Когда ученые пытаются найти жизнь на других планетах, они часто задают вопрос: «А есть ли там вода?» Как мы знаем, без воды жизнь существовать не может. Вода — это жидкость без вкуса, запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ. Она имеется в почве и в воздухе.

Виды воды

Вода имеет три основных состояния: жидкое (ее обычное состояние), твердое, называемое «лед», и газообразное, или «водяные пары».
Состояние воды зависит от ее температуры. При 0° С вода из жидкого переходит в твердое состояние, или замерзает. При температуре 100° С вода из жидкого переходит в газообразное состояние. Такой переход из видимого в невидимое состояние называется «испарение».
Почему вода играет такую важную роль в нашей жизни? Достаточно только взглянуть на нашу планету! Она на ¾ состоит из воды…

Свойства воды

Чтобы познакомиться со свойствами воды предлагаю вам поэкспериментировать с водой. Думаю, что это будет очень интересно детям и взрослым.


(взято из книги Зубкова Н.М. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет)


  • Спросите перед опытом «Какого вкуса вода?» После этого дайте ребенку попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положите немного соли, в другой сахар, размешайте и дайте детям попробовать. Спросите: «Какой вкус приобрела вода?» Объясните, что вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

  • Похожий опыт проведите со свойством запаха воды. Сначала дайте понять ребенку, что вода не имеет запаха. А потом добавляйте в воду запахи (ваниль, уксус, валерьяна и т.д.) и давайте нюхать ее ребенку. Вывод – вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее добавлены.

  • Вскипятите воду, налейте кипяток в прозрачный стакан, накройте его крышкой, затем покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли воды и падает вниз. Спросите: «Зачем накрывают пищу крышкой?» Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце.

  • Сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положите его наклонно, приложите нижний конец к тазику, а верхний закрепите, чтобы он не падал. Лейте воду на желобок небольшой струей. Если в желоб положить камешки, то вы сможете добиться эффекта журчащих струек.

  • Возьмите пластиковую бутылку (лучше объемом в 2 литра), отрежьте дно. В пробке проделайте отверстие, вставьте в нее гибкий шланг от капельницы (длинной не менее 30 см). Заделайте отверстие герметически (можно пластилином), чтобы оно не протекало. Налейте в бутылку воду, закупорив шланг пальцем. А теперь отрегулируйте высоту бутылки и шланга так, чтобы в ваших руках весело забил самодельный фонтанчик. Он будет работать до тех пор, пока уровень воды в бутылке не сравняется с уровнем в трубке.

  • Возьмите 2 листа бумаги и сложите их друг с другом, попробуйте сдвинуть. А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу, прижмите. Попробуйте сдвинуть листы относительно друг друга. Объясните ребенку, что вода обладает «склеивающим» свойством.



Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.

Круговорот воды в природе



Посмотрите мультфильм и попробуйте понять, как путешествует вода.



Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.


Что может быть в прозрачной капельке воды?
Что может быть в прозрачной капельке воды?
На первый взгляд, конечно, ничего.
Но капни на стекло, оставь следы
И в микроскоп ты рассмотри его.
И ты такое сможешь увидать,
О чем ты даже не подозревал.
Секрет свой тайный может передать
Вода тебе. Об этом ты мечтал?
Лишь только любознательным она
Завесу своей тайны приоткроет.
Изведай ты ее, познай сполна.
И водный мир тебя собой накроет.

Берегите воду
Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянии полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

Что такое вода?

(старший дошкольный возраст)

Программное содержание:

Расширять знания детей о воде; об её свойствах и состоянии (не имеет запаха и вкуса, принимает форму сосуда, в котором находится, бывает в трех состояниях: жидком - вода, твердом - лед, газообразном - пар).

Дать представление о круговороте воды в природе

Воспитывать бережное отношение к воде

Развивать у детей познавательные и речевые умения, познавательные интересы

Методы и приемы:

Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты)

Практический (опытный)

Словесный (беседы и рассказ воспитателя)

Предварительная работа:

Чтение рассказов и сказок познавательного характера

Опыты (превращение снега в воду, воды в лед)

Беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?»

