• образование запорожского казачества (1471-1583).
  • борьба против Польши за религиозно-национальную независимость южной Руси (1583-1657).
  • участие в борьбе за религиозно-национальную независимость правобережной Украйны против Польши, Крыма и Турции (1657-1686).
  • борьба против Крыма, Турции и России за сохранение самобытности (1686-1709).
  • существование запорожцев за пределами России и попытки их к возвращению в родные места (1709-1734).
  • противостояние с российской властью за самостоятельное существование и падение Запорожья (1734-1775).

Первые упоминания и происхождение

Степная местность ниже днепровских порогов издавна зовётся Запорожьем. Именно здесь, на границе леса и дикой степи, на стыке славянского оседлого постоянства и разгульной жизни кочевников, зародилось и окрепло запорожское казачество.

В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот - «разбойник» . Также - «изгнанник», «авантюрист», «бродяга». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием.

Казаки использовали также самоназвание черкасы . Название «черкасы» В. Н. Татищев ассоциировал с «черкесами горскими» , Н. М. Карамзин - с самоназванием берендеев и торков .

Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар в 1489 году дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане . В том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов . Впоследствии, жалобы хана на казацкие нападения становятся регулярными. По мнению Литвина, учитывая как привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки-славяне были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия, возможно также, что у своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды запорожские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности .

Попытки организации запорожского казачества

Запорожская Сечь

Примерно к этому же периоду относится первое письменное упоминание о создании в низовьях Днепра укрепленного казацкого лагеря (Сечи), оставленное польским хронистом Мартином Бельским . По его рассказу, казаки по Днепровским порогам летом занимались промыслами (рыболовством, охотой, пчеловодством), а зимой расходились по ближайшим городам (Киев, Черкассы и др.), оставляя в безопасном месте на острове в Коше несколько вооруженных огнестрельным оружием и пушками казаков. Рассказ Бельского о запорожцах позволяет сделать вывод, что объединение отдельных сечей в Запорожскую Сечь произошло, вероятно, где-то в 1530-х гг. К этому времени относит возникновение первой сечи и исследователь В. А. Голобуцкий .

М. Бельський представляет сведения и о размещении казацкого Коша на о. Томаковка (вблизи совр. г. Марганца Днепропетровской области), затопленного ныне водами Каховского водохранилища. Остров Томаковка (названный позже Буцким, а также Днепровским и Городище), который господствовал над окружающей местностью и был превосходным естественным укреплением, некоторые исследователи считают местом, где была основана Запорожская Сечь, ставшая центром всего казачества за порогами. Некоторые исследователи датируют время существования (Томаковской Сечи) 1563-1593 гг.

Существует ещё одна точка зрения о том, что первая (достоверно известная) Запорожская Сечь была устроена ещё раньше, в 1552 году, волынским князем Дмитрием Байдой (Вишневецким) на собственные средства на небольшом днепровском острове Малая Хортица в черте современного города Запорожье (Хортицкая Сечь). Хортицкая Сечь представляла собой небольшую деревянную крепость и находилась недалеко от пастбищ Крымского ханства (р. Конские-Воды /совр. Конка, Запорожской области/). Речь Посполитая не оказала никакой помощи Вишневецкому в стоительстве крепости. Напротив, поведение Московского Царства было другим - оно приняло Д. И. Вишневецкого на службу платило ему жалование и передало ему в вотчину г. Белев . Князь «за все это клялся животворящим крестом служить царю всю жизнь и платить добром его государству». Хортицкая Сечь просуществовала до г.

Войско Верных Запорожцев, переименованное в 1790 году в Черноморское казачье войско , участвовало в Русско-турецкой войне 1787-1792 . По окончании войны, в знак благодарности от Екатерины II-й, им была выделена территория левобережной Кубани , которую они заселили в 1792-93 гг. Войско принимало активное участие в Кавказской войне и других войнах империи.

В 1828-м году, задунайские казаки во главе с кошевым Йосипом Гладким перешли на сторону России и были помилованы лично Императором Николаем I . Из них было сформировано Азовское казачье войско (1828-1860) . Оно, как и исторические морские походы Запорожцев, играло роль преимущественно береговой охраны Кавказского побережья, и особенно отличилось в Крымской войне . В 1860-м году войско расформировали и казаков переселили на Кубань. Последний кошевой Задунайской Сечи, наказной атаман Азовского казачьего войска, генерал-майор Осип Гладкий похоронен на исторической родине казаков в Александровске (ныне г. Запорожье).

В этом же, 1860 году Черноморское войско объединили с двумя левыми полками (Хопёрский и Кубанский) Кавказского линейного войска в Кубанское казачье войско , которое сохранилось по настоящее время.

Отношения между запорожскими и донскими казаками

Возникновение казачества на южных границах бывшей Киевской Руси имеет много общего как на территории Великого Литовского, так и Московского княжеств. В целом «всё» очень похоже у запорожских и донских казаков, их жизненный устрой, цели, политика. Существовали между этими двумя группами связи, как и в каком виде они проявились, какие тому свидетельства?

Известно, что запорожские (около 17 тыс. чел. см. Сухопутные и морские походы запорожцев) и донские казаки поддерживали Самозванцев в Смутное время . Число донских казаков доходило до 10 тыс.человек, возглавляет их донской атаман Иван Мартынович Заруцкий (впоследствии посажен на кол) .

1622 г. Совместный поход запорожских и донских казаков в числе 700 человек на 25 судах под начальством запорожского атамана Шило к турецким берегам и овладение несколькими прибрежными населенными пунктами. Высланный из Константинополя отряд галерных судов нанес поражение казакам, захватив 18 судов и до 50 казаков.

