1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение об электронном учебно-методическом комплексе (ЭУМК)

в частном образовательном учреждении высшего образования «Таганрогский

соответствии с актуальными документами федерального уровня в области

образования и локальными нормативными актами Института.

1.2. Настоящее Положение об электронном учебно-методическом комплексе

дисциплины определяет его состав и устанавливает основные требования к элементам ЭУМК, процедуру разработки, утверждения и модернизации, а также определяет систему контроля качества материалов и использования в учебном процессе.



1.3. Настоящее Положение является обязательным для применения в образовательной деятельности Института, а также для планирования и организации работ по совершенствованию учебно-методической базы.

1.4. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения ректором ТИУиЭ и является действующим до его отмены.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭУМК

2.1. Электронный учебно-методический комплекс представляет собой электронный ресурс, поддерживающий проведение всех видов занятий по дисциплине, содержащий информационные, теоретические, практические, методические, контрольно-измерительные материалы, а также элементы информационного взаимодействия (опрос, форум, чат), подготовленный с использованием системы электронного обучения MOODLE.

2.2. Целью создания ЭУМК является достижение необходимого качества подготовки по всем направлениям обучения, включая обучение с элементами дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС); создание единой структуры и базы данных учебно-методических материалов института.

2.3. Основная задача ЭУМК – оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, способствующими качественной подготовке специалистов, внедрению инновационных педагогических технологий и активных методов обучения в преподавание учебной дисциплины, правильному планированию и организации самостоятельной работы обучающихся, контролю результатов их обучения.

3. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ГОСТ 7.60-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Термины и определения».

Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2014 № 31823).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. №1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры".

Письмо Минобрнауки РФ от 13.05.2010 № 03-956 "О разработке вузами основных образовательных программ" (вместе с "Разъяснениями разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования").

Стандарт ТИУиЭ «Положение об организации учебного процесса по основным образовательным программам в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов» СМК-П-2-02.03.2014. Введен приказом ректора от 10.12.14г. №118.

Стандарт ТИУиЭ «Положение о фонде оценочных средств для контроля качества образования студентов по основной образовательной программе» СМКП-2-02.10.2014 Введен приказом ректора от 10.12.14г. №118.

4. СОСТАВ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПОДИСЦИПЛИНЕ

4.1. Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в ЭУМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике и в будущей профессиональной деятельности.

4.2. Обязательный состав ЭУМК включает следующие материалы:

рабочая программа дисциплины, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС и учитывающая направление и профиль образовательной программы (по утвержденному шаблону).

электронный курс лекций для поддержки теоретической составляющей дисциплины, включающий вопросы по каждой теме/разделу для самоконтроля;

средства поддержки практических (лабораторных) занятий, если они предусмотрены учебным планом;

практическое руководство по выполнению заданий самостоятельной работы студентов (задачник с примерами решения задач, расчетно-графические работы, руководство по созданию проектов, баз данных и т.д.) и методические рекомендации по их выполнению (в т.ч. требования к оформлению);

график текущего контроля;

перечень самостоятельных и контрольных работ, включенных в текущий контроль;

средства для промежуточного контроля знаний (тесты; вопросы для подготовки к зачету/экзамену).

4.3. Дополнительные материалы могут включаться в ЭУМК по решению преподавателя:

электронные ресурсы (электронное учебное пособие, компьютерный практикум, компьютерный тренажер и т.п.);

презентации лекций; видеолекции;

дополнительное мультимедийное сопровождение (аудио и видеоматериалы;

учебные фильмы);

задания для практических занятий в электронном виде;

рабочие тетради;

глоссарий;

хрестоматии, справочники, нормативные документы;

дополнительные тесты по дисциплине (для тренировочного тестирования);

ссылки на сетевые ресурсы в открытом доступе, содержащие базы данных, справочные системы, электронные словари, справочные материалы, периодические издания, научную литературу и прочие материалы, рекомендуемые для использования в учебном процессе).

4.4. Требования к оформлению электронных материалов, входящих в ЭУМК приведены в Приложении 1.

5. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ МАТЕРИАЛОВЭУМК

5.1. ЭУМК разрабатывается преподавателем кафедры (коллективом преподавателей), обеспечивающим преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом по направлению и уровню подготовки для всех форм обучения.

5.2. Ответственным за организацию разработки ЭУМК является заведующий кафедрой, за которой закреплена дисциплина.

5.3. ЭУМК должен быть разработан в полном объеме не позднее семестра, предшествующего семестру, в котором изучается данная дисциплина. Срок разработки ЭУМК, автор (авторы) устанавливаются кафедрой, за которой закреплена дисциплина, фиксируются протоколом заседания кафедры.

5.4. Подготовка элементов ЭУМК включается в индивидуальный план работы преподавателя (раздел учебно-методическая работа).

5.5. Разработанный ЭУМК (электронная версия) и комплект сопроводительных документов (Приложение 2), включающий титульный лист ЭУМК, перечень материалов ЭУМК и лист изменений, представляются на кафедру для проведения содержательной экспертизы. Результаты содержательной экспертизы утверждаются на очередном заседании кафедры. На титульном листе ЭУМК заведующим кафедрой проставляется виза «Рекомендовано». Автор получает выписку из протокола заседания кафедры.

5.6. ЭУМК согласовывается с руководителем ООП, в рамках которого реализуется дисциплина; виза согласования проставляется на титульном листе ЭУМК.

5.7. ЭУМК утверждается на заседании методического совета института, что подтверждается выпиской из протокола заседания.

5.9. Утвержденный ЭУМК и комплект сопроводительных документов предоставляется в информационно-аналитическое управление (ИАУ) для проведения программно-технологической экспертизы, которая определяет работоспособность отдельных элементов ЭУМК. Сотрудник ИАУ проверяет соответствие элементов ЭУМК представленному перечню и заполняет регистрационную карту.

5.10. При наличии положительных экспертных оценок ЭУМК размещается в электронной образовательной среде (ЭОС) института автором и/или сотрудником ИАУ.

5.11. После размещения ЭУМК в ЭОС института сотрудником ИАУ проводится проверка технической готовности ЭУМК к использованию в учебном процессе;

дата фиксируется в регистрационной карте.

5.12. Апробация материалов ЭУМК проводится в течение первого года реализации ЭУМК. Основная задача апробации – проверка качества информационнометодического обеспечения дисциплины, оценка усвоения студентами учебного материала и степени достаточности.

5.13. ЭУМК может корректироваться или дополняться. В этом случае изменения обсуждаются на заседании кафедры, подтверждаются выпиской из протокола заседания кафедры, вносятся в лист изменений и утверждаются руководителем ООП.

6. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ЭУМК

6.1. Соответствие требованиям, предъявляемым к учебным, учебно-методическим, методическим материалам: научность, информационная насыщенность, актуальность, практическая направленность, использование инновационных технологий в образовании.

6.2. Соответствие требованиям к квалификационной характеристике выпускника, установленным ФГОС высшего и среднего профессионального образования по соответствующему направлению/уровню и указанных в матрице компетенций образовательной программы (ОП).

6.3. Соответствие требованиям ОП и паспорта специальности (выполнение трудовых функций, соответствующих уровню подготовки).

6.4. Соответствие целям реализации ОП по конкретному направлению/уровню.

6.5. Соответствие содержания фонда оценочных средств по дисциплине матрице компетенций ОП (текущий контроль / промежуточный контроль).

6.6. Соответствие списка основной и дополнительной литературы, указанного в ЭУМК, перечню литературы, имеющейся в библиотеке ТИУиЭ/ЭБС.

6.7. Соответствие структуры ЭУМК перечню основных элементов, указанных в п.4 настоящего Положения.

7. УЧЕТ ЭУМК

7.1. ЭУМК должны быть разработаны, утверждены и размещены в ЭОС института в соответствии с данным Положением.

7.2. Реестр ЭУМК составляется руководителем ОП в строгом соответствии с действующим Рабочим учебным планом (РУП) по каждой образовательной программе направления и уровня подготовки обучающихся в институте.

7.3. Реестр ЭУМК передается на кафедры-разработчики ЭУМК и в ИАУ.

7.4. Учет ЭУМК и их изменений ведется:

на выпускающей кафедре под контролем руководителя ОП;

на кафедрах-разработчиках ЭУМК;

в Информационно-аналитическом управлении.

7.5. Исключение ЭУМК из ЭОС осуществляется на основании решения Ученого совета факультета по причине прекращения функционировании дисциплины.

7.6. Сотрудником ИАУ вносится соответствующая запись в реестр о прекращении реализации ЭУМК с указанием причины.

–  –  –

Требования к электронным материалам, входящим в состав ЭУМК Требования, предъявляемые к курсу лекций в электронном виде

1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ

титульная страница (вуз, кафедра, название курса лекций, Ф.И.О. лектора и т.п.);

краткая аннотация курса лекций;

в конце каждой темы список контрольных вопросов;

2 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

3.1 Требования к расположению материала на страницах Единый стиль размещения учебного материала (заголовков, таблиц, рисунков и основного текста). Расположение заголовков и основного текста на каждой странице должно быть одинаковым.

Пояснения к иллюстрациям (рисункам, схемам, диаграммам и т.п.) должны располагаться под ними, названия таблиц должны располагаться над таблицами Формулы желательно размещать в центре экрана (для наглядности их можно выделять начертанием (курсивом, полужирным)) Основной текст не должен выходить за рамки страницы. Текст в таблицах, диаграммах, рисунках, схемах не должен выходить за пределы их области В ячейках таблицах следует использовать орфографически-правильные переносы Большие таблицы по возможности следует разбивать на несколько более мелких

3.2 Требования к шрифтовому оформлению Единый шрифт для основной информации, при этом необходимо учитывать читабельность шрифта. Шрифты без засечек (Arial, Verdana, Tahoma) более читабельны в электронных текстах.

При оформлении основного текста следует использовать только строчные буквы (исключить написание прописными буквами всего текста) Единый шрифт и размер для заголовков одного уровня, при этом необходимо учитывать читабельность шрифта (например, Arial 14 пт.).

3.3 Требования к цветовому оформлению Необходимо соблюдать единый стиль (шаблон) оформления текста в пределах одной лекции или всего конспекта Необходимо соблюдать единство и гармоничность стилистического оформления для всех элементов в пределах одной лекции или всего конспекта (текста, таблиц, схем, диаграмм и т.п.)

3.4 Требования по выделению учебного материала Для выделения ключевой информации необходимо использовать полужирное начертание шрифта С целью выделения ключевой информации не допускается подчеркивание текста, так как оно ассоциируется с гиперссылками Термины, определения, формулы, выводы рекомендуется выделять курсивом Для структурирования и наглядности текста желательно использовать нумерованные и маркированные списки (следует выбрать единый формат номера и/или знак маркера для оформления всех элементов списка, в том числе для многоуровневого списка) Гиперссылки должны быть четко обозначены подчеркиванием

Требования, предъявляемые к презентациям

1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ

титульный слайд (вуз, кафедра, название курса лекций, Ф.И.О. автора и т.п.);

Весь материал должен быть тщательно проверен на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Качество графических изображений (фото, рисунков, схем, диаграмм, иллюстраций и т.п.) должно быть высоким, недопустимы нечеткие материалы.

Необходимо учитывать обоснованность использования ресурсов персонального компьютера (объем внедренных объектов не должен быть ресурсоемким).

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

3.1. Требования к размещению материала на слайдах Единый стиль размещения учебного материала (весь дизайн следует выстраивать по общей схеме зонирования: заголовок и основной текст). Расположение заголовков и основного текста на каждом слайде должно быть одинаковым. Желательно, чтобы заголовки присутствовали на каждом слайде Оптимальность и удобство распределения информации на экране (учебный материал должен занимать не более 2/3 пространства всего слайда) Информация (текст, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки и т.п.) не должна скапливаться на одной стороне экрана, логические группы информации должны продуманно размещаться на слайде Пояснения к иллюстрациям (рисункам, схемам, диаграммам и т.

П.) должны располагаться под ними и как можно ближе к ним. Пояснения к таблицам должны располагаться над ними Формулы желательно размещать в центре экрана (для наглядности их можно выделять заливкой или начертанием (курсивом или полужирным)) Основной текст не должен выходить за рамки слайда и перекрывать заголовок. Текст в диаграммах, рисунках, схемах, таблицах не должен выходить за пределы их области Информация, представленная в виде таблицы, должна быть наглядной и читабельной.

Текст не должен выходить за границы таблицы. Следует использовать в ячейках таблицах орфографически-правильные переносы Большие таблицы по возможности следует разбивать на несколько более мелких

3.2. Требования к шрифтовому оформлению Единый шрифт для основной информации, при этом необходимо учитывать читабельность шрифта. Шрифты без засечек (Arial, Verdana, Tahoma) более читабельны в электронных текстах.

Для оформления основного текста необходимо использовать только обычное начертание шрифта (не использовать полужирное начертание, курсив и подчеркивание).

