Нефертити — это красивейшая и счастливейшая египетская царица, любимая и единственная жена фараона Эхнатона. Раскопки, которые были проведены в XX веке, привели к тому, что вокруг имении Нефертити легенд стало все больше. Но есть и достоверные сведения о ее жизни, любви и смерти.

Нефертити - одна из самых известных Древне Египетских цариц


Принято считать, что Нефертити не была египтянкой. Она была родом из Месопотамского государства Митанни, страны ариев. Можно даже сказать, что в Египет она явилась от самого Солнца, ведь ее народ — арии — поклонялись Солнцу. Как только на египетской земле появилась 15-летняя принцесса по имени Тадучепа, появился и новый бог — Атон.

Нефертити стала женой фараона Аменхотепа III, однако этот брак был чисто политическим. Юную красавицу обменяли на тонну украшений, золота, серебра и слоновой кости и привезли в египетский город Фивы. Там ее назвали Нефертити и отдали в гарем фараону Аменхотепу III. Когда фараон умер, Нефертити по наследству досталась его сыну Аменхотепу IV. Стоит отметить, что фараон не сразу полюбил красавицу. Однако спустя некоторое время это произошло, в результате чего молодой фараон решил распустить гарем отца и объявить жену своей соправительницей.

Супруга Нефертити иногда изображали слабым, странным и болезненным юношей, который стремился к равенству, миру и дружбе между людьми и разными народами. Именно Аменхотеп IV провел религиозную реформу, на которую не решался ни один из правителей, занимавших престол в Египте.

Был построен огромный храм Атона из белого камня. Новая столица Египта была заложена в долине между Фивами и Мемфисом. Город назывался Ахетатон («Горизонт Атона»). Супруга фараона сыграла в этом событии немалую роль, она была вдохновительницей. Самого фараона стали называть Эхнатоном, что значит «угодный Атону», а Нефертити — «Нефер-Нефер-Атон». Переводится это имя очень красиво — прекрасная красотой Атона, или ликом подобная солнцу.

Археологам из Франции удалось восстановить облик Нефертити: черные брови, волевой подбородок, полные, изящно изогнутые губы. Фигура царицы была достаточно хрупкой и миниатюрной, прекрасно сложенной. Носила она дорогие одежды , чаще всего белые прозрачные платья из тонкого полотна. Излюбленным головным убором ее был высокий синий парик, обвитый золотыми лентами и уреем, который был символом ее связи с грозными богинями, дочерьми Солнца. Нефертити воспевалась как нежная красавица, любимица Солнца, несущая мир всему на свете.

Как оказалось жизнь царя и царицы не была безоблачна. У Нефертити была соперница


Эхнатон называл свою жену «усладой своего сердца» и желал ей жить «вечно-вековечно». Считалось, что у Эхнатона и Нефертити была идеальная семья, что они прожили в семейном счастье до самой смерти. Этот миф стал всемирным. Однако археологи все же докопались до трагедии, которой была омрачена жизнь прекрасной Нефертити. Оказалось, что у нее была соперница. Как им удалось это выяснить? Конечно же, в этом им помогли иероглифы и изображения на каменных плитах. Дело в том, что царь и царица обычно изображались как неразлучная пара. Они были символами взаимного уважения, вместе встречали знатных гостей, вместе молились диску Солнца, раздавали подарки подданным. А в 1931 году в Армане французы обнаружили таблички с иероглифами, на которых имя Нефер-Нефер-Атон кто-то тщательно соскреб, имя фараона было оставлено.

Потом находки стали еще более удивительными. Например, была найдена известковая фигура дочери Нефертити с уничтоженным именем матери, а также профиль самой царицы, у которой царский головной убор был залеплен краской. Только фараон мог приказать сделать это. Исходя из всего этого, египтологам ничего не оставалось, как предположить о том, что в доме фараона произошла драма. Семья распалась. Произошло это за несколько лет до смерти Эхнатона. Нефертити была изгнана из дворца. Она поселилась в загородном доме и воспитывала мальчика, который должен был стать мужем ее дочери — будущего .

Место под изображениями царственной четы не стало пустовать. Там появилось другое женское имя — Кийа. Именно так и звали соперницу Нефертити. В 1957 году археологи обнаружили и изображение новой царицы, у которой было очень юное лицо, широкие скулы, правильные дуги бровей, взгляд был невозмутим. Удивительно, но за год до смерти Эхнатон удалил и эту свою жену.

Нефертити прожила в изгнании до восшествия на престол Тутанхамона. Она умерла в Фивах. А когда умер Эхнатон, жрецы Египта поспешили вернуться к старому богу. Имя Нефертити было проклято вместе с богом Атоном.

Согласно другой версии жизни Нефертити, царица предстает в совершенно другом образе. Она опытная в любви, сластолюбивая и жестокая. Эта Нефертити рассказывала влюбленному в нее юноше басню о женщине, которая не хотела быть «презренной». Поэтому за свою любовь она потребовала, чтобы влюбленный отдал ей все, что имеет, прогнал жену, убил детей и бросил их тела собакам. Царица воплощала в жизнь сюжет басни. Она прогнала несчастного. Эта Нефертити сама раздувала огонь вражды в своем муже Эхнатоне, она его ненавидела и желала смерти. Каждый год она рожала ему дочерей, обвиняя его в том, что это он не может иметь сына.

Каждый, кто хоть раз видел ее изображение, уже никогда не забудет прекрасную египетскую царицу. Ее лицо, изысканное и одухотворенное, до сих пор считается эталоном красоты, вдохновляя многих на сочинения легенд о его обладательнице. Прошло три с половиной тысячелетия, пески времени давно поглотили страну, которой она правила, превратив в прах все, что ее окружало, но, извлеченная из небытия, Нефертити снова властвует над миром.


