Гипотеза есть предположение о том, как разрешить противоречие проблемной ситуации, и представляет собой форму творческого поиска. Как прием познавательной деятельности гипотеза представляет собой совокупность догадок о способе достижения цели. Она может относиться к цели задачи, к условию ее получения или (и) принципу получения (достижения).

В исследовании выдвигаемая гипотеза, как бы определяет тот путь, по которому автор работы намерен идти к достижению поставленной цели. В процессе исследования гипотеза может неоднократно меняться, уточняться, дополняться. Именно содержание гипотезы несёт ту новизну исследования, которая и является несомненной ценностью работы.

Поскольку гипотеза – это утверждение, подлежащее доказательству или опровержению, то наиболее типичный способ ее формулировки – логическая импликация: «Если… то…», «…..будет, если…..».

Гипотеза описывает результат, который исследователь ожидает получить. В сущности – это предсказание. Гипотеза должна быть проверяемой, подтверждаемой. Подтверждение гипотез основывается на фактах, аргументах и логических выводах. Гипотеза должна содержать минимум слов или фраз, которые необходимы для выражения смысла (не должна содержать лишних слов).

Примеры гипотез:

«Студенты с высоким уровнем социальной тревожности будут проявлять более низкие показатели коммуникации на занятии, чем студенты с низким уровнем социальной тревожности».

«Первоклассники с низкими учебными достижениями более зависимы от психологической поддержки взрослых, чем учащиеся с высокими успехами».

«Учителя начальной школы, преподающие по экспериментальной программе, имеют более высокую самооценку по сравнению с теми, кто преподает по традиционной программе».

«Мы предполагаем, что уровень памяти старших дошкольников существенно повысится, если в содержании образовательной работы включить специальные компьютерные игры дидактического содержания».

«Если насыщать уроки музыки различными информационными средствами, то качество обучения улучшится».



«Для развития рыболовного туризма в РБ необходимо создание туристического маршрута».

«Мы предполагаем, что занятия рукопашным боем способствуют развитию координации движений у детей младшего школьного возраста».

«Мы предполагаем, что включение в школьный режим подготовки учащихся младших классов дополнительных физических упражнения приведут к снижению уровня заболеваемости».

Основная часть

Основная, собственно исследовательская часть работы, является наиболее важным и трудоемким разделом, она составляет примерно 70-80% объема курсовой работы и 40-50% ВКР (ВКП). Исследовательская часть состоит из нескольких глав и параграфов.

Содержание курсовой работы может состоять из одной- двух глав теоретического характера, включающей в себя по 2-4 параграфа, а выпускная квалификационная работа (проект) может включать в себя две и более главы: теоретические и опытно-экспериментальнве. В основной части работы выделяются не менее двух глав. Материал, представленный в каждой из глав, должен быть примерно равноценным по объему.

Название глав должно быть отличным от названия темы, название раздела не должно повторять название главы.

Например, если работа озаглавлена «Особенности безаффиксального словообразования в английском языке», не следует называть первую главу «Безаффиксальное словообразование в английском языке». Содержание главы, раздела, должно соответствовать заявленному названию.

Если название работы «Диагностика музыкальных способностей как средство контроля за музыкальным развитием дошкольников», содержание теоретической главы раздела может быть «Теоретическое обоснование проблемы выявления и развития музыкальных способностей», а практической – «Организация осуществления контроля за музыкальным развитием дошкольников».

Если название работы «Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта», то содержание теоретической главы раздела может быть «Общая характеристика потребителей туристского продукта», а практической – «Маркетинговые исследования потребителей на примере турфирмы «Роза ветров».

Первая глава (и при необходимости некоторые последующие) исследовательской работы являются теоретическими, они характеризуется обилием цитат и ссылок. Как правило, в них содержится описание теоретических предпосылок исследования и степень изученности проблемы, в ней приводятся классификации. Выявление понятийного аппарата, существующих теорий предполагает анализ мнений и позиций различных ученых, а также научных школ, представленных в различных публикациях. Автор исследовательской работы должен сопоставить и проанализировать мнения ученых и дать собственную интерпретацию или принять одну из существующих позиций. Из текста работы должно быть ясно, где автор высказывает собственные суждения, а где заимствует уже опубликованные положения. Делается вывод о степени изученности вопроса в литературе и разработанности его на практике. Эти главы служат теоретическим обоснование будущих практических разработок.

Вторая глава (и при необходимости последующие) являются практической частью, собственным исследованием автора выпускной работы. В этих главах приводится подробное описание опытно-экспериментальной работы, планирование, организация и методика проведения работы:

Описание и анализ результатов констатирующего эксперимента (или входной диагностики);

Описание формирующего эксперимента (или содержание и логика опытной работы);

Анализ результатов итогового (контрольного) эксперимента (или опытной педагогической работы), их интерпретация.

При их планировании необходимо глубоко осмыслить имеющуюся информацию, сформулировать цель проведения экспериментального исследования, выделить критерии оценки результатов эксперимента. В главах подробно описывается собственный анализ материала, проведенный автором работы эксперимент, детально излагаются выводы, сделанные в ходе проведения эксперимента. Материал анализа должен быть обработан статистически и представлен наглядно с помощью графиков и таблиц.

Объем глав теоретического характера, как правило, составляет всего 20-35 страниц, параграфов – 5-7 страниц. Объем практической главы – 20-25 страниц.

Каждая глава должна завершаться выводами, которые описывают собственную деятельность. Формулировка является произвольной, однако, следует придерживаться единого синтаксического образца. Вывод содержит итог проведенного анализа и должен быть предельно кратким и точным. Обязательным для исследовательской работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

Заключение

В заключении рассматривается значимость проведенного исследования для научной теории и практики, приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы.Последовательно и стройно излагаются основные результаты, подчеркивается новое, достигнутое в ходе исследования, указываются положения, даются предложения по реализации достигнутых результатов.

Заключение оформляется в виде связного текста, разделенного на абзацы в соответствии с содержанием работы. Выводы должны быть четкими, содержательными, а по форме – краткими и лаконичными и носить аналитический характер. В заключении не допускается повторение содержания введения и основной части, в частности, выводов, сделанных по главам, а также содержится оценка проведенного исследования, говорится о том, насколько достигнута цель и решены задачи, поставленные во введении, находит ли подтверждение гипотезы, если она имелась. При описании полученных результатов делается заключение о том, насколько они расширяют или дополняют уже существующие теоретические положения, опровергают или подтверждают их. В завершающей части заключения следует наметить возможные перспективы дальнейших исследований по проблеме, а также дать рекомендации по применению результатов исследования. Рекомендации следует формулировать предметно и адресно.

