Подписка

  • Cтудент, получающий образование по целевому набору, получает гарантию трудоустройства сразу после окончания вуза;
  • конкурс значительно ниже. Например, в 2016 году на одно место претендовали 1-2 абитуриентов;
  • после третьего курса предприятие предоставляет возможность работать по гибкому графику;
  • широкие возможности для карьерного роста.

Недостатки целевого приема:

Молодой специалист не имеет права выбора и обязан соблюдать условия, которые прописаны в договоре. Иначе он должен будет возместить все затраты на свое обучение.

Как получить целевое направление для бесплатного обучения: пошаговое руководство

Если вы решили поступать в вуз по целевому набору, то вам нужно начать подготовку заблаговременно, а не накануне начала приемной кампании в вузе. Вы можете обратиться к ответственному за профориентацию выпускников в школе, классному руководителю или директору, а также действовать самостоятельно. В любом случае алгоритм действий для поступления в вуз по целевому приему следующий:

  1. Определиться со , которую хотите получить, и выбрать ;
  2. Найти предприятие, которое соответствует направлению будущего обучения и готово предоставить оплату за обучение. Вы можете сделать это двумя способами - самостоятельно или через местную администрацию (муниципалитет). В случае самостоятельного обращения вам необходимо переговорить с директором и изложить свою просьбу на бумаге, указав желаемое высшее заведение и специальность. Если предприятие согласилось оказать содействие будущему специалисту, то оно само подает соответствующее ходатайство в местную администрацию. При обращении в местную администрацию вам помимо заявления также необходимо предоставить характеристику со школы. После этого абитуриент заключает типовой договор о целевом обучении с федеральным органом государственной власти или органом местного самоуправления (или государственной компанией, хозяйственным обществом, организацией).
  3. Обратиться в выбранный вуз и предоставить необходимые документы:
  • Аттестат (оригинал)
  • свидетельство о результатах ЕГЭ и другие требуемые вузом документы;
  • договор о целевом обучении
  1. Успешно пройти конкурс по результатам ЕГЭ.

Обратите внимание, что многие успешно сотрудничают с крупнейшими российскими предприятиями, поэтому вы можете обратиться в приемную комиссию вуза и уточнить о своих возможностях поступления по целевому набору.

Совет: Если вы решили принять участие в программе целевого приема, внимательно прочтите условия договора с предприятием перед тем, как поставить подпись. Также уточните, в каком объеме будет оплачиваться обучение - в полном или частичном. Узнайте о наличии стипендии и выделении жилья.

Обучение по целевому направлению – это всегда бесплатное получение высшего образования с гарантией рабочего места на несколько лет после выпуска.

Тем абитуриентам, которые хотят учиться на бюджетной основе и в последующем работать по специальности, получение такого направления является заветной мечтой, путевкой в будущее, дорогой к карьерным перспективам.

Кто вправе выдавать целевое направление, как поступающий в ВУЗ его может получить, какими могут быть основания для отказа в выдаче – все эти вопросы рассмотрим в данной статье.

Учиться с гарантией трудоустройства

Схема целевого обучения знакома в России уже давно. Ранее, в советское время, все ВУЗы распределяли выпускников по разным регионам страны, где новоиспеченный специалист должен был начинать свою карьеру. В настоящее время обязательного распределения нет, но государство остается заинтересованным в том, чтобы нехватка кадров восполнялась в стране равномерно.

На фоне сотен тысяч дипломированных юристов, экономистов и менеджеров многим абитуриентам кажутся не совсем престижными такие профессии, как ветеринар, эколог, историк – проблема трудоустройства по специальности остается довольно острой. Многие имеют призвание, но из-за низких зарплат не становятся педагогами, медиками.

Обучение по целевым направлениям в определенной степени решает проблему кадров: суть его в том, что за студента оплачивает обучение государство или частное предприятие. После окончания обучения молодой специалист обязан трудоустроиться в ту организацию, откуда он получил рекомендацию и в течение 3-5 лет в ней работать.

Если выпускник откажется «отрабатывать», он должен будет вернуть всю сумму, потраченную на его профессиональное обучение.

Получение образования таким способом можно назвать льготным, поскольку поступить на желаемый факультет легче – проходной балл по результатам ЕГЭ ниже. В редких случаях (если речь идет о популярной специальности) требования к конкурсантам могут быть достаточно жесткими. Одно направление выдается только одному конкретному человеку, передавать его другому абитуриенту нельзя, использовать для поступления в несколько ВУЗов запрещено.

