Феноменология

Гештальт – это дитя феноменологии. Речь идет о немецких, скандинавских и французских философах.

Термин «феноменология» ввел Платон. В его диалектике противостоят друг другу два понятия: феномен и ноумен.

Феномен – познаваемая суть вещей. Ноумен – скрытая суть вещей.

Феноменология – наука о явных свойствах вещей. В результате кризиса позитивизма она стала в начале 20 века популярной, т. к. пользовалась объективными критериями. Для того, чтобы работать с субъективными переживаниями - их надо было научиться описывать точно, научиться отграничивать одни описания от других и группировать не по причинности, а на основе феноменологических признаков. Все, что наблюдаемо, измеримо, воспроизводимо – суть этой науки. Психология занимается субъективными и принципиально не сравнимыми вещами.

19 в. - его начало –появление романистов, описавших много характеров.

Для работы с субъективными вещами надо сначала научиться их описывать и группировать на основе феноменологических признаков.

Фундаментальные работы:

Серен Кьеркегор « Страх и трепет»

Франц Брентано – предшественник феноменологии, придает сознанию новую роль вместо роли пассивного реципиента. Вводит в обиход описательную феноменологию. «Как», не « почему» придает сознанию принципиально новую роль – маяк, воспринимаемое зависит не только от сигнала, а от интенции и намерений воспринимающего. Сознание – интенционально.

Э. Гуссерль(1907 г.) , призывает к возращению и описанию фактов самой жизни. Факт – то, что я вижу. Концепция – то, что я думаю по этому поводу. Нет двух людей, кот. могли бы переживать одно и тоже. Всякий опыт субъективен, самоценен и несравнимый.

Макс Шеллер (1904 – 1928г.г.) – феноменология чувств: мы все способны наблюдать поведение человека, важно - умение чувствовать.

МорисФерлуионти – феноменология восприятия. Непосредственная важность телесных переживаний.

Мартин Бубер – «Я и Ты», отношения Я – Оно – видение клиента более отстраненно. Всякий контакт - это встреча двух человек. События происходят с обоими, они происходят между ними.

Общие вещи между Гештальтом и феноменологией:

1. Восприятие мира и окружения субъективно, иррационально, имеет для каждого уникальный смысл.

2. Слушать, записывать, обобщать и неинтерпретировать.

3. Особое значение имеет непосредственное субъективное переживание « здесь-и- сейчас» в его телесной и физической полноте.

4. Субъективное переживается только субъективно, только в теплоте и симпатии друг к другу.

5. Акценты на то, что открыто нашему пониманию, приоритет «как» над «почему». Избегание углубления в причины или происхождение вещей.

Феноменология - основанное Гуссерлем и его учениками (Л. Ландгребе, Э. Финн и др.) субъективно-идеалистическое направление, оказавшее большое влияние на совр. буржуазную философию. Центр, понятие Ф. - «интенциональность» сознания (его направленность на объект) - предназначено для утверждения субъективно-идеалистического принципа «нет объекта без субъекта». Осн. требованиями феноменологического метода являются:

1) феноменологическая редукция, т. е. воздержание от каких бы то ни было суждений, относящихся к объективной реальности и выходящих за границы «чистого» (т. е. субъективного) опыта;

2) трансцендентальная редукции, т. е. рассмотрение самого субъекта познания не как реального, эмпирического, социального и психофизиологического существа, а как «чистого», трансцендентального сознание. Философия, как наука о «чистых сущностях» (эйдетика), противопоставляется познанию реальных фактов. Идеи Ф. послужила философской основой экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр). В русле Ф. разработаны учения Шедера и Мерло-Панти. Католические философы (Де Белене, Ван-Вреда) синтезируют Ф. с неотомизмом. Идеалистические выводы Ф. вызвали оппозицию внутри самой феноменологической школы, левое крыло к-рой старается оградить Ф. от субъективизма, иррационализма и экзистенциализма, сохранив лишь ее мнимое «рациональное зерно» (М. Фарбер, тяготеющий к материалистическому «натурализму», отчасти Р. Ингарден). Теоретическими центрами феноменологического направления является архив Гуссерля при Лувенском католическом ун-те (Бельгия, директор - Ван-Вреда) и Международное феноменологическое об-во, издающее журнал «Философии и феноменологическое исследование» (Буффало, штат Нью-Йорк, США, о 1940, редактор - Фарбер).

Источники:

  1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

Э. Гуссерль

Феноменология

Статья в Британской энциклопедии

(Источник: журнал "Логос" . 1/1991 с.12 - 21 перевод, предисловие и примечания В.И.Молчанова)

Статья Э. Гуссерля в Британской энциклопедии - одна из первых попыток ознакомить англоязычного читателя с феноменологией. Самому Гуссерлю нелегко далось написание этой статьи: в 9-м томе собр. соч. Гуссерля (Husserliana, Bd. IX, Haag, 1962) приведены первый, второй и четвертый ее варианты. Последний послужил основой для сокращенного, во многих местах авторизованного, изобилующего пропусками и перестановками английского перевода (в случаях искажения смысла перевод сделан с немецкого и отмечен квадратными скобками). Тем не менее публикация этой статьи в The Encyclopaedia Britannica. 14-th edition., 17.(p.699-703) (1939) остается литературно-философским фактом и одним из источников изучения восприятия феноменологии Гуссерля в англоязычном мире-После возможного опубликования всего текста статьи в переводе с немецкого в одном из последующих номеров журнала, читатель сможет осуществить конкретный герменевтический опыт - опыт понимания, если не феноменологического текста, то текста о феноменологии через различие конкретных языковых выражений. Если в английском варианте мы видим эмпирическую и наукообразную тенденцию (что зачастую ведет к искажению смысла), то оригинальный немецкий текст содержит налет, так сказать, спекулятивного романтизма, и это, в свою очередь, приводит в определенных местах к расплывчатости смысла. Получим ли мы в ближайшие годы ответ на вопрос, насколько русский язык адекватен феноменологии?

