Тут представлены:
- полный текст стихотворения Некрасова Н. А. "В полном разгаре страда деревенская...",
- подробный анализ стихотворения Некрасова Н. А. "В полном разгаре страда деревенская..."
- видео: Кубанский казачий хор исполняет песню "В полном разгаре страда деревенская".
Некрасов Н. А. "В полном разгаре страда деревенская..."
В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная -
Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!
Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!
Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда - растрепалися косыньки,-
Надо ребенка качать!
Что же ты стала над ним в отупении?
Пой, терпеливая мать!..
Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они - всё равно!
Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям...
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам?..
Анализ стихотворения Некрасова Н. А. "В полном разгаре страда деревенская..."
Творчество Николая Алексеевича Некрасова обращено к многострадальному русскому народу. В произведениях русского поэта живут образы простых крестьян. Эти люди, угнетённые и нищие, вызывают сочувствие в душе поэта.
Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская» стало литературным гимном простой русской женщине. Детство поэта трудно назвать счастливым, ведь ему приходилось видеть страдания собственной матери, тяжело трудившейся и терпевшей жестокий нрав отца. Эти переживания нашли отклик в произведении, объединив её образ с похожими судьбами других матерей, измученных нищетой и беспросветностью крестьянского быта.
Произведение написано в жанре философской лирики. Это яркий пример «народной» поэзии. «Народность» стихотворного стиля Некрасова заключается в использовании «непоэтического» языка, насыщенного просторечиями и разговорными формами. Поэт не только заговорил на языке народа, но и заставил его звучать так благозвучно, что многие его стихи были положены на музыку.
Николай Алексеевич Некрасов написал стихотворение, чередуя трёхстопный и четырёхстопный дактиль, именно эти размеры и ритм придают звучанию напевность, схожесть с горестным причитанием.
Используя метафоры и эпитеты, автор красочно и правдиво описывает страдания русской женщины: «вянешь до времени, многострадальная, бедная, зной нестерпимый, губы опалённые», выражая свою жалость к ней при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: «ноженьки, косыньки, долюшка».
Вся непростая судьба русской женщины прослеживается в этом коротком произведении: её безвременное увядание, непосильный труд, боль и кротость, с которой она переносит тяготы жизни. Не случайно и присутствие плачущего ребёнка, ведь доля крестьянских детей быта почти так же тяжела, как и жизнь их родителей. Что ждало их в будущем? Чаще всего – труд от зари и до темна, бедность, выживание, голод. Терпение, с которым женщина продолжает трудиться, несмотря на чудовищные условия, вызывает у поэта и восхищение, и душевный протест одновременно.
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..
Так стоит ли терпеть? Это главный вопрос и идея произведения Некрасова.
Стихотворение заканчивается строками, пронизанными и острой жалостью и горькой иронией:
Вкусны ли, милая, слёзы солёные
С кислым кваском пополам?..
Несмотря на то, что стихотворение было написано и опубликовано уже после отмены крепостного права, оно нашло горячий отклик у читателей, ведь жизнь простого народа была по-прежнему тяжела.
Русский поэт обогатил искусство новыми поэтическими формами, особыми художественными приёмами, благодаря которым его поэтический стиль стал особенно узнаваем. В произведениях Николая Алексеевича Некрасова простой язык приобретает особенную грацию, становится частью искусства.
Свой поэтический талант Некрасов использовал, чтобы показать тяжёлую жизнь русского народа. В этом мы находим значение и роль поэзии Некрасова.
Кубанский казачий хор - "В полном разгаре страда деревенская..."
«В полном разгаре страда деревенская» Некрасов
«В полном разгаре страда деревенская» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
История создания
Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская » написано в 1862 г. и опубликовано в «Современнике» № 4 за 1863 г. Было неоднократно положено на музыку.
Литературное направление и жанр
Стихотворение относится к жанру философской лирики. Это раздумья о тяжёлой доле русской женщины-крестьянки. Её труд не стал легче после отмены крепостного права.