Целевой прием подразумевает обучение на основании договоров, составленных между представителем высшего учебного заведения и:

  • федеральным государственным органом (к примеру, Генеральной прокуратурой РФ, Главным Управлением Следственного Комитета РФ);
  • органом государственной власти субъекта РФ (например, с муниципальным органом субъекта РФ о выделении целевых мест для обучения в медицинских университетах);
  • государственным муниципальным учреждением (направление от школы, гимназии в педагогические университеты);
  • госкомпанией или предприятием, где в уставном капитале есть доля государственных средств (Роснефть, Газпром);
  • коммерческим предприятием, которое располагает средствами оплатить образование своих будущих кадров.

В основном, направления получают от государства: это могут быть правоохранительные органы (прокуратура), медицинские учреждения, учебные заведения, которые рассчитывают на интерес к ним молодых преподавателей-выпускников и др. Крупные предприятия также могут оплачивать обучение студентов. Порядок получения возможности обучаться за счет государственной или иной организации в каждом конкретном случае разный, поскольку общие положения корректируются с учетом профиля выбранной специальности и правил учебного заведения.

Кстати, законодательство об образовании допускает целевой прием на обучение и тех, кто закончил школу не в текущем году, а ранее. Для таких граждан в дополнение к списку необходимых документов нужно представить данные о работе или учебе за период с момента получения среднего образования до поступления.

Институт прокуратуры

В последние двадцать лет прокуратура активно использует набор кадров посредством целевого направления. Пополнить ряды прокурорских работников не так просто – нужно пройти ряд специальных испытаний и соответствовать определенным требованиям, которые предъявляются к госслужащим. Кроме того, работа в правоохранительных органах предполагает стрессоустойчивость, преданность своему делу, высокие моральные принципы и отличные знания русского языка, истории и т.д. Если вы соответствуете перечисленным критериям, можно получить направление на обучение в ВУЗ от прокуратуры.

Для этого нужно обратиться в прокуратуру области или специализированное ведомство (транспортную, природоохранную) и в срок, указанный на официальном сайте (обычно до 20 июня 2016 года, в котором планируется поступить в институт), подать заявление о выдаче направления.

С заявлением необходимо представить следующие документы:

  • аттестат (если он еще не получен, то выписку об успеваемости за первое полугодие);
  • свое согласие на работу в органах прокуратуры;
  • автобиографию, личный листок по учету кадров;
  • копию паспорта (копируются все заполненные страницы);
  • характеристику со школы или лицея;
  • копию военного билета;
  • медсправку (форма 086).

Дополнительно необходимо пройти психологическую диагностику (тестирование) на предмет годности к профессии.

После рассмотрения документы направляются в Главное управление Генеральной Прокуратуры РФ, где определяют количество выделяемых для учебы мест.

Если мест достаточно, письменное направление выдается в отделе кадров региональной прокуратуры.

Отказом для выдачи могут стать различные обстоятельства. Так, наличие судимости у кандидата, а также у близких родственников не позволит стать сотрудником этого ведомства. Кроме того, психологические особенности характера, выявленные в ходе тестирования, также могут стать препятствием для трудоустройства.

В ходе решения вопроса о целевом приеме будет принято во внимание состояние здоровья будущего прокурорского работника – есть список, в котором указаны виды болезней, исключающих возможность трудоустройства в государственные органы (например, тяжелые заболевания нервной системы, инвалидность по зрению, онкозаболевания и т.д.).

Если вы прошли тесты и со здоровьем у вас все в порядке, вам выдадут направление, обучение по которому происходит только на факультете «Институт Прокуратуры» в очной форме. Этот факультет имеется не во всех учебных заведениях юридического уклона. Таких ВУЗОв в стране несколько - в Саратове, в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге. Практика показывает, что направление дается в ближайший по расположению ВУЗ, а также в его филиалы, которые есть во многих городах.

Даже при наличии на руках заветного документа о бюджетном обучении, отличные знания при поступлении никто не отменял:

  • ЕГЭ должно быть с высокими показателями по истории, русскому языку и литературе.
  • Средний балл зачисления несколько ниже, чем для поступающих в обычном порядке, но его тоже необходимо преодолеть. В противном случае о зачислении не может быть и речи, даже если вы «целевик». Обычно средний балл по трем дисциплинам для поступающих на целевой основе равен 230.
  • Если несколько абитуриентов набрали одинаковое количество баллов, то вопрос о зачислении решается на основании дополнительных сведений:
    • наличии золотой (серебряной) медали,
    • почетных грамот,
    • побед в олимпиадах и т.д.