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ означает новый, дескриптивный, философский метод, на основе которого в конце прошлого столетия была создана:

1) априорная психологическая наука, способная обеспечить единственно надежную основу, на которой может быть построена строгая эмпирическая психология.

2) универсальная философия, которая может снабдить нас инструментарием для систематического пересмотра всех наук.

Феноменологическая психология.

Современная психология как наука о "психическом" в конкретной связи пространственно-временных реальностей рассматривает в качестве своего материала то, что присутствует в мире в виде EGO, т.е. как "переживающее" (воспринимающее, мыслящее, водящее и т.д.), как обладающее способностями и привычками. И поскольку психическое дано просто как определенный слой существования людей и животных, психология может рассматриваться как ветвь антропологии или зоологии. Но животный мир есть часть физической реальности, а последняя есть тема [чистого ] естествознания. Возможно ли тогда достаточно четко отделить психическое от физического для того, чтобы параллельно [чистому ] естествознанию создать чистую психологию?

[Разумеется, в определенной мере чисто психологическое исследование возможно. Ему мы обязаны нашими основными понятиями психического], которые, в большинстве своем, являются психофизическими понятиями.

Но прежде, чем предрешить вопрос о развитии чистой психологии, мы должны обрести ясность относительно своеобразных характеристик психологического опыта и психических данных, которые он представляет. Естественно, мы обращаемся к нашему непосредственному опыту. Но мы не можем обнаружить психическое в каком-либо опыте иначе как посредством "рефлексии", посредством искажения данной установки. Мы привыкли сосредоточивать внимание на предметах, мыслях и ценностях, но не на психическом "акте переживания", в котором они постигаются. Этот акт обнаруживается рефлексией; рефлексию же позволяет осуществить любой опыт. Вместо предметов, ценностей, целей, вспомогательных средств, мы рассматриваем тот субъективный опыт, в котором они "являются". Эти "явления" суть феномены, которые по своей природе должны быть "сознанием -о" их объектов, независимо от того, реальны ли сами объекты или нет. Обыденный язык схватывает эту относительность в оборотах: я думал о чем-то, я испугался чего-то и т.д. Феноменологическая психология получает свое именование от "феноменов", с психологическим аспектом которых она имеет дело; слово "интенциональный" заимствовано у схоластики, чтобы обозначить существенно соотносительный характер феноменов. Всякое сознание "ин-тенционально".

В нерефлективном сознании мы "направлены" на объекты, мы "интендируем" их; и рефлексия открывает это как имманентный процесс, характерный для всякого переживания, хотя и в бесконечно разнообразной форме. Осознавать нечто - не означает пустое обладание этим нечто в сознании. Всякий феномен имеет свою собственную интенциональную структуру, анализ которой показывает, что она есть постоянно расширяющаяся система индивидуально интенциональных и интенционально связанных компонентов. В восприятии куба, например, обнаруживается сложная и синтезированная интенция: непрерывная вариантность в "явлении" куба в зависимости от угла зрения и соответствующие различия в "перспективе", а также различие между "передней стороной", видимой в данный момент, и "задней стороной", в данный момент невидимой, которая остается следовательно несколько "неопределенной", но которая в то же время равным образом полагается существующей. Наблюдение за этим "потоком" различных явлений-аспектов и за способом их синтеза показывает, что каждая фаза и интервал есть уже в себе "сознание-о" чем-то. При этом постоянный приход новых фаз не нарушает ни на один момент синтетическое единство целостного сознания, фактически оно остается сознанием одного и того же объекта. Интенциональная структура протекания восприятия имеет свою сущностную типику, [которая с необходимостью должна быть осуществлена в своей сложности //S. 280 (т.е. см.: Husserliana, Bd. IX, Haag, 1962; прочие ссылки смотри в конце статьи)], даже если нужно просто воспринять физический предмет. И если один и тот же объект будет дан в других модусах, если он дан в воображении, воспоминании или как репродукция, то все его интенциональные формы воспроизводятся вновь, хотя характер их изменится по сравнению с тем, чем они были в восприятии, для того, чтобы соответствовать новым модусам. То же самое остается верным для любого рода психических переживаний. Суждение, оценка, стремление - они также суть не пустое обладание в сознании соответствующими суждениями, ценностями, целями и средствами, но подобным образом суть переживания, состоящие из интенционального потока, каждое - в соответствии со своим устойчивым типом.

Универсальная задача феноменологической психологии состоит в систематическом изучении типов и форм интенциональных переживаний, а также в редукцииих структур к первичным интенциям и таким образом в изучении природы психического, а также постижении душевной жизни.

Значимость этих исследований, очевидно, выйдет далеко за рамки познания собственной душевной жизни психолога. Ибо психическая жизнь может быть раскрыта для нас не только в самосознании, но и в нашем сознании других "я". Этот последний источник дает нам нечто большее, чем просто удвоение того, что мы находим в нашем самосознании, поскольку он устанавливает различия между "собственным" и "чужим", которые мы переживаем, и обнаруживает для нас, таким образом, характеристики "жизни сообщества". Следовательно, дальнейшая задача, которую ставит себе феноменологическая психология - это раскрытие интенций, из которых складывается "жизнь сообщества".

Наиболее удачным мне представляется следующее определение феномена:

Феномен (греч… «являющееся»). …Согласно традиции, восходящей к древнегреческой философии… под феноменом понимают данное в чувственном опыте явление вещи… которое подразумевает стоящую за ним сущность, недоступную чувствам и раскрываемую только в ходе… особого познания или же… непознаваемую. …В Новое время (у Локка, Беркли и Юма) появляется психологическое понятие феномена (явления). Феномен начинает мыслиться как данность сознанию во внешнем или внутреннем опыте ощущения, «идеи», перцепции. …По Канту, феномен - это предмет… явление вещи в доступных нам формах чувственного созерцания. …Феномену противопоставляется непознаваемый трансцендентный ноумен, то есть «вещь сама по себе» [Словарь философских терминов, 2004, с. 614].

