Время глагола выражает отношение действия, обозначаемого глаголом, ко времени его осуществления. Выделяются формы прошедшего, настоящего и будущего времени .

В большинстве случаев употребление форм времени определяется отношением к моменту речи; такое их употребление получило название абсолютного времени.

В сравнительно редких случаях исходным пунктом для употребления времен служит не момент речи, а другие отправные точки, например время других действий, о которых сообщается в речи. Это получило название относительного употребления времен. В дополнительных (изъяснительных) придаточных частях сложноподчиненного предложения время глаголов определяется отношением ко времени действия главной части:

Брат сообщил, что он выслал (высылает, вышлет) нужную мне книгу.

Грамматической точкой отсчета времени здесь является глагол главной части «сообщил», по отношению к которому действие глагола придаточной части выполнено, выполняется или будет выполнено. «Писал, что работает»: настоящее время глагола «работает» указывает на совпадение времени действия не с моментом речи, а с временем действия, выраженного глаголом «писал».

Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени (решаю — решал — буду решать).

Глаголы совершенного вида, обозначающие действия, ограниченные пределом, употребляются только в прошедшем и будущем (простом) времени (решил — решу), а настоящего времени не имеют.

Прошедшее время обозначает действие, предшествующее моменту речи. Оно образуется путем прибавления к основе инфинитива формообразующего суффикса -л- : писа-ть — пи- са-л, чита-тъ — чита-л, коло-ть — коло-л.
При образовании форм прошедшего времени наблюдаются некоторые особенности:

    Если основа прошедшего времени оканчивается на г, к, х, з, с, б, то при образовании глагола мужского рода суффикс -л- выпадает: стерег, пек, сох, вез, нес, греб, но сохраняется в женском и среднем роде, а также во множественном числе: стерегла, пекла, сохла, везла, несла, стерегли.

    Глаголы на —еретъ в прошедшем времени утрачивают в полногласном сочетании второе е , а в мужском роде не имеют суффикса -л-: стереть — стёр, умереть — умер.

    Глагол идти и производные от него образуют прошедшее время от другой основы — шед- с утратой корневого д : шел, шла, шли, пришел, пришла, пришли.

Прошедшее время дает возможность глаголу изменяться по числам. В свою очередь, единственное число может легко склоняться по родам. Следует также отметить, что глаголы, стоящие в прошедшем времени во множественном числе, не изменяются по лицам.

Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи, например: Я ищу встречи с тобой. Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

От глаголов совершенного вида формы настоящего времени не образуются: понятие законченности, результативности, свойственное глаголам совершенного вида, несовместимо с понятием настоящего времени.

Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида . Эти формы образуются с помощью личных окончаний в зависимости от принадлежности глагола к I или II спряжению.

I спряжения: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)
II спряжения: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят)

Пример глагола I спряжения:

1 лицо → я гуляю, мы гуляем
2 лицо → ты гуляешь, вы гуляете
3 лицо → он гуляет, они гуляют

Пример глагола II спряжения:

1 лицо → я вожу, мы возим
2 лицо → ты возишь, вы возите
3 лицо → он возит, они возят

Настоящее время имеет такие основные значения:

    показывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с моментом речи: Кавказ подо мною. Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор (В. Белов);

    обозначает действие постоянное, вневременное; Земля вращается вокруг Солнца.; В сообщающихся сосудах поверхность жидкости устанавливается на одном уровне.;

    обозначает действие, переходящее в свойство. Сравните: мальчик читает книгу и студент Петров хорошо читает Пушкина; в саду летают птицы и ласточки летают быстрее, чем воробьи.

    употребляется вместо прошедшего, чтобы придать рассказу живость и сделать читателя (слушателя) как бы свидетелем изображаемого события: Иду я вчера по улице и вижу. Это так называемое настоящее повествование (живописное, историческое);

Настоящее время употребляется в значении будущего, если речь идет о действии, которое непременно должно совершиться; Я завтра сдаю последний экзамен и уезжаю отдыхать. Употребление форм настоящего времени в этой функции свойственно обычно глаголам движения — бежать, ехать, идти. Иногда формами настоящего времени передается воображаемая автором картина: Еще один день этого окаянного пекла — и вот тебе голодная зима, тиф, падает скот, мрут дети (А. Н. Толстой).

Будущее время обозначает действие (процесс), предстоящее или последующее по отношению к моменту речи. Оно имеет две формы: синтетическую (простую) и аналитическую (сложную). Эти формы отличаются друг от друга и своей структурой, и своим значением.

