Проблема развития памяти, внимания и способности концентрироваться на задачах в случае с развивающимся мозгом школьника может возникать как результат действия нескольких факторов: психологического, физиологического, поведенческого и др.

  • В одних случаях для развития памяти и для школьников предлагают изменить образ жизни и деятельности, обогатить рацион (в том числе с помощью биодобавок).
  • В других – по медицинским показаниям применяют комплексное лечение стимулирующими препаратами и ноотропами.
  • В третьих – решение ищут в индивидуальном подходе, учитывающем особенности восприятия и запоминания конкретного школьника, вследствие чего родители под своего ребёнка корректируют школьный курс обучения.

Факторы, которые надо учесть в работе по улучшению работы мозга школьника

Медицинский фактор

Чаще всего в контексте рассмотрения действия этого фактора говорят о синдроме дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ). Не все медики, учителя и родители признают существование этого невралогическо-поведенческого расстройства, однако для большинства СДВГ – медицинский факт, полного способа избавления от которого пока не найдено.

Считается, что у мальчиков синдром встречается чаще, чем у девочек. Но разнообразие критериев постановки диагноза, методик исследования и способов локализации групп не дают возможность установить не только точную пропорцию, но даже распространённость СДВГ. Называются числа от 3:1 до 9:1 соотношения мальчиков и девочек с этим синдромом. Общая же оценка распространённости расстройства колеблется в пределах от 1 до 30 % от всего населения. Также считается, что треть детей от числа тех, у кого зарегистрирован СДВГ, перерастает синдром или приспосабливаются к нему. Сложность классификации возникает ещё и из-за того, что некоторые из признаков СДВГ проявляются эпизодически и время от времени.

Феноменологическая характеристика включает такие диагностические критерии, как:

  • неспособность удержать внимание на деталях, а также сконцентрироваться на выполнении заданий и на поставленных во время игр целях,
  • забывчивость и рассеянность в повседневных ситуациях, что также сопровождается частой потерей вещей,
  • избегание вовлечения в процессы, которые требуют сохранения длительного умственного напряжения и др.

Признание у ребёнка СДВГ позволяет внести корректные поправки в стимулирование мозговой деятельности школьника, что в будущем даёт ему возможность рассчитывать на успех в профессиональной сфере, избавляет от проблем с адаптацией в коллективе, сложностей в межличностных отношениях.

Несмотря на то, что подходы к работе с расстройством разнятся в разных странах, общепризнанным считается комплексный подход, который включает немедикаментозную психотерапию и индивидуальную модификацию поведения с помощью психостимуляторов и ноотропов (если не помогает педагогическая и нейропсихологическая коррекция).

Опасность назначения стимуляторов детям связана с тем, что завышенные дозы препаратов могут вызывать привыкание, вследствие чего фиксируются случаи, когда подросток использует высокие дозы для достижения наркотических эффектов. Частично привыкание связано и с краткосрочным действием препарата, который из-за этого нужно принимать несколько раз в день. Так действие большинства из них длится не более 4 часов, но и метилфенидат или декстроамфетамин с продолжительностью действия до 12 часов сохраняют опасность привыкания.

Альтернативой таким препаратам становятся средства растительного происхождения типа HeadBooster, BrainRush, Optimentis, которые оказывают влияние на улучшение питания головного мозга, кровообращение, энергообмен и тонус коры не сразу, а постепенно, по мере улучшения состояния тканей и коммуникативных функций в нейросетях. Благодаря своему «мягкому» действию эти же препараты чаще других используют в коррекции физиологического характера.

Физиологический фактор

Самой распространённой физиологической причиной, мешающей мозгу школьника в полной мере раскрыть свой потенциал, считается нарушение кровообращения мозга, а также нехватка питательных веществ и кислорода. Такая ситуация может возникнуть вследствие:

  • генетических факторов,
  • родовых и послеродовых травм, связанных с повреждениями шейного отдела, асфиксиями, кровоизлияниями,
  • болезней, перенесённых ребёнком или матерью во время беременности,
  • несбалансированного питания и сложной экологической обстановкой,
  • привычек, благодаря которым школьник систематически нарушает правила здорового образа жизни и поведения.

Два последних пункта относятся к тем, на которые можно и нужно повлиять, чтобы своего ребёнка.

Социально-психологический фактор

Успехи или неудачи ребёнка в получении новых знаний могут напрямую зависеть от степени психологической комфортности среды обучения и методики преподавания, соответствующей индивидуальным особенностям восприятия. Так, ребёнок, обучающийся во враждебно настроенном коллективе, в принципе не может быть сосредоточен на усвоении знаний, поскольку занят собственным «выживанием». При всей сообразительности школьника и активности работы мозга, его формальная результативность будет оставаться на низком уровне.

Ребёнок-«визуал», склонный с большей лёгкостью воспринимать информацию подданную в виде изображений, схем, визуальных образов, печатных текстов, будет хуже запоминать устную речь и попытку донести информацию в вербальном диалоге. И наоборот – ребёнку-«аудиалу» легче увидеть информацию, чем услышать её, что тоже нужно учитывать при оценке индивидуальных способностей ученика и процессах стимуляции работы его мозга.

Наконец, ребёнка нужно просто научить некоторым приёмам запоминания, для того, чтобы его эффективность и обучаемость резко выросли. Большинство таких приёмов задействуют ассоциации, эмоции, ритмику в качестве помощников в обучении. Так яркий эмоциональный образ, ассоциативно связанный с объектом запоминания и встроенный в пространство последовательной истории запомниться намного лучше.

Средства по улучшению работы мозга ребёнка

Препараты и биодобавки, которые влияют на состояние памяти, способность к концентрации и качество сна делают это опосредованно – через улучшение микроциркуляции и снабжения мозга, а также через «включение» нейромедиаторов. Нейромедиаторы – это биологически активные вещества разных групп (пептиды, аминокислоты, моноамины), выступающие посредниками в передаче электрохимического импульса от нейрона. Большинство препаратов, созданных для активизации мозговой деятельности, имеют в своём составе такого «посредника».

«Глицин ». Препарат с названием нейромедиаторной аминокислоты, которая уменьшает выделение возбуждающих аминокислот и вызывает тормозящее действие. Препарат способствует нормализации сна и повышению умственной работоспособности. Для улучшения сна применяется за 20 минут до засыпания по 0,5 таблетки детям до 3-х лет и по 1 таблетке после трёхлетнего возраста. В аналогичных дозах – 0,5 и 1 таблетка соответственно возрасту, но 2-3 раза в сутки – применяется для снятия психоэмоционального напряжения, повышения памяти и умственной работоспособности ребёнка. Длительность приёма – 14 дней. При необходимости и при согласовании с врачом время продолжительность приёма можно увеличить до 30 дней. При этом при пролонгированном приёме дети до 3-х лет сокращают дозу (до раза в сутки) и период (до 7-10 дней).