И. Кант (1994) рассматривает феномены как чувственно воспринимаемые объекты или явления. Явление же для него - упорядоченная совокупность ощущений. Он пишет:

Явления, поскольку они мыслятся как предметы на основе единства категорий, называются phaenomena. …Вещи… как предметы рассудка, которые… могут быть даны в качестве предметов созерцания, хотя и не чувственного… можно называть noumena [с. 515–516].

Основоположник современной философской феноменологии Э. Гуссерль (2005) пишет:

…психологию называют наукой о психических, естествознание - наукой о физических «явлениях», или феноменах… в истории… говорят об исторических, в науке о культуре о культурных феноменах… Сколь бы различными ни был во всех таких речах смысл слова «феномен»… феноменология (имеется в виду феноменология Гуссерля. - Авт. ) сопрягается со всеми этими значениями, однако при совершенно иной установке, посредством которой… модифицируется любой смысл «феномена»… В феноменологическую сферу он и вступает не иначе как модифицированный [с. 243].

Действительно, автор понимает феномен весьма специфично и заявляет о своем отказе рассматривать феноменологию «как нижнюю ступеньку эмпирической психологии». В. Вольнов (2008), рассматривая его позицию, тем не менее замечает:

Хотя Гуссерль называет свое учение феноменологией, понятие «феномен» так и остается у него неопределенным. Определенно можно сказать лишь одно: под феноменом Гуссерль понимает так называемые феномены сознания. …Отождествление феноменов с феноменами сознания Гуссерль унаследовал от Канта [с. 8].

Неужели не бывает феноменов помимо феноменов сознания? [С. 9.]

Феномены в понимании Э. Гуссерля - все же далеко не просто феномены сознания, по крайней мере вовсе не то, что рассматривает в качестве таковых классическая психология. Прочие исследователи относят к феноменам разный круг явлений. Одни исследователи сужают понятие феномен и, рассматривая его в плоскости сознания, отождествляют с психическим явлением:

Феномен - явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена [Философский энциклопедический словарь, 1998, с. 477].

Другие расширяют его, отождествляя с тем, что репрезентируется этими психическими явлениями.

  1. В переводе с греческого означает явление, то, что появляется, следовательно, любое заметное изменение, любое явление, доступное для наблюдения. Это значение является очень общим и содержит два аспекта, каждый из которых представлен в следующих более ограниченных значениях.
  2. Физическое явление, факт, подтвержденное событие…
  3. Внутренний опыт, который сознается, данные личного опыта. Это значение отражено в позиции феноменологии.
  4. В терминах Канта - проявления знаний, событий или объектов, интерпретируемые через категории… [Большой толковый психологический словарь, 2001а, с. 414–415].

Е. Е. Соколова , например, в психологии выделяет шесть групп феноменов: сознательные и бессознательные психические явления, формы поведения, феномены общественных отношений, предметы материальной и духовной культуры и даже психосоматические явления. Такой расширительный подход, конечно, неприемлем, хотя бы в силу несопоставимости включаемых в эту классификацию сущностей, например сознательных психических явлений и предметов культуры. Кроме того, все без исключения перечисленные предметы, формы, отношения и даже сами психические явления репрезентируются в сознании человека в форме сознательных психических явлений, а потому могут и должны первично рассматриваться только в виде явлений или феноменов сознания.

Лично я пониманию феномен исключительно в психологическом, а не в философском смысле, как любое явление человеческого сознания: образ, ощущение, эмоцию, побуждение, даже вербальную конструкцию и др., как все то, что человек способен обнаруживать в своем сознании в процессе интроспекции и переживать. Психическое явление - то, что возникает в человеческом сознании. Следовательно, психическое явление - синоним психического феномена.

Обсуждая понятие феноменология 1 , Ж.-Ф. Лиотар (2001) замечает:

Этот термин означает исследование «феноменов», то есть того, что является в сознании, того, что «дано» [с. 7].

Я называю феноменологией учение о психических феноменах, или явлениях, и рассматриваю ее как раздел психологии. Как следует из сказанного, такая феноменология совершенно отлична, например, от феноменологии Э. Гуссерля и от других вариантов философской феноменологии, с которыми ее даже невозможно соотнести. Э. Гуссерль (2005) пишет, что его феноменология:

…это не психология, и что причисление ее к психологии исключается не какими-либо случайными разграничениями области и терминологически, но принципиальными основаниями [с. 19].

Он справедливо указывает, что психология - это наука о «фактах» и «реальностях», тогда как «чистая трансцендентальная феноменология» - это наука, которая занимается «ирреальными феноменами». Редукция, которой подвергает психологические феномены автор, «очищает» их от того, что придает им реальность и включенность в реальный мир (там же). Более того, автор прямо говорит:

Охотнее всего я исключил бы обремененное тяжким грузом слово реальное , если бы только представилась какая-либо подходящая замена ему [с. 24].

Я же, напротив, рассматриваю реальные феномены нашей психики. Если Э. Гуссерль совершенно оправданно отказывался рассматривать свою феноменологию «как нижнюю ступеньку эмпирической психологии», то я именно так и рассматриваю собственные взгляды, излагаемые в данной книге. В то же время мне представляется, что психология и философия неразрывно связаны, поэтому предлагаемая мной психологическая феноменология не может остаться в стороне от философии.

Феномены - непосредственно данные нам явления нашего сознания, соответственно, феноменология, представленная в этой книге, - это рассмотрение данностей нашего сознания, описание его явлений и изучение того, что они собой представляют и как видоизменяются во времени.

В соответствии с гуссерлианской традицией феномены должны рассматриваться исследователями без учета каких-либо даже самых базовых вербальных знаний о них. Однако наше сознание устроено таким образом, что нам не удастся ничего описать и изучить, предварительно не поняв хотя бы как-то изучаемый феномен, то есть не смоделировав его с помощью других, как правило, вербальных феноменов нашего сознания.

