НЛП - стоит ли изучать?

Признаюсь, перед тем, как начать изучение НЛП , меня мучили сомнения… Все-таки управлять другими людьми (а именно такое представление об НЛП у меня сложилось на тот момент) не очень хорошо. Но, с другой стороны, и любопытство не отпускало… Так я и мучилась в сомненьях, пока не поняла, что НЛП – это всего лишь инструмент, и только от того, в чьих руках этот инструмент окажется, зависят последствия его применения. Кстати говоря, многие примеры НЛП сводятся к обыкновенной вежливости, а разве это плохо – вести себя вежливо, чтобы расположить к себе людей? Конечно, далеко не все приемы НЛП так безобидны, но, повторюсь, все зависит от человека, который использует эти приемы.
В любом случае, если вам самим не хочется стать жертвой манипулятора, владеющего техниками НЛП, тогда вам тем более следует познакомиться с азами этой теории.

Для начала предлагаю познакомиться с примерами речевых стратегий НЛП из аудиокниги Натальи Ром "Скрытое управление человеком. НЛП в действии"

В словах, которые используют люди, заключается их представление о мире, о других и о себе. Эти слова несут в себе огромную информацию, и использовать ее можно очень эффективно. Когда вы начинаете использовать ключевые слова, речевые стратегии и метафоры других людей, вы присоединяетесь к их внутреннему миру и становитесь для них своим.

Скрытые команды или Вы могли бы выслушать меня внимательно?

Эта речевая стратегия НЛП очень распространена в повседневной жизни – она является основой вежливой просьбы при обращении к другому человеку. Вместо того, чтобы дать другому приказ «Подай мне соль!» , вы спрашиваете человека, способен ли он выполнить этот приказ: «Вы могли бы подать мне соль?»
Модель этой речевой формулы проста: «Вы могли бы сделать это?» Также можно использовать эту модель с отрицательной частицей «не» - это практически не повлияет на эффективность: «Вы не могли бы сделать это?»
Как вариант можно использовать вопрос «Могу ли я попросить вас сделать это?»

Примеры использования этого варианта:

«Могу я попросить вас подержать эту сумку?»
«Могу я попросить вас открыть окно?»

Обычно в результате использования этой речевой стратегии вы получаете исполнение вашей просьбы (команды), хотя изредка вы можете получить ответ «Не мог бы!» или «Можете попросить».

Слова -ловушки

Другой вариант использования оборотов:

«Знаете ли вы, что…?»
«Понимаете ли вы, что…?»
«Осознаете ли вы, что…?»
«Помните ли вы, что…?»

Например:

«Осознаете ли вы, что чувствуете себя все лучше и лучше?»

Эти вопросы, на первый взгляд, выглядят типичными закрытыми вопросами, поскольку на них легко можно ответить «да» или «нет». Однако, слова «знаете» , «понимаете» , «осознаете» и т.п. обладают очень интересным эффектом. В результате на вопросы с подобными словами вы как правило получаете действие собеседника или более развернутый ответ.

В чем здесь фокус? Слова типа «знаете» , «понимаете» , «осознаете» являются ловушками для сознания и переключают внимание человека на внутренний поиск ощущений и мыслей, связанных с этими словами. Т.е. человек фокусирует свое внимание на этих словах, а другие слова уходят в подсознание и воспринимаются без критики. Поскольку эти слова характеризуют отражение восприятия во внутреннем мире человека, ответ, как правило, дает именно содержание этой внутренней картины мира.

Так, на вопрос «Вы знаете, что идет в кинотеатрах?» собеседник перечислит все фильмы, которые сейчас идут в кинотеатрах (если, конечно, он об этом знает). На вопрос «Вы замечаете, как улучшается ваше настроение после занятий йогой?» оппонент, скорее всего, ответит «замечаю» или «не замечаю» . Но факт того, что настроение его улучшается, автоматически уйдет в подсознание.

Еще пример использования слов-ловушек:

«Вы обратили внимание, что Иван Иванович сегодня не в духе?»

И не важно, что вы не обратили на это внимание. Главное, что вы уже поверили в эту информацию.

«Вы замечаете, что выполняете это задание все лучше и лучше?»

Это скрытый комплимент собеседнику. Вне зависимости от его ответа, вы уже проинформировали его о том, что он развивается и растет, а заметил он это или нет – не так важно.

«Осознаете ли вы, что стали более уверенным?»

Вопрос предполагает, что вы уже стали более уверенным, просто можете не осознавать этого. Сознание будет искать ответ на вопрос, а для бессознательного факт вашей уверенности становится истиной.

Данные приемы очень широко используются в рекламе. Ну вот, например:

«Знаете ли вы, что только у нас, купив одну пару обуви, вы получаете скидку 30% на вторую пару?»

Вы уже осознаете силу этих слов-ловушек?