«Пантогам ». Здесь в качестве действующего вещества используется гамма-аминомасляная кислота, относящаяся к важнейшим нейромедиаторам ЦНС. Средство назначается при нарушениях внимания, речи, ослаблении памяти и снижении умственной работоспособности. Маленьким детям «Пантогам» назначается в виде сиропа с постепенным увеличением дозировки. При длительном употреблении средства прекращается приём препаратов этой группы, чтобы избежать чрезмерной стимуляции ЦНС. «Глицин», упомянутый выше, усиливает терапевтический эффект «Пантогама».

«Биотредин ». В комплексе с «Глицином» рекомендуют принимать ещё один ноотроп – «Биотредин», который пьют курсами по 7-10 дней в режиме «трижды в день по 1 таблетке». Средство содержит витамин В6, активизируя когнитивные функции мозга, улучшая внимание и память школьников. Однако витаминный комплекс группы В более широко и полноценно представлен в растительном препарате «Optimentis».

«Optimentis ». Природно-растительное средство, в составе которого, помимо пиридоксина (В6), улучшающего метаболизм и увеличивающего работоспособность мозга, и биотина (В7), нормализующего обмен веществ, представлены и другие витамины этой группы. За улучшение кислородного питания отвечает токоферол, а за энергетический уровень и кровообращение – растительная основа, состоящая из композиции экстракта Гинкго Билоба и женьшеня.

Перейти на официальный сайт .

». Главным конкурентом «Optimentis» в группе природно-растительных ноотропных средств называют «ХэдБустер», который благодаря своему составу компенсирует нехватку и витаминов, и полиненасыщенных жирных кислот. При этом в нём тоже содержаться экстракты женьшеня и Гинкго Билоба, отвечающие за микроциркуляцию тканей головного мозга. Дети с 12 лет могут принимать эту биодобавку наравне со взрослыми за полчаса до еды три раза в день в течение месяца.

Перейти на официальный сайт HeadBooster .

Способность человеческого мозга запоминать и в нужный момент извлекать необходимую информацию особо важна в современном мире, в котором информация имеет определяющую роль практически во всех сферах деятельности. Каждый человек индивидуален и его способности во многом определяются природными задатками и складом ума, развитие которых корректируется влиянием окружения и психическим состоянием.

Но далеко не последнюю роль играет и общее физическое состояние организма. Ведь недостаток определённых веществ в рационе может ухудшить способности головного мозга.

Особо важной группой таких веществ являются витамины, роль которых в поддержании всего организма в работоспособном состоянии сложно переоценить. Со знанием принимая витамины для улучшения памяти, можно добиться существенных результатов, особенно в комплексе со специальными развивающими память упражнениями.

Видео из интернет

Многие витамины, минералы и другие вещества, укрепляющие память, входят в состав комплексных препаратов, которые можно приобрести в любой аптеке. Но произведённые химическим путём витамины организм усваивает не полностью и не всегда с достаточной точностью можно соблюсти суточную дозировку определённого витамина, что может привести даже к гипервитаминозу. А это может оказаться не менее опасно, чем авитаминоз. Поэтому оптимальным является поступление витаминов в организм с продуктами питания. Природные витамины более полно усваиваются и их содержание организм способен контролировать сам. Следует выделить те витамины, которые играют особую роль в процессе развития и поддержания клеток мозга.

Витамины «мозговой» группы В

Наибольшее влияние на орган мышления имеют витамины группы В. В рационе обязательно должны присутствовать продукты, содержащие тиамин и фолиевую кислоту, поскольку они не синтезируются организмом и могут поступить только извне. Витамины группы В вне конкуренции по способности улучшать память, поэтому их называют витамины для памяти №1.

B1

Приём витамина В1 (тиамина) даёт огромный положительный эффект при нарушениях функций памяти (например, болезнь Альцгеймера), а его недостаток может стать причиной слабости, раздражительности, депрессий, а также серьёзных неврологических заболеваний. Он эффективно превращает углеводы в вещества, необходимые для питания мозга и улучшения его деятельности. Тиамин содержится в нежирной свинине, птице, яйцах, молоке, орехах, злаках, картофеле, фасоли, сое, чесноке и петрушке. Он разрушается при нагревании свыше 120 градусов. Суточная потребность в тиамине 2,5 мг.

B2

Все важные процессы в организме происходят с участием рибофлавина – витамина В2. Его дефицит нарушает сон, вызывает ухудшение памяти, внимания и болезни глаз. В организм рибофлавин поступает при употреблении шампиньонов, печени, почек, птицы, молока, яиц, капусты, лука, петрушки, сухофруктов, орехов, облепихи. Витамин В2 стойкий к высокой температуре, но разрушается по воздействием света. В норме организм должен получать 3 мг рибофлавина в сутки.

B3

Для хорошей работы системы кровообращения просто необходим витамин В3, известный также под названиями ниацин, никотиновая кислота или витамин РР. А полноценное снабжение мозга переносимыми с кровотоком веществами позитивно влияет на память. Дефицит никотиновой кислоты резко ухудшает память, вызывает быструю утомляемость, снижение внимания и головокружения. Но это встречается достаточно редко, поскольку ниацин содержится во многих продуктах: печени, икре, желтках яиц, рыбе, картофеле, помидорах, черносливе. Суточная потребность организма в витамине В3 составляет 10 мг.

B6

Витамин В6 или пиридоксин способствует деятельности ума и увеличивает работоспособность. Он участвует в синтезе нейромедиаторов мозга, является эффективным антидепрессантом. Стрессы и неврозы значительно увеличивают расход пиридоксина организмом. При его недостатке ухудшается память, появляются бессонница, депрессивные состояния и мышечные судороги. Пиридоксин содержится в морской и речной рыбе, печени, чесноке, неочищенном зерне, фасоли, сое, яичном желтке, дрожжах и большинстве овощей. В сутки достаточно поступления 2 мг В6 в организм.

B9

К забывчивости, раздражительности, беспокойству, усталости и депрессии приводит дефицит витамина В9 или фолиевой кислоты. Она выводит токсины из организма, успокаивает нервную систему, отвечает за кровообращение и образование эритроцитов. Также способствует организованности мышления и восстановлению памяти. Содержится в печени, почках, говядине, капусте, томатах, моркови, шпинате, хлебобулочных изделиях, кисломолочных продуктах, сухофруктах, дрожжах, зелени. Организму требуется 100 мг этого витамина в сутки.

B12

Витамин В12 или кобаламин принимает участие в синтезе нейромедиатора ацетилхолина, способного улучшать память и повышать способности ума. Улучшает усвоение витаминов А, С, железа и других полезных веществ. Также он способствует сохранению клетками наследственной информации и снижает стрессовые напряжения, оказывающие вредное воздействие на мозговую деятельность. Поддерживание количества кобаламина в организме на должном уровне поможет избежать общей слабости, интеллектуального утомления, снижения внимания, серьёзных нарушений памяти. Для этого достаточно употреблять 5 мг этого витамина в сутки. Он содержится в мясе, молоке, сыре.

