Время написания

Стихотворение написано в 1822 году, в период южной ссылки. Толчком к написанию послужил труд Н.М. Карамзина «История государства российского». В основу стихотворения Пушкин положил историю, пересказанную Карамзиным по «Повести временных лет», - о таинственной смерти одного из древнерусских князей.

Тема

Соотношение в жизни человека его личной воли и судьбы. Князю Олегу кудесник, «покорный Перуну», сообщает о том, что он примет смерть от своего коня. Олег, который первый задал вопрос волхву о том, «скоро ль на радость соседей-врагов» он «засыплется могильной землёю», пытается избежать предназначения: расстаётся со своим любимым конём. Но пророчество кудесника сбывается: князь Олег погибает от укуса змеи, выползающей из черепа коня в тот миг, когда князь приходит на холм проститься со своим умершим конём, упрекая «лживого старика» в том, что его предсказание лишило князя боевого друга. Князю Олегу не удалось обмануть судьбу.

Главная мысль (идея)

Пушкин показывает столкновение двух разных отношений в жизни: волхва и князя. Кудесник, покорный воле богов, пренебрегающий «земными» ценностями, олицетворяет собой человека «тайного знания», особого предназначения, «художника», служащего истине, высшей правде:

…Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен…

Князь Олег - носитель других ценностей. Он человек действия, воин и завоеватель. Слава, победы, почести, оружие, богатство - это то, что для него важно в жизни. И волю богов он пытается перехитрить, подчинить своей сильной воле. Он расстаётся с тем, что для него дорого, - со своим боевым товарищем, чтобы не потерять то, что для него ещё важнее, - жизнь.

Побеждает «правда» кудесника - она сильнее воли князя. Но Олег изображён в стихотворении достойным противником судьбы: он храбрый и сильный воин.

Так в стихотворении получает отражение одна из сквозных тем пушкинского творчества: соотношение власти земной и власти высших сил.

Поэтика

Жанр этого стихотворения - баллада. Оно написано «балладным» стихотворным размером - четырёхстопным амфибрахием. Каждая строфа содержит шесть строк с системой рифмовки абабсс. Чередуются мужские и женские рифмы.

Основной приём баллады - контраст.

Сопоставляются образы Олега и кудесника. Место жизни и действия князя - поле, открытое пространство, холм, поля сражений. Место обитания волхва - тёмный лес, а точнее, вечность, в которой он пребывает, служа богам.

Если проследить глагольные формы, описывающие действия героев баллады, то окажется, что время князя Олега - настоящее и будущее: сбирается отмстить, по полю едет, что сбудется, возьмёшь. Время волхва - «всегда»: волхвы не боятся, княжеский дар им не нужен, вижу твой жребий.

Пушкин придаёт стихотворению торжественное, приподнятое звучание путём использования множества ярких эпитетов: вещий Олег, буйный набег, верный конь, тёмный лес, вдохновенный кудесник, мудрый старец, могучий владыка, правдив и свободен их вещий язык, светлое чело, дивная судьба и др.

Пушкин также использует в стихотворении много архаических слов и форм: кудесник, волхв, секира, почил непробудным сном, позлащённое стремя, сеча, пращ, врата и др.

Таким образом создаётся старинный колорит баллады.

План-конспект урока

по теме: ««Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва, особенности композиции, языка, содержания и формы баллады»

Литература, 7 класс

Хуажева Назират Марзановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 а. Кошехабль

Республики Адыгея

Урок

Тема. "Песнь о вещем Олеге" А.С.Пушкина и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва, особенности композиции, языка, содержания и формы баллады.

Цель: проанализировать содержание "Песни..." в соответствии с её жанровым своеобразием; доказать, что пушкинское стихотворение - баллада; формировать умение давать сравнительную характеристику героев, находить средства художественной выразительности, определять их роль в тексте; развивать логическое и образное мышление, связную речь; развивать коммуникативные навыки работы в группе; воспитывать интерес к отечественной истории, прививать художественный вкус.

