НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030900 – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – БАКАЛАВР
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Ростов-на-Дону
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская правовая академия
Министерства юстиции Российской Федерации»
Ростовский (г. Ростов-на-Дону) юридический институт (филиал)
Утверждаю
Заместитель директора РЮИ РПА Минюста России,
Председатель методического совета РЮИ РПА Минюста России
А.Р. Саруханян
СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Семенцова И.А ., доцент кафедры уголовного права и криминологии Ростовского юридического института РПА Минюста России, кандидат юридических наук, доцент.
Рецензенты:
Деркунский Д.В. , доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института, кандидат юридических наук, доцент;
Арзуманян А.А. , доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Ростовского юридического института РПА Минюста России, кандидат юридических наук.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Судебная экспертиза» подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция».
Учебно-методические материалы рекомендованы для студентов всех форм обучения Ростовского юридического института РПА Минюста России, призваны оказать им помощь при подготовке по вопросам (заданиям) практических занятий, а также систематизировать полученные знания к зачету по учебной дисциплине «Судебная экспертиза». Рассчитан для студентов Ростовского юридического института РПА Минюста России, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен кафедрой уголовного процесса и криминалистики Ростовского юридического института РПА Минюста России.
© РЮИ РПА Минюста России, 2014.
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Судебная экспертиза» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.
Рабочая программа включает в себя:
целевую установку;
учебно-методическое обеспечение дисциплины;
требования к результатам освоения основных образовательных программ и формы промежуточного контроля.
Целевая установка
Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Судебная экспертиза» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности бакалавра – выпускника Ростовского юридического института РПА Минюста России.
Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.
а) нормотворческая (участие в подготовке нормативных правовых актов);
б) правоприменительная (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм, составление юридических документов);
в) правоохранительная (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности);
г) экспертно-консультационная (консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов);
д) педагогическая (преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания).
Изучив курс дисциплины «Судебная экспертиза», слушатели должны усвоить:
современные научные основы судебной экспертизы;
процесс экспертного исследования и его стадии;
понятие специальных знаний и основные формы их использования в судопроизводстве; отличительную сторону их использования как в процессуальной форме, когда результаты их применения имеют доказательственное значение, так и в непроцессуальной форме;
современное состояние и направления совершенствования судебной экспертизы как одной из основных видов процессуального использования специальных знаний.
У студентов должны быть выработаны практические навыки и умения:
рассматривать теоретические, процессуальные и организационные вопросы, касающиеся проблем судебной экспертизы;
уделять серьезное внимание особенностям назначения и производства судебных экспертиз;
правильно давать оценку и использовать полученные результаты в доказывании при разрешении уголовных, гражданских и арбитражных дел;
с учетом современных возможностей определять вопросы, подлежащие разрешению, и представлять в распоряжение эксперта объекты и материалы, которые необходимы для производства судебной экспертизы.
Преподавание дисциплины опирается на подготовку студентов по дисциплинам «Криминалистика», «Уголовное право», «Уголовно-процессуальное право».
Предполагаются устойчивые знания базовых дисциплин «Теория государства и права», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминалистика».
Требуется тесная координация с дисциплинами «Уголовный процесс»; «Криминалистика».
Дисциплина изучается в четвертом, пятом, шестом или седьмом учебном семестре (в зависимости от формы обучения) (в четвертом или пятом – для студентов, обучающихся на базе СПО) и выполняет базовые функции для дисциплин «Судебная психология»; «Судебная психиатрия»; «Судебная медицина».
Оканчивается изучение дисциплины сдачей студентами зачета по всему учебному курсу.
