Своим названием этот московский район обязан дворцовой Басманной слободе. Распространенная версия, что данное название произошло от слова «басман», у Даля это «дворцовый или казенный хлеб». От названия хлеба пошли пекари-басманники, а от них живущих в этой слободе и ее название. Однако трудно поверить, что в Москве было так много пекарей, делавших специальный хлеб, что они образовали особую слободу, да и не малую судя хотя бы по протяжению главной ее улицы – Старой Басманной или по количеству жителей в 1638 году здесь насчитывалось 64 двора, а в 1679 году – 113 дворов. К тому же дворцовые пекари жили совершенно в другом районе Москвы – на месте нынешнего Хлебного переулка. Поэтому более обоснованным представляется иное объяснение занятия здешних слобожан. Басмой на Руси называли тонкие листы металла с вытесненными, вычеканенным рельефным рисунком, применявшиеся для украшений. И в районе теперешней Старой Басманной, возможно жили ремесленники-басманники, которые и делали такие украшения т.е. «басмили». Басмой так же называлось послание с выдавленной на нем ханской печатью, и происхождение слова могло быть таким: сначала ханская «басма», потом вообще рельефные изображения, и возможно, что «басманом» назывался особый вид хлеба, на котором выдавливалось какое-либо клеймо.
Басманная слобода была одной из крупных дворцовых слобод Москвы, в 1638 году здесь считалось 64 двора, а к 1679 году их значилось уже 113. Ее центром являлась Сретенская церковь с пределом великомученика Никиты, известная с 1625 года. В 1722 году церковь значиться уже каменной, а через восемь лет – обветшавшей каменным строением. Но только спустя четверть века, в 1751 году было построено существующее ныне красивое барочное сооружение (Старая Басманная ул. 16). Считают, что оно включило в себя остатки прежней каменной церкви. Прекрасные формы «елизаветинского» барокко видны в ломанных крыше и главное, обрамлениях окон, ломаных сандриках и крепованных карнизах.
К концу XVII века Басманная слобода расширилась на север. Появилась новая улица, на которой не позднее 1695 года встала «новопостроенная» деревянная церковь Петра и Павла, небесных покровителей царя. Эта, территория находившаяся по соседству с Басманниками, называлась иначе – новой солдатской, или Капитанской, слободой, реже – Новой Басманной. Здесь указом царя были поселены военные, а с 1714 года в обеих Басманных слободах дозволено строить дворы купцам. Уже к 1702 году население района увеличилось более чем в двое – в приходе стало 114 дворов.
На территории района находилось несколько слобод, таких как: Лучникова слобода, Блинники, Колпачная, Хохловская, слобода Котельников, Огородная слобода, Барашевскя, Казенная слобода, слобода Кожевников и Сыромятников. В наше время название некоторых улиц напоминает о располагавших здесь слободах: Колпачный переулок, Хохловские переулки, переулок Огородная слобода, Барашевский переулок , Большой и Малый Казенные переулки, Верхняя, Нижняя, Новая Сыромятнические улицы, 1-й, 3-й, 4-й Сыромятнические переулки и Сыромятническая набережная и проезд.
Но пожалуй самой известной из московских слобод в этом районе была Немецкая слобода. Согласно царскому указу от 4 октября 1652 года, иноземцы, не принявшие православия, должны были покинуть престижные районы Москвы и образовать иноверческое поселение на месте, удаленном от центра города. Под Новонемецкую слободу правительство выделило пустующий участок правобережья Яузы, западнее Басманных слобод и южнее дворцового села Покровского. Место это уже в XVI веке было облюбовано обосновавшимися в Москве «немцами» - европейцами разных национальностей, попадавшими сюда пленниками, а также в качестве наемных специалистов. Народ их называл «немцами», как «немых», не понимавших русского языка, отсюда и произошло название слободы. Первая Немецкая слобода на этом месте исчезла в Смутное время, в 1610 году войска Лжедмитрия II разграбили и сожгли слободу, а ее обитатели разбежались, покинув свои дома, и еще долгое время на месте бывшей Немецкой слободы были только пустыри и поля с огородами. Пока в 1652 году не была заложена Новонемецкая слобода.
Русские прозвали московский иноземный пригород Кукуем, по имени протекавшего в этих местах ручья, приток реки Чечеры.
В середине XVII века этот участок на берегу Яузы действительно пустовал, и иностранцы, неохотно покидая насиженные места в городе, застраивали его деревянными домами. Деревянные дома иноземцев в центре города приказывали разбирать и переносить на новое место. Участки для построек отводились каждому по его личному состоянию, должности или промыслу.