Оборудование: учебник, портрет А.С.Пушкина, иллюстрации В.М.Васнецова к "Песни о вещем Олеге", раздаточный материал, опорная таблица, слайды.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования коммуникативных навыков в процессе работы в микрогруппах.

Ход урока.

    Оргмомент.

    Реализация домашнего задания: в ходе работы в микрогруппах .

III . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя. К сегодняшнему уроку вы прочитали стихотворение А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". ( c лайд 2)

Благодаря этому произведению перенеслись в далёкое прошлое, когда восточные славяне были язычниками. Всё, что их окружало, казалось им живым.

Согласно языческим верованиям, души умерших, погибших на бранном поле, продолжали жить и после смерти. Над могилой насыпали курган - могильный холм. Воина хоронили с конём - верным другом и спутником воинской жизни. В честь покойника совершалась тризна - пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры.

Предки славян верили, что есть люди, умеющие угадывать жребий - судьбу, волю богов; таких людей они называли волхвами , или колдунами, кудесниками. Они верили, что волхвы обладают способностью совершать чудеса; управлять силами природы, превращаться в зверей, предсказывать грядущее (будущее).

На берегу Волхова, близ Старой Ладоги, есть древний холм, который, по преданию, до сих пор называют могилой князя Олега Вещего. (слайд 3)

Олег (879 - 912г.г.) - киевский князь, укреплявший на рубеже IX-X веков могущество Руси. (слайд 4)

В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев IV Философ приказал закрыть ворота города и заморозить цепями гавань. Однако Олег пошёл на необычный штурм. "И повелел Олег воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу".

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. ( c лайд 5)

Народ назвал Олега Вещим, т. е. человеком, которому всё ведомо, предусмотрительным, рассудительным, умным.

IV . Работа над темой.

1) История создания "Песни о вещем Олеге". (слайд 6)

Пушкин, в 1820 году сосланный Александром I за вольнолюбивые стихотворения на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра тоже называют могилой Олега. Читая "Львовскую летопись", Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел написать о нём.

2) Знакомство с летописным источником исторической баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Комментированное чтение учителем фрагмента из летописи «Сказание о смерти Олега от коня» (учебник)

3) Знакомство с понятием "баллада". (слайд 7)

Баллада - это лиро-эпическое произведение, в основе которого лежит необыкновенная история; стихотворение с острым, напряженным сюжетом. По происхождению баллада связана со c казанием, преданием, легендой или историческим событием.

4) Анализ содержания, особенностей композиции, языка и формы баллады; сопоставление образов Олега и волхва.

Работа в микрогруппах по 3-5 учеников. Каждая группа получает карточку с 3-мя заданиями (перечитать, подумать, обсудить, подобрать цитаты, составить план ответа и т. п.). Время на выполнение - 15 минут.

Карточка 1-ой группы.

Сюжет баллады "Песнь о вещем Олеге".

1. Расположите события баллады в порядке их следования.

2. Найдите в ней композиционные части: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, концовку).

3. Заполните таблицу.

Порядок следования событий в балладе

Композиционные части баллады

Экспозиция

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Концовка

Карточка 2-ой группы.

Сочетание реального с фантастическим в балладе Пушкина.

1. Что поведал кудесник о жизни князя?

2. Сравните тексты баллады и летописи. В чём вы видите разницу и что в них общего?

3. Найдите средства художественной выразительности, использованные в балладе.

Карточка 3-ей группы.

Роль диалога в балладе " Песнь о вещем Олеге".

1. Перечитайте внимательно диалог кудесника и Олега. Как раскрываются отношения "могучего владыки" и "мудрого старца" в их диалоге?

2. Что вы можете сказать о каждом из них?

3. Кто кажется вам привлекательнее: князь или кудесник? На чьей стороне симпатии автора? Аргументируйте свой ответ.

Карточка 4-ой группы.

1. Что переживает Олег, услышав предсказание кудесника? Как относится к нему?

