Пустота в душе — это синдром того, что у человека недостаточно энергии для активных действий. У нашей психики есть что-то вроде предохранителя, который блокирует деятельность, если необходимая для этой деятельности энергия, превышает наши возможности.

Причиной недостатка энергии могут быть многие причины: от болезни, до серьезного внутреннего конфликта в котором находится личность человека. Поэтому, если у человека пустота в душе, первое что стоит сделать — это проверить свое здоровье. Вдруг дело в физиологии? Обязательно стоит исключить серьезные физические причины. И лишь после этого идти к психологу.

Психологические причины пустоты в душе

Из-за каких психологических причин, человек может чувствовать недостаток жизненных сил? Дело в том, что наша психика очень трепетно относится к расходованию времени и усилий. Если какое-то дело долго не приносит нужный нам результат, то дальнейшие усилия в этом направлении являются нецелесообразными. По этой причине такое поведение перестает подкрепляться эндогенными наркотиками(нейромедиаторами, гормонами и так далее).

На чувственном уровне это проявляется как отсутствие положительных эмоций, интереса, радости от деятельности, отсутствие энергии на дальнейшую деятельность.Такое состояние люди называют по-разному: апатия, депрессия(в обывательском понимании), пустота в душе и так далее.

Например, если цель человека — это заработать денег, а на работе ему плохо или нерегулярно платят, то очень скоро к такой работе у человека остывает интерес. Причем на уровне ума он может еще хотеть её завершить, но на уровне чувств и эмоций он будет испытывать лень, раздражение, сонливость, отсутствие мыслей и так далее.

Однако, это частный случай, когда человек в целом еще способен на деятельность, просто блокируется какая-то часть жизнедеятельности человека, где он не чувствует достаточную мотивацию.

Пустота в душе — это когда данное состояние затрагивает всю жизнь человека. Когда такое происходит, причинами могут служить две причины: либо крайне неблагоприятные жизненные обстоятельства, либо чересчур завышенные притязания.

Первый вариант крайне редок в современном мире. Вряд ли человек долгое время может во всех сферах жизни терпеть сплошные поражения. Где-то, да будет лучик света. Однако, человек может чувствовать нечто подобное при безответной любви. Человек вкладывается, вкладывается, а не получает никакой отдачи. Рано или поздно у такого человека “сядет эмоциональная батарейка” и возникнет пустота на душе.

Второй вариант более вероятен. Когда притязания человека к жизни неадекватно завышены, то человек не сможет получать подкрепление за достижение своих целей. В таком случае человек будет чувствовать свою бесполезность, низкую самооценку и так далее. Из-за того, что человек не получит подкреплений за его усилия, то он не получит энергии на дальнейшее движение к своей цели.

Это можно сравнить с долгой поездкой на автомобиле. Автомобилю в пути необходимо заправляться. Если планировать только долговременную цель и не заезжать на заправки, то машина рано или поздно остановится где-то посередине “нигде” не в состоянии продолжить движение и не в состоянии “заправиться”.

Так же и в жизни. Люди, которые хотят всего и сразу, очень быстро эмоционально истощаются и ощущают пустоту на душе. Я не имею в виду, что не стоит мечтать о чем-то большем. Очень даже стоит. Но на пути к этому большему необходимо ставить перед собой понятные и реально достижимые цели.

Что же может вызвать такие завышенные ожидания от жизни? Ложные убеждения.

Пустота в душе и убеждения, которые к ней ведут

Наше поведение обусловлено убеждениями, в которые мы верим. Когда наши убеждения хорошие, то они ведут нас к счастью и процветанию, а ложные убеждения заводят на не туда куда нам нужно. Что такое ложные убеждения? Это те убеждения, которые не соответствуют реальности. Давайте рассмотрим некоторые из них.

“Все должно доставаться легко”

Люди очень редко проговаривают это убеждение в такую оформленную мысль, однако именно такой подход к жизни считают правильным. Если у человека низкие ожидания от жизни, то оно даже будет работать. Однако, если человек хочет чего-то большего, то данное убеждение будет сильно его ограничивать. Дело в том, что человек так относящийся к жизни, сможет преследовать только легкие и быстро достижимые цели. На большее у него просто не хватит “дыхания”. Так уж наш мир устроен, что чем что-то легче, тем меньше прибыли оно приносит. Легко объяснимо, почему так происходит. Если что-то легко доступно, то там становится много конкурентов и ценность этого падает.

Человеку с таким убеждением чрезвычайно тяжело будет настроиться на серьезную работу. Это ведет к не достижению целей, потери мотивации и интереса. В конечном счете возникает пустота в душе.

“Всё или ничего!”

Человек с такой установкой отказывается от множества возможностей, которые якобы его недостойны. Он будет отказываться от хорошей работы, которую ему предлагают, от отношений и так далее.

В жизни же для того, чтобы добраться до вершин, необходимо пройти множество ступенек. Никто еще не забирался в гору одним прыжком.

Если человек считает промежуточные ступени недостойными его, то он сам недостоин цели. Неспособность достигнуть задуманного, по уже известной нам схеме ведете к потере мотивации и пустоте в душе.

Как избавиться от пустоты в душе?

Что вы сделаете, если у вас во время путешествия закончится бензин? Врядли вы будете толкать машину самостоятельно. Наверно, вы попросите помощи. Лучшим вариантом будет вызвать соответствующие службы, которые довезут вас до ближайшей заправки.

Если у вас пустота в душе, то следует сделать тоже самое. Лично я бы обратился к психологу, который помог бы вернуть радость жизни и выявил бы, как я оказался в такой ситуации.

Опустошенность – это внутреннее ощущение потери чего-то очень значительного. Опустошенным называют индивида, лишенного внутренних сил, а также исчерпавшего свои душевные ресурсы. Зачастую можно услышать следующие изречения: «почему-то пусто внутри…», «чего-то не хватает…». Такое состояние бывало у всех. И вроде обстоятельства без изменений и все, как обычно, а что-то да не то. Ничего не хочется и не мило, на душе тоска зеленая. В психологии данное состояние называют опустошенностью.