1624 г. Совместный морской поход запорожцев и донских казаков на 150 чайках на Чёрное море и набег на побережье Турции и окрестности Босфора. Для противодействия набегу на Константинополь султаном было выслано к устью Босфора до 500 больших и малых судов и приказано протянуть через Золотой Рог железную цепь, сохранившуюся ещё с тех времен, когда греки запирали залив для предотвращения прохода судов киевских князей.

1625 г. Совместный поход запорожцев и донских казаков в числе 15000 человек на 300 чайках через Чёрное море на Трапезонд и Синоп. Встреченные турецким флотом в составе 43 галер под начальством капудан-паши Редшид-паши казаки после упорного боя были разбиты, потеряв 70 чаек.

1637 г. Запорожцы вместе с донцами участвовали в осаде Азова.

1638 г. Совместный морской поход запорожских и донских казаков в составе 1700 человек на 153 чайках на Чёрное море. Высланный против казаков значительный турецкий флот под начальством капудан-паши Раджаба нанес казакам поражение .

1707−1709 гг. После разгрома восстаний Разина и Булавина на Дону в 1708 на Запорожье бежало много повстанцев. Этим попытался воспользоваться украинский гетман И. С. Мазепа, перешедший на сторону шведов в Северной войне 1700−1721. Пугая казаков расправой со стороны царского правительства, Мазепа призывал их поддержать его.

1773−1775 гг. После восстания Пугачева, в котором участвовали запорожские казаки, правительство, боясь того, что восстание перекинется на Запорожье, приняло решение ликвидировать Запорожскую Сечь .

Известно, что в Сечи (на всех её территориях), был курень Динский (Донской), в котором собирались выходцы с Дона. Впоследствии курень переместился на Кубань, где сейчас есть станица Динская .

Запорожские казаки в поэзии, прозе и художественных фильмах

Режиссёр, писатель Название Год создания Содержание
Народные песни Пісня про Байду,
Дума про козака Голоту (укр.) русск. ,
Самойло Кошка (дума) (укр.) русск. ,
На горі жнеці
Казак Мамай
Тарас Шевченко Стихи из сборника Кобзарь :
«Тарасова ніч»
«Іван Підкова» ,
«Чернець»,
«Полякам» («Ще як були ми козаками…»)
и др.)
О восстании Тараса Трясило
О жизни Ивана Подковы , ставшего господарем Молдавии.
О белоцерковском (фастовском) полковнике Семёне Палие .
Николай Гоголь Тарас Бульба (повесть) Повесть о запорожских казаках, о их вере, жизненных принципах
Гулак-Артемовский Запорожец за Дунаем (опера) первое исполнение на сцене Мариинского театра 25 мая 1863 О жизни переселенных запорожских казаков в Османской Империи
Генрик Сенкевич Огнём и мечом (роман) Польская трактовка восстания Хмельницкого.
Спиридон Черкасенко Приключения молодого лыцаря. Роман о казацких временах. (укр.) русск. О событиях, предшествующих восстанию под руководством Богдана Хмельницкого
J. Lee Thompson Taras Bulba (худ.фильм) (англ.) русск. Голливудская версия с ковбойскими мотивами,
весьма далекая от повести Н. В. Гоголя.
В главных ролях: Юл Бриннер - Тарас Бульба, Тони Кёртис - Андрий
Сергей Омельчук (укр.) русск. Дорога на Сечь (худ.фильм) (укр.) русск. По мотивам роману Спиридона Черкасенка «Пригоди молодого лицаря»
Ежи Гофман Огнем и мечом (худ.фильм) Польская трактовка восстания Хмельницкого, по мотивам романа Генрика Сенкевича Хорошие батальные сцены, костюмы, обычаи и нравы того времени.
Владимир Бортко Тарас Бульба (худ.фильм) По мотивам одноименной повести Н.Гоголя.

См. также

Примечания

  1. Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению : в 30 т., в 60 кн. / Под ред. А. В. Висковатова . - Ч.(Т.) 2.- Илл. 210. Запорожец в XVIII столетии.

В 1304 году впервые появляется известие о вольных казаках в Запорожье и их атамане Критики. Как указывает Владимир Богуславский, в этих разбойничьих ватажках в ту пору явно преобладал тюркский, а не славянский элемент. Лишь к середине XV века славяне возобладали в степной вольнице, превратившейся в достаточно заметную военную силу, необузданную и никому не подчинявшуюся

По мнению исследователей, первая крепость за Днепровскими порогами - была построена князем Дмитрием Вишневецким в 1553 году на острове Малая Хортица и просуществовала до 1557 года. В настоящее время этот остров носит имя Байды. Казаки собственно низовые (другое название Запорожских) впервые упоминаются в письме великого князя Литовского Сигизмунда Августа «козакам тем, которые, из замков и городов украинских съехавши, на Низу проживают»(1568 г.). С середины 1580-х годов низовые (запорожские) казаки именуются сечевыми.

Малая Хортица


По мнению исследователей за всю историю Запорожского казачества существовало 8 сечей, которые располагались в основном в нижнем течении Днепра, за порогами, и существовали от 5 до 40 лет каждая. Всего Запорожская Сечь просуществовала около двух с половиной веков. Все запорожские Сечи существовали не одновременно, а сменялись одна за другой по разным причинам. Иногда для обозначения крепостного сооружения Сечи применяли слово «паланка».В войсковом отношении запорожская община делилась на 38 куреней. Курень подразумевал собой в войсковом значении - сотню, полк, самостоятельную часть Войска. Слово курень имело двойное значение. Оно также означало и жилище запорожцев. По внешнему виду жилой курень представлял собой длинную казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров. Наиболее подходящим сравнение с современной огранизационно-штатной структурой вооруженных сил для куреня подходит понятие „рота“.