Материалы и оборудование:

Панно «Кому нужна вода»

Инвентарь для опытов:

Стаканы с водой (по количеству детей)

Пустые стаканы

Соль, сахар, зеленка, марганцовка

Ложечки

Кукла Капитошка

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Капитошка. Вы знаете кто он такой? (Ответы детей).

Правильно, это герой мультфильма. А вы можете объяснить, почему его так назвали? (состоит из капелек воды). Он расскажет нам о своих путешествиях. Ребята, а давайте расскажем Капитошке, что мы знаем о воде.

Воспитатель: Ребята, что же такое вода? (ответы детей)

Опыт №1 «Вода – это жидкость»

Дети наливают воду в стаканчики, переливают из одного стаканчика в другой.

Воспитатель: Вода - это жидкость. Она течет. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Вывод: Вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей). Сейчас мы это проверим.

Опыт №2 «Вода бесцветная»

На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)

Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветна.

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? (ответы детей). На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка (этот опыт проделывает только воспитатель).

Воспитатель: я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик(марганцовку) и мы посмотрим что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет (ответы детей)

Вывод: Вода может менять свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Воспитатель: Как вы думаете, изменит ли вода свой цвет, если в нее добавить варенье? Попробуйте это сделать дома. А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус (детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая?

Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Опыт№3 (детям раздаются стаканы с солью или с сахаром, ложечки)

Воспитатель: Давайте проведем с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду (ответы детей)

Вывод: Оказывается, вода, может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.

Опыт №4 «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: а теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: Вода ничем не пахнет, у нее нет запаха.

Воспитатель: Вот, Капитошка, сколько всего знают дети о воде. А сейчас я предлагаю, вам, ребята сесть на стульчики и послушать, что нам расскажет Капитошка о своем путешествии.

Капитошка: Жил я когда-то в большом- большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы разыгрались, я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх. Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня все дальше и дальше, и на своем пути, я все чаще стал встречать своих братьев и сестер, нас было уже целое облако, но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как то согреться. Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я побываю и что нового увижу. И приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова.

Воспитатель: Спасибо тебе, Капитошка, за твой рассказ. Теперь ребята знают, как путешествует вода. Это происходит постоянно: вода испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю.

Воспитатель: Мы сегодня, ребята, много говорим оводе, много о ней узнали. Ребята, давайте Капитошке расскажем, для чего нужна вода и кому?

(Работа с панно « Кому нужна вода»).

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: А ты знаешь, Капитошка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Капитошка: А зачем ее беречь? Вон сколько воды!

Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

Воспитатель: Ребята, а сейчас у меня для вас есть еще один сюрприз (вносятся цветные льдинки). Как вы думаете, что это? Как можно получить такие льдинки? (ответы детей). Молодцы! Вода добрый друг и помощник человека. Я хочу вам прочитать стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

С нею смею вам я доложить

Без нее нам не прожить!

Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

Наталья Коровина
Конспект НОД «Что мы знаем о воде» для детей среднего дошкольного возраста

Конспект НОД «Что мы знаем о воде"

Участники: дети среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет, воспитатели

Место проведения: группа

Цель: Поддерживать у детей интерес к экспериментированию. Развивать познавательную активность, речь дошкольников посредством экспериментирования.

Образовательные:

Продолжать знакомить детей со свойствами воды;

Дать представление о роли воды в жизни человека, растений и животных;

Закрепить умение делать выводы по итогам экспериментирования;

Активизировать словарь детей; существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Закреплять правила безопасного поведения во время экспериментов.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования, способность делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

Желание работать в коллективе;

Бережное отношение к воде.

Методы и приемы: игровой, словесно-логический, практический (опыты, рассказ, пояснения, поощрение, физминутка, самостоятельная деятельность детей, отгадывание загадок.

Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, чайные ложки, ёмкости разной формы, пипетка, воронка, салфетки, коктейльные трубочки, вода, сахар, соль, картинка «Круговорот воды», аудиозапись «Шум воды ручейка», проектор, экран, слайд-шоу: «Вода бывает разной…».

Предварительная работа: Анализ и обобщение литературы, разработка перспективного планирования, подборка опытов с описанием проведения. Разучивание с детьми пословиц, поговорок и стихотворений о воде; чтение рассказов, сказок познавательного характера; рассматривание иллюстраций по теме; беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живёт в воде?», «Кому нужна вода»; наблюдения в природе в разное время года; дидактические и развивающие игры; игры с водой, наблюдение на прогулке за лужами (отражение предметов, опыты с водой (течет, разливается, не имеет формы).

Дети к нам сегодня пришло много гостей, давайте поздороваемся с гостями. (Здороваются)

Сегодня я принесла баночку с необыкновенным веществом. Что в ней, какое вещество, узнаете, отгадав загадку:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без. (Воды)

На экране появляются слайды с изображением моря, реки, озера и ручья. Звучит запись журчания ручейка.

Что вы видите на экране? (ответы).

Как всё это можно назвать одним словом? (Вода)

Правильно, вода. Все реки, моря, озёра состоят из воды.

А вот и наша планета. Этот снимок сделан из космоса. Земля – голубая планета.

Почему её так называют? (Потому что на ней много воды).

Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (Ответы детей.) Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам.

Речевая игра «Закончи предложение»: «Вода нужна людям (животным, птицам, растениям) для того, чтобы…».(Ответы детей)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вода состоит из множества маленьких капель. Посмотрите на экран, это капля воды.

А теперь мои ребятки

Отгадайте-ка загадки.

На весёлую загадку

Вы увидите отгадку.

Если плачу – не беда,

Вместо слёз течёт вода.

Я такой плакучий

Из-за серой тучи. (дождь)

Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча, облака)

Пусть мала я, ну так что ж!

Ты меня перешагнешь.

Но, как дождика дождусь,

На весь двор я разольюсь! (лужа)

Бегу я как по лесенке по камешкам звеня,

Издалека по песенке узнаете меня! (ручей)

Направо вода и налево вода,

Плывут здесь суда и туда и сюда

Но если захочешь напиться, дружок,

Соленым окажется каждый глоток. (море)

Состоит он из морей.

Ну, давай, ответь скорей.

Это – не воды стакан,

А, огромный (океан)

Необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

Запомните пословицу: закрывай по крепче кран, чтоб не вытек океан.

Воспитатель: Давайте вместе повторим её.

Посмотрите на рисунок: когда солнце нагревается поверхность водоёма превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, и образуются облака и тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом в виде дождя, зимой в виде снега. Капельки воды в природе ходят и движутся по кругу.

Я буду мама Тучка, а вы капельки. Делайте всё, что я скажу.

Капелькам пора отправляться в путь.

Полетели капельки на землю, попрыгаем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке. Молодцы капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались.

Итак, мы узнали, что вода может быть разной: морем, рекой, и т. д.

И некоторые её свойства мы сейчас с вами проверим. (Педагог приглашает детей пройти к столикам для эксперимента).

Опыт 1 "Вода - это жидкость".

Вода - это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.

предлагаю попробовать перелить воду из одного стакана в другой.

Опыт 2 "Вода не имеет запаха".

А теперь, я предлагаю тебе понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ничем не пахнет, у неё нет запаха.

Опыт 3 "Вода прозрачна. ".

Ребята, а как ты считаешь, какого цвета вода? (Ответ ребёнка). Сейчас мы это проверим

Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы ребёнка). Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная

А я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?

Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответ).