2. Как относится князь - воин к своему коню? Обратите внимание на жесты, позу, поведение, состояние, настроение Олега.

3. Выразительно прочитайте прощальное обращение Олега к коню, передавая при чтении чувства князя.

Карточка 5-ой группы.

Художественные особенности баллады Пушкина.

1. Покажите лаконизм произведения.

2. Какими средствами Пушкин погружает нас в мир далёкой эпохи? Приведите примеры архаизмов, славянизмов, фольклорных элементов.

3. Как создаётся торжественность произведения? Каким стихотворным размером оно написано?

4) ОТВЕТЫ ГРУПП.

1-ая группа.

Первые две строфы рисуют появление героев: князь Олег со своей дружиной едет по полю, "из тёмного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник" - это экспозиция баллады.

Олег обращается к волхву с просьбой предсказать ему судьбу. Кудесник поведал, что князь примет "смерть от коня своего"- это завязка. С этого момента начинают развиваться события. Олег задумался и решил расстаться с верным конём. Он велит своим слугам взять коня и ухаживать за ним.

После похода князь Олег возвращается с дружиной на Родину и во время пира вспоминает о коне своем ретивом и хочет его видеть, но ему говорят, что "давно уж почил непробудным он сном". Князь сожалеет об утрате товарища и хочет видеть кости коня.

На холме, у берега Днепра, лежат благородные кости. "Князь тихо на череп коня наступил". Неожиданно выползает "гробовая змея" - это кульминационный момент.

Ужаленный князь погибает - это развязка.

Последняя строфа рисует тризну по Олегу, на которой присутствуют князь Игорь, сын Олега, и его жена Ольга. Это концовка баллады. (слайд 8)

Ответ 2-ой группы.

Кудесник сказал Олегу, что его ждет слава: " Победой прославлено имя твоё; Твой щит на вратах Цареграда". Ему покорны и суша и волны, враги завидуют его "дивной судьбе". Князю дан "незримый хранитель", который оберегает его от "праща", "стрел", "лукавого кинжала". Но смерть он примет от своего коня.

Тексты баллады и летописи схожи сюжетом, который основан на исторических событиях, связанных с киевским князем Олегом, жившим в X в. Он известен как мудрый ("вещий") князь, победитель врагов Киевского княжества, не только хазар, но и Византийской империи. Олег овладел Константинополем (Царьградом), столицей империи и, уйдя оттуда, в знак победы прибил на воротах города свой щит.

Баллада и летопись различаются. Летопись - прозаическое произведение, баллада - поэтическое. В летописи четко перечисляются произошедшие события, но в ней нет тех душевных переживаний князя, которые находим в балладе Пушкина. Кроме того, чувствуется отношение автора к герою, также присутствует образность в изображении персонажей, событий.

В балладе использованы средства художественной выразительности. Эпитеты: "вещий Олег", "грозной бронёй", "на светлом челе", "буйный набег", "дивной судьбе", "прощальной рукой". Метафоры: "годы таятся во мгле", "не ведаешь ран". Сравнения: "гробовая змия...как чёрная лента", "кудри их белы, как утренний снег". Олицетворения: "лукавый кинжал", "ковши круговые, запенясь, шипят", "обманчивый вал".

Ответ 3-ей группы.

Князь - "могучий владыка", привыкший к власти, он воинственный, гордый. Кудесник наделён всевиденьем, таинственной силой, он подчинен лишь воле богов, а не князю. Старик держится независимо, но не надменно. А владыка высокомерен. Он, конечно, понимает духовную высоту кудесника, поэтому подъехал к нему, называет его "любимец богов" и спрашивает о будущем. Олег обращается к кудеснику снисходительно, призывая не бояться его и обещая вознаграждение - "любого коня". Кудесник спокойно и гордо защищает своё достоинство:

Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен.

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Кудесник бескорыстный, смелый, независимый. Несмотря на грубость и высокомерие Олега, он прославляет князя, называя его чело светлым. Поэтому все симпатии автора и читателя на стороне кудесника.