После окончания обучения выпускник, согласно договору, один из экземпляров которого хранится в отделе кадров, обязан трудоустроиться в ту прокуратуру, откуда был направлен. В некоторых случаях по согласованию с работодателем (в лице Генеральной прокуратуры РФ) можно остаться работать в другом регионе. Если сложилось так, что по каким-то причинам выпускник не может стать работником прокуратуры или работал на должности менее пяти лет, с него взыскивается стоимость обучения в полном объеме.

Медицинские ВУЗы

Целевая подготовка будущих медиков регламентируется принятыми постановлениями федерального уровня: в квалифицированных кадрах медицинской области государство особенно заинтересовано, ежегодно на это тратятся крупные суммы из бюджета страны.

Для выдачи целевых направлений в медицинский ВУЗ необходимо принятие решения специальной комиссией муниципального органа региона. Проводится тщательный мониторинг рынка труда, делаются выводы о нехватке специалистов определенной категории в численном выражении.

Абитуриент, желающий получить целевое направление на учебу по медицинской специальности, должен представить муниципальному органу аттестат о законченном среднем образовании, а также набрать необходимое количество «проходных» баллов. Кроме того, по целевой подготовке можно пройти обучение только тем, кто получает высшее бесплатное образование впервые.

Важно знать период, когда принимаются заявки на получение направления – если пропустить срок, новая возможность представится только на следующий год. Информацию такого рода можно получить на сайте муниципалитета или непосредственно в медицинском ВУЗЕ. Так, в 2016 году заявку можно было подавать уже в марте, последний возможный срок подачи приходился на 10 июня.

В учебном заведении можно узнать, какие документы нужно представить, чтобы обращение приняли к рассмотрению. В основном, это:

  • заявление о выдаче целевого направления – составляется по утвержденной форме, бланк можно получить в Министерстве образования, муниципалитете или ВУЗе;
  • ксерокопия общегражданского паспорта (листы с ФИО поступающего и регистрацией);
  • всевозможные грамоты, документы, подтверждающие участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.

После получения заявок формируется список, из которых выбираются лучшие ученики по результатам ЕГЭ, они и будут зачислены на первый курс.

Стать педагогом по направлению

Как получить целевое направление в педагогический ВУЗ? Непосредственно в университете можно узнать список тех школ и лицеев, с которыми заключены договора. После чего с директором выбранной школы нужно пройти собеседование, довести до его сведения желание работать именно в этом заведении. Если ваша кандидатура будет одобрена, вы без труда получите направление.

Институты и университеты педагогического профиля довольно охотно принимают на обучение тех, кто потом будет гарантировано принят на работу в школы – ведь таким образом решается проблема нехватки учителей. Особенно лояльно относятся к тем, кто желает работать педагогом в отдаленных районах, деревнях, поселках. Таких желающих немного, поэтому пройти конкурс для них не составляет труда.

В некоторых ВУЗах Москвы специально создаются места для целевого набора только выпускников столицы.

Например , в Московском Педагогическом Университете выделяются свыше 100 мест для окончивших школы города Москвы и Московской области. В этом заведении уже давно практикуется обучение по направлению от окружных управлений образования Москвы, при этом абитуриент может участвовать одновременно и в общем конкурсе. После выпуска молодой педагог будет работать в одной из школ округа, от которого он получил льготную возможность бесплатного образования.

Как найти работодателя

Обратитесь в ВУЗ

Чтобы найти ту компанию, которая оплатит вашу учебу, нужно обратиться непосредственно в ВУЗ, поскольку там могут быть списки тех предприятий, с которыми имеются договорные отношения по целевому набору учащихся.

  • К примеру, «целевиком» по обучению в Московском университете путей сообщения можно стать через ОАО «РЖД», «Московский Метрополитен».
  • В РУДН ежегодно создаются места для обучения будущих сотрудников «Мосэнерго», «Гидроспецпроект».
Обратитесь в Министерство образования

Можно также обратиться через руководство школы или самому в муниципалитет региона, где узнать, от каких работодателей поступали заявки на заключение целевого договора. Такую информацию могут сообщить и в Министерстве образования области, а также непосредственно в выбранном университете. Заниматься решением данного вопроса нужно с зимы, накануне года поступления.