При оформлении основного текста следует использовать только строчные буквы (исключить написание прописными буквами всего текста) При оформлении заголовков допускается использование прописных букв.

Единый шрифт и размер шрифта для заголовков на каждом слайде, при этом необходимо учитывать читабельность шрифта (например, Arial не менее 24 пт.).

При оформлении текста и списков абзацные отступы должны быть одинаковыми.

Основной текст желательно выравнивать по ширине.

3.3. Требования к цветовому оформлению Необходимо соблюдать единый стиль (шаблон) оформления текста в пределах одной лекции Использовать общую цветовую гамму (все заголовки одного цвета, весь основной текст одного цвета, все списки одного цвета и т.п.) Необходимо соблюдать единство и гармоничность стилистического оформления для всех элементов в пределах одной лекции (текста, ссылок, таблиц, схем, диаграмм и т.п.) Цвет гиперссылок должен сочетаться со стилевым решением всего курса лекций и отличаться от основного текста

3.4. Требования по выделению учебного материала Для выделения ключевой информации необходимо использовать полужирное начертание шрифта и/или другой цвет С целью выделения ключевой информации не допускается подчеркивание текста, так как оно ассоциируется с гиперссылками Выделить заголовки можно полужирным начертанием, цветом или большим размером шрифта Термины, определения, формулы, рисунки, выводы можно выделять другим цветом Для структурирования и наглядности текста желательно использовать нумерованные и маркированные списки, но не следует забывать про единообразие при их оформлении (следует выбрать единый формат номера и/или знак маркера для оформления всех элементов списка, в том числе для многоуровневого списка) Гиперссылки должны быть четко обозначены подчеркиванием и/или цветом

3.5. Требования по использованию интерактивных и мультимедийных объектов Удобство навигации (кнопки перехода на содержание и между слайдами, если они присутствуют, должны располагаться в одном и том же месте) При использовании звукового сопровождения (голоса диктора, музыкальных вставок и т.п.) необходимо учитывать его уместность и качество. Звуковое сопровождение следует включать в трудных для понимания местах учебного материала При использовании видеоматериала (видеороликов, видеофильмов) необходимо учитывать его уместность и качество. Видеоматериалы должны отображать и моделировать реальные события, факты, явления и процессы, которые невозможно или трудно с достаточной степенью наглядности объяснить обучающимся при помощи других средств обучения При использовании анимационных объектов необходимо учитывать их уместность и качество. Следует применять анимацию с целью динамической имитации различных процессов, природных явлений, работы алгоритма и т.п.



Уместность использования анимационных эффектов текста, графических изображений и при смене слайдов (эффекты должны использоваться только в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать внимание обучающихся на каких-либо формулах, определениях, схемах или при порционной подаче материала). Недопустимо использование избыточных эффектов анимации, приводящих к быстрому утомлению органа зрения.

–  –  –

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Наименование дисциплины по учебному плану Дисциплина базовой (вариативной) части модуля (указать) Направление подготовки (указывается код и название направления) Общая трудоемкость в ЗЕ, в часах Автор (-ы) ЭУМК: (фамилия, имя отчество, ученая степень, звание, контактный электронный адрес)

–  –  –

Утверждена методическим советом института Дата «____» ______2015г., протокол №___ _____________ ________________

Ученый секретарь метод. совета Подпись Расшифровка подписи

–  –  –

СОСТАВ ЭУМК по дисциплине _______________________________________________

БЛОК 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ

Аннотация рабочей программы дисциплины БЛОК 2. ПРОГРАММНЫЙ Рабочая программа дисциплины/модуля/междисциплинарного курса/учебной практики по дисциплине Календарно-тематический план График текущего контроля

БЛОК 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

Конспект (курс) лекций

БЛОК 4. ПРАКТИЧЕСКИЙ

Задания для самостоятельной работы Практикум (компьютерный, лабораторный) Сборник задач/упражнений/казусов

БЛОК 5. МЕТОДИЧЕСКИЙ

Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов Требования к выполнению контрольных письменных работ

–  –  –

БЛОК 6. КОНТРОЛЬ ИЗУЧЕННОСТИ КУРСА

Контрольная работа, эссе (решение проблемы) Тестовые задания Список вопросов к зачету/экзамену

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Учебное/учебно-методическое пособие Первоисточники, хрестоматии, ресурсы справочного характера Ссылки на ресурсы Интернет Презентации, аудио-, видеофайлы, учебные фильмы и др.

–  –  –

Похожие работы:

« профессионального образования Кафедра юриспруденции УТВЕРЖДЕНО Председатель приемной комиссии, исполняющий обязанности ректора В.Ю. Фивейский «16» ноября 2015 года ПРОГРАММА вступительного испытания по обществознанию для поступающих в бакалавриат по направлениям подготовки: 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.04...»

«Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт экономических исследований ДВО РАН Материалы I Дальневосточной экономической школы-конференции для магистрантов, аспирантов и молодых ученых 1-7 сентября 2014 г Владивосток ББК 65 УДК 330 М 34 М 34 Материалы I Дальневосточной экономической школы-конференции для магистрантов, аспирантов и молодых ученых. 1-7 сентября 2014...»

« самообследования за 2014 год Москва Структура отчета Общие сведения об образовательной организации.2 Образовательная деятельность.11 Научно-исследовательская деятельность.86 Международная деятельность.96 Внеучебная работа.108 Материально-техническое обеспечение.114 Достижения ВУЗа..127 Общие сведения об образовательной организации Негосударственное...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА МАРКЕТИНГА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ НИР, ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ для студентов по направлению подготовки 080200.68 «Менеджмент» магистерской программы «Маркетинг» ИЗДАТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА...»

« «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический институт Кафедра таможенного дела Е.С. Игнатов ТАМОЖЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 38.05.2 (036401.65) «Таможенное дело» очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет Игнатов Е.С....»

« УКАЗАНИЯ по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» Направление подготовки 40.03.01.62 «Юриспруденция» Профили: Гражданско-правовой. Уголовно-правовой Квалификация бакалавр Мурманск 2015 ББК 74.58 Д 13 Давыдова А. В. Методические указания по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Гражданское право»...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Новокузнецкий институт (филиал) Факультет естественно-географический ДПП.Ф.13 Экономическая и социальная география зарубежных стран Направление подготовки: 050103.65 география Специальность 050103.65 География Направленность /специализация 032514 Краеведение и туризм Квалификация учитель географии...»

« РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ» Направление подготовки – 38.03.01(080100) «Экономика», профиль «Налоги и налогообложение» Квалификация бакалавр Махачкала – 2015 г. Кафедра «Налоги и налогообложение» Рекомендовано к утверждению протоколом № 10 заседания кафедры...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический институт Кафедра мировой экономики и международного бизнеса Руденко Д.Ю.ВЛИЯНИЕ ВТО НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СТРАН Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100.62 «Экономика» очной и заочной формы обучения Тюменский государственный...»

«РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт наук о Земле Кафедра социально-экономической географии и природопользования Выходцев Александр Михайлович ГЕОГРАФИЯ НСЕЛЕНИЯ И ГЕОУРБАНИСТИКА Учебно-методический комплекс для студентов 022000.62 Экология и природопользование (профиль природопользование) очной формы обучения Тюменский...»

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Минеева Ольга Александровна
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иноязычной профессиональной коммуникации


Аннотация
Данная статья посвящена описанию электронного учебно-методического комплекса «Английский язык», разработанного в информационной образовательной среде Moodle и внедренного в учебный процесс преподавателями кафедры иноязычной профессиональной коммуникации НГПУ им. К. Минина.

ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX «ENGLISH FOR STUDENT OF NON-LINGUISTIC FACULTIES»

Mineeva Olga Alexandrovna
Nizhny Novgorod State Pedagogical University after K. Minin
PhD in Pedagogical Science, associate professor of Chair «Foreign language professional communication»


Abstract
The experience of the use of Moodle resources in English language teaching is presented on the example of development of the electronic educational-methodical complex «English for student of non-linguistic faculties» at Minin State Pedagogical University of Nizhny Novgorod.

Введение новых образовательных стандартов в системе высшего образования в России ориентировано на повышение качества образования и предусматривает создания новых учебных программ и новых учебно-методических комплексов. В этой связи происходит перераспределение учебной нагрузки за счет сокращения часов, отведенных на аудиторные занятия, и увеличения доли самостоятельной работы студентов. Поэтому для обеспечения должного качества учебного процесса в вузах наряду с традиционными средствами обучения внедряются информационно-коммуникационные технологии, разрабатываются и используются электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) дисциплин. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), это «структурированная совокупность электронных образовательных ресурсов, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе» .

В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина осуществляется работа по разработке и использованию в процессе обучения электронных учебно-методических комплексов, которые базируются в виртуальной образовательной среде Moodle.

Эффективность обучения английскому языку студентов бакалавриата нелингвистических специальностей в условиях малого количества часов, отведенных на аудиторную работу, в большой степени зависит от методически грамотно составленного ЭУМК по дисциплине . Существенной поддержкой в очном обучении служит ЭУМК «Английский язык», разработанный преподавателями кафедры иноязычной профессиональной коммуникации НГПУ им. К. Минина. Далее мы рассмотрим структуру и содержание названного выше курса.

Структура и образовательный контент ЭУМК «Английский язык» были определены спецификой учебной дисциплины «Иностранный язык», требованиями образовательных программ и другими нормативными и документами . Учебный предмет «Английский язык» изучается студентами на первом курсе в первом и втором семестрах и на втором курсе в первом семестре.

Основными целями разработки и внедрения ЭУМК «Английский язык» явились:

– организация сопровождения образовательного процесса по дисциплине «Английский язык» учебными, учебно-методическими, справочными и другими материалами в электронной форме, повышающими качество подготовки учащихся;

– повышение эффективности управления самостоятельной работой учащихся ;

ЭУМК «Английский язык» имеет тематическую структуризацию и включает в себя:

инструктивный блок организационно-методического характера. В данном блоке располагаются:

– аннотация ЭУМК с указанием разработчиков ЭУМК, целевой группы, подходов, принципов и методов обучения;

– цели, задачи и образовательные результаты. Целью дисциплины «Английский язык» является формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов, позволяющей им интегрироваться в международную профессиональную среду и использовать иностранный язык как средство межкультурного и профессионального общения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: – сформировать у студентов систему знаний об особенностях изучаемого языка (фонетических, лексико-грамматических, стилистических, культурологических) в сопоставлении с родным языком; – научить студентов находить, воспринимать, и обрабатывать в соответствии с поставленной задачей различную информацию на иностранном языке, полученную из печатаных и электронных источников в рамках социокультурной и профессиональной сфер общения; – сформировать у студентов навыки и умения грамотно, аргументировано и логически верно строить устную и письменную речь на английском языке в ситуациях межличностного и межкультурного взаимодействия; – сформировать готовность студентов к использованию иностранного языка как средства общекультурного развития, самообразования и профессионального самосовершенствования;

– инструкция по работе с ЭУМК, являющаяся комплексом рекомендаций, помогающих студенту организовать процесс обучения оптимальным образом;

– рейтинг-план учащегося, разработанный в соответствии с учебной программой дисциплины и определяющий порядок изучения элементов дисциплины согласно плану проведения учебных занятий всех видов и контрольных мероприятий. Он включает в себя сроки прохождения элемента учебного плана через конкретные виды деятельности, формы отчетности и виды контроля;

– в учебный блок дисциплины включены специально отобранные и четко структурированные дидактические материалы, представляющие собой совокупность разнообразных учебно-методических материалов и средств, позволяющих оптимизировать процесс взаимодействия преподавателя со студентами. Дидактический блок представлен совокупностью теоретических и практических материалов дисциплины. Рассмотрим их:

Теоретический материал по изучаемым темам представлен с использованием элемента Moodle Лекция. Содержание лекций направлено на оперативность, достоверность, полноту и глубину изучения учебного материала: лекция разбита на части, сопровождается контрольными вопросами в конце лекции. В тексте лекций имеются ссылки на иллюстрации и заимствованный материал (учебники, пособия), внутри текста размещены гиперссылки на презентации, видео, аудиоматериалы и другие образовательные ресурсы.

Практические материалы включают в себя практические и самостоятельные работы, содержат полное дидактическое описание, включающее цель занятия (работы), образовательные результаты и/или формируемые компетенции, вопросы и/или задания (задачи), выносимые на занятие (работу), ссылки и/или гиперссылки на ресурсы и литературные источники, необходимые для подготовки ответов или выполнения заданий (задач), а также показатели и критерии оценки задания (работы) обучающегося на занятии, если они входят в рейтинг-план. К практическим материалам относятся также тренировочные тесты, содержащие открытые правильные ответы и пояснения к ним .

– в блок контроля включены средства проверки знаний и материалы для проведения входного, текущего, рубежного контроля; материалы для проведения промежуточной аттестации учащихся (зачет / экзамен).

