Вторая мировая война не имеет равных по количеству государств, принимавших в ней участие. Разумеется, все страны по-разному были вовлечены в военный конфликт. Выделим самых экзотичных участников.

Тувинская Народная Республика

Тувинская Народная Республика (ТНР) вступила во Вторую мировую войну на стороне Антигитлеровской коалиции через три дня после СССР. Де-юре самостоятельное, но фактически зависимое от Советского Союза государство без колебаний 22 июня 1941 года приняло декларацию, в которой провозглашалась готовность тувинского народа «не щадя жизни, всеми силами и средствами участвовать в борьбе советского народа против фашистского агрессора».
Уже с первых дней войны ТНР оказывала активную материальную помощь СССР, в частности, передав ему весь свой золотой запас, исчислявшийся 30 млн. советских рублей. Общая же сумма добровольной материальной помощи населения республики составила 60 млн. рублей.
В мае 1943 года в ряды РККА вступили первые 11 тувинских добровольцев: пройдя интенсивный курс обучения, они были зачислены в 25-й отдельный танковый полк. В общей сложности во Второй мировой войне участвовало около 8 тыс. тувинцев.
Большое впечатления на немецкие войска произвела тувинская кавалерия, воевавшая в Галиции и Волыни. Пленный офицер вермахта на допросе признавался, что его подчиненные «подсознательно восприняли этих варваров как полчища Аттилы и потеряли всякую боеспособность».

Новая Зеландия

3 сентября 1939 года Новая Зеландия синхронно с Великобританией объявила войну фашистской Германии. В распоряжение британской армии Новая Зеландия предоставила свой военно-морской флот и передала 30 бомбардировщиков Vickers Wellington.
Но и сами новозеландцы активно участвовали в боевых операциях на фронтах Второй мировой. В частности, новозеландские экспедиционные силы сражались на Крите, в Греции, Северной Африке, Италии и Югославии. В общей сложности под ружье было поставлено около 200 тыс. человек, из них погибло почти 12 тыс.
Если в Греции, на Крите и в Северной Африке новозеландские войска похвастаться большими успехами не могут, то в Италии с октября 1943 по апрель 1945 года они добыли несколько локальных побед, в частности, освободили от итальянских войск целый ряд городов – Кастель-Френтано, Ареццо, Фаэнцу и Падую.
Были достижения у новозеландцев и на море. Так, крейсер «Ахиллес» поучаствовал в потоплении немецкого рейдера «Адмирал граф Шпее» в бою у Ла-Платы, а легкий крейсер «Линдер» в районе Мальдивских островов уничтожил итальянский вспомогательный крейсер «Рамб I».

Принимал участие в боях на фронтах Второй мировой и Батальон маори. Он принимал участие в Греческой и Критской операциях, а также в Североафриканской и Итальянской кампаниях. Сражались маори, по словам очевидцев, «беззаветно и храбро».

Судан


В условиях надвигающейся войны Великобритания объявила полную мобилизацию своих колоний. Однако в Судане численность британского военного контингента не превышала 10 тыс. человек, поэтому вся тяжесть обороны Судана возлагалась на самих суданцев.
Судан вступил в войну в июне 1940 года после нанесения британской авиацией ударов по позициям итальянцев в Эфиопии. А уже через месяц итальянские войска пересекли границу Судана и широким фронтом повели наступления на суданские города.
Особенно упорными бои были за Кассалу, где 6,5 тысячная группировка итальянских сухопутных войск, поддерживаемая танками и авиацией атаковала сводный батальон суданских вооруженных сил.
Вплоть до конца 1941 года перевес был на стороне Италии, пока объединенным союзным войскам не удалось оттеснить итальянскую армию с Северо-Восточной Африки. После участия в военных действиях Судан продолжал играть заметную роль во Второй мировой войне, являясь частью «африканской линии коммуникации», а также предоставляя американским и британским ВВС свои аэродромы.

Таиланд

Военные действия со стороны Таиланда в период Второй мировой войны начались в ноябре 1940 года во время франко-тайского конфликта, когда при поддержке японской дипломатии королевские войска вторглись во Французский Индокитай.
Официально королевство Таиланд вступило во Вторую мировую войну на стороне стран Оси 25 января 1942 года. Впрочем, дальнейшее участие Таиланда в войне ограничивалось поставкой продовольствия, строительством дорог и снабжением сражающихся в Бирме японских солдат. А после захвата Японией Британской Малайи королевство присоединило к себе штаты Тренгану, Келантан, Кедах и Перлис.

Бразилия

Бразилия это единственная страна Южной Америки, чьи вооруженные силы приняли участие в боевых действиях на фронтах Второй мировой войны. Ведущая активную торговлю с Германией, Бразилия с началом войны заявила о своем нейтралитете. Бразильское руководство колебалось вплоть до января 1942 года, после чего присоединилось к Антигитлеровской коалиции.
Первоначальное намерение бразильского командования сформировать 4 дивизии не было реализовано из-за трудностей с вооружением и транспортировкой. В результате был сформирован экспедиционный корпус в составе 25 тыс. человек, состоящий из пехотной дивизии и авиационной группировки. В июле 1944 года первая партия бразильского экспедиционного корпуса прибыла в Неаполь, где влилась в состав 5-й армии США, воевавшей на итальянском фронте.
Потери Бразилии по итогам войны составили 1889 военнослужащих, 3 военных корабля, 22 истребителя и 25 коммерческих судов. Бразильской элите война не принесла удовлетворения: надежды на передел колоний европейских государств и на присоединение Гвианы так и не оправдались.

