Тема: «Буква ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа»

Цель:

*познакомить с новой орфограммой: написание глаголов 2 лица единственного числа , после шипящей;

*закрепить умение правильно писать безударные личные окончания глаголов; умение определения спряжения глаголов; умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов ; знания о глаголах – исключениях.

*Развивать мыслительные операции; психические процессы (внимание, восприятие, память);орфографическую зоркость; связную устную и письменную речь.

*Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование : две фишки: одна синяя « я знаю», другая красная «я умею», презентация.
Ход урока:

- Итак: вы знаете или умеете?(дети поднимают две фишки)

Что объединяет все эти слова?(оканчиваются на шипящую)
– А какую букву нужно вставить в слове готовишь?

В работе ребят возникли 3точки зрения.

Кто прав?

Почему ребята сделали ошибку? (потому что мы не знаем такой орфограммы)

На какой вопрос нам предстоит ответить.?(КАК писать глаголы с шипящей на конце)
5. Открытие нового знания.
а) побуждающий диалог.
- Давайте посмотрим на это слово.

Чем это слово отличается от остальных? (это глагол , появляется запись: глагол)

Это глагол какого лица?(появляется запись: 2 лицо)

Числа? (появляется запись: единственное число)

Оканчивается на какую согласную?(появляется запись: после шипящей)

Так надо писать мягкий знак?

ГЛАГОЛ
2 лицо

Единственное число

После шипящей

Откройте учебник и прочитайте правило на стр.86.

Как будет называться наша новая орфограмма?

(правописание глаголов 2 лица, единственного числа, после шипящей.)

- Итак: это вы знаете или умеете?(несколько человек подняли только синюю фишку)

А теперь посмотрите на доску и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.

Итак мы с вами будем учиться писать глаголы 2 лица, единственного числа после шипящей.

6. Ленивая минутка.(дети стоят у парт)

Я буду называть слова, если услышите глагол 2 л.ед.ч. топните ножкой.(нож, ложь, смотришь. Говоришь, меч, читаешь, играешь и т.д.)

7. Первичное закрепление.

Б)самопроверка по эталону(работа в группах)

Прочитайте отрывок из произведения Александра Сергеевича Пушкина.

Найдите глаголы-исключения в тексте, поставь их во 2 лицо единственное число. (пишем)

Вот и слышит будто стон…
- Проверьте по эталону, если верно поставьте плюс над словом.

Их он кормит и поит,

И ответ держать велит…

Держишь
- Поднимите руки, кто справился верно.

Как надо писать глаголы 2 лица, единственного числа после шипящих?

- И так: вы знаете или умеете?(один ученик поднял синюю фишку, а другие обе)

А) комментированное письмо

Давайте нашу новую орфограмму отработаем на практике.

Выполним упражнение 278.

Прочитайте задание.

Посмотрите на образец.

(Выполняем упражнение комментировано по цепочке.)

Что поможет правильно писать глаголы 2 лица, единственного числа после шипящей?

- Итак: вы знаете или умеете писать глаголы 2 л. ед.ч.?(все подняли обе фишки)

8. Дифференцированная самостоятельная работа.

Сейчас каждый из вас поработает самостоятельно и покажет , как вы усвоили пройденный материал.
1 группа: На столах у вас лежат листочки. Прочитайте задание.


Задание: Спиши пословицы, вставь пропущенную буквы, обозначь орфограмму.
Не разгрызёш_ ореха, не съеш_ ядра.

У кого есть вопросы? Что не понятно.

Задание: Прочитай текст. Выпиши глаголы 2 лица, единственного числа. Обозначь орфограмму.

Три месяца ты можешь наблюдать ход весны. Хорошо, если ты шагаешь вместе с ней, смотришь , думаешь, запоминаешь.

Вчера ты шёл в школу под зимним небом, а сегодня в небе – весна. Поле чернеет проталинами, и ты чувствуешь запах оттаявшей земли. И ты скажешь: «Этого ещё вчера не было».
б) Самопроверка. ия.

