Скорее всего, такое поведение для вашего ребенка является нормой. Демонстрируя детскую непосредственность, он спонтанно реагирует на любой внешний раздражитель, заинтересовавший его либо своей формой, либо цветом, либо совокупностью нескольких качеств. Если мальчик или девочка находится в возрасте до 3 лет, это можно отнести к несформированности волевой сферы. Однако с течением времени родители или близкие люди замечают, что поведение малыша не поддается контролю: его реакции продолжают оставаться импульсивными, несмотря на всю проводимую воспитательную и разъяснительную работу. Возможно, что в этот период в семье прозвучит словосочетание "полевое поведение".

Спонтанный порыв

Разумеется, родителям всегда дорог их ребенок, и если что-то с ним не так, это всегда повод не только задуматься, а начать предпринимать какие-то действия. И первое, что следует сделать - это понаблюдать за поведением ребенка в контексте собранной информации о границах нормы и с учетом данных о полевом поведении. Для начала обратимся к терминологии и симптоматике и начнем с определения.

Полевое - это его реакции, обусловленные не личными осознанными желаниями и мотивацией, а стимулами внешней среды. Следует учитывать слабость или полное отсутствие внутренних побуждений, подавляемых окружающей ситуацией.

Грамотный психолог или психиатр, а также наблюдательный родитель может с большой долей вероятности предположить направление активности ребенка с выраженным полевым поведением, учитывая расположение предметов в помещении.

Такой ребенок будет последовательно реагировать сначала на внешние раздражители, находящиеся в непосредственной близости от него, а затем, по мере продвижения, обратит внимание на более отдаленные предметы.

Полевое поведение ребенка - это один из признаков нарушенных эмоциональных связей и несформированной волевой сферы, при которых у него затруднен или полностью отсутствует самостоятельный контроль своих действий.

Чем обусловлено

Итак, ребенок проявляет нестандартное поведение, и родители это заметили. Разберемся с возможными причинами и последствиями. В некоторых случаях полевое поведение является результатом поражения головного мозга, т. е. можно говорить об органических нарушениях. Это может случаться в результате травм, полученных плодом во время беременности, или же быть следствием травмирования малыша после его рождения.

Но чаще всего фиксируются причины, связанные с психическими отклонениями, т. е. неорганическое происхождение полевого поведения, влекущее за собой проблемы в интеллектуальной сфере, что отражается на рациональном мышлении.

Если вовремя не начать коррекционную работу, то дальнейшие последствия неутешительны: затруднения в социальных контактах, что скажется, во-первых, на процессе игры со сверстниками, а во-вторых, на результатах обучения в школе.

Принцип действия

Впервые о понятии полевого поведения заговорил американский психолог Курт Левин. Он провел серию опытов, которые наглядно продемонстрировали влияние поля предмета на субъекта. Ученый установил, что у ребенка раннего возраста полевое поведение является нормой. Однако после трех лет наблюдается переход от импульсивного поведения к более осознанному, в котором преобладает волевое начало. Но следы раннего поведенческого паттерна остаются записанными в подсознательной памяти.

Поэтому в тот момент, когда мозг взрослого человека не занят каким-либо видом конструктивной деятельности и находится в состоянии "бессознательного блуждания", импульсивные реакции начинают преобладать над осознанными. И опыты К. Левина убедительно доказывают это.

Наблюдения через стекло Гизела

Американский психолог предпринял серию опытов, алгоритм действия которых был следующим:

  • по объявлению в газете приглашались желающие принять участие в психологических опытах;
  • выразивших такое желание и пришедших в лабораторию оставляли в комнате ожидания на некоторое время;
  • в помещении были в произвольном порядке расположены различные предметы, такие как колокольчик, письменные принадлежности, поделки из бисера и т. п.;
  • за оставленными в комнате ожидания исследователь наблюдал через стекло Гизела, так что испытуемые наблюдателя не видели.

Результат: каждый испытуемый, независимо от уровня его интеллектуального развития, в т. ч. и профессорско-преподавательский состав института психологии г. Берлина, бессознательно манипулировал расположенными в комнате вещами: переставляя их с места на место, рассматривая, листая книги и обязательно звоня в колокольчик.

Вопрос в следующем: по какой причине испытуемые поступали совершенно иррациональным способом?

К. Левин пришел к выводу, что во время вынужденного бездействия, когда мозг пускается "в свободное плавание", на человеческое поведение влияет фактор среды, и названо было это в психологии полевым поведением.