Ответ 4-ой группы.

Услышав предсказание кудесника, Олег "усмехнулся" с недоверием, однако задумался, стал угрюмым и решил проститься с верным другом:

Олег усмехнулся - однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчаньи, рукой опершись на седло,

С коня он слезает, угрюмый...

Князь привязан к коню, как к верному другу, " гладит и треплет" его по шее крутой. Для Олега его конь - "верный слуга", участник боевых походов, с кем вместе прожита славная жизнь.

В отличие от летописного пушкинский Олег человечнее, его любовь к коню сильнее. Князь гладит "прощальной рукой" коня, треплет по шее, утешая, приказывает "отрокам" заботиться о нём.

Прощание с конём - один из самых трогательных, драматических эпизодов баллады. Выразительные чтение.

Долгая разлука с конём не стёрла его образ из памяти князя. Когда он узнал, что "почил непробудным он сном", "могучий Олег головою поник". Горе рождает в князе гнев и горечь. Называя кудесника "лживым, безумным стариком", Олег упрекает себя:

Презреть бы твоё предсказанье.

Мой конь и доныне носил бы меня.

Герой баллады наделён душевной привязанностью к коню, над его чувствами не властны ни время, ни даже смерть коня. Князь хочет видеть хоть кости своего боевого товарища, прикоснуться к ним. Олег прямо называет коня другом. Только Олег пожалел, что разлучен он с конём, как "вскрикнул внезапно ужаленный князь". Странно, мистично, что князь погибает в ту минуту, когда в нем проявляются лучшие человеческие качества.

Ответ 5-ой группы.

Произведение Пушкина небольшое по объему, но насыщено событиями. Пейзажу поэт уделил несколько строк при описании могилы коня: " их моют дожди, засыпает их пыль, и ветер волнует над нами ковыль".

Погрузиться в мир далёкой эпохи нам помогает лексика, которая использована Пушкиным: "ныне", "сбирается", "волхвы", "владыка", "врата", "глава", "недруг", "сеча", "почил", "тризна". А также фольклорные элементы: постоянные эпитеты (лес "темный", чело "светлое", море "синее", стремя "позлащённое", кудри "белы", лента змии "чёрная").

Торжественность баллады создается с помощью ритма, выбранного автором, а также множеством архаизмов и старославянизмов: "на тризне плачевной", " ты под секирой ковыль обагришь", "и холод и сеча ему ничего", "воителю слава - отрада", "и внемлет ответу". Стихотворение написано амфибрахием.

5). Творческая работа с иллюстрациями к балладе. (слайд 9)

В 1899году, к 100-летнему юбилею А.С. Пушкина, вышло издание "Песни о вещем Олеге" с иллюстрациями В.М.Васнецова. Рассмотрите репродукции картин художника и подберите к каждой цитату - подпись. Назовите понравившуюся, объясните свой выбор.

V . Обобщение.

Особенности баллады как жанра (слайд 10)

1.Наличие сюжета (завязка, цепь событий, кульминация, развязка).

3.Сочетание реального с фантастическим.

4.Романтический (необычный) пейзаж, мотив тайны.

5.Сюжет может заменяться диалогом.

6.Лаконичность.

7.Сочетание лирического и эпического начал.

Опираясь на рассмотренные особенности баллады как жанра, докажем, что "Песнь о вещем Олеге" А.С. Пушкина является балладой.

"Песнь о вещем Олеге" Пушкина - баллада, поэтому что это небольшое стихотворение с напряженным сюжетом (с завязкой, цепью событий, кульминацией и развязкой). В повествовании сочетаются реальные события с фантастическими, таинственными, даже мистическими. Кроме того, автора волнуют чувства, переживания, эмоции героев, т.е. обнаруживается сочетание лирического и эпического начал.

VI . Подведение итогов урока.

VII . Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок из "Песни..."; подготовить рассказ об Олеге или волхве (по вариантам).