Что такое опустошенность

В психологии опустошенность трактуют как состояние эмоциональной пустоты, недостаток нравственных сил, а также способности к энергичной жизни. Причины для возникновения этого состояния или ощущения у индивида можно выделить следующие:

– завышенные требования. Когда человек предъявляет повышенные требования к себе или к другим индивидуумам, например, жена к мужу или наоборот, мать к ребенку, начальник к подчиненным. Неумение адекватно оценить себя или окружающих, ожидание чего-то лучшего, постановка нереальных, недостижимых целей заканчивается тем, что индивид не получает желаемого. Его потребности не удовлетворены, мечтания не исполнены, ожидания не оправданы. В результате появляется эмоциональная опустошенность;

– жизненная рутина. В жизни у нас праздников не так уж и много. Большую часть составляют наши привычные дела. Работа, семья, учеба – стандартный набор. В идеале работа – это место где индивид занимается делом, которое доставляет ему удовольствие, и за это еще платят деньги, отпуск оплачивают и премию дают. Семья всегда поддержит и поймет. Но в жизни бывает по- разному;

Работа то может и любимая, а начальник-самодур, превращает ее в сущий ад, в семье тоже не все гладко и каждый день повторяется одно и тоже. Тогда человек забывает о своих потребностях, о духовном росте, саморазвитии, о хороших сторонах жизни и с головой погружается в серые будни. Поэтому и жизнь начинает казаться ему пустой и бесцельной.

– окружение. Всем известна такая простая закономерность: «скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». Окружение человека значительно влияет на образ жизни, его взгляды и вкусы. Если жизнь начала казаться пустой и бессмысленной, нужно проверить свое окружение. Если человека окружают люди без цели и увлечений, которые считают свою жизнь бессмысленной, то, скорее всего, и он будет думать так же;

Появлению чувства пустоты и бесцельности способствуют также вредные привычки. Они не только наносят вред организму, но и подрывают духовное здоровье. К вредным привычкам относят не только курение сигарет или употребление наркотиков, но и , компьютерные игры, чрезмерное увлечение социальными сетями.

Виртуальная жизнь притупляет чувство реальности, крадет много времени, заставляет мечтать о легких деньгах, красивой жизни. Взамен, чтобы добиваться чего-то в жизни, развиваться, приносить пользу, человек расходует время на бесцельные вздохи и сожаления.

Всегда нужно помнить, что состояние опустошенности – субъективное и его всегда можно преодолеть.

Как избавиться от чувства опустошенности

Выделяют несколько способов по избавлению от эмоциональной опустошенности.

Сначала, стоит замыслиться над тем, как длительно вы пребываете в таком настроении. Если недолго, то нужно проанализировать, какие события или индивиды стали этому причиной. Возможно, вы сами делаете что-то неправильно и понимаете, что это следует исправить.

В избавлении от чувства опустошенности нет конкретного рецепта, но есть методы, которые действительно работают. Для этого необходимо наполнить свою жизнь любовью, а также заботой. Человек, окруженный близкими и любящими людьми более стрессоустойчив и эмоционально стабилен.

Важно проводить больше времени в том окружении, где вас действительно любят, заботятся и переживают искренне за вас. К ним относятся близкие друзья, родители, муж, жена, дети. Время, посвященное близким людям, позволит укрепить отношения, сделать их более сильными и глубокими, а также наполнит смыслом каждую минуту жизни. А вот с личностями, которые подавляют, вызывают чувство вины, пустоты и неудовлетворенности, следует сводить к минимуму общение.

Следующим способом в избавлении от эмоциональной опустошенности является необходимость оживить круг общения. Можно завести новых друзей, вступить в близкие отношения с новым партнером. Или если есть любимый человек, то нужно пробовать внести в отношения что-то новое, необычное. Это заставит Вас раскрыться по-новому и откроет в партнере новые стороны. В возрасте, когда круг общения уже устоялся, тяжелее заводить новые знакомства и отношения. Но лучше приучить себя чаще говорить «да» новым приглашениям, предложениям и людям, ведь если оставить все без изменений, то, как можно ожидать улучшений в жизни?

Избавиться от чувства опустошенности поможет четвероногий друг. С появлением домашнего животного меняется жизнь человека, она становится более значимой и осмысленной. Исследования ученных доказали, что люди имеющие домашних питомцев реже испытывают чувство одиночества и неудовлетворенность жизнью. Сам факт, что дома ждет четвероногий друг, который полностью зависит от заботы и внимания, который грустит, когда хозяин уходит, и безмерно радуется возвращению, наполняет жизнь смыслом. В настоящее время очень много бездомных животных и, взяв на свое попечение бездомного котенка или щенка, можно сделать добро и себе и ему. Жизнь обретет новый смысл, а животное получит дом и любящего хозяина.

Как бы банально не звучало, но когда человек становится добрее, он получает в итоге то, что излучает. Можно ходить погруженным в мрачные мысли, копаясь в собственных ощущениях и проблемах, но это не принесет хороших результатов. Лучше отвлечься от себя и подумать о других. Можно помочь бабушке перейти через дорогу, купить маме цветы просто так, достать ребенку мяч с дерева, пожертвовать деньги на лечение тяжелобольному человеку и сразу при этом почувствовать себя более значимым, нужным. Известные персоны, которые занимаются благотворительностью, признаются, что их жизнь полностью изменилась и обрела новый смысл. Ведь сделанное доброе дело доставляет радость не только окружающим, но и самому человеку.

Избавиться от чувства опустошенности поможет ответ на вопрос «почему?». Умение рефлексировать и находить причину очень важно для человека, поэтому важно ответить себе на вопрос «почему я чувствую себя опустошенным?»

Поговорив с близким другом, можно получить объективный взгляд со стороны, а также дружеский, незаменимый совет в обыденной жизни. Если не с кем поговорить открыто, можно обратиться к психологу.

Психолог – квалифицированный специалист по решению личных проблем. Он поможет разобраться в проблеме, а также подскажет, как можно позитивно изменить свою жизнь. Но если чувство опустошенности перешло в , то требуется помощь психотерапевта.