Свойства предметов

Рассмотрим механизм воздействия предметов на восприятие ребенка. Каждая вещь, находящаяся в поле зрения малыша, является для него либо привлекательной, либо нет. Само собой, что привлекательные объекты имеют определенную "силу притяжения", сопротивляться которой ребенок не может и не хочет. Таким образом, его поведение и вектор движения управляются силой привлекательности предмета. Предположим, в поле зрения малыша попала конфета: она находится на столе, притягивает его и владеет его вниманием. И пока она находится в фокусе его внимания, ребенок устремляется к желанному предмету. Однако если конфета пропала из виду, то в этом случае и направление движения меняется, вследствие чего достижение желаемого невозможно.

Для наглядности американский психолог это же поведение иллюстрировал другим примером. Ребенок видит камень и хочет на него сесть. Для этого необходимо добраться до камня, подняться и, наконец, сесть на него. Первое действие успешно совершено, но сесть на камень возможно только при условии, если повернуться к нему спиной. Однако при этом камень исчезает из виду, т. е. ребенок его перестает видеть. Соответственно, происходит остановка движения, т. к. направление потеряно. Чтобы восстановить картинку, ребенок вынужден повернуться к камню, но при этом сесть на него он опять-таки не может. Тогда включается вариант "В": надо просто лечь на камень и обхватить его руками. Что ребенок и делает.

Левин отмечал, что близость объекта и желание его получить находятся у ребенка в прямой пропорциональной зависимости.

Взаимодействие с социумом

Время идет, и с ним появляется понимание роли социума. В младенчестве для ребенка не существовало посредников между ним и объектом притяжения: он протягивал руку к вожделенному предмету или упорно следовал к нему по кратчайшему маршруту, воспринимая появляющиеся препятствия как подлинное горе.

Со временем стиль поведения меняется: ребенок понимает, что к объекту можно приблизиться посредством более высокого и сильного взрослого, который сможет достать то, что самому ребенку не под силу.

Еще через некоторое время ребенок проявляет способность ограничивать себя в своих желаниях, осознавая, что не все они достижимы примитивным способом. И здесь можно увидеть, что происходит разграничение полевого и волевого поведения.

Вернемся снова к теории К. Левина, в которой указана разница между положительной и отрицательной валентностью предметов: положительные притягательны для субъекта, а отрицательных он избегает. На основе этого ребенок получает тот самый эмпирический опыт, который формирует осознанное отношение к окружающему миру или волевое поведение. Понимая, что можно, а что нельзя, личность управляет своим отношением к валентности объектов, выходя из-под их власти.

При полевом поведении человек остается под влиянием поля. Можно сказать, что прекрасной "питательной средой" для проявления такого поведения является скука. Каждый родитель замечал, что когда ребенку нечем заняться, он буквально "притягивается" к предметам, походя нанося им вред.

Организованное пространство

Возникает вопрос: что делать, если ребенок проявляет признаки полевого поведения? Во-первых, если малыш не достиг возраста 3 лет, родителям необходимо брать ответственность за его поведение на себя.

Во-вторых, если же речь идет о детях от 3 лет, то здесь уже необходимы корректирующие поведение мероприятия:

  • формирование пространства, в границах которого ребенок может трогать привлекательные для него вещи, а за его пределами находятся предметы "табу";
  • перечисление вещей, которые нельзя брать без разрешения и без наблюдения взрослых: утюг, компьютер, телефон и т. п.

Начало школьных занятий также является предметом наблюдения и выводов для родителей: если при выполнении задания ребенок пользуется школьными принадлежностями не по назначению (строит из фломастеров домик), возможно, он находится во власти скуки.

В этом случае позаботьтесь и о структурировании времени вашего ребенка, и о том, чтобы занятия были для него по-настоящему интересны. И нелишним будет научить его оставлять на рабочем столе только предметы, имеющие отношение к занятию.

Дети индиго

Обычным детям достаточно систематически уделять внимание, контролировать их свободное время, оказывать помощь в выборе увлечений, и тогда их развитие соответствуют критериям нормы. Иначе обстоит дело с полевым поведением у детей с аутизмом. Несмотря на то что статистика неумолимо фиксирует увеличение количества таких детей, на государственном уровне ее предпочитают не замечать.