Тонга

Находящееся под британским протекторатом королевство Тонга уже через неделю после Великобритании официально объявило об участии во Второй мировой войне. В отличие от Первой мировой войны тонганийцы не воевали с Германией – столкновения происходили исключительно в тихоокеанском регионе с японскими войсками.
К ноябрю 1941 года тонганийские вооруженные силы насчитывали чуть больше 400 человек. В случае нападения Германии или Японии они рассчитывали оборонять только крупнейший остров государства – Тонгатапу.
Но высадки противника на сушу так и не произошло. Все боестолкновения с японскими военными ограничивались территориальными водами королевства и его воздушным пространством. Только в 1943 году, когда численность тонганийских войск была доведена до 2000 человек они совместно с новозеландской армией принимали участие в боях за Соломоновы острова.

Монголия

Тесные взаимоотношения СССР с Монголией обеспечили стране поддержку от южного соседа в войне с фашизмом. Монголия, как и Тува оказала масштабную экономическую помощь Советскому Союзу, которая шла через специально созданный «Фонд помощи РККА».
Уже в октябре 1941 года в СССР был отправлен первый эшелон с подарками, куда помимо прочего входили 15 тыс. комплектов зимнего обмундирования и 3 тыс. индивидуальных посылок. Регулярная отправка эшелонов с помощью продлилась вплоть до начала 1945 года.
В январе 1942 года в МНР начался сбор средств на приобретение танков, и к концу года 53 танка (32 – Т-34 и 21 – Т-70) были доставлены в район Наро-Фоминска. А в 1943 году Советский Союз получил от МНР 12 боевых самолетов Ла-5, входивших в эскадрилью «Монгольский арат».
В военные действия монгольская армия включилась 10 августа 1945 года, объявив войну Японии. На фронт для участия в «Маньчжурской операции» было отправлено 80 тыс. человек. Это были в основном кавалерийские части, входившие в состав Советско-Монгольской конно-механизированной группы. По итогам боевых действий трое военнослужащих МНРА были удостоены звания героя Монгольской Народной Республики.

Image caption Жуан Феррейра де Албукерки - один из немногих ныне живущих бразильцев, принимавших участие во Второй мировой войне

Празднование 70-летия победы над нацистами, конечно, затронет в основном ключевых участников войны - Германию, страны бывшего СССР, Италию, Британию, США и Францию.

Бразилия - единственная южноамериканская страна, принявшая участие в боях Второй мировой войны.

Президент Дилма Руссеф, как ожидается, приедет в Рио-Де-Жанейро 8 мая на церемонию в честь сотен бразильских солдат, погибших во Второй мировой войне, однако в целом бразильцы вряд ли уделят много внимания этой исторической дате.

Немногие из них знают о 25 тысячах человек, которых отправили из Рио в 1944 году, чтобы вместе с союзными войсками прорвать Готскую линию (оборонительный рубеж немцев в Северной Италии).

Хотя о войне рассказывают в школах, о роли Бразилии обычно говорят как о незначительной детали или вообще ее не упоминают.

Несохранившийся нейтралитет

Когда в 1939 году началась война, Бразилия, находившаяся под диктатурой Жетулиу Варгаса, сохраняла нейтралитет.

Правообладатель иллюстрации Image caption Прошло много времени, прежде чем молодых призывников отправили на фронт

Однако, после того как немецкие и итальянские подводные лодки начали атаковать суда в Южной Атлантике, решение пришлось пересмотреть.

В 1942 году Бразилия объявила войну Германии и Италии, поддержав союзные войска и пообещав послать военных в Европу.

Однако сначала американские войска вынуждены были заняться подготовкой, в основном, не готовых к боям бразильцев.

Призыв начался в 1942 году, среди попавших под него оказался и Жуан Феррейра де Албукерки, который заканчивал обучение лингвистике и литературе в Университете Сан-Паулу.

Правообладатель иллюстрации Joo Ferreira de Albuquerque Image caption Мундиры бразильцев были очень тонкими и слишком напоминали военную форму немцев

95 летний Албукерки - один из немногих ныне живущих бразильских ветеранов Второй мировой войны.

"Нас призвали письмом, которое пришло в университетское общежитие, однако прошло много времени, прежде чем мы, наконец, отправились на войну", - рассказал Албукерки.

Освободители

Американские корабли покинули Рио-де-Жанейро только в июле 1944 года с первой партией бразильских солдат.

Изучение языков университете пригодилось Албукерки.

"Экипаж был американским и все команды отдавались на английском; мне приходилось переводить. Я помню, как мы были возбуждены: мы шутили, как много немцев убьем", - вспоминает ветеран о проведенном 21 дне на борту корабля, направлявшегося к Неаполю.

Правообладатель иллюстрации Joo Ferreira de Albuquerque Image caption Албукерки получил сертификат о прохождении курса по минному делу

Бразильский экспедиционный корпус в конечном итоге воевал в составе 5-й армии США.

Альбукерки дали 10 дней на обучение минному делу и назначили вторым сержантом в бригаду войск связи.

"В какой-то момент нам пришлось пробираться в самый центр боев, чтобы починить поврежденную телефонную линию, пока бомбы летали над нашими головами!" - рассказывает он.

На нашивках экспедиционного корпуса изображена змея, курящая трубку. Бразилия явно считала это более вероятным, чем то, что мы пойдем на фронт!

Союзные войска продвигались к Готской линии, которая была серьезно укреплена силами гитлеровской коалиции - сотни тысяч мин и противотанковых орудий были установлены в горной местности.

Помощь бразильцев в битве при Монте Кастелло стала их крупнейшим военным достижением.

"Итальянский народ видел нас освободителями. Нас принимали очень тепло. Когда мы не могли найти заброшенный дом для ночлега, они принимали нас, даже если у них самих ничего не было. Мы обменивались с ними продуктами - сигаретами, шоколадом, жвачкой - в обмен на такие вещи, как граппа", - рассказывает Албукерки.