1 Феноменология - это изучение сущностей… [М. Мерло-Понти, 1999, с. 5].

Феноменология - учение о явлении… [Философский энциклопедический словарь, 1998, с. 477].

Феноменология - это речь о феномене. Речь, призванная феномен раскрыть, показать его таким, каков он сам по себе… [В. Вольнов, 2008, с. 7].

Феноменологический метод, который предложил и использовал Э. Гуссерль, Ж.-Ф. Лиотар (2001) описывает так:

Нужно предоставить, без всяких предпосылок, кусочек воска самому себе и описать его так, как он себя дает [с. 7].

Тем не менее для того, чтобы описать кусочек воска, о котором говорит Ж.-Ф. Лиотар, надо предварительно выучить слова, то есть усвоить весь «багаж», созданный предшествующими поколениями, а это усвоение радикально изменит воспринимаемый и описываемый нами кусочек воска. Именно поэтому в психологической феноменологии невозможна гуссерлианская редукция.

© Поляков С.Э. Феноменология психических репрезентаций. - СПб.: Питер, 2011
© Публикуется с любезного разрешения автора

жЕОПНЕОПМПЗЙС РЕТЕЦЙЧБОЙС ПВЙДЩ Й УФТБФЕЗЙЙ РТПЭЕОЙС
Х НМБДЫЙИ ЫЛПМШОЙЛПЧ


нМБДЫЙК ЫЛПМШОЩК ЧПЪТБУФ (7-8 МЕФ) РТЙИПДЙФУС ОБ ПДЙО ЙЪ ЛТЙЪЙУОЩИ РЕТЙПДПЧ ДЕФУФЧБ. ч ЬФПФ РЕТЙПД РТПЙУИПДЙФ УФБОПЧМЕОЙЕ ЬНПГЙПОБМШОПК УЖЕТЩ ТЕВЕОЛБ, ЖПТНЙТХЕФУС ЕЗП ЧПМС, РПФТЕВОПУФЙ, НПФЙЧЩ, ДЕСФЕМШОПУФШ, ЪБЛТЕРМСАФУС ПУОПЧОЩЕ УРПУПВЩ ТЕБЗЙТПЧБОЙС ОБ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ПЛТХЦБАЭЕК УТЕДЩ. оБЙВПМЕЕ УХЭЕУФЧЕООПК ЮЕТФПК ЛТЙЪЙУБ 7-МЕФ НПЦОП ОБЪЧБФШ ОБЮБМП ДЙЖЖЕТЕОГЙБГЙЙ ЧОХФТЕООЕК Й ЧОЕЫОЕК УФПТПОЩ МЙЮОПУФЙ ТЕВЕОЛБ.
дМС 7-8 МЕФОЕЗП ЧПЪТБУФБ ИБТБЛФЕТОП ЧОЕУЙФХБФЙЧОП-МЙЮОПУФОПЕ ПВЭЕОЙЕ. тЕВЕОПЛ ХЮЙФУС УФТПЙФШ ВПМЕЕ ФЕУОЩЕ, ЗМХВПЛЙЕ Й ДМЙФЕМШОЩЕ ПФОПЫЕОЙС УП УЧЕТУФОЙЛБНЙ. рПУФТПЕОЙЕ ФБЛЙИ ПФОПЫЕОЙК ПУМПЦОСЕФУС ФЕН, ЮФП ЮХЧУФЧБ ДЕФЕК ЕЭЕ ОЕ РТПЙЪЧПМШОЩ. оБТХЫЕОЙС Ч УЖЕТЕ ПВЭЕОЙС, ЛПОЖМЙЛФОПУФШ, ПВПУПВМЕООПУФШ - РТЙЪОБЛЙ УМБВПК БДБРФБГЙЙ ТЕВЕОЛБ Л ПЛТХЦБАЭЕНХ НЙТХ, РТЙЮЙОЩ УЕТШЕЪОЩИ ЬНПГЙПОБМШОП-МЙЮОПУФОЩИ РТПВМЕН Ч ВХДХЭЕН.
оЕПВИПДЙНП ПФНЕФЙФШ, ЮФП РТПВМЕНБ ЬНПГЙК Ч УПЧТЕНЕООПК РУЙИПМПЗЙЙ ТБЪТБВПФБОБ ЪОБЮЙФЕМШОП НЕОШЫЕ, ЮЕН ДТХЗЙЕ ПВМБУФЙ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЪОБОЙС. лТПНЕ ФПЗП, ОЕПРТЕДЕМЕООПУФШ УПДЕТЦБОЙС РПОСФЙС "ЬНПГЙПОБМШОПЕ УПУФПСОЙЕ" ЪОБЮЙФЕМШОП ЪБФТХДОСЕФ РТПЧЕДЕОЙЕ ЙУУМЕДПЧБФЕМШУЛПК ТБВПФЩ.
пВЙДБ - ЬФП ИБТБЛФЕТОПЕ ЬНПГЙПОБМШОПЕ РЕТЕЦЙЧБОЙЕ НМБДЫЕЗП ЫЛПМШОЙЛБ. лТХЗ МАДЕК, ЪОБЮЙНЩИ Ч ЦЙЪОЙ ТЕВЕОЛБ, РПУФЕРЕООП ТБУЫЙТСЕФУС. еУМЙ ДМС ДПЫЛПМШОЙЛБ ПУПВП ЪОБЮЙНЩ ПФОПЫЕОЙС У ТПДЙФЕМСНЙ, ФП ДМС 7-МЕФОЕЗП ТЕВЕОЛБ ПРТЕДЕМСАЭЙНЙ СЧМСАФУС ПФОПЫЕОЙС У ХЮЙФЕМСНЙ Й УЧЕТУФОЙЛБНЙ. дЕФЙ ХЮБФУС ПФУФБЙЧБФШ УЧПЙ РПЪЙГЙЙ, УЧПЕ НОЕОЙЕ, УЧПЕ РТБЧП ОБ БЧФПОПНОПУФШ - РТБЧП ВЩФШ ТБЧОПРТБЧОЩНЙ Ч ПВЭЕОЙЙ У ДТХЗЙНЙ МАДШНЙ. рТПЙУИПДЙФ УФПМЛОПЧЕОЙЕ ТБЪОЩИ ЛХМШФХТ ТЕЮЕЧПЗП Й ЬНПГЙПОБМШОПЗП ПВЭЕОЙС. й ЬФП ОЕ НПЦЕФ ОЕ РПЧМЕЮШ ЪБ УПВПК ОБРТСЦЕОЙС ПФОПЫЕОЙК, ЧРМПФШ ДП ПФЛТЩФЩИ ЛПОЖМЙЛФПЧ. хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙЕ НЩЫМЕОЙС ТЕВЕОЛБ ФБЛПЧ, ЮФП Х ОЕЗП ДПНЙОЙТХЕФ ЛПОФТБУФОБС ЮЕТОП-ВЕМБС МПЗЙЛБ. рПЬФПНХ ПФОПЫЕОЙС ДЕФЕК РПТПК РПМСТОЩЕ Й ВЕЪБРЕММСГЙПООЩЕ. чПЪОЙЛБАЭБС ХРТПЭЕООПУФШ Й РТСНПМЙОЕКОПУФШ ПГЕОПЮОЩИ УХЦДЕОЙК - ИБТБЛФЕТОЩЕ ЮЕТФЩ ПФОПЫЕОЙК НМБДЫЙИ ЫЛПМШОЙЛПЧ.
лБЛХА ЦЕ ЖХОЛГЙА ЧЩРПМОСЕФ ЬНПГЙС ПВЙДЩ Ч УФБОПЧМЕОЙЙ МЙЮОПУФЙ ТЕВЕОЛБ? лБЛПЧП ЕЕ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЕ УФТПЕОЙЕ? ъБЧЙУЙФ МЙ ИБТБЛФЕТ РЕТЕЦЙЧБЕНПК ПВЙДЩ Й УФТБФЕЗЙЙ ЕЕ РТПЭЕОЙС ПФ РПМБ ТЕВЕОЛБ? лБЛЙЕ УФТБФЕЗЙЙ РТЙНЕОСАФ НМБДЫЙЕ ЫЛПМШОЙЛЙ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ РТЙНЙТЙФШУС, РТПУФЙФШ? пФЧЕФ ОБ ЬФЙ ЧПРТПУЩ СЧМСЕФУС ГЕМША ЙУУМЕДПЧБОЙС, РТПЧЕДЕООПЗП Ч 2000 ЗПДХ. чЩВПТЛБ УПУФБЧЙМБ 26 ТЕУРПОДЕОФПЧ - ДЕФЙ 1-2 ЛМБУУБ ПВЭЕПВТБЪПЧБФЕМШОПК ЫЛПМЩ, Ч ЧПЪТБУФЕ 7-8 МЕФ.