Вид куреня. Современная реконструкция на Хортице


Рада запорожских казаков представляла собой высший административный, законодательный и судебный орган. На войсковых радах обсуждались все важнейшие вопросы жизни запорожцев: о мире, о походах на неприятелей, о наказании важных преступников, о разделе земель и угодий, о выборе войскового старшины. Войсковые рады проходили в обязательном порядке 1 января (начало нового года), 1 октября (храмовый праздник на Сечи), Покрову и на 2-й или 3-й день Пасхи. Кроме того, Рада могла быть созвана в любой день и время по желанию большинства Войска. Решения Рады были обязательны к исполнению для каждого запорожца. Всего начальствующего состава на Сечи, по разным источникам, насчитывалось от 49 до 149 человек. Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул, писарь и куренные атаманы. Это было фактически правительство Запорожской Сечи. Далее шёл низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д. Кошевой атаман соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в военное время имел полномочия диктатора. Имел право подписи смертных приговоров для казаков, совершивших преступления. Кошевой атаман вступал в дипломатические сношения с соседними государствами: Московским, Польским, Крымским, Турецким и т. д. Имел официальный титул „Его вельможность господин кошевой атаман“. Символ власти кошевого атамана - булава. В то же время без решения Рады кошевой атаман не мог принять ни одного решения самостоятельно.

Казацкая Рада на Запорожской Сечи. Диорама из музея Запорожской Сечи, Хортица, 2008


На вооружении у запорожских казаков были пушки гаубицы, мортиры и мортирки, самопалы, пистоли, копья, сабли, луки, стрелы, клинки и кинжалы. Исторические и археологические данные показывают, что Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех народов, с которыми воевали запорожцы. Как истинные рыцари, запорожцы предпочитали всякому другому оружию саблю.Войско разделялось на три рода войск - пехоту, конницу и артиллерию. Численность всего войска была 10000 - 12000 человек, из них пехота составляла около 6000 человек. Элитной частью войска была конница. По своим боевым качествам это подразделение представляло самую грозную силу запорожцев.

Войско делилось на полки и сотни. Сотня представляла собой тактическую единицу войска и была численностью 180 человек. Полк состоял из трех сотен общей численностью 540 человек. Общераспространенным средством во время степных походов у запорожцев был табор, то есть, четырёхугольный или круглый ряд возов, который мог устанавливаться в несколько рядов и скреплялся цепями.


Главными источниками доходов на Сечи были: военная добыча во время походов, внешняя и внутренняя торговля, винная продажа, дань от перевозов, царское хлебное и денежное жалованье. Главным источником была военная добыча. По обычаям лучшую часть добычи запорожцы отдавали на церковь, а остальное делили между собой. Как отмечали иностранцы, бывавшие на Сечи по торговым, посольским или другим делам, оставшиеся после делёжки деньги могли быть пропиты казаками до последней копейки. Утаивание части добычи казаком считалось преступлением. Вторую значимую часть доходов давали шинки, расположенные на землях Войска Запорожского и сбор с проезжавших по землям войска купцов, торговцев, промышленников и чумаков. Значительную часть доходов составляли „дымовые“, то есть налог на жилища в пределах Войска. Последним источником доходов было жалованье, получаемое запорожцами от польского короля, а затем и от московского царя (реестровое казачество).


В 1591-1638 гг. происходит ряд казацко-крестьянских восстаний. В 1648 г. казаки поднимают восстание из-за усилившегося притеснения казаков польскими магнатами. Восстание возглавил казацкий полковник Богдан Хмельницкий. Первоначально казакам сопутствовал успех. Их поддержало Крымское ханство, которым тогда правил Ислям III Герай. В битве при Жёлтых Водах (1648) казацко-крымское войско (казаками командовал Хмельницкий, а крымцами - Тугай-бей) одержало свою первую победу, разбив польский отряд Степана Потоцкого. Вскоре последовала победа в Корсунской битве(16 мая 1648 г.) До конца июля была освобождена вся территория Левобережья, а до конца августа - Брацлавское,Киевское, Подольское(кроме г. Каменца) воеводства на правобережье, а также восточные и южные районы Волынского воеводства. освобождение правобережья связывают с именем Максима Кривоноса. В сентябре(11-13) была одержана победа под Пилявцами. Осенью ареной военных действий выступает Галиция. 26 сентября началась осада Львова. Гетьман требовал от польского командования и городской власти капитулировать и выдать казакам Я.Вишневецкого, А.Конецпольского. Узнав, что те тайно убежали, Хмельницкий, получив выкуп для уплаты ордынцам, снимает осаду и направляется на Замостье. В начале ноября гетьман начал переговоры с польским правительством и заключает перемирие с Яном II Казимиром. Победный поход 1648 завершен. 23 декабря 1648 г. казаки торжественно входят в Киев.

Богдан Хмельницкий.

Максим Кривонос.

Битва под желтыми Водами.


Однако в 1651 г. происходит Берестецкая битва, в результате которой польская армия под предводительством короля Яна Казимира и Николая Потоцкого наносит сокрушительное поражение казакам, и в августе того же года литовский гетман Радзивилл занимает Киев. Казаки были вынуждены просить помощи у единоверной России. В 1654 г. была созвана Переяславская Рада, заявившая о переходе подконтрольных восставшим территорий под протекторат России. Русские войска поддержали восставших казаков, что привело к русско-польской войне 1654-1667. Война завершилась Андрусевским перемирием по условиям которого территории, лежащие восточнее Днепра (левобережная Украина) отошли к России, а лежащие западнее (правобережная Украина)- к Польше. Условия перемирия были позднее подтверждены мирным договором 1686.

Николай Потоцкий

Ян Казимир.

Учитывая, что Запорожская Сечь оказывала значительное влияние на казачество всей Украины, за Войско Запорожское между Петром І и гетманом Мазепой развернулась напряжённая дипломатическая борьба. На Запорожье со стороны Петра І и Мазепы начали поступать письма, в которых оба пытались склонить запорожцев на свою сторону.

Иван Мазепа.

Дипломатическую войну царь Пётр І, по мнению Д. И. Яворницкого, проиграл.