Эта часть невелика по объему (1-2 страницы), но очень важна, так как содержит итоговые результаты работы.

Список используемой литературы

Составление библиографии является важной частью работы по проведению научного исследования, ее результатом становится формирование умения эффективно находить источники информации по тому или иному вопросу. Умение работать с литературой – важное условие успешного проведения исследований. Для того чтобы иметь полное представление об исследуемой проблеме, уметь четко формулировать собственное мнение, подбирать необходимые методы исследования того или иного явления, рекомендуется читать не только литературу, непосредственно относящуюся к теме исследования, но и работы, входящие в круг смежных теоретических проблем.

Как правило, научный руководитель рекомендует основную литературу (методическую, справочную, нормативно-законодательную), посвященную теме исследования, однако это не означает, что выпускнику будет предложен полный список научной литературы по выбранной проблеме. Более того, чтобы быть действительно компетентным в изучаемом вопросе и продемонстрировать хорошее владение материалом в исследовательской работе и процессе ее защиты, рекомендуется принимать во внимание не только труды, название которых созвучно с темой выпускного исследования, но и все работы, где так или иначе освещена данная проблема. В список изучаемых источников следует включить учебники, в которых даются базовые определения основных терминов, понятий; словари; монографии; статьи из научных журналов и сборников, публикации из сети Интернет. Изучение различных информационных ресурсов поможет автору взглянуть на проблему с разных сторон и четко сформулировать актуальность своего исследования и его научную новизну.

Список используемой литературы представляет собой перечень литературных источников, использованных автором в ходе работы над темой, и должен содержать не менее 15 источников для курсовой работы , для выпускной квалификационной работы – не менее 20 (70% желательно последних 5-10 лет издания ). Список может содержать не более 25% изданий, относящихся к учебникам и учебным пособиям для студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования и 25 % – Интернет-источники. Он приводится в алфавитном порядке в соответствии с фамилиями авторов литературных источников и составляется по определенным, установленным ГОСТом, правилам. Если автор источника не указывается в списке (в случае наличия материалов, не обладающих индивидуальным авторством), по алфавиту выстраиваются названия источников. Ссылки в работе должны указывать минимум на 70 % списочного состава используемой литературы.

Список используемой литературы составляться в следующем порядке:

1. В начале списка дается перечень использованных нормативно-правовых актов федерального уровня в следующем порядке: международные нормативно-правовые акты, Конституция, кодексы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты иных федеральных органов государственной власти.

Нормативно-правовые акты одного уровня располагаются в хронологическом порядке, от ранее принятых к позже принятым. После федеральных нормативно-правовых актов перечисляются нормативно-правовые акты регионального, а затем муниципального уровней в том же порядке.

2. Все остальные источники располагаются в алфавитном порядке фамилий авторов и заглавий источников.

Источники в библиографическом списке нумеруются сквозной нумерацией.

В библиографическом списке о каждом источнике должны быть приведены сведения, достаточные для его общей характеристики, идентификации и поиска.

Общие требования к библиографическому описанию документа регламентированы ГОСТ 7.1-2003. Данный стандарт распространяется на текстовые опубликованные и неопубликованные документы: книги, сериальные издания (журналы, газеты), нормативно-технические документы (стандарты, патенты, промышленные каталоги), отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации, авторефераты и т. д.

людмила казарина
Предназначение гипотезы в исследовании

Виды гипотез :

1) По иерархической значимости : Генеральные Вспомогательные

2) По широте использования : Универсальные Частные

3) По степени обоснованности : Первичные Вторичные.

Требования к гипотезам :

1. Целенаправленность – обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему.

2. Релевантность – опора на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы , как в науке, так и на практике.

3. Прогностичность – обеспечивающая прогнозирование результатов исследования .

4. Проверяемость – позволяет принципиальную возможность проверки гипотезы , эмпирическим путем, на основе наблюдения или эксперимента. Это должно обеспечить или опровержение гипотезы или подтверждение .

5. Непротиворечивость – достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы .

6. Совместимость – обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научно-теоретическими и практическими знаниями.

7. Потенциальность – включает возможности использования гипотезы по количеству и качеству сделанных выводов и следствий.

8. Простота – основывающаяся на системности и большом числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий, а так же на достаточно большом числе объясняемых ею фактов.

Формирование и развитие гипотезы включает в себя :

1) Подготовительный этап

2) Формирующий этап

3) Экспериментальный этап

После разработки гипотезы формируется концепция исследования – это система основополагающих взглядов, идей и принципов исследования , т. е. общий его замысел (идея) .

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования .

Следует отметить, что цель исследования некоторые ученые рекомендуют расположить после проблемы исследования , т. е. перед объектом и предметом , а некоторые – после объекта и предмета . Здесь выбор за научным руководителем.

Формулировку цели рекомендуется обычно начинать глаголом совершенного вида в неопределенной форме : выявить, обосновать, разработать, определить и т . п. Например, если тема исследования – «Контроль уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения» , то цель можно сформулировать следующим образом : «Выявить и теоретически обосновать особенности контроля уровня достижений учащихся как компонента развивающего обучения».

После определения объекта , предмета и цели исследования выдвигается его гипотеза . Гипотеза – это предположение , выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы . Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования .

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования :

- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

Она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Формулируя гипотезу , исследователь должен строить предположение о том , каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.

Что значит проверить гипотезу ? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Гипотеза обязательно выдвигается в исследованиях , предполагающих педагогический эксперимент, направленный на подтверждение гипотезы . В исследованиях по истории педагогики гипотеза , как правило, не предусматривается .

Приведем пример формулирования гипотезы по теме : «Контроль как компонент развивающей системы будет обеспечивать развитие школьников, если :

Стимулирует и способствует единству в достижении образовательных, воспитывающих и развивающих целей обучения;

В единстве учитывает процесс и результат деятельности;

- определяет динамику продвижения учащихся;

Способствует саморазвитию учащихся.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования , т. е. задачи вытекают не только из цели, но и гипотезы . Задачи исследования – это те исследовательские действия , ко-торые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования . Как правило, различают три группы задач, которые связаны с :

1) выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса;

2) обоснованием способов решения проблемы;

3) формулированием ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы.