Старейшей евангелической церковью в Новонемецкой слободе считалась кирха св. Михаила, существовавшая уже в 1576 года до разорения опричниками Старой Немецкой слободы. Кирха внешне мало чем отличалась от обычного дома.
В 1626 году московская лютеранская община разделилась на купеческую и офицерскую – «старая» церковь Михаила осталась за купцами. Их достаток, широкие возможности и обширные связи позволили уже а 1684-1685 годах выстроить каменную кирху. Кирха св. Михаила была первой каменной церковью на территории Новонемецкой слободы. Образовавшаяся офицерская община построила отдельную лютеранскую церковь, возобновленную в 1661 году на средства генерала Николая Баумана, одного из наиболее влиятельных людей слободы.
В конце 70-х годов XVII века иноземная слобода приобретает вид настоящего европейского городка с садами и даже набережной аллей. Это было так не похоже на внешний вид окрестных слобод. Цветники перед домами, небольшие фонтаны, многоцветная раскраска домов – многое вызывало непонимание и даже смех москвичей.
Конец XVII века стал расцветом слободы, многие обитатели которой нашли расположение у молодого царя Петра I. В 1694 году офицерская община вместо прежней деревянной начала возведение каменной кирхи. По преданию немцев
Петр I дал большую сумму на строительство, или по крайне мере присутствовал при ее закладке. В честь святого покровителя царя – апостола Петра – храм был и назван. Община этой церкви была более многочисленной, чем община св. Михаила. В нее входили послы из Пруссии, Дании и Швеции, обосновавшиеся в Москве.
Одновременно с возведением кирхи св. Петра велась постройка голландской реформаторской церкви. В 1629 году реформатам было разрешено выстроить за Белым городом, вблизи Поганого пруда, небольшую деревянную кирху. Позднее голландцы стали строить кирпичный храм и довели его до крыши. Однако официального разрешения получено не было, и, ссылаясь на это, в 1642 году русские власти приказали снести строение. Несмотря на это, в 1647 году реформатская церковь значится построенной.
В отличии от протестантов, католики в Москве, долгое время были стеснены в правах, католические службы проходили эпизодически, нередко лишь с приездом послов. В слободе католики часто молились вместе с протестантами - редкое примирение, осуществлявшееся лишь вдали от родины. Даже ревностный католик Патрик Гордон, полковник Бутырского полка и сподвижник молодого Петра I, венчался и крестил детей у реформатского пастора. Обосновавшись в Москве, Гордон приложил немало усилий для постройки костела. 5 мая 1687 года было освящена католическая палатка, в которой прошла служба.
Влиятельных католиков, служивших при особе царя, было много меньше, чем протестантов. Понимая это, полковник Патрик Гордон взял на себя основные заботы по строительству. Во время приготовления к Азовскому походу католические священники подали царю челобитную, в которой просили официального разрешения на строительство каменного костела. И лишь в 1698 году католики выстроили деревянную церковь. По записям австрийского посла, храм был очень тесным. Летом в 1706 году взамен деревянного храма был выстроен каменный, названный в честь св. апостолов Петра и Павла, небесных покровителей царя. Его возведение стало возможным лишь в то время, когда Петр I правил единовластно, а влияние русской православной церкви заметно ослабло. Костел стал четвертой и последней иноземной каменной церковью в Немецкой слободе.
Сентябрьский пожар 1812 года нанес страшный удар Немецкой слободе. Выгоревшим оказался практически весь район, включая католическую церковь и кирху св. Петра. После 1812 года на территории Немецкой слободы продолжала существовать лишь уцелевшая от пожара кирха св. Михаила и некоторое время – возобновленная холодная католическая церковь. Остальные общины стали покупать участки в других частях Москвы, более приближенных к центру города. Так, в 1817 году община кирхи св. Петра купила для возобновления храма земельный участок усадьбы Лопухиной недалеко от Покровки, в Космодамианском переулке. Вскоре и католики возобновили теплую церковь в Мясницкой части города.
Кирха св. Михаила простояла в Немецкой слободе вплоть до советского времени. Окрестную территорию запланировали под строительство аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1928 году кирху закрыли, а вскоре церковь снесли. Была уничтожена старейшая в Москве евангелическая церковь, пережившая и Смуту, и пожар 1812 года. Немецкая слобода оказалась как бы обезглавленной. Ее имя напоминает сегодня о давней истории и о разрушенных традициях уникального московского района.


