайте и скажите, порхает кто?
Дети: Порхает бабочка.
Логопед: Жужжит кто?
Дети: Жужжит жук.
Логопед: Собирает пыльцу кто?
Дети: Собирает пыльцу пчела.
Логопед: Жалит кто?
Дети: Жалит оса.
Логопед: Ползает кто?
Дети: Ползает гусеница.

VII. Физминутка «Насекомые над лугом».
Жу - жу - жу, - жужжит пчела: Я лечу издалека. (Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)
Зу - зу - зу, - комар пищит. (Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед) Укусить скорей спешит.
Уф - уф - уф, - как паровоз. Шмель пыхтит, пыльцу повез. (Ритмично притоптывают ногами)
Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу, я любого разбужу» (Ритмично хлопают в ладоши)

VIII. Упражнение «Составь предложение».
Логопед: Дети, составьте предложение из слов: лето, цветы, растут.
Дети: Летом растут цветы.
Логопед: На, села, пчела, цветок.
Дети: Пчела села на цветок.
Логопед: На, небо, ярко, солнце, светит.
Дети: На небе ярко светит солнце.
Логопед: Купаются, река, дети, в.
Дети: Дети купаются в реке.

IX. Составление рассказа «Лето» по картинно-графическому плану.
Наступило лето, стало жарко. Вода в реке теплая. Петя и Коля катаются на лодке. Дима и Митя плавают. Катя и Ваня играют в мяч. Лена и Таня загорают. Витя и Толя собирают землянику. Детям очень нравиться лето!
Логопед: Молодцы! На этом наше занятие заканчивается.

Елена Никишова
Конспект итогового интегрированного логопедического занятия в старшей группе «Здравствуй, лето!»

Задачи: Обобщить представления об изменениях, происходящих в природе летом; активизировать словарь детей по темам: «Лето», «Насекомые», «Цветы»; совершенствовать у детей грамматический строй речи (образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные во множественном числе; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе). Развивать у дошкольников слуховое внимание, связную речь, зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением; работать над восприятием ритма;

закреплять навыки звукового анализа;

воспитывать коммуникативные качества личности: помощь и взаимовыручку, гостеприимство, чувство коллективизма; закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

Интеграция областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Здоровье, Художественное развитие.

Оборудование: предметные картинки – поезд, василек, колокольчик, одуванчик, незабудка, ромашка, ландыш; стрекоза, комар, пчела, паук, муравей, жук, гусеница; картина «Лето»; мяч; краски акварельные, альбомы.

Раздаточный материал: цветочки из салфеток – 13 шт. для дыхательной гимнастики.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, давайте повторим правило поведения на занятии.

Упражнение «Правило поведения на занятии».

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем мы сейчас опять:

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Учитель-логопед -Проходите к своим местам и тихо садитесь.

– все внимание на доску, посмотрите и послушайте:

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

Дети: Летом!

Логопед: Верно! А когда наступает лето? (После весны).

Назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август).

Какие приметы лета вы знаете? (Летом становится жарко,

идут тёплые дожди, иногда бывают грозы, можно увидеть радугу, летние дни самые длинные, а ночи короткие, на лугах цветут цветы, поспевают ягоды, порхают бабочки, летают стрекозы, у птиц появляются птенцы, взрослые берут отпуск и едут отдыхать на море).

2. Игра с мячом «Скажи со словом «летний».

Логопед стоит в кругу детей с мячом в руках и говорит слова:

Месяцы - … (летние месяцы).

День - … (летний день).

Погода - … (летняя погода).

Утро - … (летнее утро).

Ночь - … (летняя ночь).

Солнце - … (летнее солнце).

Гроза - … (летняя гроза).

Дождь - … (летний дождь).

Цветы - … (летние цветы).

Одежда - … (летняя одежда).

Отпуск - … (летний отпуск).

Каникулы - … (летние каникулы).

3. «Подбери признаки».

Какое летом бывает небо? - … (Голубое, чистое, высокое).