Последовательность решения задач исследования определяет его структуру , т. е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы. В процессе разработки системы задач необходимо определить , какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие – модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании .

К примеру, в качестве задач исследования могут быть сформулированы следующие :

1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выделить понятийно-категориальный аппарат исследования и систематизировать даваемые учеными определения этих понятий ;

2) выявить основные подходы, точки зрения ученых к решению поставленной проблемы (или состояние разработанности в изучаемой литературе поставленной проблемы);

3) изучить состояние решения поставленной проблемы в практике обучения (изучить опыт работы учителей в решении проблемы) .

Ис. предполагает проведение эксперимента, то к перечисленным задачам добавить :

1) разработать организационно-педагогическую систему (или дидактическую модель, или методику) формирования. ;

2) экспериментально проверить ее эффективность.

Задачи должны быть взаимосвязаны и должны отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует . Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения .

Одна из задач может быть связана с характеристикой предмета исследования , с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения. Приведем несколько примеров возможного формулирования первой задачи :

Провести анализ теоретических подходов по проблеме …;

Проанализировать психологическую литературу по проблеме …;

Раскрыть и конкретизировать сущность понятия "….".

Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения. Например :

Провести диагностику …;

Изучить особенности ….

Выявить взаимосвязь …;

Разработать программу, направленную на … .

В исследовании следует различать цель и результат. Как отмечалось, цель – это то, что предполагают получить при проведении исследования . А результат – это то, что реально получили. На вопрос о том, как мы это получили, отвечает методика. Методика исследования объясняет , на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях был достигнут данный результат.

Гипотеза исследования

Решение научной проблемы никогда не начинается непосредственно с эксперимента. Этой процедуре предшествует очень важный этап , связанный с выдвижением гипотезы . `` Научная гипотеза - это утверждение , содержащее предположение относительно решения стоящей перед исследователем проблемы . По существу гипотеза – это главная идея решения. возможных ошибок в формулировке гипотез следует придерживаться следующих подходов :

1. Гипотеза должна быть сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования . Необходимость строгого соблюдения данного требования обусловлена тем, что наука о спорте является комплексной дисциплиной. Поэтому часты попытки при исследовании одних предметов выдвигать гипотезы на языке наук , имеющих в качестве предмета исследования совсем другое . Например, педагоги, изучая работоспособность спортсменов и пути ее повышения, часто пытаются найти ответ на поставленный вопрос в биомеханических механизмах этого явления. Однако гипотеза о том , что работоспособность спортсмена, допустим велосипедиста, зависит от определенного сочетания аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, выглядит по крайне мере некорректной, так как о педагогическом явлении рассуждают на языке биологии. Тем более, что сами биохимики еще не знают достоверного ответа на этот вопрос.

2. Гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями , вытекать из них или, в случае полной самостоятельности, хотя бы не противоречить им. Научная идея, если она истина, не появляется на пустом месте. Недаром один из афоризмов, приписываемых И. Ньютону, звучит так : ``Он увидел далеко только потому, что стоял на могучих плечах своих предшественников"" . Этим подчеркивается преемственность поколений в научной деятельности. Это требование легко выполнимо, если после четкой постановки проблемы исследователь серьезно проработает литературу по интересующему его вопросу. Вообще следует заметить, что чтение впрок мало эффективно. Только когда проблема завладела всеми помыслами исследователя , можно ожидать пользу от работы с литературой, да и гипотеза не будет оторвана от уже накопленных знаний. Чаще всего это происходит при переносе закономерностей, обнаруженных в одном виде или группе видов спорта, на все остальное. Делается это гипотетическим допущением по принципу аналогии.

3. Гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями. Так, например, в теории и методике физического воспитания считается, что физическая подготовка спортсменов включает в себя несколько разделов, определяемых задачами совершенствования основных физических качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. В связи с этим была выдвинута гипотеза о том , что уровень спортивных результатов в видах спорта с проявлением тех или иных физических качеств зависят от уровня их развитости у конкретного спортсмена. Так, результаты в циклических видах (длинные дистанции) определяют уровень выносливости спортсмена, в штанге показатель силы и т. п.

4. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна . Например, из проведенных отдельными авторами исследований и практического опыта известно, что младший школьный возраст (семь лет) благоприятен для развития координационных способностей. Т. о., предположение о том , что ``педагогические воздействия, направленные на развитие этих способностей, дают наибольший эффект, если их целенаправленно применять именно в этом возрасте"", может служить общей гипотезой при проведении исследований , связанных с разработкой методик для развития координационных способностей. В рабочей гипотезе целесообразно определить те положения , которые могут вызвать сомнения, нуждаются в доказательстве и защите. Поэтому рабочая гипотеза в отдельном случае может выглядеть следующим образом : ``Предполагается , что применение стандартной тренировочной программы, основанной на принципах оздоровительной тренировки, позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей семи лет"" - именно в этом случае проверяется эффективность разработанной исследователем методики .

В конечном счете, гипотеза предшествует как решению проблемы в целом, так и каждой задаче в отдельности. Гипотеза в процессе исследования уточняется , дополняется или изменяется.

Гипотезы отличаются от обычных догадок и предположений тем , что они принимаются на основе анализа имеющейся достоверной информации и соответствия определенным критериям научности .

В общем виде гипотезу можно рассматривать : как часть научной теории;

как научное предположение , требующее последующей экспериментальной проверки.

Работа в условиях неопределённости, наличие которой является одной из самых ярких характеристик стартапа, вынуждает действовать аккуратно и научиться «наступать на горло» собственной уверенности.

Речь идёт о том, что каждая составляющая бизнес-модели стартапа подвергается сомнению и нуждается в валидации. Итеративный подход, как один из базисов методологии Lean Startup, применим не только к непосредственной разработке продукта, но и к построению бизнес-модели в целом.

Вкратце о разработанной в iDealMachine методике

Последовательность действий, которые необходимо совершить для первичной валидации бизнес-модели, условно можно разделить на три этапа:

1. Проверка спроса

Чтобы не допустить классической ошибки начинающих предпринимателей, проверку спроса можно и нужно проводить до разработки.

Выбор инструментов для проведения этой проверки зависит от специфики самого проекта и, преимущественно, индивидуален.

