Основные значения постфикса – ся
В зависимости от наличия или отсутствия возвратного постфикса -ся- глаголы делятся на возвратные и невозвратные .
Возвратные – это глаголы, имеющие постфикс -ся- (-сь-) .
Например:
купаться, улыбаться, надеяться
Невозвратные – это глаголы, не имеющие постфикса -ся- (-сь-).
Одни глаголы в современном русском языке имеют соотносительные пары по категории возвратности – невозвратности.
Задание:
Сравните:
одеть – одеться, купать – купаться, увидеть – увидеться
Другие глаголы таких соотносительных пар не имеют.
Задание:
Сравните:
улыбаться, надеяться, кувыркаться;
идти, сесть, мёрзнуть
Возвратный постфикс -ся- (-сь-) может придавать глагольной форме различные смысловые значения :
1) Собственно-возвратные значение , когда субъект и объект, на который направлено действие, совпадают в одном лице (умываться, купаться, одеваться ).
Например:
Я умываюсь
2) Взаимно-возвратные значение , когда каждое из двух действующих лиц выступает одновременно и в роли субъекта, и в роли объекта.
Например:
1. Друзья встретились и по-братски обнялись.
2. И новые друзья ну обниматься, ну целоваться
3) Общевозвратное значение , когда действие ни на кого не переходит, а замыкается в самом субъекте.
Например:
Он рассердился.
Мы обиделись
Такие глаголы, как правило, выражают внутреннее психическое состояние человека.
4) Безобъектно-возвратное значени е, когда действие, о котором говорится, является свойством данного субъекта.
Например:
Собака кусается.
Корова бодается.
Кошка царапается.
Крапива жжётся
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Грамматические классы слов в современном русском языке
Место дисциплины в учебном процессе.. дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин опд и.. основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин стилистика и..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Пояснительная записка
В разделе «Современный русский язык: Морфология», согласно Государственному образовательному стандарту, должны изучаться следующие темы:
- введение в морфологию современно
Дисциплины
Вид работы
Трудоемкость, ч.
Общая трудоемкость
Аудиторная работа
Дисциплине
Грамматика – это одна из древнейших наук на Земле (как математика, геометрия, физика, логика). Она зародилась в IV веке до н.э. (свыше 2500 лет назад) в Древней
Русском языке
В традиционной русской грамматике было принято выделять 10 частей речи: 6 самостоятельных, 3 служебных и особую часть речи – междометие. Часть речи характеризуют: 1) общее значение, 2) морфологиче
Грамматика (от греч. Grammatike) – раздел языкознания, изучающий структуру слова и предложения того или иного языка. Грамматика состоит из двух частей: морфолог
Имя существительное – это слова, имеющие лексико-грамматическое значение предметности.
Например:
дом, лошадь, молодость, ходьба, сон, белизна
Значению
По своему лексическому значению существительные в русском языке принято делить на четыре разряда:
- конкретные;
- вещественные;
- собир
Понятие имени существительного как части речи
Упражнение 1
Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу существительные.
1. Уходившим в армию были устроены торжественные.
Разряды существительных по лексическому значению
Упражнение 5
Найдите среди данных слов существительные определенного разряда и распределите их по группам:
- конкретные;
- веще
Существительные нарицательные и собственные
Упражнение 6
Объясните, почему названия месяцев: январь, февраль, март и т. д. - не имена собственные.
Упражнение 7
У Марса две лу
Имя существительное – это слова, имеющие лексико-грамматическое значение предметности.
Конкретные существительные
Качественные прилагательные и их признаки
Качественные прилагательные обозначают качества и свойства предметов непосредственно.
Например:
широкая река, способный студент
Относительные прилагательные и их признаки
Относительные прилагательные обозначают признаки предметов не прямо, а по их отношениям к другим предметам.
Они могут иметь различное смысловое значени
Их признаки
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность какого-либо предмета определенному лицу или животному.
Например:
отцов (дом), мамин
Переход прилагательных из одного разряда в другой
Прилагательные могут переходить из одного разряда в другой.