В декабре 1912 года сотрудники археологической экспедиции Германского Восточного общества под руководством профессора Людвига Борхарда, уже несколько лет раскапывавшей окрестности египетской деревушки Эль-Амарна, разбирали древний мусор, найденный в одном из домов. Неожиданно среди песка и черепков они увидели лицо - великолепно сохранившийся (лишь было разбито одно ухо и отсутствовал левый зрачок) бюст женщины, совершенной в своей красоте, изящности линий и живости черт. На прекрасную незнакомку сбежались посмотреть все члены экспедиции - многие потом признавались, что позже красавица не раз являлась им во сне.
В тот день профессор Борхард записал в своем дневнике: «Она дышит жизнью... Это невозможно описать словами, это надо видеть». Как оказалось, это было изображение Нефертити, прекрасной царицы XVIII династии. Позже в том же доме - как считается, мастерской скульптора Тутме-са - были найдены еще несколько изображений Нефертити, а также ее дочерей и мужа - фараона Эхнатона.

Лишь левый глаз статуи так и не был найден: позже установили, что его никогда не было. Считается, это свидетельствует о том, что портрет прижизненный: по обычаю второй глаз статуе должны были вставить лишь после смерти, вселив в нее таким образом душу умершей.
В то время - да и сейчас - Египет позволял иностранным делегациям проводить раскопки на своей территории лишь с условием, что половина всех найденных сокровищ, причем на усмотрение египетской стороны, останется в стране. Но профессор Борхард так не хотел расставаться с бюстом царицы, что прибег к хитрости: он показал инспектору из службы охраны древностей Гюставу Лефевру снимок бюста, сделанный при плохом свете и с невыгодного ракурса, да к тому же указал в документах, что тот выполнен из гипса, а не из известняка. Невыразительная, судя по фотографии, работа не заинтересовала Лефевра, и бюст был беспрепятственно вывезен в Берлин.
В 1920 году он был подарен Берлинскому музею, и с тех пор началась всемирная слава Нефертити, не угасающая до сих пор.
Возможно, свою роль в ее известности сыграл стиль арт-деко, зарождающийся в то время: лаконичные чистые линии и яркие цвета как нельзя лучше отвечали требованиям времени.
С тех самых пор бюст Нефертити, наряду с маской Тутанхамона, силуэтами пирамид и обликом Сфинкса, символизирует для нас высокую культуру Древнего Египта.


Интерес к статуе закономерно вызвал и интерес к судьбе изображенной женщины - царицы Нефертити. Однако долгое время археологам удавалось найти о ней лишь отдельные упоминания, да и сейчас о Нефертити известно слишком мало, чтобы можно было однозначно судить о ее биографии. Между тем неослабевающее желание публики знать о древней красавице как можно больше побуждало историков сочинять одну версию ее жизни за другой - и теперь из имеющихся десятков вариантов каждый может выбрать версию себе по вкусу.
Ее имя традиционно переводят как «красота пришла». О ее происхождении мало что известно точно. Одни исследователи считают, что ее настоящее имя - Таду-хиппа, и она была дочерью царя государства Митанни - Тушратты, которую выдали замуж за Аменхотепа III В Египте девушка, по традиции, приняла новое имя, которое достаточно ясно говорит о том, что его носительница иноземного происхождения. После смерти мужа молодая вдова, согласно обычаю, стала супругой его сына Аменхотепа IV, со временем добившись положения главной жены.
Другие считают, что Нефертити - чистокровная египтянка и ее родителями были Эйе, один из ближайших сподвижников фараона Аменхотепа III, и его жена Тии - кормилица Аменхотепа IV. По крайней мере, царевна Мутнеджмет, младшая сестра Нефертити, открыто называет Тии матерью. Они происходили из города Коптоса, и их предки были жрецами. Существует также предположение, что Эйе был братом Тийи - главной и любимой жены Аменхотепа III. Тий (Тия или Тейе) имела огромное влияние на своего супруга: она играла при его дворе очень заметную роль, вместе с мужем принимая участие во всех дворцовых церемониях и праздниках, а также сопровождая его в поездках по стране. Сторонники египетской версии происхождения Нефертити считают, что именно Тий избрала ее в жены для своего сына: девушка происходила из приближенной ко двору семьи и к тому же отличалась необыкновенной красотой.

Юный Аменхотеп IV, восшедший на трон приблизительно в 1351 году до нашей эры, души не чаял в красавице-жене: их любви посвящены многочисленные фрески и рельефы, а также письменные тексты. Фараон называл жену «Услада моего сердца». В обращении к ней он писал: «Любовь моя, Королева Юга и Севера, Возлюбленная моя, Нефертити, я бы хотел, чтобы ты жила вечно...»
На одном из рельефов даже изображен поцелуй Аменхотепа и Нефертити - считается, что это первое изображение любовной сцены в истории искусства. Портреты и статуи Нефертити встречаются гораздо чаще изображений ее супруга - по-видимому, почитание прекрасной царицы было распространено по всей стране. Она завоевала любовь народа не только редкостной красотой, но и умом, обаянием, самоотверженностью и, конечно же, той глубокой любовью, которую она питала к своему А супругу, - в царских семьях, где браки заключались исключительно по политическим соображениям, явление редчайшее во все времена.