Также можно найти компанию самому – не секрет, что крупные предприятия также остро нуждаются специалистах, которым готовы оплатить учебу.

Что делать, когда найден работодатель

Если на ваше заявление откликнулись и вопрос решился положительно, то в приемную комиссию выбранного учебного заведения необходимо будет принести трехсторонний договор, в котором буду указаны данные вашего будущего работодателя и количество лет, в течение которые вы будете обязаны отработать. Внимательное прочтение договора поможет избежать неприятных сюрпризов в виде жестких условий оплаты или отработки (например, встречались случаи, где в договоре о целевом направлении от предприятия значились и 10, и 12 лет обязательной работы).

Кроме того, следует тщательно изучить пункты договора о правах абитуриента:

  • будет ли ему оказана социальная поддержка (стипендия, медицинское обслуживание),
  • как предлагается решить вопрос о предоставлении жилья (будет ли предоставлено общежитие).
  • Обратите внимание и на дату явки после окончания ВУЗа – на практике встречались случаи, когда в назначенную дату выпускник по забывчивости не явился в организацию для трудоустройства, что впоследствии стало причиной для судебного спора о взыскании расходов на его образование.

В договоре должны быть указаны и уважительные причины невыполнения выпускником обязательства о трудоустройстве: его инвалидность или инвалидность близких (одного из родителей, супруга, ребенка), особые обстоятельства (ликвидация, банкротство предприятия и т.д.).

Целевой набор в вузы – пережиток прошлого

Одна из претензий к приемным кампаниям последних лет – значительное число целевиков и льготников, из-за которых нельзя «пробиться» на бюджетные места. Как проходит целевой набор в вузы, в интервью РИА Новости рассказывает проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович.

- Григорий Гельмутович, в советское время целевой набор был довольно распространен, а сейчас? Сколько абитуриентов поступает таким образом? Кто их направляет, куда?

Минобрнауки «отводит» на целевой набор не более 20% от общего числа бюджетных мест вуза. Но наверняка есть нарушающие это требование. В целом же по стране целевой набор гораздо меньше.
Направлять на обучение в вузы абитуриентов по целевому набору могут органы государственного и местного управления. Это довольно сильное ограничение. Так, к нам в ГУ-ВШЭ с просьбой о целевом наборе обращались из Счетной палаты. Мы отказали – именно на том основании, что Счетная палата не является органом государственного управления. Мы можем принять на обучение, к примеру, по заказу правительства РФ, государственной думы, региональных администраций.

Самой нормой целевого набора широко пользуются отраслевые вузы. К примеру, в Московском государственном университете путей сообщений всегда был большой целевой набор.

- Есть ли конкурс среди целевиков? Как проходит их зачисление?

Механизм следующий. Сначала в вуз с официальным предложением-просьбой выделить места по целевому набору обращается, допустим, администрация области. Это обращение рассматривает Ученый совет вуза. Если он соглашается принять абитуриентов, то заключается договор, в котором указано количество мест целевого набора на группу специальностей.

К началу приемной кампании организация должна прислать в вуз список претендентов на целевой набор. Причем их должно быть больше, чем число бюджетных мест, чтобы среди них можно было организовать отдельный конкурс. Согласно правилам приема, он должен составлять не менее чем 1,2 человека на место. Норма, конечно, смешная, потому что по результатам ЕГЭ сейчас легко понять, кто проходит по этому конкурсу. По сути, организация может заранее сформировать список тех, кто будет зачислен в вуз.

- После окончания вуза обязаны ли выпускники работать в организации, направившей их на обучение?

Как правило, в запросе в вуз организация пишет, что нуждается в специалистах, гарантирует им трудоустройство и даже обяжет их вернуться в регион. Но, как говорят юристы, все это «юридически ничтожно». У нас нет крепостного права – человека нельзя «закрепить» за рабочим местом. По Трудовому кодексу это легко оспорить.

Те, кто направляет абитуриентов, думаю, это понимают, но вряд ли их это волнует. За годы обучения целевика уже и состав администрации сменится, да и кто у нас планирует набор специалистов на несколько лет вперед?

- А есть ли у вуза финансовая заинтересованность в приеме целевиков? Или финансовое «обременение»?

Нет ни того, ни другого. Под целевой набор выделяют бюджетные места.

Есть еще другая форма, когда организация направляет человека на обучение на коммерческой основе. Тут нет отдельного набора. Абитуриенту необходимо набрать достаточное количество баллов, чтобы его зачислили на платное отделение, после чего составляется тройственный договор – между абитуриентом и его родителями, вузом и организацией, оплачивающей обучение.