Практикуете НЛП? Заглянить к нам на форум в тему


(в поисках ресурсного состояния)

В своих материалах об НЛП мы уже не раз говорили о том, что человек может сам справить­ся со своими проблемами - было бы найдено то самое, единственное, верное - ресурсное со­стояние.

Напомню, что НЛП представляет весь массив доступной нам информации как библиотеку референтных переживаний, расположившихся на оси времени.

В библиотеке есть старые поступления - референтные переживания прошлого. Некоторые из них принадлежат нам, а некоторые другим людям - живым или вымышленным. Первые мы называем - действительными , а вторые -сконструированными референциями.

В этой великой библиотеке информации есть и текущие поступления (наше настоящее), только открой глаза и смотри, впитывай.

В этой библиотеке есть даже референтные переживания будущего, что-то наподобие прогно­зов футурологов или фантастических романов, или записей-мечтаний в личном дневнике...

Некоторые книги из этой библиотеки - политы слезами, захватаны шоколадными пальцами - эти книги имеют внутри цветные иллюстрации. Это те референтные переживания, которые мы называем (вслед за ) личностными , они очень эмоциональны и поэтому затрагива­ют нашу - личность.

Другие же книги в этой библиотеке набраны мелким чёрным шрифтом, содержат только диа­граммы и таблицы - этоинформационные референтные переживания. Они содержат только информацию о том, как делать то то и то то, но не содержат эмоций...

И вся эта «библиотека» нужна нам вот для чего: найти вовремя нужное РЕСУРСНОЕ СО­СТОЯНИЕ , чтобы выйти победителем в очередном раунде игры под названием «Мой жиз­ненный квест»...

Сконструированные референции...

Практики НЛП давно уже поняли - самые-самые богатые, сочные и полезные ресурсные со­стояния находятся на той полке библиотеки, где лежат - сконструированные референции.

То есть, не наш личный опыт (он зачастую, увы, беден), а опыт других людей, но ещё лучше, если это будет опыт - вообще вымышленных персонажей - героев легенд и мифов, как древних (волшебные сказки), так и современных (кинематограф).

В общем, НЛП ещё раз доказало полезность двух вещей, которые и так трудно переоценить:

Эти два источника (истории других людей и истории вымышленных персонажей) и есть те самыесконструированные референции или ресурсные состояния , которые помогают нам выжить, победить, стать сильнее в решающий момент и после того.

Волшебная фраза НЛП

Ну а теперь мы почти вплотную добрались до самого главного - до той волшебной фразы, до того волшебного слова, что спрятано в яйце, зайце и селезне.

Когда человек не может найти ресурсное состояния из своего личного опыта, то в НЛП ему предлагают - пофантазировать (обратиться к сконструированным референциям).

Что такое НЛП (нейролингвистическое программирование)? Это довольно-таки широко трактующийся способ воздействия на людей, включающий в себя моделирование поведения, программирование мышления и контроль над разумом. А еще НЛП - это специфическое направление психологии. Вообще, рассказать об этом можно многое, но сейчас заострить внимание стоит на самых интересных аспектах данной темы.

История и предпосылки возникновения метода

Перед тем как в подробностях рассказать о том, что такое НЛП, стоит обратиться к истории. Само направление было разработано в 60-70-х годах американскими учеными - лингвистом Джоном Гриндером и психологом Ричардом Бендлером.

Специалисты доступно объясняют принцип нейролингвистического программирования. Ученые говорят, что в этом методе воплощена основная идея Альфреда Коржибски - американского исследователя и основателя общей семантики. Звучит она так: все наши модели мира и когнитивные карты (образы знакомого пространственного окружения) - это репрезентации, искаженные из-за особенностей неврологического функционирования, а также из-за ограничений, которые с ним связаны.

Ученые уверяют - после того как информация попадает в рецепторы пяти чувств, она подвергается лингвистическим и нейрологическим трансформациям. Причем до того, как человек (точнее, его мозг, сознание) сам получит к ней доступ. Это говорит лишь об одном - на опыте никто из нас никогда не переживает объективную реальность. В любом случае она изменяется нейрологией и языком.

Основа метода

Без ее непосредственного изучения довольно-таки сложно понять, что такое НЛП. Сам метод подразумевает, в первую очередь, исследование структуры субъективного опыта. То есть того, что пережил только тот или иной конкретный человек.

Нейролингвистических программистов в первую очередь интересует то, как люди пропускают через себя реальность и конструируют ее. Ученые признают, что, возможно, пресловутая объективная реальность (мир, существующий независимо от человека и его сознания) существует. Но никому не дано узнать, что она собой представляет, иначе, чем через восприятие и последовательно формирующиеся о ней убеждения.