На Раде, состоявшейся в марте, запорожцы приняли сторону Карла XII и начали боевые действия против российских войск, как самостоятельно, так и совместно со шведскими войсками. В стычке в местечке Царичевке запорожцами было захвачено в плен несколько русских солдат, которых они отправили к шведскому королю, стоявшему тогда в местечке Будищах. Но в большинстве случаев сечевики терпели поражения, так они были разбиты в стычке с отрядом полковника Болтина, вместе со шведами они потерпели неудачу у местечка Сокольна от генерала Ренне. После того, как Кость Гордиенко и гетман Мазепа подписали с Карлом XII союзнический договор, царь Пётр I отдал приказание князю Меншикову двинуть из Киева в Запорожскую Сечь три полка русских войск под командованием полковника Яковлева с тем, чтобы „истребить всё гнездо бунтовщиков до основания“. Подошедший к Сечи полковник Яковлев, чтобы избежать кровопролития, пытался договориться с запорожцами „добрым способом“, но зная, что на помощь осажденным из Крыма может подойти кошевой Сорочинский с татарами, начал штурмовать Сечь. Первый штурм запорожцы сумели отбить, при этом Яковлев потерял до трёхсот солдат и офицеров. Запорожцам даже удалось захватить какое-то количество пленных, которых они „срамно и тирански“ убили.

11 мая 1709 года, с помощью казацкого полковника Игната Галагана, который знал систему оборонительных укреплений Сечи, крепость была взята, сожжена и полностью разрушена.

Игнат Галаган.

Окончательно судьба запорожцев была решена 5 августа 1775 года с подписанием российской императрицей Екатериной II манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии»

Наиболее известным письменным памятником истории Запорожской Сечи является письмо запорожцев турецкому султану (приводится по Выписке из книги Дарвинского сборника истории Запорожской Сечи, хранящейся в Публичной Библиотеке города Санкт-Петербурга, Послание относится к концу XVII века.) Письмо султана:"Султан Мохаммед IV - запорожским казакам. Я, султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств - Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться. Султан Мохаммед IV".

На это письмо козаки ответили:"Ти, султан, чорт турецький, і проклятого чорта брат і товарищ, самого Люцеперя секретарь. Який ти в черта лыцарь, коли голою сракою іжака не вб’еш. Чорт высирае, а твое військо пожирае. Не будеш ти, сукин ти сину, синів христіянських під собой мати, твойого війска мы не боімось, землею і водою будем биться з тобою, распрости твою мать. Вавилоньський ти кухарь, Макидоньский колесник, Іерусалимський бравирник, Александрійський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всього світу і підсвіту блазень, самого гаспида внук и нашого х…рюк. Свиняча ты морда, кобыляча срака, різницька собака, нехрещений лоб, мать твою…т так тобі запорожці висказали, плюгавче. Не будешь ти і свиней христіанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо і календаря не маемо, місяц у небі, год у книзя, а день такий у нас, який і у Вас, за це поцелуй в сраку нас! Підписали: кошевой атаман Иван Сирко зо всім кошем Запорожськім".

Запорожские казаки собирались в войско с самых далеких времен. Исторические факты свидетельствуют о его возникновении с тысяча пятисотого года. Одни современники основания считали, что возникновение казачества началось с объединения крестьян, стремившихся уничтожить крепостные порядки. По мнению других летописцев, это войско было создано из козар, которые обитали в а на Украину перешли во времена монголо-татарского ига.

Мужчины этого сословия не трудились, а проводили свое время, упражняясь в воинской науке. Со времен поселения в Украине их стали называть казаками. Принуждать к отбыванию непривычных трудовых повинностей воинов стали польские и литовские магнаты. Эти события происходили после захвата ими Украины. Однако казаки, чтобы избежать принудительных работ, удалились с обжитых земель. Они облюбовали себе место за порогами Днепра. По мнению историков, таким образом и появились запорожские казаки. Видя храбрость этого короли стали зазывать их на службу. А родовитые представители шляхты считали за большую честь быть предводителями храбрых отрядов.

Арсенал войска состоял из самого передового оружия того времени. Запорожские казаки владели пушками и гаубицами, мортирами и мортирками, самопалами и пистолями, копьями и саблями, клинками и кинжалами, луками и стрелами. Данные археологической и исторической науки подтверждают свидетельства о большом арсенале оружия, которое было отобрано у народов, с которыми велись боевые действия. Однако основное предпочтение запорожские казаки отдавали сабле.

В составе храброго войска имелась пехота, конница и артиллерия. Общая численность вооруженных казаков составляла от десяти до двенадцати тысяч человек. Элитным подразделением всегда считалась конница. Она представляла собой самую грозную по боевым качествам силу. В подразделения войска входили сотни и полки. Во время походов казаки останавливались на ночлег табором, который представлял собой расположенные по периметру ряды возов, скрепленные цепями.

Главным источником доходов Запорожской сечи была добыча, отвоеванная во время походов, а также торговля, продажа вина, дань, полученная от перевозов, и царское, а также королевское жалование. Часть добра, полученного в боях, отдавалась по обычаю в церковь. Оставшаяся добыча делилась поровну, и ее украинский казак мог пропить до копейки. Значимые суммы собирались Сечью с купцов, проезжавших по запорожским землям. Большая часть дохода включала в себя и налог на жилища, расположенные в границах Войска.

Феодалы с опасением смотрели на усиление влияния казачества. Ведь оно было на стороне угнетенных крестьян и всегда могло оказать им помощь. Стремления феодалов сводились к решению задачи уничтожения Сечи Запорожской и возвращению его к крепостной зависимости. К концу пятнадцатого-началу шестнадцатого веков литовские и польские магнаты смогли присвоить значительные территории земель, принадлежащих казакам. Вследствие этого, в 1648 году разгорелось восстание. Его возглавил полковник казачьего войска Поход под его предводительством был завершен победой.