- Известно, что по целевому набору поступают слабые абитуриенты – иначе бы они подавали документы на общих основаниях. Но, выходит, вуз может и отказаться от практики целевого набора, если не хочет понижать планку приема…

Да, может. Но только ведущий вуз. Остальные будут лишь рады, что им присылают абитуриентов. В условиях демографического спада учебные заведения недобирают абитуриентов даже на бюджетные места, поэтому берут и слабых. Для многих вузов целевой набор – это гарантированный контингент студентов.

В ГУ-ВШЭ целевой набор ограничен, и мы не планируем его расширять. В последние годы работаем только по запросу правительства РФ, для которого каждый год выделяем 40 бюджетных мест, хотя на деле набор даже меньше… И еще – с республикой Бурятия. Была просьба ее главы, Вячеслава Наговицына: нужны кадры, надо поднимать регион... Но оттуда к нам направили всего четырех человек.

- Есть ли уверенность, что после окончания ГУ-ВШЭ они вернутся к себе домой – или останутся в Москве?

Вернутся, если им предложат работу и хорошую зарплату. Все же понимают: в Москве зарплаты выше, а жизнь дороже.

Казалось бы, целевой набор – неплохая норма. На Западе гарантия трудоустройства – это сильный козырь со стороны работодателя, ведь найти работу не так легко. Но у нас из-за разницы в зарплатах в крупных городах и регионах эта норма не работает. Поэтому лично я не вижу причин сохранять ее.

Целевой набор – рудимент прошлого . В советские годы, при обязательном распределении, эта норма работала. Сейчас же, если от нее отказаться, полагаю, ничего страшного не произойдет.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ),

Полное название учебного заведения - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», сокращенно НИУ ВШЭ. Неофициальное название - результат студенческого народного творчества - «Вышка».

Этот университет входит в топ-5 лучших вузов страны и справедливо считается самым прогрессивным и престижным среди столичных заведений.

Общие сведения о НИУ "Высшая школа экономики"

Университет работает на бюджетно-коммерческой основе: заведение получает государственные дотации, доходы от собственных научных проектов, контрактных студентов и от сторонних спонсоров и организаций. Такие многоканальные вливания в бюджет университета дают возможность руководству заведения все время улучшать материально-техническую базу ВШЭ и само качество образования.

На базе НИУ «Высшая школа экономики» работает 128 научно-исследовательских центров, 36 научных и проектных лабораторий, 32 международные лаборатории под руководством иностранных научных сотрудников. ВШЭ ведет самую интенсивную среди столичных вузов международную деятельность, сотрудничает с 298 зарубежными партнерами, имеет 41 программу двойных дипломов с иностранными университетами.

Примечательно, что с самого дня основания заведение возглавляет постоянный ректор — Я. И. Кузьминов.

«Не для школы, а для жизни мы учимся» — девиз Высшей школы экономики.

История университета

Высшая школа экономики не может похвастаться бурной историей. Первый кирпичик этого европейско-ориентированного университета не закладывал сам Петр I, а его коридоры не топтали Ломоносов или Ницше.

Это сравнительно молодой, но очень интенсивно развивающийся, прогрессивный вуз. Если бы учебные заведения отождествляли с городами, то ВШЭ был бы Сингапуром или Гонконгом.

Итак, школу открыли для студентов с 17 ноября 1992 года. Уже в 2009-м этот вуз на конкурсной основе получил звание Национального исследовательского университета.

Факультет права. Можно смело утверждать, что этот факультет готовит лучших юристов русской современности. Это небезосновательно, ведь университет сам был создан не без участия административной и правящей верхушки. Важно отметить, что студентам преподают материал с огромным акцентом на практику. Приглашают специалистов из государственных учреждений, практикующих юристов и т. д.

Факультет гуманитарных наук . Этот факультет никак не назовешь профильным для ВШЭ, отзывы специалистов также отмечают, что гуманитариев здесь готовят с пониманием того, что их специализация априори уступает делам компьютерщиков или экономистов. Но на факультете сильнейшая школа иностранных языков. Также большинство лекций являются публичными и факультативными для студентов других специальностей. На культурологию, философию и дополнительные курсы иностранных языков может приходить каждый студент, который жаждет расширения кругозора.