Три сцены любви. Слева статуэтка «Эхнатон целует одну из дочерей» (такой сюжет воспроизведен на Берлинском алтаре, см. выше). Но здесь он выглядит двусмысленно. Фигура Эхнатона слишком мала для дочки. Кажется, что целуются два ребенка. Статуэтка, скорее всего, поддельная, поскольку стиль ее исполнения противоречит амарнскому. Рельефные фрагменты подлинные. На правом рельефе видны коленки Эхнатона, на которых сидит Нефертити. Поскольку перед ними фрукты, можно предположить, что муж угощает жену, например, виноградом. На центральном фрагменте Нефертити застегивает ожерелье на шее Эхнатона. Возможно, они собираются поцеловаться. Однако сам этот акт художника не хочет показывать зрителям.

Едва взойдя на престол, молодой Ж фараон Аменхотеп предпринял реформу, не имеющую себе рав-ных по смелости замысла и размаху: в противовес многочисленным египетским богам, особенно Амону, возглавлявшему прежде египетский пантеон, он создал культ бога Атона, чьим олицетворением объявил солнечный диск.
Как полагают исследователи, целью этой реформы было ослабить египетское жречество, захватившее слишком много власти, а также обеспечить с помощью единого культа единство довольно разрозненного египетского населения. Поначалу Атон мирно соседствовал с культами прежних богов - он лишь был провозглашен верховным божеством, так же, как солнце стоит выше всего мира. Но со временем Атон был объявлен единственным богом: храмы прежних богов были закрыты, их статуи разрушены, жрецы разогнаны. Себя же фараон объявил воплощением Атона, бессмертным абсолютным божеством, ведающим жизнями подданных и судьбой всего мира.



В религиозных церемониях, которыми сопровождался культ фараона, Нефертити принимала самое непосредственное участие: она была первой жрицей бога-фараона, его верной спутницей и соратницей. Вместе с мужем она насаждала новую веру, искренне и страстно служила и новому культу, и собственному мужу. Нефертити стала живым воплощением солнечной силы, дарующей жизнь всему сущему: ей и ее статуям возносились молитвы и приносились жертвы. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, - написано о ней на стене гробницы одного из вельмож ее супруга, - при звуке голоса ее ликуют». Другой текст называет ее «красавицей, прекрасной в диадеме с двумя перьями, владычицей радости, полной восхвалений... преисполненной красотами».
По версии иноземного происхождения Нефертити, культ солнца-Атона в Египет принесла именно она: митаннийцы издревле поклонялись солнцу, и будто бы прекрасная царица смогла обратить в свою веру и супруга.


Михаил Потапов. "Эхнатон и Нефертити возносят молитву Атону (Богу Солнца)"

В честь бога Атона были изменены имена фараонской четы, их детей и приближенных: Аменхотеп берет себе имя Эхнатона (Их-не-Айти, «Полезный для Атона»), а Нефертити отныне именуется Нефер-Неферу-Атон - «Прекрасная красотой Атона», то есть «красотой подобная солнцу».
В трехстах километрах к северу от прежней столицы, прекрасных и пышных Фив, Эхнатон приказал построить новую - Ахет-Атон (Ах-Йати, «Заря Атона»), где были возведены роскошные храмы и дворцы. Самым распространенным сюжетом росписей и барельефов, украсивших стены новой столицы, были удивительно реалистичные для жестко регламентированного египетского искусства изображения фараона, его супруги и их детей: вот Нефертити сидит на коленях у мужа, вот они играют с детьми, вот она с дочерьми молится богу Атону - диску со множеством рук. Любовь фараона и его жены стала символом нового правления и залогом благоденствия для всей страны.



Однако годы шли, а Нефертити так и не смогла подарить мужу сына и наследника: одна за другой у нее родились шесть дочерей. Как полагают, это стало причиной охлаждения фараона к прежде обожаемой супруге. Все чаще рядом с именем фараона упоминается не Нефертити, а Кийа - прежде второстепенная царица, теперь же полноправная правительница, владычица сердца Эхнатона. До нас дошли даже стихи, которые фараон посвятил своей новой любви. Имя же Нефертити постепенно исчезло из обихода - скорее всего, опальная царица жила в одном из загородных дворцов, проводя дни в сожалениях о прошлом.
Однако есть и другая версия разлада между Нефертити и ее мужем: в последние годы Эхнатон, под влиянием матери и под давлением обстоятельств, уже не так ревностно служил новому культу, вернув жрецам прежних богов многие права.

Две дочери Нефертити и Эхнатона

Дочь Нефертити и Эхнатона Меритатон

Есть и третья, самая фантастическая версия: будто бы Эхнатон, отчаявшись дождаться от супруги наследника, но по-прежнему любя ее, взял себе новую жену - собственную дочь Меритатон, - а Нефертити сделал своим соправителем под мужским именем Сменхкара. Когда же Эхнатон скончался, Сменхкара правил Египтом единолично. Эта версия основывается на том, что у Нефертити и Сменх-кары одинаковые личные и тронные имена. Однако большинство ученых полагают, что Сменхкара был младшим братом Эхнатона или сыном от Кийи: он был женат на Меритатон и коронован еще при жизни Эхнатона, дабы избежать возможных споров о наследовании. Сменх-каре наследовал Тутанха-тон, сын Эхнатона и Кийи, женатый на его дочери от Нефертити по имени Анхесенпаатон. Он окончательно отошел от культа Атона и даже сменил свое имя, назвавшись Тутанхамоном, - при нем все великие преобразования Эхнатона были преданы забвению.
Новая столица Ахет-Атон пришла в упадок, и через некоторое время пески погребли ее под собой. Благодаря счастливой случайности, не позволившей грабителям обчистить его гробницу, ныне Тутанхамон - один из самых из вестных фараонов, хотя ничего великого он за свою жизнь не совершил.
Как считает большинство историков, Нефертити скончалась в Фивах незадолго до своего сорокалетия. Место ее захоронения неизвестно. В 2003 году английский археолог Джоан Флетчер высказала предположение, что мумия, известная под номером 61072, принадлежит Нефертити. С помощью компьютерных технологий экспертам удалось на основе рентгеновских снимков мумии воссоздать ее облик - и, к изумлению самих ученых, полученное лицо было удивительно похоже на бюст, найденный когда-то профессором Борхардом в мастерской Тутмеса. Хотя исследование Флетчер было подвергнуто суровой и местами справедливой критике, все равно хочется верить, что тело прекрасной царицы наконец было найдено.