Витамины все нужны, витамины все важны

Кроме витаминов группы В, для ума и памяти человека важны также и другие, каждый из которых выполняет отведённую ему роль в сложном организме человека. Под влиянием витамина А (ретинола), который является мощным антиоксидантом, наблюдаются улучшения в работе памяти, замедляются процессы старения, активно развиваются новые клетки. Ретинол содержится в моркови, абрикосах, дыне, тыкве, петрушке, яичном желтке.

Благодаря витамину С (аскорбиновой кислоте) повышается активность всего организма. Укрепляется психическое состояние организма и иммунитет, поддерживается сохранность клеток и сосудов. Много аскорбиновой кислоты содержится в цитрусовых, киви, землянике, смородине, шиповнике.

Витамин D принимает участие в сохранении сосудов головного мозга, противодействует старению и костным изменениям, повышает уровень концентрации внимания. Содержится в жирных сортах рыбы, некоторых видах грибов, яичном желтке. Также он синтезируется организмом под воздействием солнечного света.

Достаточное поступление в организм витамина Е (токоферола) препятствует старению и образованию тромбов, выводит токсичные вещества, способствует поддержанию умственных способностей. Источником поступления в организм являются растительное масло, орехи, семена подсолнечника, печень, зародыши пшеницы.

Заключение

Кадр из фильма «Люди в черном»

Для полноценного питания мозга и улучшения памяти очень важно правильно сбалансировать свой рацион в плане содержания полезных веществ в потребляемых продуктах. Ежедневное поступление в организм витаминов, содержащихся в мясе, рыбе, цельных зёрнах, орехах, семенах, а также свежих овощах и фруктах позволит сполна удовлетворить потребности мозга, улучшить его способность мыслить и запоминать значительные объёмы информации.

  • Чтобы ребенок хорошо учился, помимо традиционных канцелярских принадлежностей ему понадобятся витамины для школьников. Эти вещества повышают устойчивость детского организма к инфекциям, улучшают память, внимание, прибавляют жизненных сил.

    Лучше всего, если витамины поступают вместе с пищей. Но если ребенок плохо ест, большую часть дня проводит в школе, да и свежих фруктов в период учебы недостаточно - на помощь придут витаминные добавки.

    Когда нужны витамины?

    Родителям стоит задуматься, хватает ли для их ученика полезных веществ, если:

    • у него плохой аппетит ;
    • он питается ограниченным набором продуктов ;
    • есть проблемы с обучением ;
    • у ребенка нарушены память и концентрация внимания ;
    • часто болеет ;
    • нужно восстановить организм после длительного приема лекарств (особенно антибиотиков) .

    А также если с ребенком все в порядке, но он :

    • готовится к олимпиаде или экзаменам ;
    • много занимается спортом .

    Прием витаминов противопоказан при аллергии на какой-то из компонентов комплекса, при подозрении на наличие гипервитаминоза.

    Формы выпуска

    Витамины для детей школьного возраста приемлемы в любой форме. В период от 7 до 12 лет уже можно принимать таблетки, капсулы, даже вводить витаминные препараты в инъекциях, если это необходимо по показаниям.

    Большинство детей предпочитают жевательные драже или таблетки для рассасывания, гели, сиропы и мармеладки.

    Витаминные комплексы

    Врачи могут назначить ребенку отдельные витаминные препараты, которые необходимы в данной ситуации. Например, неврологи в составе комплексного лечения часто рекомендуют В 6 , а педиатры — Д 3 . В общеукрепляющих целях обычно требуется набор различных полезных веществ, для каждого возраста свой. Таблетки могут содержать от 40 до 100% рекомендуемой в сутки дозы витаминов.

    Один из наиболее полных витаминных комплексов. 13 витаминов в нем дополнены 10 минералами. Компоненты подобраны по совместимости и разделены на 3 приема. Для большего удобства таблетки имеют разные цвета – белый, желтый и розовый. Клинически доказано, что такой подход имеет значимые результаты – витамины из комплекса Алфавит намного лучше усваиваются. Препарат рекомендуется , для развития ума и памяти.

    Пиковит Форте 7+

    Таблетированная форма известного препарата, предназначенная специально для школьников. Содержит 11 витаминов, среди которых хорошо представлена группа В. Рекомендуется при повышенных нагрузках, плохом аппетите, в период риска простудных заболеваний. Разрешен прием при диабете.

    Жевательные таблетки для детей 7-14 лет. Комплекс включает в себя максимальное количество полезных веществ. рекомендуется в период активного роста ребенка благодаря высокому содержанию кальция, магния и фосфора. Имеет важное значение для стимуляции памяти и внимания. В сутки достаточно 1 таблетки.

    Шипучие растворимые таблетки, предназначенные для подростков 12-17 лет. Содержит 10 витаминов в комплексе с магнием. Благотворно действует на нервную систему, снижает возбудимость, помогает усваивать новый материал, адаптироваться к растущим нагрузкам, экзаменам. Принимается по 1 таблетке в 150 мл воды.

    Жевательные таблетки для дошкольников и младших школьников (4-11 лет). Сбалансированная формула содержит 11 витаминов и 7 минералов. Введение дополнительного количества йода полезно для мозга и положительно сказывается на работе нервной системы. Особенно рекомендуется при поступлении в школу для адаптации к новым нагрузкам. Назначается по 1 таблетке в день.

    Жевательные таблетки для подростков (11-17 лет). Аналог комплекса Юниор с некоторой поправкой на возрастную дозировку. Стимулирует рост, физическое и умственное развитие. Помогает при школьных нагрузках, занятиях в спортивных секциях, подготовке к экзаменам.

    Жевательные таблетки для детей 4-12 лет. Содержит 13 витаминов и 9 минералов. В комплексе широко представлены витамины группы В, в большом количестве содержится кальций. 1 таблетка в день рекомендуется при отставании в росте, множественном кариесе, утомляемости.

    Полезное лакомство в виде мармеладных мишек.

    Подходит для детей с 3 лет, но можно принимать и школьникам благодаря широкому ассортименту комплексов:

    • для укрепления иммунитета – Immuno+ с облепихой ;
    • для улучшения умственного развитияMulti+ с и йодом ;
    • для укрепления зубов и костей – Calcium+ с и кальцием ;
    • для улучшения пищеварения – Bio+ с пребиотиком ;
    • для улучшения зрения – Focus+ с черникой .

    Маленькие дети принимают начиная с 1 пастилки, в школьном возрасте дозу увеличивают до 2 пастилок в день.

    Витамины для умственного и физического развития

    Активизация работы мозга происходит под действием определенных витаминов. Они стимулируют деятельность нейронов, защищают нервные клетки, укрепляют сосуды и улучшают питание всех отделов мозга.