Для сравнения можно отметить, что в США проводится обследование детей до года с применением специальных тестов на наличие признаков аутистического поведения. В случае если такие признаки обнаружены, в течение месяца государственные службы готовят документ, в котором указаны: место коррекционных занятий с ребенком, время, лечащий врач, прописана программа занятий. Данный документ вручается родителям и начинается программа реабилитации.

И здесь следует отметить, что полевое поведение - это симптом, причем достаточно важный в перечне признаков аутизма. И, соответственно, чем раньше будет обращено внимание на характерные признаки заболевания, тем более эффективными будут коррекционные занятия.

Первые признаки

Грамотный детский педиатр может обнаружить признаки аутизма у ребенка в трехмесячном возрасте. Проблема в том, что таких специалистов в России - единицы. И это несмотря на то, что, согласно данным ООН, каждый из 50 мальчиков болен аутизмом, среди девочек ситуация лучше, однако одна из 250 также имеет признаки этого заболевания. И следует обратить внимание, что данные предоставлены не Всемирной организацией здравоохранения, а ООН, что свидетельствует о том, что проблема приобрела глобальный уровень.

Итак, в России родителям следует надеяться только на себя в части первичной диагностики. А потому ниже - первые признаки аутизма, которые выявляются при ежедневном контакте и наблюдении за поведением малыша со стороны, как правило. матери. До года это:

  • бедность мимики и жестов у ребенка;
  • отсутствие ответной улыбки;
  • не происходит узнавания матери и других лиц, осуществляющих ежедневный уход.

После года:

  • медленно развивается речь или вообще нет существенных сдвигов;
  • после определенного момента может произойти регресс речевых навыков;
  • не наступает или явно не проявляется "возраст вопросов";
  • отсутствует возможность диалога;
  • отсутствует нормальная реакция на просьбы;
  • нет стремления участвовать в коллективных играх;
  • боязнь близкого контакта со сверстниками, избегание;
  • не формулирует просьбы;
  • долгое время присутствует эхолалия и неологизмы в речи;
  • использование 2-го и 3-го лица для определения себя.

Национальные особенности диагностики

Скажем прямо: в настоящее время исследования, направленные на выявление причин аутизма и способов его эффективного преодоления ведутся во многих странах. Однако результат разочаровывающий: нет ответа на вопрос "Почему?". И, соответственно, нет "волшебной таблетки".

А если вы живете в России, то вас ожидает еще и отсутствие квалифицированной помощи, т. к. педиатрами в нашей стране не проводится обследование детей до года с применением специальных тестов на предмет диагностирования признаков аутизма. Как правило, даже если родители наблюдают некоторые отклонения, указанные выше, у своего ребенка, то ему "квалифицированно" могут посоветовать в участковой поликлинике "подождать, пока перерастет".

Однако это не тот случай, когда вы имеете право ждать: времени у вас нет. Поэтому, если вы не получили помощи в ближайшей поликлинике, а особенности развития вашего ребенка явно не вписываются в границы нормы, то найдите в интернете ближайший центр, в котором занимаются такими детьми, запишитесь на консультацию к специалисту и начинайте собирать информацию.

Информацию вам необходимо собирать на основе скрупулезных наблюдений за поведением вашего ребенка, в т. ч.: когда заговорил, когда начал узнавать вас и отличать близких людей от чужих, как реагирует на незнакомую обстановку и т. п.

Долгая дорога

Итак, мы рассмотрели особенности поведения детей, обусловленные притягательностью объекта.

Следует отметить, что при аутизме полевое поведение имеет существенные отличия от возрастных проявлений. Наиболее явные признаки невозможно не заметить:

  • у этих детей не формируется избирательность при взаимодействии с людьми и объектами окружающего мира;
  • они демонстрируют полное отстранение от реальности;
  • мимические или вербальные реакции на ситуацию практически отсутствуют;
  • на состояние явного физического дискомфорта (холод, грохот, ожог) они не дают реакции;
  • со временем у них развивается периферическое зрение, что позволяет им прекрасно ориентироваться в пространстве;
  • они могут чем-то заинтересоваться, но вовлекаться в активное взаимодействие не будут;
  • навыки самообслуживания у таких детей формируются с большим трудом.

Это далеко не полный перечень отклонений, присутствующих у аутистов. И, да, существует классификация этого заболевания, согласно которой люди с признаками аутистических отклонений разграничены с учетом преобладающих моделей поведения.