Во всех книгах по НЛП сказано, что у субъективного опыта имеется своя структура и организация. То есть, для каждого человека его убеждения, идеи и восприятие собираются, согласно имеющейся между ними взаимосвязи. Они структурированы и организованы. И это проявляется как на микро-, так и на макроуровне.

Ученые утверждают - все поведенческие акты и общение (как вербальное, так и невербальное), отражают то, как человек внутренне структурирует понятия и убеждения, свойственные ему. И опытному наблюдателю подвластно работать с этими процессами.

В этом однозначно есть доля истины. Субъективная природа человеческих переживаний не даст нам обхватить объективный мир никогда. У людей нет доступа к абсолютному познанию реальности. Все что у них есть - набор убеждений о ней, который создается в течение жизни.

Принципы метода

Изучив их хотя бы вкратце, можно примерно понять, что такое НЛП. И один из принципов звучит так - что бы ни делал человек, им движет позитивное намерение, которое зачастую даже не осознается. То есть поведение, демонстрируемое им в тот или иной момент, является лучшим из доступных или самым правильным. Сторонники НЛП считают - поиск новых альтернатив может быть полезным, так как они помогают изменить поведение, не желаемое для других людей.

Еще в данной теме имеет место быть такое понятие, как раппорт. Оно обозначает качественную связь, установленную между двумя людьми. Характеризуется легкостью общения, обоюдным доверием, беспрепятственным течением речи. В сфере психологии и психиатрии уделяется особое внимание раппортам между врачами и пациентами. Так как их наличие влияет на исход психотерапии. Поэтому специалисты НЛП акцентируют внимание на том, что именно составляет раппорт, а также какие факторы позволяют его добиться и поддерживать в дальнейшем.

Третий принцип звучит так: «Нет поражения. Есть лишь обратная связь». В НЛП коммуникация никогда не рассматривается в контексте неудачи и успеха. Только с точки зрения эффективности. Если результаты оказываются неэффективными, то это для исследователей - повод не разочаровываться, а искать обратную связь. Она и определит успешность выполняемых действий. Этот принцип, кстати, заимствован из теории информации английского психиатра Уильяма Росса Эшби.

Четвертый принцип: «Наличие выбора лучше, чем его отсутствие». Вот, что важно усвоить для начинающих - НЛП направлено на распознание «застоев» и на выявление новых вариантов действия в любой ситуации. Сторонники метода говорят - более эффективно повлиять на что-то может индивид, для которого характерна не сила, а гибкость в спектре проявляемых реакций.

Пятый принцип: «Смысл коммуникации - получаемая реакция». Как уже говорилось вначале, НЛП - манипулирование людьми в каком-то смысле. Так вот, главное в коммуникации - не намерение, которое стоит за посылаемым сообщением, а реакция, вызванная им у оппонента. Если начать руководствоваться данным принципом, то можно стать в общении более эффективным. Ведь по визуальной реакции оппонента можно проследить, как до него доходит та или иная информация.

Сознание и тело оказывают взаимовлияние

Это - одно из правил НЛП. И с его истинностью сложно спорить. Когда человек танцует под любимую музыку - его настроение улучшается. Если принимает таблетку снотворного - мозг отключается. Когда человека толкают в спину в час пик в метро, его ЦНС моментально реагирует раздражением на это.

Во всех случаях происходящее с телом влияет на сознание. В обратную сторону принцип тоже работают. Человек готовится к выступлению перед массой - его сердцебиение учащается. Ему делают комплимент - щеки розовеют, возникает улыбка. Сообщают плохую новость - возникает перепад давления, слезы.

При чем тут НЛП? В расшифровке аббревиатуры присутствует термин «программирование», под которым в данном контексте подразумевается закладывание в сознание определенной функции. Так вот, в этом случае человек должен осознать силу своей мысли над телом. Заложить это в своем сознании, запрограммировать себя на данный принцип. И тогда он поймет, насколько велики его возможности.

Конечно, многие скептически относятся к этому принципу. Но сторонники НЛП считают, что люди, живущие в соответствии с ним, могут отдавать своему телу приказы. Заставить себя похудеть или выздороветь без таблеток, повысить настроение.

Скептицизм развеял эффект плацебо. Был эксперимент: исследователи собрали больных людей и, разделив их на две группы, стали лечить. Одним давали лекарственные препараты. Другим - «пустышки», таблетки-плацебо. Но те об этом не знали. Врачи хотели выяснить, что влияет на людей - химические вещества, или же их вера в получаемое лечение. По итогам эксперимента оказалось, что «пустышки» подействовали наравне с медикаментами, и в некоторых случаях даже оказались эффективнее их.

Внутренние ресурсы безграничны

Так звучит следующее правило НЛП. Каждый человек обладает фантастическими ресурсами, но в полной мере их практически не использует. Почему? Из-за природной лени.