Чтобы избавиться от чувства опустошенности, нужно научиться искать смысл в каждом прожитом дне. Наши мысли определяют наши поступки и всю последующую жизнь. В каждом дне и событии нужно стараться найти какой-то смысл, и что-то хорошее.

Для того чтобы с радостью воспринимать ежедневную рутину или делать то, что не особо радует, требуется найти источник вдохновения. Это – новая книга, хобби, будущее путешествие.

А если работа для вас каторга, то можно перед работой баловать себя чашкой кофе или поставить на работе аквариум. Эта мелочь сделает жизнь ярче и приятнее.

Очень важно о себе заботиться, кушать здоровую пищу, высыпаться, заниматься спортом, не отказывая себе в полноценном отдыхе и жизненных радостях.

Культивируя в себе хорошее, можно избавиться от плохого. Каждый человек – кузнец своего счастья, и то, какую жизнь он проживет, зависит не от других людей или обстоятельств, а только от него самого.

1. прич.; кр.ф. опустошён, опустошена/, -шено/, -шены/. Все поля опустошены саранчой. 2. прил.; кр.ф. опустошён, опустошённа, -шённо, -шённы; опустошённее. Глаза этих людей без мысли, опустошённы...

Орфографический словарь русского языка

  • - духо/вно...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - -ая, -ое; -ён. Лишившийся нравственных сил, богатства внутреннего содержания. О. человек...

    Толковый словарь Ожегова

  • - опустошённая, опустошённое; опустошён, опустошена, опустошено. 1. прич. страд. прош. вр. от опустошить. 2. перен., только полн. Нравственно и духовно пустой, бесплодный, неспособный к активной жизни...

    Толковый словарь Ушакова

  • - духо́вно нареч. качеств.-обстоят. В нравственном, интеллектуальном отношении...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - опустошённый прил. Ощущающий духовное опустошение, не способный к активной жизни...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ая, -ое. 1. прич. страд. прош. от опустошить. 2. в знач. прил. Лишенный нравственных сил, не способный к творческой, активной жизни. С опустошенной душой скакал в глубь калмыцких бесплодных степей Иван Кочубей...

    Малый академический словарь

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ; кратк. форма -ён, -ен"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - религиозно, душевно,...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 2 лишенный духовных интересов обездушенный...

    Словарь синонимов

  • - разоренный, разграбленный,...

    Словарь синонимов

  • "духовно опустошенный" в книгах

    Я готовил себя духовно

    Из книги Мои путешествия. Следующие 10 лет автора Конюхов Фёдор Филиппович

    Я готовил себя духовно 26 ноября 1995 года82°10’28’’ ю. ш., 80°15’35’’ з. д.Отлично прошел 10 миль. Провел связь с Войтеком. У них все хорошо на Пэтриот-Хиллз, а я варю кашу. Готовлю себе на примусе горячую пищу, которая чуть-чуть согревает, греюсь чаем с сухарями, а иногда

    Духовно прост

    Из книги автора

    Духовно прост Пожалуйста, поймите, наша духовность не должна обращать в бегство окружающих, преимущественно молодежь. Пожалуй, Иисус не проявлял свою посвященность Богу и знания настолько часто, как это делают некоторые люди в церкви. Господь позволил Себе остаться у

    Духовно-сексуальные домогательства

    Из книги Монолог о Себе в Азии автора Николаева Мария Владимировна

    Духовно-сексуальные домогательства Кум докушал огурец – и закончил с мукою: «Оказался наш Отец не отцом, а сукою…» (Александр Галич «Поэма о Сталине») Возвращаюсь к теме проституции на Бали всвязи с публикацией в «Bali Discovery» вполне сенсационной статьи «Странный случай

    «Оно прозрачно и духовно»

    Из книги Какими мы станем после смерти автора Ковалева Наталья Евгеньевна

    «Оно прозрачно и духовно» С точки зрения эзотерических учений призраки и фантомы представляют собой не что иное, как астральные тела людей.В пользу утверждения о многомерности человеческого организма и наличии в его составе невидимых субстратов говорят и субъективные

    Глава 5. Духовно-нематериальное пространство-время, духовно-нематериальная субстанция и дуальная первосубстанция.

    автора Скляров Андрей Юрьевич

    Глава 5. Духовно-нематериальное пространство-время, духовно-нематериальная субстанция и дуальная первосубстанция. «Когда у вас на коленях сидит хорошенькая девушка, час пролетает как минута, но даже минута на раскаленной плите кажется часом» А.Эйнштейн Из всех

    Глава 7. Взаимодействие духовно-нематериальных объектов. Духовно-нематериальные поля. Эволюция как результат структурного духовно-нематериального взаимодействия.

    Из книги Основы физики духа автора Скляров Андрей Юрьевич

    Глава 7. Взаимодействие духовно-нематериальных объектов. Духовно-нематериальные поля. Эволюция как результат структурного духовно-нематериального взаимодействия. «Все относительно выделенные объекты Вселенной топологически сопряжены друг с другом на уровне

    РАЗДЕЛ III. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДУХОВНО-НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ. Глава 26. Основные свойства духовно-нематериальных систем индивидов.

    Из книги Основы физики духа автора Скляров Андрей Юрьевич

    РАЗДЕЛ III. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДУХОВНО-НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ. Глава 26. Основные свойства духовно-нематериальных систем индивидов. «Демократия - такая форма правления, при которой каждый человек получает право стать своим собственным угнетателем». Лоуэлл Согласно теории

    Не родилась духовно

    Из книги Три рождения человека. Байкальские встречи автора Некрасов Анатолий Александрович

    Не родилась духовно Эта собеседница подняла тему духовного рождения. Сама жизнь показала ей, что отсутствие данного этапа привело к тому, что она, имея любовь и достаточно раскрытую женственность, не смогла спасти второго мужа. А первого похоронила из-за не пройденного в

    Все существование духовно

    Из книги Провозвестие Будды автора Карус Пол

    Все существование духовно В свите Симхи был военначальник, слышавший о проповедях Благословенного, но в его сердце было сомнение. /1/ Этот человек подошел к Благословенному и сказал: «Говорят, о Учитель, что самана Готама отрицает существование атмана. Правду ли говорят