В каждом из стихотворений А. С. Пушкина, помещенных в учебнике для V класса, выражается то или иное чувство, раскрывающее его отношение к родине. В строфе из «Евгения Онегина» открыто высказана любовь к Москве - городу, который дорог «сердцу русскому». В «Зимнем утре» выражена радость ощущения слитности с родной природой. В стихотворении «Няне» поэт с нежностью и заботой обращается к Арине Родионовне, олицетворяющей для него все лучшее, что есть в простом народе. И, наконец, «Песнь о вещем Олеге» - проявление интереса Пушкина к прошлому своего отечества.

Обращаясь к «преданью старины глубокой», он поэтически воспроизводит картину быта, нравов тех далеких лет, когда люди наивно верили предсказаниям волхвов-кудесников (раскроем семантическую родственность этого слова сказочному «чуду»), когда у них было множество богов, а главным считался Перун, когда им приходилось отражать набеги чужеземных племен и ходить на них походами, чтобы обезопасить родную землю от новых нашествий.

Легенда о смерти Олега была известна Пушкину с юности. Вероятно, ее драматизм мог поразить воображение поэта. Показательно, что он создает свою «Песнь…» в 1822 г. в ссылке па юге, непосредственно увидев те края, где развертывается действие его стихотворной баллады. Спустя три года (в 1825 г.) поэт выскажет в письме к Бестужеву свое отношение к легенде: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». Однако, перерабатывая легенду, Пушкин выделил не только этот мотив, рядом с Олегом появился у него «вдохновенный кудесник», образ которого имеет особую значительность.

Сюжетная сторона стихотворения увлекательна для учащихся: можно заметить, как нравится им таинственность предсказания, как с удовольствием и грустью слушают они слова прощания Олега с конем, как напряженно ожидают развязки, мысленно представляя выползающую из-под черепа «гробовую змею». Все это, правда, бывает лишь в том случае, если учитель при чтении стихотворения стремится передать драматизм предсказания кудесника и гибели Олега. Поэтому забота о выразительности чтения очень важна при подготовке к уроку. Хорошее чтение преподавателя обеспечивает интерес учащихся к стихотворению, их желание все понять и представить.

Необходимо построить анализ таким образом, чтобы, активизируя воображение и сопереживание ребят, привести их к посильному, но достаточно серьезному пониманию «Песни о вещем Олеге». Важно с первого же момента урока не увлечься исторической основой произведения, перечислением воинских. обычаев древности или подробным словарным комментарием (в частности, касающимся вооружения: изучение былин подготовило понимание таких слов, как «щит», «кольчуга», «секира» и др.).

Попытаемся лучше воскресить перед ними не столько историю, сколько переданную Пушкиным поэтичность того далекого времени. Учитель формулирует для себя методическую задачу, которая должна быть реализована в процессе анализа: раскрыть перед школьниками особенности художественно-поэтического изображения событий у Пушкина по сравнению с летописным повествованием.

  1. Докажите, что «Песнь о вещем Олеге» — баллада.
  2. Баллада — лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В осно-ве пушкинского стихотворения драмати-ческий сюжет о предсказании князю Оле-гу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за на-пряженным развитием событий, сопере-живает герою баллады. Колорит произве-дения мрачный и таинственный, он дости-гается часто используемым в балладах стихотворным размером — амфибрахием, обусловлен образами и событиями «Пес-ни…».

  3. Какие художественные приемы делают вы-разительными и запоминающимися образы Олега и кудесника? Попробуйте сравнить некоторые из этих приемов и решить, что же особенно важно для автора в характерах героев.
  4. Описание князя и кудесника построено на образных определениях-эпитетах. Князь Олег назван в балладе «вещим», т. е. муд-рым, знающим то, что другим знать не да-но. Он всемогущ, ему все подчиняются. За буйный набег хазар князь мстит жестоко и беспощадно.

    Кудесник наделен всевидением, таинст-венной силой, которая вдохновляет его («вдохновенный кудесник»); он подчинен лишь воле богов, но не князю («покорный Перуну старик одному»), старец мудр, не-зависим и смел.