Примеры: посадочные страницы, холодные звонки, рассылки, паблики и группы в социальных сетях, ценностное предложение для потенциального стратегического партнёра, проморолики и пр.

2. Проверка покупательской способности

После того, как спрос подтверждён, необходимо убедиться, что за предлагаемое решение выявленной проблемы клиенты действительно готовы платить. И этот факт правильно подтверждать «живыми» деньгами.

Опять-таки, ориентируясь на специфику проекта, разумно выбрать один из способов:

Создание MVP

Сбор предзаказов (не путать с лидогенерацией)

3. Проверка продукта

Часто этот шаг следует уже после привлечения командой проекта первых инвестиций.

На этом же этапе возникает уже работающий прототип, который дорабатывается с учётом обратной связи от уже существующих платящих клиентов.

Каждый из этапов первичной валидации бизнес-модели включает в себяогромное количество циклов «гипотеза – проверка – анализ – выводы».Оптимально, цикл по каждой гипотезе можно реализовать в рамках недели.Недельные итерации удобны как для внутреннего, так и для внешнего трекинга.Так что стоит дробить большие задачи на маленькие.

Этапы работы с гипотезами

1. Формулировка

Поскольку успех мероприятия зависит, в первую очередь, от самой гипотезы, нужно внимательно отнестись к её формулированию. Важно, чтобы гипотеза допускала принципиальную возможность своего опровержения или подтверждения.

Пример: Клиенты готовы оплачивать продукт сразу, без использования триала.

2. План действий

Для того, чтобы проверить гипотезу, необходимо совершить ряд конкретных действий.Зафиксируйте план подробно в количественном и качественном выражении.

Пример: Подготовить коммерческое предложение (КП) без триала. Разослать КП по50 потенциальным клиентам из базы.

3. Критерии успеха

Для каждой проверяемой гипотезы должны существовать некие метрики, благодаря которым вы принимаете решение о верности гипотезы. Возвращаясь к B2C проектам,стоит отметить, что 3 положительных отзыва из 10 не могут быть расценены, какподтверждение вашей гипотезы. Критерии успеха основываются на вашем плане.Например, вы запланировали отправить письма 100 клиентов. Сколько положительных ответов на ваш запрос достаточно, чтобы считать гипотезу подтверждённой?

Пример: 15% из опрошенных, но не менее 5 клиентов, согласятся на покупку без триала. Процент хорошо использовать для общего понимания ваших конверсий, но ориентироваться только на него нельзя: из 20 клиентов 15%, то есть 3 клиента,подтвердили покупку. Но является ли это показательным?

4. Факты

В процессе выполнения вашего плана вы фиксируете все получаемые результаты.Это даст возможность в дальнейшем формулировать четче критерии успеха и оптимизировать работу по проверке. Кроме того, факты, не относящиеся напрямую кгипотезе, также могут быть крайне полезны (например, при формировании ценностного предложения).

Пример: Составлено КП без триала. Разослано 50 писем по базе потенциальных клиентов. 8 клиентов (16%) согласились купить наш продукт (выставлен счет). 5 писем не дошли до адресата. 10 клиентов готовы купить продукт в случаи снижения цены.

5. Выводы

Из полученных фактов необходимо сделать прямой вывод о гипотезе, и зафиксировать, что вам дала дополнительная информация, полученная в ходепроверки гипотезы. Эти выводы будут качественно влиять на ваши дальнейшие действия.

Пример: SUCCESS. Нет необходимости делать триал, клиенты готовы покупать продукт сразу. Можно закладывать 10% возвратов писем при расчёте конверсии будущих рассылок. Стоит подумать об изменении тарифной сетки.

Такой метод проверки гипотез подтвердил свою эффективность на примере большогоколичества проектов.

В заключение, хочу пожелать начинающим предпринимателям успешных гипотез. Хотя стоит заметить, что fail - это тоже отличный результат!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Приступая к написанию дипломной работы, студенты сталкиваются с необходимостью сформулировать гипотезу исследования .

  • Что такое гипотеза и какую роль она играет в научном исследовании?
  • Как выдвинуть гипотезу для своей работы?
  • Как сформулировать ее и включить в текст введения к диплому?

Понятие гипотезы в дипломной работе и ее место в структуре исследования

Слово «гипотеза» переводится с греческого как предположение. Этот перевод практически полностью раскрывает суть гипотезы как элемента научного исследования. Словарь Ожегова определяет ее как научное предположение, выдвигаемое для объяснения тех или иных явлений. Из этого и следует исходить при формулировании гипотезы.

На первый взгляд, гипотеза – это всего лишь несколько фраз во введении к работе. На самом же деле ее роль крайне велика. Этим нескольким утверждениям должна быть подчинена вся работа. Анализ научной литературы, которому обычно отводят целую главу, делается с целью уточнения понятий и научных фактов, связанных с предметом исследования.

Само исследование – эмпирическая часть работы. Выполняется непосредственно с целью проверки гипотезы. В заключении диплома сводятся воедино все собранные факты и делается вывод о том, подтвердилась ли гипотеза. Таким образом, гипотеза определяет структуру работы и отбор научного материала.

В гипотезе проявляется вся научная значимость исследования, так как она представляет собой переход от имеющихся научных фактов к новому знанию, которое автор добывает в ходе своего исследования.

Требования к гипотезе

Гипотеза исследования должна соответствовать нескольким параметрам:

  • Связь с установленными научными фактами (гипотеза не должна противоречить имеющимся научным данным);
  • Проверяемость (гипотеза должна быть такой, чтобы в дальнейшем тексте работы можно было провести ее проверку с помощью теоретических или эмпирических методов);
  • Неочевидность (нельзя предлагать в качестве гипотезы научные факты, которые не вызывают сомнений. Например, в качестве гипотезы не подойдет утверждение: «Предполагается, что в Конституции РФ заложены фундаментальные основы всех отраслей российского права» ).

Формулировка гипотезы обычно включает в себя фразы: «Предполагается, что…», «Если…, то…» , «На основании … мы выдвигаем гипотезу, что…» .

Классификация гипотез

Гипотезы бывают нескольких видов.

По функциям исследовательского процесса выделяют два вида гипотез:

  • описательные;
  • объяснительные.