Учитывая большое влияние Сечи на казачество Украины, за Войско вели дипломатическую борьбу Петр I и гетман Мазепа. Однако запорожцы встали на сторону Карла XII и вели против русских войск боевые действия. После подписания Мазепой союзнического договора со шведами, выдвинул на захват Запорожской Сечи три полка. Перед ними была поставлена задача истребить до основания гнездо бунтарей. В мае 1709 года крепость была взята, полностью разрушена и сожжена.

Окончательную точку в судьбе запорожцев поставила Екатерина II. В августе 1775 года ею был издан манифест, утвердивший уничтожение Сечи и отнесение ее к Новороссийской губернии.

Мы часто пытаемся понять, какой должна быть подлинная демократия. Между тем, работающая модель демократического общества, хотя и очень своеобразного, была в границах Русского мира в относительно недавнем прошлом - среди казаков Запорожской Сечи.

Есть несколько гипотез этнического происхождения запорожцев. Согласно первой, казаки - выходцы из Центральной России, пассионарии, отправлявшиеся на неосвоенные земли Дикого Поля за лучшей - или, правильнее говоря, за привольной - жизнью. Некоторые историки даже выводят казаков из полулегендарной вечевой республики вятских ушкуйников; в таком случае время разгрома этой республики в XV веке в ходе войн Москвы и Великого Новгорода примерно совпадает с первым письменным упоминанием об укреплённом казацком лагере в низовьях Днепра, относящимся к 1489 году.По другой версии, популярной среди украинских культурологов, сечевики были украинскими крестьянами, бежавшими в Запорожье от гнёта польско-литовских магнатов (в Польше крепостное право было законодательно введено в 1496 году).Историк Николай Карамзин отождествлял первых казаков с черкесами - одним из кочевых народов Золотой Орды.И, наконец, четвёртая теория: казаки являлись отдельным субэтносом (впитавшим русские, польские, украинские, татарские культурно-лингвистические элементы), который сформировал на острове Хортица, что за днепровскими порогами, уникальное протогосударство со своей культурой и политической системой.Как бы то ни было, если брать два главных признака этнической самоидентификации в начале Нового времени: религиозную и языковую принадлежность, - то исповедовали казаки православие (правда, весьма своеобразно, например, почти не соблюдая пост), а знаменитое письмо запорожцев турецкому султану написано по-русски, хотя и с заметным влиянием южных диалектизмов.

НА ОСТРОВЕ ХОРТИЦА

До середины XVI века на месте Сечи не было даже постоянного поселения - на зиму казаки расходились по ближайшим городам - Киеву, Полтаве, Чернигову.Строго говоря, если признавать казачье Запорожье квазигосударством, сравнивать его следует не с монархиями Нового времени, а с не имевшими чётких границ улусами золотоордынских кочевников, либо с древнегреческими полисами, жившими торговлей и морскими походами.

Чтобы стать казаком, следовало соответствать ряду условий: не иметь жены (как говорил Тарас Бульба, «Козак не на то, чтобы возиться с бабами»); принадлежать к православной вере (в доказательство исповедования оной достаточно было перекреститься); беспрекословно подчиняться атаману - в походе, и решениям казачьего круга - в мирное время. И, конечно, требовалось владеть оружием, знать казачьи традиции.В 1572 году было создано так называемое реестровое казачество, подчинявшееся польскому королю и получавшее от него жалование. Во избежание путаницы с казаками - подданными Речи Посполитой, также названными Войском Запорожским, сечевики стали именовать себя Войском Запорожским Низовым. Впрочем, любое подчинение вольных людей какому-либо монарху было сугубо номинальным; в турецкие походы отправлялись, не спрашивая позволения земных властей.Сечью управлял кош - синоним общины, состоявшей из 38 куреней (по нескольку сот казаков каждый) во главе с куренными атаманами. Глава коша назывался кошевым, избирался сроком на год. Если на следующий год атамана не переизбирали, тот возвращался обычным казаком в родной курень. В военное время кошевой имел неограниченные полномочия. Символом его власти являлась булава.

НИЗОВАЯ ВОЛЬНИЦА

Быт и нравы Запорожского казачества колоритно изображены Гоголем в уже упомянутом «Тарасе Бульбе».Казаки носят чуб - длинную прядь волос, отрощенную на выбритой макушке; срезать её - значит нанести запорожцу тягчайшее оскорбление. Право иметь такой оселедец имеет лишь взрослый казак, ибо то знак духовной и физической зрелости; любопытно, что в древности чубы носили также сарматские и скифские воины.Одежда сечевиков - рубаха и шаровары, шапка и кафтан. Как пишет современник, в 1640 году каждый запорожец имел карманные часы, в то время доступные только богачам.

Православие сечевиков причудливо сочеталось с остатками дохристианских верований. Особым почётом на Хортице пользовались целители-ведуны, так называемые «характерники» или «заморочники», занимавшиеся лечением бойцов и обучавшие их воинскому искусству. По легенде, именно таким колдуном, способным управлять погодой и заговаривать пули, был знаменитый атаман Иван Серко, не проигравший ни одного сражения с турками.Что касается культуры, то, разумеется, запорожцы не были малограмотными сорвиголовами, какими их изобразил, например, Генрик Сенкевич в романе «Огнём и мечом»: вспомним, сыновья того же Бульбы учились в духовной семинарии, как минимум, зная древнегреческий и латынь.

МОРСКИЕ ПОХОДЫ

Описание войсковой тактики запорожцев оставил французский инженер Гийом ле Вассер де Боплан, состоявший на службе у польского короля в второй четверти XVII века.