    Князь понимает духовную высоту ку-десника, и потому называет его «любим-цем богов» и спрашивает о будущем. Но все-таки обращается к нему снисходи-тельно, призывая не бояться его княже-ской власти и обещая вознаграждение.

    …Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня. Кудесник спокойно и гордо отвечает: Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен…

    Пушкин наделяет кудесника сдержан-ностью и способностью оценить достоин-ства Олега: он прославляет его победы, утверждает, что «незримый хранитель могущему дан», но похвала князю завер-шается печальным предсказанием: «Но примешь ты смерть от коня своего».

  5. Когда и почему прозвучала резкая оценка кудесника, данная Олегом: «лживый, безумный старик»?
  6. Резкая оценка Олега прозвучала, когда он узнал, что конь «почил непробудным… сном». Горе князя рождает гнев и горечь, он упрекает кудесника и себя за то, что поверил в предсказание.

  7. Во всех ли строфах использован одинако-вый порядок рифм? Ответ обоснуйте.
  8. В строфах «Песни…» первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвер-той (перекрестная рифмовка); пятая — с шестой строкой зарифмованы парной рифмовкой. Такой способ рифмовки (абабвв) выдержан во всех строфах балла-ды, что придает пушкинскому повествова-нию цельность и стройность.

  9. Определите количество строф стихотворения и найдите строфу, которая содержит кульминацию событий.
  10. В балладе 17 строф, кульминационной является 16-я, предпоследняя строфа, когда предсказание кудесника исполняет-ся и смерть настигает Олега от яда змеи.

  11. Сравните балладу Пушкина и летописный источник. В чем видите разницу?
  12. Летописный источник — проза, балла-да Пушкина — стихотворный текст. Ху-дожественное воплощение событий в бал-ладе более ярко и выразительно (в тексте много эпитетов, метафор, олицетворе-ний), потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится со-здать у читателя определенный образ, вы-разить свое отношение к герою.

    Сюжет об Олеге в летописи очень кра-ток, описания Пушкина развернуты, вы-держаны в торжественном, высоком сти-ле. Поэт использует многие бытовые и ис-торические реалии из летописи. Характер героя в пушкинском повествовании иной. Летописный Олег мало переживает разлу-ку с конем, его тревожит только исполне-ние предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказа-ние оказалось неверным. Пушкинский Олег страдает от разлуки с конем, он на-зывает коня другом и сожалеет о том, что ему не суждено быть похороненным вмес-те с боевым товарищем.

  13. Подготовьте планы баллады и отрывка из летописи. Сравните их.
  14. План баллады

    1. Встреча вещего Олега с кудесником.
    2. Беседа Олега со старцем и его пред-сказание.
    3. Расставание с конем.
    4. Весть о смерти коня.
    5. Олег у останков своего боевого това-рища.
    6. Смертельный укус змеи и гибель князя.
    7. Тризна по князю Олегу его дружины.

    План отрывка из летописи

    1. Воспоминание Олега о коне, с кото-рым когда-то пришлось расстаться из-за предсказания волхвов.
    2. Смысл предсказания.
    3. Весть о гибели коня и укор Олега ку-деснику.
    4. Желание увидеть кости коня.
    5. Укус змеи, болезнь и смерть Олега.
  15. Подготовьте пересказ по одному из этих планов. В пересказе баллады старайтесь использо-вать стихотворные строки. Материал с сайта
  16. Вот как может выглядеть пересказ ле-тописного эпизода.

    «Однажды киевский князь Олег вспом-нил о своем коне, на которого когда-то ре-шил больше не садиться, потому что волхвы предсказали ему смерть от своего коня. Запали слова эти в душу князя, и повелел он кормить и поить своего верного товари-ща, но больше никогда не приводить к не-му. Вернувшись в Киев через четыре года, «помянул он коня», и Олегу сказали, что конь умер. Князь посмеялся над предска-занием кудесника и приказал отвести его на то место, где лежали останки коня. Увидев их, «ступил он ногою на череп», из которого выползла змея и ужалила Олега в ногу. Князь заболел и умер, и оп-лакивали его люди «плачем великим».