ч РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПК УФТХЛФХТЕ а. н. пТМПЧ ЧЩДЕМЙМ ФТЙ ЬМЕНЕОФБ: ПЦЙДБОЙС, ТЕБМШОПУФШ Й ПГЕОЛХ.

  1. пЦЙДБОЙС. ч УЙФХБГЙЙ ПВЭЕОЙС НЩ ОЕЧПМШОП УФТПЙН ПЦЙДБОЙС ПФОПУЙФЕМШОП РПЧЕДЕОЙС ДТХЗПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, ПТЙЕОФЙТПЧБООПЗП ОБ ОБУ. ьФП ДПМЦОП ПВЕУРЕЮЙФШ УПЗМБУПЧБООПУФШ Й ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФШ ОБЫЙИ ДЕКУФЧЙК.
  2. тЕБМШОПУФШ. бЛФ ЧПУРТЙСФЙС РПЧЕДЕОЙС ДТХЗПЗП. еЗП РПЧЕДЕОЙЕ НПЦЕФ УППФЧЕФУФЧПЧБФШ НПДЕМЙ ЙМЙ ОЕВМБЗПРТЙСФОП ПФЛМПОСФШУС ПФ ОЕЕ.
  3. пГЕОЛБ. рПЧЕДЕОЙЕ ДТХЗПЗП ДПМЦОП УПЧРБДБФШ У НПДЕМША ПЦЙДБЕНПЗП РПЧЕДЕОЙС. ч УМХЮБЕ ПВОБТХЦЕООПЗП ОЕУППФЧЕФУФЧЙС ЧПЪОЙЛБЕФ ТБУУПЗМБУПЧБООПУФШ. йНЕООП ЬФБ "ТБУУПЗМБУПЧБООПУФШ" Й РТЙЮЙОСЕФ УФТБДБОЙЕ, ЙНЕОХЕНПЕ ПВЙДПК.