Какое настроение вы испытываете после выполненной работы на уроке?

Я за вас очень рада.

Итак: вы знаете или умеете?(дети подняли обе фишки)

Молодцы!

Вы научились писать слова 2 л.ед.ч.

11. Итог урока.

Чему мы сегодня научились?.(гл.2л.,ед.ч. пиши с ь)

Как же пишется глагол 2 лица, единственного числа после шипящей?

Сегодня вы были моими лучшими помощниками.

12. Домашнее задание.

Правило с.86.

«Правописание мягкого знака в глаголах в форме 2 лица единственного числа» (5 класс)

Цели: формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов во 2 лице единственного числа; научить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух; воспитывать чувство уважения, любви к матери.

Ход урока.

I . Организационный момент. Ребята, сегодня на уроке мы будем использовать знания, полученные на предыдущих уроках.

Разминка-установка.

Этот знак – хитрый знак.

Не сказать его никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так

Это сделал мягкий знак.

II Актуализация знаний.

Правильно. Скажите, для чего нужен в слове мягкий знак?

- Мягкий знак в слове нужен для обозначения мягкости согласных.

Приведите примеры.

- Уголь, соль, коньки и т. д.

Еще какую роль выполняет мягкий знак в слове?

- Разделительный мягкий знак.

Примеры?

- Вьюга, деревья, семья, компьютер и т. д.

В каких же случаях ставим разделительный мягкий знак?

Разделительный мягкий знак ставится после мягких согласных перед

е, ё, ю, я, и.

- Сейчас, ребята, посмотрите на доску. На доске слова, написанные в два столбика.

Тишь

Дочь

рожь

Беречь

Стеречь

Жечь

- Скажите, обозначает ли мягкость ь в данных слова? Почему?

- Нет, не обозначает, потому что шипящие ж и ш всегда твердые, а ч и щ всегда мягкие.

- Почему же ставится мягкий знак в этих словах?

- В первом столбике написаны слова женского рода, а во втором столбике – глаголы неопределенной формы .

Таблица «Тройная роль мягкого знака в русской орфографии»

    • Правильно, ребята. Итак, ь знак играет три роли: ь – показатель мягкости, разделительный знак, ь – грамматический показатель.

III . Постановка темы и целей урока.

Итак, сформулируйте тему урока: «Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа».

Какие цели урока? ( закрепить правописание ь в глаголах 2 л. ед. ч., научиться выделять орфограмму)

В каких глаголах после шипящих ставится мягкий знак?

- Мягкий знак ставится в глаголах неопределенной формы и 2-го лица единственного числа. Ь является грамматическим показателем.

    1. Формирование умений и навыков

-На доске задание: нужно поставить глаголы во второе лицо, ед. ч.

несу веду

бью звоню

грызу вить

сплю ждать

сижу говорю

гудеть запираю

После шипящего ш ставим ь. Какую роль выполняет мягкий знак в этом слове? Выделим орфограмму.

- Здесь ь является грамматическим показателем.

-В глаголах 2-го лица единственного числа после ш ставим ь..

V . Физкультминутка.

Если я назову глаголы 2-го лица единственного числа – приседаем, нет – хлопок в ладоши. Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывешь, лежит, цветёт, растёшь, говоришь, кричит, говоришь.

VI . Работа с учебником. Выполнение упр.691

IX. Игра «Найди ошибки»

    Перед вами пословицы и вам следует отредактировать их. Что означает слово редактировать?

    Редактировать. Проверять и исправлять текст при подготовке к печати.

Без людей не проживёшь. Потерянного времени не воротишь. Обожжешся на молоке, станеш дуть на воду. Хочеш есть калачи, так не сиди на печи. Станеш ленится - будеш с сумой волочится.

X . Взаимопроверка.

XI . Самостоятельная работа.

1. В каком ряду во всех словах пропущен ь ?

1) слышиш…, береч…, малыш…

2) меч…, брош…, нож

3) гореч…, стрич…, дышиш…

4) ноч…, камыш…, рож…

2. Задание: замени устойчивое словосочетание одним словом (глаголом 2 лица единственного числа). Выдели окончание.