Огромная роль в коррекционной работе с аутистами отводится в нашей стране именно родителям по той причине, что занятия с ребенком должны продолжаться не менее пяти часов. А потому маме или папе следует овладеть под руководством специалиста комплексом коррекционных упражнений и целенаправленно заниматься с ребенком. Как показывает практика, это дает хорошие результаты.

Полевое поведение

один из симптомов нарушения эмоционально-волевой сферы; проявляется в отсутствии произвольной регуляции ребенком собственных действий. Полевым принято называть поведение, которое пробуждается не собственными внутренними потребностями и мотивами ребенка, а привлекшими его внимание особенностями внешней ситуации. При этом собственные побуждения либо отсутствуют, либо легко угасают под влиянием внешних обстоятельств. Так, зная расположение, предметов в каком-то помещении, можно почти точно предсказать, какие действия в этих условиях предпримет ребенок, страдающий, например, РДА. П. п. характерно для детей с некоторыми психическими расстройствами, а также с нарушениями интеллекта (препятствующими рациональной мотивации действий). Склонность к П. п. искажает игровую и учебную деятельность, затрудняет общение с окружающими. Педагогические мероприятия по формированию произвольности поведения в значительной мере способствуют устранению П. п.


Дефектология. Словарь-справочник . Степанов С. .

Смотреть что такое "полевое поведение" в других словарях:

    Полевое поведение - понятие, введёное Куртом Левиным для обозначения совокупности импульсивных ответов на внешние стимулы (стимулы окружающей среды), характеризующееся низким уровнем произвольности и преобладанием ориентации субъекта на ситуативно значимые объекты… … Википедия

    Полевое поведение - поведение ребенка, основанное не на собственных внутренних потребностях, убеждениях, установках, решениях, а на обстоятельствах внешней среды. Все, что ситуативно привлекает ребенка, может стать основанием для поведенческой реакции и изменения… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Полевое поведение - (в детском возрасте) совокупность импульсивных ответов на стимулы окружающей среды. Понятие П. п. введено К. Левином. Оно характеризуется преобладанием ориентации субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения (в отличие от… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПОВЕДЕНИЕ - способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутр. и внеш. факторов. П. включает процессы, при помощи к рых животное ощущает внеш. мир и состояние своего тела и реагирует на них. П. рассматривают в разл.… … Биологический энциклопедический словарь

    поведение полевое - преобладающая ориентация субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения в отличие от ориентации на принятую цель деятельности; совокупность импульсивных ответов на стимулы окружающей среды. П. п. наблюдается в раннем детском… …

    поведение - Любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности до мышления. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. поведение … Большая психологическая энциклопедия

    ПОВЕДЕНИЕ - совокупность реальных действий, внеш. проявлений жизнедеятельности живых существ, в т. ч. человека. В обыденной речи и пед. практике традиционно принята более узкая трактовка П. как соблюдения человеком общепринятых правил взаимоотношений и… … Российская педагогическая энциклопедия - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Левин (фамилия). Курт Левин Дата рождения: 9 сентября 1890(1890 09 09) Место рождения: Германия Дата смерти … Википедия

Согласно этой теории (см. Б.В. Зейгарник, 1981), вся жизнь человека протекает в неком "психологическом поле", в котором окружающие человека предметы оказывают на него притягивающее или отталкивающее воздействие (валентность предмета, по терминологии К. Левина). Причем тем или иным воздействием предметы обладают в зависимости от существующих у человека потребностей. Поэтому К. Левин говорил не отдельно о субъекте и его физическом окружении, а о "жизненном пространстве" индивида, включающем и то и другое. В "жизненное пространство" могут включаться не только физические объекты, но и социальные факторы, действующие на человека, при этом важно, чтобы все это воспринималось субъектом, поскольку не воспринимаемое в данный момент индивидом не включается в его "жизненное пространство". В зависимости от того, в какое отношение в "жизненном пространстве" человек вступает с предметом, К.Левин выделял волевое и полевое поведение. Волевое поведение проявляется в преодолении сил, существующих в "поле", а полевое поведение характеризуется тем, что человек попадает во власть "поля" и не может встать над ним. Приведу простой пример. Перед вами на эскалаторе стоит женщина в пушистой меховой шубе; видно, что мех мягкий и приятный на ощупь. Вам очень хочется потрогать этот мех, таким образом, вы попали в "поле" притягивающего вас объекта, но чувство приличия подсказывает вам, что этого делать нельзя. Если вы не сможете побороть искушения или, ни о чем не задумываясь, погладите мех, то это будет пример полевого поведения, если же, несмотря на очень сильное желание, вы не дотронетесь до меха, то это будет пример волевого поведения, так как вы смогли встать над "полем" и преодолеть его власть. Существует два типа полевого поведения. В основе первого лежит существующая у человека потребность, способствующая тому, что человек избирательно реагирует на находящиеся в его "жизненном пространстве" предметы. Так сытый и голодный по-разному будут реагировать на хлеб, лежащий перед ними на столе. Второй тип полевого поведения характеризуется тем, что нельзя установить связь между потребностью человека и его ситуационным поведением. Например, увидев на столе колокольчик, почти все люди берут его в руки и пробуют звонить, если же ситуация не позволяет этого сделать, то все равно вид колокольчика рождает желание позвонить в него.