Конец без церемоний

Не считая нескольких ранений, его соединение из 12 солдат оказалось очень везучим: в годы их службы никто не был убит.

Правообладатель иллюстрации Joo Ferreira de Albuquerque Image caption Помощь бразильцев в битве при Монте Кастелло стала их крупнейшим военным достижением

Однако жизнь солдат за линией фронта не была совсем беспечной: бразильские зимние мундиры, сделанные из тонкой шерсти оливкового цвета, едва ли подходили даже для обычной европейской зимы, не говоря уже о суровой зиме 1944 года.

Ветеран вспоминает, что их мундиры также опасно напоминали форму немцев, и многие, заметив их, доставали оружие.

Албукерки и его сослуживцы отпраздновали победу недалеко от реки По в Северной Италии.

Конец экспедиции прошел без церемоний, а месяц спустя, после возвращения Рио, у военных забрали мундиры и военные удостоверения и бросили их без работы.

Лишь в 1988 году, когда в Бразилии установилась демократия, Албукерки и его сослуживцы получили признание и доступ к пенсионным фондам.

Обе мировые войны, хоть и проходили далеко от тропических берегов, повлияли на Бразилию: войны дали почву для медленного превращения Бразилии в мировою державу. Этот процесс продолжается до сих пор.

Часть 2. Авиация Бразильских экспедиционных сил в Италии

Окончание. Начало в "АиВ". №6"2002.

Бразилия стала единственной латиноамериканской страной, выделившей воинский контингент для участия в боях второй мировой войны на европейском ТВД. Основу этих сил составила 1 "я экспедиционная пехотная дивизия, но в их состав вошли и авиационный подразделения – 1-я группа истребительной авиации и 1-я эскадрилья связи и наблюдения.

1 -ю группу истребительной авиации (Grupc de Aviacao се Саza – GAVCA) сформировали 18 декабря 1943.. укомплектовав летчиками добровольцами, причем не только истребителями. Например. среди них был тениенте Альберто М. Торрес, ранне летавший на "Каталине" и принимавший участие в потоплении германской подлодки U-199. Всего в труппе насчитывалось 350 человек, в т. ч. 43 пилота. Возглавлял ее подполковник Норо Моуро. Интересно отметить, что в состав вспомогательного персонала был зачислен тениенте медицинской службы Лютеро Варгас – сын президента Бразилии Жетулио Варгаса.

Сначала 1 -я GAVCA была направлена для тренировок в зону Панамского канала на авиабазу Агуодульче. где летчики освоили истребители Р-40 Здесь часть понесла первую потерю – во время тренировочного полота разбился тениеите Данте Изидоро Гастальдони. 22 июня 1944 г группу передислоцировали в США на аэродром Соффолк Фила (шт Нью-Йорк) для переучивания на Р-47 "Тандерболт", на которых и предстояло воевать в Европе. За свои внушительные габариты и относительно низкую маневренность Р-47 получил у бразильцев прозвище Trator Voador – "Летающий трактор".

Завершив переучивание, личный состав 1-rtGAVCA 19 сентября погрузился на американский военный транспорт «Коломби» и отправился в Европу. Вынужденное бездействие во время морского перехода побудило авиаторов заняться геральдикой и создать эмблему части. Она подставляла собой овал в котором красовался весьма свирепый страус в форменной фуражке летчика, державший винтовку и синий щит с изображением созвездия Южного Креста – символа вооруженных сил страны (по мнению бразильцев. американская армейская кухня превратила их в тощих и долговязых "страусов"). Позднее на эмблемах воевавших самолетов дорисовали разрыв зенитного снаряда. В качестве девиза группы с легкой руки к-на Фирмино Алькеса был выбран охотничий клич "Senta а Pua!" (приблизительный перевод – ату!). В 1945 т. у группы появился еще один символ – песня "Венецианский карнавал", сочиненная самодеятельными композиторами после бомбежек Венеции. После воины она стала полуофициальным гимном бразильской истребительной авиации.

8 октября 1-м GAVCA высадилась в итальянском порту Ливорно. Она вошла в состав 350-й истребительной авиагруппы 22-го тактического авиационного командования США, которая также включала 345-ю, 346-ю и 347-ю американские эскадрильи. В Европе наименовании 1-я группа истребительной авиации использовалось сравнительно редко, чаще применялось 1-я бразильская истребительная эскадрилья (английская аббревиатура – BFS) Авиачасть состояла из четырех звеньев «красного», «желтого», «синего» и «зеленого» пилоты которых носили шарфы соответствующего цвета.

В Италии бразильцы получили 60 – Тандерболтов, из которых 37 перевели в резерв и отправили в неаполитанский Центр хранении. В ходе боевых действий для восполнения потерь спуда поступили 17 машин. Таг. им образов, за время прибывания в Европе бразильцы эксплуатировали 48 самолетов Р-47 модификации D-25-PE. 0-27 RE. D-28-RA. 0-28-RE и D-30-RE.

Сначала 1-я GAVCA базировалось в Таркуиние (севернее Рима), о 4 декабря 1944 г. передислоцировалась в Пизу. Подготовка к полетам продолжаюсь довольно долго – первые вылеты в Италии бразильцы совершили лишь 31 октября. Затем почти две недели они осваивали район боевых действий, летая в составе американских звеньев. В это время 1 -я GAVCA понесла первые потери на фронте. 6 ноября был сбит огнем с земли самолет тонченте Джона Ричардсона и Кордейрo да Сильва. Пилот погиб. Утром следующего дня во время тренировочного полета разбился тениенте Ольгегрд Ольсен. При отработке противозенитного маневра его -Тандерболт- потерял управление, летчик покинул самолет но высоте около 450 м, но парашют не раскрылся.