Например:
относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных:
каменный дом
Их признаки
Качественные имена прилагательные могут иметь две формы – полную и краткую.
Краткая форма
Качественные прилагательные имеют три степени сравнения: положительную, сравнительную и превосходную.
Положительная степень – э
И их признаки
Упражнение 5
Не всегда легко провести четкую грань между прилагательными качественными и относительными, так как относительные прилагательные, употребляясь в переносно зн
Притяжательные прилагательные и их признаки
Упражнение 8
Найдите притяжательные прилагательные с суффиксами -ин, -ов. Укажите, в каком падеже и каком числе они стоят, какое у них окончание. Подобно ли оно окончаниям существи
Полные и краткие прилагательные и их признаки
Упражнение 21
Прочитайте и укажите краткие и полные прилагательные, употребленные в составном именном сказуемом. Отметьте случаи ненормативного употреблен
Степени сравнения имен прилагательных
Упражнение 33
Перепишите, образуя от прилагательных, данных в скобках, формы степеней сравнения, простые или составные. (Выполняя упражнение, учтите, что простые формы срав
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает какой-либо признак предмета (цвет, качество, размер, возраст, материал, из которого сделан предмет, и др
Имя числительное - это часть речи, выражающая значение количества (числа).
Например:
один, сто, сорок, семеро
Имена числите
В грамматике выделяется два разряда числительных: количественные и порядковые.
Количественные числительные
Склонение числительных
Количественное числительное один, обнаруживающее ряд грамматических признаков, сближающих его с именем прилагательным как частью речи, склоняется с использованием окончани
Понятие имени числительного как части речи
Упражнение 1
Какие из выделенных слов - числительные?
1. Остряк, любезный, по рукам! Полней бокал досуга! И вылей сотнюэпиграмм на недруга и друга
Лексико-грамматические разряды числительных
Упражнение 5
Задание:
Прочитайте следующее Примечание и прокомментируйте его.
Примечание:
В
Склонение числительных
Упражнение 8
Докажите, что седьмой изменяется так же, как седой, большой, голубой.
Упражнение 9
Перепишите, выбирая нужные числительные и ставя их в с
Имя числительное - это часть речи, выражающая значение количества (числа); это слова, отвечающие на вопрос сколько?) или порядок предметов при счете (отвечают н
Проблема местоимений - одна из наиболее сложных проблем грамматики. Местоимения по традиции определяются как часть речи, которая указывает на предметы, при
Местоимений
По характеру выполняемых функций (т.е. по значению) местоимения делятся на восемь функционально-семантических разрядов:
1.
По грамматическим свойствам местоименные слова обычно делятся на три разряда:
1. Предметно-личные местоимения (м
Склонение местоимений
Местоименные прилагательные склоняются как обычные прилагательные (который - как старый; какой - как заводской).
Местоименные числительные склоняются
Понятие о местоимении как части речи
Упражнение 1
Прочитайте и укажите, какие ошибки допущены в употреблении местоимений 3-го лица. Исправьте и перепишите.
1. Калашнико
Функционально-семантические разряды местоимений
Упражнение 9
Прочитайте и укажите, правильно ли употреблены формы множественного числа личных местоимений 3-го лица. Перепишите, внеся необходимые исправления.
&n
Грамматические разряды местоимений
Упражнение 14
Кто, что - местоименные существительные; какой, который, чей - местоименные прилагательные. Докажите это.
Упражнение 15
Сколько и
Склонение местоимений
Упражнение 17
Отрицательные местоимения так сочетаются с предлогами: никого не было - ни у кого не был, никому не сказал - ни к кому не ходил, никем не был замечен -
Местоимения по традиции определяются как часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их (кто, ты, этот, некоторый, несколько).
План темы
1. .
2. .
3. Возвратные и невозвратные глаголы. Основные значения постфикса
Понятие о глаголе как части речи
Сам термин «Глагол» имеет старославянское происхождение. В древнерусском языке – глагол обозначает по смыслу «Слово».