Имя Нефертити уже давно ассоциируется у большинства людей с идеалом женской красоты и изящества. Пластические хирурги копируют для своих клиенток разрезы её глаз и форму лица, модницы же стараются повторить её макияж. Однако судя по найденной мумии, которая возможно принадлежит великой царице её внешность была не так прекрасна…

Когда-то уже много лет назад, я впервые увидел бюст Нефертити и был поражен ее почти инопланетной красотой. К сожалению, тогда реальной информации в печати было немного – все больше о ее муже, знаменитом фараоне-еретике Эхнатоне. Сейчас, по прошествии лет, мы с вами можем узнать о ней гораздо больше, но по прежнему крайне мало. Мы даже не знаем, где и когда она родилась, не знаем, сколько лет она прожила и отчего умерла. Неудивительно — три тысячелетия пролетели с тех пор, истлели папирусные свитки, раскрошился камень, без следа исчезали империи, реки меняли русла, и то, что мы знаем о Нефертити больше, чем просто имя уже само по себе чудо.

Она была великой царицей и родила Эхнатону шесть дочерей. Можно назвать имена каждой дочери — Меритатон, Макетатон, Анхесенпаатон, Нефернефруатон-ташерит, Нефернефрура и Сетепенра, но разве перечисление имен что-то расскажет нам о ней? Множество ее статуй и изображений украшали храмы, часто ее рисовали рядом с мужем, нередко в кругу семьи и даже побеждающей врагов Египта — так обычно рисовали только самих фараонов.

Вершины власти она достигла к 12-му году правления Эхнатона, когда мы читаем о ней в надписях не просто как о главной жене, а как о соправительнице своего царственного мужа. Вскоре после этого от болезни умерла ее дочь Макетатон, а буквально через год-два все упоминания имени Нефертити исчезают. Выдвигалась версия — царица умерла во время эпидемии чумы. Впрочем, до недавнего времени, основным предположением было то, что Нефертити просто впала в немилость, с возвышением одной из младших жен фараона Кийи. Историки считали причиной опалы неспособность Нефертити родить наследника. Следующей за Кийей женой фараона стала его собственная дочь от Нефертити Меритатон, и почти все упоминания о Кийи были уничтожены.

Возможно, это была месть дочери за мать. Но Меритатон сама не смогла родить своему отцу мальчика, известны лишь упоминания о двух дочерях от этого брака. Однако предположения об опале Нефертити были недавно опровергнуты открытием в 2012 году полустертой надписи, относящейся 16 году правления Эхнатона (его правление длилось 17 лет), где была следующая строчка: « Великая жена фараона, его возлюбленная, госпожа обеих земель (верхнего и нижнего Египта) Нефернеферуатон-Нефертити». Это означало, что статус Нефертити как великой жены (царицы), оставался незыблемым, несмотря на брак фараона с Кийей и с ее собственной дочерью. Есть основания полагать, что Нефертити пережила мужа и даже правила еще два года под именем фараона Нефернеферуатон.

Со вступлением на трон наследника Эхнатона Тутанхамона, жречество начало тотальную атаку на наследие фараона-еретика. Храмы Атона были разрушены или заброшены, упоминания об Эхнатоне уничтожались, стирались надписи, уничтожались стелы. Тогда же, вероятно, были осквернены или даже уничтожены гробницы фараона и его царственной жены.

Сообщаю вам — мумии Нефертити и Эхнатона найдены. Уничтожение надписей на гробницах, ритуальных предметах – с точки зрения жрецов вполне достаточная месть. Ведь в их именах было упоминание бога Атона. Они мстили не столько фараону, сколько его богу Атону, возвращая культ старых богов. Уничтожение же самих мумий царских особ, чье божественное происхождение не вызывало сомнений, неслыханное святотатство даже по отношению к фараону-еретику.

О нахождении мумии Нефертити сообщила еще десять лет назад Джоанн Флетчер. По мумии была сделана реконструкция предполагаемого облика Нефертити. Не буду рассказывать о бурной реакции египтологического сообщества на это открытие. Скажу, что очень многие не согласились с ней, все с нетерпением ждали результатов ДНК экспертизы, на которую египетские власти долго не давали согласия. Лишь феврале 2010 году экспертиза была проведена, но результаты ее в масс-медиа широко не освещались. Мумия оказалась дочерью Аменхотепа III и его жены царицы Тийи (отца и матери Эхнатона) и матерью Тутанхамона. Большинство египтологов согласилось, что мумия принадлежит одной из жен Эхнатона.

Эти результаты египтологи трактуют по разному — одни видят в этом лишь подтверждение того, что Нефертити была сестрой мужа, поскольку ее титулатура подтверждает это, другие отказывают ей в такой возможности — ведь Нефертити нигде не упоминается впрямую как дочь Аменхотепа III. Я склонен в этом вопросе принять первую точку зрения, так как не исключено, что одно из имен Нефертити все же есть в списке дочерей фараона — просто нам пока не известно, что это имя принадлежит ей. Но и это не все – ДНК-анализ одной из мужских мумий того же захоронения показал, что она принадлежит отцу Тутанхамона и сыну Аменхотепа III, то есть, вполне вероятно, самому Эхнатону! Значит, Нефертити все же родила ему сына – он стал ее седьмым ребенком.