    Для школьников очень важны:

    • (тиамин) – для улучшения питания мозга, развития памяти, повышения активности;
    • В 2 () – для выработки энергии, помогающей адаптироваться к нагрузкам;
    • В 3 ( , РР) – для улучшения микроциркуляции и питания нервных клеток;
    • В 5 () – необходим для синтеза нейромедиаторов и гормонов, обеспечивающих нормальное функционирование нервной системы;
    • (пиридоксин) – имеет ключевое значение для деятельности нервных клеток и головного мозга в целом, улучшает память, повышает умственную работоспособность и концентрацию внимания, нормализует координацию движений, принимает участие в кроветворении;
    • В 9 () – участвует в кроветворении, обеспечивает половое созревание;
    • В 12 () – помогает в синтезе белка и клеток крови, поддерживает защитные функции организма, отвечает за правильную работу мозга, антистрессовую защиту, хорошую память, профилактику депрессий;
    • С () – увеличивает активность защитных сил организма, помогает противостоять аллергическим реакциям, повышает устойчивость к умственным нагрузкам и стрессам;
    • (токоферол) – улучшает кровообращение и нервную регуляцию мышц, позволяет повысить физические показатели в спорте.

    Микроэлементы

    Витаминные комплексы обычно бывают дополнены микроэлементами. Они также участвуют в обмене веществ, помогают усвоению витаминов. Во многих случаях их действие на организм невозможно друг без друга.

    В школьном возрасте особенно нужны следующие вещества:

    • кальций – необходим для построения костной ткани, влияет на инсулиновый обмен, выработку гормонов, участвует в сокращении мышц и работе нервной системы;
    • фосфор – тесно связан с кальцием при осуществлении многих функций: в составе фосфата кальция является главным составным элементом костей и зубов, способствует усвоению и Д, участвует в преобразовании компонентов пищи в энергию;
    • йод – участвует в окислительных процессах, влияющих на мозговую деятельность, повышает устойчивость к стрессам, улучшает кровообращение и эластичность сосудов;
    • магний – входит в состав компонентов углеводного и фосфорного обмена, играет важную роль в передаче нервных импульсов, усиливает работу кишечника, уменьшает нервно-мышечную возбудимость;
    • железо – является незаменимым компонентом белкового обмена, участвует в кислородном обмене, необходим для синтеза гормонов и соединительной ткани;
    • калий – участвует в водно-солевом обмене, в процессе передачи нервных импульсов в мышцы;
    • цинк – поддерживает деятельность иммунной системы, способствует быстрому выздоровлению и заживлению ран, участвует в производстве и расщеплении углеводов, белков и жиров, стимулирует выработку эритроцитов и гемоглобина, входит в состав многих ферментов.

    Витамины в питании

    В промежутках между курсами витаминных препаратов следует внимательно наблюдать за рационом ребенка. Питательные вещества из натуральных продуктов приносят гораздо больше пользы при условии, что они свежие и правильно приготовлены.

    В меню школьника должны регулярно присутствовать:

    • блюда из рыбы жирных сортов (семги, кеты, форели) – они обеспечивают йодом и фосфором;
    • растительные масла и орехи – являются источником витамина Е;
    • каши, хлеб и другие зерновые блюда – в них много витаминов группы В;
    • мясо, печень – обеспечивают железом и витамином В 12;
    • бобовые, курага и орехи – источник магния;
    • сухофрукты и тыква – обеспечивают цинком.

    Как выбрать витаминный комплекс?

    Перед аптечной витриной достаточно сложно остановить свой выбор, и разбираться в инструкции не всегда есть возможность.

    В таком случае следует обратить внимание:

    • на рекомендуемый возраст для приема поливитаминов;
    • на производителя – это должна быть достаточно известная на фармацевтическом рынке фирма;
    • на наличие добавок (подсластителей, красителей, ароматизаторов), если ребенок – аллергик.

    Если ребенок испытывает недостаток в определенных микроэлементах, можно добавить препараты, их содержащие (Йодомарин, Актиферрин), либо выбрать обогащенные витаминные комплексы:

    • с кальцием – Кальцемин, Компливит Кальций-D 3 , Кальций-D 3 Никомед;
    • с железом – Витрум Циркус с железом, Доктор Тайсс Мультивитамол;
    • с йодом – Компливит + йод, Юниор Би Вайс +.

    Витамины для школьников имеют очень большое значение. Они помогают и в учебе, и в физическом развитии. Но только если их принимают правильно и обдуманно. Витамины не заменяют конфеты, а любое полезное вещество в большей дозе может стать ядом.

    Здравствуйте друзья, человеческий мозг (память) – это уникальна вещь! Согласно исследованиям учёных, мы можем помнить даже то, что происходило с нами давным-давно, в возрасте, который принято считать неосознанным. Правда, не все воспоминания легко «вытащить» из памяти. И если в детстве память работает в полную силу (до трёх лет ребёнок запоминает максимум информации), то с возрастом она начинает ослабевать.

    У каждого этот процесс индивидуален – кто-то в 70 обладает острой памятью, а у кого-то уже к 30 годам начинаются проблемы с запоминанием. Состояние памяти зависит от многих факторов, в том числе и от наследственности, и от образа жизни. Но человек может самостоятельно улучшить свою память и отсрочить её ухудшение.

    И речь идёт не о специальных упражнениях, а о витаминах и продуктах для улучшения памяти. Но для начала, какие витамины и полезные вещества нужны для стабильной и бесперебойной работы вашего мозга.

    Витамин В1 имеет другое название – тиамин – его ещё можно назвать витамином памяти, один из необходимых веществ для тех, кто хочет как можно дольше оставаться в ясном уме. Данный витамин отвечает за когнитивные функции мозга и запоминание информации. А так же из-за отсутствия или недостатка витамина В1 происходит избыточное накопление молочной кислоты в центральной нервной системе, что пагубно влияет на работу мозга. Однако это не все функции за которые отвечает витамин В1, ведь он участвует в углеводном обмене, а мы знаем, что углеводы это основной источник энергии и 25% всей энергии организма - потребляет мозг.

    Причины недостатка витамина В1:

    1. Депрессия.
    2. Бессонница.
    3. Ухудшение координации.
    4. Онемение конечностей.
    5. Раздражительность.
    6. Ухудшение памяти.
    7. Плаксивость.

    Витамин В1 входит в такие продукты для улучшения памяти как: в овсяная и гречневая крупа, горох, рыба, яйца, мясо, овощи и фрукты.

    Витамин В2 имеет другое название – рибофлавин – этот витамин тоже, как и В1 участвует в обеспечении организма энергией (углеводном обмене), поэтому если его не хватает, то организм начинает разрушать мышечную ткань для получения питательных веществ, чтобы потратить ее на жизнедеятельность.

    Причины недостатка витамина В2:

    1. Головная боль.
    2. Потеря в весе.
    3. Слабость.
    4. Торможение умственной реакции.
    5. Сонливость.
    6. Снижение аппетита.

    Витамин В2 содержится в мясе и молочных продуктах.

    Витамин В3 имеет другие названия -никотиновая кислота, витамин РР или ниацин – увеличивает выработку энергии внутри нервных клеток, что стимулирует работать мозг более эффективно.

    Причины недостатка витамина В3:

    1. Проблемы с памятью.
    2. Рассеянность (невозможно сосредоточиться).
    3. Постоянная усталость.
    4. Быстрая усталость.

    Витамин В3 содержится в продуктах: орехи, шампиньоны, молоко, печень, яйца, рыба, курица, овощи, гречка, бобовые и белковая пища.