Глагол - это самая большая часть
Инфинитив как начальная форма глагола
Если у существительного начальной формой является форма именительного падежа единственного числа, то начальной формой глагола является инфинитив
Категория переходности-непереходности является постоянной грамматической категорией глагола. Она выражает отношение действия, обозначенного глаголом, к объекту.
Все
Категория наклонения глагола
В отличии от рассмотренных нами глагольных категорий категория наклонения – это непостоянная грамматическая категория глагола, т.е. по наклонениям глагол в русском языке изм
Категория лица глагола. Безличные глаголы
Категория лица глагола выражает отношении действия, производимого субъектом, к говорящему лицу. По лицам изменяются лишь глаголы настоящего и будущего времени. Глаголы прошедше
Спряжение глаголов
Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам в единственном и множественном лице называется спряжением.
В прошедшем времени глаголы в с
Помимо инфинитива особыми неспрягаемыми формами глагола являются причастия и деепричастия.
Причастие
Понятие о глаголе как части речи
Упражнение 1
Объясните, почему надо считать, что умелы - прилагательное (краткая форма), а умели - глагол.
Сравните:
Инфинитив как начальная форма глагола
Упражнение 5
Прочитайте сказку-шутку «Инфинитив».
Смотрит Инфинитив, как спрягаются глаголы, и говорит:
- Эх вы, разве так надо спрягаться?
- А к
Возвратные и невозвратные глаголы.
Основные значения постфикса – ся
Упражнение 10
Обороты с творительным падежом действующего лица иногда бывают стилистически непри
Переходные и непереходные глаголы
Упражнение 21
Прочитайте текст.
Из охотничьих рассказов
Это случилось на берегу реки. Моя собака наткнулась на зайца. Берег был обрывистым
Категория вида глагола
Упражнение 25
Грамматическое значение вида станет яснее, если его связать с явлениями реальной действительности. Ученик (студент) поймет, что такое значение совершенного вида, если ему ясн
Категория времени глагола
Упражнение 99
Сравните образование формы прошедшего времени у разных групп глаголов. От какой основы они образуются? С помощью каких аффиксов? У каких глаголов значение прошедшего времени
Спряжение глаголов
Упражнение 109
У глаголов хотеть, бежать большинство окончаний II спряжения. Какие окончания нарушают этот порядок у глаголов хотеть и бежать?
Причастие как неспрягаемая форма глагола
Упражнение 115
Найдите в тексте причастия. Выберите одно из них и докажите, что оно имеет признаки глагола и прилагательного. Придумайте с этим причастием предложение так, чтобы изменить
Деепричастие как неспрягаемая форма глагола
Упражнение 150
При каждом деепричастии с пояснительными словами даны два предложения. Выберите, с каким из этих предложений можно связать деепричастие. Составьте предложение и запишите.
Глагол - это самая большая часть речи в грамматической системе современного русского языка. Это знаменательная часть речи, обозначающая действие или состояние к
Понятие наречия как части речи
Наречие - это часть речи, выражающая грамматическое общекатегориальное значение признака действия, состояния или другого признака (писать быстро и красиво,
Лексико-грамматические разряды наречий
При классификации наречий учитываются два признака:
- функция в предложении;
- тип значения наречия.
Степени сравнения наречий
Как и у прилагательных, категория степеней сравнения наречий образуется противопоставлением трех форм: положительной, сравнительной и превосходной степени. Формы степеней сравнени
Упражнения для самостоятельной работы
Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.
Уп
Наречие - это часть речи, выражающая грамматическое общекатегориальное значение признака действия, состояния или другого признака (писать быстро и красиво, ребёнку очень
Особенности категории состояния как части речи
Категория состояния (безлично-предикативные слова)- это часть речи, выражающая общекатегориальное значение состояния живых существ, природы, окружающей среды в грамматической
Категории состояния
Качественные безлично-предикативные слова обозначают состояние живых существ и окружающей среды: эмоционально-психическое состояние человека (грустно, весе
Неизменяемые части речи
В современном русском языке, наряду с рассмотренными ранее семью изменяемыми самостоятельными частями речи, которые обладают более или менее развернутой словоизменительной парадигмой (включая наре
Предлог
Частицы
Частицами обычно называют служебную часть речи, передающую оттенки лексических и синтаксических значений, уточняющих и конкретизирующих значение лексических и
Предлог
Упражнение 1
Подумайте, почему слова но, или нельзя считать предлогами.