Синтетическая форма свойственна глаголам совершенного вида (напишу, расскажу, прочитаю), аналитическая — глаголам несовершенного вида (буду писать, буду рассказывать, буду читать).

Будущее время аналитической формы образуется из личных форм будущего времени глагола быть и инфинитива (обязательно несовершенного вида). Выступая в функции служебного компонента, вспомогательный глагол быть образует с инфинитивом одну грамматическую форму.

Будущее сложное всегда обозначает неограниченное, не имеющее предела действие, которое совершится после момента речи и не может употребляться в значении другого времени: Мы по-прежнему последовательно будем отстаивать дело мира.

Форма будущего времени от глаголов совершенного вида простая: она совпадает с формой настоящего времени глаголов несовершенного вида: прочитаю, прочитаешь, прочитает, прочитаем, прочитаете, прочитают; построю, построишь, построим, построите, построят.

Будущее синтетической формы (от глаголов совершенного вида) имеет разнообразные значения:

    основным его значением является выражение предстоящих (будущих) действий, имеющих предел, завершенность: Мы всё добудем, поймем и откроем: холодный полюс и свод голубой (В. Лебедев-Кумач);

    обозначает действие, переходящее в свойство: Какую задачу ему ни дай, обязательно решит (нельзя сказать решает или решал). Будущее время в таком значении часто употребляется в пословицах: Говори правду — правда выручит. По кривой дороге поломаешь ноги.

    обозначает повторяющееся действие (в описаниях рядом с настоящим):
    Буря мглою небо кроет (настоящее время),
    Вихри снежные крутя,
    То как зверь она завоет,
    То заплачет, как дитя (А. Пушкин);

    с отрицанием не обозначает невозможность действия в настоящем: не прочтет быстро (не может прочитать быстро), не скажет просто (не может сказать просто), не увидит на далеком расстоянии (не может увидеть на далеком расстоянии);

    употребляется в значении прошедшего времени: Днем она большей частью дремала. Сядет в кресло перед столом… и дремлет (настоящее время). Потом вздрогнет, проснется, взглянет в окно и долго, без всякой сознательной мысли, не отрывает (настоящее время) глаз от расстилающейся без конца дали (М. Салтыков-Щедрин).

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое последует за моментом речи. Это значение могут иметь все глаголы. Однако у глаголов совершенного вида простая (синтетическая) форма будущего времени, а у глаголов несовершенного времени – сложная (аналитическая): петь – буду петь; спеть – спою.

Простое будущее образуется от основ будущего времени глаголов совершенного вида с помощью личных окончаний. В парадигме – 6 личных форм.

1л. – услышу мн.ч. – услышим

2л. - услышишь услышите

3л. – услышит услышат

Формы простого будущего употребляются в 3-х значениях: а)будущее конкретное – весной в саду посадим сирень; б) будущее абстрактное обозначает вневременное действие (повторяющееся или действие вообще) – свою землю по-настоящему поймешь на чужбине; поживем – увидим; в) употребляются в переносном значении для обозначения событий прошлого – будущее историческое. Его легко обнаружить по наличию частицы бывало или как для обозначения внезапного действия в прошлом. Проведет, бывало, по струнам смычком, и замрет сердце… Иван Иванович прочитал послание и вдруг как захохочет.

Будущее сложное имеют глаголы несовершенного вида. Оно образуется с помощью вспомогательного глагола быть в личных формах и инфинитива. В парадигме 6 форм.

1л. – буду знать мн.ч. – будем знать

2л. – будешь знать будете знать

3л. – будет знать будят знать

Будущее сложное употребляется в прямом значении: я буду стараться учиться.

Понятие об абсолютном и относительном временном значении

Следует различать абсолютное и относительное время. Абсолютное время определяется с того момента речи, который является главным ориентиром в определении временного плана: я вернусь, я возвращаюсь, я вернулся . Но в сложном предложении, где есть несколько глаголов, время действия определяется другими ориентирами: в главном предложении время действия зависит от момента речи, и поэтому в нем – обычное (абсолютное ) время. В придаточных же частях время действия определяется с точки зрения времени действия в главной части. Поэтому время действия в придаточных частях – относительное. Командир сказал, что получил донесение (прошедшее время относительно действия в главной части). Он сказал, что получит донесение (будущее время относительно действия в главной части).