Итак, самая знаменитая царственная чета в истории древнего Египта найдена (с той или иной степенью вероятности). Однако, в том же 2010 году исследование предполагаемой мумии Нефертити дало еще одно неожиданное открытие. Мумия была значительно повреждена, как считалось, грабителями гробниц. Внимание исследователей привлекло повреждение головы мумии — ее щеки, рта и челюсти. Исследование показало, что рана была нанесена при жизни и оказалась смертельной. Нефертити была убита. Кем?

Вероятно тем, кому это было выгодно, кто поставил у власти малолетнего Тутанхамона и правил вместо него. Это сановник Эхнатона Эйе, который после скоропостижной смерти юного фараона сам стал фараоном, женившись на его жене Анхесенамон (Анхесенпаатон, дочери Нефертити).

Рассказ о Нефертити можно было бы на этом завершить. Но исследования вновь преподносят сюрпризы. Знаменитый всем известный раскрашенный бюст Нефертити, после томографии, проведенной не так давно, раскрыл еще одну тайну. Оказалось, что каменный бюст, покрытый тонким слоем гипса, подвергся небольшим корректировкам. Были убраны морщинки, подчеркнута форма скул, и самое заметное – была изменена форма носа.

У изначального изваяния на носу присутствует легкая горбинка и небольшая седловинка ниже ее, что делает кончик носа слегка курносым. Именно эти характерные черты мы можем наблюдать у предполагаемой мумии Нефертити.

Все известные скульптурные изображения царицы были найдены в мастерской Тутмоса в Амарне. Обычно, говоря о Нефертити, иллюстрируют материал двумя самыми известными изображениями – знаменитого бюста из раскрашенного известняка и небольшой головки из кварцита. Мы с вами сможем увидеть еще несколько изваяний нашей героини, менее известных. Но и это еще не все. Ведь вам интересно, было ли ее тело так же красиво как ее лицо?

Летом 2003 года разразился скандал. Два венгерских художника создали обнаженную бронзовую статую как «модель физической красоты Нефертити», как они утверждали, по ее реальным древним изображениям на рельефах. Реконструированное «тело» и знаменитый бюст царицы были соединены и выставлены в берлинском музее. Египетская служба древностей во главе с доктором Захи Хавассом заявили протест, по их мнению такое изображение оскорбляло египетскую царицу, а обращение с уникальным древним бюстом было названо варварством, граничащим с вандализмом.

На самом деле художники, представившие царицу в образе близком к канонам современных топ-моделей, явно польстили Нефертити. Судите сами, как могла выглядеть царица, властительница миллионов подданных, не знавшая физических усилий, диеты и передвигавшаяся на паланкине? Тонкие голени, жирные бедра, круглый животик и немаленькая задница при таком образе жизни обеспечены. Если мы вспомним вытянутую вперед лебединую шею Нефертити, то к портрету можно добавить еще и сутулость.

Вам не нравится? Что же, не смотрите на фото скульптур Нефертити и не будете разочарованы. На одном из них тело юной красавицы, чуть прикрытое тонкой прозрачной тканью. Но не все знают, что существует и статуя постаревшей, немолодой Нефертити. Время оставило следы на ее лице, взгляд уставший и грустный, но, несмотря на все это, она по прежнему прекрасна.

Нефертити – означает «Прекрасная пришла». Она пришла в этот мир и принесла в него свою невероятную красоту. И мы через три тысячи лет все так же склоняем голову перед ее царственной красотой.

Молодая леди» из КV35, предполагаемая мумия Нефертити

Цветное фото мумии

Реконструкция образа Нефертити по мумии

Результаты томографического исследования известнякового бюста Нефертити

Реконструкция образа Нефертити после томографии бюста

Немецкий бандит смотрит на свое преступление». Так была подписана эта иллюстрация в статье на первой страницы египетской государственной газеты. Сама статья называется — «Царицу Нефертити обнажили в Берлинском музее». На самом деле тело на бронзовой статуи было прикрыто тонкой тканью, так же как и на других реальных статуях Нефертити.

Торс юной Нефертити(?)

Вид сзади

Немолодая Нефертити

Царица Нефертити (Нефер-Неферу-Атон) (конец XV столетия до н. э. - 1354 год до н. э.), главная жена древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (Аменхотепа IV), при правлении которого была проведена крупнейшая в египетской истории религиозная реформа.

«Описывать бессмысленно. - Смотреть!»

…Пыль стала осыпаться с небольшого обломка камня… и археологи замерли, не в силах пошевелиться или сказать хотя бы слово… На них, чуть улыбаясь, смотрела прекрасная женщина… Грациозная длинная шея, совершенные линии скул, изысканный очерк ноздрей, полные губы, которые, казалось, еще немного и приоткроются в улыбке…

В небольшой арабской деревушке Эль-Амарне, в скульптурной мастерской древнеегипетского художника Тутмоса, была найдена невыразимо прекрасная женская головка: высокий парик обвит золотой повязкой, на лбу урей (змейка) - символ царской власти, правый глаз, с голубой радужной оболочкой из горного хрусталя и зрачком из черного дерева, такое чувство, смотрит прямо на тебя… Тем же днем археолог Борхардт в дневнике написал: «Описывать бессмысленно. - Смотреть!».