Опубликованно:

БАСМАН

БАСМАН - муж., стар. (от веса, татар. батман? швед. безмен) дворцовый или казенный хлеб; басманник, житель московской Басманной слободы, дворцовый пекарь, хлебник.

БАСНЬ

БАСНЬ - или басня жен. (баять? баса, прикраса) вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными;

*| ложь, празднословие, пустословие, вздорные слухи, вести. Полно басни-те сказывать, берись за дело. Соловья баснями не кормят, россказнями. Бабьи басни, а дурак то и любит. Два слова басен - да и все дело тут. Басня в сапожках. Басни Крылова. Баснь драмы, поэмы, содержание, завязка и развязка. Басенка умалит. басловка, побасенка, побаска, рассказец, анекдот (см. баса). Басневой, басенный, относящийся к басням или им свойственный. Басенник муж. рассказчик, писатель или изобретатель басен. Баснописец муж. сочинитель, писатель, слагатель басен, притч. Баснословие ср. сказание о веках доисторических, сказочных; учение о многобожии, о божествах суеверия, мифология; баснословный, мифологический; баснословить, рассказывать, повествовать о сем предмете;

*| лгать, пустословить, плести небылицу; баснослов муж. занимающийся изучением баснословных преданий; мифолог;

*| враль, празднослов.

Толковый словарь Даля - (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Спб., 1863-1909.)

Словарь Даля – значение слова Басман.

м. стар. (от веса, татарск. батман? шведск. безмен?) дворцовый или казенный хлеб; басманнник, житель московской ной слободы, дворцовый пекарь, хлебник.

Словарь Даля

Слова близкие по значению

Басмановы (а.д., Ф.а., П.ф., И.ф.)