Вставлять палки в колеса – (мешаешь)

Обвести вокруг пальца – (обманешь)

Выбиться из сил – (устанешь)

Пропустить мимо ушей – (прослушаешь)

Зарубить на носу – (запомнишь)

XII . Итог урока .

Для чего мы познакомились с написанием окончаний 2-го лица единственного числа?

XIII . Рефлексия

XIV . Выставление оценок. Домашнее задание стр.130 (правило), упр. 693 (на оценку с объяснениями)

Продолжаем вспоминать легендарную детскую энциклопедию. Во второй том издания включены статьи разнообразной тематики на буквы "О"-"Я".

Ниже размещены несколько отсканированных страниц из второго тома. Как вы можете увидеть, большинство страниц сильно пострадало от времени и нескольких поколений пытливых читателей, что однако делает этот отпечатанный в ГДР фолиант еще более привлекательным и любопытным.


Обложка второго тома. Голова девочки.

Страница 15. Фрагмент статьи "Наследственность" с иллюстрациями.


Страница 19. Статья "Нансен, Фритьоф" с иллюстрацией.


Страница 34. Фрагменты статей "Овод" и "Овцы" с иллюстрациями.


Страница 53. Фрагмент статьи "Оркестр с иллюстрацией.


Страница 83. Фрагменты статей "Первая помощь" и "Первобытные люди" с иллюстрациями.


Страница 182. Иллюстрации к статье "Родина".


Страница 199. Фрагмент статьи "Самолет" с иллюстрацией.


Страница 304. Фрагменты статей "Трактор" и "Транзистор" с иллюстрациями.


Страница 378. Начало статьи "Чертеж" с иллюстрацией.


Страница 394. Иллюстрации к статье "Чуковский Корней Иванович".


Страница 408. Фрагмент статьи "Электрический ток" с иллюстрациями.

Детская энциклопедия "Что такое? Кто такой?".

Легендарная детская энциклопедия "Что такое? Кто такой?" вышла в издательстве "Просвещение" в 1968 году. Изготовлено в ГДР. Две книги энциклопедии содержат "тысячу ответов на тысячу вопросов", большинство которых оформлено первоклассными иллюстрациями. Добротность и самобытность разнообразнейших по своей тематике статей, органично вплетенных в необходимый политический контекст, — выгодно отличает энциклопедию от аналогичных изданий последних лет.

Эти книги были у бабушки. Я их любила листать в детстве, еще не умея читать.

Энциклопедия готовилась издательством "Просвещение", оно подбирало авторов и художников. Название придумал Л.Кассиль.

Anonymous: Я всю свою сознательную дошкольную и школьную детскую жизнь училась по этой книге. Сейчас ищу ее в первоначальном издании для своих детей. Современные энциклопедии не выдерживают конкуренции с этой КНИГОЙ!

teplenkij): Уж больно здорово было разглядывать все эти карты и схемы, на которых маленькие человечки занимались какими-то своими делами, изображения доисторических чудищ или, например, портреты исторических чудищ деятелей древнего мира (да одна только карта с экспедициями эпохи ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ чего стоила). У меня для этого даже имелась специальная лупа, убирающаяся внутрь черной пластиковой оправы.

ruspect_nmr: Действительно хорошая книга, Сейчас наши издатели такую галиматью иногда выпускают в качестве детских энциклопедий, если честно... Подражая довольно качественным буржуйским издательствам, но не особенно понимая, как же на самом деле всё это хорошо сделать, напихивают кучу картинок, так что у любого нормального человека в глазах рябит. Есть, правда, и довольно толковые, но они уже на деток более старшего возраста. А здесь, что хорошо - и чёткие иллюстрации, довольно продуманные, чтобы не было пёстро, и текст как раз на дошкольный и младший школьный возраст.

iamaglika.: Подарили мне его "на возвращение из пионерского лагеря"))) Много срисовывали и выписывали из этой книги для стенгазет и сочинений. Мы же после 8-го класса сочинение писали: "Хвала рукам, что пахнут хлебом", "Моя Родина - СССР" и т.п.

emilia_g: Действительно - "Изготовлено в ГДР". Хотя насчет роскоши... бумага желтовата. И формат большой - лёжа читать неудобно. Впрочем, дети должны читать исключительно за столом, при правильном освещении и угле наклона головы. Чтоб солнце светило известно куда.

rizya : Отпечатана, что и говорить, роскошно, не экономили тогда на детях.