    7. Духовно-академическая философия

    Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

    7. Духовно-академическая философия В XIX веке философские курсы читались в духовных академиях Москвы, Киева, Петербурга и Казани. В сочинениях профессоров этих учебных заведений традиционные принципы богословия нередко получали серьезное философское обоснование,

    8. Духовно-нравственная система ноосферного человека – духовно-нравственная система ноосферного образования

    Из книги Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке автора Субетто Александр Иванович

    8. Духовно-нравственная система ноосферного человека – духовно-нравственная система ноосферного образования 8.1. Ноосферное образование как духовно-нравственное образование Но утопическая тяга к идеальному варианту требует уяснения условий его неутопической

    Духовно-скандальное

    Из книги Записи из дневника в ЖЖ (2011-2015) автора Зотов Георгий Александрович

    Духовно-скандальное 9 Апр, 2012 at 3:55 PMБлоггеры:- Ишь, он часы надел.Общественность во гневе!Ты в роскоши погряз, Сарданапал.Христа забыл? Так мы тебе напомним.Ты нас в пиар себе не нанимал.Где твой осел, рубище и оковы?Где благость и смирение в глазах?Но нет. Кругом Версаче и

    Все духовно

    Из книги Жизнь происходит из Жизни автора Бхактиведанта А.Ч. Свами Прабхупада

    Все духовно Д-р Сингх: Подразумевает ли материальное сознание отсутствие сознания Кришны?Шрила Прабхупада: Да.Д-р Сингх: А когда есть сознание Кришны, куда девается материальная природа?Шрила Прабхупада: Если вы продолжите развивать в себе сознание Кришны, то увидите, что

    Духовно ли осознание?

    Из книги Куда бы ты ни шел - ты уже там автора Кабат-Зинн Джон

    Духовно ли осознание? Если найти значение слова “spirit” (дух) в словаре, то узнаешь, что происходит оно от латинского spirare , что означает “дышать”. Вдох - вдохновение - выдох - отдохновение. Отсюда идут все ассоциации духа с дыханием жизни, жизненной энергией, сознанием,

    ОПУСТОШЁННЫЙ И БЕЗДОМНЫЙ

    Из книги Джошу: Рычание льва автора Раджниш Бхагван Шри

    ОПУСТОШЁННЫЙ И БЕЗДОМНЫЙ Наш любимый Учитель,Когда Джошу впервые попал в монастырь Нансена, ему было отведено место истопника на кухне. Однажды он закрыл все двери и набросал так много дров в печь, что вся комната наполнилась дымом. Тогда он закричал: «Пожар! Пожар!

    Здравствуйте.
    Меня зовут Настя, мне 18 лет.
    В последнее время меня наполняет чувство опустошения.
    Я не знаю, чего хочу. Всё, что меня радовало раньше, все, кто меня радовал - не вызывают того, что раньше.
    У меня появилось множество комплексов, какая-то неуверенность в себе. Я с удовольствием занималась паркуром, а на последней тренировке не смогла перепрыгнуть минимальную дистанцию: жутко испугалась почему-то.
    У меня был, конечно, не самый легкий год: выпускной. Я получила золотую медаль, которая не только принесла радость от исполнения цели 11 лет жизни, но и забрала много сил и нервов.
    Но вот уже месяц я на отдыхе, а самочувствие мое никак не улучшается.
    Еще проблемы некоторые с мамой. Она говорит, что мое образование - это мой выбор, но на мой выбор профессии программиста реагирует весьма бурно. Мол, неженская профессия .
    Я, пожалуй, боюсь предстоящей учебы в ВУЗ(е). Боюсь не добиться желаемых высот, не справиться с учебой.
    Единственное, что приносит радость сейчас это моменты, когда я рядом с любимым человеком, с которым вместе уже год(это мои первые отношения вообще). Молодой человек на 4 года страше, но разница не особо заметна (разве что в социальном аспекте). Ведь я всегда была очень взрослой и рассудительной. С детства пришлось столкнуться со взрослыми проблемами. Папа изменял маме, и они разошлись еще, когда мне было 3. Я никогда за это их не винила. Понимала, что им лучше по отдельности, а желаю им обоим только счастья, так что сводничеством не занималась. Папа маме материально особо не помогал, со временем вообще спился, несколько раз бил маму. А потом мама родила братика, от другого мужчины, тот не хотел ребенка, сказал делать аборт, но мама не решилась, так что ростили Данюшку вместе. Гуляла с ним, водила по больницам, пока мама работала. В мужчинах не разочаровалась: у меня прекрасный дедушка, глава семьи , и много любящих и заботливых дядь.
    Мой любимый молодой человек. Весь год мы виделись очень мало из-за моей учебы и его работы (1-2 раза в неделю), сейчас видимся тоже не так часто как хотелось бы. Компенсируем разговорами в сетях и по телефону. Но когда мы не видимся я начинаю себя накручивать, делать какие-то абсолютно глупые поступки (прекрасно осознавая насколько они глупы). Женя, молодой человек, считает лучшим решением замужество. но мне страшно. И хочется, но в тоже время это огромная ответственность. Не то, чтобы я бегу от ответственности, вовсе нет. Но и раньше времени тоже не хочется брать такой груз на себя.
    Очень люблю и дорожу моим золотком, но боюсь в таком состоянии наломать много дров и испортить наши отношения. К сожалению, я сейчас их скорее рушу нежели строю.
    Посоветуйте, пожалуйста, как мне быть. Для меня такое состояние очень странно. Я всегда была жизнерадостным человеком, а сейчас какая-то унылая совсем. Очень хочется вернуться к жизни.

    Ответы психологов

    Здравствуйте, Настя.

    Читаю Ваше письмо и мне как-то спокойно за Вас:-) Разумная Вы.