Каждую осень казаки отправлялись в поход против турок, в отмщение за постоянные грабежи и набеги вассалов султана - крымских татар. За 2 недели строили 80-100 човенов (лодок) на 50-70 человек каждый. Спускались вниз по Днепру; в устье реки их уже поджидали турецкие галеры, однако казаки выходили в море безлунной ночью, через камыши, по мелководью Днепровского лимана, куда османские корабли не решались заплывать. Двое суток непрерывной гребли - и запорожцы высаживались на Туретчине, захватывали добычу, стремительно уходили. В походе питались сухарями и варёным пшеном; если на човене кто-либо оказывался пьяным, его могли выбросить за борт: во время рейда всегда соблюдался сухой закон.

Весь XVIII век Россия продвигалась дальше и дальше на Юго-Запад, в кровопролитных битвах вытесняя турок и их вассалов из северного Причерноморья. С ликвидацией угрозы татарских набегов отпала необходимость и защитного рубежа в виде запорожского воинства. Для государственной системы Екатерининской империи, строившейся на началах упорядоченности и рационализма в духе эпохи Просвещения, вечно беспокойная сечевая вольница выглядела весьма чужеродным элементом. Вдобавок, многие казаки поддержали восстание Пугачёва. Неудивительно, что в 1775 году по указу царицы Сечь упраздняется. Несколько тысяч казаков, не пожелавших принимать российское подданство, уходят в принадлежавшее тогда Османской империи устье Дуная, основав Задунайскую Сечь, просуществовавшую ещё полстолетия, однако и близко не сравнимую по размаху с Запорожской в годы её расцвета. Трёхвековая история веселого "протогосударства" на острове Хортица была окончена.

Возникновение Запорожской Сечи

Вид на историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь» нац. заповедника «Хортица».

По мнению исследователей, первая крепость за Днепровскими порогами (т. н. хортицкий замок, прототип Запорожской Сечи) - была построена князем Дмитрием Вишневецким в 1553 году на острове Малая Хортица и просуществовала до 1557 года . В настоящее время этот остров носит имя Байды .

Число и порядок Запорожских Сечей

Местонахождение Запорожской Сечи в разные периоды её истории.

По мнению исследователей за всю историю Запорожского казачества существовало 8 сечей, которые располагались в основном в нижнем течении Днепра , за порогами , и существовали от 5 до 40 лет каждая. Всего Запорожская Сечь просуществовала около двух с половиной веков .

Все запорожские Сечи существовали не одновременно, а сменялись одна за другой по разным причинам. Иногда для обозначения крепостного сооружения Сечи применяли слово "паланка ".

Условия приёма в Запорожскую Сечь

Приём беспрерывно приходивших в Запорожскую Сечь осуществлялся, по данным Д. И. Яворницкого, после выполнения условий :

Вновь принятым казакам давались новые фамилии на украинский манер : Не-Ридай-мене-мати, Шмат, Лисиця, Не-пий-пиво, Не-пий-вода и т. д.

Национальный состав

Войсковое и территориальное деление

Вид куреня. Современная реконструкция на Хортице

В войсковом отношении запорожская община делилась на 38 куреней. Курень подразумевал собой в войсковом значении - сотню, полк , самостоятельную часть Войска. Слово курень имело двойное значение. Оно также означало и жилище запорожцев. По внешнему виду жилой курень представлял собой длинную казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров. Наиболее подходящим сравнение с современной огранизационно-штатной структурой вооруженных сил для куреня подходит понятие "рота ".

Войсковые, куренные и паланочные Рады

Сухопутные и морские походы запорожцев

Доходы Войска Запорожского

Борьба за Запорожскую Сечь между Петром І и гетманом Мазепой

Эта статья входит в тематический блок
Казаки
Казачьи войска
Донское · Уральское · Терское · Кубанское · Оренбургское · Астраханское · Сибирское · Забайкальское · Запорожское · Амурское · Семиреченское · Уссурийское
Исторические казачьи войска
Реестровое казачество · Азовское войско · Черноморское войско · Бугское войско · Волжское войско · Кавказское линейное казачье войско · Задунайская сечь · Запорожская Сечь · Персидская казачья бригада · Слободские казацкие полки · Казачья Лейб-гвардия
Казачьи чины
Казак · Приказный · Младший урядник · Старший урядник · Вахмистр · Подхорунжий · Хорунжий · Сотник · Подъесаул · Есаул · · Войсковой старшина · Полковник · Генерал-майор · Генерал-лейтенант · Генерал от кавалерии
Разное
Атаман · Гетман · Гетманщина · Некрасовцы · Папаха · Панцирные казаки · Пластун · Шашка · Станица · Царская сотня · Казаки в Турции · Слобожанщина · Совет украинского казачества · Расказачивание · Донской курень · Евреи в украинском казачестве

Учитывая, что Запорожская Сечь оказывала значительное влияние на казачество всей Украины, за Войско Запорожское между Петром І и гетманом Мазепой развернулась напряжённая дипломатическая борьба.

На Запорожье со стороны Петра І и Мазепы начали поступать письма , в которых оба пытались склонить запорожцев на свою сторону.

Петра запорожцы не поддержали по нескольким причинам, одной из главных была - крепость Каменный Затон ), служившая опорной базой российских войск на южных рубежах, как против татар («крымский хан … писал Порте , что татары не могут быть безопасны при существовании крепости Каменного Затона и что теперь самое благоприятное время потребовать от Москвы ее разорения, с угрозою, что в случае отказа хан присоединится к шведам со всею ордою» ), так и для «контроля» за запорожцами, которые в любой момент могли перейти на сторону крымского хана или Мазепы (из донесения посла в Константинополе П. А. Толстого : «4 числа получил я ведомость о злых замыслах козаков запорожских: прислали к крымскому хану просить, чтоб их принял под свой протекцион» ), (из письма запорожцев Мазепе: «чтоб присланы были к нам на кош уполномоченные от короля шведского и польского и от него, Мазепы, для заключения договоров, за кем им быть, а для разорения Каменного Затона чтоб присланы были войска, и как только эта крепость будет разорена, запорожцы поспешат к шведам на помощь против московских войск» ). Ни письмами ни деньгами привлечь на свою сторону запорожцев Петру не удалось. В это же время гетман Мазепа «объявлял, что царь хочет весь народ малороссийский загнать за Волгу, что московские войска разоряют Украйну пуще шведа». Также кошевой атаман Гордиенко призывал выступить против царя Петра. «Кошевой вор пишет универсалы за Днѣпр в Чигирин, прелщая к Мазепиной сторонѣ», - пишет князь Г. Долгорукий Меншикову 16 марта 1709 года. А 3 апреля докладывает царю, что Гордиенко «яд свой злой еще продолжает, на другую сторону за Днѣпр непрестанно прелестно пишет, дабы побивали свою старшину, а сами б до него за Днѣпр переходили, что уже такая каналія тамо за Днѣпром купами збираетца и разбивает пасѣки…».