Факультет коммуникаций, медиа и дизайна. Этот факультет - вотчина студенток, особ мужского пола здесь даже меньше, чем в пединституте. Видимо, лавры Анны Винтур или Кэрри Брэдшоу не дают покоя больше особам прекрасного пола. А если серьезно, то на факультете готовят не только журналистов, а скорее полноценных специалистов для медиакоммуникаций с уклоном на работу в интернет-среде, PR-компаниях, проектных учреждениях.

Факультет экономических наук - самый что ни на есть профильный и крупнейший факультет. Студенческие отзывы об экономике и статистике в ВШЭ как о направлении подготовки звучат довольно неоднозначно. Якобы академическая нагрузка среди учащихся на грани непосильной. Зато сотрудничество с мировыми транснациональными корпорациями и университетами, которое имеется на этом факультете, дает студентам доступ к уникальным знаниям и возможность безграничного развития и успешного трудоустройства в любой точке мира. Здесь выпускают будущих Генри Фордов и Адамов Смитов. Опустим глаза на то, что здесь успешно отучился небезызвестный С. Мавроди.

Международный институт экономики и финансов (МИЭФ)

Об этом факультете однозначно следует поговорить отдельно. Это бриллиант среди жемчужин. Уникальное образовательное учреждение на просторах СНГ. Для его создания в далеком 1997 году НИУ ВШЭ и Лондонская школа экономики (входит в тройку лидеров экономического образования в мире) объединили усилия. И получилось такое грандиозное детище. Выпускники института получают и конфетку, и мороженое - диплом ВШЭ и диплом Лондонской школы экономики.

Конкурс беспощадный, да и нагрузка на факультете внушительная. С самого первого учебного дня все обучение проводится на английском. Бюджетные места только для победителей всероссийской олимпиады. Восторженные отзывы о международных отношениях у ВШЭ только подогревают интерес публики к этому вузу. Студенты треть курса проводят в Лондоне, вбирая все практические знания, которые может подарить опыт подобного образования. Ажиотаж вокруг поступления на этот факультет огромен, не останавливает абитуриентов даже плата за обучение в размере 600 тыс. рублей в год.

Если смелости и финансов не хватило на обучение в МИЭФ, можно получить степень бакалавра на другом факультете, а на магистратуру поступать по программе двойного диплома. Таких программ у «Вышки» 40 штук.

Особенности обучения в ВШЭ

Существует большое количество образовательных особенностей в НИУ ВШЭ. Отзывы студентов отмечают, что обучение в этом вузе не похоже на стандартное образование в нашей стране совершенно. Но это объяснить как раз легко - университет жадно вбирает опыт успешных мировых учебных заведений. И если обратить внимание на успех выпускников ВШЭ, то остальным национальным университетам также не помешало бы расширить взгляды на преподавание и не отворачиваться от успешного мирового опыта.

Высшая школа экономики стала одним из первых национальных университетов, которые перешли на программу обучения 4+2 (бакалавриат, магистратура). Учебный год разбит не на семестры, а на модули, их четыре, в конце каждого студентов ждет аттестация. Сумма оценок за модули определяет годовую оценку.

Система оценивания - десятибалльная, на европейский манер.

В тактике построения образовательного процесса видна ориентация на успех. Студентов сразу готовят быть уверенными, конкурентоспособными и крайне мотивированными. В университете работает система рейтингов. Отзывы студентов НИУ ВШЭ об этих самых рейтингах пестрят дьявольскими смайлами, но даже недовольные, уставшие студенты признают, что ничто так не мотивирует, как этот самый рейтинговый риск.

Так в чем тут дело? Да все просто. Контрактники с высоким рейтингом получают скидки или переводятся на бюджет. Бюджетники с высоким рейтингом сохраняют стипендию, со средним рейтингом - теряют стипендию, с низким переводятся на контракт. Это стимулирует студентов быть активными, учиться нон-стопом, привыкать к условиям высококонкурентной среды.

Такого предмета, как «Физическая культура», в университете нет. Есть тренажерный зал, различные секции, курсы и т. д. Пожалуйста, развивайтесь, заботьтесь о своем здоровье и физическом состоянии. Но это дело выбора.

Положительные отзывы студентов о ВШЭ

Субъективнее мнения студентов может быть только мнение детей. Часто отзывы учеников ВШЭ основаны на личном успехе или провале в процессе учебы. Но довольно много молодых людей осмеливаются изложить-таки объективно и рационально свое мнение о Вышке.