Относительным является временное значение форм причастия настоящего и прошедшего времени, т.к. оно определяется временем другого действия, названного спрягаемым глаголом, а не моментом речи. Я слышал голос идущего рядом человека (прошедшее относительное время).

Таким образом, категория времени – это сложное грамматическое явление, теснейшим образом связанное с видом и наклонением. Она относится к числу предикативных категорий, т.к. участвует в формировании предикативности (основной категории предложения, в которой выражается отношение к действительности).


Глагол теснейшим образом связан с носителем действия или субъектом. Большинство глаголов в русском языке легко сочетаются с субъектом в именительном падеже (я слушаю, дети спят, вы работаете). Такие глаголы называются личными.

1л. – услышу

Услышать 2л. - услышишь

3л. – услышит

Личные глаголы могут использоваться в 2-х формах – личной и родовой.

Зна-ю

Зна-ешь и т.д.личные формы

Знать

Знал, -а, -о родовые формы

В глаголах выделяются особые показатели лица – личные окончания.

1 лицо (говорящий) имеет показатели (в ед.ч.); -им, -ем (во мн.ч.): иду, поем, сидим.

2 лицо (собеседник): -ишь, -ешь (в ед.ч.); -ите, -ете (во мн.ч); нулевой суффикс и -и в повелительном наклонении (ид-ешь, сид-ишь, ид-ете, сид-ите, сядь, принес-и ).

3 лицо (не участвующее в диалоге лицо или предмет): -ет, -ит (в ед.ч.); -ут,-ют (во мн.ч.). – по-ет, сид-ит; по-ют, сид-ят.

На основе противопоставления личных форм сформировалась категория лица. По своему характеру она является чисто грамматической или словоизменительной, т.к. выражается формами одного и того же глагола.

Это отношение находит строгое морфологическое выражение в личных формах глагола.

Категория лица сложилась исторически. В древнерусском языке категория лица была универсальной, т.е. обнаруживалась во всех глагольных формах. В современном русском языке она стала более узкой, т.е. она охватывает только часть глагольных форм.

Категория лица может выражаться не только синтетически (с помощью личных окончаний), но и аналитическими средствами, в состав которых входят личные местоимения, в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения.

синтетическая форма лица аналитические средства

скаж-у 1л., ед.ч. я пел

скаж-ем 2л., мн.ч. ты пел

Эта точка зрения является уязвимой: в качестве средств выражения лица в ней называются местоимения, т.е. знаменательные слова. Это лексическое средство выражения лица, а не морфологическое, т.к. аналитические формы образуются соединением служебного и знаменательного слова.

Безличные глаголы обозначают действия без указания на деятеля: на улице подмораживает. Безличные глаголы не могут сочетаться с субъектом в именительном падеже. Они разнообразны по семантике:

1)могут обозначать состояние окружающей среды: светает, вечереет, морозит. При таких глаголах вообще не возможен субъект;

2)физическое или психическое состояние субъекта, который возможен, но только в форме дательного, реже родительного падежа: знобит, першит, лихорадит, тошнит;

3)значение непроизвольного действия, которое совершается независимо от воли лица: не спится, легко дышится, работается;

4)модальное значение долженствования, желательности, предположительности: следует, надлежит, не терпится, кажется, хочется, подобает;

5)глаголы сообщения: говорится, поется и др.

Большинство безличных глаголов является производными и возвратными: живется, дышится.

Морфологическая особенность безличных глаголов – неполная парадигма (неизменяемость по лицам, числам, родам). Безличные глаголы имеют только формы времени и наклонения. В парадигме безличных глаголов 3-4 формы в зависимости от вида.

Совершенный вид. 1. Прошедшее время, средний род, единственное число – взгрустнулось, рассвело. 2. Простое будущее время, 3 лицо, единственное число – взгрустнется, окажется. 3. Сослагательное наклонение, средний род, единственное число – взгрустнулось бы.

Несовершенный вид. 1-3 (светало, будет светать, светало бы). 4. Настоящее время, 3 лицо, единственное число – светает.

Не все ученые выделяют группу безличных глаголов, т.к. субъект при них возможен в косвенных падежах.

От собственно безличных глаголов следует отличать личные глаголы в безличном употреблении.

Личные глаголы в одном из своих значений могут употребляться как безличные. При этом сохраняется связь между их значениями.

Болит ухо – болит в ухе.

Ветер дует – в окно дует.

Сено пахнет – пахнет сеном над лугами

Молния зажгла дерево – молнией зажгло дерево.