  17. Почему мне понравилась «Песнь о вещем Олеге»
  18. Рассказ о том, как погиб вещий Олег, мне запомнился уже при знакомстве с ле-тописью. Сама легенда о его гибели по-этична и загадочна. Когда же о ней рас-сказал великий поэт, то исторический эпизод превратился в произведение высо-кой поэзии. Поэт заставляет нас судить и о времени, и о судьбе человека. При этом нам становится ясным его собственный взгляд на безостановочный бег истории, его согласие с тем, что нельзя отвратить неизбежное.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • художественные приемы в песне о вещем олеге
  • тест по песни о вещем олеге
  • вопросы и ответы о а.с.пушкине
  • что мы узнаем об олеге из баллады пушкина
  • сравнть балладу с лнтописнам источником
Данные об авторе

Романова Нина Юрьевна

Место работы, должность:

Учитель русского языка и литературы

Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия)

Целевая аудитория:

Все целевые аудитории

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Цель урока:

Тип урока:

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Краткое описание:

Урок литературы

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий.

(Урок литературы в 7 классе)

Цели:

· Знакомство с особенностями жанра баллады;

· Чтение и анализ баллады «Песнь о вещем Олеге»; выявление фольклорных традиций в этой балладе;

· Воспитание уважения к традициям своего народа.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

(Опережающее домашнее задание:

1) знакомство с балладой;

2) работа групп литературоведов и историков (индивидуальные задания)

1. Что такое летопись?

(Летопись - памятник исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы).

2. Когда стали появляться летописи?

(Первые летописные записи появились в Новгороде в начале 11 века. Ранние записи, ведшиеся по годам (сл. «лето» в древнерусском языке означает год, отсюда и название «летопись»), представляло собой краткие сведения о каких-либо случаях из жизни города: о битвах, о пожарах, о голоде, о стихийных бедствиях)

3. Чем сейчас интересны летописи?

(Летопись - это начало древнерусской литературы. Из летописей мы узнаем историю своей родины, своего народа).

4. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей о князе Олеге. Что вы знаете о нем?

(Киевский князь Олег (10 в.) в летописях прославляется как мудрый («вещий») князь. Олег овладел Киевом, победил врагов Киевского княжества, не только хазар - кочевого племени, нападавшего на русские владения, - но и Византийской империи. Он овладел Константинополем (русские называли его Царь-град) и, уйдя оттуда, в знак победы прибил на воротах города свой щит).

II. Новая тема. «Песнь о вещем Олеге»

1. Знакомство с летописью.

1) Чтение летописи, приведенной в учебнике на древнерусском языке

2) Пересказ.

3) Что вы знаете об эпохе князя Олега из истории и памятников старины?

(Русь того времени была раздробленной страной, князья постоянно воевали между собой. Кроме того, приходилось отбивать удары внешних врагов. Князья, русские воины были людьми сильными, смелыми. Память о них сохранилась в образах русских богатырей. 10-ый век - это эпоха введения христианства на Руси. До этого Русь была языческой страной. Славяне верили в судьбу, в предсказания, в пророчества. По верованиям древних славян, убитый в загробном мире становится рабом убийцы. Поэтому так важно знать Олегу, отчего суждено ему принять смерть. Кудесник предсказал ему смерть не от ран (как воин), не от болезни и старости (как праведник), а смерть от коня. Могучий воин рассуждает, как обойти ему судьбу. Меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Отвергнуты смелость, верность, преданность. Наказание неминуемо. Князь наступает на череп коня и умирает).

2. Знакомство с балладой.

А.С.Пушкин в 1822 году, опираясь на летописные источники, создает «Песнь о вещем Олеге», в которой воссоздает эпоху княжения Олега. Не только рассказ о князе Олеге является целью создания «Песни…». Какова эта цель, мы узнаем после знакомства с произведением.