Материалы для проведения промежуточной аттестации студентов представлены: – рекомендациями по подготовке к экзамену (зачету); – контрольными вопросами к экзамену (зачету), где перечень вопросов представляется в заданной последовательности и в полном соответствии с заявленным содержанием ЭУМК; – типовыми практическими заданиями на экзамен (зачет), приводятся алгоритмы и/или примеры выполнения этих заданий; – тренировочными и/или контрольными тестами по всему содержанию ЭУМК; – критериями и показателями оценки ответа учащегося на экзамене (зачете).

– в информационно-справочном блоке представлены ресурсы для изучения курса. Информационно-справочные материалы включают в себя:

– словарь основных слов и выражений, а также терминов, охватывающий теоретический и практический материал всего ЭУМК и выполненный с помощью элемента «Глоссарий» и функцией автосвязывания объектов;

  • Даричева М. В. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестник Мининского университета. 2013. № 1 (1). С. 14.
  • Карпенко Т.Е. Структурирование дистанционного курса по иностранному языку в контексте кредитной системы обучения // Знание. 2015. № 11-1. С. 104-109
  • Черемисина Харрер И.А. Использование информационных технологий при изучении профессионально ориентированного английского языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 8 (149). С. 71-74
  • Положение об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях НГПУ им. К.Минина [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/HwNL/kYsn65rQ2 (дата обращения: 15.12.2016г.)
  • Минеева О.А., Клопова Ю.В. Использование LMS Moodle для организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70215 (дата обращения: 20.11.2016).
  • Минеева О.А., Даричева М.В. Организация тестирования в системе MOODLE при обучении иностранному языку // Научно-педагогическое обозрение. 2016. №3. С. 81-86
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Пояснительная записка.

    Использование электронных ресурсов в процессе преподавания различных дисциплин в средних учебных заведениях сегодня является одним из актуальных вопросов педагогики. В условиях развития современного образования они являются одним из важнейших элементов методического обеспечения реализации образовательных программ. В связи со стремительным развитием различных наук, изменением учебных программ и планов преподаваемых дисциплин использование в педагогической практике традиционных бумажных носителей информации не позволяет в полной мере реализовать полноценную подготовку специалистов. Одним из успешных решений этой проблемы является использование учебных фильмов, слайдов, презентаций, электронных изданий учебно-методических материалов и электронных учебных комплексов. Их преимущество по сравнению с традиционными учебниками в том, что они позволяют получать студентам новую современную информацию через графические изображения, фото, видео и аудио, а также их сочетание. Все это служит дополнением к традиционным методам обучения студентов .

    Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) – представляют собой объединение учебно-методических, программно-технических и организационных средств, обеспечивающих полную совокупность образовательных услуг (организационных, методических, теоретических, практических, экспериментальных, консультационных и других), которые необходимы и достаточны для изучения конкретной учебной дисциплины.

    ЭУМК должен полностью обеспечивать все виды занятий по дисциплине и включать в себя: средства изучения теоретических основ дисциплины (информационная составляющая); средства поддержки практических занятий; лабораторный практикум, позволяющий проводить занятия при всех поддерживаемых учебным заведением формах обучения; средства контроля знаний при изучении дисциплины; методические рекомендации по изучению как всей дисциплины, так и отдельных объектов в ее составе; средства управления процессом изучения дисциплины .

    Не все перечисленные выше компоненты являются обязательными, например, если по учебному плану не предусмотрено проведение практических занятий, то средства их поддержки могут не входить в ЭУМК. К информационной составляющей ЭУМК относятся учебники, учебные пособия, задачники, методические разработки.

    Информатика является достаточно молодой и быстро развивающейся наукой. Высокие темпы развития приводят к тому, что преподавателю приходится постоянно осваивать большой объем информации из различных источников, перерабатывать, выбирать главное и систематизировать. На основе сбора информации и собственных изысканий нами было накоплено значительное количество дидактических, методических и других материалов, которые стали основой для создания электронного учебно-методического пособия по дисциплине “Информатика” Приложение 1.

    Цель создания ЭУМК: систематизировать материал для организации и проведения уроков информатики на 1 курсе.

    Данная цель реализуется через следующие задачи :

    • помочь преподавателю более эффективно организовать процесс усвоения учебного материала;
    • способствовать повышению качества визуальной информации по предмету;
    • развивать познавательные способности студентов, активность и самостоятельность.

    Предполагаю, что использование данного пособия:

    • позволит применять собранный материал быстро и эффективно, что отразится на качестве учебного процесса;
    • поможет любому учителю с минимальными затратами времени подготовиться к занятиям;
    • способствует разнообразию форм работы на уроке.

    Электронное учебное пособие создано при помощи программы AutoPlay Media Studio.

    ЭУМК содержит следующие разделы:

    1. Пояснительная записка

    2. Нормативные документы:

    • рабочие программы (050709 (0312) Преподавание в начальных классах, 050704 (0313) Дошкольное образование);
    • календарно-тематические планы.

    3. Материалы к урокам:

    • теоретический материал к урокам, лекции;
    • презентации.

    4. Контрольно-измерительные материалы:

    • контрольные и проверочные работы;
    • тематические тесты;
    • рабочие тетради;
    • кроссворды, ребусы;
    • лабораторно-практические задания.

    5. Электронные игры по разделам.

    6. Учебники и учебные пособия (в электронном варианте) .

    7. Темы рефератов.

    8. Полезные программы:

    • конструктор тестов АСТ-тестирование;
    • графический исполнитель Кенгуренок;
    • графический исполнитель Стрелочка;
    • Turbo Pascal;
    • Calculus (системы счисления) и т.д.

    Связь между разделами осуществляется по гиперссылкам и управляющим кнопкам.

    Презентации, лекции и контрольно-измерительные материалы разработаны автором, некоторые взяты из периодической печати.

    Все материалы, представленные в пособии, можно изменять, дополнять, а также распечатывать.

    Представленное пособие может быть использовано преподавателями информатики специальностей 050709 Преподавание в начальных классах , 050704 Дошкольное образование .

    Список литературы.

    1. .Осин, А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации [Текст] / А.В. Осин. – М.: Ритм, 2005.
    2. Осин, А.В. Создание учебных материалов нового поколения информатизации общего образования [Текст] : Тематическое приложение к журналу “Вестник образования” – М.: Просвещение. – 2003. – № 2.
    3. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе [Текст] : Научно-методические материалы/ Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И . – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

    ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

    Разработка профессиональных образовательных стандартов нового поколения, активное внедрение инновационных педагогических технологий и стремительное развитие инфо- и телекоммуникационного оборудования требует от системы профессионального образования совершенствования электронных образовательных ресурсов, их более активного использования и применения на учебных занятиях с целью формирования профессиональных компетенций будущих специалистов и рабочих.