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

А теперь, я предлагаю тебе, попробовать воду на вкус (ребёнку предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Давайте проведём с тобой небольшой опыт. Положи в стаканчик с водой вещество, которое находится у тебя на столе (взрослый демонстрирует). Размешай, а теперь попробуй воду. Какая она стала на вкус? (Ответ). Как ты думаешь, что вы добавили в воду? (Ответ).

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

А сейчас мы с вами проведём эксперимент. Перед вами 2 стакана с водой. Вода в них одинаковая?

Дети: Нет чистая и грязная.

Воспитатель: А вы хотели бы выпить эту воду? Почему? А эту? Почему? Давайте вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё марлю и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получится?

Эксперимент мы проведём,

Воду чистую найдём.

Воспитатель: Что ребята получилось?

Дети: Вода стала чистой.

Воспитатель: А что стало с нашей марлей?

Дети: Она стала грязной.

Воспитатель: Да, без чистой воды мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода.

«Можно ли склеить бумагу водой?»

Берем два листа бумаги, двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются.

Вывод: Вода обладает склеивающим действием

Воздух легче воды - пузырьки

Вода способна удерживать на поверхности предметы.

Вы мне недавно задали вопрос: как растения пьют воду?

Опыт 10 «Как растения пьют воду».

Дети, как вы думаете, как растения пьют воду? (С помощью корней).

Помещаем в сосуд с водой «ствол» вырезанного из промокательной бумаги дерева и наблюдаем, как вода поднимается к «веточкам».

Вывод: так и в природе растения получают воду из почвы, поэтому их необходимо поливать.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали о воде? Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? Что показалось самым интересным? (Ответы детей.)

Воспитатель благодарит детей за участие в опытно-экспериментальной деятельности и вручает им значки «Юный исследователь».

Вода для нас - самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Учёные до сих пор продолжают исследовать воду, находя все больше интересных фактов.

Если у ребенка вдруг понизилась успеваемость в школе, не всегда это означает перегрузку. Виной всему может быть свинец, содержащийся в воде. Избыток фторидов приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата. И каких страшилок можно приводить множество. Поэтому сегодня мало-мальски образованные родители объясняют своим детям, что:

Пить из-под крана воду ни в коем случае нельзя;
- пить можно только фильтрованную воду;
- если в доме пока нет фильтра, то необходимо отстаивать воду из под крана в течение ночи, чтобы из нее улетучился хлор;
- нельзя кипятить воду больше одного раза, при повторном кипячении выделяется диоксин, ядовитое вещество, вызывающее рак.

Последний пункт кажется особенно удивительным, поскольку привычка кипятить воду повторно есть у многих.

Питьевая вода бывает первой (столовая вода) и высшей категории.

Вода первой категории - обычная очищенная вода из-под крана, а также добытая из поверхностных источников. Да-да. Но при этом производитель должен написать на этикетке, что это «очищенная вода центрального источника водоснабжения». Ее смягчают, удаляют хлор, лишнее железо. В конце процесса бывшую водопроводную воду опять обеззараживают и делают полезной: добавляют разные полезные микроэлементы, например, кальций и магний.

Вода высшей категории - её добывают из подземных источников, которые наиболее защищены от загрязнений. Такая вода тоже должна быть безопасной. Но есть и дополнительный критерий - вода высшей категории должна быть полезна для организма. Если говорить научным языком - физиологически полноценна. Соединения фтора, йода, калия в ней уже присутствуют или же вводятся после обеззараживания.

Минералка
По СанПину в России минеральную природную питьевую столовую воду можно употреблять в неограниченных количествах. Но оказывается - это вредно для здоровья. В Директиве ЕС «О натуральной минеральной воде» установлено, что в такой воде многие виды микрокомпонентов содержатся в избытке, а это чревато осложнениями. Так что, не стоит экспериментировать - тем более на детях.

«Должно быть указано наименование воды, ее тип (первой категории, высшей и т.д.), дата изготовления, условия хранения, обязательно срок годности, химико-физический состав воды (содержание анионов и катионов, общая минерализация, жесткость).

Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете. «Вода дороже золота» - считали бедуины, которые всю жизнь кочевали в песках и знали цену глотку воды. Они понимали, что никакое богатство не спасёт путника в пустыне, если иссякнет запас воды.

Вода - одна из самых насущных потребностей человека. Важнее только кислород, без которого жизнь просто не возможна совсем. Без воды человек сможет прожить лишь 2-3 дня, а вот без еды можно протянуть почти 3 месяца.

К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много. Не смотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли.

Много ли мы знаем о воде? Интересные факты для детей и взрослых

Факт. Человек может прожить без воды не более 2-3 дней.

Факт. Небольшое обезвоживание организма (около 2% веса - примерно 1,5 килограмма), приводит к неприятным симптомам: потеря сил, усталость.

Факт. Причиной обезвоживания может быть не только физическая активность, но и переедание.

Факт. Если организм человека потеряет более 10% воды, то это может привести к смерти.

Факт. В среднем, по статистике, организм животных и растений содержит более 50% воды.

Факт. Наш организм на 65-70% состоит из воды.

Факт. Состав мантии Земли содержит в 10-12 раз больше воды, чем Мировой океан.

Факт. Мировой океан покрывает примерно 71% поверхности планеты, при средней глубине - 4 км, и содержит 97,6% известных мировых запасов свободной воды.

Факт. Если бы растаяли все ледники, то уровень воды на нашей планете поднялся бы на 64 м (примерно с 20-этажный дом) и, около 1/8 поверхности суши, затопило бы водой.

Факт. Вода - единственное в природе вещество, свободно встречающееся на Земле, плотность которого в твёрдом состоянии меньше, чем в жидком. Именно поэтому в воде не тонет лёд, а водоёмы, как правило, не промерзают до самого дна (хотя при экстремальных температурах это возможно).

Факт. Морская вода замерзает при температуре -1,91°C.

Факт. Человек за один год потребляет коло 60 тонн воды только в процессе питания.

Факт. Воды иногда замерзает и при плюсовой температуре.

Факт. Вода обладает наибольшей теплоемкостью в сравнении с существующими в природе жидкостями.

Факт. В природе можно выделить примерно 1330 видов воды. Их различают по происхождению (почвенная, дождевая, из свежего или долго лежащего снега и т.п.), по характеру растворенных в ней веществ и их количеству.

Факт. Поверхностное натяжение воды из всех существующих в природе жидкостей уступает только ртути.

Факт. Мы знаем о 3 различных состояниях воды (жидкое, газообразное и твердое). Вопреки этому мнению, ученые выделяют в жидкой форме воды 5 состояний и 14 состояний в твердом виде.

Факт. Вода является универсальным растворителем.

Факт. Примерно 520 тысяч кубических километров воды испаряется в течение года с поверхности Земли. Дождь и снег приносят на Землю примерно столько же воды. Если представить визуально, то получится куб со стороной около 80 километров. Если этот объём распределить равномерно по поверхности Земли, то получится слой толщиной около 1 метра.

Факт. Горячая вода замерзает быстрее охлажденной воды. Если взять две одинаковые ёмкости с водой, с горячей и холодной водой, и поместить их в морозильную камеру, то ёмкость с горячей водой замёрзнет быстрее холодной, хотя по логике вещей должно быть наоборот.

Факт. Океан занимает 3/4 от всей поверхности Земли, при этом он является мощным смягчителем Земного климата, постоянно обогревая нижние атмосферные слои.

Факт. Вода прозрачна лишь для видимых лучей и сильно поглощает инфракрасную радиацию.

Факт. Около 80% поверхности Земли покрыто водой и всего лишь 1% этой воды подходит для питья.

Факт. В разных частях Земли лёд имеет различную температуру. Самый холодный лёд находится в Антарктике (температура льда -60 градусов). Температура льда в Гренландии всего - 28 градусов, а у Альпийского льда температура 0 градусов.