Зачем читать и заниматься самообразованием, если можно достать смартфон и быстро загуглить то, что интересует? Зачем пытаться овладеть навыком управления своим телом, давлением и температурой, когда есть аспирин, жаропонижающие?

НЛП - это сфера знаний и методов, в которой огромное внимание уделяется именно скрытому потенциалу. Одной из главных задач является обнаружение в глубине души необходимых ресурсов для достижения тех или иных целей, нахождения талантов, быстрого усвоения навыков и знаний. В общем, всего того, что способно облегчить существование.

И вот правило НЛП на каждый день: нужно приучить себя обращать особое внимание на людей, способности которых восхищают. Это - самый простой способ выявить и развить свои скрытые таланты. Ведь человек замечает в других те качества, которые свойственны ему самому! Только он об этом, порой, не догадывается. Сторонники НЛП уверены: если человек отметил чью-то одаренность или способность, порадовался за ее обладателя - значит, у него имеются такие же склонности. Просто он не позволял их себе проявить раньше.

Но и к недостаткам это тоже относится. Человек обвиняет кого-то в зависти, подлости, злости, подлости? А не свойственны ли они и ему тоже? Вероятно, да. Особенно раздражают те качества, которые люди подсознательно не принимают в самих себе.

Кем быть в этом мире - решение индивидуальное

Наверное, каждый слышал фразы, наподобие: «Все зависит от нас самих» или «Ты - хозяин своей жизни». Вот только, как оно обычно бывает, мало кто вдумывается в такие слова, осознает их смысл. А в НЛП одно из ключевых правил именно так и звучит: «Кем человек будет - победителем или побежденным - зависит лишь от него».

Каждый - творец своей Вселенной. Правитель собственной Судьбы. Тот, кто может «заказывать» себе богатство или бедность, здоровье или болезни, удачу или крах. Иногда «заказы» делаются бессознательно.

Одни скептически усмехнутся, другие найдут сотни опровержений и аргументов против данного утверждения, остальные задумаются. Но нужно помнить, что речь идет про НЛП - технику манипулирования людьми и собственным сознанием. Порой, некоторые люди так азартно и даже агрессивно начинают устраивать свою жизнь, что фраза «Я могу!» становится ежечасно сопровождающим их девизом. И они добиваются воистину поразительных результатов.

Потому что эти люди верят в собственные силы и в себя, принимают ответственность за свою Судьбу на себя (понимая, что ни творят ее, а не карма, начальство, высшие силы, правительство или обстоятельства), а также занимаются раскрытием внутреннего потенциала. Они проводят над собой капитальную работу каждый день. На НЛП не нужно смотреть, как на псевдонаучную методику. Это - мотивации, установки, изучение своего сознания, постоянный процесс самосовершенствования. Здесь нужна сила.

Прием № 1: создание якоря

Многие люди увлекаются НЛП и манипулированием собственным сознанием. В основном потому, что ни хотят быть… счастливыми. Люди приходят к нейролингвистическому программированию с надеждой, что смогут себя «настроить» на хорошую жизнь. И это возможно.

У подавляющего большинства из нас были/есть моменты, когда мы абсолютно счастливы. Вершина блаженства, так сказать. Жизнь идет как по маслу, все получается, отсутствуют всякие преграды, желания исполняются. Жаль, что так не всегда. Но что мешает запомнить это состояние, и постоянно в него возвращаться мысленно?

Это один из ключевых приемов НЛП. Надо вспомнить свое блаженное состояние, именуемое «ресурсным», представить гамму чувств, испытываемую в тот момент. Когда они станут максимально яркими, нужно поставить «якорь». Это может быть что угодно - щелчок пальцами, легкое оттягивание мочки уха, мягкое сдавливание ладонью плеча. В общем-то, главное, дабы это был жест, доступный для осуществления в любой ситуации.

Упражнение надо повторять. Вспоминать свои чувства и блаженно время и на пике ставить выбранный «якорь». Тут цель простая - сформировать некий условный рефлекс. Когда ее удастся добиться, то человек при помощи своего якоря будет испытывать всю гамму тех эмоций и чувств. И этот навык действительно улучшает психологическое состояние при тоскливых, грустных, неблагоприятных жизненных обстоятельствах.

Кстати, «якорь» можно заменить предметом. Рефлекс добавочно выработается еще и на основе ассоциаций. Но тогда нужно будет носить его с собой постоянно.