Какое летом бывает солнце? - … (Яркое, тёплое).

Какой летом бывает воздух? - … (Чистый, прозрачный).

Какая летом бывает трава? - … (Зелёная, сочная, высокая).

Какие летом бывают ягоды? - … (Спелые, сладкие, сочные).

4. Игровое упражнение «В путь!»

Логопед: Лето – время путешествий. Хотите ли прямо сейчас отправиться в путь? -Ребята, на перроне стоит электричка, на ней мы поедем за город. Давайте займем места в вагоне и подготовимся к путешествию, а пока мы едем, давайте договоримся, как будем звать друг друга, если кто-то отстанет. Что кричит человек, когда заблудится? Дети-АУ!

Логопед: -А мы будем звать друг друга по-другому. Слушайте внимательно и повторяйте за мной:

ВА-ВО-ВУ; ВЫ-ВА-ВО; ВЫ-ВА-ВУ; ВА-ВЫ-ВО; ВО-ВА-ВЫ;

ВЫ-ВА-ВО; ВУ-ВА-ВЫ; ВУ-ВЫ-ВО; ВА-ВУ-ВЫ; ВО-ВЫ-ВА.

5. Игра: «Телеграфисты»

Посмотрите, что нарисовано на ваших картинках. Давайте узнаем, сколько слогов в словах-отхлопайте количество слогов. (предметные картинки со звуком В, ВЬ)

Вот мы и приехали мы на лужок!

6. Физминутка - оздоровительный самомассаж «Солнышко»:

А сейчас мы отдохнем, встаем и делаем вместе со мной:

Солнце утром рано встало, (Поднимают руки вверх, потягиваются)

Всех ребяток приласкало:

гладит грудку, (Массируют грудь круговыми движениями.)

гладит шейку, (Поглаживают шейку.)

гладит носик, (Большим пальцем рук сверху вниз растирают крылья носа).

гладит лоб, (Проводят пальцами по лбу от середины к вискам.)

гладит ушки, (Растирают уши.)

гладит ручки, (Растирают ладошки.)

загорают дети. Вот! (Поднимают руки вверх.) Хорошо!

7. Игра: «Один-много» (на доске лесные цветы). Смотрите сколько здесь красивых цветов! Я называю один цветок, а вы- если их много.

8. Игра «Назови ласково».

А мы здесь не одни! Кто прячется в цветах? Конечно насекомые. Назовите их ласково! (Используются предметные картинки.)

9. Игра «Хлопаем – топаем»

Послушайте стихотворение о лете. Если вы согласны с выражением – хлопайте, если нет – топайте.

Летом птицы улетают на юг. Летом у школьников каникулы.

Летом в лесу много ягод. Летом звенит капель.

Летом после дождя можно увидеть радугу. Летом жарко.

Летом животные готовятся к зиме. Январь – первый летний месяц.

10. Упражнение на дыхание «Душистые цветочки»

Учитель-логопед:- Сколько цветов на полянке!

Чем пахнут цветочки?Давайте вдохнем аромат цветов носом, а выдохнем-ртом.

А теперь нам пора назад, в детский сад!

11. Рисование «Одуванчики»

Вот мы в детском саду. Хорошее было путешествие, давайте нарисуем одуванчики, чтобы родители увидели, на какой красивой полянке мы побывали.

Оформление выставки рисунков в приёмной.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия в старшей группе Реализуемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное.

Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе с применением интерактивной доски Лексическая тема: «Дикие животные наших лесов» Программное содержание: 1. Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Здравствуй, весна!» Цель: уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. Интеграция образовательных областей: 1. «Познание».

Конспект интегрированного занятия с участием родителей в первой младшей группе «Здравствуй, лето!» Цель: создание обстановки доверия, включение каждого ребенка в групповое взаимодействие, вызвать положительное эмоциональное отношение к.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи «Здравствуй, береста!» Цель: разбудить творчество девочек – расписать ткань орнаментом и фантазию мальчиков – сделать черпачок для воды. Задачи: закреплять умение.