Басмановы. 1) Алексей Данилович, сын Даниила Андреевича Плещеева, прозванного Басманом и погибшего в литовском плену, впервые упоминается в истории, в 1543 году. Он был тогда на стороне Шуйских и вместе с другими боярами, их приверженцами, участвовал в преследовании Фед. Сем. Воронцова, пользовавшегося расположением Иоанна IV . В 1552 году отличился при осаде Казани, обнаружив свою храбрость во время одного приступа на крепость вместе с знаменитым кн. Воротынским и в этом же году был пожалован чином окольничего. Через три года ему представился случай вновь показать свою замечательную храбрость и способности вождя: с 7000 солдат он в 1555 году полторы суток выдерживал натиск 60-тысячного крымского войска, вождем которого был сам хан Девлет-Гирей. В следующем году он получает боярское звание и назначается вторым наместником в Новгороде. С открытием в 1558 году Ливонской войны Алексей Данилович покидает Новгород и принимает деятельное участие в этой войне. Взятием Нарвы и участием в осаде Полоцка окончательно утверждается слава его, как храброго военачальника. Но этим военные подвиги Алексея Даниловича не кончаются. После 1563 года, когда был взят Полоцк, военные действия на время как бы прекращаются, и некоторые отряды русских войск получили возможность вернуться на родину. В числе удалившихся был и Алексей Данилович Б. Проживая в своем богатом поместье на берегу Оки, он в 1564 году узнает о нашествии Девлет-Гирея. Тотчас вооружил он своих людей и вместе с сыном Федором Алексеевичем засел в Рязани, на которую наступал Девлет-Гирей. Но несмотря на ветхость стен, крымцам не удалось взять города: все их отчаянные приступы были безуспешны вследствие храброй и искусной защиты Алексея Даниловича Б. Здесь оканчиваются похвальные подвиги Б., и непобедимый полководец для удовлетворения своего честолюбия выступает на поприще царедворца. Искусством веселить, хвастливым усердием и предупредительностью воле монарха он вкрадывается в душу Иоанна, приобретает над ним сильное влияние и от его имени безнаказанно совершает ряд злодейств, между которыми не первое место занимает даже позорное изгнание из храма митрополита Филиппа (1568). Самый план опричнины, по некоторым известиям, принадлежал Алексею Даниловичу Б. ""с товарищами"". Но вскоре после этого и любимцу государеву пришлось стать жертвой подозрительности и жестокости Иоанна. В 1570 году некто Петр Волынец донес государю о том, что новгородцы сносятся с польским королем и желают восстановить свои прежние привилегии и что у тех уже написана грамота об этом и положена в Софийском соборе за образом Богоматери. Произошел известный разгром Новгорода и началось расследование дела. При расследовании погибло много именитых граждан, в том числе и любимцы Иоанна: Алексей Б. и его сын Федор, обвинявшиеся в сношениях с Новгородцами и намерении посадить на трон Владимира Андреевича Старицкого. По словам Курбского и некоторых иностранцев, Иоанн наслаждался картиной отцеубийства, заставив Федора Алексеевича убить своего отца. 2) Федор Алексеевич, сын Алексея Даниловича, известен в истории как любимец Иоанна IV, без которого он ""не мог ни веселиться на пирах, ни свирепствовать в злодействах"". За участие в защите Рязани он был награжден золотой медалью, а через два года возведен в звание крайчего. В 1570 году вместе с отцом был сужден и казнен, вероятно около 1571 года (в этом же году он значится в боярских списках выбывшим). 3) Петр Федорович, сын последнего, остался по смерти отца малолетним. Мать его вышла в другой раз замуж за боярина князя Василия Юрьевича Голицына, умершего в 1585 году. В доме последнего Петр Федорович получил хорошее воспитание, оказавшее благотворное влияние на развитие его богатых природных способностей. Освобожденный вместе с братом, царем Федором Иоанновичем, от родовой опалы, он был пожалован в стольники, и с этих пор начинается возвышение и слава Петра Федоровича, унаследовавшего, по словам Карамзина, ""дух царствований отца и деда, с совестью уклонною, не строгою, готовою на добро и зло для первенства между людьми"". Борис Годунов, видевший в нем одни только достоинства, в 1599 году отправил его в звании воеводы для постройки крепости на реке Валуйки, где теперь уездный город того же имени, в 1601 году пожаловал окольничим и в 1604 году послал вместе с князем Трубецким с войском против первого Самозванца, главным образом, для защиты Чернигова. Но так как еще на пути они услышали о взятии этого города Самозванцем, то решили запереться в Новгороде-Северском, к которому вскоре подступили и войска Лжедмитрия. Тогда-то в минуту опасности Б. явился во всем блеске своих достоинств и взял верх над Трубецким. Он принял начальство в городе и своим мужеством, верностью и благоразумием с успехом боролся против измены и страха горожан; отразил приступ Лжедмитрия, отверг все его льстивые предложения и выиграл время для появления ополчения под стенами города Борисова. С прибытием подкрепления, он удачной вылазкой (21 декабря 1604 г.) окончательно заставил Самозванца снять осаду. За такой необыкновенный подвиг П. Ф. Б. был награжден царем Борисом и редкой наградой. Вызванный в Москву, он был встречен знатнейшими боярами и для торжественного въезда его Борис выслал собственные сани. Из рук царских он получил золотое блюдо с червонцами, множество серебряных сосудов, богатое поместье, сан думного боярина и деньгами 2 тысячи рублей (около 100 тысяч нынешних рублей). Такие милости, оказанные Борисом, заставили всех бояр, стоявших у кормила правления, смотреть на Б., как на лучшего и надежнейшего защитника отечества, и они не поколебались вручить ему, по смерти Бориса, главное начальство над войсками. Но достигнув такого величия, Б. в своих честолюбивых стремлениях пошел еще дальше. Он захотел стать первым в ряду бояр и единственным царским советником. Отправляемый преемником Бориса Годунова, его сыном Федором, и напутствуемый словами: ""служи нам, как служил и отцу моему"", Б. клянется в верности и 17 апреля приводит к присяге Федору Борисовичу вверенное ему войско, а 7 мая переходит в лагерь Лжедмитрия, а за ним и его войско. Своим переходом он открывал Самозванцу давно желанный путь в Москву и уже одним этим приобретал право на значительную награду. И действительно, во все время царствования Лжедмитрия Б. играл выдающуюся роль, был его единственным верным клевретом и защитником до последней минуты. К счастью, Лжедмитрий и Б. торжествовали недолго. Наступило достопамятное утро 17 мая 1606 года, загремел набат в Москве, народ ворвался в Кремль. Б., ночевавший во дворце Самозванца, разбуженный поднявшимся шумом, решился защищать Лжедмитрия до последней возможности. С мечом в руках он остановился в дверях, заграждая вход во внутренние покои, где находился Самозванец, рассек голову одному ворвавшемуся безоружному дворянину, и сам тут же упал под ударами ножа дворянина Татищева. Обнаженные останки его вместе с трупом Лжедмитрия были выставлены на лобном месте, и только через несколько дней сводный брат его Голицын получил позволение похоронить тело у церкви Николы Мокрого. 4) Иван Федорович, младший сын крайчего Федора Алексеевича, был воспитан в той же семье Голицыных, где и его брат Петр Федорович, и одновременно с ним получил освобождение от родовой опалы. Первоначально служил дворянином при царском дворе. В 1603 году Борис Годунов произвел его в окольничие и в следующем году вверил ему отдельный отряд против разбойничьего атамана Хлопка. Последний со своими шайками явился под Москву и вступил с Иваном Федоровичем в бой, окончившийся смертью Б., истреблением большей части разбойников и пленом Хлопка. Таким образом Иван Федорович, единственный из всех Басмановых, умер с именем, незапятнанным изменой или злодеяниями, в упорной и жестокой битве против врагов отечества. Тело его, по приказанию царя, было с честью погребено в Троице-Сергиевой лавре. Род Б. прекратился со смертью вдовствующей и бездетной единственной дочери Ивана Федоровича, в 1642 году. Ср. Карамзин ""История Государства Российского"" (т. VIII и IX); Бантыш-Каменский ""Словарь достопамятных людей русской земли""; Соловьев ""История России"" (т. VI и VIII).