Упражнение 2
С дательным падежом употребляются предлоги:
Частицы
Упражнение 14
Прочитайте. Выделите частицы, которые служат:
а) для образования форм слова;
б) для передачи различных оттенков значения всего предложения или его члено
Предлог - это служебная часть речи, используемая как средство синтаксического подчинения существительных (а также местоимений) другими словами в предложении и словосочетании
Непродуктивной части речи
Междометиями называют относительно непродуктивную часть речи, которая сама по себе составляет, подобно модальным словам, особый структурно-семантический тип слов и выражает (н
Модальные слова - это особая часть речи, общекатегориальное значение которой сводится к передаче разнообразных субъективно-модальных отношений говорящего к тому, о чем и как
Студентов
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине «Современный русский язык: Морфология»является экзамен.
Экзамен проводится устно, студенту предлагаются два
Фонд контрольных заданий по дисциплине
«Современный русский язык: Морфология»
(для студентов специальности «Журналистика»)
Примечание:Фонд контрольных заданий предназначен для контроля
Список условных сокращений
Абр. – Ф. Абрамов
Аж. – В. Ажаев
Акс. – С.Т. Аксаков
А.К.Т. – А.К. Толстой
Андр. – Л. Андреев
А.Н.С. – А.Н. Со
Сведения об исследователях русского языка
БУСЛАЕВФёдор Иванович (13(2514.1818, Керенск, ныне с. Вадинск Пензенской обл., - 31.7(12.8).1897, пос. Люлино Московской губ., ныне в черте Москвы) – рус. филолог, акад. Петерб. АН
Основные этапы изучения морфологии
В изучении морфологического строя русского языка можно условно выделить четыре периода.
Первый период (середина XVIII - середина XIX в.) связан с имене
В. В. Виноградов
«Русский язык (Грамматическое учение о слове)»
(отрывок)
1. Необходимо обратить внимание на соподчинение одних частей речи другим, что в школьн
Проблема частей речи
(Из книги П.С Кузнецова
«О принципах изучения грамматики»)
1. Существенным вопросом в морфологии является вопрос о частях речи,
Прилагательного
I.В современном русском языке краткие формы качественных прилагательных употребляются только в именной части составного именного сказуемого и являются принадлежнос
Юрий Долин
«Коварная» часть речи в речи тележурналистов
Вначале следует сказать, что в последние десятилетия сама проблема «русский язык в эфире» стала одной из актуа
Проблема местоимений как особой части речи
Учитывая очевидную грамматическую неоднородность местоимений, Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба и многие другие ученые пришли к выводу, что местоимения вообще не составл
Сколько категорий лица в современном русском языке
1. В системе грамматических категорий, в их содержании и строении, в способах и формах их выражения отражена сущность и специфика грамматического строя языка.
Ю.Т. Долин
К вопросу о грамматической природе форм типа «хлоп» в современном русском языке
Формы типа хлоп, хвать, бац как в русском, так и в других славянских языках привлекали и пр
Некоторые советы о том, как повысить свою
грамотность
И в шутку, и всерьёз
1. Праверяйте сваю граматность по талковаму славарю.
2. Между нас говоря, падеж местои
Рабочий лист.
Ф.И. _________________________________________
Возвратные и невозвратные глагол.
Помните: в
русском языке
в возвратных глаголах после гласного употребляется -сь, а после согласного -ся: нестись, учиться. Суффикс
–ся (-сь) отличается от других суффиксов тем, что он стоит после всех морфем, в том числе и после окончаний.
1. Прочитав стихотворение, подчеркните возвратные глаголы.