Итак, для К. Левина волевое поведение характеризуется прежде всего преодолением сил, идущих от различных предметов, существующих в "психологическом поле". Но почему обязательно понимать указанное преодоление сил как насильственный процесс, когда человеку необходимо совершить усилие по преодолению непосредственного желания? На мой взгляд, здесь вполне допустима иная трактовка: при сильном желании, как уже указывалось, возникает доминанта, позволяющая не замечать импульсы, идущие от других раздражителей, а потому предметы в широком смысле слова, находящиеся в "жизненном пространстве" человека, не вызывают у него полевого поведения. Но если у индивида нет никакой потребности, к осуществлению которой он стремится всей душой, если он не действует согласно созданному намерению, то его поведение имеет импульсивный характер, что, по терминологии К. Левина, и является полевым поведением.


Переосмысление понимания развития произвольности и воли возникло в результате работы с первоклассниками, не готовыми к школьному обучению и отличающимися, в традиционном понимании, слабым развитием произвольности, или неумением сознательно управлять своим поведением. С моей точки зрения, первоклассники, не готовые к школьному обучению, характеризуются не слабым развитием произвольности, или невозможностью сознательно управлять своим поведением, а слабым развитием воли, проистекающим из недоразвития мотивационной сферы. Маленький ребенок не может сознательно выполнять то, что ему неинтересно и не нужно, но как только деятельность приобретает для него смысл, появляется и сознательное управление собственным поведением.

Здесь возможен вопрос: как в таком случае объяснить, что часть учащихся обладает плохим произвольным вниманием или памятью? Разве слабость этих процессов не указывает на слабое развитие произвольности у ребенка? Думаю, что и в этих случаях чаще всего причина не в слабом развитии произвольных процессов. Если ребенок не страдает патологическими нарушениями внимания и памяти, то, как только удается вызвать у него интерес к тому, что рассказывают или надо запомнить, проблемы с произвольным вниманием и памятью исчезают. Произвольные, или высшие психические процессы, по терминологии Л.С. Выготского (1983), являются опосредствованными, а не непосредственными, или натуральными. Имеется в виду, что непроизвольное внимание - это внимание, вызываемое самим объектом, независимо от нашей воли, то же самое и непроизвольная память - это запоминание независимо от нашей воли, как бы "впечатывание" объекта в память человека. Совсем другое дело, когда требуется сознательно сконцентрировать на чем-то свое внимание или что-то запомнить. При этом приходится прибегать к процессам опосредствования, то есть включения данного действия (внимание, запоминание) в контекст какой-то значимой для человека деятельности, в результате чего возможно сознательно что-то запомнить, а затем воспроизвести. Могут быть и другие пути опосредствования, например инструментальный, когда то, что необходимо запомнить, связывается с каким-то знаком (всем известный узелок на память) .Нос моей точки зрения, произвольное развитие таких процессов, как внимание и память, у детей легче всего развивать через опосредствование интересом. Если ребенку интересен конечный результат, то он будет внимателен в процессе работы и постарается запомнить все, что необходимо, чтобы добиться положительного результата. А для большей эффективности его надо обучить приемам овладения произвольным вниманием и запоминанием. Если же ему неинтересен конечный результат, то нет смысла и утруждать себя.