Если связь между значениями разрывается, возникает собственно безличный глагол. Ср. лошадь везет – мне везет.

Вопрос о происхождении безличных глаголов спорный. Одни ученые (например, А.М. Пешковский) считают, что они образованы от личных в результате устранения из предложения субъектного подлежащего – свет светает, вечер вечереет. Противоположный подход находим в трудах А.А. Шахматова. Он полагает, что личные и безличные глаголы существовали в языке исконно и параллельно.

Спряжение

Термин «спряжение» понимается в широком и узком смысле слова.

В широком смысле под спряжением понимается изменение глагола по лицам, числам, наклонениям и временам. Эти формы называются спрягаемыми, а к неспрягаемым относятся: инфинитив, причастие, деепричастие.

В узком смысле спряжение – это изменение по лицам и числам в настоящем и будущем простом времени. Такое понимание спряжения распространено в школьной практике.

Все глаголы по образованию форм настоящего и будущего простого времени делятся на 2 продуктивных типа спряжения.

I спряжение объединяет глаголы, у которых в большинстве форм есть тематический гласный -е и окончание -ут, -ют в 3лица множественного числа.

Зеленеть: -у, -ю, -ем; -ешь,-ете; -ет.

II спряжение объединяет глаголы с тематическим гласным -и и окончанием -ат,- ят в 3 лица множественного числа.

Кормить: -у, -ю, -им; -ишь, -ите; -ит.

Наиболее четко спряжение глаголов различается под ударением: несешь, несем, несут - I спр.; сидишь, сидим, сидят - II спр.

При безударном личном окончании глагола тип спряжения устанавливается по форме инфинитива. Ко II спряжению относится небольшая группа глаголов в русском языке: все глаголы с суффиксом в инфинитиве (глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зыбиться, зиждиться ), 7 глаголов с суффиксом -е (видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть), 4 глагола с суффиксом -а (слышать, дышать, гнать, держать).

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Наиболее обширным в русском языке является I спряжение. Большинство продуктивных классов (I-IV) относится к I спряжению, а глаголы V продуктивного класса – ко II спряжению.

В рус. языке есть небольшая группа разноспрягаемых глаголов: хотеть (хоч-ет, хот-ят), бежать (беж-ишь, бег-ут), чтить (чт-ят, чт-ут).

Некоторые глаголы сохраняют архаичное спряжение: есть, дать, надоесть, создать и другие однокоренные.

1л. ем едим

2л. ешь едите

3л. ест едят

Лекция 12.

ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Как найти время глагола?

Глагол - это часть речи, обозначающая действие. Глаголы меняются по числам, лицам и временам. Не считая того, они имеют спряжения, виды и наклонения. В российском языке выделяют три главные формы времени глагола: прошедшее, истинное и будущее. Побеседуем подробнее о том, как разобраться во временах глагола.

Формы выражения будущего времени в английском

Определяем вид глагола.

Глаголы бывают совершенного и неидеального вида. Совершенные глаголы указывают на то, что действие уже изготовлено (либо будет изготовлено) и итог достигнут. К таким глаголам подходит вопрос “что сделать?”. У совершенных глаголов выделяют всего два времени: прошедшее и будущее.

Неидеальные глаголы могут быть в прошедшем, реальном и будущем времени. Они отвечают на вопрос “что делать?”.

Глаголы прошедшего времени.

Основными признаками того, что глагол относится к прошедшему времени, являются:

суффикс -л; (шел, летел) окончания -а(дамский род), -о(средний род) и -и(множественное число). У глаголов мужского рода в прошедшем времени нет окончания. Пример: играл, игралась, игралось, игрались.

Чтоб осознать, что глагол стоит в прошедшем времени, к нему, зависимо от рода и числа, необходимо подставить последующие вопросы:

Глаголы реального времени.

В реальном времени глагол отражает действие, происходящее в момент речи. Общий определяющий вопрос таких глаголов:

Как ранее говорилось выше, в реальном времени могут быть глаголы только неидеального вида.

Окончание глагола в реальном времени будет зависеть от того, к 1-ому либо 2-ому спряжению он относится.

Окончания глаголов первого спряжения.

Единственное число: -у, -ю (1-ое лицо); -ешь (2-ое лицо); -ет (третье лицо). Пример: несу, несешь, несет; читаю, читаешь, читает.

Множественное число: -ем, -ём (1-ое лицо); -ете, -ёте (2-ое лицо); -ут, -ют (третье лицо) Пример: несём, несёте, несут; читаем, читаете, читают.