Огромный плюс университету - за одно это обстоятельство ему нужно поставить монумент в виде счастливого студента - в ВШЭ практически нет коррупции. Это отмечает большинство студентов. То ли причина в интенсивном финансировании деятельности вуза спонсорами, то ли в верности принципам «европейской прозрачности», но студенты сходятся на том, что получить диплом только знаниями тут очень даже реально.

Качество знаний, лекций и подготовка преподавателей варьируется на разных факультетах. Если анализировать отзывы о ВШЭ в Москве, то студенты сходятся на том, что качество преподавания на гуманитарном и политологическом профиле немного отстает.

Ни один отзыв не опишет качество образования настолько красноречиво, как статистика трудоустройства по профилю после окончания этого вуза: 94 % выпускников нашли подходящую работу. Это притом, что 48 % пригрели теплое корпоративное местечко еще до получения диплома. Ведущие компании засылают своих рекрутов в престижные университеты, чтобы те присматривались к ценным кадрам, когда они еще сидят на студенческой скамье.

Какие отрицательные аспекты обучения в ВШЭ чаще всего указывают студенты в отзывах

Больше всего студенты жалуются на нагрузки и на необходимость получать знания в условиях перманентной конкуренции. Рассуждать о том, можно ли сталкивать лбами студентов, которые еще вчера были детьми, можно бесконечно. Но руководство ВШЭ сделало выбор, и систему рейтингов отменять не собирается.

Также студенты негодуют по поводу системы «Антиплагиат». Есть университетская программа, на которой проверяют каждую работу. В тексте допускается только 20 % цитирования с точным указанием источника. Все остальное - личные суждения автора, выводы и т. д. Естественно, это многократно увеличивает время на подготовку рефератов и курсовых для студентов.

Общежития Высшей школы экономики

Корпусы ВШЭ разбросаны по городу, как и общежития. Сегодня у Высшей школы экономики работает 9 общежитий. Отзывы об общежитиях ВШЭ преимущественно положительные, но ироничные донельзя. Весь юмор в том, что находятся они в Подмосковье, и дорога от места жительства до учебного корпуса - это неиссякаемая почва для студенческих шуток. Если отбросить это неудобство, то в остальном общежития ВШЭ сделаны «для людей». Они квартирного типа, в них есть все удобства. В Москве есть Оно дешевле и ближе, но подходит только для непритязательных в плане комфорта жильцов.

Во всех общежитиях есть беспроводной бесплатный интернет с возможностью доступа в любое время суток.

Атмосфера в общежитии приподнятая, продуктивная и мотивирующая. В ВШЭ сделали элементарно-гениальную вещь, отдали должное стремлению каждого человека к бытовому комфорту. Сделали для студентов современные аудитории и общежития, и те не заботятся, как бы накопить воду в тазиках, помыть волосы над раковиной и т. д. А заботятся о приобретении знаний и саморазвитии.

Магистратура в ВШЭ: отзывы студентов, магистерские программы

Документы в принимает в электронном виде. После утверждения электронной заявки оригиналы можно привезти в приемную комиссию или отправить почтой.

Все абитуриенты проходят конкурс в виде вступительных экзаменов (чаще всего экономика + английский язык + математика, но дисциплины варьируются в зависимости от факультета).

Приказ о зачислении выдается где-то в середине августа, за две недели до начала лекций.

Магистерские программы в ВШЭ выглядят очень привлекательно. Практически все они двусторонние и дают возможность студентами получить двойные дипломы и получить уникальный опыт обучения в Сегодня ВШЭ сотрудничает с университетами Гумбольдта в Берлине, Пантеон-Сорбонна в Париже, Мейсона в Нью-Йорке, с 10 вузами Британии, включая Лондонскую Школу политических наук, а также высшими заведениями в Канаде, США, Люксембурге, Финляндии и т. д.

Его особенности, преимущества, недостатки.

При подготовке к поступлению в вуз принято рассматривать разные варианты. Один из них, это поступление в рамках так называемого целевого набора. Его особенность состоит в том, что абитуриент приходит в вуз не только с результатами ЕГЭ, но и с соответствующим направлением от какого - либо региона или учреждения. При этом, в случае успешного прохождения конкурса он зачисляется на выбранную им специальность, обучается там, а после окончания вуза идет работать в то место, откуда его направили.

Вроде бы все ясно и понятно. Однако, система целевого набора куда более сложная, чем это может показаться на первый взгляд. Она таит в себе и массу нюансов, которые не мешало бы знать будущему абитуриенту. Остановимся лишь на некоторых из них.