Описательные гипотезы посвящены изучению свойств исследуемого объекта. Они могут быть посвящены наличию в его структуре того или иного элемента или существованию какого-либо объекта как такового. Например, может быть выдвинута описательная гипотеза о правовой природе права на образование: «Предполагается, что обязательность образования не превращает данное право в обязанность субъекта права, а является элементом механизма реализации права на образования» .

Объяснительные гипотезы отвечают на вопросы о причинно-следственных связях между объектами исследования. Они могут быть посвящены условиям, при которых достигаются те или иные благоприятные социальные эффекты. Примером объяснительной гипотезы может служить следующее предположение: «Мы предполагаем, что совершенствование корпоративной культуры работников образовательной организации приведет к повышению качества образования в данной организации» .

Гипотезы также различаются в зависимости от объекта исследования: они могут быть общими, частными и единичными. Общие гипотезы охватывают крупные понятия и явления природы или общественной жизни, в то время как единичные гипотезы имеют дело с причинами и следствиями отдельных фактов.

Правила формулирования гипотезы

Несмотря на то что гипотеза исследования прописывается на одной из первых страниц дипломной работы, она не может появиться у студента в самом начале исследования.

Первоначально нужно изучить предмет исследования, познакомиться с научными работами по теме, а затем уже выдвигать собственные предположения по поводу проблемы исследования. Грамотным подходом будет формулирование рабочей гипотезы после знакомства с научной литературой и ее корректировка после получения эмпирического результата.

Этапами формирования гипотезы будут следующие:

  1. Отбор группы фактов, которые нуждаются в научном объяснении и не укладываются в существующие теории;
  2. Формулирование предположения, способного объяснить выявленные факты;
  3. Тщательная проверка высказанного предположения, изучение его следствий;
  4. Проверка полученного утверждения на соответствие имеющимся научным данным;
  5. Становление гипотезы в качестве научного факта.

Выводы

Как мы видим, написание гипотезы к дипломной работе – важный этап научного исследования. Гипотеза включается во введение работы и служит стержнем, на который нанизываются все собранные факты и которому служат проводимые исследования. Ее подтверждение или опровержение обязательно указывается в заключении работы и служит тем новым научным знанием, обнаружению которого служит вся работа.

Дистанционный образовательный проект для учащихся 7-х-11-х классов «Лестница успехов». 2007 год

_____________________________________________________________________________


Гипотеза исследования. Методы исследования

Не бойся необычных идей и "сумасшедших" ответов!
Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях!
Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия!

Установив необходимость проблемной ситуации для организации исследования и определения его (исследования) темы попробуем определиться с методами и приемами ее разрешения.

Нельзя разрешить проблему, не наметив пути ее разрешения. Мы можем найти пути решения проблемы, только, если допустим факт возможности или невозможности. То есть, для разрешения проблемы необходимо что-то предположить или допустить. Согласно, энциклопедическим данным, любым предположением или догадкой может выступать гипотеза. Следовательно, для того чтобы найти пути решения проблемной задачи, необходимо выдвинуть гипотезу.

Сначала попробуем разобраться, что такое гипотеза, какие гипотезы бывают, и какими характеристиками она должна обладать.

Гипотеза одновременно может быть научно-обоснованным предположением, совокупностью воздействий и системой мер по реализации задач исследования.

Приёмы построения гипотез различаются по форме, уровню, характеру, механизму формирования, логической структуре и функциональному назначению.


Форма

«если…, то…»

«если…, то…, так как...»



Уровень

Эмпирическое исследование

Теоретическое исследование



Характер

Модификационная

Революционизирующая



Механизм формирования

Простые: индуктивные или дедуктивные

Комплексные: индуктивно-дедуктивные



Логическая структура

Линейная (1 предположение)

Разветвлённая (возможные следствия)



Функциональное назначение

Объяснительная

Предсказательная

Смешанная

Форма гипотезы заключается в применении при формулировании и написании текста гипотезы своеобразной формулы: "если..., то..., так как...". При этом выражение "так как", направленное на раскрытие сущности явления, построения причинно - следственных связей, применяется, как правило, для гипотез, соответствующих теоретическому уровню исследования.

Уровень гипотезы заключается в ее соответствии уровню проводимого исследования: эмпирического или теоретического.

Поскольку эмпирическое исследование основывается на результатах опыта, то и гипотеза формулируется о предположении изменения (либо не изменения) конкретного явления или факта, т.е. эмпирическое исследование и его гипотеза выступают в функции установления новых фактов для последующего развития теории.

Для теоретического уровня исследований гипотеза формулируется с целью проверки теоретического знания, например, следствия из теории. Специфика гипотезы данного уровня заключается в том, что она является, как и теоретическое исследование, обобщающей и применимой для целой группы изучаемых объектов или явлений, направленной на раскрытие их сущности, установлением причин взаимосвязей между параметрами, подлежащими экспериментальному исследованию.

По своему функциональному предназначению гипотезы могут делиться на виды.



По содержанию гипотезы делятся на:

  • гипотезы информационного характера

  • гипотезы инструментального характера.
Гипотезы информационного характера формулируются обычно на начальном этапе исследования (либо характерны для начинающих исследователей) и несут в себе зависимость от одной переменной. Другими словами, экспериментатор, начинающий исследование, строит предположение о том, как и каким образом можно достичь поставленной цели исследования. (Если сделать так..., то получится эффект...)

Переходя к формулировке многофакторного содержания гипотезы, исследователь переводит ее содержание в инструментальный характер, который уже предполагает построение системы мер, управляющих воздействий, обеспечивающих достижение цели исследования.

По механизму формирования гипотезы можно разделить на простые (индуктивные и дедуктивные) и комплексные (индуктивно-дедуктивные).


Механизм построения гипотезы

Простая гипотеза

Основа построения

Результат

Логическая цепочка

Индуктивная

Наблюдение факта или явления

Предсказание обобщения

От частного к общему

Дедуктивная

Анализ теоретического материала

Предсказание возможностей (следствий) из общей закономерности

От общего к частному

Кратко рассмотрим механизм построения индуктивной гипотезы. Он заключается в построении на основе наблюдаемого опыта или данных фактов предсказательного обобщающего заключения, относящегося к группе явлений, подобных изучаемому. Ход мыслей экспериментатора - от частного к общему включает принятые исследователем допущения, разработанные на их основе предположения, индуцированную из них гипотезу.

Дедуктивная гипотеза строится из общего теоретического положения путем разработки ряда предположений, вытекающих из него. Из выдвинутых предположений дедуцируются выводы-допущения. Ход мыслей экспериментатора - от абстрактного (общего) к конкретному.