Прием № 2: воздействие на других

Многие люди желают при помощи нейролингвистического программирования освоить манипулирование. НЛП-техник, помогающих воздействовать на других, существует множество. Но все они основываются на специфике речи, построении предложений, обращении, отношении к человеку. Итак, вот лишь некоторые приемы НЛП, помогающие воздействовать на людей:

  • Метод трех согласий. В основу положена инерционность психики. Принцип таков: перед тем, как озвучить важный вопрос, на который нужно получить твердое «да» от собеседника, надо задать ему три незначительных, легких, стопроцентно подразумевающих положительный ответ. Несколько раз согласившись, он продолжит это делать инерционно.
  • Иллюзия выбора. Хитрая техника манипулирования НЛП. С одной стороны человек предлагает выбор. С другой - стимулирует ответчика сделать то, что ему нужно. Например: «Вы приобретете весь комплект либо его часть?».
  • Слова-ловушки. Они цепко «ловят» сознание практически каждого человека в сети. Например: «Вы чувствуете уверенность после наших занятий?». И совершенно неважно, что человек этого не заметил. Его сознание в ловушку уже попало, и он задумался, начал искать подтверждение заданному вопросу.
  • Утверждение позитивной действительности, принимаемой на веру. Например: «Ну ты ведь умный человек, ты согласишься с этим». И оппонент уже не заинтересован спорить, так как этим он подставит под сомнение факт о том, что он умен.
  • Вопросы-команды. То, чему мало кто перечит. Например, не «Сделай тише музыку», а «Не затруднит тебя немного приглушить звук?». Первый вариант звучит честнее, но выглядит как приказ. При озвучивании второго создается иллюзия, что человек считается с мнением оппонента, раз спрашивает его в вежливой форме, а не заставляет. Такому нельзя отказать.
  • Оборот «чем… тем…». Связка того, что нужно самому манипулятору. К примеру: «Чем дольше вы находитесь за рулем этой машины, тем больше понимаете, что хотите стать ее владельцем».

И это - лишь некоторые оказываемые воздействие на человека НЛП-приемы. Но им всем может противостоять человек, разбирающийся в этой теме, и знающий, что манипуляторы есть везде. Достаточно лишь задать себе вопрос: «А мне действительно это нужно?». Сознание тут же отреагирует приведением аргументов.

Сфера рекламы

В ней можно найти массу примеров НЛП. Хорошие ролики, лозунги, билборды, вызывают такую реакцию у потребителя: вижу à хочу à покупаю. В их основу могут закладываться ценности - то, что представляет святость для целевой аудитории. Образы пожилых родителей, бабушек и дедушек, семьи, возлюбленных, домашнего комфорта… это все давит на чувственность потребителя.

Субмодальности - тоже одна из основ рекламных приемов НЛП. Акцент делается на кинестическое, аудиальное и визуальное восприятие. Все знают такие ролики. Удачно подобранные ракурсы, эффект отдаления и приближения, динамичное развитие сюжета, будоражащая сознание музыка… используется все, лишь бы потребитель почувствовал себя частью рекламы. Такой контекст легко пробуждает аппетит, призывает к действию, позволяет почувствовать себя обладателем рекламируемой вещи наяву.

Еще эффективной техникой является трюизм. То, что взято из авторитетных источников, можно сказать. То, что не вызовет недоверия. Например: «Одобрено всемирной ассоциацией…», «Медики рекомендуют…», «Сделано в Германии» и т. д.

Постановка целей по SMART

Данный метод тоже имеет прямое отношение к НЛП. Аббревиатура SMART отражает критерии, которым должна соответствовать цель, намеченная человеком к достижению. Итак, это:

  • S - specific (конкретика).
  • M - measurable (измеримость).
  • А - attainable (достижимость).
  • R - relevant (значимость).
  • Т - time-bounded (соотношение с конкретными сроками).

Человек, расписывая цель по SMART, программирует себя самым непосредственным образом. Вот пример, как может выглядеть продуманная установка: «Что я хочу? Собственный бизнес, открыть свое заведение. Что для этого нужно? Заработать стартовый капитал, расписать план, возможно взять кредит на развитие. Какие у меня возможности для этого? Амбиции, перспективная работа и ранние успехи - значит, можно ставить цель выше предела возможностей. Зачем мне свой бизнес? Это - давняя мечта, а желания должны сбываться, плюс ко всему, я буду работать на себя, и иметь перспективу развития сферы в дальнейшем. Сколько у меня времени на подготовку? 2 года».

Это лишь один из примеров. В любом случае соответствие цели данным критериям увеличит вероятность ее реализации. Говоря простым языком, чтобы что-то изменить в жизни, надо иметь четкое представление о том, чего хочется конкретно.

Кстати, не будет лишним почитать некоторые книги по НЛП. В частности те, которые были написаны основателями метода. Рекомендуется к прочтению их труд под названием «Структура магии» в двух томах (1975 и 1976 годы). А еще можно прочитать книгу «Изменения в семье», написанный совместно с американским психологом Вирджинией Сатир.

Также стоящим трудом является «НЛП-практик». Авторы - Боб Боденхамер и Майкл Холл. Данная книга интересна как новичкам в теме НЛП, так и людям с навыками в данной сфере, желающим их улучшить.