нПЦОП УЖПТНХМЙТПЧБФШ ПВЭХА ЪБЛПОПНЕТОПУФШ: МАВПЕ ТБУУПЗМБУПЧБОЙЕ ПЦЙДБОЙК Й ТЕБМШОПУФЙ, ДЕКУФЧЙС Й ТЕЪХМШФБФБ, ФП ЕУФШ МАВБС ДЕЪЙОФЕЗТБГЙС ГЕМПЗП, ЧЩЪЩЧБЕФ ОЕРТЙСФОПЕ ЮХЧУФЧП.
пТЗБОЙЪН ЮЕМПЧЕЛБ ТЕБЗЙТХЕФ ОБ ЧПУРТЙОСФПЕ ОБТХЫЕОЙЕ МЙВП БЧФПНБФЙЮЕУЛЙНЙ БДБРФЙЧОЩНЙ ПФЧЕФОЩНЙ ТЕБЛГЙСНЙ, МЙВП БДБРФЙЧОЩНЙ ДЕКУФЧЙСНЙ, ГЕМЕОБРТБЧМЕООЩНЙ Й РПФЕОГЙБМШОП ПУПЪОБЧБЕНЩНЙ. ч РЕТЧПН УМХЮБЕ ТЕЮШ ЙДЕФ П ОЕПУПЪОБООЩИ РПЧЕДЕОЮЕУЛЙИ ТЕБЛГЙСИ ЙМЙ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ ЪБЭЙФОЩИ НЕИБОЙЪНБИ. чП ЧФПТПН УМХЮБЕ ЙНЕЕФ НЕУФП ПУПЪОБООПЕ РПЧЕДЕОЙЕ УПЧМБДБОЙС. уБНП УМПЧП "УПЧМБДБОЙЕ" РТПЙУИПДЙФ ПФ УФБТПТХУУЛПЗП "МБД", "УМБДЙФШ" Й ПВПЪОБЮБЕФ "УРТБЧЙФШУС", "РТЙЧЕУФЙ Ч РПТСДПЛ", "РПДЮЙОЙФШ УЕВЕ ПВУФПСФЕМШУФЧБ". дМС ПВПЪОБЮЕОЙС УПЪОБФЕМШОЩИ ХУЙМЙК МЙЮОПУФЙ, РТЕДРТЙОЙНБЕНЩИ Ч УЙФХБГЙЙ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПК ХЗТПЪЩ (Б ПВЙДБ, ОЕУПНОЕООП, ПФОПУЙФУС Л ФБЛЙН УЙФХБГЙСН), ЙУРПМШЪХЕФУС РПОСФЙЕ ЛПРЙОЗ-РПЧЕДЕОЙЕ, ЛБЛ ПУПЪОБООЩЕ УФТБФЕЗЙЙ УПЧМБДБОЙС УП УФТЕУУПН Й У ДТХЗЙНЙ РПТПЦДБАЭЙНЙ ФТЕЧПЗХ УПВЩФЙСНЙ.
рТПЧЕДЕООПЕ ЬЛУРЕТЙНЕОФБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЕ ЙУУМЕДПЧБОЙЕ РПЛБЪБМП, ЮФП ПВЙДБ ЧПУРТЙОЙНБЕФУС ДЕФШНЙ, ЛБЛ ПФЛТЩФЩК ЛПОЖМЙЛФ. й ПВЙДЮЙЛПН, Й ПВЙЦЕООЩН Ч ФБЛПК УЙФХБГЙЙ ЮБЭЕ ЧЩУФХРБАФ УБНЙ ДЕФЙ. рП ЮЙУМХ ЖЙЛУБГЙК НМБДЫЙЕ ЫЛПМШОЙЛЙ ЬНПГЙПОБМШОП ЙДЕОФЙЖЙГЙТХАФ УЕВС У ПВЙЦЕООЩН (84%). иБТБЛФЕТ РЕТЕЦЙЧБЕНПК ПВЙДЩ (РТЙЮЙОБ, ФЙРЙЮОБС УЙФХБГЙС, ЙУФПЮОЙЛ Й Ф.Р.) Ч ГЕМПН ОЕ ЪБЧЙУЙФ ПФ РПМБ ТЕВЕОЛБ. оБЙВПМЕЕ ФЙРЙЮОЩНЙ УЙФХБГЙСНЙ, Ч ЛПФПТЩИ ЧПЪОЙЛБЕФ ЮХЧУФЧП ПВЙДЩ, ВЩМЙ ОБЪЧБОЩ: ОБТХЫЕОЙЕ РТБЧЙМ (50%), ХЭЕНМЕОЙЕ НБФЕТЙБМШОЩИ ЙОФЕТЕУПЧ (35%), ХОЙЦЕОЙЕ, ПУЛПТВМЕОЙЕ (15%).
пДОБЛП, Х НБМШЮЙЛПЧ ЙНЕЕФУС ФЕОДЕОГЙС РТЙДБЧБФШ ВПМШЫЕЕ ЪОБЮЕОЙЕ ХЭЕНМЕОЙА УЧПЙИ НБФЕТЙБМШОЩИ ЙОФЕТЕУПЧ, ЛПОЖМЙЛФБН ОБ ХТПЧОЕ ФЕМЕУОПК УЖЕТЩ ("ФПМЛОХМЙ", "ЛФП-ФП ХДБТЙМ ДТХЗПЗП"). йОФЕТЕУОП ПФНЕФЙФШ, ЮФП, РТПЗОПЪЙТХС УЙФХБГЙА, НБМШЮЙЛЙ Ч ДЧБ ТБЪБ ЮБЭЕ ДБАФ РПЪЙФЙЧОЩЕ ПФЧЕФЩ ("ДПЗПЧПТСФУС Й ВХДХФ ЙЗТБФШ ЧНЕУФЕ"). фПЗДБ ЛБЛ УЧПЕ ТЕЫЕОЙЕ ЛПОЖМЙЛФОПК УЙФХБГЙЙ ("лБЛ ВЩ ФЩ ПФЧЕФЙМ ПВЙДЮЙЛХ?") ЮБЭЕ ЙНЕЕФ ДЕУФТХЛФЙЧОЩК ИБТБЛФЕТ ("ДБМ ВЩ УДБЮЙ, УФБМ ЪБЭЙЭБФШУС", "ФЩ УБН ФБЛПК").