Для того чтобы вывезти эту скульптуру, с которой они уже не могли расстаться, в Берлин, ученым пришлось пойти на мошенничество. Они обернули бюст фольгой, а потом замазав гипсом, «состарили», превратив его в побитый временем каменный блок, на который ни таможенники, ни египетские инспекторы не обратили внимания. (Это изображение царицы Египта Нефертити по сей день хранится в собрании Египетского музея в Берлине. В Египте ее не выставляли никогда.)

Когда обман раскрыли, вспыхнул ужасный международный скандал, конец которому положила лишь Вторая мировая война. Однако еще на протяжении многих лет немецким ученым-археологам был закрыт путь в Египет…

Открытие, которое было сделано в 1912 г. немецким археологом Л.Борхардтом, облетело весь мир - красота женщины, жившей так давно, что это было трудно себе представить, покорила всех. Она стала «звездой» XX столетия, доказав, что истинная красота - вечна.

…Она искренне любила и была любима. В ее жизни был один мужчина, одна любовь, очень много счастья, но и много страдания.

Вероятно, она поражала всех своей миловидностью, так как ее назвали «Красавица грядет», или - Нефертити. Согласно одной версии, ее родители были из касты жрецов города Коптоса. Отца, придворного вельможу, звали Эйе, а мать, Тии, была троюродная сестра матери Эхнатона - Тейе. Однако в официальных документах Тии почему-то называется только «кормилицей Нефертити, великой супруги царя». Может быть, это сделали потому, чтобы скрыть «небожественное» происхождение Нефертити или ее кровную связь с кастой жрецов.

Во всяком случае, семья ее была богатой и жила в самом блестящем городе мира - в Фивах, столице Египта, во времена его расцвета. С детства Нефертити окружали огромные храмы и роскошные дворцы, величественные статуи и аллеи сфинксов. Слоновая кость, самые дорогие благовония, золото, черное дерево - все самое ценное и роскошное, что могло быть в мире, везли в Фивы. У нее было счастливое детство, и из рук любящих родителей она сразу попала в объятия любимого мужа.

Эта верность была неприлична для фараона

…С первого мига, с первого взгляда, который Аменхотеп IV бросил на свою юную супругу, он понял, что теперь для него существует лишь одна женщина. Ничего более прекрасного он не видел в жизни, и она стала для него Единственной на долгих 12 лет.
Такая верность была удивительной и даже неприличной для фараона, это чувство поражало всех вокруг - придворных, знать, недругов-жрецов.

У фараона был большой гарем, и чтобы уменьшить влияние царицы Нефертити, ему начали присылать самых красивых наложниц со всего мира.

Однако Эхнатон видел лишь красоту своей Нефертити. Больше того, она оказалась замечательным другом, мудрым советчиком, хорошо понимавшим людскую природу, но при этом была чиста душой и приветлива ко всем без исключения.

Нет, вы только посмотрите, - перешептывались во дворце, - как такое может быть?! Ну ладно, сделал главной женой, но он ведь ВООБЩЕ не смотрит на других женщин. Он хранит ей верность, хотя может обладать тысячами красавиц, стоит ему только захотеть!!!

Никогда еще до этого древнеегипетские художники не изображали в своих произведениях - скульптурах, барельефах - настолько явное чувство любви царственной четы. Они всегда изображены вместе, рядом, будто никогда не расставались.

…Вот они сидят рядом за праздничным столом, который накрыт в честь приезда матери Эхнатона - Тейе, а рядом три их дочки, музыканты. Вокруг суетятся слуги.

…Вот сцена парадного выезда: фараон и его супруга так увлеклись беседой, что не замечают, как их младшая дочь подгоняет шестом мчащуюся во весь опор упряжку.

…А вот почти эротический момент - супругов запечатлел скульптор во время страстного любовного поцелуя.

И во всех этих сценах обязательно присутствует Атон - новое главное божество - солнечный диск с множеством рук, которые оберегают чету, обещая им вечную жизнь…

Может быть, Эхнатон был и прав, выбрав себе и своему народу новое божество, - ведь его имя и имя его жены в действительности сохранились в веках…

Существует предположение, что Аменхотепа считали довольно странным правителем - гуманным, добрым и провозглашавшим какие-то «немыслимые» принципы - равенства и любви между людьми и мира между народами. Фараон Египта, живший 3 000 лет назад, исповедовал прямо-таки христианские ценности. Однако, несмотря на это, именно Аменхотеп IV сделал то, на что до него не решился НИ ОДИН из 350 правителей, занимавших египетский престол. Он восстал против языческого многобожия, заявив, что главный бог - один. И это Атон, солнечный диск, несущий жизнь всему земному.

Во имя этой религии он принял новое имя Эхнатон, что значит «угодный Атону», а Нефертити, со всей страстью души поддержавшая мужа, взяла себе имя «Нефер-Нефер-Атон» - «прекрасная красотой Атона», или «солнцеликая».

Конечно, кроме гуманистических мотивов и религиозных идеалов, у фараона и его супруги были и свои политические цели. Довольно сильным стало к тому времени влияние жрецов разных культов. Верховные жрецы (в особенности Амона) обладали самыми лучшими землями, прекрасными зданиями и очень сильным влиянием на народ и придворных, порой могли посоперничать с влиянием самого фараона. Так что, «отменяя» их религии и провозглашая себя и жену верховными жрецами нового культа, Эхнатон «убил двух зайцев».

Это было опасно, и ему были необходимы надежные союзники - царица Нефертити стала самым преданным его другом, преданным фанатически, безраздельно.