11 ноября 1-я GAVCA приступила к самостоятельным полетам Бразильцы готовились прежде всего для борьбы с воздушным противником, но такового повстречать в Италии оказалось сложно, и латиноамериканским летчикам пришлось, в основном, работать по наземным целям. Изредка их привлекали к сопровождению бомбардировщиков и разведывательным полетам (три бразильских – Тандерболта- были оборудованы фотоаппаратами К-25А для перспективной съемки) Полеты на сопровождение бомбардировщиков осуществлялись, главным образом, к перевалу Бреннер, через который проходил главный путь снабжения германских войск в Италии. В таких операциях -Тандерболты- оснащались ПТБ.

Во время штурмовок бразильцы использовали довольно широкий ассортимент средств поражения авиабомбы калибров 500фн 260 фи и 90 фн (соответственно 227 кг, 118 кг и 40 кг); зажигательные баки емкостью по 90, 110 и 165 галлонов (340, 416 и 624 л); изредка применяли 4. 5-дюймовые (114 мм) противотанковые нар М8А2, запускаемые из трехзарядных пусковых M10. Эти ракеты не отличались особой точностью, к тому же их подвеска существенно ухудшала аэродинамику самолета.

Пик боевой активности бразильских истребителей пришелся на последние недели войны, когда они приняли участие о поддержке 5-й американской армии, наступавшей в долине реки По. К тому времени 1-я GAVCA понесла ощутимые потери, и в ее составе осталось лишь 25 пилотов. -Желтое- звено пришлось расформировать. а его летчиков распределить среди трех оставшихся.

Холодным туманным утром 22 апреля 1945 г. все три звена атаковали цели в районе Сан-Бенедетто. где американцы собирались создать плацдарм. Под огонь бразильцев попали мосты. баржи и автомобили Через полтора часа одно звено совершило вылет на вооруженную разгадку в район Манту, уничтожив около 80 транспортных средств. К исходу дня бразильцы выполнили 44 боевых вылета – больше, чем в любой другой день. Два самолета получили повреждения, один был сбит, а его пилот тениенте Армандо де Сан-Коэльо попал в плен. После войны 22 апреля был провозглашен днем бразильской истребительной авиации, который отмечается до сих пор.

Подводя итоги боевой дейт ильное ти 1-й GAVCA. следует отметить, что за 184 дня итальянской кампании ее пилоты приняли участие в 445 миссиях, выполнив 2550 самолето-вылетов с общим налетом 5465 ч. Характерно, что 2546 полетов носили наступательный характер (штурмовка, разводки, сопровождение бомбардировщиков и т. д.) и лишь в 4 велось патрулирование над территорией, занятой своими войсками. Бразильские летчики имели довольно вы сокий (по американским меркам) индивидуальный налет. Многие из них записали на свой счет 80 и более боевых вылетов, а рекордсменами стали тонионте Альберто Мартине Торрес (99 вылетов) и Жозе Меира Ребепло (95 вылетов). Действия 1-й GAVCA отличались весьма высокой результативностью Так, только за периоде 6 по 29 апреля 1945 г. часть, выполнив лишь 5% боевых вылетов 22-го тактического авиационного командования, уничтожила 85% складов боеприпасов. 36% складов топлива, 28% мостов, 15% автомобилей и 10% гужевых повозок от общего количества таких целей, уничтоженных всеми самолетами этого объединения. Но за успехи пришлось заплатить дорогой ценой: из 48 пилотов, служивших в бразильской эскадрилье (43 – начальный состав и 5 пополнение). 4 погибли в бою. 4 о катастрофах. 5 попали в плен, еще 3 сбитых над вражеской территорией были спасены итальянскими партизанами Кроме того, 7 пилотов пришлось списать по болезни. В боях и летных происшествиях были потеряны 22 самолета, еще один потерпел аварию в первые послевоенные дни.


Подготовка к боевому вылету бразильского «Тандерболта»


P-47D-25RE из состава 1-й GAVCA



Самолеты «синего звена» на аэродроме в Таркуинне


Бразильский "Пайпер" L-4H в полете


L-4H на полевом аэродроме. Италия, весна 1945 г.


Вклад 1-й GAVCA в победу был отмечен Благодарностью президента США (среди неамериканских частей ВВС подобной награды удостоены лишь две австралийские эскадрильи). Церемония награждения состоялась аж 22 апреля 1986 г. на авиабазе Санта-Круз в Рио-де-Жанейро, где эта часть дислоцируется и сейчас (вооружено истребителями "Нортроп" F-5E/F).

Другим авиаподразделением Бразильских экспедиционных сил в Италии была 1-я эскадрилья связи и наблюдения (1 Espuadrillia de Ligacao e Observacao – ELO), сформированная 4 июля 1944 г Командиром подразделения стал к-н Жоао Аффонсо Фабрицио Беллок, уже в ходе боевых действий получивший звание майора. Личный состав эскадрильи насчитывал 12 офицеров (11 летчиков), 10 сержантов и 8 рядовых, кроме которых боевую роботу вели прикомандированные воздушные наблюдатели-артиллеристы. По американским стандартам, состав этой части соответствовал звену, и в документах союзного командования она именовалась 1-м бразильским звеном наблюдения и связи (1st Brazilian Air Spotting and Liaison Flight – BASLF) в задачи подразделения входили корректировка артогня, разведка и связь в интересах, прежде всего, бразильской пехотной дивизии.