    Витамин В5 по-другомуназывается- пантотенат кальция или пантотеновая кислота – этот витамин участвует в синтезе нейротрансмиттеров, благодаря которым происходит передача импульсов между нейронами головного мозга. Данный процесс можно представить, как по проводам протекает электрический ток, а провода это и есть нейротрансмиттер. Таким образом, при отсутствии нейротрансметтера - головной мозг не будет работать, а значит и весь организм в целом. И еще В5 участвует в производстве антител, которые защищают головной мозг от никотина и алкоголя.

    Причины недостатка витамина В5:

    1. Депрессия.
    2. Усталость.
    3. Нарушение сна (бессонница).
    4. Проблемы с памятью.

    Витамин В5 содержится в такие продукты для улучшения памяти как: капуста, печень, яйца, фундук, икра рыбы, молоко и гречневая крупа.

    Витамин В6 или по-другому - пиридоксин – этот витамин необходим как и другие витамины для нормального функционирования центральной нервной системы. Однако как и В5 он участвует в синтезе (производстве) нейротрансмиттеров. А так же данный витамин участвует в усвоении незаменимых аминокислот для головного мозга. И еще как и В5, В6 участвует в производстве антител для защиты мозга от никотина и алкоголя.

    Причины недостатка витамина В6:

    1. Депрессия.
    2. Бессонница.
    3. Тревога.
    4. Заторможенное мышление и реакция.
    5. Раздражительность.

    Данный витамин вырабатывается (синтезируется) нашим организм, но все же он содержится и в: грецких орехах, яйцах, печени, бобовых, молоке, картошки, капусте, зерновых, рисе и бананах.

    Витамин В9 имеет другое название, как фолиевая кислота и витамин ВС – этот витамин помогает восстановить и сохранить долгосрочную и краткосрочную память, а так же влияет на скорость мышления. Витамин В9 так же вырабатывается нашим организмом.

    Причины недостатка витамина В9:

    1. Бессонница.
    2. Ухудшение памяти.
    3. Апатия.
    4. Анемия.
    5. Утомляемость.
    6. Страх.

    Данный витамин содержится в: молоке, орехах, грибах, крупах, мясе, овощах и фруктах (тыква, морковь, бананы, апельсин), сыре и бобовых.

    Витамин В12 по-другому - цианокобаламин – обеспечивает познавательные (когнитивные) функции мозга, что в свою очередь, помогает справиться с быстрой утомляемостью и способствует быстрому запоминанию. А так же В12 регулирует режимы сна и бодрствования, поэтому он очень актуален при перестройке режима дня. И еще данный витамин участвует в распаде и образовании жирных кислот, которые входят в состав оболочки нервов. Ведь при отсутствии этой оболочки нарушается функция нервных клеток, а это уже приводит к необратимым последствиям.

    Причины недостатка витамина В12:

    1. Сонливость.
    2. Старческое слабоумие.
    3. Звон в ушах.
    4. Головокружение.
    5. Ухудшение зрения.
    6. Потеря памяти.
    7. Галлюцинации.
    8. Раздражительность.
    9. Депрессия.

    Витамин В12 может быть доставлен к нужным участкам организма лишь с помощью незаменимого белка, который вырабатывается в кишечнике. А источником В12 являются такие продукты для улучшения памяти как: говядина, молоко, мясо птиц, устрицы, сыр, морская капуста и сельдь.

    Витамины группы B учавствуют в передачи нервных импульсов и снижают общую усталость, так же нехватка этих витаминов приводит к депрессиям и провалом в памяти.

    Витамин С имеет другое название - аскорбиновая кислота – это мощный антиоксидант, от которого зависит усвоение и устойчивость таких витаминов как: В1, В2, В5, В9, Е, а так же процессы регенерации, синтез аминокислот и нейромедиаторов, усвоение, переработка и сохранение информации. Аскорбиновая кислота улучшает не только сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и старению, но и, как мы вы уже поняли, память.

    Витамин С содержится в таких продуктах как: земляника, черная смородина, облепиха, черника, шиповник, мята, картофель, яблоки, капуста, киви, клюква и цитрусовые.

    Витамин D или по-другому - кальциферол – предотвращает старение, образование в тканях, головного мозга, раковые опухоли и является профилактическим средством от атеросклероза, так как помогает сохранить эластичность сосудов и капилляров.

    Причины недостатка витамина D:

    1. Потеря аппетита.
    2. Бессонница.
    3. Ухудшение зрения.
    4. Снижение веса.

    Вырабатывается он в нашем организме под действием солнечных лучей (ультрафиолета), а так же может поступить с пищей: яйца, молочные продукты, рыбий жир, сливочное масло, икра и петрушка.

    Витамин Е имеет другое название - токоферол ацетат – защищает ткани мозга, и нервных окончаний от токсинов и радикалов. Так же он укрепляет стенки капилляров и нервных тканей. И имеет свойства: замедлять ухудшение памяти, уменьшать агрессивность и раздражительность, продлевать способность говорить и понимать сказанное при болезнях мозга.

    Употреблять данный витамин нужно при неврастении, больших физических нагрузках и переутомлении.

    Витамин Е содержится в яйцах, молоке, растительных маслах, зародыше пшеницы, орехах, печени, бобовых, семечках и овсянке.

    Витамин Р или по-другому - биофлавоноид – необходим для синтеза ферментов, укрепления капилляров и их проницаемости. Что позволяет предотвращать кровоизлияние в мозг, который приводит к слабоумию, нарушению речи и параличу.

    Причина недостатка витамина Р: кровоточивость десен и носа.

    Биофлавоноиды содержаться в свежих ягодах (черная рябина и смородина), фруктах (лимон, виноград и яблоко), шиповнике и зеленом чае.

    Витамин К - тоже не последний в списке «друзей памяти». Содержится таких продукты для улучшения памяти как: в брокколи, морской капусте, листовых овощах и кабачках.

    Кроме того, для хорошей памяти необходимы кислоты и микроэлементы: цинк, йод, фосфор, селен, железо и магний о которых я сейчас расскажу более подробно.

    Микроэлементы для памяти

    Цинк данный микроэлемент регулирует нейронные связи, которые отвечают за обработку и обучение новой информации (памяти и мышления). Содержится цинк в печени, баранине, яйцах, говядине, семечки, орехи и бобовых. Норма цинка в сутки 15-25 мг. Например, в горсти тыквенных семечек находиться дневная норма цинка.

    Магний – как и все микроэлементы необходимы нашему организму и он не остался в стороне, так как он является антистрессовым веществом, очищает организм от токсинов, снижает уровень холестерина, участвует в обмене жиров, углеводов, белков и их транспорте, передаче нервных импульсов итак далее. Содержится в орехах, горчице, кашах, морской капусте и бобовых.

    Железо – увеличивает концентрацию внимания и объем запоминающей информации. Содержится в постном мясе, яблоках итак далее.

    Йод участвует в создании гормонов и отлично влияет на мозговую деятельность. Содержится в рыбе, морской капусте, морепродуктах итак далее.