Муха в гости собиралась
Ехать очень далеко.
Умывалась,
Одевалась,
Волновалась, Завивалась, Перед зеркалом металась, Зазевалась... И упала в молоко.
2. Выпишите глаголы с суффиксом -ся (-съ) и обозначьте его. Как называются такие глаголы?
Стучаться, опускаться, чернеть, удивлять, сооружать, руководствоваться.
_________________________________________________________________________________
3. Выпишите из басни
И. Крылова
возвратные
глаголы.
Лебедь, Щука и Рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Исправьте ошибки нерадивых учеников.
1. Я учуся в седьмом классе. 2. Моя тетрадка уже нашлася. 3. Женя отправилася на вокзал трамваем. 4. Через некоторое время она уселася за письмо. 5. Таня долго приглядывалася к нему, а потом познакомилася. Я утром умылася, причесалася, позавтракала и оделася.
Большинство возвратных глаголов образуется от невозвратных: мыть - мыться, бранить - браниться. Некоторые из возвратных глаголов без -ся (-сь) не употребляются: смеяться, бороться.
5. Образуйте возвратные глаголы.
Сердить- __________________, греть- _____________________, увлекать- _________________, успокоить- _________________, обрадовать- _______________, обнять- _____________________, плакать- ________________, причёсывать- ___________________, застёгивать- ____________________.
6. Замените одним словом.
Приветствовать друг друга при встрече().
Быть в тревожном состоянии, испытывать волнение().
Давать согласие().
Собирать перед поездкой вещи().
Допускать ошибку().
Проявлять интерес к чему-либо().
Чувствовать обиду().
Уплатить полностью, сколько следует().
7. Устраните недочёты словоупотребления нерадивых учеников.
Девочка играется с куклой. В эту игру играются втроём. На ветру колышет выстиранное бельё. Пассажир стал дожидать следующей остановки. Сестра подружила с соседкой.
Невозвратными глаголами называются глаголы без постфикса –ся; возвратными – глаголы с постфиксом –ся. Исторически образование возвратных глаголов связано с местоимением ся , которое первоначально присоединялось только к переходным глаголам (мыть + ся («себя») = мыться ).
Все глаголы в русском языке можно разделить на несколько групп:
невозвратные глаголы, от которых образуются возвратные |
невозвратные |
возвратные |
а) мыть + ся строить + ся образование возврат ных форм встречать + ся б) белеть + ся темнеть + ся – морфологические синонимы в) глядеть – наглядеться глаголы работать – наработаться СД г) писать – не пишется безличные спать – не спится глаголы |
отвечать обедать |
бороться смеяться артачиться |
Таким образом, можно сделать вывод о том, постфикс –ся в русском языке может выполнять несколько функций:
Образовывать возвратные формы глаголов (мыться, белеться );
Образовывать возвратные глаголы, отличающиеся от производящих невозвратных глаголов лексическим значением (прощать – прощаться, добить - добиться ).
Следует отметить, что некоторые глаголы на –ся имеют синонимичное возвратное сочетание (лишиться – лишить себя, покрыться – покрыть себя ).
Деление глаголов на невозвратные и возвратные установилось в русском языке безотносительно к делению глаголов на переходные и непереходные, залоговые и незалоговые. Полностью оно не совпадает ни с тем, ни с другим, хотя связано с категориями переходности и залога: аффикс –ся является показателем непереходности глагола, а залоговую соотносительность дают лишь возвратные формы глагола.
Категория залога
Категория залога является одной из самых сложных проблем русской грамматики. Ученые-лингвисты по-разному определяют содержание этой категории, а потому по-разному решают вопрос о количестве залогов: одни насчитывают до 17 залогов, другие вообще отрицают наличие залогов.