Индуктивно-дедуктивная гипотеза включает в себя элементы двух предыдущих типов гипотез, содержит последовательность процедур синтеза теоретических фрагментов - допущений в новое теоретическое знание, на основе анализа которого дедуцируется предсказание неизвестных ранее сторон и свойств изучаемого объекта.

По своему характеру гипотеза может быть революционизирующей (выдвижение принципиально нового положения) или модификацией известных законов, исходя из предположения о том, что некоторые законы существуют в областях, где действие их еще не выявлено.

По логической структуре гипотезы могут носить линейный характер, когда выдвигается и проверяется одно предположение, или разветвленный, когда необходима проверка нескольких предположений.


Главная характеристика гипотезы исследования

При формулировании гипотезы необходимо учитывать такую важную ее характеристику как проверяемость, которая предполагает наличие адекватных способов или приемов проверки данной гипотезы.

Как сформулировать гипотезу?

Существует множество методов построения гипотез (по сути - поиска новых идей). Назовём лишь некоторые из них. Это:

Мозговая атака - коллективный метод поиска новых идей и решений.

Аналогия символическая - аналогия, с помощью которой проблема описывается несколькими словами обобщенно.

Метод ассоциации основан на способности человека так, преобразовывать полученные ранее знания, чтобы их можно было использовать для новых условий.

Метод инверсии, предусматривающий рассмотрение задачи с противоположных позиций по отношению к принятым.

Попробуем разобрать проблемную ситуацию более конкретно. Попытаемся подойти к осмыслению объекта или явления, вызвавшего интерес с различных сторон, на элементарном примере.

Проблемная ситуация. Мне нравится не очень сладкое варенье, и я пробовала добавлять при варке меньше сахара, чем по рецепту, но такое варенье хранится очень недолго. Как приготовить не слишком сладкое варенье, которое будет долго храниться и не испортится?

Сформулируем некоторые возможные гипотезы. Попытаемся выдвинуть гипотезу, для чего воспользуемся несколькими приемами формулировки (построения) гипотезы из вышеуказанных.

Гипотеза №1. Если варить варенье дольше, то оно будет хорошо храниться.

Гипотеза №2. Если сваренное по измененному рецепту варенье поместить в холодильник, то оно будет храниться значительно дольше.

Гипотеза №3. Попробую, найти другой рецепт варенья, для которого требуется меньше сахара.

Гипотеза № 4. Если изменить технологию обработки банки для хранения варенья, то варенье храниться дольше.

Гипотеза №5. Если я сварю варенье из других ягод (несладких) и добавлю необходимое по рецепту количество сахара, то варенье дольше сохранится.

Гипотеза № 6. Возможно, что я так и не смогу приготовить варенье по вкусу.

Итак, перед нами стоит проблема, и мы предположили варианты ее разрешения. Как можно убедительно доказать правильность или ошибочность своих размышлений? Как проверить свои догадки (гипотезы)?

Способы проверки гипотезы.


  1. на основе логики и анализа имеющихся знаний, полученной информации,

  2. на основе наблюдений, опытов, экспериментов,
Следующий этап работы - наметить пути проверки своих предположений, выбрать методы исследования и разработать программу эксперимента.

Итак, приступить к разрешению проблемной ситуации можно, выдвинув гипотезу основываясь на имеющихся знаниях, опыте, пофантазировав, и применяя при этом, методы поиска новых идей, и определившись со способами проверки гипотезы.

Методы исследования

Знания, не рожденные опытом,

матерью всякой достоверности,

бесплодны и полны ошибок .

Леонардо да Винчи

Метод - это совокупность способов и приемов развития научного знания. Методы исследования должны быть определены уже на этапе формирования гипотезы. Цель науки и заключается в том, чтобы при помощи доступных, точных, современных и надежных методов объяснить явления, их сущность, важность, причинные связи и т. п. Следовательно, м етод - это инструмент , способствующий прогрессу в научном познании. Сформированность научных методов является показателем уровня развития той или иной научной дисциплины. При этом метод должен быть определен и заложен в гипотезу на уровне ee формирования.

Классификация методов исследования


Методы или комбинация используемых методов должны быть отобраны так, чтобы проверить возможность применения гипотезы, теории, модели для конкретной ситуации.

Выбранные методы исследования должны обеспечить:


  • достоверность - достаточность для объективной характеристики явления или объекта;

  • валидность - адекватность выбранного признака показателя тому, что именно хочет оценить экспериментатор
В свою очередь, исследователь должен:

  • полностью владеть информацией о переменных и исследуемых факторах, их возможной группировке;

  • выбрать метод исследования и владеть им;

  • изучить все возможные ошибки, возникающие вследствие объективных и субъективных причин.
Таким образом, важной проблемой выбора методов исследования является обоснованность выбора, что обеспечивает корректность самого метода. Методы должны соответствовать цели исследования, а выводы, сделанные в работе, соответствовать выбранным методам. Об этом не стоит забывать в самом начале планирования исследования. Следующий момент, обеспечивающий корректность метода – это его доступность возрастной группе юных исследователей. Под доступностью в данном случае, мы подразумеваем и наличие необходимого оборудования или источников информации, и сформированность у исследователей умений этим оборудованием пользоваться, а также понять текст из источника информации.

Далее, выбранные методы должны обеспечивать достаточность получения информации и обеспечить её (информации) достоверность. При использовании метода должны выполняться ВСЕ требования методики. Элементарный пример: школьники проводят изучение качества очистки питьевой воды с целью выявления соответствия её требованиям СанПиН. При этом выбраны методы качественного и количественного анализа водопроводной воды. На первый взгляд всё правильно. Однако местом отбора проб служат домашние краны, а состояние водопроводных сетей в домах, где живут ребята, значительно отличается друг от друга. И по факту, школьники проводят исследование состояния водопровода в каждом конкретном доме.

Иногда корректность выбранных методов исследования плавно переходит в гуманность. Одно дело исследовать отрицательное влияние, предположим, некоторой вредной среды на некоторые живые организмы и хладнокровно констатировать факт гибели данных живых организмов, и совсем другое дело создавать условия, ведущие к гибели организмов самому. Это неизбежно при проведении научных исследований, наука требует не меньших жертв, чем красота. Практически любое коллекционирование, к примеру, связано с гибелью живых организмов. Но встречаются работы, в которых данные методы не обоснованы поставленными задачами и их результаты запрограммированы элементарной логикой и вряд ли нуждаются в подобного рода подтверждениях.
Анализ и синтез (теоретические методы исследования)

К теоретическим методам исследования относятся анализ и синтез.