Окончания глаголов второго спряжения.

Единственное число: -у, -ю (1-ое лицо); -ишь (2-ое лицо); -ит (третье лицо). Пример: лежу, лежишь, лежит; строю, строишь, строит.

Множественное число: - окончания -им (1-ое лицо); -ите (2-ое лицо); -ат, -ят (третье лицо). Пример: лежим, лежите, лежат; строим, строите, строят.

Глаголы грядущего времени.

Глаголы в дальнейшем времени отражают действие, которое планируется сделать либо действие, которое будет изготовлено в дальнейшем. Определяющие вопросы для единственного числа глаголов:

Вопросы для множественного числа глаголов:

У неидеальных глаголов в дальнейшем времени возникает одна увлекательная особенность - они преобразуются в сложные глаголы. К инфинитиву добавляется глагол “быть” в подходящей форме. К примеру: буду гулять, будем бегать, будут играть.

Окончания глаголов совершенного вида первого спряжения.

Единственное число: -у, -ю (1-ое лицо); -ешь, -ёшь (второе лицо ); -ет, -ёт (третье лицо). Пример: отнесу, отнесёшь, отнесёт; прочитаю, прочитаешь, прочитает.

Множественное число: -ем, -ём (первое лицо); -ете, -ёте (второе лицо ); -ут, -ют (третье лицо). Пример: отнесём, отнесёте, отнесут; прочитаем, прочитаете, прочитают.

Окончания глаголов совершенного вида второго спряжения.

Единственное число: -у, -ю (первое лицо); -ишь (второе лицо); -ит (третье лицо). Пример: полежу, полежишь,полежит; построю, построишь, построит.

Множественное число: - окончания -им (первое лицо); -ите (второе лицо); -ат, -ят (третье лицо). Пример: полежим, полежите, полежат; построим, построите, построят.

Тезисы

Глаголы будущего времени, сложная и простая. Составная форма будущего времени глаголов присуща глаголам Глагол как. какой глагол имеет простую форму будущего времени…. Школьные знания. com это сервис в котором пользователи бесплатно помогают друг другу с. какой глагол имеет простую форму будущего времени. Школьные знания. com это сервис в котором пользователи бесплатно помогают друг другу с. какой глагол имеет простую форму будущего времени. Простую форму будущего времени имеют глаголы совершенного вида. Из данных Вами глаголов. Какие Глаголы Не Имеют Форм Настоящего Времени. Глаголы Русский Язык Формы Глагола Глагол. форм настоящего времени не имеют. какой глагол имеет простую форму будущего времени…. какой глагол имеет простую форму будущего времени; позвать срывать получать согревать. какой глагол имеет простую форму будущего времени …. Пользователь Ольга Попова задал вопрос в категории Домашние задания и получил на него 1. Что такое будущее простое время глагола? Каждый глагол имеет В формах настоящего и будущего времени глаголы (с какой целью? Времена глагола в русском языке - Идиомы на пяти. В русском языке две формы будущего времени: принесёт ли какой-либо результат. Глагол имеет начальную форму , имеет две формы: простую и из будущего времени.

Грамматика английского языка содержит несколько возможных форм употребления глаголов в будущем времени. Каждая из них имеет свои законы построения и случаи использования. Сначала мы познакомимся с ними по отдельности, а затем сведем все способы выражения будущего времени в английском языке в одну общую таблицу.

Простое (Simple)

Первая категория употребляется для обозначения действий, которые предположительно будут выполняться в какой-либо временной промежуток. Иными словами, этот случай подходит для фраз: «Я сделаю это завтра», «Я обещаю это сделать потом», «Я сделаю завтра уроки, а потом буду играть» , или если мы принимаем решение прямо в момент разговора.

Форма простого будущего образуется путем добавления вспомогательного глагола will (в 1 лице также используется shall ) к сказуемому предложения в форме инфинитива (без to ). На письме эти сочетания часто сокращают до конструкции «местоимение +‘ ll ».

We (1) + will (2) + go (3) + on holiday this summer (4) – Мы поедем этим летом в отпуск .

Чтобы превратить утверждение в вопрос достаточно всего лишь поменять местами подлежащее со словом will /shall . Вопросительные предложения в Future Simple схематично можно представить следующим образом:

Will (1) you (2) go (3) on holiday this summer (4)? – Вы поедете в отпуск этим летом ?