    Фосфор данный микроэлемент отвечает за построение нервных клеток, а нервные клетки непосредственно отвечают за память. Фосфор содержится в какао, яйцах, рыбе, грецких орехах, миндале итак далее.

    Селен это антиоксидант, необходимый для памяти, так как защищает нервные клетки от их разрушения. Содержится в сельди, крабах, чесноке, душице, оливковом масле, креветках, белых грибах, зародыше пшеницы и бразильских орехах.

    Кислоты для улучшения памяти

    Омега -3 жирные кислоты – они генерируют энергию между нейронами и электрохимическими импульсами в коре нашего мозга, что повышает работоспособность мозга (память и мышление). Входит в состав таких продуктов для улучшения памяти как: льняное масло, зерна, орехи и рыба.

    Карнозиновая кислота – способствует ускорению роста нейронов, в результате чего память становиться куда лучше. Данная кислота содержится в розмарине.

    Другие продукты

    Рыба

    Она содержит очень много полиненасыщенных жирных кислот Омега-3 и Омега-6, благотворно влияющих на весь организм человека, а Омега -3 на его память. Употребление жирной рыбы, в отличие от жирного мяса, не приводит к повышению уровня холестерина в крови. Кроме того, в рыбе содержится много фосфора, который также полезен для мозговой активности.

    Орехи

    В орехах содержатся необходимые для мозга витамины группы В, минералы и жирные кислоты Омега-3. Достаточно в день съедать 10-15 орешков разного вида, чтобы помочь своему организму и мозгу (памяти). Но не забывайте, что орехи – довольно тяжёлая и калорийная пища, так как содержит много жиров и углеводов, поэтому не стоит ими злоупотреблять, тем кто пытается скинуть вес. Однако в них большое содержание качественного и необходимого белка.

    Ягоды, фрукты и овощи

    Содержат не только витамины группы В, С, Р и К, но и огромное множество полезных питательных веществ и микроэлементов. Те, в свою очередь, защищают организм от старения, потери памяти и многое другое, поэтому эти продукты являются лучшим доктором от болезней не только всего организма в целом, но и мозга. А значит – препятствуют возрастным изменениям в работе мозга.

    Каждый фрукт и овощ имеет свой цвет и это не просто, так как именно цвет, натурального продукта, определяет наличие в нем того или иного элемента. Например, свекла (красный цвет) содержит антиоксидант антоцианин, фиолетовый баклажан содержит насунин, который защищает липиды тканей мозга, темно-зеленый овощ содержит фолиевую кислоту, которая восстанавливает и сохраняет память. Поэтому витамины и продукты для улучшения памяти – это дар природы для нашего мозга и организма в целом.

    Морковь - полезна не только для зрения, но и препятствует возрастным изменениям в работе мозга, а значит – отдаляет возможность склероза и других проблем.

    Помидоры - один из главных источников ликопена, он борется со свободными радикалами. Это не только уменьшает риск заболевания раком, но и улучшает состояние памяти. Но если многие другие витамины и полезные вещества разрушаются при тепловой обработке продуктов, то ликопен как раз таки высвобождается при нагревании. Поэтому помидоры лучше употреблять в горячих блюдах, добавлять в супы, соусы, вторые блюда.

    Картофель – он не только вкусный на вкус, но и имеет полезный витамин В6, крахмал (сложный углевод) и антиоксидант. Картофель не только дает энергию мозгу для его нормальной работы, но и защищает организм от свободных радикалов.

    Шпинат – увеличивает сопротивляемость сосудов к повреждениям, улучшает умственную способность и упрощает двигательные навыки, так как в нем содержится клетчатка, антиоксиданты и ряд витаминов.

    Кроме того, овощи, фрукты и ягоды обладают способностью улучшать настроение, а значит – вы будете меньше нервничать. А отсутствие стрессов, как ни удивительно, тоже благотворно влияет на память. Поэтому всё в жизни взаимосвязано…

    Мед, сухофрукты и фрукты

    Известно, что глюкоза вызывает всплеск умственной активности, так как глюкоза основной источник энергии, а мозг ее потребитель. А также данные продукты имеют массу необходимых витаминов и других питательных веществ, которые так же благоприятно сказываются на работе мозга. Но вместо обычных сладостей введите в рацион мёд, сухофрукты и свежие фрукты. Они содержат именно ту глюкозу и фруктозу, которая обеспечит вам прилив энергии, но для тех, кто борется с лишним весом, не рекомендуется кушать мед, сладкие сухофрукты и фрукты.

    Горький шоколад

    Считается, что шоколад вреден для зубов и фигуры … Но один-два кусочка горького шоколада с минимальным содержанием сахара и максимальным содержанием какао - лишних килограммов вам не добавит, зато вызовет всплеск умственной активности в нужный момент.

    Молочные и кисломолочные продукты для улучшения памяти

    Для памяти эти продукты очень полезны, так как содержат витамины группы В, которые лучше всего усваивается именно из молока. Кроме того, учёные выяснили, что пара стаканов молока в день значительным образом улучшит вашу память и способность быстро и надолго концентрироваться.

    Бобовые и зерна

    Очень полезны для памяти зерна (злаки) и бобовые, так как содержат необходимые витамины, аминокислоты и другие полезные вещества.

    Соевый белок – стимулирует передачу нервных импульсов между клетками мозга, а так же питает его. Данный белок улучшает вербальную и визуальную память. Но не употребляйте генномодифицированную сою, так как она не принесет никакой пользы вашему организму, а может наоборот усугубить ситуацию.

    Льняное семя – основной источник клетчатки и Омега-3 жирных кислот, о которой я уже написал выше.

    Зародыш пшеницы – замедляет возрастную потерю памяти и слабоумие, помимо этого имеет клетчатку и другие полезные вещества.

    Вода

    Конечно, одними лишь продуктами список полезных для памяти веществ не ограничивается. Правильно питаться хорошо, но недостаточно. Так, самая обычная вода, если выпивать её 1,5-2 литра в день, предотвратит обезвоживание всего организма в целом, и мозга в частности. Ведь вода это универсальный растворитель, который участвует во всех реакциях нашего организма, так как не спроста мы состоим на 70-90% из воды. А значит, вода будет препятствовать ухудшению работы мозга и его функций. Ведь даже незначительное обезвоживание - тормозит мыслительные процессы. Возьмите за правило, если вы заняты умственной деятельностью, обязательно выпивать воду.

    Зеленый чай

    В этот же список включаем - зеленый чай, ещё наши предки знали о бодрящих свойствах этого напитка. Правильно выбранный и заваренный чай способен поддерживать нашу память в состоянии боевой готовности, потому что содержащиеся в нем антиоксиданты – улучшают когнитивные способности мозга. И, в отличие от кофе, он содержит не столько кофеина, который вреден в больших количествах, но и танин. Это вещество, имеет успокаивающий эффект.

    Травы

    Шалфей - способен «переключать» клетки нашего мозга, давая им восстановиться, что существенно улучшает память.