В Италии 1-я ELO использовала восемь "Пайперов" L-4H (одна из модификаций знаменитого «Коба»). Первоначально они несли опознавательные знаки армейской авиации США, и лишь позже получили желто-золотые звезды бразильских ВВС. Каждый самолет имел собственное название: «Групо Эскола», «Бразил», «Бандеиранте», «Санта Терезинья», «Тимбирас». «Сеара», «Диего Жуниор» и «Люли» Девизом эскадрильи стали фраза Olho NkIe! (приблизительный перевод -Смотри на него!-).

1-я эскадрилья связи и наблюдения прибыла в Неаполь 6 октября 1944 г. вместе с другими частями 2-го эшелона Бразильских экспедиционных сил. После трех недель подготовки в Ливорно, 28 октября бразильцы приступили к выполнению боевых заданий, действуя с полевого аэродрома Ройял Филдз о местечке Сан-Россоре около Пизы. Впоследствии эскадрилья довольно часто меняла место дислокации, перемещаясь вслед за наступающими сухопутными войсками. В частности, с 13 ноября по 10 декабря 1944 г. она базировалась в Сан-Джорджио. C 10 декабря 1944 г по 18 марта 1945 г – о Сувиане, г. 18 марта по 27 апреля – в Лоретта Терме, а за последние несколько дней войны успело дважды сменить аэродром сначала Монтеччино Эмилия, а затем Пьяченца.

Типичный боевой вылет продолжался около двух часов. Находясь непосредственно над линией франта, авиаторы вели разведку, выявляя вражеские колонны, склады, скопления войск, и передавали их координаты но КП артиллерии. Некоторые отчаянные пилоты этим не ограничивались. Их поступки заставляют вспомнить зарю военной авиации: на противника они сбрасывали ручные гранаты и даже… камни!

Зимой 1944-45 гг бразильцы столкнулись с абсолютно повиданным на родине явлением – морозами. В нескольких полетах у «Пайперов» замерзали карбюраторы, что вызывало остановки двигателей. В такой ситуации летчиком приходилось планировать, пока на малой высоте карбюратор не оттаивал и двигатель снова начинал работать. Но полностью отказаться от полетов на средних высотах не позволял ожесточенный огонь германской мелкокалиберной зенитной артиллерии, заставлявший подниматься как можно выше.

За почти 200 дней боевых действий экипажи 1 й ELO выполнили 684 боевых вылета, из них 400 – на корректировку артиллерийского огня. Во многом благодаря их работе части Бразильских экспедиционных сил отличались наиболее точной стрельбой среди всех артиллерийских подразделений американской 5-й армии. Большинство пилотов эскадрильи имели на своем счету свыше 60 боевых вылетов, а тениенте Жоао Торрес и аспиранте Франсиз Форсайт по 70. Среди прикомандированных армейских наблюдателей выделялся к-н Адимар Гутьеррес Феррейра, совершивший 71 боевой вылет.

1-я эскадрилья связи и наблюдения прекратила существование 14 июня 1945 т., когда ее расформировали, о личный состав вскоре отправили на родину.




Дмитрий Хазанов/Москва

Александр Котлобовский/Киев

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 2 октября 2017; проверки требуют.

В бразильских водах действовала Группировка ВМФ США в Южной Атлантике (с марта 1943 - Четвёртый флот США) под командованием Джонаса Ингрэма , базировавшаяся в бразильском порту Ресифи . В сентябре 1942 Ингрэм получил в своё распоряжение также бразильский флот и авиацию . В 1943 в его состав входили 5 лёгких крейсеров типа «Омаха» , 8 эсминцев , некоторое количество небольших кораблей и 10 эскадрилий различных самолетов, базировавшихся на аэродромах в Бразилии и на острове Вознесения . Силами четвёртого флота были потоплены немецкие подводные лодки U-848 и U-849 и другие суда .

28 января 1943 в Натале прошла встреча между президентом США Рузвельтом и президентом Бразилии Варгасом . Бразильская сторона предложила задействовать собственную армию в вооружённых действиях. По замыслу бразильцев, лелеявших идею передела колоний в свою пользу, такое, более деятельное, участие в войне позволит Бразилии активнее участвовать в устроении послевоенного порядка. Кроме того они рассчитывали на помощь США в проведении индустриализации . США поддержали предложение. Изначально бразильские военные предполагали формирование трёх-четырёх дивизий, однако позднее, из-за трудностей с вооружением и транспортировкой, остановились на одной .

В июле 1944 первая партия бразильцев прибыла в Неаполь . Всего в состав Бразильского экспедиционного корпуса (порт. Força Expedicionária Brasileira ) входило 25 334 человека. Он состоял из одной пехотной дивизии и авиационной группировки. Бразильская дивизия воевала в составе четвёртого корпуса 5-й армии США на итальянском фронте с сентября 1944 до капитуляции немецких войск в Италии в апреле 1945 .

Потери Бразилии в войне составили 1 889 солдат и моряков (из них 948 - убитыми), 3 военных корабля, 22 истребителя и 25 коммерческих судов. Бразильские вооруженные силы получили опыт и существенную помощь вооружением от США - Бразилия приняла 70 % от всех поставок по ленд-лизу для Латинской Америки .