В русском языкознании существуют следующие определения залога:
1) залог обозначает «деяние, от одного к другому переходящее, и деяние, от одной вещи к другой не переходящее» (Ломоносов);
2) залоги – это такие глагольные формы, которые обозначают различие в отношении глагольного действия к его субъекту. На этом основании можно выделить возвратный залог (книга читается ) и невозвратный залог (читать книгу ) – Аксаков, Фортунатов;
3) залог – это отношение действия к объекту (Буслаев, Шапиро);
4) залог – это выражение актива и пассива субъекта (Исаченко, АГ-70);
5) залог – это отношение действия к субъекту и объекту (Виноградов, Головин, Гвоздев, Шанский).
Во всех названных определениях залога присутствует общий критерий – отношение действия к субъекту и объекту. Данный признак, действительно, является важным в залоговом содержании, поскольку залог, как и другие глагольные категории, проявляет себя прежде всего как определенное грамматическое отношение – отношение действия к его источнику и к объекту. Категория залога отражает объективно протекающие процессы, осуществление которых возможно при наличии деятеля и объекта приложения действия.
Мать (субъект) умывает (действие) ребенка (объект).
Ребенок (субъект, объект) умывается (действие).
Но в русском языке есть глаголы, называющие такие действия, для реализации которых нужен только деятель, субъект действия:
Облака (субъект) тихо плывут по небу.
Таким образом, все глаголы в русском языке можно разделить на две группы:
1) глаголы, способные передавать залоговые отношения (залоговые глаголы);
2) глаголы, не передающие залоговых отношений (незалоговые глаголы).
Школьникам и студентам-лингвистам нужно уметь правильно определять возвратность глаголов. Это требуется для выполнения морфологического разбора, грамотного изложения мыслей. Существует ряд нюансов, которые следует учитывать при определении возвратности глагола. Недостаточно просто запомнить, что возвратный глагол оканчивается на –ся или –сь: подобный способ анализа является причиной регулярных ошибок. Важно понять своеобразие данной морфологической категории глагола.
Возвратность как категория глагола
Чтобы правильно определить возвратность глагола, надо точно знать особенности исследуемой категории.
Возвратные глаголы – это специфический вид непереходных глаголов. Они обозначают действие, направленное субъектом на себя, имеют постфикс –ся. Постфикс –ся является частью слова, отражающей исторические изменения русского языка. В старославянском языке постфикс обозначал слово «себя», выполняя функции местоимения.
Обязательно нужно знать, что возвратность глагола напрямую связана с морфологической категорией переходности. Для начала выясняют, является ли глагол переходным. Нужно запомнить: определение возвратности глагола занимает время и должно базироваться на анализе слова. Наличие постфикса –ся не гарантирует, что перед вами находится возвратный глагол.
Алгоритм определения возвратности глагола
Возвратность глагола желательно определять по конкретной схеме, тогда вероятность ошибок заметно снизится. Вам понадобится владеть основными терминами, используемыми в курсе русского языка.
- Сначала определите категорию переходности глагола. Вспомните признаки переходности и непереходности глагола:
- Переходный глагол обозначает действие, направленное на себя (субъект). Он свободно сочетается с существительным, которое находится в винительном падеже, без предлога. Например, делать(что?) задание. Делать– переходный глагол, поскольку он сочетается с существительным без предлога, а существительное находится в винительном падеже. Для определения переходности просто смоделируйте словосочетание, где есть зависимое от анализируемого глагола существительное в винительном падеже.
- Непереходные глаголы обозначают действия, не переходящие на объект. Существительные не могут сочетаться с такими глаголами в винительном падеже без предлога.
- Переходный глагол обозначает действие, направленное на себя (субъект). Он свободно сочетается с существительным, которое находится в винительном падеже, без предлога. Например, делать(что?) задание. Делать– переходный глагол, поскольку он сочетается с существительным без предлога, а существительное находится в винительном падеже. Для определения переходности просто смоделируйте словосочетание, где есть зависимое от анализируемого глагола существительное в винительном падеже.
- Если глагол переходный – он не является возвратным. Категория возвратности для него на данном этапе уже определена.
- Если глагол непереходный, нужно продолжить его анализ.
- Обратите внимание на постфикс. Постфикс –ся – обязательный признак возвратного глагола.