Во все времена человек стремился найти приемы и техники того, как он может влиять на окружающих людей, при этом добиваться от них желаемого. В некоторой степени завесу тайны открывает нейролингвистическое программирование, которое на сегодняшний день является популярным. Оно базируется на идее о том, что человека делают его в некоторой степени поддающимся манипуляциям. Примеры НЛП можно проследить повсюду.

Человек обладает мышлением. Его формированием зачастую занимаются родители, учителя и общество в целом. Если понимать, каким образом человек запрограммирован, можно на него влиять. Также учитываются особенности функционирования мышления. Можно абсолютно не знать человека, но воздействовать на его мышление таким образом, что будет естественно вписываться в его процесс.

Сайт психологической помощи сайт понимает, что многие читатели хотели бы знать тайные секреты влияния. Однако нейролингвистическому программированию нужно обучаться постоянно, ведь даже последователи данной теории не все тайны пока еще раскрыли.

Каждый день человек является объектом для программирования. Его, как робота или компьютер, пытаются запрограммировать на определенные действия, которые желательны не ему самому, а другим людям, которые его программируют. Как они это делают? Основными методами являются манипулирование на страхе или повторения. Когда вам страшно, вы не контролируете себя, а значит, делаете то, что обычно делаете, поддаваясь панике. Если вам постоянно повторять одно и то же, то со временем вы привыкнете к этой мысли и согласитесь с тем, что вам говорят или что с вами делают.

Человека можно запрограммировать на определенные действия через идею, которую вы выражаете словами письменно или устно. Говорите человеку только то, какую идею вы хотите внедрить в его голову. Со временем на подсознательном уровне он запомнит ее и будет действовать в соответствии с внедренной мыслью. Здесь применяется принцип: все, что вы делаете, видите, говорите, слышите и т. д., формирует ваше будущее. А здесь формируется будущее посредством слова, смысл которых вы хотите внедрить в голову другого человека.

Большинство людей легче воспринимают конкретную ситуацию – картинку или образ происходящего, а не философскую мысль. Другими словами, лучше демонстрировать картинку или создавать такую ситуацию, чтобы она запомнилась человеку и осталась у него в подсознании.

Более того, люди не любят длинные речи или тексты. Больше запоминаются короткие выражения, слоганы или фразы. Поэтому если вы хотите воздействовать на людей словом, говорите поменьше, используя четкие и ясные выражения.

Что такое нейролингвистическое программирование?

Нейролингвистическое программирование (НЛП) – недавно появившееся понятие, которое обозначает набор техник и приемов, которые главным образов сказываются на деятельности мышления человека таким образом, что он начинает выполнять нужные действия. Обычно люди обращаются к НЛП с желанием управлять и манипулировать другими людьми. На самом деле психологи сомневаются в эффективности данных методик. Конечно, на человека можно воздействовать помимо его воли. Однако он продолжает оставаться свободным человеком. Если он останется бдительным и не захочет поддаваться , тогда никакие НЛП-техники на него не подействуют.

Первоначально нейролингвистическое программирование было направлено на изменение человека самого себя. Человек может достичь успеха и сделать свою жизнь такой, какой она ему будет нравиться, если воспользуется специальными техниками и начнет воздействовать на самого себя.

В НЛП используется множество приемов, среди которых популярными являются:

  1. Использование слова. Люди еще не полностью осознали значение слова, которое на самом деле несет очень сильное влияние.
  2. Подстройка на уровне невербалики.

Каждый читатель должен понять, что его мозг является своеобразным компьютером, в который закладывались определенные шаблоны, стереотипы, убеждения, страхи, комплексы, эмоции, опыт и пр. Все это теперь влияет на поведение человека, его стратегию делания выбора и принятия решений, образ жизни и т. д. Если человек недоволен своей жизнью или собой, то он должен понять, что в первую очередь все проблемы находятся у него в голове. Можно с помощью специальных приемов настроить себя на , чтобы помешать остальным программам, которые уже сделали человека несчастным, действовать.

Техники нейролингвистического программирования

Нейролингвистическое программирование было разработано Бендлером, Эриксоном и Гриндером. Изначально техники использовались в психиатрической практике для устранения страхов, фобий, стрессовых состояний и пр. Однако НЛП получило популярность среди обычных людей, которые тоже захотели самостоятельно воздействовать на свое подсознание.

Следует брать ответственность на себя за те последствия, которые возникнут в результате нейролингвистического воздействия на окружающих. Техниками НЛП можно как принести пользу, так и навредить.