Некрасов не понаслышке знал о трудной судьбе женщины. Его мать была несчастлива в браке. Дочь богатого украинского помещика, получившая хорошее образование, она играла на фортепиано и обладала прекрасным голосом, была мягкой и доброй. Мать Некрасова много натерпелась от мужа, человека грубого. Своих многочисленных детей она воспитывала нежно, привила всем любовь к литературе и к человеку независимо от его социального статуса.
Реалистическое описание крестьянки традиционно и типично. Её труд бесконечный, тяжёлый и бессмысленный, он сопряжён с болью и неудобствами. Жизнь её лишена смысла.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения - судьба русской женщины, которую Некрасов называет матерью всего русского племени, тем самым возводя её образ к почти божественному.
Основная мысль: стихотворение проникнуто сочувствием к несчастной матери, к её бедному ребёнку и ко всему русскому народу, который, как и его мать, вынесет всё. Но стоит ли смиряться и терпеть?
Стихотворение состоит из 9 строф. Первые 2 строфы - это обращение к женской доле и к самой русской женщине.
Следующие 2 строфы описывают условия тяжёлого женского труда. Они похожи на библейские кары: нестерпимый зной, жалящие насекомые и непосильная работа.
Строфы 5 и 6 усиливают напряжение. Даже порезанная нога - не причина прервать работу. Только плач ребёнка заставляет женщину остановиться.
Строфа 7 - обращение лирического героя к матери. Она как будто забыла о своих материнских обязанностях, так что лирический герой с горечью призывает её качать ребёнка и петь ему о терпении.
Предпоследняя строфа о том, как крестьянка пьёт горький квас с потом и слезами, а последняя - это нежный вопрос к «милой», непрямой призыв к изменению безнадёжной ситуации. Лирический герой сочувствует своему народу.
Тропы и образы
Первая строчка стихотворения - это и время, и место действия, и само действие. Выражено это метафорой: страда деревенская в полном разгаре . Слово страда (тяжёлая сезонная работа) сразу отсылает к этимологически родственному слову страдание. Стихотворение начинается с того, что страдания - синоним доли русской женщины.
С помощью метафор описывается тяжесть этой доли: вянешь до времени, бедная баба из сил выбивается, слёзы и пот канут в жбан и будут выпиты . Последняя метафора близка к символу. Женщина наполняется горечью и солью слёз и пота, да ещё и делает это добровольно, невольно смешивая с традиционным освежающим напитком - кислым квасом. В резких и неприятных вкусах - тоже часть её мучения.
Женщина описана с помощью эпитетов: многострадальная мать, бедная баба, ноженька голая , жадно подносит губы опалённые , слёзы солёные .
Эпитеты характеризуют враждебную человеку природу: зной нестерпимый , равнина безлесная , ширь поднебесная , солнце нещадно палит, косуля тяжёлая , жбан, заткнутый грязной тряпицею.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы приближают речь к песенной: косуля, ноженька, долюшка, косыньки, тряпица, квасок, полосынька .
В седьмой строфе - кульминация эпического сюжета стихотворения. Баба стоит над ребёнком в отупении. Это её истинное состояние, сопутствующее вечному терпению (недаром Некрасов срифмовал эти слова). Двойная тавтология в этой же строфе (терпеливо пой песню о вечном терпении ) привлекает внимание к главному: благодаря этому терпению русское племя всевыносящее , а мать его многострадальна (эпитеты).
Размер и рифмовка
Стихотворение написано дактилем. В семи трёхстишьях две строчки четырёхстопного дактиля чередуются со строчкой трёхстопного.