    А чувство опустошенности, наверное, закономерно: поставленная некогда цель достигнута, это вызывало определенное напряжение - золотая-то медаль - это вам не "хухры-мухры". Организм просит отдыха. Месяц отдыха - может маловато, да и полноценного отдыха, похоже у Вас не получилось. Или Вы не умеете расслабляться умом и телом в силу присущей Вам ответственности. Собираться и напрягаться для достижения Вы очень хорошо научились, а с расслаблением проблема... Но ритм напряжение-расслабление должен соблюдаться, иначе произойдет сбой или будет накапливаться усталость. Это ритм жизни - так работает сердце, так дышат легкие, так дышит Вселенная. Это один из фундаментальных законов Жизни. День - ночь, зима - лето, расширение - сжатие. Настя, учитесь тотально отдыхать, тогда и будете более эффективны в активной фазе своей жизни.

    Другой момент - когда выдох сделан, а вдох еще не начался, возникает пауза, пустота. Так и у Вас: один период жизни закончился, а новый еще не наступил. Прошлые интересы уже поблекли, а новые еще неясны. Как время 00:00:-) Время отпустить прошлое и освободить место для нового, время переоценки ценностей.

    Вы интуитивно чувствуете, что не надо спешить принимать решения. Побудьте в этом времени 00:00. Не бойтесь пустоты внутри себя. Это ценное время и очень значимая пустота. Не спешите заполнять ее абы чем. Дайте внутри созреть и оформиться Вашим новым желаниям и ценностям. Не напрягайтесь и не придумывайте, они всплывут из расслабленности и тишины из Ваших глубин и вашей пустоты. И это будут Ваши истинные желания, а не предложенные или навязанные социумом и близкими. И это будут Ваши взрослые решения в Вашей новой взрослой жизни.

    Вы от ответственности не бежите. Если кого-то надо призывать к ответственности, то с Вами, похоже, другой случай: Вас от нее уже пора оттаскивать:-) Не спешите взваливать на себя чужую ответственность. Позволяйте другим тоже получить этот опыт:-) Если Вы возьмете всю ответственность за себя и за других на себя...то другим останется - безответственность...Оно Вам надо? Если вокруг Вас появится много безответственных людей, то знайте, что Вы переборщили с ответственностью. Здесь тоже нужна мера. Здесь тоже свой ритм.

    Живите в ритме Жизни, Настя! Удачи!

    Хороший ответ 4
    Плохой ответ 1

    Что делать, когда радость от обретения Бога сменяется на уныние от ощущения Его потери? Почему после духовного подъема вдруг возникает пустота в душе? Как пережить этот период и не уйти из Церкви? На эти вопросы отвечает в своей беседе с прихожанами митрополит Афанасий Лимассольский .

    Митрополит Афанасий – духовный сын старца Иосифа-младшего (ученика старца Иосифа Исихаста). Он был связан узами духовной дружбы и со , близко общался со многими другими известными афонскими подвижниками.
    В своей митрополии на Кипре и в других епархиях он ведет активную пастырскую деятельность: в храмах, вузах, на радио проводит беседы на духовные, порой очень непростые, темы: об умной молитве, о борьбе с помыслами, о страстях, о чистоте сердца, о заповедях. Беседы особенно интересны потому, что Владыка говорит из собственного монашеского опыта.
    Беседа «Духовная сухость и уныние» была проведена Владыкой для прихожан кафедрального храма города Лимассол.

    Митрополит Лимассольский Афанасий

    Сегодня мы вместе с вами вспомним 28-й стих 118-го псалма: Воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесех Твоих.

    Это особая тема в духовной жизни. Во внутреннем состоянии человека не могут не происходить изменения, и иногда случается и то, о чем говорит Пророк: Воздрема душа моя от уныния . Сегодня мы поговорим о том, что нам делать и как себя вести во время этих изменений.

    Есть одна западня, в которую мы с легкостью попадаем, когда хотим подвизаться, - это наше стремление следить за своими чувствами. Что я имею в виду?

    Как все вы знаете, обычно происходит следующее: когда человек начинает ходить в церковь, в первое время он переживает состояние Божественной благодати, которая дается ему даром. В этот период человек испытывает божественную радость; он чувствует, как играет его сердце, движимое любовью к Богу; он с легкостью собирает свой ум; страсти в нем отступают, укрощаются; божественное просвещение осеняет его душу.

    Естественно, всё это рождает в нашей душе приятные, радостные чувства. Нам бывает тогда очень хорошо, мы чувствуем себя в высшей степени прекрасно. Мы действительно ощущаем себя словно в Раю, вкушаем радость Рая.

    Однако приходит час, в который происходит некое изменение: вместо всего перечисленного мы вдруг ощущаем себя покинутыми, чувствуем в душе тьму, мрак, чувствуем, что Бог нас оставил или что мы оставили Его, вновь ощущаем гнет страстей, смешение помыслов. Мы больше не хотим молиться, наше существо противится молитве, не находит себе упокоения в деле Божием, через силу мы убеждаем себя пойти в церковь и т.д.

    Это противление, изменение человек воспринимает очень тяжело. Часто он огорчается и скорбит: «Почему я так себя чувствую? Почему я столкнулся со всеми этими трудностями, тогда как раньше ничего подобного не было?» Он начинает искать причины: может быть, дело в этом? может быть, в том? в другом?.. Но истина не в том, что человек где-то допустил ошибку. Истина в том, что человек должен научиться жить, так сказать, более твердо.

    Как говорил приснопамятный старец Паисий, Бог похож на хорошего земледельца, который посадил маленькое деревце и поливает его каждый день, поскольку деревцу необходимо достаточное количество влаги для того, чтобы пустить корни, прижиться и расти. Но постепенно земледелец начинает поливать его реже: сначала через день, потом ― через два дня, через три, через четыре, через неделю, раз в две недели, раз в месяц.

    Так он поступает с целью помочь дереву пустить корни глубоко в почву, чтобы оно получало настоящую влагу прямо из земли. Ведь если оно будет расти на са мой поверхности, то, когда придут ветры, ливни и непогода, оно не сможет устоять, будет вырвано с корнем и упадет.

    Поэтому человек по промыслу Божию проходит это обучительное оставление Богом (оставление лишь кажущееся), педагогическая цель которого ― чтобы человек глубоко пустил корни и устоял.