- Все возвратные глаголы разделяются на 5 видов.
- Общевозвратные глаголы нужны для выражения изменений эмоционального состояния субъекта, его физических действий. Например, радоваться, торопиться.
- Глаголы из группы собственно-возвратных обозначают действие, направленное на субъект. Таким образом, одно лицо становится объектом и субъектом. Например, наряжаться– наряжать самого себя.
- Взаимно-возвратные глаголы обозначают действия, производимые между несколькими субъектами. Каждый субъект одновременно является объектом действия, то есть происходит перенос действия друг на друга. Например, встречаться – встречать друг друга.
- Глаголы из группы безобъектно-возвратных обозначают действия, которые присущи субъекту постоянно. Например, металл плавится.
- Косвенно-возвратные глаголы подразумевают действия, совершаемые субъектом в собственных интересах, для себя. Например, запасаться вещами.
- Общевозвратные глаголы нужны для выражения изменений эмоционального состояния субъекта, его физических действий. Например, радоваться, торопиться.
- Обратите внимание: не всегда постфикс –ся – признак возвратного глагола. Проверьте, не относится ли глагол к одной из групп:
- Переходные глаголы, отражающие интенсивность действия. Например, стучаться. Постфикс усиливает интенсивность.
- Глаголы с безличным значением. Например, не спится.
- Переходные глаголы, отражающие интенсивность действия. Например, стучаться. Постфикс усиливает интенсивность.
Если глагол не подошёл ни к одному типу из пункта 6, но явно принадлежит к одной из групп пункта 5 – он обладает категорией возвратности.
Возвратными называются глаголы на -ся. Они могут быть непроиз- водными, reflexiva tantum (бояться, смеяться), и образованными как от непереходных, так и переходных глаголов (торговать - торговаться, умывать - умываться).
Некоторые непереходные и образованные от них возвратные глаголы могут обозначать одну и ту же ситуацию (Что-то чернеет вдали и Что-то чернеется вдали). Но в большинстве случаев возвратный и невозвратный глаголы называют разные ситуа- ции, например, торговать означает "продавать что-нибудь", а торговаться - "стремиться купить подешевле", умывать называет си- туацию с двумя участниками (Мать умывает девочку), а умываться - ситуацию с одним участником (Девочка умывается); в предложениях Миша ударил Колю и Миша и Коля ударились о дерево речь идет о двух мальчиках, но ситуации, участниками которых они являются, неодина- ковы. В связи с этим компоненты смысла (кроме значения страдательно- го залога), привносимые в слово постфиксом -ся, считаются словообра- зующими. -Ся - многозначный аффикс (А. А. Шахматов насчитывал у него 12 значений). В грамматиках чаще всего отмечаются следующие:
1) собственно-возвратное значение: умываться, одеваться, обувать- ся, разуваться, причесываться, пудриться, румяниться;
2) взаимно-возвратное значение: обниматься, ругаться, ссориться, целоваться, мириться, переписываться, встречаться;
3) средне-возвратное значение: восхищаться, гневаться, сердиться, веселиться, радоваться, ужасаться, пугаться;
4) косвенно-возвратное значение: укладываться, собираться, упако- вываться, строиться, запасаться;
5) активно-безобъектное значение: бодаться, плеваться, ругаться (произносить нецензурные слова), кусаться;
6) пассивно-качественное значение: гнуться, рваться, нагреваться, охлаждаться, расширяться, сужаться, стираться;
7) пассивно-возвратное значение: вспоминаться, припоминаться, представляться (= казаться).
Возвратный глагол может быть образован при помощи -ся в соче- тании с другими морфемами (набегаться, умаяться, перемигиваться).
Возвратность связана с залогом (когда залог определяется на мор- фемном уровне, возвратные глаголы, образованные от переходных гла- голов, объединяются в так называемый возвратно-средний залог). Аф- фикс -ся является знаком непереходности. Встречающиеся в разговор- ном языке сочетания вроде боюсь мать, слушаюсь бабушку ненорматив- ны и немногочисленны.