Во время войны произошёл рост импортозамещающей промышленности, это связано с государственной политикой страны, а также с сокращением импорта промышленных товаров . В 1942 с помощью США был построен металлургический завод в Волта-Редонде . Из-за морской блокады Германии, означавшую закрытие для Бразилии важного для неё европейского рынка сбыта, общий бразильский экспорт несколько уменьшился , однако сильно увеличился неевропейский экспорт. Так, продукция текстильных предприятий нашла себе потребителей в


В Бразилии легкие штурмовики NA-72 внесли свой вклад в борьбу с подводными лодками


Часть I. Противолодочные операции

«Европейская война»» - именно так называли вторую мировую бразильские газеты. Казалось, события в далекой Европе никоим образом не могут задеть южноамериканскую страну, тем более, что тогдашний президент, а фактически диктатор Бразилии Жетулиу Варгас отнюдь не горел желанием встревать в конфликт. В военно-политическом руководстве страны бытовали довольно сильные прогерманские настроения (например, министр сухопутных сил Эрику Гаспар Дутра шумным банкетом отпраздновал падение Парижа). Значительным влиянием на правительство пользовались представители многочисленных немецких и итальянских колоний. Поэтому даже когда в декабре 1941 г. в войну вступили Соединенные Штаты, за которыми последовали их латиноамериканские сателлиты, Бразилия сохранила нейтральный статус. В то же время в Вашингтоне прекрасно понимали ее стратегическое значение и даже подготовили план оккупации всего побережья Бразилии. Перед лицом прямой военной угрозы правительству Варгаса пришлось в январе 1942 г. разорвать дипломатические отношения с Германией, Италией и Японией.

Таким образом, из потенциального союзника Бразилия превратилась для держав «оси»» в вероятного врага. Как следствие, уже в феврале-марте 1942 г. пять бразильских коммерческих пароходов были торпедированы германскими и итальянскими подводными лодками у восточного побережья США. Вскоре подводная война стала угрозой для судоходства и непосредственно у бразильских берегов, тем более, что в то время вполне реальным считалось использование германскими субмаринами базы в Дакаре, находившейся под контролем правительства Виши. Перед Вооруженными силами Бразилии остро встала задача по защите жизненно важных океанских коммуникаций. Наряду с весьма малочисленными ВМС ее предстояло решать и Военно-воздушным силам - Forca Aerea Brasileira (FAB), которые были созданы 20 января 1941 г. путем слияния армейской и морской авиации. Однако в их составе отсутствовали специализированные патрульные самолеты, что вынуждало использовать в противолодочных целях все, что было под рукой: древние бипланы Vought V-65B Corsair, легкие бомбардировщики Vultee V-11GB2 и штурмовики North American NA-72 (одна из модификаций знаменитого «Тексана»»). Все эти машины имели слабое вооружение, недостаточный радиус действия и, кроме того, были одномоторными, что делало их применение над океаном весьма рискованным.

По иронии судьбы, наиболее подходящими для противолодочной борьбы оказались германские двухмоторные многоцелевые самолеты Focke-Wulf Fw 58 Weihe. В 1937-41 гг. две несколько отличавшиеся серии таких машин (в общей сложности 25 ед.) были собраны по лицензии в авиационных мастерских бразильского флота в г. Галеао. В мирное время «Фокке-Вульфы» использовались в качестве учебных самолетов, а также в Военно-морской авиапочтовой службе. Весной 1942 г. их приспособили для новой роли. В частности, заменили вооружение. Вместо турель-ного и носового германских пулеметов MG-15 установили в носовой части два 7,62-мм «Браунинга». Восемь подкрыльевых бомбодержателей для 25-кг бомб заменили одним подфюзеляжным узлом для 250-фн глубинной бомбы. В таком виде Fw 58 были рассредоточены по аэродромам Галеао, Сантос, Флорианопо-лис, Куритиба и приступили к патрулированию. Само их присутствие над конвоями создавало у экипажей гражданских судов чувство безопасности и существенно осложняло задачу вражеских подводников (впоследствии это подтвердили и плененные командиры германских лодок U-199 и U-513). И все же рассчитывать на то, что эти легкие самолеты станут настоящей грозой субмарин, не приходилось. Поэтому бразильское правительство охотно приняло предложенную США помощь. Уже в январе-марте 1942 г. в страну по ленд-лизу прибыли 10 истребителей Curtiss Р-36А Hawk, 2 старых бомбардировщика Douglas В-18 Вою и шесть современных North American В-25В Mitchell. Однако до использования такой техники в боевых условиях бразильским ВВС еще предстояло «дорасти»», поэтому эти машины поступили в специально созданную учебно-боевую часть - Авиационную подготовительную группу (Agrupamento de Avixes de Adaptazgo), расположенную в Форталеза на северо-восточном побережье.

Тем временем, подводные лодки стран «оси» все более активно действовали у бразильского побережья. Первыми сюда были направлены базировавшиеся в Бордо итальянские ПЛ «Кальви», «Барбариго». «Капеллини» и «Архимед», однако их достижения оказались скромными. Лишь «Барбариго» сумела торпедировать в районе порта Натал бразильский торговый пароход «Командан-те Лира». Примерно с мая 1942 г. угроза стала исходить и от германских субмарин. ВВС Бразилии уплотнили график патрульных полетов, но из-за все еще нейтрального статуса своей страны атаковать лодку авиаторы могли лишь тогда, когда она первой откроет огонь. Удобный случай представился 22 мая. В тот день «Митчелл» из Авиационной подготовительной группы патрулировал в районе архипелага Фернандо-де-Норонья и атолла Рокас, где четырьмя днями ранее «Барбариго» потопила свою жертву. Вел самолет смешанный экипаж: пилоты бразильских ВВС к-ны Паррейрас Орта и Памплона, а также американские инструкторы л-т Швейн, сержанты Йейтс, Тайлер и Робинсон. В 14.00 они заметили лодку в надводном положении, которая тут же открыла огонь из зенитного орудия. В ответ полетели глубинные бомбы, накрывшие субмарину, однако уничтожить ее не удалось. Спустя пять дней пара В-25В в том же районе безуспешно атаковала германскую ПЛ.