    По этой причине наша душа часто пересекает пустыню, переживает период сухости. Как во время засухи всё вокруг бывает иссохшим, нигде нет ни капли воды, ― тяжелый период для природы, ― так происходит и с душой человека.

    И в этот период человек должен быть крайне бдительным, чтобы, прежде всего, не потерять мужества. Он должен знать: мы верим в Бога и любим Его не потому, что Бог даровал нам те приятные, радостные чувства, какие были у нас вначале, но потому – и в этом мы абсолютно уверены, – что Бог всегда рядом с нами, и Он заслуживает того, чтобы весь наш подвиг мы совершали ради того, чтобы быть рядом с Ним.

    Подвизаясь таким образом, мы пребываем верными Богу, даже если само наше существо оказывает нам сопротивление. Наше существо приводит аргументы в свою пользу: вот, ты делаешь то и то, а результата нет, ― или: ты пытаешься исполнять что-то, а внутренне испытываешь от этого большие затруднения, хотя раньше совершал это с удовольствием.

    Пророк Давид в одном из псалмов говорит, что враги спрашивали его: Где есть Бог твой? (Пс. 41, 4, 11). Человек спрашивает себя: «Где есть Бог мой? Разве Бог не видит, как я страдаю, как я Его ищу, как разыскиваю, что я - сплошная пустыня?» Бог, как внешне кажется, молчит и оставляет человека одного.

    В действительности это не так. Это просто субъективное переживание самого человека.

    В этот период требуется большая вера. Человек должен устоять, сказав себе: «Ради любви Божией я пребуду на своем месте». Он не должен отступать и обращаться вспять: «Ну ладно, раз я делаю и не вижу никакого результата, то остановлюсь и больше ничего делать не буду. Ведь Бог мне не отвечает. Ведь Он не откликается. Ведь я столько уже подвизался, но ничего от Него не получил. Брошу я всё это».

    Бог желает уберечь нас от «чувства бакалейщика», то есть от ощущения, что мы покупаем благодать. Ведь она потому и называется благо-датью, что Бог дает ее даром. Мы не покупаем ее. Мы не пускаем ее в оборот между нами и Богом. Бог просто дает нам ее. Не по какому-то закону, который мы исполнили, не по нашим делам, но по Своей любви и милости Он нас спас, и по Его благодати, данной нам даром, пришло наше спасение и наше вечное единство с Ним.

    Вместе с тем в этот трудный период мы должны быть внимательными и делать всё возможное, чтобы не оставить наше правило. То малое правило, которое каждый из нас совершает ежедневно, помогает нам устоять. Пусть это будет маленькая молитва, которую мы совершаем вечером или утром, наш небольшой пост или что-то другое, что мы исполняем (причащение, исповедь) ― мы должны подвизаться за то, чтобы соблюдать всё это в точности, даже если сейчас, в трудный период, не видим от этого результата.

    Если мы сохраним всё это, если пребудем на нашем месте и, несмотря на давление событий и помыслов, останемся стойкими и будем продолжать бороться, - тогда будем уверены, что Бог вновь вернется к нам (хотя в действительности Он всегда рядом с нами). И тогда человек начнет приносить сладкий спелый плод во время свое (Пс. 1, 3).

    Не во мгновение ока, как мы мним в первый период духовной жизни, когда впервые познаём Бога и через неделю считаем себя уже достигшими Божественной меры. В духовной жизни человек созревает постепенно и преуспевает возрастом и благодатию (Лк. 2, 52), и строит всё духовное здание на смирении.

    Период сухости ― самый лучший период нашей духовной жизни. И это мы всегда должны иметь в виду.

    Когда мы переживаем период сухости ― мы переживаем самый лучший период нашей жизни, потому что в это время человек закладывает правильный фундамент. Это время смиряет человека, уничижает его душу даже до смерти, и его душа сходит до ада. И тогда человек видит, что его дела ― ничто, и сам он ― ничто, ноль. Но он не должен от этой уничиженности впадать в безнадежие, а должен держаться такого убеждения: единственное, что для меня осталось, ― это вера и надежда на Бога.

    Когда он будет так подвизаться, тогда приходит любовь, которая выше веры и надежды, и человек уже наслаждается в любви Божией. Он наслаждается, но перед этим он преодолел длительный период сухости ― испытание, которое иногда длится многие годы. Авва Исаак Сирин пишет о себе, что почти тридцать лет его душа не чувствовала действия благодати .

    Господь ― хороший педагог. Как учитель, когда видит, что ребенок имеет желание учиться, но он несколько ленив и наивен, то начинает подталкивать его к занятиям, заставляет читать больше, задает ему больше уроков, иногда даже устрашает его тем, что такой-то учится лучше. Учитель видит, как продвигается его ученик, он знает его возможности, и потому, если оставит его без внимания, то, по сути, причинит ему вред. Учитель подталкивает его к тому, чтобы он приобретал еще бо льшие знания.

    Так поступает и Бог, Который видит любочестивую душу человека, видит, что у нас возникает иногда благое стремление и желание, но мы не имеем сил или произволения, не хотим делать большего, лень и другое подобное нас парализует. И Бог своими «педагогическими приемами»: сухостью, испытаниями, скорбями, искушениями, помыслами ― устраивает так, что человек находится в постоянном духовном бодрствовании и движется вперед.

    Я всегда вспоминаю два высказывания: одно ― древнего старца, другое ― современного.

    Слово древнего старца было следующее. Как-то раз брат спросил одного монаха, достигшего великой меры непрестанной молитвы: «Как ты смог достичь столь великой меры? Кто научил тебя молиться?» И тот, улыбаясь, ответил: «Демоны. Они научили меня молиться». ― «Но как это возможно, чтобы демоны учили нас молитве?» ― «Да. Они воздвигали против меня такие невыносимые брани, что я постоянно был вынужден пребывать в бодрствовании, духовном трезвении с молитвой на устах и в уме, потому что стоило мне лишь немного оставить молитву, как тотчас же в меня вторгались помыслы, пожелания, образы и порабощали меня греху».