Очень распространенными становятся техники в рекламе, где специалисты пытаются обойти все преграды и защитные психологические механизмы. В первую очередь учитывается, каким образом человек воспринимает информацию, а затем уже используются соответствующие слова:

  • На визуалов (людей, которые воспринимают информацию преимущественно глазами) воздействуют такие слова, как «посмотри», «обрати внимание», «обрати свой взор» и пр.
  • На аудиалов (людей, которые преимущественно воспринимают информацию через уши) воздействуют такие слова, как «послушай», «услышь», «прислушайся» и пр.
  • На кинестетиков (людей, которые привычно воспринимают информацию через тактильные ощущения) воздействуют такие слова, как «потрогай», «мягкий», «ощути» и пр.

Нейролингвистическое программирование может изменить жизнь человека. Все зависит от того, на что человек направляет силы. Можно избавиться от страхов и негативных эмоций. Можно повысить свою самооценку. Можно отработать новые навыки успешной коммуникации. Можно изменить свое отношение к конкретным явлениям или жизни в целом.

На примере возникновения чувства ревности рассмотрим, как действует нейролингвистическое программирование:

  1. Сначала человек себе представляет картины измены своего партнера. То есть действует визуальный канал.
  2. Затем человек начинает представлять себе охи и вздохи во время измены (аудиальный канал).
  3. Развивается ревность (кинестетический канал).

Чтобы изменить свое ощущение, нужно на первом или втором этапе изменить сценарий:

  1. К примеру, на этапе визуализации нужно осознавать, что картинки являются ложными, недоказанными, неправдивыми.
  2. На этапе аудиального восприятия нужно представить, что любовники занимаются половым актом под юмористическую программу или мультяшную музыку.
  3. Уже на третьем этапе ревности не возникнет, если первые два этапа были проделаны правильно.

НЛП предлагает множество техник, которые должны позволить достичь поставленной цели. Приведем некоторые из них:

  • «Засветить пленку» — когда нужно отпустить или забыть какое-то воспоминание. Нужно каждый раз делать картинку воспоминаний все более светлой, пока она полностью не исчезнет.
  • Чтобы вспомнить о том, что было забыто, нужно как можно чаще прокручивать в голове воспоминание, «сгущать краски», выдвигать предположения, что было, так делать до тех пор, пока воспоминание не будет изъято.
  • «Двадцать лет спустя» — когда нужно снизить силу теперешних переживаний. Для этого нужно представить себя, место или другого человека спустя двадцать лет и обратить внимание на то, какие теперь возникают ощущения к нему (к ситуации).

Важным приемом в НЛП является раппорт – подстройка человека под собеседника с целью установления с ним контакта доверия и доброжелательности. Делается это путем занимания позы, выполнения жестов и мимики, которую делает человек.

Нейролингвистическое программирование предлагает людям действовать так, как будто желаемый результат уже был достигнутым, реальным. Это позволяет человеку избавиться от многих зажимов и внутренних страхов. Считается, что человек совершает максимально благоприятное действие на сегодняшний момент и исходит всегда из благих побуждений. Отрицательный результат не является чем-то плохим, а показывает возможность человека в следующий раз действовать по-другому, поскольку у него есть потенциал.

Еще одним приемом НЛП является «Якорь» — это когда человек у себя или у другого индивида желает вызывать определенное состояние при помощи условного раздражителя. Так, человек постоянно совершает какое-то действие, говорит слово или наблюдает предмет, при этом испытывая положительные эмоции. После нескольких повторений данного процесса можно уже просто сказать слово, сделать действие или посмотреть на предмет, чтобы возникли положительные эмоции как условный рефлекс.

Примеры нейролингвистического программирования

Нейролингвистическое программирование получило свою популярность в рабочей сфере, где люди желают воздействовать и достигать желаемых результатов. Так, наиболее популярными сферами становятся управление, торговля, реклама и даже политика. Однако есть люди, которые применяют НЛП и в любовных отношениях, так, например, известно такое направление, как пикап, который предлагает различные способы привлечения девушек быстро.

Зачем программировать людей на что-либо? Каждый человек хочет иметь влияние на окружающих, чтобы они делали то, что хочет он. Конечно, лишь единицы имеют такого рода влияние. Но если хорошо постараться, то можно и самому приблизиться к такому рода контакта с окружающими, чтобы они начали исполнять ваши пожелания.

Как запрограммировать людей своими словами? Самое простое и легкое правило: вы должны говорить лишь то, что непосредственно касается вашего желания. Не говорите того, чего бы вы не хотели, чтобы воплотилось в реальность. Помните, что все ваши слова являются программами, которые впечатываются в голову вашего собеседника и потом реализовываются через его поступки. Чего вы хотите? О том и говорите. Обо всем остальном забудьте. Ни слова не говорите о том, чего бы вы не хотели видеть в своей жизни.