Еще в работах Рибо указывалось на значение труда в развитии произвольного внимания человека. Важность для человека результатов его труда, от которых зависела его жизнь, создавала для него такую сильную непосредственную мотивацию овладеть своим вниманием, что начинал развиваться процесс произвольного управления этой психической функцией. Позже Л.С. Выготский в своей культурно-исторической концепции развития психики покажет, как именно с помощью культурных средств-знаков происходило произвольное овладение вниманием. В онтогенезе путь развития произвольного внимания не повторяет в точности развитие в филогенезе, но и здесь, с точки зрения Л.С. Выготского,". ..мы должны видеть в произвольном внимании форму приспособления к высшей социальной жизни..." (Выготский Л.С., Собр. соч. Т. 4, с. 134). Таким образом, и в филогенезе, и в онтогенезе развитие произвольного внимания запускается потребностью в нем для достижения человеком наилучших результатов в важной для него деятельности, то есть для удовлетворения значимой для него потребности.

Примером того, как под воздействием мотивации происходят качественные изменения деятельности, прямым образом зависящей от произвольных психических процессов (восприятия, внимания, скорости реакции и т. д.), могут служить психологические методики, основанные на известном в психологии принципе, когда в результате изменения мотивов деятельности меняются объективные показатели самой деятельности. Для примера приведу несколько известных методик по определению направленности личности ребенка. Принцип всех этих методик заключается в том, что они имеют фоновую серию, дающую представление о развитии у испытуемого того или иного психического процесса (восприятия, скорости реакции, внимания и т. д.) в обычных условиях, а затем специальные серии, в которых вводится различная мотивация в условиях соревнования (мотив личного достижения, когда по условиям соревнования разыгрывается личное первенство; коллективистический или групповой мотив, когда по условиям соревнования разыгрывается командное первенство; столкновение личного и коллективистического или группового мотивов, когда испытуемый должен сделать выбор, работать в свою пользу или в пользу команды) . Во всех этих методиках направленность личности определяется по объективным изменениям в качестве выполняемой деятельности, происходящим под воздействием введения в эксперименте мотива, осуществляющего действительно мотивирующее воздействие изданного ребенка. Так, в методике "Глазомер" М.С. Неймарк (1972) и в методике "Морской бой" Н.Н. Власовой (1977), основанных на воспроизведении испытуемым по памяти длины эталонных отрезков, под воздействием доминирующих мотивов поведения резко улучшается точность воспроизведения длины отрезков, что становится возможным в результате улучшения произвольного восприятия, памяти и тонкой моторики, составляющих сенсомоторный акт. В методике "Секундомер" Т.Е. Конниковой (см. М.С. Неймарк, В.Э. Чудновский, 1972), основанной на определении испытуемыми различных временных интервалов, под воздействием мотивации улучшаются показатели произвольного восприятия и оценивания длительности временных промежутков. В методике "Светофор" В.Э. Чудновского (1972; 1981), использующей время реакции испытуемого на световой раздражитель, под воздействием доминирующих мотивов поведения соответственно улучшаются скоростные показатели времени реакции. И наконец, в методике "Внимание" Н.И. Гуткиной (1982, 1983), основанной на корректурной пробе по типу Бурдона, под воздействием доминирующей мотивации улучшаются показатели произвольного внимания. Мотивация, позволяющая в этих методиках улучшать показатели различных произвольных психических функций, по сути дела, является желанием ребенка (хотя и не всегда осознанным) добиться того или иного результата, тогда как в фоновой, нейтральной серии, это желание не пробуждается.

Понимание произвольности как функции мотивации заставляет искать причину неуспеваемости первоклассников не в слабом развитии их произвольной сферы, а в недоразвитии мотивационной сферы, что существенно меняет направление развивающей работы с нуждающимися в ней детьми, ради которой в принципе и осуществляется определение психологической готовности к школе.

Проактивность сейчас модно упоминать, моднее даже, чем креативность. Креативность была в моде, но последнее время отошла на задний план. Сейчас, в разных учебниках по бизнесу и управлению, проактивность называют первым и главным качеством успешного руководителя.

К сожалению, что такое проактивность многие так и не понимают. Так и пишут "решила вести себя проактивно и полезла к нему целоваться", ну а он оттолкнул и пальцем у виска покрутил. Или стал неловко извиняться и пятиться. В статьях по бизнесу тоже нередко проактивность не в том значении употребляют: дескать не сиди и не жди, а действуй! Зачем тогда приставка "про"? Проактивность - совсем не синоним активности.

Попробую объяснить, что такое проактивность, иначе.

Проактивность - это термин Виктора Франкла, а в теории личности Курта Левина (труды которого я все время упоминаю, из трудов которого вся почти терминология моего блога: поле, энергия, плюсы, минусы, напряжение, баланс, заряды) проактивность - это волевое поведение.