Если в качестве примера взять традиционные действия учителя на уроке, то при проведении анализа исследователь может расчленить их на отдельные компоненты и проанализировать их порознь. Но для исследователя описания отдельных действий учителя на уроке мало, он должен объединить эти действия и отметить, какие изменения происходят в действиях учащихся при изменении действий учителя. То есть провести синтез.

! Анализ и синтез тесно связаны между собой.

При анализе документальных материалов опять же различают два способа:


  • традиционный , классический, под которым понимается интерпретация исследователем информации, содержащейся в документальных материалах и выявление их сути;

  • качественный анализ предполагает выявление авторства документа и времени его создания, целей, обстановки, вызвавшей появление документа.
При проведении исследования важна ещё одна теоретическая процедура – СРАВНЕНИЕ. При сравнении исследователь должен прежде всего определить основу сравнения - критерий – признак, по которому данное сравнение проводится.

В исследованиях школьников нам придётся чаще всего иметь дело преимущественно с тремя видами сравнения:


  • сравнение явлений или объектов по одному признаку (например, сравнение скорости падения предметов разной площади, но одной массы);

  • сравнение однородных явлений или объектов по нескольким признакам (например, сравнение знаний и умений учащихся из контрольных и экспериментальных групп по скорости усвоения знаний, прочности усвоения знаний, умению творчески использовать знания);

  • сравнение различных этапов в развитии одного явления (например, сравнение жизненного цикла у растений одного вида в городе и в лесу весной, летом и осенью).
! Надеемся, что Вы уже обратили внимание, что теоретические методы исследования необходимы и для проведения практического (эмпирического исследования).
Наблюдение (эмпирические методы исследования)

Наблюдение - непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация явлений и процессов.


  • Любое эмпирическое исследование должно начинаться с наблюдения и анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме.

  • Хронологически наблюдение является первым методом, применяемым многими науками, в том числе педагогикой, психологией, социологией, физиологией.
Сущность метода наблюдения состоит в том, чтобы…

  • наблюдать,

  • замечать все мелочи,

  • следить за осуществлением определенной деятельности,

  • следить за развитием ситуации,

  • систематизировать и группировать факты.
П

лановость проявляется в:

    • предварительном изучении материалов и анализе явлений,

    • в подготовке к проведению наблюдения,

    • а также в том, что заранее намечаются все этапы процесса наблюдения,

    • определяются формы записей и т. п.
! Эти моменты нельзя недооценивать. Если их игнорировать, то может непроизвольно измениться целенаправленность наблюдения, приняв случайный и поверхностный характер.

Систематичность предполагает последовательную работу, исключающую фрагментарность наблюдений, при которой может:


  • возникнуть искаженное представление об объекте,

  • переоценка несущественных показателей,

  • произойти недооценка важных показателей
Такая опасность появляется преимущественно при наблюдении за явлениями, подверженными постоянным изменениям. Только систематическое наблюдение позволяет получить объективную оценку об объекте или явлении.

Основные требования к методу наблюдений.


  1. Наблюдение должно иметь определенную цель.

  2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану.

  3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены.

  4. Явления или объекты следует наблюдать в реальных естественных условиях (если наблюдение не является фазой эксперимента).

  5. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сравниваемыми.

  6. Повторение наблюдения следует проводить через равные промежутки времени.

  7. Желательно, чтобы наблюдатель знал (предвидел), какие ошибки могут иметь место при наблюдении, и предупреждал их.
Анализ материалов наблюдения.

Надежность информации при наблюдении во многом зависит от способа регистрации наблюдаемого, от того, как ведутся записи. Любое эмпирическое исследование должно начинаться с наблюдения и анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме

Опрос (эмпирические методы исследования)
Одним из самых распространенных в исследованиях является метод опроса. Опрос предполагает получение ответов на задаваемые исследователем вопросы.

Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого.

Опрос позволяет получить информацию о ценностных ориентациях, аттитюдах, мнениях и оценках, мотивах поведения, организационном климате и т. д.

Различают три разновидности опроса:


  • анкетирование - письменный заочный опрос;

  • интервью - устная беседа, очный опрос;

  • социометрический опрос.
Достоинством анкетного опроса, благодаря которому он имеет широкое распространение, является возможность получения значительного объема эмпирической информации в короткие сроки. Анкета заполняется самими респондентами.
Анкетирование (эмпирические методы исследования)
Анкета (опросный лист) представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов или пунктов (items).

Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловлены особенностями конструирования включенных в анкету вопросов. Это предъявляет определенные требования к их формулировке.


При подготовке вопросника нужно исходить из следующих правил формулирования вопросов:

1. Вопрос должен соответствовать целям и задачам исследования

2. Каждый вопрос должен быть логически отдельным.

3. Формулировка вопроса должна быть понятна для всех опрашиваемых, поэтому следует избегать узкоспециальных терминов. Вопросы должны соответствовать уровню развития респондентов, в том числе уровню наименее подготовленных.

4. Не следует задавать слишком длинных вопросов.

5. Следует стремиться к тому, чтобы вопросы стимулировали респондентов к активному участию в опросе, повышали их интерес к исследуемой проблеме.

6. Вопрос не должен внушать ответ, навязывать респонденту тот или иной его вариант. Он должен формулироваться нейтрально.

7. Должен быть соблюден баланс возможных положительных и отрицательных ответов. В противном случае вопрос может внушить респонденту направленность ответа.


Вопросы (эмпирические методы исследования)

По содержанию все задаваемые вопросы подразделяются на две большие группы: вопросы о фактах и событиях и вопросы об оценках респондентами этих событий.

В первую группу входят вопросы о поведении и деятельности респондента, а также вопросы, касающиеся его жизненного пути. Ко второй группе относятся оценочно-отношенческие вопросы типа: «Как бы Вы оценили...? Как вы относитесь...?»

Каждый из этих двух блоков вопросов обладает своей спецификой.

Качество опроса в значительной степени зависит от того, насколько опрашиваемые могут и хотят искренне отвечать на поставленные вопросы. Нередки случаи, когда респонденты отказываются давать или намеренно искажают свою оценку тех или иных событий, затрудняются отвечать на вопросы о мотивах своего поведения.