Неужели можно таким способом запрограммировать человека? Можно. Ведь говорят же, что «если постоянно говорить другому, что он свинья, то вскоре он захрюкает». Здесь действует тот же самый принцип: вы постоянно говорите об одном и том же, чем и программируете человека на исполнение вашего желания. И не беспокойтесь по поводу того, что вначале человек не хочет вам подчиняться. Вначале всегда происходит сопротивление. Но потом человек свыкается с мыслью о том, что вы ему говорили, после чего он сам начинает думать о том же, на что вы его программировали.

Итог

Нейролингвистическое программирование предлагает множество техники и приемов. Это отдельное направление, которое нужно изучать, чтобы быть гуру и уметь управлять как своей, так и чужой жизнью.

Ну а теперь мы почти вплотную добрались до самого главного - до той волшебной фразы, до того волшебного слова, что спрятано в яйце, зайце и селезне.

Когда человек не может найти ресурсное состояния из своего личного опыта, то в НЛП ему предлагают - пофантазировать (обратиться к сконструированным референциям).

Обычно НЛП-тренер задаёт вопрос: «Подумай, какие качества помогли бы тебе спра­виться с данной ситуацией?»

Из школьной программы помнится, что некто Пьер Безухов сразу нашёлся, что ответить на этот невысказанный вслух вопрос:

Помните?

«Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на Вас женился».

Пьер Безухов хотел жениться на Наташе Ростовой, но не имел пока что такой возможности. Однако, он сумел сформулировать (и чётко) то ресурсное состояние, которое помогло бы ему справиться с данной ситуацией.

Раз сформулированное ресурсное состояние - вскоре сбывается, и это доказывает, в частно­сти «Война и мир».

Человек получает для себя то, что сформулировал как условие счастья. Что-то даёт ему судь­ба (развязывает узы плохого брака), в чём-то он меняется сам (наконец, осознаёт, что он не так уж глуп, уродлив и плох).

Но многие клиентыНЛП-тренеров на вопрос: «Подумай, какие качества помогли бы тебе справиться с данной ситуацией?» отвечают, что «не знают, какие бы качества помогли» .

И вот здесь вступает в силу одна волшебная фраза, или можно сказать волшебное НЛП-заклинание. Внимание!

Эта волшебная фраза - сродни дзенскому коану! Так же как и дзенский коан, оно - взрывает мозг и привычную логику ибо по своей формулировке оно - неразумно, алогично и лингвистически некорректно. Так и надо - для успеха в деле срывания человека с его привычных петель, с его обычной дурной траектории...

Вопрос-заклинание должен звучать примерно так: «А если бы Вы - знали, какой ресурс вам поможет, то что бы это было?»

Эта волшебная фраза всего лишь разрушает БАРЬЕР НЕДОВЕРИЯ ЧЕЛОВЕКА К САМО­МУ СЕБЕ И СВОЕМУ ОПЫТУ

Всё как в практике дзен. Пока недоверчивое сознание разбирается с бессмыслицей этой пара­доксальной задачки, человек успевает получить от своего бессознательного - чёткий и дель­ный ответ.

Этот ответ может выглядеть по-разному:

  • как зрительный образ,
  • как смутное тактильное ощущение,
  • как фраза, пришедшая ниоткуда,
  • как странный сон, приснившийся после данного разговора.

Остаётся только включить терпение и подождать. Иногда ответ приходит сразу, иногда - от­сроченно.

Точно такой же методикой НЛП пользуются опытные педагоги, которые, преподавая свой пред­мет, сталкиваются с блоками и комплексами учеников, которые считают, что они «неспособ­ны».

Например, стеснительного и зажатого ребёнка спрашивают: «сколько будет к двум приба­вить восемь?»

Тот, кто работал с детьми, знает - ребёнок может молчать долго, совершенно замкнувшись в себе, боясь ошибиться и «получить» за свою ошибку.

В этот момент педагог-психолог ни в коем случае не давит на ребёнка, а спрашивает: «А если бы ты - знал, каков правильный ответ, то сколько бы это было?»

Практика свидетельствует: ребёнок тотчас же вступает в общение с учителем и называет свой ответ, причём этот ответ почти всегда - правильный!»

Итак, Вы не знаете, что помогло бы Вам справиться с Вашей ситуацией?

Хорошо...

Ну, а если бы Вы - знали, какой ресурс Вам поможет, то что бы это было?

Для облегчения воображения, попросите человека представить себя всезнающим волшебни­ком или каким-нибудь занудой-отличником (Например, Гермионой Грейнджер) и уже из роли волшебника (или Гермионы) - дать умный совет самому себе.

Потренируйтесь использовать этот дзенский вопрос. Он как кирка выбивает из камня нашего сознания источник драгоценной мудрости, что хранит бессознательное.

Человек может сам справиться со своими проблемами - было бы найдено то самое, единственное, верное - ресурсное состояние. И если его не существует, его следует - выду­мать!


  • < Волшебная техника НЛП
  • Врата Сортировки >