    Розмарин (пряность) – он очень мягко и безвредно снижает утомляемость мозга и улучшает память из-за скорейшего роста нейронов. Так как в нем содержаться антиоксиданты и карнозиновая кислота. Не думайте, что придётся жевать розмарин в чистом виде – достаточно добавлять его в пищу. По результатам исследований утверждают, что розмарин повышает процесс запоминания на 18%.

    Гинкго Билоба и Готу-Кола среди экзотических растений, эти способны улучшить память и предотвратить повреждение клеток в мозгу, так как они улучшают циркуляцию крови в головной коре, принося больше кислорода и питательных веществ. В странах произрастания их издревле использовали для улучшения памяти и предотвращения старения. К сожалению, в наших широтах данные растения не водятся, поэтому приобрести их можно только в виде аптечных препаратов. Но с любыми травами и кореньями следует быть осторожными! Прежде, чем их употреблять, необходимо проконсультироваться с врачом – у многих есть противопоказания или аллергия. И вполне возможно, что попытавшись улучшить память, вы ухудшите здоровье.

    Корень

    Корень имбиря - положительно влияет на мозговую деятельность, так как улучшает кровоток и укрепляет сосуды. А так же нормализует деятельность щитовидной железы и укрепляет иммунную систему. Имбирь с успехом используют в качестве приправы для пищи.

    Пивные дрожжи

    Полезны для памяти и пивные дрожжи. Только не стоит думать, что пиво поможет вам лучше всё запоминать! Вся правда в том, что пенный напиток, изготовляемый на заводах, содержит спирт, ароматизаторы, красители и всё, что угодно. Поэтому такой набор химии не даст полезного эффекта не для организма, не тем более для мозга. Сами же пивные дрожжи лучше покупать в аптеках.

    И другие продукты для улучшения памяти

    Также в данный список включаем ржаной и цельнозерновой хлеб, натуральное сливочное масло, в умеренных количествах, и различные растительные масла – подсолнечное, оливковое, грецких орехов, льняное и т.д.

    Может показаться странным отсутствие в списке кофе. Но данный продукт вызывает лишь кратковременный всплеск активности, на память же он, увы, положительно не влияет. Кроме того, злоупотребление бодрящим напитком способно её даже ухудшить. Лучше выпейте зеленого чаю.

    Подведем итог

    Мы подробно рассмотрели полный список продуктов для улучшения памяти, в которые входят витамины, минералы и жирные кислоты. Которые способны улучшить вашу память, здоровье и общее самочувствие, на долгие годы. Но, конечно, дело не только в правильном питании. Необходимо также высыпаться, регулярно заниматься спортом (вести активный образ жизни) и давать мозгу правильную нагрузку – читать, разгадывать кроссворды, беседовать с людьми, играть в шахматы и шашки.

    А вот просмотр телевизора и сидение у компьютера в неограниченных количествах, наоборот, ухудшат вашу память. Радуйтесь жизни, почаще балуйте мозг новыми яркими впечатлениями. Старайтесь находить интересное даже в привычном, например, пойдите на работу не привычным маршрутом, а новой дорогой. И помните – чем больше привычного и постоянного в нашей жизни, тем хуже работает память, так как ее тренировка не будет происходить на должном уровне.

    Занимайтесь спортом, питайтесь правильно и становитесь лучше – успехов Вам.

    Для нормального развития и крепкого здоровья каждому ребенку нужны витамины. И особенно, если речь идет о школьниках. Получая достаточно витаминов, ребенок школьного возраста легко справляется с учебной нагрузкой, свободно концентрируется на задачах и быстро усваивает новый материал. Какие именно витамины требуются школьникам и нужны ли в этом возрасте витаминные добавки из аптеки?


    Витаминные комплексы являются настоящим спасением при невозможности сбалансированного питания

    Показания

    Противопоказания

    Витамины не дают в случае:

    • Развития гипервитаминоза (обычно речь о передозировке витамина Д или А).
    • Индивидуальной непереносимости.
    • Тяжелых заболеваний у ребенка.


    Витаминные добавки должен назначать только врач

    Почему стимулируют работу мозга и улучшают память?

    • Благодаря витамину В1 улучшается питание головного мозга и активизируется познавательная деятельность, а ребенок начинает лучше запоминать материал. Нехватка данного витамина приводит к проблемам с памятью, появлению раздражительности и быстрой утомляемости.
    • При значительных умственных нагрузках ребенку-школьнику требуется больше витамина В2, поскольку он ответственен за выработку энергии. Нехватка данного витамина проявляется слабостью, плохим аппетитом, головокружениями.
    • Витамин В3 участвует в производстве энергии в нервных клетках, благодаря чему работа мозга активизируется. Без его достаточного ежедневного поступления память ребенка снижается, а усталость постепенно накапливается.
    • Состояние долгосрочной памяти зависит от витамина В5. Его дефицит приводит к постоянной усталости и проблемам со сном.
    • Очень важен для работы ЦНС и витамин В6. Симптомами его нехватки является появление бессонницы, снижение памяти, заторможенность мышления.
    • Достаточное поступление фолиевой кислоты важно для регуляции возбудимости нервной системы, сохранения памяти и скорости мышления. Дефицит такого витамина приводит к апатии и проблемам как с долгосрочной, так и с краткосрочной памятью.
    • Витамин В12 важен для познавательной функции мозга, а также смены режимов сна и бодрствования. При его нехватке ребенок будет постоянно сонливым и начнет жаловаться на головокружения.
    • Употребление витамина С также важно для памяти, поскольку достаточное поступление аскорбиновой кислоты требуется для усвоения витаминов В-группы.
    • Немаловажен и витамин Е, у которого отмечают свойство защищать нервные клетки от действия свободных радикалов и токсических соединений. Кроме того, его употребление укрепляет стенки сосудов, что тоже способствует улучшению памяти.


    Обеспечение достаточным количеством витаминов очень важно для полноценного развития ребенка

    Стоит ли употреблять для укрепления иммунитета?

    Нужно отметить, что иммунная система школьника действительно подвергается высоким нагрузкам и ее стоит поддерживать витаминами. В рационе ребенка школьного возраста должно быть достаточно источников витамина С и витамина А, а также витаминов Е и Д. Именно эти витамины играют наибольшую роль в защите организма от атаки вирусов и бактерий.

    Если нет возможности обеспечить поступление таких соединений с пищей, можно прибегнуть к использованию специальных комплексных витаминов, например дать ребенку ВитаМишки Immuno+ либо Иммуно Кидс от Мульти-табс.

    Формы выпуска

    Витамины для школьного возраста производят в разной форме – сладкого геля или сиропа, жевательных твердых таблеток либо мармеладок, таблеток в оболочке, капсул, драже и даже растворов для инъекций. При этом самые востребованные витаминные добавки для школьников – жевательные.