Кто писал рассказы и рисовал к ним иллюстрации?

В настоящее время книги можно скачать в интернете. На форумах об Айпаде (iPad) некоторые признались, что приобрели недешевый гаджет, чтобы вместе с ребенком сидеть на диване,и "листать" детские книги советских времен, в том числе и эту детскую энциклопедию.

Второе издание выпускалось издательством «Педагогика» с 1975 по 1978 год и состояло из трёх томов.

Такие книги у меня были. Почему-то они мне меньше нравились. То ли цвет обложек неестественно оранжевый, то ли иллюстрации не такие "теплые". Зато друг детства их любил листать, так как там подробные карты всех стран и их флаги. Видимо, слишком много политики.

Посмотреть изображения на сайте продавца

251 ₽

Добавить в корзину

* Цена актуальна на 16.12.2018 18:12.
Конечная стоимость товара может отличаться от заявленной
уточнить цену и наличие на сайте интернет магазина



Купить Что такое. Кто такой. Детская энциклопедия в интернет магазинах по следующим ценам

* Цены актуальны на 16.12.2018 18:12.
Конечная стоимость товара может отличаться от заявленной.

Для того чтобы приобрести продукт по цене дешевле, чем в обычных магазинах, Вам нужно перейти по ссылке "Купить Что такое. Кто такой. Детская энциклопедия". Перед покупкой Вы сможете уточнить наличие и проверить цену на сайте интернет магазина. Вы так же сможете выбрать удобный способ доставки товара(пункт выдачи, почта России и другие) и использовать различные варианты оплаты товара, наиболее удобные для Вас. Информацию о различных способах доставки и оплаты Вы сможете узнать на сайте интернет магазина, после перехода по ссылке

Описание товара

Издание знакомит со многими областями жизни и деятельности человека (наука, техника, искусство, религия, спорт, досуг), что необходимо для гармоничного развития личности ребенка. Статьи энциклопедии доступно и занимательно рассказывают читателю обо всем, что его окружает и интересует в повседневной жизни и в школе, будь то счет, стихосложение, игры, Интернет, коллекции крупнейших музеев мира, удивительные и знакомые животные, а также самолеты, ракеты, гонки "Формула-1" или биографии.. подробное описание на сайте интернет продавца

Характеристики Что такое. Кто такой. Детская энциклопедия

Возраст 18+ Количество страниц 224
Вес 0.660 Тип обложки Твердый переплет
Тип издания Отдельное издание Размеры 26.000/20.000/2.000
Редактор М. Ханова,А. Ухарцева Издательства АСТ, Астрель, Lingua
Издательство АСТ,Астрель,Lingua Вес в упаковке, г 660
Кол-во страниц 224 Переплет Твердый переплет
Тираж 12000 Штрихкод 9785170539574
Год 2009 Тип обложки (Переплет) Твердый переплет
Язык Русский Высота упаковки 20
ISBN 978-5-17-053957-4, 978-5-271-21082-2 Глубина упаковки 260
Ширина упаковки 200 Цветные иллюстрации Да
Формат издания 205x240 мм (большой формат) Редакторы М. Ханова, А. Ухарцева
Язык издания Русский

Кроме Что такое. Кто такой. Детская энциклопедия, также взгляните на следующие похожие товары

Дорогие родители!Все мы хотим, чтобы наши дети были самыми умными, эрудированными и успешными. Чтобы ребёнок мог поразить вас и окружающих, а также своих сверстников, своими..

655 ₽
Лучшая цена в интернет магазине ozon.ru