Басманный район занимает особое место в истории Москвы. Именно здесь пролегала знаменитая Царская дорога из Кремля. Здесь селилась вся знать, соперничая друг перед другом роскошными усадьбами, здесь зародилась европейская государственность, как результат тесной связи юного Петра с наставниками из Немецкой Слободы. История развития района также связана со становлением русской культуры, науки и искусства… Территорию района пересекают 15 автомагистралей. Основные места массового гуляния населения – Сад им. Баумана, Чистопрудный и Покровский бульвары.

Свое название район получил по имени дворцовой Басманной слободы, память о которой сохранилась в именах Старой и Новой Басманных улиц. Здесь жили басманники. Есть несколько версий рода их занятий. По одной из них, здесь жили пекари, готовившие особый дворцовый или казенный хлеб, который назывался басманом. Но по историческим книгам мы знаем, что пекари селились в другом месте - в районе нынешнего Хлебного переулка. По другой версии, басмой на Руси называли тонкие листы металла (серебряные, медные, золотые) с вытесненным, вычеканенным рельефным рисунком, применявшиеся для различных украшений. В частности, они применялись для украшения икон. Поэтому более вероятной кажется версия, что в слободе жили чеканщики по металлу.

Кроме Басманной слободы, в территорию нынешнего Басманного района входили: Лучниковая слобода, жители которой изготовляли стрелковое оружие; Блинниковая Слобода, где жили блинопеки; Гавриловская слобода, названная по располагавшейся здесь церкви Архангела Гавриила; село Кулишки. Свое название Кулишки получили от слова «кулига» - мокрое, топкое место. По преданию, именно здесь располагалось одно из сел боярина Стефана Ивановича Кучки, первоначального владельца Москвы в тот период, когда она являлась еще сельским поселением; село Подкопаево, село Глигищи- где жили глинники-печных дел мастера; Колпачная слобода, где шили колпаки – особые, княжеские головные уборы; Хохловка, где селились украинцы; Котельники, где изготовляли котлы; Огородная слобода, обитатели которой поставляли овощи к царскому столу, и даже ухитрялись выращивать арбузы и дыни; Барашевская слобода, где жили бараши - княжеские, а затем царские слуги, возившие за государем в походах шатры и раскидывавшие их в поле для царского отдыха; Казенная слобода, где жили хранители царского имущества (или казны); Сыромятники, где жили кожевники; село Елохово - согласно словарю В.И. Даля, «елоха» обозначало ольху, дерево, в изобилии произраставшее по берегам здешнего ручья Ольховца, правого притока речки Чечеры, впадавшей в Яузу; село Покровское-Рубцово, раньше бывшее ближним пригородом Москвы, и, конечно, Немецкая слобода (или Кукуй), где селились иностранцы после царского указа 4 октября 1652 года. Именно здесь появились первый университет, аптека, фарфоровый завод и многое другое. Здесь же, благодаря Гордону и Лефорту, Петр заразился идеей реформирования государства российского, а во времена петровских реформ - зародилось техническое обновление России, военная и морская реформа.