    Другой старец, современный нам, отец Ефрем Катунакский при каждой нашей встрече всегда говорил нам: «Будьте внимательны, не оставляйте пустоты между вашим умом и Богом». Многие годы я не мог понять этих слов. Что же они означают? Они означают, что наш ум должен быть настолько соединен с Богом, с памятью о Нем, чтобы в нашем общении с Ним не было ни трещинки, через которую в любой момент могут войти помыслы, желания, страсти, иначе говоря, то, что разлучает, разъединяет нас с Господом.

    Это бодрствование есть то средство, которое действительно помогает нам иметь крепкие корни для того, чтобы устоять в тяжелый период засухи, и удерживает нас в контакте с благодатью на протяжении всей нашей жизни. Мы должны пребыть верными Богу. Верный человек ― это не только тот, у кого всё хорошо, и потому он верит в Бога и призывает Его. Верный ― это тот, кто в период сухости, когда всё в нем сопротивляется, когда всё говорит об обратном, когда его душа ничего не чувствует, безусловно верит, что Бог его не оставит: Бог здесь, Он не оставит меня умереть во время этой засухи.

    Отцы сравнивают это состояние души с сорокалетним странствованием израильтян по пустыне. Бог вывел их из Египта и они сорок лет блуждали по Синайской пустыне и никак не могли достичь Земли обетованной, Палестины. Она была рядом ― на расстоянии двухмесячного пешего пути. Но израильтяне шли сорок лет в земли пусте, непроходне и безводнее (Пс. 62, 2). Там они подверглись многим бедствиям, невзгодам, испытаниям. И однако они остались верными. Когда они начали роптать, что в Египте им было лучше и потому стоит туда вернуться, всех их постигло бедствие. Писание говорит, что после того евреи стали говорить: лучше пусть кости наши падут в этой пустыне, чем мы вернемся в Египет.

    Знаете, иногда мне приходится слышать следующие вещи: «До того, как я начал регулярно ходить в церковь, я чувствовал себя гораздо лучше. У меня не было помыслов, я никого не осуждал, всё у меня было в порядке, всё мне было понятно, а теперь я не понимаю ничего».

    Наша предыдущая жизнь начинает нам представляться в лучшем свете, чем нынешняя. Сейчас, когда мы ходим в церковь, наше положение, как нам кажется, осложнилось: мы ничего не чувствуем, целыми днями осуждаем, всё у нас вверх дном ― в общем мы не ведем хорошей духовной жизни.

    Мы уже иначе смотрим и на людей, живущих вне Церкви, говорим себе: «Посмотри, эти люди, которые не ходят в храм, какие они спокойные, безмятежные, их жизнь ― сплошная радость, всё у них в порядке и на работе, и в семье, они такие радостные, общительные». В нашем уме происходит перемена, нам вдруг представляется, что жизнь без Христа лучше нашей жизни, и это тянет нас обратиться вспять.

    Здесь от нас требуется принять решение: пусть лучше мы умрем в пустыне этого Божия испытания и оставим в ней наши кости, чем вернемся к прежней жизни, чтобы наслаждаться той радостью, которая, как нам кажется, там есть.

    Бесспорно, что человек, перенося всё это, испытывает душевные страдания. Но если ему удается преодолеть препятствия со стороны своих желаний, образов и фантазий о самом себе и смириться перед Богом, тогда он находит ключ к отдохновению. Ключ этот ― молитва со слезами.

    Слезная молитва приносит успокоение человеку, имеющему глубокое смирение. Я говорю не о слезах, соединенных с жалобами и недовольством, когда человек начинает судиться и говорить «почему?», например: «Почему, Боже мой, Ты меня оставил? Почему Ты мне не помогаешь? Зачем Ты меня оставил одного, и я теперь грешу? Почему я дошел до такого скверного состояния?» Рождается много этих «почему». Но если человек всё это презрит, закроет на это глаза, падет ниц пред Богом, со слезами раскроет перед Ним свое сердце и изольет всю свою боль в молитве, тогда он находит большое утешение.

    Настолько большое, что после того как пройдет период испытания, для человека наступает лето, то есть новый хороший период. И человек с ностальгией вспоминает минувшее и то сладкое утешение, которое дал ему Бог, в то время как он не имел никакого человеческого утешения.

    Будем уверены в том, что Бог не презрит нашей молитвы. Он не презрит нашего стенания, нашего испытания. В этот период сухости в человеке происходит подлинная внутренняя духовная работа.

    Если человек не переживает состояния сухости, если не проходит испытаний, значит, Бог еще не начинал Своей работы с ним. Значит, всё совершаемое человеком еще незрелое и сырое, он еще не вошел в печь, чтобы испечься.

    В приведенном нами стихе псалма пророк Давид говорит: Воздрема душа моя от уныния. Одна из самых страшных стрел искусителя против нас, против нашей души ― это .

    Уныние парализует дух, и человек не хочет ничего. Всё ему кажется неприятным. Как больной, который теряет аппетит и не хочет есть: ему приносят рисовую кашу на молоке ― «не хочу», приносят рыбу ― «не хочу», приносят самую лучшую еду ― «не хочу». Всё ему кажется горьким, плохим, отвратительным. Он ничего не хочет, у него нет аппетита. Если ты и дашь ему что-то, то он съест это только через силу.

    Подобное бывает и с душой человека от уныния. Оно производит в человеке то, о чем говорит пророк, ― дремание. Когда ты дремлешь, ты садишься в кресло, тебя охватывает сонное оцепенение, ты растягиваешься и предаешься этой дремоте.

    Таково уныние ― стрела, которая в тебя попадает, и ты впадаешь в оцепенение всем своим существом: и духовно, и телесно. Ведь наше тело не может устоять: оно начинает болеть, как-то реагировать. Дремание от уныния ― одно из самых сильных орудий, которое диавол обращает на человека, духовно подвизающегося в молитве, поучении, исихии, любви Божией.

    Откуда возникает уныние? Одна из главных причин ― это житейские попечения. Они всех нас охватывают, борют, окрадывают ― а мы того и не понимаем. Искуситель без конца подбрасывает нам заботы, заботы, заботы ― чтобы мы не могли остановиться. От них человек устает телесно и душевно и не имеет потом аппетита к духовной деятельности.