1) Дайте определение баллады.

Баллада (прованс. Ballar- плясать) - лироэпическое стихотворение с историческим, героическим или фантастическим, сказочным сюжетом. Герои в балладе вступают в конфликт, спор друг с другом, с самой судьбой, т.е. с внешними силами, неподвластными им. Баллада нередко содержит моральный урок и несет поучительный смысл.

2) Инсценировка отрывка из баллады.

3) Какие слова в балладе показались вам непонятными? (Работа литературоведов)

Вдохновение -

Бранное поле -

4) Как в «Песне …» воссоздается эпоха княжения Олега?

· В «Песне…» есть упоминание об исторически достоверных походах Олега («Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам…»

«Твой щит на вратах Цареграда…»)

· Говорится о действительно существовавших на Руси обычаях и традициях

(Тризна - похоронный обряд у древних славян

Перун - бог грома и молнии);

· Упомянуты Игорь и Ольга

· Отношение дружинника к коню как другу, ведь он не раз спасал его в боях

(«Спи, друг одинокий»;

«мой верный товарищ»;

«верный слуга»)\

· Фольклорные традиции

5) Найдите в балладе средства поэтической выразительности, которые помогают в изображении героев и передаче эпохи? (Заполните таблицу)

(Олег представляется нам храбрым воином, могучим, умным. Он кажется добрым, трогательно любящим коня, щедрым. Но в разговоре с кудесником прослеживаются и отрицательные черты: он груб, самоуверен, требует «открыть правду»).

Как описан кудесник?

(Кудесник бескорыстный, смелый, независимый. Он говорит: «Правдив и свободен мой вещий язык». Божеский дар не продается)

Какие еще средства выразительности используются автором? С какой целью?

Продолжите заполнение таблицы.

Где мы могли встречаться с подобными средствами выразительности?

(они похожи на художественные средства, используемые в УНТ)

Итак , мы с вами убедились, что для передачи эпохи и характеристики персонажей автор использует достоверные исторические сведения, народные обычаи, фольклорные средства выразительности.

6) Как заканчивается баллада?

7) Кто оказался прав?

8) Как вы думаете, к кому в большей степени относится слово «вещий»? на чьей стороне автор?

(В балладе вещим оказывается старец, а Олег, не послушавший слов мудреца, оказался наказан судьбой. Автор на стороне кудесника).

9) Как вы думаете, почему Пушкин обращается в своем произведении к далекому прошлому? Чтобы ответить на этот на этот вопрос, обратимся к современности Пушкина. Когда была написана баллада? (1822г.). Что произошло в это время в жизни Пушкина?

(Вольнолюбивые стихи Пушкина попали в руки правительства, дошли до царя. Александр Iпри встрече с директором Царскосельского лицея, где учился Пушкин, сказал ему о бывшем воспитаннике: Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодежь читает их наизусть… Пушкина надобно сослать в Сибирь».

Узнав об этом, друзья Пушкина стали ходатайствовать за поэта. В 1820 Пушкин был отправлен на службу на юг. Это была Южная ссылка.)

10) Как связаны прошлое и современность?

(Пушкин = кудесник. Поэту было запрещено писать правду о России. От него требовали писать только то, что было угодно правительству).

11) Какая проблема могла волновать ссыльного поэта?

(Каким должно быть искусство)

12) Есть ли ответ в тексте?

(Он в устах волхва: свобода, независимость, неподкупность.

« Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык…»

13) Какова основная мысль этого произведения?

(Поэт - это тот же кудесник. Недаром многие поэты, писатели обладают даром предвидения. Творчество должно быть свободным, неподкупным, правдивым).

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

1) Выучить наизусть отрывок.

2) Рассмотрите иллюстрацию к балладе. (Васнецов. «Встреча Олега с кудесником»). Опишите картину.

Какой момент запечатлел художник?

Как представлены герои? Такими ли вы представляли себе их?