    В настоящее время профессиональное образование претерпевает значительные изменения, связанные с внедрением стандартов нового поколения, использованием инновационных педагогических и развитием информационных технологий. Профессиональные образовательные программы переориентированы на заявленные работодателями компетенции.

    Особая роль в реализации этого процесса отводится информационно-обучающей среде, которая все больше и больше использует дидактические средства, основанные на высокотехнологичных компьютерных, мультимедийных и коммуникационных технологиях. Такой подход к организации учебного процесса открывает принципиально новые образовательные возможности, требует выявления обоснованных критериев отбора таких средств, их классификации, выработки соответствующих методик оценки качества.

    Электронный образовательный ресурс (ЭОР) - это продукт, имеющий электронный формат представления, который может содержать информацию разного типа: презентации, рисунки, схемы, диаграммы, аудио- и видео-файлы, тесты, тренажеры и т.д.

    Электронные учебные издания (ЭУИ) - учебные издания, используемые в учебном процессе и представленные в электронном виде на цифровых носителях (CD, DVD): учебники, учебные и учебно-методические пособия, учебно-методические комплексы и другие учебно-методические материалы.

    Среди всей совокупности электронных образовательных ресурсов, востребованных современной педагогической практикой, наибольший интерес представляют электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК).

    Электронный учебно-методический комплекс – это программный мультимедиапродукт учебного назначения (учебное электронное издание), обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, адаптивности, информационной открытости и дистанционности.

    Использование такого средства в процессе самостоятельной подготовки студентов меняет типичную ситуацию в образовательной системе, когда обучающая функция полностью принадлежала преподавателю. Электронные учебно-методические комплексы дают возможность студенту самостоятельно наиболее гибко манипулировать предлагаемой учебной информацией в соответствии с их индивидуальными способностями, при этом часть обучающих функций педагога переходит на студента. Преподаватель лишь поддерживает учащегося, ориентирует в потоках учебной информации и помогает в решении возникающих проблем.

    Согласно «Положения об учебно-методическом комплексе дисциплины», учебно-методический комплекс дисциплины – совокупность взаимосвязанных учебно-методических материалов на различных носителях информации по учебной дисциплине конкретного учебного плана направления (профиля, специальности), необходимых для организации и осуществления учебного процесса. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины – учебно-методический комплекс дисциплины, все составные части которого представляют собой электронные документы или электронные издания.

    В идеале электронный учебно-методический комплекс должен включать в себя:

    Титульную страницу и выходные данные

    Пояснительную записку к ЭУМК

    Рабочую программу

    Библиографический список, перечень основной и дополнительной литературы, список основных обозначений, индексов и сокращений

    Толковый словарь терминов (глоссарий)

    Методические указания по выполнению практических /лабораторных работ

    Критерии оценки и индивидуальные ведомости студента

    Вопросы и задания для контрольной работы, зачета, экзамена

    Тест для промежуточной аттестации по дисциплине

    Тематику курсовых/дипломных исследовательских работ/проектов и методические рекомендации по выполнению курсовых/дипломных исследовательских работ/проектов

    Конспект лекций/электронный учебник, презентационный материал, графический материал

    В обязательный минимальный состав электронного учебно-методического комплекса дисциплины входят следующие компоненты:

    – титульный лист ЭУМК дисциплины;

    – рабочая программа учебной дисциплины;

    – технологическая карта изучения дисциплины;

    – конспект лекций и лекционные презентации (последние желательно);

    – методические указания по проведению практических (семинарских) занятий;

    – описания лабораторных работ;

    – варианты индивидуальных расчетных заданий, методические указания по их выполнению и эталонный образец выполнения одного из вариантов;

    – тематика рефератов и методические указания по их оформлению и форме представления;

    – тематика курсовых проектов и работ методические указания по их выполнению и эталонный образец выполнения одного из вариантов;

    – контролирующие материалы в соответствии с рабочей программой дисциплины: тестовые задания, вопросы контрольных работ, коллоквиумов, домашние задания, вопросы и задачи, выносимые на зачет и экзамен, экзаменационные билеты.

    Достоинства ЭУМК:

    1. Разнообразие форм представления информации подразумевает применение аудио-, видео-, графической информации, схем, чертежей и т.п.

    2. Дифференциация обучения, которая заключается в разделение заданий по уровню сложности, учет индивидуальных особенностей обучаемого

    3. Интенсификация самостоятельной работы учащихся, которая заключается в усилении деятельности самообучения, самоконтроля, самооценки обучаемого.

    4. Повышение мотивации, интереса и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента и использование различных форм представления информации

    5. Своевременная и объективная оценка результатов деятельности учащихся

    Использование ЭУМК в организации учебного процесса обосновано рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения студентов:

    Гарантированный доступ к учебным материалам из любой географической точки;

    Своевременная доставка электронных материалов;

    Упрощение поиска материалов, облегчение подготовки к экзаменам;

    Возможность использования учебных материалов на рабочем месте, дома и в пути с подключением к сети Интернет и мобильным устройствам;

    Своевременное и оперативное обновление электронных материалов

    В зависимости от масштаба охватываемой предметной области различают электронные учебно-методические комплексы по отдельной учебной дисциплине (ЭУМКД) и электронные учебно-методические комплексы по специальности (направлению) (ЭУМКС).

    При создании электронного учебно-методического комплекса следует обратить внимание на некоторые важные моменты.

    Структура электронного учебно-методического комплекса должна состоять из логически взаимосвязанных элементов или модулей. Каждый отдельный модуль должен открываться в отдельном электронном окне, иметь свою целевую установку, направленную на решение частных задач.

    Интерфейс ЭУМК выстраивается таким образом, чтобы он имел строгий и выразительный вид, наглядные панели инструментов, был прост в освоении технологии работы с ним пользователя. Программное исполнение ЭУМК должно учитывать возможность технологически несложного совершенствования и модернизации содержания учебного курса в будущем.

    ЭУМК должен быть максимально интерактивным, содержать достаточное количество мультимедийных данных, иметь удобные средства поиска необходимой информации.

    Это лишь малый перечень требований, предъявляемых к разработке ЭУМК. Существуют критерии оценки эргономичности и дизайна, содержания и объема, размещения материала, цветового и шрифтового оформления, и многое другое.