Дипломатическую войну царь Пётр І, по мнению Д. И. Яворницкого, проиграл. 28 марта 1709 года кошевой атаман Кость Гордиенко и гетман Мазепа подписали союзнический договор с королем Карлом XII . В этом договоре Запорожье присоединилось к гетманско - шведскому союзу против царя Петра I. «Предводитель запорожцев со своими людьми был приведен к королю и приветствовал его, принеся клятву верности (Это произошло 27 марта (7 апреля) 1709 года)». Так описывает эти события в своих воспоминаниях очевидец - Даниель Крман.

Уничтожение Запорожской Сечи (1709 год)

Уже с января 1709 г. к Петру стали поступать сообщения, что запорожцы что-то замышляют. Подозревая, что казаки могут выступить против него, Пётр отдаёт распоряжения об укреплении гарнизонов крепостей: «…Вчерашнего дня получили мы подлинную ведомость, что запорожцы конные пришли уже давно и кошевого ждут с пехотою вскоре,а сей сбор их только 5 верст от Богородицкого, и опасно, чтоб чего над оным не учинили … не для города, а для артиллерии и аммуниции, которой зело много, а людей мало. Того ради зело потребно, дабы один конный полк послать в Богородицкий, велеть бы оному там побыть, пока из Киева три полка будут в Каменный Затон », при этом указывая Меншикову, что «…токмо едина материя суть, чтоб смотреть и учинить запорожцев добром по самой крайней возможности; буде же оные явно себя покажут противными и добром сладить будет невозможно, то делать с оными, яко с изменниками… ». На Раде, состоявшейся в марте, запорожцы приняли сторону Карла XII и начали боевые действия против российских войск, как самостоятельно, так и совместно со шведскими войсками. В стычке в местечке Царичевке запорожцами было захвачено в плен несколько русских солдат, которых они отправили к шведскому королю, стоявшему тогда в местечке Будищах. Но в большинстве случаев сечевики терпели поражения, так они были разбиты в стычке с отрядом полковника Болтина, вместе со шведами они потерпели неудачу у местечка Сокольна от генерала Ренне . После того, как Кость Гордиенко и гетман Мазепа подписали с Карлом XII союзнический договор, царь Пётр I отдал приказание князю Меншикову двинуть из Киева в Запорожскую Сечь три полка русских войск под командованием полковника Яковлева с тем, чтобы «истребить всё гнездо бунтовщиков до основания» . Подошедший к Сечи полковник Яковлев, чтобы избежать кровопролития, пытался договориться с запорожцами «добрым способом», но зная, что на помощь осажденным из Крыма может подойти кошевой Сорочинский с татарами, начал штурмовать Сечь. Первый штурм запорожцы сумели отбить, при этом Яковлев потерял до трёхсот солдат и офицеров. Запорожцам даже удалось захватить какое-то количество пленных, которых они «срамно и тирански » убили.

11 мая 1709 года, с помощью казацкого полковника Игната Галагана, который знал систему оборонительных укреплений Сечи, крепость была взята, сожжена и полностью разрушена. Докладывая царю об уничтожении Сечи:

Живьем взято старшин и казаков c 300 человѣк, пушек, також и амуниціи взято в оном городѣ многое число… А ис помянутых живьем взятих воров знатнѣйших велѣл я удержать, а протчих по достойности казнить и над Сѣчею прежней указ исполнить, також и всѣ их мѣста разорить, дабы оное измѣнническое гнѣздо весма выкорѣнить".

Памятный знак в ознаменование первых побед войска Богдана Хмельницкого над правительств. войсками Речи Посполитой неподалеку от острова Хортица.

После схватки взяты были в плен - кошевой атаман, войсковой судья, 26 куренных атаманов, 2 монаха, 250 человек простых козаков, 160 человек женщин и детей. Из того числа 5 человек умерло, 156 человек атаманов и козаков казнено, причем несколько человек были повешены на плотах и сами плоты были пущены вниз по Днепру на страх другим. Вот как, по данным Д. И. Яворницкого, описывает эти события кошевой атаман Степаненко гетману Скоропадскому :

Учинилось у насъ въ Сичѣ то, что по Галагановой и московской присягѣ, товариству нашему голову лупили, шею на плахахъ рубили, вѣшали и иныя тиранскія смерти задавали, и дѣлали то, чего и въ поганствѣ, за древнихъ мучителей не водилось: мертвыхъ изъ гробов многихъ не только изъ товариства, но и чернецовъ откапывали, головы имъ отсѣкали, шкуры лупили и вѣшали.