В двух последних четверостишьях тоже чередуется четырёхстопный и трёхстопный дактиль. Такой разностопный размер приближает стихотворение к народному причитанию. Это ощущение усиливается необычной рифмовкой. Рифмовка в трёхстишьях следующая: А’А’б В’В’б Г’Г’д Е’Е’д Ж’Ж’з И’И’з К’К’з. Два последних четверостишья связаны перекрёстной рифмовкой. Это вывод, которому требуется ритмическая чёткость. Дактилическая рифма чередуется с мужской, что характерно для народных песен.
В полном разгаре страда деревенская
Начальная строка одноименного стихотворения (1863) Н. А. Некрасова (1821-1877).
Шутливо-иронически о пике бурной деятельности, самозабвенной работы.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое "В полном разгаре страда деревенская" в других словарях:
См. В полном разгаре страда деревенская. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 …
- (деревенская) иноск.: полевые работы (тяжелые) Ср. В полном разгаре страда деревенская. Доля ты! русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать... Некрасов. Страда … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
СТРАДА, страды страды, мн. страды, жен. 1. Тяжелая летняя работа в период косьбы, жнитва и уборки хлеба. «В полном разгаре страда деревенская.» Некрасов. 2. перен. Тяжкий труд, борьба (книжн.). «Вся жизнь крестьянина есть сплошная страда.»… … Толковый словарь Ушакова
страда - ы, ж. Напряженная летняя работа в поле, пора такой работы; напряженная деятельность (переносн.). Не только мужики здесь преданы труду, Но даже дети их, беременные бабы Все терпят общую, по их словам, страду. // Некрасов. Стихотворения // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Нареч. к нещадный. [Онисим] начинает нещадно хлестать лошадей. Серафимович, В пути. Зной нестерпимый; равнина безлесная, Нивы, покосы да ширь поднебесная Солнце нещадно палит. Н. Некрасов, В полном разгаре страда деревенская … Малый академический словарь
1) лю, лишь; прич. наст. палящий; прич. страд. прош. палённый, лён, лена, лено; несов., перех. 1. (несов. опалить). Держа над огнем, обжигать, удалять волосяной покров, пух и т. п. Палить гуся. □ На льду реки развевается красное пламя: мужики… … Малый академический словарь
А, м. 1. Косьба. Тарас и косит и поет… Стога растут. Покос к концу подходит. И. Никитин, Тарас. Луговину уже скосили и убрали. Покос шел в лесу. Вересаев, В юные годы. Через три недели трава уже выросла для покоса и была такая густая, что косилки … Малый академический словарь
Треплюсь, треплешься; сов. (несов. растрепываться). 1. Прийти в беспорядок, стать торчащим в разные стороны, спутанным. Слышится крик у соседней полосыньки, Баба туда растрепалися косыньки, Надо ребенка качать! Н. Некрасов, В полном разгаре… … Малый академический словарь
Ая, ое; солон, солона, солоно. 1. Содержащий соль и имеющий придаваемый ею характерный вкус (о влаге). Соленые волны. □ На этом взморье диком Крутая зыбь мутна и солона. Бунин, Гальциона. Сильный ветер дул с той стороны, где сидела Елена, мелкие… … Малый академический словарь
Из стихотворения «Неизвестному другу» (1866) Н. А. Некрасова (1821 1877). Иносказательно: о народе, который терпит то, что нетерпимо для людей с развитым гражданским чувством, чувством собственного достоинства (ирон., неодобр.). Сам поэт не раз… … Словарь крылатых слов и выражений
Книги
- Малое собрание сочинений , Некрасов, Николай Алексеевич. Николай Алексеевич Некрасов - одна из самых интересных и значимых фигур в истории русской поэзии. Он вошел в литературу с новыми поэтическими темами, ритмами и созвучиями, предложил новый…
- Николай Некрасов. Малое собрание сочинений , Некрасов Н.. Николай Алексеевич Некрасов - одна из самых интересных и значимых фигур в истории русской поэзии. Он вошел в литературу с новыми поэтическими темами, ритмами и созвучиями, предложил новый…