Для создания отрицания, к глаголу will/shall необходимо добавить частичку not . В сокращенном виде конструкция выглядит так: won ’t /shan ’t . Рассмотрим, как выражается простое будущее во всех типах предложений.

Продолжающееся (Continuous)

Будущее время в английском языке может иметь так называемую продолженную форму, то есть мы говорим о действии, процесс которого будет происходить в конкретный момент будущего времени. Такие конструкции носят название Future Continuous . Их образование схоже с предыдущей группой, только к will добавляется be , а сказуемое этих предложений представляет собой форму причастия I.

Mike (1) will (2) be (3) still sleeping (4) when I come (5) – Майк все еще будет спать, когда я приду .

Иногда встречаются предложения, в которых на первое место выходит обстоятельство времени, а после него следует стандартная схема: In a week we ’ll be celebrating my brother ’s birthday (Через неделю мы будем отмечать день рождения моего брата) .

Вопросы в будущем продолженном также строятся по принципу вынесения will на первое место, только между подлежащим и сказуемым вклинивается be .

Will (1) Mike (2) be (3) sleeping (4) when you come (5) ? – Майк будет спать, когда ты придешь?

Для создания отрицательной формы по-прежнему используется not . Изучим возможные варианты.

+ ?
Their friends will be watching the football match tonight. Will their friends be watching the football match tonight? Their friends won’t be watching the football match tonight.
Их друзья будут смотреть футбольный матч сегодня ночью. Будут их друзья смотреть сегодня ночью футбольный матч? Их друзья не будут смотреть футбол сегодня ночью.
I’ll be still working at 6 o’clock. Will you be still working at 6 o’clock? I won’t be working at 6 o’clock.
Я еще буду работать в 6 часов. В 6 часов ты все еще будешь работать? Я не буду работать в 6 часов.

Совершенное/Завершающееся (Perfect/Perfect Continuous)

Этой группы всегда вызывают трудности, поскольку многие часто не различают значений данных конструкций. Благо, что такие комбинации на английском языке встречаются очень редко. Но уметь в них разбираться все же необходимо.

Глаголы могут иметь форму Future Perfect в тех случаях, когда говорящий планирует завершить какие-либо действия к точно указанному времени. В таком случае конструкция помимо will и сказуемого содержит еще один глагол – have.

I (1) shall (2) have (3) painted (4) the picture by 3 o’clock (5) – Я закончу рисовать картину к трем часам .

Отрицание к предложениям на будущее совершенное время строится при помощи not, а для создания уточняющего вопроса необходимо вперед поставить will, а уже за ним подлежащее, have, сказуемое и т.д.

Will (1) you (2) have (3) painted (4) the picture by 3 o’clock (5) ? – Ты дорисуешь эту картину к трем часам?

Как мы уже отмечали, изучая английский язык, встречать будущее время под названием Future Perfect Continuous практически не приходиться. Поэтому отметим только, что его конструкции во многом совпадают с приведенным выше временем, но между have и сказуемым вставляется been . По значению отличия этих времен в том, что употребление Perfect показывает завершенность действия, а использование Perfect Continuous указывает на то, что действие уже длится какое-то время и все еще будет продолжаться, когда наступит определенный момент.

I (1) shall (2) have (3) been (4) painting (5) the picture for 3 month by November (6) – В ноябре будет уже 3 месяца, как я рисую эту картину (а она все еще не завершена).

Рассмотрим возможное выражение будущего в данных временах на конкретных примерах.

+ ?
Jack says that he will have read this book by Friday. Will Jack have read this book by Friday? Jack won’t have read this book by Friday.
Джек говорит, что он прочтет эту книгу к пятнице (завершит ее чтение). Джек прочтет эту книгу к пятнице? Джек не прочтет эту книгу к пятнице.
I will have been living in Prague for 10 years by next year. Will you have been living in Prague for 10 years by next year? I won’t have been living in Prague for 10 years by next year.
В следующем году будет уже 10 лет, как я живу в Праге (и продолжу там жить). В следующем году уже будет 10 лет как вы живете в Праге? В следующем году не будет 10 лет, как я живу в Праге.

Особые случаи

Существуют еще несколько способов сказать о будущем, хотя они грамматически не относятся к выше приведенным группам. Речь идет о конструкциях to be going to и Future in Past , которые также могут выражать будущее время в английском языке.

Оборот to be going to + инфинитив используется в ситуациях, когда имеются конкретные планы на ближайшее будущее, т.е. говорящий решительно намерен это исполнить при первом удобном случае.