Уничтожение Запорожской Сечи (1775 год)

Окончательно судьба запорожцев была решена 5 августа 1775 года с подписанием российской императрицей Екатериной II манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии »:

Мы восхотели объявить во всей Нашей Империи… что Сечь Запорожская вконец уже разрушена со истреблением на будущее время и самого названия Запорожских казаков… Сочли Мы себя ныне обязанными пред Богом, пред Империею Нашею и пред самым вообще человечеством разрушить Сечу Запорожскую и имя казаков от оной заимствованное. Вследствие сего 4 июня нашим Генерал-Поручиком Текеллием со вверенными ему от нас войсками занята Сечь Запорожская в совершенном порядке и в полной тишине без всякого от казаков сопротивления… Нет теперь Сечи Запорожской в политическом ее уродстве, следовательно же и казаков сего имени…"

Причины уничтожения

1. Захват российским правительством при согласии войсковой запорожской старшины исконных земель, принадлежащих запорожцам и их сопротивление этому захвату. По сведениям Малой энциклопедии Украинского казачества и других источников - это была одна из важных причин уничтожения Сечи.

2. Участие запорожцев в оказании помощи гайдамацкому движению на Западной Украине. По сведениям Малой энциклопедии Украинского казачества и других источников, именно из Сечи выходили гайдамацкие отряды на польскую Украину.

3. Успешная война России с Турцией и заключение Кучук - Кайнарджийского договора, что привело к усилению позиций России в Причерноморье и к утрате Запорожской Сечи своего значения как войска в борьбе с Турцией.

4. Экономическое развитие Сечи, что вызывало опасение у Екатерины II, так как усиление экономической независимости могло привести к созданию автономии Сечи на территории Российской империи.

5. Невозможность дальнейшего существования Сечи с выборным правительством в условиях централизованного устройства Российской империи.

Последствия

Остров Хортица. Вид на реконструированный редут времён Русско-турецкой войны 1735-1739 гг. и часть здания Музея истории запорожского казачества. Вдалеке видны постройки историко-культурного комплекса «Запорожская Сечь»

Уничтожение Запорожской Сечи привела к захвату земель и раздаче их приближённым Екатерины II, а часть казаков были превращены в крепостных.

Изгнанные со своей земли более 5 тыс. запорожцев ушли в Турцию и основали там Задунайскую Сечь (1775-1828 гг.). В 1787 г казачьи старшины подали прошение на имя императрицы в котором выразили желание по-прежнему служить. Было сформировано «Верное войско Запорожское», которое участвовало в Русско-турецкой войне 1787-1792 . По окончании войны войско было преобразовано в Черноморское казачье войско и переведено на Кубань.

В 1860 году Черноморское казачье войско было слито с Кавказским линейным и стало называться Кубанским казачьим войском. Часть запорожских казаков осела в болотах и топях белорусского Полесья, на территории Мозырского уезда (деревни Боруск, Большие и Малые Автюки ныне Калинковичского района). Характерны фамилии: Гаркуша, Малащенко, Степаненко, Ком, Капитан, Шешолко и др. Многие их потомки «выбились в люди», отличаясь особой тягой и способностью к учению.

Судьба последнего кошевого атамана Запорожской Сечи

По приказу Екатерины II кошевой атаман Пётр Калнышевский был арестован и посажен в каземат Соловецкого монастыря, где просидел 25 лет, пока Александр I не «даровал» ему прощение. Историк М. Колчин назвал Петра Калнышевского - одним из первых политических каторжан Украины.

Письмо турецкому султану

Наиболее известным письменным памятником истории Запорожской Сечи является письмо запорожцев турецкому султану (приводится по Выписке из книги Дарвинского сборника истории Запорожской Сечи, хранящейся в Публичной Библиотеке города Санкт-Петербурга, Послание относится к концу XVII века .) Письмо султана:«Султан Мохаммед IV - запорожским казакам.Я, султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств - Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться. Султан Мохаммед IV».

На это письмо козаки ответили:«Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь. Якій ты в черта лыцарь, коли голою сракою ежака не вбъешь. Чорт высирае, а твое війско пожирае. Не будешь ты, сукін ты сыну, сынів христіянських під собой маты, твойого війска мы не боімось, землею i водою будем биться з тобою, распро… твою мать. Вавилоньский ты кухарь, Макидоньский колесник, Іерусалимський бравирник, Александрійський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всего світу i підсвіту блазень, самого гаспида внук и нашего х… крюк. Свиняча ты морда, кобыляча срака, різницька собака, нехрещений лоб, мать твою… От так тобі запорожці висказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христіанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо i календаря не маемо, місяц у небі, год у книзя, а день такий у нас, якиі i у Вас, за це поцелуй в сраку нас! Підписали: кошевой атаман Иван Сирко зо всім кошем Запорожськім».

Возрождение казачества

Возрождение казачества началось в конце 80-х : в Запорожье почти одновременно возникло несколько казацких товариществ. В году из товарищества «Запорозька Січ», выделилось Казачье Войско Запорожское Низовое. Казаки Войска ставят перед собой благородные цели: военно-патриотическое воспитание молодёжи, подготовка к службе в армии, охрана общественного порядка, развитие казачьей экономики, пропаганда идей казачества.

В 1988 году Музей истории города Запорожье на территории острова Хортица был перепрофилирован в Музей запорожского казачества. Ведется подготовка к строительству историко-культурный комплекса «Запорожская Сечь» на острове Хортица .

В году на базе Войска Запорожского Низового, образовался Всеукраинский Союз Казаков, в который сейчас входят представители 16 областей страны. Верховным атаманом Войска является генерал-хорунжий Александр Панченко.

Сегодня областная организация Союза казаков Украины - это свыше 2500 казаков, 17 казачьих спецдружин по охране общественного порядка, 16 школ джур молодых казаков, флагман которых - школа джур под управлением полковника Валерия Нарижного. В «Школе джур» ребята изучают казацкие традиции, обучаются рукопашному бою, воспитывают в себе патриотический дух и национальное самосознание.

См. также

  • Вишневецкий, Дмитрий Иванович - основатель первой крепости за порогами Днепра - прототипа Запорожской Сечи.
  • Сагайдачный, Пётр Кононович - кошевой атаман Запорожской Сечи.