Взять хотя бы то обстоятельство, что де факто существует, два варианта целевого набора. Один из них осуществляется по договорам, заключенным с органами исполнительной власти. Другой - по договорам с предприятиями и организациями, а также в рамках госпрограмм связанных с развитием оборонно-промышленного комплекса. И хотя второй вариант формально не считается целевым, он, тем не менее, к нему приравнивается и получил широкое распространение.

Другая особенность целевого набора - в отраслевых вузах, где учредителем является профильное министерство (ведомство), количество выделенных под него бюджетных мест, как правило, больше, чем у вузов, находящихся в непосредственном подчинении Минобрнауки. Причем, на практике, оно зачастую превышает и установленные нормативы, согласно которым доля целевиков не может быть больше 15% от контрольных цифр приема. И такое положение дел считается вполне допустимым, если, конечно, величина целевого набора предварительно согласована с учредителем.

Будущим целевикам необходимо учитывать и то обстоятельство, что договора между вузами и заказчиками (органы исполнительной власти, ведомства, предприятия, организации), заключаются, как правило, в апреле - мае месяце, т.к. именно к этому времени утрясаются все вопросы с финансированием, списками претендентов и количеством выделенных им мест для обучения.

Еще один интригующий момент. Он касается возможности отказа в предоставлении целевых мест. Подобные случаи - обычное явление. Вуз не резиновый и он не обязан удовлетворять интересы всех, кто обратился к нему с запросом. Тут очень важна исторически сложившаяся практика взаимодействия вуза с теми структурами, которые ранее с ним сотрудничали и с которыми уже заключались договора на подготовку будущих специалистов.

Важным является знание и того факта, что сотрудничество с вузом осуществляется не вообще, а по вполне определенным направлениям подготовки. Т.е., к примеру, один заказчик, заинтересован в подготовке специалистов по компьютерной безопасности, а другой по безопасности автоматизированных систем. Именно поэтому, будущему целевику необходимо иметь представление не только о партнерах вуза по целевому набору, но и о специфике их запросов, адресованных вузу.

При этом, следует учитывать также то обстоятельство, что потребности в целевых специалистах могут формироваться двояким образом - либо спускаться по соподчиненности сверху, либо формироваться снизу, в соответствии с запросами конкретных предприятий и организаций. Яркий пример первого случая - медицинские вузы, где основные параметры целевого набора устанавливаются Минздравом. Второй, более свойственен техническим вузам, имеющим тесные связи с предприятиями - партнерами, которые и являются в дальнейшем работодателями.

Чем же интересен для всех целевой набор? Если брать вузы, то его выгода вполне очевидна - целевой набор это фактически гарантированное заполнение бюджетных мест, причем вне зависимости от демографической ситуации или каких либо других неприятных обстоятельств. При этом, для наиболее популярных вузов, не испытывающих проблем с абитуриентами, этот вопрос менее актуален по сравнению с остальными, в силу чего и число мест выделенных целевикам там несравненно меньше, чем у других.

Не менее заинтересованы в целевом наборе и сами абитуриенты. Оно и понятно - целевое направление позволяет закрыть сразу много вопросов. Во - первых, его наличие существенным образом облегчает сам процесс поступления, т.к. эта группа абитуриентов идет отдельным конкурсом, который значительно ниже обычного, и зачисляется в первую очередь. Во - вторых, целевое направление позволяет особо не задумываться о трудоустройстве после окончания вуза, потому что будущее место работы уже изначально определено. Важным является и то обстоятельство, что целевики зачастую обладают определенными преимуществами по сравнению с остальными учащимися. В частности, речь может идти о первоочередном заселении в общежитие, что особо важно для иногородних студентов или дополнительном стипендиальном обеспечении за счет будущих работодателей.

Есть у целевого набора и обратная сторона медали. Речь идет об обязательствах, которые накладываются на выпускников. Основное из них - это практически полное отсутствие выбора места работы после окончания вуза. Согласно установленного порядка целевик обязан трудоустроиться в той организации, которая его направляла на учебу, и отработать там, не менее 3-лет. При несоблюдении указанной нормы, работодатель вправе обратиться в суд и через него взыскать с нарушителя расходы по обучению.

Если же все это не смущает - в добрый путь. Целевой набор не такая уж неразрешимая задача, как это может показаться на первый взгляд.

Информация о том, где взять целевое направление -