уТЕДЙ УФТБФЕЗЙК РТПЭЕОЙС ОБЙВПМЕЕ РПРХМСТОЩНЙ СЧМСАФУС ЛПРЙОЗ-УФТБФЕЗЙЙ, ПВТБЭЕООЩЕ Л ВХДХЭЕНХ, Л ДБМШОЕКЫЕНХ ТБЪЧЙФЙА ПФОПЫЕОЙК ("НПЗХ ЙЪЧЙОЙФШУС", "ДПЗПЧПТЙФШУС ЛБЛ-ОЙВХДШ"). йИ ЙУРПМШЪХАФ ВПМЕЕ 70% ПРТПЫЕООЩИ ДЕФЕК. фБЛХА ФПЮЛХ ЪТЕОЙС ТБЪДЕМСАФ ЛБЛ ДЕЧПЮЛЙ, ФБЛ Й НБМШЮЙЛЙ.
йОФЕТЕУОП, ЮФП ВПМЕЕ 60% ПРТПЫЕООЩИ ДМС ТБЪТЕЫЕОЙС УЙФХБГЙЙ ИПФЕМЙ ВЩ РПМХЮЙФШ РПНПЭШ ФТЕФШЕЗП МЙГБ (ЧЪТПУМПЗП), Й ФПМШЛП 28% ДЕФЕК УФТЕНЙФУС УБНПУФПСФЕМШОП УРТБЧЙФШУС У ЛПОЖМЙЛФПН, Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЛПФПТПЗП ЧПЪОЙЛМП ЮХЧУФЧП ПВЙДЩ.
рТЙОГЙРЙБМШОЩЕ ТБЪОПЗМБУЙС НЕЦДХ ДЕЧПЮЛБНЙ Й НБМШЮЙЛБНЙ ЧЩЪЧБМЙ ДЧЕ ЛПРЙОЗ-УФТБФЕЗЙЙ: "ДБФШ УДБЮЙ, "ЪБЭЙЭБФШУС" Й "ВХДХ РМБЛБФШ, ЗТХУФЙФШ". рЕТЧБС ОБЙВПМЕЕ РТЕДРПЮЙФБЕНБ НБМШЮЙЛБНЙ, Б ЧФПТБС ДЕЧПЮЛБНЙ. ч ГЕМПН НБМШЮЙЛБН ВМЙЦЕ РПЪЙГЙС БЛФЙЧОПЗП РТПФЙЧПДЕКУФЧЙС ПВЙДЮЙЛХ (ЛБЛ ЖЙЪЙЮЕУЛЙ, ФБЛ Й УМПЧЕУОП). дЕЧПЮЛЙ РТЙЪОБАФ, ЮФП ВПМЕЕ "НСЗЛЙК" РХФШ (ПФМПЦЙФШ ТБЪТЕЫЕОЙЕ ЛПОЖМЙЛФБ ЙМЙ ЬНПГЙПОБМШОПЕ ПФТЕБЗЙТПЧБОЙЕ ЮЕТЕЪ УМЕЪЩ) МХЮЫЕ РПНПЗБЕФ ЙН УРТБЧЙФШУС У ОЕЗБФЙЧОЩНЙ ЮХЧУФЧБНЙ.
уБНЩНЙ ТЕДЛЙНЙ РП ЙУРПМШЪПЧБОЙА ВЩМЙ ОБЪЧБОЩ ФТЙ УФТБФЕЗЙЙ РТЕПДПМЕОЙС ПВЙДЩ: "ЙЗТБФШ РП ПЮЕТЕДЙ", "ОЕ ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У ПВЙДЮЙЛПН", "ЗТХВП ПФЧЕФЙФШ". йИ РТЙНЕОСАФ НЕОЕЕ 30% ДЕФЕК. дЧЕ РПУМЕДОЙЕ УФТБФЕЗЙЙ ЪБЛТЕРМСАФ ТБЪТЩЧ ПФОПЫЕОЙК, ФБЛЙН ПВТБЪПН УЙНЧПМЙЮЕУЛЙ ЧПЪЧТБЭБС ТЕВЕОЛБ Ч РТПЫМПЕ.
чЩВПТ УФТБФЕЗЙЙ РПЧЕДЕОЙС ПВХУМПЧМЕО БЛФХБМШОПК УЙФХБГЙЕК, РТЕДЩДХЭЙН ПРЩФПН, РПМПН Й ЧПЪТБУФПН ТЕВЕОЛБ. юЕН ВПЗБЮЕ БТУЕОБМ ЧЩВПТБ УПЧМБДБАЭЕЗП РПЧЕДЕОЙС, ФЕН ХУРЕЫОЕЕ БДБРФБГЙС ТЕВЕОЛБ Л УПГЙХНХ. уДЕТЦЙЧБОЙЕ - ОЕЬЖЖЕЛФЙЧОПЕ УТЕДУФЧП ХРТБЧМЕОЙС ЬНПГЙСНЙ, ФБЛ ЛБЛ УЧСЪБООБС У ОЙН ЬОЕТЗЙС БЛЛХНХМЙТХЕФУС Ч ВЕУУПЪОБФЕМШОПН Й РПФПН ЙЭЕФ РПЧПД ДМС УЧПЕЗП ЧЩТБЦЕОЙС. ьОЕТЗЙС ЪБФБЕООПЗП ЗОЕЧБ ЮБУФП РТЙЧПДЙФ Л ОЕБДЕЛЧБФОПНХ РПЧЕДЕОЙА, РПТПЦДБЕФ ВПМЕЪОЙ.
оЕЗБФЙЧОЩЕ ЬНПГЙЙ, Ч ЮБУФОПУФЙ ЬНПГЙС ПВЙДЩ, ЧЩУФХРБАФ ЛБЛ ПВЯЕЛФЙЧОБС ТЕБМШОПУФШ, ЛПФПТБС УПРТПЧПЦДБЕФ ЮЕМПЧЕЛБ Ч ФЕЮЕОЙЕ ЧУЕК ЕЗП ЦЙЪОЙ. пУПВЕООПУФЙ ЙИ РТПСЧМЕОЙС Й УФТБФЕЗЙЙ РТЕПДПМЕОЙС ОЕПВИПДЙНП ЧЩСЧМСФШ, ЙЪХЮБФШ, ЙОФЕТРТЕФЙТПЧБФШ, РПНПЗБФШ ПУПЪОБЧБФШ Й ХЮЙФШ ЙУРПМШЪПЧБФШ.