Они стали строить для нового божества новую столицу - город Ахетатон. В красивой и плодородной долине между Фивами и Мемфисом, где белоснежные скалы, вплотную подходя к реке, а потом отступая, образуют почти правильный полукруг, и началось это грандиозное строительство.

Множество рабов одновременно возводили белоснежные храмы, дворцы для фараона и придворных, жилье для ремесленников, склады, административные здания, мастерские… Сюда привозили огромные деревья и сажали их в ямы, выдолбленные в скальном грунте и наполненные водой, - слишком долго было ждать, пока на этой земле проклюнется зелень…

И, будто в сказке, посреди пустыни вырос прекрасный город с озерами и дворцами, сверкавшими позолотой и инкрустациями из полудрагоценных камней, в которых полы были расписаны как пруды с плавающими в них рыбками.

Этот город принадлежал им двоим - фараону Эхнатону и царице Египта Нефертити.

Великая супруга царская, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, супруга Бога сама была божественным воплощением на земле. Как верховная жрица, она принимала участие вместе с фараоном в самых важных храмовых ритуалах, умиротворяя верховное божество красотой своего голоса и очарованием своего лица. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, при звуке голоса ее ликуют» - эти слова, заключенные в иероглифы, были высечены при ее жизни. Огромные скульптуры Нефертити в образе дочери Солнца украшали дворцовые стены. Дворец был возведен в столице для празднования шестой годовщины правления Эхнатона.

Иероглифы, которые расшифровали египтологи, убеждают нас в том, что красота «владычицы радости, полной восхвалений…» была не только внешней, но и внутренней. У нее была красивая душа - «владычица приятностей», писали о ней современники, «умиротворяющая Небо и Землю сладостным голосом и своей добротой».

Нефертити была прекрасной и знала это, но ей повезло - несмотря на это знание, разбивавшее судьбы множества женщин, несмотря на ее обожествление, она смогла остаться сама собой.

Возможно, потому Вечность ее пощадила?

Она любила носить белые полупрозрачные платья из тончайшего гофрированного льна.

«Услада моего сердца», - называл ее Эхнатон и исписывал свитки папируса словами о том, какое идеальное семейное счастье выпало на его долю. «Любовь наша будет длиться вечно», - считал романтичный фараон.

Но его предсказание не сбылось. После 12 лет счастливого брака у Нефертити появилась соперница.

Атон отвернул от нее свой лик

Что могло стать тому причиной? Угасшая любовь, неумолимое время?

То, что царица Нефертити, родив 6 девочек, так и не подарила фараону наследника?.. Ее ускользающая красота?

А возможно, сама Нефертити полюбила другого?

Есть красивая легенда, что скульптор Тутмес, увековечивший ее красоту, безнадежно влюбился в «жену Бога» в день восхождения фараона на престол. И, запечатлев в памяти прекрасное лицо, много недель вытесывал его из простого песчаника, так как был бедным, и у него не было денег на мрамор (эта незаконченная головка вовсе юной Нефертити также сохранилась до наших дней).

Тутмес был автором и второго, самого известного бюста Нефертити. Когда его мастерскую раскопали, среди его вещей нашли ларец с надписью: «хвалимый фараоном скульптор Тутмес», - значит, он уже был представленным при дворе, и существует версия, что он помогал Нефертити в проектировании и возведении усыпальницы для ее дочери.

Возможно, это его любовь сделала ее облик настолько совершенным? Но была ли она взаимной?..

А может быть, супругов разлучила смерть их дочери, Макетатон, которую каждый переживал в одиночку.

Нам никогда не узнать ответа на этот вопрос.

Но имя разлучницы известно - Кийа. Согласно одной из версий, новая главная жена не была египтянкой - эту принцессу прислали к Эхнатону в знак дружбы между двумя государствами. Кийя подарила фараону долгожданных сыновей Сменхкара и Тутанхатона. И новые фрески, выходившие из-под резцов мастеров, изображали ее даже в короне фараона как соправителя Эхнатона. С барельефов на нас смотрит широкоскулое лицо с жестким выражением глаз и рта, грубоватое и красивое только дерзостью молодости.

А Нефертити, вчера полубогиню, а сегодня покинутую и брошенную мужем женщину, «ссылают» в один из замков на северной окраине города, фактически переведя в статус простой наложницы.

Великий Атон отвернул от нее свой лик!.. Как жить ей без любви?..

На последней прижизненной скульптуре Нефертити изображена утомленной, с усталым лицом, во всем ее облике присутствует некая надломленность, а фигура после шести родов уже утратила совершенство линий.

Спустя четыре года Эхнатону надоела новая жена, и он отсылает ее прочь. Однако возвратить Нефертити уже невозможно - слишком искренней была ее любовь и слишком сильным разочарование…

И тогда Эхнатон берет в жены их старшую дочь Меритатон (которая родила ему дочь).

А потом и еще одну из младших - Ахесенпаатон. В Древнем Египте такие браки между кровными родственниками были обычным делом. Но, возможно, Эхнатон хотел повернуть время вспять, пытаясь разглядеть в лицах дочерей отблеск красоты их матери Нефертити?

Кстати, Меритатон, мстя за разбитое сердце своей матери, стала уничтожать все изображения и упоминания о Кийа, будто стирая с лица земли любое упоминание о ней из памяти потомков. Даже после своей смерти Кийа было не суждено обрести покой - ее мумию (вероятно, по приказанию одной из дочерей Нефертити) выкинули из склепа, посмертная маска была изуродована, а надписи с ее именем вырезаны. Только по надписям на сосудах, в которых египтяне отдельно хоронили внутренности, восстановили имя той, кого лишили успокоения после смерти. А в саркофаге погребли ее старшего сына.