Факт. Основную часть пресной воды содержат ледники.

Факт. Вода в разных состояниях отражает свет по-своему. Например, снег отражает примерно 85% солнечных лучей, а вода только лишь 5%.

Факт. Ткани организма человека с возрастом теряют воду. Из расчета обезжиренной массы тела. У грудных младенцев вода составляет 80.6% тела, у взрослых - 75.9%, у стариков - 65-70%.

Факт. Синий цвет чистой океанской воды можно объяснить избирательным поглощением и рассеянием света в воде.

Факт. Загрязненные подземные воды очищаются в течение нескольких тысячелетий.

Факт. Изотопных разновидностей воды известно свыше 135. Кроме "живой", "мертвой", существует "тяжелая", "скользкая", "сухая" и "резиновая" вода.

Факт. Наука признает свыше 2000 структурированных форм воды.

Факт. Повышение употребления структурированной воды (от 65% до 85%) продлевает человеку жизнь примерно на 15-20 лет, стимулирует регенерацию тканей и всех функциональных процессов.

Мы представили Вашему вниманию различные необычные факты о воде.

Цель беседы: , о сложностях ее добычи, о необходимости беречь воду, уточнить знания детей о профессии сантехника, о необходимых инструментах по уходу за водопроводными кранами. Воспитывать уважительное отношение к профессии сантехника, .

В. Мы с вами говорили о воде, о том, как она помогает отапливать квартиры. А еще для чего нужна вода? (Ответы детей.) Вода, ребята, нужна не только человеку, но и животным, птицам, рыбам, растениям. Без воды не могут работать заводы и выпускать необходимую людям продукцию. Там, где нет воды или ее недостаточно, ее развозят на специальных машинах. На заводы вода поступает по трубам.

А использованная вода собирается в специальные очистительные станции, а оттуда опять проделывает нелегкий путь к людям. Воды не бывает очень много, поэтому ее нужно экономить.

В групповую комнату заходит сантехник и здоровается с детьми, вступает с ними в диалог, показывает свои инструменты и рассказывает, для чего они нужны.

В. Вода появляется не только из крана. Сейчас я вам загадаю загадки и вы сможете узнать, как еще появляется вода.

Крыльев нет, а летит,

Ног нет, а бежит,

Не в воде, зато с водою

Отгадайте, что такое?

Над горами, над полями

Плачут горькими слезами,

Но зато наш огород

Очень-очень слез их ждет.

В. В деревнях и на даче огород поливают водой, особенно тогда, когда лето бывает сухое, солнечное, без дождей. Что же может случиться с растениями, когда дождя нет? (Ответы детей.) Да, без воды растения могут засохнуть, а люди не смогут собрать богатый урожай.

Многие крестьяне очень бережно относятся к воде, во время дождя они собирают ее в большие бочки. Бочки ставят под крышу и вода с крыш стекает в бочки. И когда нет дождя, а растения просят пить, то этой водой поливают цветы, овощи и садовые деревья. Это тоже один из способов экономии воды, человек не из крана берет воду, а собирает ее понемножку.

Если наступает зима, во что превращаются капельки дождя. (В снег.) Снег, ребята, это тоже вода и его можно и нужно использовать с хорошей целью. Машины, которые собирают снег с дорог и улиц, отвозят его за город и высыпают на поля. Снега очень много и собрать его нелегко, для этого работают и машины, и люди.

Часто снег собирают в большие сугробы, а потом, через некоторое время вывозят. На полях снег согревает ростки растений, которые появляются под снегом. А весной снег растает и превращается в воду, которая убегает в реки и озера. По краям рек человек садит деревья, которые своей тенью уберегают воду от испарения и высыхания.

Давайте поиграем в игру «Кто быстрее?»

Две команды будут собирать снег (мелкие кусочки бумаги) и относить в грузовик. Посмотрим, чья команда больше соберет снега. (Игра проводится 3-4 раза.)

Беседу с детьми о воде провела Е. Архипова