Волевое поведение он противопоставляет полевому поведению.

Курт Левин представляет поведение человека (и его состояние, и его настроение, и его побуждения) как следствие сил поля. На человека действуют всякие раздражители: притягивающие, отталкивающие, ограничивающие, угрожающие, принуждающие силы, и его поведенческий импульс - это вектор, суммированный из всех раздражителей.

Формула поведения по Курту Левину вот так выглядит:

В - поведение, Р - личностный фактор, Е - фактор окружения.

Если личность у человека слабая (эго = кисель, воли нет, стержня нет), то его поведение - целиком полевое (то, что Франкл называл реактивным). Рационализировать он при этом может как угодно, суть не в этом. Он может найти много доводов, почему он поступил так. Ему может казаться, что он принял решение. Но:

Вот это полевое поведение, реактивное. Бревно плывет по реке, поменялось течение, поплыло в другую сторону, застряло и торчит, плотину образовало. Рыба увидела корм и поплыла, открыв рот. Р (личностный фактор) = 0, поэтому В целиком определяется влиянием внешнего поля.

Совсем другое дело человек с крепким эго. Такой человек, как говорит Левин, способен "встать над полем".

Встать над полем - это значит оценить всю ситуацию целиком, себя в ней, свои цели и свои возможности. И в связи с этим действовать, иногда преодолевая влияние внешнего поля, иногда используя его, иногда управляя им. Это значит не только видеть ситуацию и прогнозировать течение, но и обладать возможностями влиять и менять это течение.

То есть волевое поведение в отличие от полевого поведения - всегда стратегическое и всегда имеющее в виду инструменты, доступные человеку, его локус контроля. Человек знает, что он делает и зачем он это делает и как себе помочь. Это осознанное поведение. Поведение ради будущего, а не ради того, чтобы скинуть напряжение в настоящем и удовлетворить потребность. И не движение на основе иллюзий!

Вот вам задачи, чтобы проверить, отличаете ли вы полевое поведение от волевого.

1. Вася и Маша решили пожениться. Вася делал это по любви, а Маша по расчету. Маша решила, что ей скоро 30, часики дотикались, а Вася нормально зарабатывает и любит ее. Она родит ребенка, получит заочное образование, а потом найдет себе кого-то получше. Однако ребенок стал часто болеть, поэтому учиться Маша не пошла, она растолстела и несколько лет провела в депрессии. Вася же активно продвигался по работе, Машу он вскоре разлюбил и нашел себе другую, сделал карьеру, завел новую семью. Маша до сих пор говорит, что Вася использовал ее как инкубатор и домохозяйку, хотя дома был вечный бардак. Был ли расчет Маши проактивным поведением? Почему ничего не получилось?

2. Константин решил построить дом и продал квартиру. Однако деньги обесценились, стройматериалы частично сгнили, частично разворовали, и Константин остался с недостроенным домом и без квартиры. На него обратила внимание хозяйка строительной фирмы и вскоре Константин решил, что может ее выгодно использовать. Сначала все действительно шло хорошо, дом почти достроили, но вдруг хозяйка фирмы стала требовать жениться на ней и отписать половину нового дома. Константин попытался отказаться, но ему пригрозили. Он согласился. Сейчас он живет на съемной квартире, а его жена живет в доме. Она родила ребенка и хочет отсудить у него весь дом. Что у него с проактивностью? Где?

3. Таня и Аня решили открыть брачное агентство. Аня вскоре влюбилась в одного из клиентов и вышла замуж. Агентством занималась Таня. Когда агентство стало приносить доход, Аня развелась. Она снова подключилась к работе, но постоянно спорила с Таней. Таня продала ей свою часть бизнеса и открыла другую фирму. Аня вскоре разорилась. Она требует у Тани выплачивать за нее долги, судится с ней, уходит в долги еще больше. Танины дела идут нормально. Кто проактивней и почему?

Бывало ли в вашей жизни такое, что вы сердились на ребенка за то, что он взял ваши вещи? Испортил что-то? Уронил?

Пример 1. Мы сидим за столом в кафе. Старший сын (5 лет) поел, младший (2 года) еще доедает. Сыну скучно ждать, он начинает ёрзать на стуле, берет солонку, крутит ее в руках. Когда я прошу его достать из сумки нужные мне вещи, с облегчением ставит солонку на место и начинает мне помогать.