Jane (1) is (2) going to (3) tell (4) her parents the truth Джейн собирается (намерена) рассказать своим родителям правду .

Важно отметить, что в качестве сказуемого в этой конструкции не могут использоваться go, come. Следуя этому правилу , их употребляют только в Простом настоящем времени.

Комбинация «Будущее в прошлом », как видно из названия, используется при рассказе о давно прошедших событиях. Ее можно перевести словосочетанием: сделал бы, должен был бы и т.п. В общем, это придаточные предложения условного характера. Чтобы воспользоваться такой конструкцией, необходимо взять любое предложение группы Будущих времен, и заменить в нем will на would .

Будущее время в английском языке в таблицах

Эта обобщенная таблица поможет быстрее запомнить новый материал.

Future
+ ?
Simple Подлеж. + will+инф.

She will write…

Will + Подлеж. + инф.

Will he speak…?

Will + not + подлеж. + инф.

We won’t work…

Continuous Подлеж. + will+ be + прич.I

I will be telling…

Will + Подлеж. + be + прич.I

Will they be watching…?

Подлеж. + will+ not + be + прич.I

You won’t be washing…

Perfect Подлеж. + will+ have + прич.II

We will have finished…

Will + Подлеж.+ have + прич.II

Will you have painted…?

Подлеж. + will+ have + not + прич.II

He won’t have typed…

Perfect Continuous Подлеж. + will+ have + been + прич.I

I will have been living…

Will + подлеж.+ have + been + прич.I

Will we have been standing…?

Подлеж. + will+ not + have + been + прич.I

They won’t have been spending…

To be going to

Особый случай

Подлеж. + to be + going to + инф.

We are going to learn…

To be + подлеж. + going to + инф.

Are you going to run…?

Подлеж. + to be + not + going to + инф.

She isn’t going to lie…

Тема: Простая и сложная формы будущего времени глаголов. Урок усвоения новых знаний.

Дидактическая цель: формировать у обучающихся умение образовывать формы глагола будущего времени.

Задачи:

1. Cоздать условия для формирования представлений об образовании глаголов будущего времени; создать условия для формирования умений образовывать будущую сложную и будущую простую формы глаголов;

2. Cоздать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование, оценивание) и коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром); создать условия для развития общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);

3. Cоздать условия для воспитания дружеских партнёрских отношений, любви к книге, патриотизма.

Методы обучения:

1. проблемные;

2. частично-поисковые;

3. наглядные.

Формы организации познавательной деятельности:

1. фронтальная;

2. коллективная;

3. групповая;

4. в парах;

5. индивидуальная.

Средства обучения:

1. ИКТ. Презентация по теме.

2. Карточки.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, я желаю всем нам удачи и новых открытий. Вперёд за знаниями!

Отгадайте загадку.

Он и весел, и незлобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик Робин

И приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник.

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник –

Медвежонок … (Винни-Пух.)

Что Вы знаете о Винни-Пухе? Кто его придумал? (Он любил мёд, сочинял стихи. Этого героя придумал Алан Милн.) Ровно 60 лет назад Борис Заходер перевёл историю о Винни на русский язык, и весь мир узнал нашего Винни-Пуха.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Прочитайте стихотворение, которое он сочинил. Что Вы заметили?

Хорошо быть медведем, ура!

Хорошо быть медведем, ура!

Нет, победю!

Победю я жару и мороз,

Лишь бы мёдом был вымазан нос!

Нет, побежду!

Побежду я любую беду,

Лишь бы были все лапки в меду!..

Какое слово Винни - Пух произносит по-разному? А как правильно? Давайте разберёмся в этом вопросе.

3.Выявление места и причины затруднения.

Что Вы можете сказать об этом слове? (Глагол) Докажите. (Глагол - это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и другие) Что ещё вы знаете о глаголе? (Глагол изменяется по временам.)

В каком времени стоит этот глагол? Докажи. (В будущем, так как отвечает на вопрос: что сделаю? и обозначает действие, которое произойдёт.)

Чему посвящён наш урок? О каком времени мы будем говорить? (Будущему времени).

Попробуйте поставить этот глагол в неопределённую форму. Запишите. Сколько глаголов получилось?

что делать? побеждать

что сделать? победить

Почему получилось два глагола? (отвечают на разные вопросы)

что буду делать? буду побеждать

что сделаю? ???

Смогли ли мы помочь Винни выбрать правильную форму глагола? (Можно сказать «буду побеждать») Что же делать с глаголами, отвечающими на вопрос: что сделать? Неужели у них нет формы будущего времени?