По функциям различают четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Если основные вопросы предназначены для получения информации об организационных фактах, то назначение фильтрующих вопросов - отсеять некомпетентных респондентов. Функция контрольных вопросов - уточнить правдивость ответов на основные вопросы.

Это своеобразная модификация основного вопроса, его иная словесная формулировка. Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом и преодолеть возможное отчуждение.

В зависимости от структуры вопросы бывают открытые и закрытые. В открытых вопросах респондент сам формулирует ответ. В закрытых содержится перечень вариантов ответов, и опрашиваемый выбирает из этого «веера» тот ответ, который для него приемлем.

Выделяют три разновидности закрытых вопросов:

1) «да-нет»;

2) альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных;

3) вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов.

Такой вопрос может выглядеть следующим образом:

Укажите, в каких ситуациях у вас возникали конфликты с другими работниками в течение двух последних месяцев:

1) при выполнении моей непосредственной работы;

2) при необходимости делиться своим опытом;

3) при необходимости получения помощи от других сотрудников;

4) при необходимости заменять отсутствующих сотрудников;

5) в других случаях (укажите, каких).

Выбор ответа из набора предложенных вариантов предполагает возможность возникновения организационных конфликтов в целом ряде названных ситуаций.

Для более компактного расположения вопросов в анкете

их можно представить в табличной форме, хотя нередко заполнение анкеты с вопросами-таблицами вызывает у некоторых людей затруднения.

Анкета не является простой суммой вопросов, она имеет определенную структуру. Чтобы установить размер анкеты, количество вопросов в ней, следует руководствоваться целью исследования, предвидеть результаты анкетирования и их практическое использование. Анкета, как правило, состоит из трех частей: вводной, основной и биографической. Вводная часть - это обращение к опрашиваемому, где указываются цель опроса, условия анонимности опроса, направления использования его результатов, правила заполнения анкеты.

В основной части анкеты содержатся вопросы о фактах, поведении, продуктах деятельности, мотивах, оценках и мнениях респондентов.

Последняя часть анкеты включает вопросы о социально-демографических и биографических данных опрашиваемого.


Интервьюирование (эмпирические методы исследования)

Интервьюирование наиболее часто применяется в случаях:


  • при составлении программы организационно-психологического исследования (если в поле исследования включена организация);

  • если в исследовании принимает участие очень небольшое число респондентов;

  • если мнение респондента особо важно (его мнение является мнением эксперта в данном вопросе).

Направление интервью задается изучаемой проблемой, а также целями исследования.

В зависимости от степени жесткости схемы, по которой ведется интервью, различают два вида:


  • стандартизированное

  • нестандартизированное
Достоинством стандартизированного интервью является возможность привлекать к его проведению лиц без специальной исследовательской подготовки. При его проведении не следует спрашивать о том, о чем можно узнать из форм статистической отчетности и других документов.

Нестандартизированное интервью предполагает возможность варьирования последовательностью, формулировками, числом задаваемых вопросов и отличается от стандартизированного большей гибкостью. В то же время последнее обеспечивает большую сравнимость информации и оперативность при обобщении результатов

Важно выбрать удобное время и место проведения анкетирования и интервьюирования.

Это поможет выявить истинные мнения респондентов, иногда сдерживаемые неприемлемыми для них условиями проведения опроса.

К ним можно отнести присутствие других лиц, дефицит времени и т. п. В этих случаях опрашиваемые могут высказывать не свое личное мнение, а прятать его за наиболее распространенным.

Важно также создать дружескую атмосферу опроса. Для этого следует использовать вступительное слово эксперта и своеобразный психологический «разогрев».


Социометрический опрос (эмпирические методы исследования)

Специфической разновидностью опроса является социометрический опрос.

Термин «социометрия» в переводе означает измерение социальных отношений.

Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами рабочей группы и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в ней.

Основным инструментом проведения социометрического опроса является социометрическая карта (социокарта), которая заполняется каждым членом организационной группы.

Анализ социометрических карточек позволяет установить различные проявления межличностных отношений:


    • предрасположенность

    • предпочтение (положительный выбор)

    • отвержение

    • избегание (отрицательный выбор)

    • оставление без внимания

    • игнорирование

Литература
1. Александр Пентин. Учебное исследование и то, что им не является. http://www.lgo.ru/model10.htm

2. КлименюкА.В., Калита А.А., Бережная Э.П. Методология и методика педагогического исследования. Постановка цели и задач исследования. К., 1988. – 100с.-С.37

3. Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» Самара 2003 г.

4. http://www.abitu.ru/researcher/development/ist_0003.html – А.В. Леонтович. Материал посвящен проблеме применения исследования как средства развития современного образования.

4. Intel ® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft) 4-е издание, М, 2004, общая редакция Е.Н. Ястребцевой и Я.С. Быховского.

5. Алхимия проекта: Методические разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel ® «Обучение для будущего», под редакцией Е.Н. Ястребцевой и Я.С. Быховского, М, 2004.

6. http://www.zarealie.nm.ru/u15.htm - пирамида Блума

7. http://www.iteach.ru/ сайт образовательной программы Intel " TeachtotheFuture".

8. Презентационные материалы методиста МОУ ДПОС «Центр медиаобразования» г. Тольятти Тиссен Елены Гергардовны.

9. http://www.iteach.ru/metodika/buharkina Дидактический материал «Практическая работа по теме «Разработка учебного проекта»», старший научный работник лаборатории дистанционного обучения ИОСО РАО к.п.н Бухаркина М.Ю., Москва 2003 г.


10. http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/4.htm МЕТОД ПРОЕКТОВ

д.п.н., проф. ПОЛАТ Е.С., ИОСО РАО


11.http://www.researcher.ru/methodics/home/a_xmi1t.html Теоретические, эмпирические и фантастические темы исследования в домашнем обучении. Савенков Александр Ильич «Теоретические» исследования
12. http://www.researcher.ru/teor/teor_0007.html Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности. Борзенко Владимир Игоревич – кандидат физико-математических наук, Обухов Алексей Сергеевич – кандидат психологических наук.

МОУ ДПОС «Центр медиаобразования», г. Тольятти

Web -сайт проекта «Лестница успехов»: http://www.mec.tgl.ru/ раздел «Дистанционные проекты»

e-mail: [email protected]