    Выбор витаминов очень широк и позволяет подобрать подходящий вариант даже самому привередливому ребенку

    Какие витамины лучше давать: обзор популярных

    Чаще всего школьникам покупают такие мультивитаминные добавки:

    Название и форма выпуска

    Возраст применения

    Состав

    Преимущества

    Суточная дозировка

    Алфавит Школьник

    (жевательные таблетки)

    В добавке есть все 13 витаминов, дополненные 10 минералами

    В создании комплекса были учтены научные рекомендации о совместимости витаминов и минеральных веществ, влияющей на их усвоение.

    Добавка редко вызывает аллергию.

    Препарат помогает увеличить умственную работоспособность, улучшить переносимость спортивных нагрузок и укрепить иммунитет.

    В таблетках нет синтетических ароматизаторов, красителей и консервантов.

    3 таблетки

    Пиковит Форте 7+

    (таблетки в оболочке)

    11 витаминов

    Добавка дает школьнику хорошую дозу витаминов В-группы.

    У таблеток приятный вкус мандарина.

    Комплекс помогает при плохом аппетите, сезонном гиповитаминозе или повышенных нагрузках.

    Добавку часто назначают после лечения антибиотиками.

    В препарате отсутствует сахар.

    1 таблетка

    ВитаМишки Multi+

    (жевательные пастилки)

    13 витаминов

    2 минерала

    У пастилок оригинальная форма и приятный вкус фруктов.

    Благодаря холину препарат улучшает работу мозга.

    Комплекс положительно сказывается на внимании и памяти школьника.

    В пастилках нет синтетических ароматизаторов и вкусовых добавок.

    1 пастилка

    Витрум Юниор

    (жевательные таблетки)

    13 витаминов

    10 минералов

    У таблеток приятный вкус фруктов.

    Высокие дозы фосфора, магния и кальция будут способствовать укреплению зубов и осанки школьника.

    У комплекса отмечают стимулирующее воздействие на умственное развитие.

    Добавка показана при значительных физических и умственных нагрузках.

    1 таблетка

    Сана-Сол для школьников

    (шипучие таблетки)

    10 витаминов и магний

    Из таблеток готовят вкусный напиток.

    За счет наличия в составе витаминов С и Е комплекс повышает сопротивляемость организма школьника к внешним отрицательным факторам.

    Благодаря высоким дозам витаминов группы В препарат положительно влияет на нервную систему и помогает усваивать новый материал.

    Напиток из 1 таблетки и 150 мл воды

    Мульти-табс Юниор

    (жевательные таблетки)

    11 витаминов

    7 минералов

    Добавка представляет собой таблетки с ягодным или фруктовым вкусом.

    Это сбалансированная формула для школьников, помогающая быстрее адаптироваться в новом коллективе и справляться с нагрузками.

    Благодаря высокому содержанию йода комплекс стимулирует и иммунитет, и умственное развитие.

    1 таблетка

    Мульти-табс Тинейджер

    (жевательные таблетки)

    11 витаминов

    7 минералов

    Добавка нормализует обменные процессы и стимулирует развитие интеллекта.

    Препарат содержит полноценную дозу йода.

    1 таблетка

    (жевательные таблетки)

    10 витаминов

    Школьникам нравится форма и вкус этого препарата.

    Комплекс укрепляет иммунную систему и положительно влияет на обмен веществ в организме ребенка.

    1 таблетка

    Киндер биовиталь

    С первого года жизни

    10 витаминов

    3 минерала

    Детям нравится вкус и консистенция этих витаминов.

    Дважды в день по 5 г

    Центрум Детский

    (жевательные таблетки)

    13 витаминов

    5 минералов

    Добавка дает ребенку нужную комбинацию витаминов группы В для поддержки нервной системы, активизации памяти и мышления.

    У комплекса отмечают положительное воздействие на состояние зубов, костей и иммунной системы.

    Таблетки не содержат сахар и красители.

    1 таблетка

    Многие врачи настаивают на необходимости введения витаминных добавок в рацион ребенка. В качестве примера можете посмотреть видео Союза педиатров России.

    Мы же настаиваем на сбалансированности питания и обеспечении школьника необходимым количеством витаминов из продуктов.

    Корректировка питания как альтернатива

    Если родители хотят использовать для укрепления здоровья школьника витамины, которые помогут его умственному развитию, сначала следует пересмотреть рацион ребенка, ведь практически все ценные для мозга витамины мы получаем из пищи.

    При сбалансированном рациональном питании витаминные добавки из аптеки будут не нужны. Для этого проследите, чтобы в меню школьника присутствовали:

    • Блюда из жирной рыбы (горбуши, семги, форели). Они являются источником йода и легко усваиваемых белков.
    • Разные растительные масла, семечки и орехи. Из них ребенок будет получать витамин Е.
    • Блюда из цельного зерна. Они выступают источником витаминов группы В.

    Не менее важно получать и достаточно минералов. Для памяти и внимания ребенку нужны:

    • Железо. Его источником будет телятина, крольчатина, печень, фасоль , яйцо, капуста.
    • Магний. Его ребенок получит из гороха, фасоли, кураги, орехов, круп, кунжута.
    • Цинк. Для его получения ребенку нужно употреблять сухофрукты, печень, мясо, грибы и тыквенные семена.

    Про правильный рацион школьника читайте другую статью. Узнаете принципы сбалансированного питания и увидете пример меню на неделю.


    При сбалансированном питании и отсутствии негативных симптомов витаминные комплексы будут не нужны

    Мнение Комаровского

    Известный педиатр называет витамины важными для здоровья ребенка веществами, однако уверен, что обычному ребенку витаминные аптечные комплексы не нужны. Комаровский предлагает родителям более тщательно контролировать рацион ребенка, чтобы все нужные витамины поступали в детский организм с пищей.

    Что касается улучшения памяти, популярный врач напоминает, что эту функцию следует тренировать с помощью изучения стихов и других занятий, а вовсе не приемом витаминов.

    • Присматривая поливитамины для ребенка, в первую очередь нужно обращать внимание на рекомендуемый возраст использования. Как пониженные дозировки в витаминах для деток поменьше, так и высокие дозы в комплексах для взрослых, не подходят для школьников.
    • Покупать витаминные добавки стоит в аптеке, выбирая комплекс из ассортимента известного производителя. Тогда вы будете уверены в качестве получаемых ребенком витаминов.
    • Выбирая витаминный комплекс для школьника, часто предпочитают добавку, в которой помимо витаминов присутствуют другие питательные вещества. В таких комплексах обращайте внимание на дозировку йода, цинка, селена, железа, а также омега-жиров.
    • Если вас интересует комплекс с большим содержанием кальция, обратите внимание на такие добавки, как Кальцинова, Пиковит Д и Сана-Сол с кальцием и магнием.
    • Если вы интересуетесь витаминными препаратами с большим содержанием железа, стоит приобрести Витрум Циркус или Доктор Тайс Мультивитамол. В этих комплексах витамины дополнены высокой дозой железа для стимуляции кроветворения и профилактики анемии.
    • Чтобы ребенок не испытывал нехватки йода (минерала, который очень важен для умственного развития), можно давать школьнику Йодомарин или подбирать поливитамины с полноценной дозой этого элемента.
    • Не хочет учиться