Пример 2 . Застаю сына в комнате, стоящим перед свежепоклеенными обоями с красным фломастером в руках. Вся стена в красных точечках от фломастера. Естественно, я не удержалась от вопроса: «Зачем ты это сделал?» и, безусловно, получила закономерный ответ: «Не знаю».

Пример 3. Занимаемся английским. Не то, чтобы скучно, но и ажиотажа не наблюдается. На столе лежат карандаши и забытый младшим сыном пластилин. Сын отвечает на мои вопросы, задает вопросы мне, но так как его руки при этом остаются свободными, то он берет карандаш и тыкает им в пластилин.

Что общего в этих примерах? И как быть родителю? Ругать или не ругать?

Сначала попробуем разобраться, почему ребенок ведет себя таким образом.

Ответить на этот вопрос нам поможет теория психологического поля известного немецко-американского социального психолога Курта Левина. Курт Левин считал, что человека окружает психологическое поле и все предметы в этом поле обладают валентностью. Причем это может быть и положительная валентность (предмет притягивает человека) и отрицательная (предмет отталкивает человека).


ЭКСПЕРИМЕНТ К. ЛЕВИНА

Испытуемого приглашали принять участие в исследование памяти. Но перед этим просили несколько минут подождать в комнате ожидании. В комнате были разложены предметы: на столе лежали карандаши, стоял колокольчик, на полках стояли книги, висела необычная занавески из бисера и т.д. За испытуемым, находящимся в комнате, наблюдали через стекло Гизела (это стекло, которое с одной стороны является стеклом, а с другой – зеркалом).

Левину было интересно узнать, что будет делать человек, оставшись один в комнате. Все без исключения испытуемые (а в эксперименте принимали участие студенты и профессора берлинского института психологии) производили различные манипуляции с предметами. Они перелистывали книгу, брали в руки и рассматривали разные предметы, проводили пальцем по бисерной занавеске и все без исключения звонили в колокольчик.

Что же заставляло взрослых людей совершать бессмысленные действия? К. Левин сделал вывод, что в тот момент, когда человек не занят важным для него делом (то есть, попросту говоря, скучает), поведение человека становится «ситуативно обусловленным» или «полевым».

ПОЛЕВОЕ И ВОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В результате этого эксперимента К. Левин сделал вывод, что существуют два типа поведения: волевое и полевое поведение. При волевом поведении человек существует в психологическом поле и преодолевает силы этого поля. Напротив, при полевом поведении человек попадает во власть «поля». Поясню на примере. Представьте себе, что вы вышли на улицу со своим ребенком. На детской площадке вам встречается малыш в шапочке со смешным помпончиком. Так и хочется протянуть руку и дернуть за этот помпончик.

Вы попали во власть «поля». Помпончик имеет положительную валентность, он притягивает вас. Но вы сдерживаете себя, потому что понимаете, что не очень прилично хватать руками других людей. Это волевое поведение. А ваш ребенок испытывает примерно те же чувства. Но у него другая реакция. Он подходит и дергает малыша за помпончик. Он не смог преодолеть тягу «поля» и продемонстрировал полевое поведение.

Полевое поведение преобладает у детей дошкольного возраста. Чаще всего полевое поведение проявляется в те моменты, когда ребенку скучно. Ребенок может ходить по комнате, и его по очереди будут «притягивать» различные вещи.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Если мы говорим о детях раннего возраста (малышах до 3 лет), то вся ответственность за их поведение лежит на родителях. Поэтому самым простым выходом будет организовать пространство таким образом, чтобы ребенок не мог достать вещи, которые ему нельзя трогать.

Дети дошкольного возраста (3-6 лет) уже могут учиться управлять собой . Вы можете обозначить предметы, которые ни в коем случае нельзя брать (например, это телефон или компьютер). Если же во время занятий ребенок берет со стола предметы, манипулирует ими (например, играет карандашами или строит из них домик), это важный сигнал для родителей. В первую очередь обратите внимание на содержание занятия.

Чаще всего полевое поведение у дошкольников появляется тогда, когда им скучно. Во время занятия уберите со стола все лишнее и постарайтесь сделать это занятие интересным. Также полевое поведение появляется у ребенка, когда ему нечем заняться, отсюда и разрисованные обои, торчащие из розетки карандаши и т.д. Помогайте ребенку найти интересное занятие, учите его играть и тогда он сможет найти себе интересное занятие!

© Юлия Гусева