phenomenology) Изучение опыта. Феноменологические исследования

а) ограничиваются пределами опыта, рассматриваемого в границах сознания, не учитывая, что он является следствием лежащих в его основе процесса, не объясняя этот опыт как проявление ноуменов, сущностей, принципов и т.д., о которых сознание не осведомлено;

б) формулируют свои данные с точки зрения СУБЪЕКТА.

Психотерапевты и философы, придерживающиеся феноменологической точки зрения, обычно отвергают идею БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО и те разделы психоаналитической теории, в частности, МЕТАПСИХОЛОГИЮ, которые сформулированы так, будто субъект можно наблюдать извне, когда наблюдатель не идентифицируется с субъектом (см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ).См. также ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ЭССЕНЦИАЛИЗМ, ОНТОЛОГИЯ, ПЕРСОНОЛОГИЯ.

Феноменология

Phenomenology). Подход в персонологии, подчеркивающий важность понимания субъективных переживаний человека, его чувств и личных концепций, а также его личной точки зрения на мир и себя.

Феноменология

Психологический подход, основная предпосылка которого заключается в том, что субъективное и непосредственное восприятие события является важным фактором поведения человека. Нам бывает трудно понять, почему кому-то хочется пересечь Атлантику или просидеть три дня на верхушке дерева, - просто потому, что мы не способны к восприятию мира из их перспективы. Лишь взглянув на окружающее глазами другого человека, мы можем понять, почему он поступает так, а не иначе.

Феноменология

Словообразование. Происходит от греч. phainomenon - являющееся + logos - учение.

Специфика. Описывает формы психологической структуры без ее разрушения и без экспериментального анализа. Мир существует в форме индивидуального знания. Здесь находит соединение экзистенциальная психология, с одной стороны, и гештальтпсихология, с другой. В диагностике личности этот подход реализуется прежде всего при использовании проективных методик, в которых должно быть зафиксировано индивидуальное своеобразие видения мира.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

В самых простых понятиях – философская доктрина, согласно которой научное исследование непосредственного опыта является основой психологии. В концепции, разработанной Эдмундом Гуссерлем, основное значение придается событиям, проявлениям, случаям и т.д., как они переживаются человеком, почти безотносительно к внешней, физической действительности и так называемым научным предубеждениям естественных наук. Обратите внимание, что здесь нет попытки отрицать объективную реальность событий; скорее, основной проблемой феноменологического анализа является задача избегать сосредоточения на самих физических событиях и вместо этого заниматься тем, как они воспринимаются и переживаются. Реальный смысл для феноменологистов представляет исследование отношений индивида с событиями реального мира и его реакций на эти события. Ср. с феноменализмом (1).

Феноменология

философское направление, основанное Э. Гуссерлем и настаивающее на необходимости исследовать явления такими, какими они представлены в сознании. В своей практике гештальт-терапия использует феноменологический метод исследования. Это означает следующее: 1) Гештальт-терапевт относится с уважением к личному субъективному опыту индивида, не навязывает своего видения, а исследует переживания клиента такими, какими они представлены в личностном субъективном поле последнего. 2) Гештальт-терапевт старается отбросить свои предвзятые установки и просто наблюдать, и описывать феномены поведения, которые появляются на границе контакта 3) Гештальт-терапевт чувствителен к переживаниям, которые возникают в его собственном субъективном поле во время контакта с клиентом. Терапевт может делать умозаключения по поводу того, что происходит с клиентом, только после того как исследованы все наблюдаемые феномены. Дж. Энрайт пишет по этому поводу: «Если у меня есть гипотеза, хорошо бы, чтобы ее не было. ...Я слежу за концентрацией энергии, за тем, что кажется ее фокусами, и привлекаю к ним внимание. ...Если я следую гипотезе, я не иду за тем, что значимо для вас» [Энрайт (34), с. 28]. Ф. Перлз так говорит о значимости наблюдения феноменов контакта между терапевтом и клиентом: «Проницательный терапевт может найти уйму материала прямо у себя под носом; нужно только смотреть. К сожалению, это не легко; чтобы смотреть и видеть, терапевт должен быть совершенно «пустым» и непредвзятым. Поскольку контакт всегда происходит на поверхности, именно поверхность терапевту следует видеть. Но пусть это не вводит вас в заблуждение; поверхность более обширна и более значима, чем полагает ортодоксальный терапевт. Во-первых, большую ее часть мешают видеть предубеждения и предвзятость. Во-вторых, ортодоксальный терапевт многое принимает за само собой разумеющееся и презрительно называет «очевидным». Именно в этом состоит самая большая ошибка. Пока мы принимаем что-то за само собой разумеющееся и пропускаем как очевидное, у нас нет ни малейшего намерения менять что-то, и мы не имеем средств для этого» [Перлз (17), с. 96-97]. Гештальт-терапевт не только наблюдает за феноменами, которые возникают на контактной границе (см. граница контакта), но может сообщать о них клиенту (о фактах поведения, которые он заметил, о своих личных субъективных переживаниях), т. е. включать свою феноменологию в феноменологию клиента. «Польза от переживаний самого терапевта превосходит любые эффекты терапевтической интервенции. Когда терапевт прислушивается к себе, он не только оживляет для пациента что-то уже существующее, но и вызывает новые впечатления, которые исходят как от него самого, так и от пациента» [Польстер, Польстер (22), с. 27]. Литература:

Феноменология

от греч. phainomenon - являющееся и logos - учение),

1) философская дисциплина, по-разному трактуемая в истории философии: как наука, выполняющая функцию критики чувственного познания (И. Г. Ламберт, И. Кант), как учение о становлении философии, историческом исследовании форм сознания ("Феноменология духа" Гегеля), как часть психологии, описывающая психические феномены (Ф. Брентано, А. Мейнонг);

2) идеалистическое философское направление, принципы которого в нач. XX в. сформулировал Э. Гуссерль; задача феноменологии - обнаружение изначального опыта сознания путем феноменологической редукции, состоящей в исключении каких-либо утверждений о бытии и достижении последнего неразложимого единства сознания интенциональности (т.е. направленности на предмет). Феноменология явилась одним из истоков экзистенциализма и других течений современной философии.