Род занятий жителей старинных московских слобод во многом определил названия современных улиц Басманного района. Так интересно складывается преемственность поколений, и никакие евроремонты не смогут стереть с лица Москвы память о ее первых обитателях.

История района тесно связана с деятельностью известных представителей русской культуры, наиболее яркие из них: Рокотов – в искусстве, – в литературе, Чаадаев – в философии, Жуковский – в авиационной науке. Дом дяди Пушкина по Старой Басманной связан с пребыванием передовых людей того времени – Державина, Вяземского, Карамзина и др. На этой же улице жил Муравьев-Апостол, отец трех декабристов Муравьевых. На территории района сохранены прекрасные памятники архитектуры и ценные здания исторической застройки.

Личное дело

Владимир Иванович Даль (1801 - 1872) родился в местечке Луганский завод (ныне город Луганск). Отец его, датчанин Йохан Кристиан вон Даль, ученый, владевший многими языками, был приглашен в Россию Екатериной II и стал придворным библиотекарем. Но занимал эту должность недолго, отправился в Германию и, окончив там медицинский факультет Йенского университета, стал врачом. Затем он вернулся в Россию и оказался в Луганске, заняв должность лекаря горного ведомства. В 1799 году доктор Даль получил российское подданство и стал называться Иваном Матвеевичем. В Луганске он создал первый лазарет для рабочих.

В 1805 году семья переехала в Николаев. Начальное образование дети получили дома. Мать учила их языкам, отец - литературе и истории. Летом 1814 года Владимир Даль и его младший брат поступили в Морской кадетский корпус в Петербурге. В числе лучших кадетов Владимир Даль ходил учебное плаванье на бриге «Феникс». Он окончил курс с отличием, став мичманом. Даль служил на Черноморском флоте. В 1823 году его арестовали за эпиграмму на командующего флотом Алексея Грейга . Даля разжаловали в матросы, но после апелляции решение суда отменили. Даль вышел в отставку и решил продолжить образование. Он поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Пятилетний курс обучения Даль прошел за четыре года, защитив работу «Диссертация на соискание ученой степени, излагающая наблюдения: 1) успешной трепанации черепа; 2) скрытых изъявлений почек».

После окончания университета в 1829 году Даль был направлен в действующую армию на Балканы, где шла очередная русско-турецкая война . Даль был ординатором в передвижном госпитале. В то время он уже активно собирал слова, пословицы и поговорки. Даль был награжден орденом Анны третьей степени и Георгиевской медалью на ленте.

После окончания войны Даля направляют в Каменец-Подольский, где началась эпидемия холеры, затем - польскую войну. Там отличился при переправе через Вислу у Юзефова. Даль навел мост (пригодились военно-инженерные умения, полученные в кадетском корпусе), защищал его при переправе и затем сам разрушил его. За это он был награжден орденом Владимира. После окончания войны Даль стал ординатором в Санкт-петербургском военно-сухопутном госпитале, где заслужил славу крупного специалиста по глазным операциям. В 1832 году он издает книгу сказок, подписанную «Казак Луганский». Из-за сатирического характера некоторых сказок тираж сборника был изъят, а автор арестован III отделением, но благодаря заступничеству друзей при дворец выпущен в тот же день.

В 1833 году Даль получил должность чиновника для особых поручений при оренбургском генерал-губернаторе Василии Перовском . Незадолго до отъезда в Оренбург он женился на Юлии Андре. По долгу службы Даль совершал инспекторские поездок по губернии, в ходе которых близко знакомится с бытом не только русского населения, но татар, башкир, казахов. Здесь же Даль написал автобиографические повести «Мичман Поцелуев» и «Ваня Сидоров Чайкин», другие повести и рассказы. В эти годы Даль принимает участие в военной экспедиции в Хиву . В этом походе Даль работал совместно с другими учеными: биологом А. Леманом, географом П. А. Чихачевым, астрономом И. О. Васильевым. 29 декабря 1838 года Академия наук избрала коллежского асессора Даля своим членом-корреспондентом по естественным наукам.