Жестокая месть…

Когда Эхнатон умер, его последнюю жену и дочь Ахесенпаатон выдали замуж за ее сводного брата Тутанхатона. Жрецы убедили молодого фараона вернуться к прежней вере и сменить имя на Тутанхамон. Столица была возвращена в Фивы, храмы и статуи, посвященные Атону, были разрушены, всякое упоминание о нем вымарывалось из свитков и уничтожалось на барельефах, люди начали покидать Ахенатон, уезжая в старую столицу.

Город-мираж умирает вместе со своей королевой

Нефертити старела, и вместе с ней старел и разрушался прекрасный город-мираж, возведенный ее мужем, - из них обоих по капле жизнь уходила в песок окружавшей их пустыни. Ей суждено было пережить и любимого супруга, и разрушение их веры, и гибель города, который они строили вместе. Она обладала всем миром - и она всего лишилась.

Какими были ее последние часы? Чье лицо она вспоминала, чье имя было на ее устах?

По преданию ее, по ее просьбе, похоронили в скромном саркофаге рядом с Эхнатоном (а не в золотом, как ее соперницу Кийа), в гробнице среди скал, которые окружали их город.

Но имя и судьба царицы Египта Нефертити не потерялись в песках Вечности.

Через тысячи лет в мире, изменившемся до неузнаваемости, ее прекрасные черты, которые светятся настоящей любовью и счастьем, по-прежнему восхищают людей своим совершенством, даря им радость соприкосновения с истинной красотой.

Вот уже многие столетия, лицо этой женщины считается эталоном женской красоты, о которой сочиняют легенды, ведь оно изысканное и одухотворенное. В последнее время, начался настоящий бум возле образа Нефертити, так как женщины обращаются к пластическим хирургам с просьбами, скопировать им форму лица царицы. Женщины делают макияж, какой был у знаменитой египетской девы, ну а модельеры создают наряды, обувь и головные уборы, тоже напоминающие туалеты Нефертити.

Существует много версий происхождения египетской царицы, но в последнее время появилась еще одна, более свежая версия, согласно которой, она родилась в 1370 году, но не в Египте, как считалось ранее. Правда историки до сих пор не могут прийти к общему мнению, в какой стране и семье она появилась на свет.

Странно, но раньше не обращали внимания на имя царицы Египта, а ведь Нефертити, с египетского языка переводиться — пришедшая красавица , это дает основания предполагать, что она прибыла в Египет из другой страны. Значит, тайна ее происхождения может находиться в ее имени, да и разрез глаз Нефертити, говорит о ее, не египетском происхождении. Есть гипотеза, что отец будущей царицы был родом из Турции, а мать из Митании. Скорее всего, именно из Турции, в юном возрасте девочка была доставлена в страну пирамид, как подарок Аменхотепу третьему, и стала одно из многочисленных наложниц фараона. Женщины из гарема, должны были рожать детей фараону и заботиться о нем.

Однако судьба распорядилась по-своему, так как сразу после прибытия в Египет будущей царицы, старый Аменхотеп скончался, а по традиции того времени, все жены фараона должны были быть умерщвлены и погребены вместе со своим хозяином. В отличии от остальных, Нефертити повезло, ведь в нее влюбился сын покойного фараона – Аменхотеп четвертый. Именно он сделал смелый по тем временам шаг, оставил в живых наложницу отца своего, а со временем женился на ней. Понятно, что двигала им пламенная любовь к девушке, ведь недаром все свои указы он подписывал клятвой вечной любви к Богу и Нефертити.

Еще в юном возрасте, девушка наблюдала за своим супругом и училась у него вести государственные дела. Уже в двадцатилетнем возрасте, она была виртуозом в политических играх, к тому же, в умении убеждать оппонентов ей не было равных, в том далеком времени. Она, что хотела, то и делала, ее супруг не перечил ей, а потакал всегда и во всем. Нефертити убедила своего мужа отказаться от своей религии и принять богов ее земли, после чего Аменхотеп четвертый сменил свое имя и стал именоваться Эхнатон , что означает угодный Атону, то есть, ново провозглашенному Богу солнца. Фараон объявил свою супругу равной себе и приказал выполнять любой ее приказ, таким образом, Нефертити добилась того, чего хотела, а именно, стала настоящей царицей со всеми правами и властью.

По ее приказу была построена новая столица страны, разрушались древние храмы и начались гонения на приверженцев старой веры. Царица один раз в неделю выходила на балкон своего дворца, под которым собиралась толпа, произносила пламенными речи, а потом одаривала подданных, бросая золотые монеты на головы удивленных египтян, при этом, не забывая упоминать, что это дары ново провозглашенного, солнечного Бога Атона.

Однако в семейной жизни стали возникать проблемы, так как Нефертити родила своему мужу шесть дочерей, а ему нужен был наследник престола, поэтому Эхнатон взял себе другую, молодую жену, которая родила ему мальчика, будущего фараона Тутанхамона. Нефертити отвезли за город, где она жила ровно год, после чего тоскующий Эхнатон вернул ее в царские палаты, но жить вместе, им было суждено не долго. Изгнанные и притесненные религиозные жрецы объединились в группы, и подняли бунт. Фараон был схвачен, ему выкололи глаза, а затем казнили. Нефертити была главой государства еще несколько дней, после чего ее тоже убили взбесившиеся фанатики старой религии. Они не успокоились и после смерти Нефертити, сначала разворовали ее гробницу, а затем изуродовали тело и предали его забвению на тысячелетия.

А тайна происхождения, власти, и личной жизни царицы Нефертити, до сих пор остается не разгаданной.