    За последние годы существенно изменилась технологическая основа ЭУМК. На смену комплексам, содержащим текстографическую информацию, приходят мультимедийные и интерактивные комплексы, содержащие звук, анимацию, видео, виртуальные лабораторные практикумы, модули поисковых и экспертных систем и реализующие через внутренние программно-дидактические алгоритмы, нелинейное взаимодействие студент – педагог – учебный материал.

    Программно-техническое обеспечение, используемое для создания ЭУМК, может быть разнообразным, это определяется возможностями и задачами, реализуемыми преподавателем в содержательной части ЭУМК.

    При использовании языков программирования, в разработке ЭУМК участвует команда разработчиков, включая авторов учебного материала, методиста, дизайнера, программиста. В предельном случае команда разработчиков может включать в себя лишь двух человек: автора-методиста и программиста-дизайнера.

    Не секрет, что одной из основных проблем, возникающих при разработке подобных продуктов, является проблема взаимодействия отдельных групп разработчиков: авторы учебных материалов в подавляющем своем большинстве не владеют навыками программирования или использования специализированных программных продуктов (например, авторских сред разработки), а программисты не являются специалистами в различных предметных областях изучаемой дисциплины.

    В настоящее время с использованием языков программирования разработаны ЭУМК по ряду дисциплин, преподаваемых в колледже: черчение, профессиональный казахский язык, русская литература, высшая математика, физика и многие другие.

    Используя специализированные программные средства, сам преподаватель без участия команды разработчиков, способен создать свой ЭУМК.

    Наиболее распространенные в силу простоты это Microsoft Power Point, а так же программы с основами языка разметки гипертекста (HTML – Hyper Text Markup Language), применяемые по поиску, приему и передаче необходимой информации в международной сети Internet.

    Исходными данными при разработке ЭУМК являются материалы, представленные в стандартном формате Microsoft Word и содержащие специальную разметку, понятную для оболочки.

    Разметка учебного материала подразумевает выделение стандартными средствами текстового редактора Microsoft Word или программы создания презентаций Power Point базовых структурных единиц (раздел, тема, вопрос, учебные задачи, контрольные вопросы и др.), ссылок на глоссарий, вспомогательный материал и пр.

    С помощью текстового редактора Microsoft Word возможно создание полноценных учебных комплексов, используя понятие гиперссылки. Единственное условие заключается в том, что каждый документ нужно сохранить в формате.html. Главная сложность может возникнуть в правильной организации системы навигации по вашему учебно-методическому комплексу.

    При создании ЭУМК с помощью технологии «Конструктор сайтов» нужно пройти следующие этапы:

    Конструктор сайтов - это программный комплекс для создания, обновления и ведения электронных изданий в Интернете и на CD (сайтов, электронных курсов, пособий и т.п.). Электронное учебное пособие в данной программе создается по типу WEB-сайта.

    Идея конструктора состоит в использовании типовых элементов, а также типовых шаблонов оформления для создания и редактирования сайтов.

    ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ

    КАК ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

    Введение

    В настоящей статье представлены основные идеи организации работ с электронными учебно-методическими комплексами (ЭУМК) – важной инфраструктурной составляющей учебного процесса, в том числе дистанционного. Эти работы являются составной частью проекта «Разработка и внедрение современных технологий для управления электронными образовательными ресурсами учебного заведения и предоставления информационных услуг потребителям», который в настоящее время реализуется в Тверском государственном техническом университете (ТГТУ).

    Отметим очевидные преимущества применения ЭУМК:

    доступ к учебным материалам из любой географической точки;

    доставка электронных материалов дешевле, чем покупка литературы;

    упрощение поиска материалов, облегчение подготовки к экзаменам;

    использование учебных материалов на рабочем месте, дома и в пути с помощью Интернета и мобильных устройств;

    получение и развитие знаний, навыков и умений по современным технологиям и стандартам;

    своевременное и оперативное обновление электронных материалов.

    Ниже описываются основные позиции регламента использования ЭУМК, который предназначен для практической реализации указанных преимуществ. Полная версия проекта регламента представлена на сайте Центра дистанционного обучения и коллективного пользования информационными ресурсами ТГТУ (ЦДОКП) http://cdokp. tstu. *****.

    Основные понятия электронного учебно-методического комплекса

    Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины – это совокупность учебно-методических материалов, способствующих освоению студентами дисциплины в соответствии с программой учебного плана. Учебно-методический комплекс

    представляет собой один из видов технологической документации учебного процесса. В состав УМК входят рабочая программа дисциплины и учебно-методические материалы по лекционным, практическим и/или лабораторным занятиям, курсовому проектированию и т. п.

    Электронный учебно-методический комплекс дисциплины – это УМК, все составные части которого представляют собой электронные документы или электронные издания. Требования к составу и содержанию ЭУМК аналогичны требованиям к составу и содержанию УМК.

    Электронные документы, входящие в состав ЭУМК, могут разделяться по природе основной информации (текстовые, звуковые, программные, мультимедийные продукты), целевому назначению (учебные, справочные, научные, производственно-практические, нормативные), технологии доступа (локальные, сетевые, комбинированные).

    Носители ЭУМК: энергонезависимые переносимые носители (диски CD и DVD, флоппи-диски, карты памяти) и серверы.

    Специфические требования к ЭУМК

    Безусловно, ЭУМК должен удовлетворять традиционным требованиям дидактического и методологического характера: научности, доступности, проблемности, наглядности, систематичности и последовательности обучения, обеспечению активности и сознательности учащихся в процессе обучения, прочности усвоения знаний и т. п.

    Для ЭУМК существенную роль играют:

    технологичность изготовления. Электронный учебно-методический комплекс может и должен создаваться большинством преподавателей, не обязательно специалистов в области информационных технологий ;

    унификация оформления компонентов. Отдельные компоненты ЭУМК, особенно для одной специальности, должны иметь унифицированное представление, дающее целостность восприятия учебного материала;

    возможность использования различных средств доставки контента. Электронный учебно-методический комплекс должен функционировать как в сети (включая Интернет и локальные сети), так и в автономном режиме;

    Информационное наполнение ЭУМК включает в себя подготовку всех электронных документов, входящих в состав ЭУМК. Ответственными за информационное наполнение являются авторы ЭУМК и кафедры, утвердившие состав и содержание ЭУМК. Технологическое сопровождение макета включает его адаптацию к новым форматам ЭУМК, организацию хранения и распространения ЭУМК, обеспечение управляемого доступа к ЭУМК с использованием макета.