Владимир Даль

Летом 1841 года Даль возвращается в столицу. По рекомендации В. Перовского он был назначен начальником особой канцелярии министерства внутренних дел. В этой должности начальника канцелярии Даль сделал многое для улучшения работы петербургских больниц. Одновременно он активно занимался литературной деятельностью. Когда она вызвала нарекания министра, Даль оставил службу и переехал в Нижний Новгород, где с 1848 года стал управляющим удельной конторой. Это ведомство занималось крестьянами, принадлежащими царской семье.

В 1859 году он переехал в Москву и посвятил все свое время обработке собранных материалов. В 1861 - 1862 годах Даль издал сборник «Пословицы русского народа», содержавший 30 тысяч пословиц. Также им были опубликованы книги «О наречиях русского языка» и «О суевериях и предрассудках русского народа». В 1861 году увидел свет первый том «Толкового словаря живого великорусского языка», а завершилось первое издание в 1868 году. Уже тяжело больным Даль продолжал работать над дополнениями и исправлениями к словарю. 4 октября (22 сентября) 1872 года Владимир Даль продиктовал дочери последнее слово для нового издания словаря, а через несколько часов его не стало.

Чем знаменит

Прославил Владимира Даля составленный им «Толковый словарь живого великорусского языка», сбор материала для которого занял три десятилетия. В словарь вошло около двухсот тысяч слов, восемьдесят тысяч из которых Даль зафиксировал впервые. Книга открывается предуведомлением: «Словарь назван толковым, потому что он не только переводит одно слово другим, но и толкует, объясняет значения слов и понятий, им подчиненных. Слова: живого великорусского языка, указывают на объем и направление всего труда». Представленная в словаре лексика, охватывает как литературный язык, так и различные диалекты, профессиональные термины, жаргоны. В качестве иллюстративного материала в словаре приводится большое количество фразеологизмов, пословиц, поговорок. В толкованиях слов содержится значительный этнографический материал.

За свой словарь Даль был награжден Ломоносовской премией Академии наук, премией Дерптского университета, Константиновской золотой медалью Русского географического общества. Также он получил звание почетного члена Академии наук.

Второе издание словаря, содержавшее почти пять тысяч поправок и дополнений, вышло в 1880 - 1882 годах. За ним последовало третье (1903 - 1909), редактором которого стал знаменитый отечественный языковед И. А. Бодуэн-де-Куртенэ .

О чем надо знать

Владимр Даль был близким другом Пушкина. Они познакомились в первый период петербургской жизни Даля. Знакомство состоялось после того, как Даль решил подарить Пушкину свою книгу сказок и направился к нему, не будучи формально представленным. Подаренный экземпляр сохранился. Пушкин в ответ подарил Далю рукопись «Сказки о попе и работнике его Балде» с надписью: «Сказочнику Казаку Луганскому сказочник Александр Пушкин».

В Оренбурге Даль снова встретился с Пушкиным, который начал писать «Историю Пугачевского бунта» и собирал для нее матриалы. Даль и Пушкин вместе ездили по деревням, отыскивая людей, которые еще помнили живого Пугачева.

Зимой 1836 - 1837 года Даль ненадолго приезжает в Санкт-Петербург. После дуэли Пушкина с Дантесом Владимир Даль ухаживает за раненым поэтом до последней минуты его жизни. Впоследствии Даль оставил записки о ходе последних часов жизни Пушкина.