С каждым месяцем немецкие лодки все наглее оперировали у бразильских берегов. Каплей, переполнившей чашу терпения, стали действия U-507. которая в августе 1942 г. устроила настоящую «кровавую баню»» у побережья штата Баия. Вечером 15 августа с интервалом в 2 часа эта лодка потопила 8 20 милях от берега пассажирские пароходы «Бапенди» (270 погибших) и «Ара-ракура» (131 погибший). На следующий день она торпедировала всего в семи милях от берега лайнер «Аннибал Беневоло» (150 жертв). 17 августа бравые немецкие подводники отправили на дно очередное пассажирское судно «Итаджиба», а вслед за ним -пароход «Арара»». пытавшийся спасти потерпевших с «Итаджи-бы». Наконец, 19 августа была потоплена грузовая баржа «Жаси-ра». К счастью, на этот раз обошлось без жертв. Таким образом, в течение 5 дней U-507 уничтожила 6 судов, что привело к гибели 877 человек. В ответ на эти бесчинства Бразилия 22 августа 1942 г. объявила войну Германии и Италии.

Для летчиков патрульной авиации это означало переход к более активным действиям. Уже 26 августа «Валти»» с бортовым №122 (пилот тениенте Альфредо Гонсалес, штурман-бомбардир Мануэль Поэмер, стрелок-радист Карлос Зелл), действовавший с аэродрома Порту-Алегри на юге Бразилии, обнаружил и атаковал в р-не Арарангуа вражескую подводную лодку. С предельно малой высоты были сброшены гри 150-кг ОФАБ. ПЛ получила повреждения, но и самолет пострадал от взрывов собственных бомб, после чего сел на вынужденную в р-не Озорио. Два дня спустя «Валти» (борт «7»), пилотируемый к-ном Мануэлем Роджерио де Суза, атаковал ЛЛ в р-не Игуапе, но не нанес ей видимых повреждений.



Учебный самолет «Боинг-76СЗ» ВВС Бразилии







До поступления специальных самолетов бразильцы использовали для борьбы с подводными лодками легкие бомбардировщики «Валти» V11GB (вверху), многоцелевые «Корсары» и FW 58


Вступление Бразилии в войну открыло ее аэродромы для американской авиации. В январе 1943 г. в Натал прибыли три патрульные эскадрильи ВМС США: VP-74, VP-83 и VP-94. К лету 1943 г. количество американских эскадрилий в Бразилии, объединенных в патрульное крыло FAW-16, достигло пяти, а к концу года - десяти. Они размещались на базах Натал, Реси-фи, Форталеза и некоторых других. В основном, эскадрильи располагали гидросамолетами Martin РВМ Mariner и патрульными машинами берегового базирования Lockheed PV-1 Ventura. Встречались и части с довольно экзотической техникой. Так, эскадрилья ZP-42 была вооружена дирижаблями (в начале 1944 г. она действовала с аэродрома Ипитанга, шт. Байя, совместно с эскадрильями VP-204, VP-211 и VB-143).

Появление в Бразилии противолодочных сил США незамедлительно дало результаты. Первой их жертвой стала зловредная U-507, потопленная 13 января 1943 г. на подходе к порту Форталеза, что было воспринято как акт исторической справедливости. К другим наиболее значительным успехам американской авиации в Южной Атлантике в 1943 г. следует отнести:

15 мая два гидросамолета обнаружили южнее порта Ресифи большую ПЛ U-128 серии IXC. По их наводке лодка была потоплена американскими эсминцами «Моффет» и «Джуэтт»;

19 июля два «Маринера» из эскадрильи VP-74 потопили юго-западнее Рио-де-Жанейро U-513 серии IXC;

3 августа северо-западнее о. Вознесения самолеты из VB-129 совместно с эсминцем «Моффет» атаковали U-604, которая получила серьезные повреждения и через неделю была взорвана собственным экипажем;

Борьба с подводной угрозой в Южной Атлантике, хотя и была абсолютно необходимой для союзников и приносила ощутимые результаты, все же отвлекала силы авиации США, требовавшиеся на более важных ТВД. Поэтому американцы были заинтересованы в расширении противолодочных возможностей бразильских ВВС, которым передали в декабре 1942-январе 1943 гг. 28 патрульных самолетов Lockheed А-28А Hudson. В Бразилии эти машины первоначально разместили на авиабазах Натал, Ресифи и Сальвадор, а позже для расширения зоны патрулирования часть их переместили в Рио-де-Жанейро и Каноас. С лета 1944 г. «Хадсоны» были сведены в 3-ю и 4-ю группы средних бомбардировщиков (Grupo de Bombardeio Medio - GpBM), дислоцированные соответственно в Галеао и Форталеза.


Бразильская «Вентура» в полете


А-28А «Хадсон» из 3-й группы средних бомбардировщиков ВВС Бразилии




В 1943 г. ВВС Бразилии получили семь современных гидросамолетов Consolidated PBY-5 Catalina. Эти «чистые» летающие лодки были размещены в Белене (3 машины), Галеао (3) и Флори-анополисе (1). В следующем году поступили еще 15 амфибий PBY-5A. «Каталины», прозванные бразильцами Pata Спока (беременная утка), использовались в 1 -й и 2-й патрульных авиагруппах (Grupo de Patrulha - GpPat)*, штабы которых находились в Белене и Галеао.

Наиболее современными противолодочными самолетами ВВС Бразилии того периода стали PV-1 «Вентура». 30 марта 1944 г. 14 таких машин поступили в 1 -ю GpBM на базу Ресифи, где они заменили более старые «Митчеллы». Уже 15 апреля группа была объявлена боеготовой и на следующий день приступила к патрульным полетам, приняв эстафету от американской эскадрильи VB-143, которая возвратилась в США. Даже столь небольшое количество «Вентур» позволило существенно повысить боевые возможности бразильской береговой авиации, увеличив зону патрулирования в океане до 420 км от берега. Позднее началось освоение еще более совершенных самолетов Lockheed PV-2 Harpoon, однако до конца войны 2-я GpBM в Сальвадоре успела получить лишь 4 такие машины.