Разработка программ подготовки государственных судебных экспертов — важный этап развития судебной экспертизы в России
Стремительный рост потребностей нашего общества в использовании специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле, как в рамках судопроизводства, так и вне этих рамок, позволяет рассматривать сегодня судебную экспертизу как самостоятельный институт защиты прав и свобод граждан и интересов государства посредством производства научно обоснованных экспертиз и экспертных исследований. Можно с уверенностью говорить об актуальности оптимизации современной модели судебно-экспертной деятельности прежде всего в плане совершенствования всех видов ее обеспечения и определения критериев оценки ее качества. Основными организационными направлениями обеспечения качества судебной экспертизы, требующими сегодня теоретической и практической разработки, являются: аккредитация судебно-экспертных учреждений; стандартизация методического обеспечения (методов и методик); сертификация экспертных средств (оборудования и расходных материалов); совершенствование системы подготовки и повышения квалификации работников государственных судебно- экспертных учреждений (СЭУ). При этом важнейшим компонентом системы подготовки является аттестация судебных экспертов. Одной из приоритетных задач Федерального закона от 31.05.2001 №73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Ф3) выступает регламентация организационного аспекта деятельности сложившихся и оправдавших себя на практике систем государственных СЭУ по производству судебных экспертиз. Так, одной из отличительных особенностей этих систем является аттестация их работников в качестве государственных судебных экспертов с предоставлением им права самостоятельного производства судебных экспертиз. Статья 12 «Государственный судебный эксперт» и статья 13 «Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту» являются нормами, определяющими применение категории «аттестация эксперта» в государственной судебно-экспертной деятельностиСобрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 23. Ст. 2291.. Министерство юстиции России одним из первых приступило к практической реализации требований Ф3, обеспечивая реализацию указанных норм принятием ряда ведомственных нормативных актов. Аттестация экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России является необходимой организационной мерой, обеспечивающей управление профессиональной подготовкой экспертов, позволяющей с позиций единого научно-методического подхода обеспечивать надежность и обоснованность результатов, полноту и объективность экспертных исследований. Практике СЭУ известны два вида аттестации, которые не должны подменять друг друга: квалификационная и аттестация на соответствие занимаемой должности. При этом аттестацию на соответствие занимаемой должности проходят не все эксперты государственных СЭУ, а только являющиеся государственными служащими или военнослужащими (эксперты СЭУ Минюста России к таковым не относятся). Сущность, задачи и основные принципы квалификационной аттестации государственных судебных экспертов значительно отличаются от служебной аттестации, регулируемой Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами. Анализ практической деятельности государственных СЭУ выявил определенные проблемы введения указанных норм в существующий порядок аттестации, в том числе их действия на межведомственном уровне, например, при согласовании квалификационных требований. Частным случаем, не получившим разрешения в законодательстве, стало рассмотрение вопросов переаттестации (взаимозачета аттестаций) экспертов, переходящих на работу из одного министерства (ведомства) в другое. Еще раз подчеркнем, что квалификационная аттестация эксперта — это внутриведомственная организационная процедура предоставления эксперту и (или) продления права самостоятельного производства судебной экспертизы (либо его лишения) по конкретному ее виду или экспертной специальности на основе всесторонней проверки уровня профессиональной подготовки работника СЭУ. При этом Ф3 устанавливает единые требования к срокам прохождения квалификационной аттестации: право самостоятельного производства судебной экспертизы предоставляется эксперту сроком на 5 лет; через каждые 5 лет экспертно-квалификационная комиссия (ЭКК) должна рассматривать вопрос о его продлении. Кроме того, в свете требований Ф3 свидетельство, выдаваемое эксперту с правом самостоятельного производства судебной экспертизы, является ведомственным документом, выдаваемым сроком на 5 лет, и утрачивает юридическую силу по истечении указанного срока, а также при увольнении работника из системы СЭУ или подразделений соответствующего федерального органа исполнительной власти. При этом процедура взаимозачета свидетельств (результатов квалификационных аттестаций), выданных разными федеральными органами исполнительной власти остается не урегулированной. Поэтому пока единственный путь указанных выше взаимозачетов — прохождение вновь поступившим работником требуемой квалификационной аттестации по конкретной экспертной специальности и получение свидетельства на право самостоятельного производства экспертизы утвержденного образца того федерального органа исполнительной власти, куда работник принят на работу. В СЭУ Минюста России аттестацию экспертов на право самостоятельного производства экспертиз по конкретным экспертным специальностям проводят Центральная экспертно-квалификационная комиссия (ЦЭКК), созданная в РФЦСЭ при Минюсте России, и зональные ЭКК, созданные в региональных центрах судебной экспертизы Минюста России. В своей деятельности указанные комиссии руководствуются Положением об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в СЭУ Минюста России, утвержденным приказом Минюста России № 20 от 23.01.2002. Отличительной особенностью данного Положения, по сравнению с предшествовавшим ему нормативным документом, является отсутствие нормы, касающейся проведения аттестаций экспертов других министерств и ведомств. Кроме того, аттестация в Минюсте России проводится по конкретным экспертным специальностям, а не по родам (видам) судебных экспертиз, как это принято практически во всех государственных СЭУ иных федеральных органов исполнительной властиПриказ Минюста России от 23 января 2002 г. № 20 «Об утверждении Положения об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации».. Приказом Минюста России № 114 от 14 мая 2003 г. «Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных СЭУ Минюста России и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных СЭУ Минюста России» был уточнен и расширен перечень экспертных специальностей. Появились такие новые экспертные специальности, как: «Исследование видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей»; «Исследование психологии и психофизиологии человека»; «Исследование информационных компьютерных средств»; «Исследование транспортных средств, в том числе с целью проведения их оценки» и др. Профессиональная подготовка экспертов СЭУ Минюста России осуществляется в соответствии с Положением об организации обучения кадров СЭУ системы Минюста России, согласно которому определены ее основные виды: подготовка к получению права самостоятельного производства экспертиз по конкретной экспертной специальности под руководством наставника в течение шести — двенадцати месяцев по индивидуальному плану и утвержденной программе подготовки экспертов; повышение квалификации; прохождение стажировок; участие в работе научно-практических семинаров и школ; обучение в аспирантуре; самостоятельная подготовка. Как следует из приведенного перечня видов подготовки экспертов СЭУ, ключевым и базисным элементом является программа подготовки экспертов. В связи с появлением новых экспертных специальностей согласно приказу Минюста России № 114, а также с потребностями в значительном обновлении ранее имевшихся программ подготовки экспертов в РФЦСЭ при Минюсте России проведена большая работа по разработке нового комплекса программ подготовки экспертов по всему перечню экспертных специальностей (всего 48 специальностей) с учетом последних теоретических и практических достижений судебной экспертизы. При этом все роды судебной экспертизы согласно названному приказу обеспечены в плане видового разделения целым набором экспертных специальностей; например, в КЭМВИ их 8, в автотехнической экспертизе — 4, в товароведческой экспертизе — 3 и т.д. Примечательным является комплекс экспертных специальностей по инструментальным методам исследования в судебной экспертизе (5 специальностей), т.к. это экспертное направление существует в самостоятельном виде только в Минюсте РоссииПриказ Минюста России от 14 мая 2003 г. № 114 «Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в ГСЭУ Министерства юстиции России и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных СЭУ Минюста России».. Одним из достоинств новых программ является их унификация по структуре и содержанию. Программа подготовки эксперта включает в себя перечень учебных тем и вопросов, распределенных по соответствующим разделам, методические рекомендации и перечень рекомендуемой литературы, указываемой по алфавиту общим списком, а также срок подготовки эксперта. Программа состоит из общих и специальных дисциплин. При этом программа изучения специальных дисциплин составляется с учетом необходимости освоения экспертами основ конкретного рода (вида) судебной экспертизы, методик производства судебных экспертиз по соответствующей специальности и вопросов профилактической деятельности судебного эксперта. В целом программа представляет собой достаточно объемный документ, например, по специальности «Исследование технологических, технических, организационных и иных причин, условий возникновения, характера протекания пожара и его последствий» программа содержит более 40 страниц. Самостоятельное изучение курса предусматривает также освоение общих дисциплин «Основы криминалистики» и «Основы судебной экспертизы» по единым для всех экспертных специальностей программам. Минимум содержания программы обязательно включает в себя следующие разделы: I. Общая часть (1. Теоретические и методические основы конкретного рода (вида) судебной экспертизы. 2. Основы назначения и производства конкретного рода (вида) судебной экспертизы); II. Специальная часть (1. Основы базовой науки. 2. Методики, применяемые при производстве экспертиз по конкретной экспертной специальности); III. Методические рекомендации по освоению тем типовой программы; IV. Литература. Все программы подготовки экспертов СЭУ Минюста России прошли внешнее рецензирование, предметное обсуждение на научно-методических советах, действующих в РФЦСЭ по каждому роду экспертизы, и представлены в Минюст России для утверждения в установленном порядке. Полагаем, что разработанный комплекс программ подготовки экспертов Минюста России может быть взят за основу для аттестации экспертов других органов исполнительной власти (за исключением Минздрава и Минобороны России). Проведение аттестаций экспертно-квалификационными комиссиями по специальностям, методически обеспеченным едиными программами подготовки экспертов, позволит решить проблемы межведомственного взаимозачета свидетельств (результатов аттестаций) и создаст реальные предпосылки методической интеграции судебной экспертизы на новом витке своего развития. Одним из ярких примеров, подтверждающих это, являются результаты школы-семинара по компьютерно-технической экспертизе, проведенной в апреле 2003 г. на базе Саратовского ЮИ МВД России. Слушатели данной школы из 14 СЭУ Минюста России, обучаясь в течение 20 дней по программе, первично разработанной СЮИ МВД России, по результатам сдачи экзаменов ЦЭКК в РФЦСЭ при Минюсте России были успешно аттестованы по специальности «Исследование информационных компьютерных средств». При этом секция ЦЭКК была сформирована по межведомственному принципу из представителей как Минюста России, так и МВД России. Автор: Т. П. Москвина — начальник Управления экспертных учреждений Минюста России, государственный советник юстиции 2 класса, кандидат химических наук, доцент.
СОЮЗ «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ»
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ
приглашают на профессиональную переподготовку по программе
«СУДЕБНАЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА»
В результате обучения слушатель получает теоретические и практические знания проведения
финансово-экономической судебной экспертизы.
Занятия ведут лекторы из числа профессорско-преподавательского состава
Российского государственного университета правосудия, практикующие судебные эксперты.
приглашаются слушатели с высшим профессиональным образованием в области экономики,
финансов, а также оценщики и аудиторы, имеющие стаж работы не менее 3-х лет.
Объем программы: 550 часов
Форма обучения : очно-заочная, с применением электронного обучения,
лекции онлайн по субботам
Место проведения: г. Москва ул. Новочеремушкинская, д.69.
Стоимость обучения : 65 000 рублей,
для членов Союза ФЭСэ - 58 000 рублей
НДС не облагается.
Для зачисления необходимо направить:
1) Копию паспорта (стр. 2,3 + прописка).
2) Копию диплома о высшем образовании (о профессиональной переподготовке оценщика, аудитора – при наличии).
Руководитель программы:
Верхозина - Рогич Алена Валерьевна - вице-президент, Генеральный директор Союза Финансово – экономических судебных экспертов.