Прямая речь

«Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека - вот где надо искать принадлежность его к тому или другому народу. Чем же модно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа - мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски». В. И. Даль

«Землеведение и языкознание, по-видимому, две науки почти несродственные; но если изучать землю вместе с обитателями ее, то вопрос этот принимает иной вид, и Русское Географическое Общество по Этнографическому Отделению своему придется сродни или в свойстве со Вторым Отделением Академии Наук [отделение словесности]. На этом поприще оба ученые общества подают друг другу братскую руку соревнования и помощи». В. И. Даль

18 фактов о Владимире Дале

  • Одним из сокурсников Владимира Даля в Морском кадетском корпусе был будущий знаменитый русский адмирал Павел Нахимов.
  • В Морском корпусе велся учет числа ударов розгами, которые получали кадеты, так как с родителей взималась плата за расход розог. Благодаря этому факту известно, что за пять лет обучения кадета Даля ни разу не пороли.
  • Когда молодой мичман Даль ехал по зимней дороге на ямщицкой тройке, было холодно, и ямщик, чтобы подбодрить замерзшего пассажира, сказал: «Замолаживает». Даль спросил, что это значит. Ямщик объяснил, что замолаживает - значит пасмурнеет, и это означает, что мороз пойдет на убыль. Даль вытащил тетрадку и записал слово и его толкование. С этой записи и начался знаменитый словарь. За годы работы над словарем толкование слова «замолаживать» сильно расширилось .
  • Однажды во время турецкой войны 1829 года у Даля пропал верблюд с поклажей, где находились тетради с его записями. Солдаты искали верблюда одиннадцать дней и в итоге отбили его у турок.
  • Даль одинаково свободно владел обеими руками. Биограф Даля П. И. Мельников пишет: «Замечательно, что у него левая рука была развита настолько же, как и правая. Он мог левою рукой и писать и делать все, что угодно, как правою. Такая счастливая способность особенно пригодна была для него, как оператора. Самые знаменитые в Петербурге операторы приглашали Даля в тех случаях, когда операцию можно было сделать ловчее и удобнее левою рукой».
  • Подобно профессору Хиггинсу из «Пигмалиона», который по произношению определял, где живет англичанин, Владимир Иванович по особенностям речи опознавал уроженцев самых разных уголков России.
  • В Оренбурге благодаря Далю был построен пешеходный мост через реку Урал, открыто училище лесоводства и земледелия и музей при этом училище.
  • По четвергам в петербургской квартире Даля собирались литературы, ученые, актеры, художники. На одной из этих возникла идея создания Русского географического общества, одним из членов-учредителей которого стал и Даль.
  • Собирая материалы для словаря, Даль стал одним из первых исследователей тайных языков, которые использовали бродячие торговцы-офени или ремесленники-шерстобиты, которые ходили по всей России, скупая шерсть. Записывал Даль и слова из тайного языка петербургских мошенников XIX века. Именно в этом языке, согласно Далю, впервые появилось слово «бабки» в значении «деньги».
  • Четыре слова в словаре Даля снабжены иллюстрациями: «говядина», «мачта», «парус» и «шляпа».
  • После слова «табакерка» вместо обычного примера - пословицы или поговорки - Даль написал: «Вот так и пойду стучать табакеркой по головам! говаривал наш учитель высшей математики, в Морском Корпусе». Это воспоминание о преподавателе математики и инспекторе классов Марке Горковенко .
  • Больше всего в словаре слов на букву П. Один том из четырех они занимают целиком.
  • Незадолго до смерти Даль перешел из лютеранства в православие.
  • Для военно-учебных заведений Даль написал учебники «Ботаника» и «Зоология», а в петербургской «Литературной газете» вел раздел «Зверинец» с рассказами о животных.
  • Помимо сборника пословиц, Даль записал также около тысячи русских народных сказок, которые передал собирателю сказок Александру Афанасьеву , собранные народные песни он передал Петру Киреевскому .
  • Даль придумал для писателя Павла Мельникова псевдоним Печерский .
  • Незадолго до смерти Пушкин подарил Далю свой перстень с талисманом-изумрудом . В отличие от другого знаменитого перстня Пушкина, украденного из музея в марте 1917 году, перстень, подаренный Далю, сохранился и находится в музее-квартире Пушкина на Мойке.
  • В 1913 году, незадолго до суда по делу Бейлиса, была издана брошюра «Записка о ритуальных убийствах» с указанием авторства Даля. В ней евреем приписывалось употребление в ритуальных целях крови христиан. Ранее она без имени автора была издана в 1844 году под названием «Розыскание об убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их». Некоторые исследователи соглашаются с тем, что автором текста был Даль, другие полагают, что она была написана директором Департамента духовных дел иностранных исповеданий тайным советником В. В. Скрипицыным или губернатором Волынской губернии генерал-майором И. В. Каменским.

Материалы о Владимире Дале