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Что Вы предлагаете? (Нужно поставить другие глаголы в будущее время) Может это прояснит ситуацию? Поможете мне?

Пусть каждый ряд выберет себе по 2 глагола и поставит его в будущее время: читать, прочитать, дружить, подружиться, прыгать, попрыгать.

Что Вы можете сказать об этих глаголах? (Это глаголы в неопределённой форме) Докажите. На какие группы можно их разделить? (Эти глаголы отвечают на разные вопросы).

Постарайтесь записать все варианты. Предлагаю для удобства записывать в таблице.

Дети работают в тетради по рядам.

Что получилось? Сравни свою работу с работой товарища по парте. Проверьте по шаблону. Если есть ошибки, исправьте. Поставьте оценку на полях себе и товарищу. (Таблица появляется на экране.)

я буду дружить подружусь

ты будешь дружить подружишься

он будет дружить подружится

мы будем дружить подружимся

вы будете дружить подружитесь

они будут дружить подружатся

я буду прыгать попрыгаю

ты будешь прыгать попрыгаешь

он будет прыгать попрыгает

мы будем прыгать попрыгаем

вы будете прыгать попрыгаете

они будут прыгать попрыгают

Что заметили? (Глагол в будущем времени может быть выражен одним словом или двумя.)

Как можно назвать глаголы 1-2 столбиков? (Ответы детей). В русском языке для них есть специальное название: будущее сложное и будущее простое.

Сделайте вывод. Сравните образование будущего простого и будущего сложного времени. (От глагола, отвечающего на вопрос: что делать?, образуется сложная форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что буду делать? и другие. От глагола, отвечающего на вопрос: что сделать, образуется простая форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что сделаю? и другие)

Что можно сказать о простой форме будущего времени глагола? (Все глаголы с приставками).

Как образуется глагол будущего сложного времени? (Изменяется первый глагол: быть, а второй глагол – глагол в неопределённой форме.)

Как можно назвать первый глагол, который изменяется? Он главный или помогает? Какую роль он выполняет?

В русском языке его назвали вспомогательным.

5.Реализация построенного проекта.

Давайте вернёмся к первому стихотворению Винни. Как же сказать правильно?

Ребята, а мы можем образовать простую форму будущего времени? (нет) Как же нам поступить? (образовать сложную форму будущего времени)

Правильно сказать: буду побеждать.

Составление алгоритма.

1.Образуй неопределённую форму глагола.

2.Задай вопрос.

3.Если глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?, образуется сложная форма будущего времени.

4.Если глагол отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?, образуется простая форма будущего времени.

5. Если нельзя образовать простую форму будущего времени, то можно использовать сложную форму будущего времени.

6.Первичное закрепление во внешней речи.

Ребята, помогите Винни-Пуху сочинить ещё одно стихотворение. Раскройте скобки и поставьте глаголы в будущее время. Должно получиться красивое стихотворение. (Работа в парах по карточкам)

Мирно и радостно мы (жить),

Вместе (играть),

Крепко (дружить),

Мы (подарить) друг другу смех и цветы,

И (исполнить) в жизни все наши мечты!

Что получилось? Проверьте в паре. Прочитайте для всех.

Объясните, как вы подбирали нужную форму глагола будущего времени. (Алгоритм)

От глагола, отвечающего на вопрос: что делать? образуется сложная форма будущего времени; от глагола, отвечающего на вопрос: что сделать, образуется простая форма будущего времени.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполним упражнение по учебнику. Откройте учебники на странице 40, упражнение 33. Прочитайте задание. (Каждый ряд по 1 глаголу, 3 ученика работают у доски)

Повторение алгоритма.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Выполняем упражнение 29 на странице 35. Повторение алгоритма.

9.Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, вы такие молодцы! Дома попробуйте поиграть в игру «Что я буду делать, когда вырасту? Что сделаю особенного?» Запишите ответы. (Пример от Винни-Пуха: Я буду летать. Я полечу на Луну.)

Ребята, вот и закончился наш урок. А к нам пришёл друг Винни-Пуха - Пятачок.

Он очень расстроился, что не попал к нам на урок. Давайте поделимся с ним своими впечатлениями.

Что Вы сегодня открыли для себя? Чем заинтересовались? Что Вас удивило?

Оцени свою работу. (За работу вместе, за работу в тетради, за работу в паре) Что получилось?