Эффективное использование новой техники требовало квалифицированных специалистов. Для их подготовки в Натале создали специальное учебное подразделение - Американо-бразильскую тренировочную часть (United States-Brazilian Training Unit - UsBaTu). После завершения шестинедельного обучения в UsBaTu слушатели направлялись для прохождения практики в американские эскадрильи, дислоцированные в Бразилии. Здесь они совершали патрульные полеты в составе смешанных экипажей. Первый выпуск UsBaTu, насчитывавший 36 офицеров-пилотов и 54 специалиста-сержанта, состоялся 26 ноября 1943 г., последующие - 31 января и 29 марта 1944 г. Программа подготовки оказалась настолько удачной, что термин UsBaTu стал в бразильских ВВС синонимом любых курсов обучения боевому применению.

На протяжении 1943 г. самолеты ВВС Бразилии как минимум 10 раз атаковали германские подлодки:

14 февраля «Митчелл» из 1-й GpBM (командир экипажа те-ниенте Вальтер Ноймайер) безрезультатно атаковал ПЛ возле Ресифи;

19 февраля командир авиабазы Сальвадор м-р Акуино на легком штурмовике NA-72 (борт «07») атаковал ПЛ, не нанеся ей видимых повреждений;

22 февраля NA-72 (борт «08») из Сальвадора, пилотируемый примеро-тениенте Франкуэйра, безрезультатно бомбил ПЛ;

5 апреля взлетевший из Сальвадора «Хадсон» под командой примеро-тениенте Иво Гастальдони в 60 км от Аракажу атаковал ПЛ глубинными бомбами, после взрыва которых на поверхности появились пузыри воздуха и масляные пятна, однако уничтожение лодки не было подтверждено;

8 мая В-18В из Ресифи (пилот тениенте Замир де Баррос Пинто) обнаружил и атаковал U-154 в тот момент, когда та готовилась торпедировать торговое судно «Мотокарлайн». Лодка не была уничтожена, но торпедную атаку удалось сорвать;

30 июня экипаж того же «Фокке-Вульфа» (кроме Бюнгнера, входил курсант Карл-Хайнц Эбериус) около входа в канал Сао-Себастьяо обнаружил два торговых судна, следовавших вне конвоя, как раз в тот момент, когда меньшее из них было торпедировано. Уцелевший пароход, шедший под американским флагом, открыл огонь в направлении предположительного местонахождения подлодки. «Фокке-Вульф» сделал несколько кругов над местом происшествия, но экипаж не сумел обнаружить ПЛ. Некоторые офицеры ВВС Бразилии довольно ехидно комментировали происшедшее: «От инструктора и курсанта с немецкими именами, которые управляют немецким самолетом, довольно сложно ожидать обнаружения германской субмарины!». Впоследствии удалось установить, что виновником инцидента была U-513, потопленная американской авиацией спустя три недели;

3 июля «Хадсон» с авиабазы Санта-Круз (пилот тениенте Кловиз Лабр де Лемос) атаковал крейсерскую лодку U-199 серии IXD-2, но не нанес ей очевидных повреждений;

31 июля бразильская противолодочная авиация добилась наиболее значительного успеха, его достичь удалось при участии американцев. Ранним утром «Маринер» из базировавшейся в Рио-де-Жанейро эскадрильи VP-74 обнаружил и атаковал ту же U-199. Лодка была повреждена, но не затонула и, в свою очередь, обстреляла самолет из зениток. На берегу была объявлена тревога по противолодочным силам, и в район инцидента из Рио вылетел дежурный «Хадсон» {пилот аспиранте Сер-хио Кандидо Шнорр). Обнаружив лодку, экипаж сбросил две бомбы Мк.17, а во втором заходе обстрелял ее из пулеметов, убив нескольких моряков из расчетов зениток. Довершила дело «Каталина» (борт «02»), пилотируемая аспиранте Аль-берто Мартин Торренсом. Возвращаясь из патрульного полета, она сбросила на подлодку три бомбы Мк.44, и «непотопляемая» U-199 наконец-то была уничтожена. Интересно, что поставившая победную точку «Каталина», кроме обычного номера, имела и название «Арара» - в честь торгового судна, потопленного U-507;



Американские «Маринеры» над Рио-де-Жанейро





И бразильцы, и американцы активно использовали над Южной Атлантикой «Каталины»


30 октября произошло последнее боевое столкновение бразильских авиаторов с германскими субмаринами. «Каталина» (борт «01») из 1-й GpPat (пилот к-н Дионисио Серкуейра) обнаружила и атаковала большую лодку U-170 серии IXD-2, которая получила повреждения, но не затонула. В свою очередь, досталось от зенитного огня и самолету.

В дальнейшем интенсивность действий германских подлодок в Южной Атлантике пошла на убыль, и с ноября 1943 г. ни одна субмарина не была обнаружена в бразильских прибрежных водах.

Противодействие германскому подводному наступлению в 1942-43 гг. стало боевым крещением для ВВС Бразилии. Как видим, они не отличились в этой кампании впечатляющими успехами: потоплена всего одна ПЛ, да еще несколько получили повреждения. Боевых потерь противолодочная авиация не понесла, но пять «Хадсонов» и одна «Вентура» были разбиты в летных происшествиях. Однако именно в то время бразильские ВВС начали освоение современных боевых самолетов, переход на новую организационную структуру, а также создали эффективную систему подготовки личного состава. Достичь этого удалось во многом благодаря помощи США. #9633;