    Он и не может его иметь. Если к вечеру ты уже в разбитом состоянии, что тогда ты сможешь сделать? И так день за днем, день за днем. В конце концов, эта усталость отнимает у человека время и расположение к тому, чтобы хоть немного взглянуть на себя.

    Да, конечно, у всех нас есть определенные обязанности, но не будем сами прибавлять к ним еще что-то сверх, что отнимет наше время и похитит последние оставшиеся силы. Умеренность и простота в жизни христианина ― вот главное основание для того чтобы иметь бо льшую легкость в нашем общении с Богом.

    И ответ сегодня тому потребительскому обществу, в котором мы живем, состоит в том, что таков обычай Церкви: Церковь пользуется миром, но не мир пользуется Церковью. Ты ― господин вещей, а не раб их. Ты ― владелец своего времени и своих вещей, а не раб тех дел, которые в действительности тебя разрывают и не оставляют тебе возможности заняться тем, чем ты должен заниматься.

    Духовного человека диавол не будет бороть напрямую, то есть не будет говорить тебе: «Знаешь, пойди-ка вступи в беззаконную связь, соверши грех». Ведь если он это скажет, значит, вступит с тобой в борьбу.

    Но он сначала приблизится, посмотрит: «Так, чем он тут занимается? А, он очень бдителен, следит за собой, молится, постится, подвизается…» Враг в первую очередь найдет способ, как отклонить тебя от того, что ты делаешь. Он отыщет для тебя множество хлопот, чем-то тебя займет, лишь бы ты перестал молиться и устремился к другим вещам. Он создаст для тебя такие условия, чтобы ты оставил свою духовную жизнь, а как только ты обессилишь, схватит тебя и заставит делать то, что хочет он.

    Враг сломает тебя, как соломинку. У тебя нет сил, ведь ты потерял молитву, участие в таинствах, исповедь. Ты в нерадении. Нерадение и уныние обнажат тебя и приведут на грань падения. Волей-неволей всё закончится падением.

    С этой дремотой уныния нужно бороться. Об этом пророк Давид говорит далее: утверди мя в словесех Твоих . То есть утверди меня в вере. Ведь когда колеблется вера, тогда человек уже не сопротивляется греховному предложению.

    Утверди мя в словесех Твоих означает также «Господи, покажи нам необходимость иметь в себе словеса Божии». Подобно тому, как в нашем доме есть кладовая для продуктов и, когда наступают трудные времена, мы можем жить на запасы из этой кладовой.

    Старец Паисий Святогорец

    Или, как говорил старец Паисий: «Смотрите, работайте хорошенько духовно, чтобы получать духовную пенсию, чтобы, когда вы уже не сможете работать, к вам приходил конверт с квитанцией на получение».

    Что он хотел этим сказать? То, чтобы ты, когда у тебя духовно всё в порядке, ревностно подвизался, а во время испытания, в период духовной сухости имел духовные сбережения, собранные из поучений, из словес Божиих, из молитвы, и всё стойко выдержал. Чтобы не смог искуситель, враг, помысел убедить тебя, сказав: «Посмотри - ничего нет». Но почему вдруг нет? Вчера Бог был со мной. Вчера Он говорил со мной в моем сердце. Вчера я радовался вместе с Ним. Разве нет Его и сегодня? Есть. Вчерашний Бог, сегодняшний Бог, завтрашний Бог ― один и тот же Бог.

    Поэтому молитва, поучение в слове Божием, в творениях святых отцов ― это некий вклад духовных ценностей, который мы имеем в себе, чтобы во время трудностей питаться из него. Борьба, которую мы ведем в благоприятный период ― это пища, о которой мы вспомним, когда придут испытания, говоря себе: «Посмотри, Бог нас не оставляет. Минует это испытание, и вновь Господь придет, вновь наступит день».

    Есть день, и есть ночь: 12 часов ночи и 12 часов дня. Еще не было случая, чтобы ночь не прошла. За исключением нашей последней ночи. Но если это всё же не последняя наша ночь, то день наступит обязательно. Смена времени суток произойдет. То же и в духовной жизни. Ночь пройдет и взойдет солнце. Пройдет испытание, и после него мы увидим сладкие плоды.

    Еще раз повторю и на этом закончу: самая правильная духовная деятельность бывает у человека в период испытаний и сухости . Именно тогда происходит духовная деятельность.

    Какие фрукты становятся сладкими? Те, которые выросли на «безводье». Самые сладкие арбузы и дыни ― «безводные», которые не наполнены водой, как прочие. Они сладки и ароматны, потому что выросли в трудных условиях. То же самое и с человеком. Кто «испечен» в трудностях и пребывает верным Богу, не уступает, он говорит: «Я не хочу шоколада от Бога, я хочу Самого Бога. Я обрету Бога в этих испытаниях. Я не убегу от Него. Не откажусь от своего места. Даже если мне предстоит здесь умереть, я паду в борьбе, но назад не поверну ни за что».

    Когда человек скажет так и пребудет в таком устроении, прилагая все свои силы, несмотря на давление искусителя, тогда Бог поистине радуется и награждает этого человека. Этот человек действительно борец, атлет. Атлет Христов. И он вкусит обильные, прекрасные и сладкие плоды, когда минует время искушения.

    Примечание:

    1 Слово 31: “Знай, чадо, тридцать лет вел я брань с демонами, и по истечении двадцатого года вовсе не видел себе помощи. Когда же прожил я и пятый из последних десяти, тогда начал находить упокоение. И с течением времени оно возрастало. И когда прошел седьмой год, а за ним наступил осьмой, упокоение простерлось до большей гораздо меры. В течение же тридцатого года, и когда оный приходил уже к концу, так сильно стало упокоение, что не знаю и меры, до какой оно увеличилось”. И еще присовокупил: “Когда захочу встать для совершения службы Божией, могу еще совершить одну славу; а что до остального, если буду стоять три дня, в изумлении пребываю с Богом и нимало не чувствую труда”. Вот какое ненасыщаемое упокоение порождено многотрудным и долговременным делом!”

    Перевод сестер Ново-Тихвинского монастыря