    Данный макет может быть применен для доступа к локальным, сетевым и комбинированным ЭУМК и их составным частям; использоваться как при самостоятельной работе студентов, так и в ходе аудиторных занятий с преподавателем.

    Подразделениями, передающими ЭУМК для размещения в базе данных, являются кафедры университета. ЭУМК передается на любых машиночитаемых носителях. Допускается приводить сетевой адрес ЭУМК.

    Состав ЭУМК, передаваемый кафедрой, должен строго соответствовать составу, приведенному в рабочей программе по дисциплине; содержание документов ЭУМК – их целевому назначению.

    При передаче ЭУМК заключается лицензионный договор, а после принятия его на хранение подготавливается макет представления.

    Организация хранения ЭУМК

    Электронная библиотека (ЭБ) – это информационная система для накопления, хранения и использования электронных ресурсов учебного назначения, в том числе ЭУМК. База данных ЭБ – это структурированное хранилище полнотекстовых электронных документов. Хранение ЭУМК в ТГТУ осуществляется следующим образом:

    локальные ЭУМК хранятся на переносимых носителях в хранилищах и по технологиям ЗНБ ТГТУ;

    сетевые ЭУМК хранятся в базе данных ЭБ ТГТУ (http://lib. tstu. *****);

    комбинированные ЭУМК хранятся в базе данных ЭБ, их копии – на переносимых носителях в ЗНБ ТГТУ.

    При хранении ЭУМК поддерживается их резервное копирование, обеспечивается защита от несанкционированного использования, компьютерных вирусов .

    Внесение изменений в ЭУМК

    Внесение изменений в ЭУМК, хранящихся в базе данных ЭБ, может осуществляться в связи с совершенствованием содержания ЭУМК, применением новых образовательных технологий, расширением или оптимизацией состава учебно-методических материалов.

    Внесение изменений в ЭУМК может быть осуществлено:

    персоналом ЭБ в соответствии с запросом кафедры;

    В последнем случае организован специальный авторизованный режим доступа к ЭУМК.

    Изъятие из обращения ЭУМК

    Изъятие из обращения ЭУМК может осуществляться в связи с неактуальностью дисциплины или специальности. Подразделениями, инициирующими изъятие из обращения ЭУМК, являются кафедры.

    Организация доступа пользователей к ЭУМК

    Доступ к ЭУМК организуется с использованием следующих компонентов инфраструктуры учебного процесса: электронная библиотека, доступная через web-сайт научной библиотеки http://lib. tstu. ***** и web-сайт ЦДОКП http://cdokp. tstu. *****. ЭБ, предоставляет возможности информационно-поисковой системы для поиска нужных ЭУМК и выполнения допустимых операций над ЭУМК. Отметим, что доступ к ЭБ может осуществляться из любой географической точки, откуда доступен Интернет; читальные залы научной библиотеки ТГТУ. В них выдаются ЭУМК и/или документы ЭУМК, подготовленные на машиночитаемых носителях информации, таких как CD или DVD. Доступ к ЭУМК и/или отдельным документам ЭУМК авторизуется, то есть осуществляется на основе разрешений пользователям различных категорий. Для учета и оперативного анализа работы с ЭУМК организована система сбора статистической информации и система обратной связи с пользователями.

    Ограничения доступа пользователей к ЭУМК

    Здесь приведены общие типовые положения, касающиеся ограничений доступа пользователей к ЭУМК. Типовые положения будут действовать, если иное не предусмотрено лицензионным договором. Ограничения доступа к ЭУМК обеспечиваются системой авторизации ЭБ - универсальной службой для определения и контроля прав доступа пользователей ко всем электронным образовательным ресурсам. ЭУМК представляют собой один из видов контролируемых ресурсов. Право доступа к ЭУМК определяется системой авторизации в зависимости от следующих параметров: вид операции над ресурсом, категория пользователя, расположение пользователя, вид учебно-методической литературы , специальные разрешения документа, организационная единица, специальные разрешения пользователя.

    Над документами ЭУМК могут выполняться следующие операции: просмотр текста (контента) ресурса; просмотр содержания ресурса; загрузка ресурса, получение информации о ресурсе; просмотр аннотации ресурса; заказ электронной копии; заказ документа в библиотеке; просмотр или загрузка документа только из локальной сети университета; просмотр статистики документа; заказ дополнительной услуги.

    Категории пользователей ЭУМК: зарегистрированные, в том числе внутренние (являются сотрудниками или студентами университета) и внешние (не являются сотрудниками или студентами университета); незарегистрированные пользователи («гости»); привилегированные (с особыми полномочиями).

    Расположение пользователя определяет точку, откуда происходит удаленный доступ к электронным ресурсам: локальная сеть (компьютерные классы, другие рабочие помещения университета); специальная локальная сеть (компьютерные классы и помещения ЦДОКП, читальные залы и помещения научной библиотеки); сеть Интернет.

    Виды учебно-методической литературы, представленной электронными документами: учебная основная, учебная дополнительная, методическая, научная, справочная, полный ЭУМК, учебный курс.

    Специальные разрешения для документа определяют права доступа, которые применяются только для данного электронного документа. Понятие «организационная единица» используется для определения прав, которые применяются либо только для пользователей из этой организационной единицы, либо только для ЭУМК, используемых в данной организационной единице. Выделяются единицы: студенческая группа, кафедра, факультет, специальность. Специальные разрешения для пользователя определяют права доступа, которые применяются только для данного пользователя.

    Лицензионное соглашение

    Лицензионное соглашение обеспечивает юридические условия временной передачи университетом пользователям неисключительных прав на использование ЭУМК в установленных пределах. Лицензионное соглашение представляет собой публичную оферту и предусматривает полный и безоговорочный акцепт пользователей. Субъектами лицензионного соглашения являются университет (лицензиат) и пользователь ЭУМК и/или документами ЭУМК (лицензиар).

    Лицензионное соглашение ТГТУ предусматривает передачу лицензиару права использовать любой учебный материал из состава ЭУМК только для организации учебного процесса по утвержденным планам и программам Тверского государственного технического университета. Система доступа к ЭУМК построена так, что доступ к документам невозможен в случае несогласия пользователя с условиями лицензионного соглашения.

    Заключение

    ЭУМК являются основными информационными образовательными ресурсами при дистанционном обучении независимо от вида применяемой дистанционной образовательной технологии. Они могут и должны обеспечивать эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы . Включая в себя полную совокупность образовательных ресурсов, необходимых для самостоятельного изучения соответствующей учебной дисциплины при консультационной поддержке образовательного учреждения, ЭУМК представляют собой ключевые объекты инфраструктуры учебного процесса.